28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 29 марта 2018 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.Ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 15 июля сего года. Статья Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, совершение пассии не предусмотрено богослужебным уставом, а чин совершения этих богослужений не имеет единообразия. Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством защитника Православия в борьбе с унией митрополита Киевского и Галицкого Иова Борецкого. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в конце изданной в Киево-Печерской лавре Цветной Триоди (включавшей в то время богослужения Недели Ваий и Страстной седмицы) как прибавление к богослужебному уставу. Согласно этому описанию, завершавшемуся словами: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению», – пассия совершалась в составе малого повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви, в частности, в Киево-Печерской лавре.

http://bogoslov.ru/article/5771426

Западно-Русские Митрополиты. Список. Православные митрополиты до Брестской Унии Приводится по изданию: А.В.Карташев. Очерки по историии Русской Церкви. 1. Григорий Болгарин 1458-1473 2. Мисаил Пеструч 1475-1480 3. Спиридон Сатана ок.1479-1481 (+ 1504) 4. Симеон 1481-1488 5. Иона I Глезна 1492-1494 6. Макарий I Черт 1495-1497 7. Иосиф I Болгаринович 1497-1501 8. Иона II 1503-1507 9. Иосиф II Солтан 1507-1521 10. Иосиф III 1522-1534 11. Макарий II 1534-1556 12. Сильвестр Белькевич 1556-1567 13. Иона III Протасевич 1568-1576 14. Илия Куча 1577-1579 15. Онисифор Девоча (Девочка) 1579-1589 16. Михаил Рогоза, мт с 1589, в 1596 перешел в унию, умер униатским митрополитом в 1599 В 1569 г. Михаил Рогоза на соборе в Бресте вместе с шестью епископами принял унию с Римо-Католической Церковью. Два иерарха - еп. Львовский Гедеон (Болобан) и еп. Перемышльский Михаил (Копыстенский) - унии не приняли и остались православными. С этого момента на территории Речи Посполитой существовало параллельно две иерархии - униатская и православная. Михаил Рогоза был униатским митрополитом до своей смерти в 1599. В результате его перехода в унию Православная Церковь в Западной Руси лишилась митрополичьего возглавления до 1620 г., когда иерусалимский патриарх Феофан поставил в митрополиты Иова Борецкого. Униатские митрополиты 1. Михаил Рогоза 1595-1599 2. Ипатий Потей 1599-1613 3. Иосиф Вельямин-Рутский 1613-1637 4. Рафаил Корсак 1637-1642 5. Антоний Селява 1642-1655 6. Не было митрополитов 1655-1661 7. Гавриил Коленда 1661-1674 8. Киприан Жоховский 1674-1694 9. Лев Шлюбиц-Заленский 1694- 2 июня 1708 10. Юрий Винницкий 1708- 22 сентября 1713 11. Лев Кишка 16 февраля 1714- 19 ноября 1728 12. Афанасий Шептицкий 1728-1746 13. Феодор Любенецкий-Рудницкий 1747, не одобрен базилианами 14. Флориан Гребницкий 1748-1762 15. Фелициан-Филипп Володкевич 1762-1778 16. Лев Шептицкий 1778- 24 мая 1779 17. Ясон Юноша-Смогоржевский 1780- 1 ноября 1788 18. Феодосий Ростоцкий 1788-1808 19. Ираклий Лисовский 1808-1809

http://sedmitza.ru/text/443856.html

Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви 30 мая 2019 г. 18:16 Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года ( журнал 53 ). Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения. Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви. В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии. В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5444790.ht...

Петр, митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Константинопольский (Могила) Родился Петр 21 декабря 1596 года в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность. Родной дядя его по отцу, Иеремия, был господарем Молдавии, а отец, Симеон, господарем Валахии и потом Молдавии. Оба эти господаря отличались приверженностью к Православию, старались покровительствовать Львовскому православному братству и присылали ему значительные денежные пособия на постройку братской церкви. Образование получил во Львовском братском училище. Выслушал полный курс словесных наук и богословия в Парижском университете. Свободно владел латинским и греческим языками. После захвата господарства Молдавии Кантемиром Мурзою в 1612 году семья Петра (Могилы) вынуждена была искать убежища в Польше, где они имели сильные родственные связи. Здесь Петр сначала поступил на военную службу и участвовал в известной битве под Хотином в 1621 году. Но через несколько лет, вероятно под влиянием митрополита Киевского Иова (Борецкого, † 1631), он решился оставить мир и около 1624 года поступил в Киево-Печерскую лавру. В 1625 году был пострижен в монашество. В апреле 1627 года скончался архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрала настоятелем архимандрита Петра (Могилу) . 28 апреля 1633 года хиротонисан во Львове епископом Львовским Иеремией (Тиссаровским, † 1641) во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. Скончался митрополит Петр в ночь на 1 января 1647 года. Согласно завещанию, погребен в склепе Великой Церкви Киево-Печерской лавры, в средней части храма. Петр (Могила) происходил из знатного молдавского рода, славившегося ревностью к православной вере. Его могло ожидать блестящее будущее, но он оставил все и пришел в Киево-Печерскую лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. Надо сказать, что, несмотря на гонения, в лавре в то время собралось много высокообразованных иноков, поставивших своей целью оказать поддержку Православию. Среди них были святогорские иноки: Киприан, получивший образование в Венеции и Падуе; Иосиф, протосингелл Александрийского патриарха; Виленский протоиерей Лаврентий Зизаний Тустановский и другие. Одни из них занимались переводами святоотеческих книг, другие писали труды в защиту Православия. В лаврской типографии печатались книги для церквей и училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 410-летию со дня рождения свт. Петра Могилы (комментарий в цифрах и фактах) Святитель Петр Могила Митрополит киевский Петр Могила В миру – Петр Симеонович Могила. Киевский митрополит. Годы жизни – 1597–1647 гг. Отец его был сперва господарем Валахии (1601–1607), потом Молдавии (1607–1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Во Львовском братском училище Петр Могила получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран киево-печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул «великого архимандрита». Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого; тогда же определилась вражда между преемником Борецкого, Исайей Копинским, и Петром Могилою. Петр Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от Киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был Петр Могила. Он выхлопотал признание легального существования Православной Церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых.

http://sedmitza.ru/text/408536.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАГАЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Загаецкая икона Божией Матери " Всемилостивейшая " Загаецкая икона Божией Матери " Всемилостивейшая " , местночтимый чудотворный образ, связанный с историей мужского монастыря свт. Иоанна Милостивого в селе Малые Загайцы Шумского района Тернопольской области Украины Празднование в 1 неделю после Успения Пресвятой Богородицы Монастырь основала во 2-й четверти XVII века вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митр. Киевского и Галицкого Иова (Борецкого) (1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII века потомки Ярмолинской отступили от православной веры. В 1720 году монастырь стал униатским. В 1749 году владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божией Матери с Младенцем, которая стала называться " Загаецкая " . Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651) . В 1794 году монастырь возвращен в лоно Православия и существовал до упразднения в 1964 году (официально открыт 18 октября 2007). Празднование Загаецкой иконе было установлено в 1933 году . Образ хранился в церкви во имя свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (заложена в камне ок. 1636). В ночь на 23 января 2006 года Загаецкая икона была похищена во время вооруженного ограбления монастыря. Место ее пребывания неизвестно. Описание На иконе (размеры 50×80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно. Младенец правой ручкой именославно благословляет, а левой прижимает к груди вертикально поставленный кодекс; из-под длинного хитона видны стопы, причем стопа правой ножки развернута наружу, как на Тихвинской иконе Божией Матери . Н.П. Кондаков указал на идентичность иконографии Загаецкой иконы иконографии чудотворного образа конца X или 1-й половины XI вка в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (лишь с той разницей, что римский образ ростовой), являющегося древнейшим списком Одигитрии. Кондаков также отметил, что икона Загаецкого монастыря известна ему как «Славящаяся милостями» .

http://drevo-info.ru/articles/13676690.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божией Матери Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божией Матери (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ, связанный с историей Иоанна Милостивого свт. муж. мон-ря в с. М. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл. (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четв. XVII в. вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению правосл. митр. Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Мон-рю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В нач. XVIII в. потомки Ярмолинской отступили от правосл. веры. С 1709 г. монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 г. он стал униатским. В 1749 г. владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил мон-рю икону Божией Матери с Младенцем, к-рая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651) (Загаецкий св. Иоанна Милостиваго муж. 3-кл. мон-рь//Волынские ЕВ. 1877. 16 окт.). В 1794 г. мон-рь возвращен в лоно Православия и существовал до упразднения в 1964 г. (официально открыт 18 окт. 2007). Празднование З. и. было установлено в 1933 г. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы (Загаецкий листок. Варшава, 1933). Образ сохранялся в ц. во имя свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (заложена в камне ок. 1636), до 2006 г., когда в ночь на 23 янв., во время вооруженного ограбления мон-ря, З. и. была похищена. Место ее пребывания до наст. времени не известно. На З. и. (размеры 50×80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно.

http://pravenc.ru/text/182453.html

Иоанн Вишенский († около 1630 г.). И. В. был один из самых знаменитых борцов за дело православия в Западной Руси и западно-русских духовных писателей конца и начала в. Время рождения его с точностью неизвестно. Местом происхождения его были Вишни в Галиции, почему он и известен в истории под именем Вишенского. Часто И. В. называется также Святогорцем, потому что он, постригшись в монашество в конце XVI в., удалился на святую гору Афонскую, где и проводил аскетическую жизнь в Зографской обители. Но одними только аскетическими подвигами жизнедеятельность И. В. далеко не исчерпывается. Он из далекой своей обители весьма внимательно следил за церковно-общественным состоянием Западной Руси и отзывался по поводу выдающихся событий в жизни последней своими сочинениями. Однажды И. В., не смотря на всю склонность свою к строго уединенной аскетической жизни, оставлял (в начале в.) свою обитель и посещал родину, куда его усиленно призывали многочисленные почитатели его для принятия непосредственного участия в борьбе Западной Руси за веру и народность. Была попытка и впоследствии вызвать И. В. в Западную Русь и привлечь его к борьбе этой последней за дело православия и русского народа. Известный собор южно-русских архипастырей, собиравшийся в Киеве в 1621 г. под председательством м. Иова Борецкого, усиленно приглашал И. В., но он, кажется, на этот раз не решился оставлять своей келии. Однако, живя вдали от родины, И. В. по-прежнему болел ее страданиями – внутренними и внешними – и продолжал отзываться своим живым пером на ее нужды и запросы. От И. В. осталось несколько сочинений полемического, обличительного и вообще религиозно-нравственного содержания, писанных им преимущественно в виде посланий к западно- русскому народу или к отдельным представителям его. В своих сочинениях И. В. являет себя человеком, получившим образование старо-русское, какое процветало и распространялось в Западной Руси чрез посредство т. н. братских школ. Как убежденный представитель этого направления западно-русского просвещения, И. В. принадлежал к числу консервативных ревнителей православия и крайне не сочувствовал проникавшим тогда в южно-русские школы, а через них и в народное сознание латино-польским обычаям и воззрениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Исаакий, епископ Перемышльский (Борискович) Был послушником Киево-Печерской лавры. Затем перешел на служение к Александрийскому патриарху Мелетию и находился при нем в качестве ученика и синкелла 12 в течение семи лет, до кончины патриарха. Многие годы подвязавшийся на Востоке и Афоне, по возвращении в Южную Россию он был назначен настоятелем Дерманского Троицкого монастыря, открытого князем Константином Острожским при содействии патриаршего экзарха Литовской митрополии. Князь Константин Острожский учредил в монастыре также типографию для православных. В 1614 году вторично путешествовал на Восток. С 1617 года – игумен Чернчицкого Спасского монастыря под Луцком. 11 января 1621 года Иерусалимским патриархом Феофаном, находившемся в Киеве, хиротонисан во епископа Луцкого. Вскоре был вытеснен униатами из епархии и жил сначала в Степанском, а потом в Киево-Михайловском монастыре. Делами своей епархии управлял из Киева. В 1625 году был в Москве на личном представлении государю Михаилу Федоровичу с письмами от Киевского митрополита Иова (Борецкого, † 1631) о принятии Малороссии в московское подданство. Но тогда эти просьбы были найдены несвоевременными. Принимал участие в киевском Соборе 1628 года, осудившем прокатолическое сочинение Полоцкого архиепископа Мелетия (Смотрицкого, † 1633) «Апология». 8 апреля 1633 года участвовал в хиротонии митрополита Киевского Петра (Могилы , † 1646). Оказал ему поддержку при учреждении им в Киеве высшего духовного училища. В 1633 году был насильно сведен униатами с кафедры. С 1633 по 1636 годы – епископ Перемышльский. Скончался в 1641 году в Киеве. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 11. кн. 2. – С. 315–318, 320, 405. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. ч. 2. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание/Сост. Ф. Смирнов. – Вильна, 1888. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1473.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр Могила – киевский митрополит, родом из Валахии, где отец его был господарем, в 1612 г. Могила, пораженный Кантемиром Мурзою, бежал в Польшу. П. Могила учился в православном Львовском братском училище, после этого за границей во многих университетах. Сперва П. поступил на военную службу участвовал даже в хотинской битве, но под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, вступил в духовенство и в 1627 г, избран Киево-Печерским архимандритом. В это время П. руководил осуждением «Апологии» Мелетия Смотрицкого и открыто начал борьбу с киевским митрополитом Исаией Копинским, не желая ему ни в чем повиноваться. В 1631 г. П. устроил при Киево-Печерской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском яз., которое впоследствии соединено было им с братской школой. В 1632 г. при избрании польским королем Владислава IV, П. присутствуя в Варшаве представителем киевлян, выхлопотал легальное существование для православной церкви, на ряду с униатской. Следствием этого разрешения явилось отрешение многих прежде избранных епископов в том числе и киевского Исаии Копинского вместо которого выбран П. Могила. Из Варшавы Могила отправился в Киев и при помощи лаврской братии и братской школы занялся отобранием от униатов церквей и монастырей, в том числе Софийского собора и Выдубицкого монастыря, восстановлением церкви св. Владимира Спаса на Берестове, устройством церкви трех Святителей, а в 1635 г. очистил от развалин остатки Десятинной церкви. Особенное внимание уделял П. Могила киево-братской школе, наз. Могилянской, хлопотал даже о переименовании ее в академию, приглашал преподавателей, усовершенствовавшихся за границей и защищал студентов от несправедливых нападок киевского воеводы Яна Тышкевича, ярого католика. П. Могила прославился еще и литературной деятельностью, составив и издавав следующие книги: 1) «Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста, издано Евангелие в 1616 г. на запад. русском литературном яз.»; 2) Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу студиев (1636 г.); 3) «Евхологион, альбо молитвослов» (1646 г.); 4) «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан»; (1645 г.); 5) рассказы о чудесах печерских; 6) полемическое сочинение по поводу книги Афанасия Кальноройского и много проповедей. Среди них особенно интересны: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина и «Слово на брак Януша Родзивилла». П. Могила приготовил еще «Катехизис», который, подвергшись обсуждению двух соборов: киевского в 1640 г. и ясского в 1643 г., напечатан был только в 1662 г. в Амстердаме на греческом яз.; им задуманы были еще две работы «Жития святых», исполненные Дмитрием Ростовским , и исправление и установление текста Библии, оконченное в XVIII в.; «Записки» П. Могилы печатались в «Киев. Епар. Вед.»; умер он в 1647 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010