Скачать epub pdf РУНА ОРОШЕННОГО ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ чудодейственная роса благодати, от чудотворного Ее образа истекающая ОТ ТЕБЯ РОСА УПАЛА РОСА ЛЮБВИ Ее Пречистая Дева вышеестественными слезами от иконы Своей чудесно явила. «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» ( Иов. 30, 25 ) Чудо 1 В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали. Беседа Когда было орошено руно Гедеоново, то этим предзнаменовалась Божия любовь к людям, ради которой Отчее Слово воплотилось от Девы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин. 3, 16 ). А когда икона Пресвятой Девы слезами себя орошала, какое в том виделось знамение? Не что иное, как знамение любви Ее к нам. А что слезы те служат ясным проявлением любви – вот, тотчас раскрою тебе истину. Плакал Иисус над Лазарем, видят иудеи слезы Его и что говорят? О любви Его к Лазарю повествуют: «Иисус прослезился, тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его» ( Ин. 11:35, 36 ). Также и друзья Иова, увидев своего любимого друга в струпьях от головы и до ног, «возвысили голос свой и зарыдали»: ( Иов. 2, 12 ). Отсюда познай и причину слез Пречистой Девы: плачет над нами, ибо любит нас и, видя нас согнивших струпьями беззаконий и лежащих во гробе злого обычая и совсем уже умерших душой, – соболезнует нам и сострадает, проливая слезы, как Иисус над Лазарем и как трое друзей над Иовом. Ибо воистину, злыми делами мы уподобляемся гниющему Иову и мертвому Лазарю: Иов – на гноище, Лазарь во гробе лежал, мы же – во грехах! Каждому из нас вопиет нужда: «Весь одержим страстями безмерными и на ложе зол низлежу!» Лежим и не встаем, как сказал о нас св. Давид: «Пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать» ( Пс. 35, 13 ). И мы даже не печемся о нашем вставании, по писанному: «когда впадет нечестивый во глубину зол, – нерадит» ( Притч. 18,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержание 1. Роса любви    Ее Пречистая Дева вышеестественными слезами от иконы Своей чудесно явила.     «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» (Иов. 30:25) Чудо 1    В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали. Беседа    Когда было орошено руно Гедеоново, то этим предзнаменовалась Божия любовь к людям, ради которой Отчее Слово воплотилось от Девы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16).    А когда икона Пресвятой Девы слезами себя орошала, какое в том виделось знамение? Не что иное, как знамение любви Ее к нам. А что слезы те служат ясным проявлением любви — вот, тотчас раскрою тебе истину.    Плакал Иисус над Лазарем, видят иудеи слезы Его и что говорят? О любви Его к Лазарю повествуют: «Иисус прослезился, тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его» (Ин. 11:35, 36). Также и друзья Иова, увидев своего любимого друга в струпьях от головы и до ног, «возвысили голос свой и зарыдали»: (Иов. 2:12).    Отсюда познай и причину слез Пречистой Девы: плачет над нами, ибо любит нас и, видя нас согнивших струпьями беззаконий и лежащих во гробе злого обычая и совсем уже умерших душой, — соболезнует нам и сострадает, проливая слезы, как Иисус над Лазарем и как трое друзей над Иовом.    Ибо воистину, злыми делами мы уподобляемся гниющему Иову и мертвому Лазарю: Иов — на гноище, Лазарь во гробе лежал, мы же — во грехах! Каждому из нас вопиет нужда: «Весь одержим страстями безмерными и на ложе зол низлежу!» Лежим и не встаем, как сказал о нас св. Давид: «Пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать» (Пс. 35:13). И мы даже не печемся о нашем вставании, по писанному: «когда впадет нечестивый во глубину зол, — нерадит» (Притч. 18:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его ( Ин.11:35–36 ). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася ( Иов.2:12 ). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати ( Пс.35:13 ), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит ( Притч.18:3 ). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки ( Лк.12:13–31 ), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему ( Иез.18:23 ). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней ( Лк.7:13 ). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея ( Пс.84:3–4 ), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери. Нравоучение 1-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Одиннадцатый член Символа Веры Чаю воскресения мертвых. Поучение 75. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Так читаются последние два члена Символа Веры . В них раскрывается цель, к которой всегда мы должны стремиться нашими мыслями и желаниями. Это величайшее благо, которое Иисус Христос приобрел Своими страданиями и крестною смертью, и к которому Он приводит нас Своим Божественным учением и спасительными таинствами. Настоящая наша жизнь есть путь к будущей вечной жизни. В продолжение всей земной жизни более всего должны мы заботиться о том, чтобы наследовать блаженную жизнь в вечности. Скажем, по порядку Символа, сперва о воскресении мертвых, и потом о жизни будущего века. Когда говорим: чаю воскресения мертвых, или ожидаю воскресения мертвых, – с этими словами должны мы соединять несомненное убеждение в том, что в определенное Богом время тела всех умерших людей, действием Божеского всемогущества, опять соединятся со своими душами, и воскреснут из мертвых. Истина будущего воскресения мертвых известна была и в Ветхом Завете. Праведный Иов говорил: Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов. 19:25–27 ). Пророк Даниил предсказал о всеобщем воскресении мертвых и о последнем суде, говоря так: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, а другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, на всегда ( Дан. 12:2, 3 ). Как часто и как ясно возвещает нам о будущем воскресении мертвых слово Божие Нового Завета, это вы сами знаете, или сами слышите в чтениях из евангелистов и апостолов. Напомню вам только некоторые изречения. Иисус Христос говорит: истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. – Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин. 5:25, 28, 29 ). Еще Господь говорит: Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин. 6:39, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

26. Библейские тексты о воскресении Воскресение предсказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» ( Ос. 13:14 ). – «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26:19 ). объяснено и описано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении... вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор. 15:41, 42, 52 ). ожидалось верными ветхого завета: «А я (говорит многострад. Иов) знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов. 19:25, 26 ). – »Ибо он (Авраам) думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование... жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» ( Евр. 11:19, 35 ). Иудеи веровали в воскресение: «Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес» ( Лк. 9:7, 8 ). «Марфа сказала Ему (Иисусу Христу): знаю, что воскреснет (Лазарь) в воскресение, в последний день» ( Ин. 11:24 ). возвещено и доказано нашим Господом: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф. 10:8 ). – «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» ( Мк. 12:25–27 ; Исх. 3:6 ). – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопросы священнику. Книга 5 Иеромонах Иов (Гумеров). Вопросы священнику: Кн. 5. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. Издание содержит ответы на письма, которые приходят на сайт Сретенского монастыря www.pravoslavie.ru . Пятая книга «Вопросы священнику» иеромонаха Иова (Гумерова), как и четыре предшествующих, посвящена духовным вопросам, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека, желающего идти путем спасения. В приложении — житие святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, написанное тем же автором. Приводим отрывок из книги.   Рукописи Ветхого и Нового Завета   Вопрос: Сообщите, пожалуйста, какой возраст имеют самые старые экземпляры Нового и Ветхого Завета из существующих поныне и где они хранятся? С уважением, Константин Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) Ученые текстологи при составлении классификации библейских манускриптов, учитывают не только их содержание (ветхозаветные и новозаветные тексты), полноту (весь библейский корпус, отдельные книги и фрагменты), но также материал (папирус, пергамент) и форму (свиток, кодекс). Древние библейские рукописи дошли до нас на папирусе и пергаменте. Для изготовления папируса внутренняя часть волокнистого тростника разрезалась на полосы. Они  плотно укладывались на гладкую доску. На первый слой под прямым углом клали другие полосы, смазанные клеем. Образовавшиеся листы шириной около 25 см. высушивались под прессом на солнце. Если тростник был молодой, то страница была светло-желтого цвета. Из старого тростника получался папирус темно-желтый. Отдельные листы склеивали. Получалась полоса длинной около 10 метров. Хотя известен свиток (небиблейский),  достигающий  41 м., папирусы размером более десяти метров были весьма неудобны для употребления. Такие большие книги как Евангелие от Луки и Деяния св. Апостолов помещались в отдельные папирусные свитки длиной 9,5 - 9,8 м. Слева и справа свитка крепились валики. На один из них наматывался весь папирус: тексты на еврейском и других семитских языках на левый, а на греческом и римском языках – на правый стержень. При чтении свиток разгибался на величину страницы. По мере прочтения страницы папирус наматывался на другой валик. Для большего удобства большие свитки иногда разрезались на несколько частей. Когда Спаситель вошел в Назаретскую синагогу, Ему подали книгу пророка Исаии. Господь Иисус Христос раскрыл книгу и нашел место. В греческом тексте буквально: раскатав книгу (Лк.4:17) и скатав книгу (4:20).

http://pravoslavie.ru/6115.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 26-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 70 зач., 13, 1—9 Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. «Разве я заслужил это?» — таков невольный вопль многих, когда посещает их большая беда. Если она со смертельным исходом, тут же рядом кто-то связывает это с виной пострадавшего: «Если с ним такое произошло, значит, он заслужил это». Эти галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, — у них, несомненно, были какие-то особые грехи, иначе Бог не попустил бы Пилату так жестоко расправиться с ними. И вместо того чтобы признать пострадавших мучениками, некоторые без всяких на то оснований называют их злодеями. В ответ Господь приводит еще один рассказ о посещении внезапной смертью. Не так давно упала Силоамская башня, и восемнадцать человек были погребены под ее руинами. Мы часто слышим, и в наше время чаще, чем когда-либо, о таких несчастных случаях. Силоамские башни не перестают падать. Башни, которые строятся для безопасности людей, часто становятся причиной их гибели. Господь предупреждает, чтобы мы не смотрели на жизнь упрощенно. Прежде всего те, с кем случилось несчастье, не более виноваты, чем остальные. Судить о людях и о событиях таким образом всегда рискованно, ибо все в чем-то виноваты, все заслуживают худшего. Хотя грех и страдание неотделимы друг от друга, и Епифаз сказал Иову: «Вспомни, погибал ли кто невинный, и где праведники были искореняемы?» (Иов. 4, 7), но мы знаем, что часто величайшие из святых (такие как Иов Многострадальный и святой Царь-мученик Николай) больше всех страдали. Мы должны опасаться делать ложные выводы из происходящего, чтобы не осудить великих страдальцев как великих грешников. Иначе мы можем придти к заключению, что нечестивые гонители Церкви, обидчики народа, в чьих руках власть и сила, находятся под покровом Божиим, а гонимые — отвергнуты Богом.

http://pravoslavie.ru/3784.html

Вопрос: Могут ли в Священное Предание Православной Церкви вкрасться ошибки? Может ли оно противоречить Библии? Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас, как и сама Библия? Почему? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Вопрос о каноническом авторитете Предания возник не в 16 веке, когда протестанты отвергли его, а еще в эпоху древних святых отцов. Реформаторы лишь ясно сформулировали свою позицию: «только Писание». Авторитет ими признается лишь за Библией. Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном и исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим – «покажите, где об этом говорится в Библии?» – хочется обратить к ним. В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (2Тим.3:16; 2Пет.1:21), но ни в одном месте не говорится, что, кроме Писания, не может быть еще другого руководства в делах веры. Господь наш Иисус Христос учил апостолов и народ не писанием, а словами и делами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин.21:25). Божественный Учитель в течение Своей земной жизни говорил и действовал, уча примером: Первую книгу написал я …о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян.1:1). Иисус Христос также научал истолкованию Писания: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:21-22); Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:27-28). И после Своего воскресения Иисус Христос продолжал учить Своих последователей понимать смысл священных книг: И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк.24:27). Господь давал живой пример того, что ученики должны будут делать после Его Вознесения: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13:15). Из вступления св. евангелиста Луки к написанному им Евангелию видим, что Предание предшествовало новозаветному Писанию, ибо были записаны несколько десятилетий спустя после Вознесения Господа: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк.1:2-4).

http://pravoslavie.ru/6811.html

Вопрос: Встретила сообщение, что один из самых авторитетных представителей современного иудаизма признал, что имя Мессии – Иисус. Прокомментируйте это, пожалуйста. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : 29 января 2006 года в возрасте 108 лет скончался каббалист Ицхак Кадури (наст. фамилия – Диба), который был духовным лидером сефардских евреев. В последние годы он часто говорил о скором приходе Мессии. Перед смертью сказал, что знает имя Мессии, «которое открылось мне 9 хешвана 5764 года (т.е. 11 ноября 2003 года)». Он написал это имя в небольшой записке и просил распечатать ее только через год после его смерти. Как потом оказалось, записка содержит следующий текст: «Yarim ha-Am Veyokhiakh Shedvaro Vetorato Omdim (Он возвысит народ и докажет, что Его слово и закон действительны)». Текст на иврите. Первые буквы слов в еврейском тексте ( ) составляют имя Мессии – Ишуа (Иисус). Хотя многие ортодоксальные иудеи резко негативно реагировали на содержание записки, видя в ней отступление от иудаизма, этого текста недостаточно, чтобы сделать вывод, что Ицхак Кадури имел ввиду нашего Спасителя. Все, что рав Ицхак говорил (в том числе после ноября 2003 года) при жизни, вполне укладывается в рамки обычного иудаизма, хотя некоторые высказывания могли озадачить ортодоксальных евреев: «Для нерелигиозных людей будет легче последовать за Машиахом (т.е. Мессией), чем для ортодоксальных». Самым показательным является то, что Ицхак Кадури не говорит о том, что Мессия уже пришел в этот мир 2000 лет назад, а по слову апостола Иоанна Богослова, «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4: 3). Ицхак Кадури в своей исключительной сосредоточенности на интересах евреев ничем не отличается от типичного представителя иудаизма. За долгую историю от пришествия Искупителя в мир до наших дней определились две полярные позиции. Одни евреи признали Иисуса воплотившимся Богом, Мессией-Спасителем. Приняв Его учение и жертвенно следуя Его заповедям, они достигли святости и наследовали вечное блаженство в Царстве Небесном: апостолы, праведные Гамалиил, Никодим, Иосиф из Аримафеи и многие другие в последующие века. Другие евреи (начиная от слепых фарисеев до современных иудаистов) имели и имеют непреодолимую ненависть к Спасителю мира и Его последователям. Неприязнь эта порой удивляет своей изощренностью. С начала 70-х годов XX века во всех иудейских начальных школах, а позже во многих высших школах запрещен даже международный знак «плюс», потому что он напоминает крест. Вместо него используется знак, похожий на перевернутую букву «т».

http://pravoslavie.ru/28960.html

архим. Мелетий (Шергин) Историческое описание Среди самого Анзерского острова, от Троицкого скита на восток, находится конусообразная необыкновенной высоты крутая гора, на которую для въезда сделана винтообразная дорога. С вершины горы при ясной летней погоде представляется взору прекрасный вид: необъятное для глаз пространство морских вод, по которым часто несутся с распущенными парусами суда, а на самом острове возвышенные холмы с зеленеющим лесом и озера различной величины с пресною водою. С неё можно обозреть часть островов Соловецкого и Муксальмского и виден остров Жигжин, а на материке видны летние берега и так называемый Орлов мыс. Гора эта – конечное возвышение цепи холмов, простирающихся по острову от северо-запада к востоку, называется Голгофою. Здесь первоначально жил в уединении преп. Елеазар, основатель Троицкого Анзерского скита. Эту гору никогда не оставляли пустынножители, но как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. В 1712 году жил при ней доблестный подвижник, благоговейный иеродиакон Паисий. Из уважения к нему в том году приходил Анзерского Троицкого скита строитель иеромонах Иов, в схимонасех Иисус, который, окропив святою водою гору, водрузил на ней крест. Местная надпись свидетельствует, что это сделано не просто, а по бывшему, летом 1712 года июня в 18 день, в тонком сне явлению Пресв. Богородицы с Пр. Елеазаром Иисусу распятскому. Достопамятная эта надпись, открывающая начально причину основания Распятского скита, вырезана на деревянном позолоченном кресте, который сохранился доныне и находится на стене в теплой церкви, против гробницы вышеупомянутого Иисуса. На кресте следующая надпись: «Лета 1712 июня в 8 день в среду, у иеродиакона Паисия в келии, в тонце сне явися Пресвятыя Богородица с преподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: сия гора нарицается Голгофа; на ней же имат быти церковь распятия Господня и, устроится вселение твое, со двумя ученики твоими, на верху горы сея и скит Распятский построится; слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постави на ней крест Господень. Иисус взем с собою два ученика своя, ихже в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии, в память святых Апостол Петра и Павла, и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари, и каждяше и кропяше гору, и постави сей крест по изволению Пресвятыя Богородицы во уверение и в поклонение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010