устроению Божию. При этом Бог осудил в народе Своем недоверие к Его промыслу, склонность к новому и подражание язычникам, но саму власть царя подтвердил и освятил Своим помазанием (сн.. 1 Цар. гл. 8. 9. 10. XI и 12. Самуил и Саул). Замечательно, что тогда как у других народов был обычай целому ряду царей усвоять одно известное имя (наприм. у Египтян – Фараон и после Птоломеи, у Филистимлян – Авимелех, у Сириян – Венадад, и после – Селевки, у Персов – Дарии), Еврейские цари, при общем имени царя, постоянно удерживали обыкновенное свое имя, не изменяя его. Значение царского достоинства. Цари издревле имели самое высокое значение; их особа была священна и им. оказывали самое высокое почитание, благоговение и покорность ( Исх. 22, 28 ; Псал.104, 15 , 1Цар. 24, 4–14. 26, 6–16 . 2Цар. 1. 14. 14, 4–24, 3–4 . 3Цар. 1, 16–18. 23 . 1Пар. 16, 22 . Притч. 24, 21 . Еккл. 10, 20 ). Они назывались сынами Всевышнего, богами земными, помазанниками Божиими ( Псал. 81, 1. 6 . 1Цар. 12, 3. 5 . 2Цар. 23 , И. Иоан. 10, 34–35 ), и Евреи смотрели на них, как на наместников и представителей Божиих, так как верховный, непосредственный их царь-сам Бог, и они избранный народ Его ( Исх. 19, 4–6 . Втор. 7, 6–8 . 2Цар. 7, 24 . 1Пар. 16, 13–18. 17, 22–24 . 3Цар. 8, 51–53 ), и так как сам Бог избирает и поставляет царей ( Втор. 17, 15 . 1Пар. 28,4–7 . 1Цар. 16, 12–13 . Притч. 8, 15–16 . Исаии 45, 1–6, Дан. 2, 21. 4, 14. 22. 29 ). Отсюда особа царя почиталась священной и неприкосновенной, и оскорбление царя наказывалось смертью ( 1Цар. 26, 9. 16. 24, 5–8 . 2Цар. 14–1–5. 19, 21 . 3Цар. 21, 10. 13 ). Были случаи и посягательства на жизнь царей; но это было во времена упадка нравов, особенно в царстве Израильском (см. напр. 4 Цар. гл. XV). Права царей и великие их обязанности. Цари издревле пользовались великими правами и преимуществами. Как державный правитель народа, царь имел право учреждать и предписывать все то, что, по его благоусмотрению, может содействовать достижению конечной цели общества. Отсюда он имеет право: а) издавать и обнародовать законы и постановления, дополнять и объяснять их, если то нужно для блага общественного, имея сам постоянно закон Божий пред очами своими ( Исх. 18, 19–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Леонтий, епископ Туровский и Пинский (Пельчицкий Левко Зенкович) Сын Холмского епископа Захарии (Ильяшевича). 3 июня 1577 года отец Леонтия отказался от епископии в пользу своего сына Левко, который при постриге получил имя Леонтий. С 20 июня 1577 года управлял епархией со всеми правами епископа. В 1580 году хиротонисан во епископа Холмского. 8 июля 1585 года переведен епископом Туровским и Пинским. В 1590 году участвовал на Соборах в Белзе и Бресте Литовском. 2 декабря 1594 года подписал соборную грамоту об отторжении от союза с Восточной Церковью и о признании папской власти. 12 июня 1595 года подписал согласие о вступлении в Союз с Римской Церковью, но не дожил до Брестского Собора 1596 года. Скончался в августе 1595 года. Профессор М. О. Коялович так характеризует Леонтия: «Он был представителем тех недостойных людей западнорусской иерархии, которые вовсе не уважали и не исполняли церковных правил касательно чистоты жизни духовной. Возведенные в сан епископский из женатых мирян, они не думали оставлять семейной жизни и жили со своими женами, увлекшись, вероятно, учением протестантов, которые производили этот соблазн в латино-литовской церкви». Верный себе, Леонтий защищал недостойных по жизни священников, двоеженцев и троеженцев, за что и был обличаем Константинопольским патриархом Иеремией II, посетившим в 1589 году епископии, находившиеся во владениях Литвы и Польши. Литература: Литовская церковная уния. Исследования М. Кояловича: в 2 т. – СПб., 1859–1861. – Т. 1, 1859. – С. 61, 83–84, 90, 91, 93, 95. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. – Ч. 2. – С. 393. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – Кн. 1. А. Холмская епархия православной и бывшей униатской церкви//Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV–XVIII вв. и другим источникам. Духовенство: в 2 т. – Вильна, 1899–1901. – Т. 1. – С. 202–227, 251. Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV–XVIII вв. и другим источникам. Духовенство: в 2 т. – Вильна, 1899–1901. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1046, 1047. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. – Т 3, 156. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 10. – С. 220–221. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 30, 38. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. – М., 1996. – Т. 5. – С. 251, 252. 254, 271, 284, 286, 288, 289, 305, 306, 318, 322, 332. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

и связано с блгв. кн. Московским Даниилом Александровичем . Настоятель мон-ря, по мнению В. А. Кучкина , был самым высоким духовным лицом в Московском княжестве до 20-х гг. XIV в. ( Кучкин В. А. О дате основания московского Данилова мон-ря//ВИ. 1990. 7. С. 165; История Москвы. М., 1997. Т. 1. С. 33). Согласно раннему московскому летописанию, в Даниловом мон-ре первоначально существовала московская архимандрития (руководящий центр городского монашества): «Глаголют же неции от древних старец, яко первии бе князь Данило Александрович сиа архимандритию имеяше у святаго Данила за рекою, яко в свое ему имя церкви тои поставленеи сущи, последи же не по колицех летех сын его князь великии Иоан… приведе оттуду архимандритию ту и близ себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46). В Житии св. митр. Петра повествуется о присутствии при его кончине в Москве архим. Феодора, к-рого святитель хотел видеть после себя митрополитом ( Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 17-18, 30). Это свидетельство позволяет предполагать, что архим. Феодор в сер. 20-х гг. XIV в. служил в Москве и, по всей видимости, возглавлял Данилов мон-рь. Летописная статья о закладке вел. кн. Иоанном Калитой 10 мая 1330 г. в Кремле Спасо-Преображенской ц. («близ сущу своего двора, и нарече быти ту монастырь и собра черноризци и взлюби монастырь тъи паче иных монастырев… и преведе ту прваго архимандрита Иоанна…» - ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46) фиксирует, по общему мнению исследователей, перенос архимандритии из Данилова мон-ря в только что основанный Спасский мон-рь в Кремле, настоятели к-рого и позднее будут именоваться архимандритами по должности (в кон. XV в. мон-рь был удален из Кремля и перенесен на новое место - см. статьи Московский в честь Преображения Господня мужской монастырь (Спаса на Бору), Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь ). В 1365 г. митр. св. Алексий основал в Кремле общежительный Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь , снабдив его церковной утварью, населенными землями и угодьями.

http://pravenc.ru/text/Московской ...

Получившим и усвоившим себе несчастное предубеждение против молитвы Иисусовой, нисколько незнакомым с нею из правильного и долговременного упражнения ею, было бы гораздо благоразумнее, гораздо безопаснее воздерживаться от суждения о ней, сознавать свое решительное неведение этого священнейшего подвига, нежели принимать на себя обязанность проповеди против упражнения молитвою Иисусовою, провозглашать, что эта всесвятая молитва служит причиною бесовской прелести и душепогибели. В предостережение им нахожу необходимым сказать, что хуление молитвы именем Иисуса, приписание зловредного действия этому имени равновесны той хуле, которую произносили фарисеи на чудеса, совершаемые Господом [ 23 ]. Неведение может быть извинено на суде Божием гораздо удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем возгласы и действия. Будем помнить, что на суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово [ 24 ]; тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат Христианской веры. Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретического. Рим. III, 6. Деян. III, 12-16. Синедрионом называлось верховное духовное судилище Иудеев. Дeяh.IV, 10,12. Деян. IV, 19, 20. Деян. IV, 29, 30. Филипп. II, 9, 10. Галат. I, 8. Галат. I, 8, 9. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет. Яхоже предрекох, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет. Беседа XXXVIII, гл. I. Лук. I, 15. Иоан. XV, 18-25. Иоан. XV, 18-25. Каллиста к Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 14. Добротолюбие, ч. 1. Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 32, Добротолюбие, ч. 1. Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 33. Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 70, 71, 72. Добротолюбне. ч. 1. Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ибо отречение от Бога, как действие важное, великое и влекущее за собою явную гибель, часто возбуждает к соревнованию и негодованию даже более слабые и упадшие души; пострадать же за доблесть свойственно людям очень разумным, высоким и возвышенным мыслию. И сего свидетель и учитель есть апостол, говорящий: “Ибо едва ли кто умрет за праведника, но за благого, может быть, кто-нибудь решится умереть "  (Римл. V, 7). И если “нарушающий одну из заповедей Моих малейших, говорит Господь, малейшим наречется в царстве небесном "  (Матф. V, 19), то ясно, что соблюдающий одну и из всех наиболее всеобъемлющую наречется величайшим в царстве небесном; ибо умирающий за заповедь Христову гораздо скорее умрет за Него самого; ибо умирающий ради заповеди Христовой, очевидно, может умереть и ради Него, а избирающий умереть ради Него не во всяком случае умрет и ради заповеди Его. Примета же и знак любви к Нему — соблюдение Его повелений. “Ибо любящий Меня, говорит Он, заповеди Мои соблюдет "  (Иоан. XIV, 15). Какая же из спасительных заповедей Его или большая или более объемлющая, послушай самого Господа, говорящего  спрашивающему Его фарисею: “Учитель, какая заповедь первая в законе? "  (Матф. XXII, 36–40), а “первая " здесь обозначает изрядность. Он же, отвечая, сказал ему: “Возлюбить Господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя; ибо на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " . И апостол: “исполнение закона любовь "  (Римл. XIII, 10). А Господь, распространяя законную заповедь, гласящую “возлюбишь ближнего твоего как самого себя " , и установляя ее совершеннейший и высший предел, говорит: “Больше сей любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих "  (Иоан. XV, 13). Ибо умирающий за ближнего своего возлюбил его не только как самого себя, но и больше себя; это открыто и непреложно совершили сии трикраты блаженные. Ибо им говорилось убийцами: “О смиренные и жалкие, покажите нам первенствующих среди вас, и освободим вас, а иначе убьем вас " . Итак, воины Христовы предпочли умереть, чем предать казни своих братьев и отцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

   Богатство благодати явилось в деле искупления: Он (Отец) облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам (Ефес. I:6, 8.    Благодать изображается а) богатою и преизбыточествующею: Молюсь за вас, за преизбыточествующую в вас благодать Божию (2 Кор. IX:14). – От полноты Его все мы приняли благодать на благодать (Иоан. I:16). – Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Римл. V:20).    б) истинною: кратко написал я вам, свидетельствуя, что эта истинная благодать Божия, в которой вы стоите (1 Nemp:V, 12);    в) действующею: благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился, не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. XV:10).    Благодать есть источник а) спасения: мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся (Деян. XV:11). – Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар (Ефес. II:8). Страдай силою Бога, спасшего нас по благодати, данной нам во Христе Иисусе (2 Тим. I:8, 9). – Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит. II:11);    б) избрания: по избранию благодати сохранился остаток (Израиля) (Римл. XI:15). Бог предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в похвалу славы благодати Своей (Ефес. I:5, 6).    в) призвания Божия: Бог, призвавший меня благодатию Своею (Галат. I:15).    г) оправдания: дар благодати к оправданию от многих преступлений (Римл. V:10). Оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит. III:7);    д) веры: Павел, прибыв в Ахаию, благодатию много содействовал уверовавшим (Деян. XVIII, 27).    е) искупления и оставления грехов: во Христе мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Ефес. I:7).    ж) утешения и надежды: Бог, давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца (2 Сол. II:16).    Благодать необходима для служения Богу: будем хранить благодать, которою будем служить благодатно Богу с благоговением и страхом (Евр. XII, 28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   могущественно для обращения душ: и слово Божие росло, и число учеников весьма умножилось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере (Деян. VI:7). Слово же Божие росло и распространялось (Деян. XII, 24).    Слово Божие имеет целью просветить ум: откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых (Пс. CXVIII, 130).    научить: а все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из писаний сохраняли надежду (Рим. XV:4). – Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. III:16).    умудрить: закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых (Пс. XVIII, 8). – Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса (2 Тим. III:15).    произвесть веру: сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Иоан. XX:31). – Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предоставлены к вечной жизни (Деян. XIII, 48). – Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. X:17).    произвесть страх и послушание: сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих (Втор. IV:10) . – Сын мой! если ты примешь слова мои; и сохранишь при себе заповеди мои (Притч. II:1), то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге (ст. 5).    возродить: чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф. V:26). – Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век (1 Петр. I:23).    произвесть добрые плоды: посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф. XIII, 23), исправить душу: закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых (Пс. XVIII, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апок. Ш, 1. Галат. V, 24. Святый Исаак Сирский, Слово 2. Евр. III, 15. Матф. ХШ, 9. Ефес. V, 14. Лук. VII, 41, 42. 2 Цар. XII, 13. 3 Цар. XXI, 29. Лук. XIX, 9. Лук. VII, 47. Иоан. XI, 26. Матф. IX, 13. Матф. XXVШ, 20. Требник. Последование Исповеди. Исаии, I, 18. Иоан. I, 29. Матф. IX, 2—7. Матф. IX, 2-7. Иоан. VШ, 11. Иоан V, 14. Алфавитный Патерик. Слово 90-е. Патерик Скитский. Преподобный Агафон. Алфавитный Патерик. Пс. CV, 33. Второзак. III, 26. Иов. I, 5. 1 Кор. XV, 47, 49. Пс. L, 7. Матф. XXVII, 53. Иоан. Ш, 5. Гал. Ш, 27; Рим. VIII, 15. Рим. VIII, 14. Рим. VIII, 9. Рим. VIII, 16. Иоан. VI, 35; Псал. CIII, 15, 44, 8. Беседа I, главы 11 и 12. Иоан. XIV, 23, 24, 15, 10. Матф. V, 45. Матф. V, 19. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. Матф. VII, 22. 23. Матф. VII, 26, 27. Лествица. Слово 4-е, гл. 53. Лествица. Слово 4-е, гл. 31. Святый Исаак Сирский. Слово 56-е. Апок. III, 16. Вечерняя Молитва святого Иоанна Златоустого. Канонник. Иоан. XV, 5. Пс. L, 19. Лествица. Слово 7-е. Пс. L, 19. Исаии I, 18. Рим. V, 8, 9. Требник. Последование Исповеди. Требник. Последование Исповеди. Иоан. X, 10. Рим. Ш, 24.  Поучение в среду 1-й недели Великого поста. О вреде лицемерства О вреде лицемерства Аще поститеся, не будите яко лицемери сетующе Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос, заповедав нам пред вступлением в подвиг поста прощение ближним их согрешений, повелел самый пост тщательно охранять от лицемерства. Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерство истребляет всю сущность добродетели. Лицемерство рождается от тщеславия Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой. Тщеславие является от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы, и потому оно в омрачении своем ненасытно стремится к приобретению земной временной славы. Эта слава представляется ему, как и жизнь земная, вечным, неотъемлемым достоянием. Тщеславие, ищущее не самой добродетели, а только похвалы за добродетель, заботится и трудится единственно о том, чтоб выставить пред взоры человеческие личину добродетели. И предстоит лицемер человечеству, облеченный в ризу сугубого обмана: на наружности его видна добродетель, которой в сущности он вовсе не имеет, в душе его видны самодовольство и напыщенность, потому что он прежде всего обольщен и обманут в самом себе. Болезненно наслаждается он убивающим его тщеславием, болезненно наслаждается обманом ближних, болезненно и злосчастно наслаждается удавшимся лицемерством. Вместе с этим он соделывается чуждым Богу: пред Богом нечист всяк высокосердый

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1901...

III. 11). В другом месте Писание называет Го­спода освящающим: Аз Господь освящаяй их (Левит. XXII, 16). И если Бога именует огнем: Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. XII:29); то подобно сему и о Духе Святом говорит: явишася Апостолом разделены языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. II. 3—4). И все те, которые носят в себе Духа Бо­жия, светоносны; а светоносные облечены во Христа; и облекшиеся во Христа облекаются в Отца, подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мерт­венному облещися в безсмертие (1 Коринф. XV:53); носящие же в себе Духа Божия носят в себе не­тление; Бог же есть нетление.     И Давид, говоря: мнози глаголют: кто явит нам благая (Исая. IV, 7)?-говорит сие о Святом Духе. И в другом месте сказал он: Господь не лишит благих ходящих незлобием (Псал. LXXXIII:12). И Матфей так говорит об Отце: аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящым у Него (Матф. VII:11)? А Лука, повествуя о том же са­мом, толкует, чтò значат блага, говоря: аще убо вы зли суще умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лук. XI:13)? Если бы Дух Свя­тый не был от сущности единаго Благаго, то не был бы и наименован благом, когда Господь, по-колику соделался человеком, не позволяет называть Себя благим, говоря: что Мя глаголеши блага? никто-же благ, токмо един, Бог (Марк. X:18). Духа же Святаго Писание не отрекается называть благим, согласно с Давидом, который говорит: Дух Твой благий наставит мя на землю праву (Псал. CXLII:2, 10).    И еще, если Господь говорит о Себе: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе (Иоан. VI:51), то в другом месте Святаго Духа именует хле­бом небесным, говоря: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Матф. VI:11). Ибо Он научил нас в молитве просить в нынешнем веке хлеба насущ­наго, то есть будущаго, начаток котораго имеем в настоящей жизни, причащаясь плоти Господней, как Сам Он сказал: хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Иоан. VI:51). Ибо плоть Господня есть Дух животворящий, потомучто зачата от животворящаго Духа; а рожденное от Духа Дух есть (Иоан. III:6).    И если Иеремия говорит о Боге, что Он вел Израиля в пустыне: и не рекоша, где есть Господ, изведый нас из земли Erivnemckuя, преведый нас по пу­стыни (Iep. II, 6), то Исаия о Духе Святом сказал, что Он водил Израиля в пустыне. Ибо слышим, говорит он: проведе их сквозе бездну, якоже коня сквозе пустыню, и не утрудишься, и яко скоты по полю, и сниде Дух от Господа и настави их (Исаия DXIII. 13). Апостол же пишет к Коринфянам, что путево­дителем был Христос: niяxy бо от духовнаго по­следующаго камене, камень же бе Христос (1 Коринф. X:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

II:15, а орудие победы над врагами народа Божия святится, почитается и сохраняется в священном месте: 1 Цар. XXI:9. Смерть Спасителя на крестном древе оправдала ветхо-заветные пророчестна: Псал. LXX, 10, 11; Исаии 7; L, 6; Псал. XXI:17; Захар. XIII, 6; Исаии LIIU, 5, 12; Деян. V:30; X, 39; XIII, 29; а то древо, чрез которое совершается правда, благословенно: Премудр. Соломон. XIV, 7. Прообразы креста: Исх. XII, 7, 13; Числ. XXI:5 – 9; Иоан. III:14, 15; Иезекииль IX, 4. Знамение креста будет страшным в день суда для еретиков и врагов Господа: Матф. XXIV:30. Знамение креста есть признак, которым христиане отличаются от иноверных и от неверующих: Откров. VII, 3; Иезекииль IX, 4. Крестное знамение совершается рукою; XIX, 13, 15; Лук. XXIV:50. Воздеяние рук в Ветхом Завете сопровождало усиленную молитву, привлекавшую помощь Божию и победу над врагами: Исх. XVII:11; Псал. XXVII:2; Псал. CXXIII, 2; в Новом Завете воздеяние рук при крестном знамении заповедано христианам: 1 Тимоф. II, 8, и служит знаком веры христианской в победу Хримта над диаволом посредством креста. Верующие христиане должны хвалиться крестом: Галат. VI:14; Евр. XIII:13; 1 Коринф. I:23. Гнушаются крестом погибающие враги Божии, отпадшие от истиниой церкви: 1 Коринф. И, 18; Филип. III:18; Евр. VI:6. Святым именем креста в Св. Писании называются те бедствия, страдания и лишения, которые кротко и смиренно переносятся праведниками во славу Божию: Матф. XVI:24 и XXIV, 9; Марк. XIII, 9; Лук. XIV:26; Иоанн. XV, 20 и XVI, 1. 2. Страдания – крест посылаются от Бога на пользу людям; Иов. V:17; XXXIII, 10, 20; Притч. III:11, 12; Тов. II:8; XII, 13; Евр. XII:6; Апокалипс. III, 19. Терпеливым перенесением бедствий – креста праведник достигает спасения и Богопознавния: Иоан. XII:25; Римл. VIII:17; 2 Коринф. IV:17; 2 Солун. И, 5. Крест терпения нужно переносить с радостию; Матф. V:10; X, 38; Деян. V:41; Иаков. 1, 2, 3; 1 Петр. IV:12; 2 Коринф. VIII:2; Колос. И, 24. В кротком перенесении креста – страданий – источник радости и блаженства: Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010