Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Лелюхин), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 1-я пол. 60-х гг. ХХ в. Иоасаф (Лелюхин), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 1-я пол. 60-х гг. ХХ в. (Лелюхин Виталий Михайлович; 28.04.1903, с. Дубасище (Дубосище) Ельнинского у. Смоленской губ.- 24.04.1966, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из потомственной семьи священнослужителей. Приходился дальним родственником (внучатым племянником) архиеп. Токийскому и всея Японии св. Николаю (Касаткину) . Учился в Вяземском ДУ и Смоленской ДС. После закрытия семинарии поступил в 1919 г. в Смоленский ун-т, но не смог продолжать обучение из-за тяжелого положения многодетной родительской семьи. Состоял на гражданской службе. Проживал на Украине, заочно учился на Харьковском отделении Московского института связи. Во время немецкой оккупации 28 авг. 1942 г. рукоположен во диакона, а 29 авг.- во иерея. Служил настоятелем храмов в селах Елизарово, Широкое, Лоцманская Каменка Днепропетровской обл. По одним сведениям, был рукоположен архиереем Украинской автокефальной православной церкви Геннадием (Шипринкевичем), по другим - подчинялся Днепропетровскому еп. Димитрию (Магану) в юрисдикции автономной Украинской Православной Церкви, находившейся в каноническом общении с Московским Патриархатом. После изгнания немецких войск Днепропетровский и Запорожский архиеп. Андрей (Комаров) присоединил в 1944 г. свящ. В. Лелюхина к РПЦ. О. Виталий был возведен в сан протоиерея. Руководил восстановлением Благовещенской ц. Днепропетровска. С 1950 г. настоятель Николаевского молитвенного дома в пос. Амур (в черте Днепропетровска). В 1957 г. стал настоятелем днепропетровского кафедрального Троицкого собора и секретарем епархиального управления при Днепропетровском и Запорожском архиеп. Гурии (Егорове ; впосл. митрополит). 17 авг. 1958 г. по пострижении в монашество с именем Иоасаф и возведении в сан архимандрита хиротонисан во епископа Сумского и Ахтырского.

http://pravenc.ru/text/578094.html

Иоасаф (Лелюхин) Иоасаф (Лелюхин Виталий Михайлович), митр. Киевский и Галицкий, Экзарх Украины. Родился 28 апреля 1903 года в семье священника с. Дубасищи, Ельницкого уезда, Смоленской губернии. Закончив среднее образование в Вяземском духовном училище и Смоленской духовной семинарии в 1919–1920 гг. поступает в Смоленский государственный университет, но ввиду тяжёлого материального положения многочисленной семьи отца вынужден был оставить занятия и поступить на гражданскую службу. Его упорное стремление служить в Церкви Божией наконец осуществилось и 15 августа 1942 года был рукоположен во диакона, а 16 августа – во священника. С 1942 по 1944 гг. был настоятелем храмов в сёлах: Елизарово, Широкое и Лоц. Каменка, Днепропетровской области. В 1944 году священствовал в Благовещенской церкви г. Днепропетровска. В 1950 году – настоятель Николаевского молитвенного дома пос. Амур в Днепропетровске, затем был священником Троицкого кафедрального собора и секретарём Епархиального Управления. В 1957 году – секретарь архиепископа Днепропетровского и Запорожского. В 1958 г. пострижен в монашество с именем Иоасафа и возведён в сан архимандрита. 17 авг. 1958 года хиротонисан во епископа Сумского и Ахтырского. С 21 мая 1959 года – епископ Днепропетровский и Запорожский. С 14 авг. 1961 года – епископ Винницкий и Брацлавский. 12 января 1962 года ему было поручено временное управление Хмельницкой епархией. Весной 1962 года Преосвященный Иоасаф сопровождал Святейшего Патриарха Алексия в его поездке в Югославию, Болгарию и Румынию. Был награждён президентом Югославии ФНРЮ И. Броз Тито орденом «Югославское знамя с золотым венком». 25 февраля 1964 года возведён в сан архиепископа и награждён правом ношения креста на клобуке. 30 марта того же года – митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода. В октябре 1964 года возглавлял делегации Русской Православной Церкви на торжествах в Праге, по случаю интронизации Блаженнейшего Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, где был также награждён церковным орденом свв. Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Русская Православная Церковь ХХ век 24 апреля 1923 год – Глава Антирелигиозного комитета Е. М. Ярославский направил записку членам Политбюро и Ф. Э. Дзержинскому по поводу процесса над Святейшим Патриархом Тихоном. Ярославский писал: «Антирелигиозная комиссия ЦК обсудила постановление членов Политбюро ЦК, вынесенное уже во время Съезда по поводу отсрочки процесса Тихона. Комиссия соглашается с некоторыми доводами об отсрочке процесса Тихона, но решительно высказывается против отсрочки церковного Собора. Кроме того, Комиссия считает крайне нежелательным решение подобных вопросов без участия кого-либо из Комиссии, что было признано в свое время и Политбюро ЦК. Комиссия доводит до сведения членов Политбюро, что она считает вредным очень долгое затягивание дела, так как это дает возможность врагам играть на этой оттяжке и развивать бешеную кампанию». Таким образом, АРК была по-прежнему настроена по отношению к патриарху бескомпромиссно и настаивала на проведении процесса. 1966 год – Скончался Иоасаф (Лелюхин),  патриарший экзарх Украины,  митрополит Киевский и Галицкий. 1980 год – Состоялось заседание Священного Синода. Слева направо: прот. Иоанн Певунов, свящ. Владимир Котляров (стоит), свящ. Савва Котляров – отец свящ. Владимира. Караганда, 1954 г. Синод произвел следующие назначения: ахиепископом Краснодарским и Кубанским назначен архиепископ Владимирский и Суздальский Владимир (Котляров); архиепископом Владимирским и Суздальским – архиепископ Иркутский и Читинский Серапион (Фадеев); епископом Иркутским и Читинским, временно управляющим Хабаровской епархией, определено было быть архимандриту Мефодию, клирику храма Ризоположения Москвы. Синод рассмотрел переписку, имевшую место в последнее время между Святейшим Патриархом Константинопольским Димитрием и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом по поводу предстоящего начала богословского диалога между Поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью. Синод выразил сожаление по поводу отрицательной позиции Константинопольского Патриархата в отношении участия Автокефальной Православной Церкви в Америке и Автономной Японской Православной Церкви в предстоящем Православно-Римско-Католическом богословском диалоге, что может затруднить принятие его результатов Православной Полнотой. В решении Синода говорилось: «Существование двух Поместных Церквей: Автокефальной Православной Церкви в Америке и Автономной Японской Православной Церкви в означенных статусах и их принадлежность к Православию являются очевидными фактами. Поэтому было бы справедливо отделить вопрос формального признания их статуса, если это почему-либо является проблематичным для той или иной Поместной Церкви, от вопроса их участия во всеправославных деяниях, одним из которых и является предстоящий диалог между Православной и Римско-Католической Церквами».

http://pravoslavie.ru/5428.html

Виталий Михайлович Лелюхин родился 28 апреля 1903 г. в с. Дубасище Ельнинского уезда Смоленской губернии. Происходил он из потомственной семьи священнослужителей, о чем сообщил в автобиографии: «Отец мой, деды и прадеды, а также и другие родственники, как по отцу, так и по матери, были лицами духовного звания и занимали различные должности при церкви. Имеются среди родственников псаломщики, диаконы и священники. Дед моего отца о. Стефан Савинский, овдовев, принял монашество и с именем Софрония был иеромонахом Троицкого монастыря в г. Смоленске. Двоюродный брат матери отца был в сане архиепископа и возглавлял в свое время миссию Русской Православной Церкви в Японии (архиепископ Николай Касаткин)» . Виталий Лелюхин окончил Вяземское духовное училище и два класса Смоленской духовной семинарии (закрытой в 1918 г.). В 1919 г. поступил в Смоленский университет, где отучился год. В Смоленске Лелюхин, согласно его личным признаниям, был в курсе церковной жизни, имел знакомства со многими духовными лицами, часто посещал Успенский кафедральный собор, прослушал организованные архиепископом Филиппом (Ставицким) пастырские курсы. В 1920 г. В.М. Лелюхин добровольно поступил на службу в Красную армию и до 1922 г. служил в штабе Западного военного округа. В 1925 г. ввиду наступившей безработицы на семейном совете было решено, что Виталий вместе с братом отправятся в Днепропетровск, где проживал их дядя, и устроятся рабочими на местном заводе. Вскоре после переезда братьев Лелюхиных к ним в Днепропетровск вместе с семьей переехал их отец — священник Михаил, впоследствии поступивший на службу в Вознесенский собор. С 1926 по 1932 г. В.М. Лелюхин работал на днепропетровском заводе, в 1935–1937 гг. заочно учился в харьковском отделении Московского института связи. Получив специальность техника-связиста, работал инспектором технического отдела Днепропетровского областного радиокомитета. Во время немецкой оккупации в августе 1942 г. В.М. Лелюхин был рукоположен сначала во диакона, затем во иерея. По одним сведениям, он был рукоположен «епископом» Украинской Автокефальной Православной Церкви Геннадием (Шипринкевичем), по другим — подчинялся епископу Днепропетровскому Димитрию (Магану) в юрисдикции автономной УПЦ, находившейся в каноническом общении с Московским Патриархатом . Сам он изложил следующую версию: «В священный сан посвящен Преосвященным епископом Димитрием (Маган) 16 августа 1942 г. в сан иерея  В расколе не был, но первоначально был в 1941 г. рукоположен архиепископом Георгием Константиновским, который во время оккупации выдал себя за православного епископа, и ему было разрешено рукополагать, но по приезду в Днепропетровск епископа Димитрия выяснилось, что он обновленец» .

http://bogoslov.ru/article/6171304

23. Михаил (Ермаков) 1924–1929. 24. Димитрий (Вербицкий) 1930–1932 (архиепископ). 25. Сергий (Гришин) 1932–1934 (архиепископ). 26. Константин (Дьяков) 1934–1937. 27. Николай (Ярушевич) 1941–1944. 28. Иоанн (Соколов) 1944–1964. 29. Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966. 30. Филарет (Денисенко) 1966–1992 (анафематствован в 1997 г.). 31. Владимир (Сабодан) с 1992 г. д) митрополиты Крутицкие 1. Трифиллий (Инихов) 1699–1702 (Сарский и Крутицкий). 2. Иларион (Властелинский) 1703–1711 (Сарский и Крутицкий). 3. Феодосий (Вадбольский) 1711–1712 (епископ Сарский и Крутицкий). 4. Алексий (Титов) 1714–1719 (епископ Сарский и Крутицкий). 5. Игнатий (Смола) 1719–1721 (Сарский и Крутицкий). 6. Леонид 1722–1742 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 7. Платон (Малиновский) 1742–1748 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 8. Иларион (Григорович) 1748–1759 (епископ Сарский и Крутицкий). 9. Амвросий (Зертис-Каменский) 1761–1768 (архиепископ, с 1764 г. – Крутицкий и Можайский). 10. Сильвестр (Страгородский) 1768–1771 (епископ Крутицкий и Можайский). 11. Самуил (Миславский) 1771–1776 (епископ Крутицкий и Можайский). 12. Амвросий (Подобедов) 1782–1785 (епископ Крутицкий и Можайский). 13. Евсевий (Никольский) 1920–1922. 14. Никандр (Феноменов) 1922–1923 (архиепископ). 15. Священномученик Петр (Полянский) 1923–1937. 16. Николай (Ярушевич) 1944–1960. 17. Питирим (Свиридов) 1960–1963. 18. Пимен (Извеков) 1963–1971. 19. Серафим (Никитин) 1971–1977. 20. Ювеналий (Поярков) с 1977 г. 10. Обер-прокуроры Святейшего Синода 1. И. В. Болтин 1722–1725. 2. А. П. Баскаков 1725–1726. 3. Р. А. Раевский 1726–? (прокурор). 4. Н. С. Кречетников 1741 (назначен, но не вступил в должность). 5. Князь Я. П. Шаховской 1741–1753. 6. А. И. Львов 1753–1758. 7. Князь А. С. Козловский 1758–1763. 8. И. И. Мелиссино 1763–1768. 9. П. П. Чебышев 1768–1774. 10. С. В. Акчурин 1774–1786. 11. А. И. Наумов 1786–1791. 12. Граф А. И. Мусин-Пушкин 1791–1797. 13. Князь В. А. Хованский 1797–1799. 14. Д. И. Хвостов 1799–1802. 15. А. А. Яковлев 1803. 16. Князь А. Н. Голицын 1803–1817 (1817–1824 – министр «двойного министерства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Днепропетровской и Запорожской епархии ощущалась кадровая проблема, из-за недостатка священников без возглавления оставалось значительное количество приходов (54 в 1957 г.). Архиепископ Гурий решал кадровую проблему через рукоположения, приглашал священников из других епархий, направлял местную молодёжь на учёбу в духовные семинарии. Для возрождения и активизации религиозной жизни в малодоходных сельских приходах правящий архиерей направлял туда молодых и активных священников. Для решения проблем нравственного характера среди духовенства епархии архиепископ применял к ним меры дисциплинарного воздействия, вплоть до запрещения в священнослужении и лишения сана. Приходилось правящему архиерею решать и вопросы нестроения в отдельных общинах, особенно там, где возникали конфликты священников с церковным активом и верующими.  Не забывал архиепископ Гурий и своих духовных чад: монахиню Серафиму (Яковлеву) он возвёл в сан игумении, Елизавету Николаевну Вендланд постриг в монашество с именем Ефросиния, участвовал в хиротонии архимандрита Иоанна (Вендланда) во епископа Подольского. В Алуште создал небольшую общину, куда сам неоднократно выезжал, в том числе и на требуемый из-за болезни отдых. Не изменял архиепископ своему правилу — налаживать и поддерживать благожелательные отношения с уполномоченными (в Днепропетровской и Запорожской епархии их было двое). За время управления епархией архиепископом Гурием власти закрыли незначительное количество приходов — не более 16 (из них шесть в Днепропетровской области и десять в Запорожской). В большинстве случаев это были малодоходные сельские приходы. Поводом для закрытия послужило отсутствие в течение длительного времени богослужений и постоянных священников, а также возврат властями общественных зданий, «захваченных» верующими во время немецко-фашистской оккупации. Верующие в ряде мест оказывали сопротивление закрытию, архиепископ Гурий в свою очередь делал всё возможное для сохранения этих приходов.  В 1958 г. в отношениях между государством и Церковью произошли изменения: руководство СССР взяло курс на радикальное в кратчайшие сроки решение «религиозной проблемы» в стране. В 1959 г. для Церкви наступил тяжелейший период, так как власти в это время начали проводить в жизнь постановление от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР» в части сокращения обителей. В 1959 г. было закрыто 19 монастырей и скитов, в числе которых оказался и Тихвинский женский монастырь в Днепропетровске. Архиепископ Гурий, по всей видимости, не знал о планах властей закрыть монастырь. Произошло это трагическое событие через два месяца после его отбытия в Минск — 5 августа 1959 г., когда Днепропетровскую кафедру занял рукоположённый им епископ Иоасаф (Лелюхин), на деле оказавшийся «волком в овечьей шкуре». 21 мая 1959 г. Священный Синод на заседании принял решение о назначении архиепископа Гурия на Минскую кафедру с возведением его в сан митрополита.

http://bogoslov.ru/article/6172391

Владыка Ермоген пишет о митрополите Иосафе (Лелюхине): «Так, 30 марта 1964 года Киевским митрополитом и постоянным членом Синода был назначен епископ Винницкий Иоасаф (Лелюхин), несмотря на то, что вся церковная деятельность этого иерарха была противопоказанием к назначению его на эти высокие посты. До архиерейской хиротонии он 3 раза был рукополагаем во священника: первый раз в обновленческом расколе, второй раз во время гитлеровской оккупации Украины епископом Геннадием, юрисдикции еп. Поликарпа Сикорского и третий раз архиепископом·Днепропетровским Андреем (Комаровым). Будучи хиротонисан во епископа Сумского, способствовал закрытию епархии. Будучи, по закрытии епархии, перемещен на кафедру епископа Днепропетровского и Запорожского, принял епархию с 286 действующими приходами и, будучи через непродолжительное время перемещен на Винницкую кафедру, оставил в Днепропетровской епархии менее сорока приходов, а в Виннице через очень короткое время закрыт был кафедральный собор. Одна уже возможность назначений на ответственнейшие церковные посты лиц, абсолютно неподходящих к занятию их, свидетельствует о серьезных ненормальностях в формировании нашего Синода» – это написал в своей записке в Патриархию архиепископ Ермоген (Голубев) в 1968 году. Нужно ли напоминать, что владыка Ермоген «своим» для уполномоченных совсем не был и вплоть до своей кончины в 1978 году находился «на покое» (по сути «под домашним арестом») в белорусском монастыре Жировичи. Советский чиновник, заместитель Председателя Совета по делам религий В. Фуров в закрытом отчете о деятельности Совета в 1970-х годах подтвердил, что власти «заботятся» об архиереях. «Совет и его уполномоченные на местах, – сообщает Фуров, – уделяют постоянное и неослабное внимание изучению состава и деятельности не только членов Синода, но и широкого круга епископата…». А в другом месте он так реагировал на возмущения патриарха Алексия (Симанского) в связи с насильственным закрытием храмов: «…И разве неясно какова, перспектива Церкви, скажем, лет через 20–30, когда люди в силу законов, скажем, развития общества и в результате воспитания будут атеистами. Это – закономерность развития истории. Так, что пусть Патриарх не обижается, что люди рвут с религией и закрывают церкви…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/23/vy...

Следующий удар хрущевской церковной реформы по благосостоянию духовенства был нанесен в 1962 г. «Ударить по карману» священнослужителей было решено путем перевода их на твердые оклады. Теперь вместо получения своей доли из церковной кружки и оплаты за совершение треб священники стали получать скромную фиксированную зарплату независимо от количества совершенных ими богослужений и выполненных треб. Перевод всего духовенства Русской Православной Церкви на твердые оклады состоялся весной 1962 г. Это мероприятие, как и вся приходская реформа, совершалось на основании постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. Реформа осуществлялась с вынужденного согласия Московской Патриархии. Руководству Совета по делам РПЦ удалось добиться от Патриарха Алексия рассылки Епархиальным управлениям письменного указания — «О целесообразности перевода духовенства на твердые оклады» — под предлогом устранения недоразумений между священнослужителями и финансовыми органами в начислении подоходного налога. 2 января 1964 г. ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения». В целях выполнения этого постановления ЦК КПСС Совет по делам Русской Православной Церкви разослал уполномоченным Совета циркулярно-инструктивное письмо за подписью В.А. Куроедова. В ходе реализации хрущевской антирелигиозной кампании испытанию подверглись не только верующие и рядовое духовенство, но и высшее звено священнослужителей — епископат. В условиях нового безбожного натиска на Церковь состояние церковной жизни в каждой епархии напрямую зависело от поведения архиереев, их принципиальной позиции в отстаивании церковных интересов . Проявляли себя они по-разному. Многие епископы оказали достойное сопротивление властям, мужественно защищая церковную жизнь своих епархий, препятствуя закрытию храмов, активизировав деятельность подчиненного духовенства, в то же время игнорируя распоряжения властей. К числу таких можно отнести митрополита Минского (впоследствии Ленинградского) Гурия (Егорова), архиепископов Пензенского и Саранского Феодосия (Погорского), Ивановского и Кинешемского Илариона (Прохорова), Тамбовского и Мичуринского Иннокентия (Зельницкого), епископов Львовского и Тернопольского Палладия (Каминского), Уфимского и Стерлитамакского Никона (Лысенко), Чебоксарского и Чувашского Николая (Федосьева). Классическим примером противостояния властям со стороны церковной иерархии стала борьба архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) с местным уполномоченным Совета Н.Ф. Вороничевым . Но некоторые епископы проявили себя иначе: они беспрекословно выполняли распоряжения уполномоченных Совета, закрывали храмы, увольняли активных священников. Знать о таких архипастырях необходимо, поскольку на их фоне ярче проявляется подвиг достойных. В этой связи рассмотрим биографию и деятельность епископа Иоасафа (Лелюхина), впоследствии ставшего митрополитом Киевским.

http://bogoslov.ru/article/6171304

К открытию храма насчитывалось 2887 прихожан, из которых 1430 мужчин и 1457 женщин. При церкви действовало две церковно-приходские школы и две школы для так называемых «кухаркиных детей». В штате храма было три священнослужителя и три псаломщика. Храм имел счет в Государственном Банке Русской Империи. В 1911 году Свято-Благовещенский клир насчитывал уже четыре священника: настоятель — протоиерей Андрей Одинцов, иерей Филипп Гераскевич, иерей Павел Соколовский и иерей (на вакансии псаломщика) Феоктист Безклубов. Должность церковного старосты занимал Иоанн Кириллович Кравцов. После революционных событий XX столетия и прихода советской власти в Благовещенской церкви еще некоторое время продолжались богослужения, но в 1933 году ее постигла судьба многих храмов того времени: она была закрыта и переоборудована под складское помещение. Священнослужители вместе с настоятелем протоиереем Филиппом Гераскевичем арестованы, их дальнейшая судьба неизвестна. Чуть позже была снесена колокольня и поврежден главный купол. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно разрушен — уцелели только стены и купол без покрытия. В это время прихожане молились в доме, расположенном рядом с разрушенным храмом, по улице Свердлова, 99. Богослужение в церкви возобновилось лишь во время немецкой оккупации Днепропетровска — в 1943 году, когда священнослужителям удалось частично упорядочить ее состояние и немного отремонтировать. После войны церковь вторично уже не закрывали. Тогда начался период некоторой послевоенной либерализации церковной жизни, и служителям пришлось приложить много усилий, чтобы ликвидировать многочисленные разрушения, нанесенные во время боевых действий и богоборческой кампании. В 1944 году, после освобождения города, силами прихожан началось восстановление храма и богослужение в Александро-Невском приделе. Первую Божественную литургию совершил протоиерей Виталий Лелюхин (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф (Лелюхин), экзарх Украины) со своей сестрой — псаломщицей. Он и возглавлял ремонтные работы. Не было средств и материалов — возрождали храм со слезами и молитвой. В 1947 году был уже действующим главный алтарь, который освятил архиепископ Днепропетровский и Запорожский Андрей (Комаров), после чего в сослужении протоиерея Евлампия совершил литургию.

http://sobory.ru/article/?object=23263

07.1942 01.1943 30.01(12.02)1944 04(17)07.1955 04(17)07.1955 06(19)10.1955 06(19)10.1955 08(21)05.1959 08(21)05.1959 01(14)08.1961 Иоасаф Лелюхин 01(14)08.1961 01(14)11.1961 Алипий Хотовицкий 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 18(31)05.1973 18(31)05.1973 06(19)02.1990 07(20)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 04(17)09.1990 11(24)11.1990 14(27)07.1992 06(19)09.1992 24.08(06.09)1993 06(19)10.1993 Днепропетровская, григ. Основана в 1925 г. Викарная кафедра: Луганская. 09(22)12.1925 Владимир Соколовский-Автономов Днепропетровская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Павлоградская, Запорожская, Бердянская, Мариупольская, Луганская. 1922 06.1923 10.1922 14(27)11.1922 30.08(12.09)1923 Афанасий Вечерко 19.12.1924(01.01.1925) Николай Гиляровский 04(17)11.1924 10(23)06.1925 16(29)11.1925 27.05(09.06)1926 19.08(01.09)1926 05.1935 28.12.1937(10.01.1938) 1309 Вторая дата – определение на покой. В музее надгробий при Александро-Невской Лавре хранится плита со следующей надписью: «Евгений Булгар, арх. Славенский и Херсонский. † 27.05.1806 г. на 91-м году жизни». 1310 «...† убит 13 окт. 1792 г. в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре, где его мощи нетленны...» (Н.Д. Иерархия... С. 114). Причина и подробности убийства не сообщаются. 1313 Архиепископ Афанасий (Иванов) «...признал удобным переместить кафедру из малолюдного военного Новомиргорода, стоящего на окраине епархии, в центральный город Екатеринослав, строившийся там, где до сего было селение Половица». Скончался святитель при весьма прискорбных обстоятельствах: «...одолеваемый преклонными летами и болезнию, отправился в Черноморье, к Пятигорским минеральным водам, не имевшим тогда надлежащего медицинского устройства и, при самолечении горячими водами, от обжога заболел, скончался 18.08.1805. Тело его перевезено и погребено в Николаевской Самарской пустыне ... от Екатеринослава в 20 верстах» (Херсонские епархиальные ведомости. 1879. 17). 1314 Вторая дата – дата кончины. Под его руководством «...был издан первый провинциальный календарь учителем семинарии Синицким, под заглавием: «Календарь на лето от Рождества Христова 1810-е, переведенный с польского при Екатеринославской семинарии. Печатан в Харькове в Университетской типографии». Книжка редкая, в 54 страницы. После обыкновенных статей в календаре помещено: «Краткое историческое известие о Славенской епархии, ныне именуемой Екатеринославскою, ее архиереях и семинарии»...» (Херсонские епархиальные ведомости. 1879. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010