Это он говорит и к иудеям, и к язычникам, которые порочат таинство спасения нашего как позднейшее. Апостол показывает, что оно и древнее, ибо оно от начала и современно представляемому в уме началу, или что оно древнее не только закона, но и самой видимой твари, ибо она имела начало, а оно было и прежде самого начала. Ибо что может кто-нибудь сказать о языческих таинствах, которые появились вчера и третьего дня? Они, сопровождаемые развратом, произошли поздно, тогда, когда уже в людях жила нечистота, которой разврат тот служит как бы верхом и памятником, и чрез которую мы из хорошего состояния дошли до самой темной ночи. Представляя величие нашего таинства в сравнительной его древности, апостол прибавляет, что оно есть еще и Жизнь, – Жизнь, не измеряемая сроком времени, но самобытная, как всегда сущая у Отца, как и в Евангелии сказано: «и Слово было у Бога» ( Иоан. 1,1 ). Слово " было» означает не временное существование, но самобытное бытие известного предмета, начало и основание всего, что получило бытие, такое, без которого последнее и не могло бы придти в бытие. Хотя и о каждом сотворенном существе говорится, что оно есть, например, есть ангел, есть небо, есть солнце, и прочее; но собственно и совершенно есть Один только Сын, при участии Которого все приходит в бытие. Посему и Павел говорит: «мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян. 17,28 ). Кто прежде слышал об этом из начального учения, тот переходит к видению Его, не телесно, но разумно, и не телесными глазами, но мысленными. «Осязали» сказано о Слове Жизни, сказавшем: «Я есмь жизнь» ( Иоан. 14,6 ). Может быть, сказано так и о Слове, сущем в начале, потому что мы слышали от закона и пророков, что Оно придет. Когда Оно пришло явно с плотью, мы видели Его и осязали. Ибо Бога, как Он есть Сам в Себе, «не видел никто никогда» ( Иоан. 1,18 ). И мы присоединились к явившемуся Слову не легкомысленно, но, как уже сказано, после осязания, то есть после изыскания в законе и пророках мы поверили явившемуся во плоти Слову. Мы увидели и осязали не то, чем Оно " было» (ибо «род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53,8 )), но то, чем Оно «стало», осязали и умственным прикосновением, и вместе чувственным, как, например, Фома сделал по воскресении. Ибо Он был Один и неразделен, Один и Тот же – зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий как человек, и чудотворящий как Бог . Так говорим мы о Слове по причине теснейшего единения Бога с плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Беседа 3 Евр.1:6–8 .  Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты.. 1. Господь наш Иисус Христос называет пришествие свое во плоти исходом, – например, когда Он говорит: «вот, вышел сеятель сеять» ( Мф. 13:3 ); И еще: «Я исшел от Отца и пришел в мир» ( Иоан. 16:28 ) и во многих местах можно видеть это. А Павел называет пришествие Его входом: " когда, – говорит – вводит Первородного во вселенную», разумея под этим введением воплощение. Почему же они выражаются различно об одном и том же предмете, и для чего говорят так? Это видно из значения самих выражений. Христос справедливо называет пришествие свое исходом, потому что мы были вне Бога. Как узники, оскорбившие царя, находятся обыкновенно вне царских чертогов, и тот, кто желает примирить их (с царём), не вводит их внутрь (чертогов), но сам выхо­дит наружу и беседует с ними, пока не сделает их до­стойными явиться пред взоры царя, так поступил и Христос. Он, вышедши к нам, т.е. приняв плоть и преподав нам угодное Царю, ввел потом нас, очистив от грехов и примирив (с Богом). Потому Он и называет (пришествие свое) исходом. А Павел называет его входом, заимствуя это переносное выражение из примера наследников, получающих во владение какое-нибудь имущество; сказать: «когда вводит Первородного во вселенную», значит показать, что (Бог) вручил Ему вселенную; Он тогда принял ее всю в свое владение, когда был познан. Это говорится не о Боге-Слове, но о воплотившемся Христе; и действительно, если Он «В мире был», – как говорит Иоанн, – «и мир чрез Него начал быть» ( Иоан. 1:10 ), то как иначе он мог быть введен во вселенную, как не во плоти? «И да поклонятся Ему – говорит, – все Ангелы Божии». Намереваясь сказать нечто великое и высокое, он предуготовляет к тому слушателей и располагает к удобнейшему принятию (истины), представляя Отца вводящим Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Содержание Информация о первоисточнике    1) Ариане, как видно, однажды решившись быть отступниками и противниками истины, упорно домогаются, чтобы к ним относилось написанное: «егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3). Обличаемые не успокаиваются, введенные в затруднение не чувствуют стыда, но как «лице жены блудницы... не хотят... постыдитися ко всем» (Иер. 3:3) в своих нечестиях. Поелику изречения, которые выставляют они на вид: «Господь созда Мя» (Притч. 8:22), и: «лучший быв Ангелов» (Евр. 1:4), и: «первородный» (Рим. 8:29), и: «верна суща сотворшему Его» (Евр. 3:2), имеют правый смысл и показывают благочестивое верование во Христа, то (не знаю, почему), снова, как напоенные змииным ядом, не видя того, что должно видеть, не понимая того, что читают, изрыгнув из глубины нечестивого сердца своего, начали уже порицать сказанное Господом: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 14:10), говоря: «Как может вмещаться и Сын в Отце и Отец в Сыне? Или вообще, как может Отец, который больше, вмещаться в Сыне, который меньше? Или что удивительного, если Сын в Отце, когда и о нас написано: «в Нем живем и движемся и есмы» (Деян. 17:28).    Они впадают в это вследствие своего злоумия, думая, что Бог есть тело, и не понимая, что такое истинный Отец и истинный Сын, что такое невидимый и вечный Свет и невидимое Сияние Его, что такое невидимая Ипостась, бесплотное начертание (χαρακτρ, σματος) и бесплотный Образ. А если бы знали, то не стали бы осмеивать и хулить Господа славы, и бесплотное понимая телесно, перетолковывать сказанное в добром значении. Слыша это, достаточно было бы знать то, что говорит Господь, и веровать, ибо вера в простоте лучше излишних словопрений. Но поелику вознамерились они к утверждению своей ереси ругаться и над сим, то необходимо обличать их злоумие, и для ограждения верных показать истинный смысл.    Слова: «Аз во Отце, и Отец во Мне», не означают, как думают еретики, будто бы Они один в другого перемещаются, подобно пустым сосудам наполняемые друг другом, так что Сын наполняет пустоту в Отце, а Отец наполняет пустоту в Сыне, каждый же из Них не полон и не совершен. Ибо это свойственно телам, потому даже и говорить это совершенно нечестиво. Отец полон и совершен, и Сын есть полнота Божества. И еще, Бог в Сыне не так, как бывает Он во святых, сообщая им крепость, потому что Сын есть Отчая сила и Премудрость. Существа созданные освящаются Духом через общение с Сыном, а Сам Сын не по причастию Сын, но есть собственное рождение Отца. И еще, не в таком смысле Сын в Отце, в каком мы в «Нем живем и движемся и есмы», потому что Сын есть, как из источника, из Отца льющаяся жизнь, которою все животворится и существует. А жизнь живет не другою жизнью, иначе не была бы она и жизнь, напротив же того, сам Сын все рождает в жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

«Сказал Господь притчу сию: вышел сеятель сеять семя свое» ( Лук. 8, 5 ). Предопределенную от вечности волю Божию и истощание Бога Слова даже до нашего низкаго состояния величественный язык Евангелия называет изшествием. Ибо так говорит и в других местах: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога пришел, и к Богу отходит» ( Иоан. 13, 3 ); и в последней речи к ученикам говорит: «Я пошел от Отца, и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (16, 28). А беседуя с Отцем, как единосущным, сказал об учениках: «и они уразумели истинно, что Я изшел из Тебя» (17, 8). Да и теперь, сложивши притчу о Себе, говорит: «вышел сеятель сеять семя свое». А богоглаголивый Павел в послании к Евреям явление Христа во плоти называет вшествием, говоря так: «когда-же опять вводит Первороднаго во вселенную» ( Евр. 1, 6 ). Ужели божественные глаголы противоречат друг другу? И кто-бы мог так худо думать, будто апостол говорит противно Евангелию. Но как по таинственной лестнице, виденной Иаковом, одни и те-же ангелы восходили и нисходили, так и о вхождении и исхождении Единороднаго Сына Божия говорится не в одинаковом значении 1 , как это и ясно для принимающих таинственное учение так, как прилично мыслить о Боге. Ибо когда человеческая природа, уклонившись от пути, пала и отступила от Бога, то вышел и Он, как некий Посланник ( Евр. 3, 1 ), чтобы ввести нас туда, откуда мы ниспали. Но святый апостол говорит о вхождении или вступлении в наследство, о чем предсказывало божественное пророчество: «проси у Меня и дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе» ( Псал. 2, 8 ). Ибо до Воплощения не было общения Бога с тварию; потому что какое-ж общение с чувственною тварию у невещественнаго, несозданнаго и непостижимаго Существа? А когда чрез воспринятую природу нашу вступил с нами в общение, тогда и вошел Он в мир тварный, как сказано: «вышел сеятель». Когда же прилагаем к Богу выражение «вышел», то нужно отвергнуть всякую мысль о перемене места, а мыслить так, как требует богоприличный смысл выражения. Вочеловечившись, Он представляется нам как-бы двинувшимся с места, но Он не подлежит никакому ограничению местом и неизменяем в Своем существе. О таком изшествии Бога и Михей пророчествовал, говоря: «вот Господь сходит с места Своего» (1, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Keramev...

1. Сегодня возвестил нам Христос о подвигах самарянки, – и нашему скудному слову приходится пуститься в море ее добродетелей. Взирая на ее веру, я хочу посвятить ей похвальное слово и вместе с вами восхвалить ее – бедную и вместе богатую, блудницу и апостола, погибшую и верную, имевшую многих мужей и получившую много сил, многих осквернившую и Единородному Слову Божию послужившую, оскверненную и очищенную, возжаждавшую и возжелавшую живой воды и унаследовавшую благодать небесных источников. Что же говорит евангелист Иоанн, возгремевший об этих неизреченных тайнах? «Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» ( Ин.4:5–8 ). «Иисус, утрудившись». Как же говорит пророк Исаия: «Вечный Господь Бог... не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» ( Ис.40:28 )? Между тем и евангелист Матфей в своем Евангелии о Нем пишет: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:2 ); и евангелист Иоанн, как ты только что слышал, говорит: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». Один говорит, что Он взалкал, а другой приписывает Ему и усталость. А пророк Исаия, вещая Духом Святым, ясно говорит: «Вечный Господь Бог... не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» ( Ис.40:28 ). Нет ли здесь противоречия между Евангелиями и пророчеством? Конечно, нет. Ни пророк не погрешил – да не будет! – ни апостолы не написали противного Духу Святому и пророчеству. Но дело в том, что домостроительство Спасителя нашего, Великого Бога, имеет характер несколько двойственный и необычный – я разумею соединение в Нем Божества и человечества, согласно Его воле и решению; и вот пророк возвещает могущество и величие Его Божества, а апостолы и евангелисты изображают истинное Его домостроительство по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

III. Опыт миссионерского изъяснения извращаемых лжеучениями сектантства мест Священного Писания , на коих утверждаются основные догматы православной Церкви. О соборах Церкви Деян. 15 глава повествует об апостольском соборе. Объясн. В Иерусалиме было собрание и рассуждение на нем апостолов и пресвитеров со всей церковью (ст. 6–22), так чтобы и миряне знали основания постановленного решения и следовали ему разумно и по убеждению. На собрании говорил сначала ап. Петр (ст. 7–11), потом ап. Иаков (13–21), но решение постановлено всеми и послание к антиохийцам написано от лица апостолов, пресвитеров и братий (22–23). В этом послании мнение об обязательности обрезания для обращающихся ко Христу язычников отвергнуто, как вышедшее не от апостолов (24), – решение собора изложено в словах: Угодно было Святому Духу и нам не возлагать на вас никакой бремени более, кроме сего необходимого (ст. 28– 29). Что же усматривается из этой истории? 1) Вопросы о предметах веры, возбуждающие разногласие в отдельных церквах, разрешаются собором. 2) В Иерусалимском соборе участвуют пресвитеры, так что соборы могут собираться и по отшествии апостолов, их преемниками, из епископов и пресвитеров при участии мирян. 3) Решение собора есть решение Святого Духа, наставляющего на истину предстоятелей Церкви. Вот основания по которым мы должны считать вселенские соборы высшего видимой властью в Церкви и постановления их как обязательные для христиан правила веры. Итак, в апостольской церкви было положено начало соборов. Другие примеры соборного рассмотрения и решения церковных дел можно находить в Деян. 1, 15–26; 6, 1–5; 8, 14 и др. Освященном Предании Мф. 15, 3 –.9. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Исаия 29, 13). Объясн. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание не от старцев, но от отцов? Иоан. 7, 22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Марк. 7, 3–8 . Смешивать это предание со Священным Преданием нельзя, ибо оно есть слово Божие: Гал. 1, 11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит 1Кор. 11, 2–3 ; и просит держаться его: 2 Фесс. 2, 15; 2Тим. 1, 13 ; и передавать другим: 2Тим. 2, 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Грех малодушия – весьма немаловажный. Мысли в неделю 3-ую по Пасхе. Грех малодушия многими считался и особенно в наши дни считается грехом неважным, незначительным, а потому и простительным. На самом деле это совсем не так: малодушие может довести человека до весьма тяжелого проступка и даже до величайшего, какое только можно себе представить, преступления. И это мы сейчас увидим. В неделю 3-ью по Пасхе св. Церковь , продолжая торжествовать Воскресение Христово, особо, в связи с этим, празднует память святых праведных Жен-Мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима, потаенных, «страха ради иудейска», учеников Христовых, ибо все эти лица явились свидетелями смерти Христовой на кресте, Его погребения и затем преславного Воскресения Его из мертвых. В связи с этим все чрезвычайно-умилительное Богослужение этого воскресного дня и за ним следующей седмицы напоминает нам Богослужение Великого Пятка и Великой Субботы, поскольку из чинопоследования этих дней заимствуются целиком даже некоторые песнопения, лишь с добавлениями, в коих прославляется Христос, как уже Воскресший. Св. Жены-Мироносицы это те духовно-облагодетельствованные Господом Иисусом Христом женщины, которые были преданы Ему до самозабвения, служили Ему во время Его земной жизни «от имений своих» ( Лк.8, 2–3 ), то есть материально поддерживали Его и учеников Его, заботясь об их земных нуждах, безстрашно последовали за Ним на Голгофу, оплакивая Его ( Лк.23, 27 ), созерцали Его крестные страдания и участвовали в Его погребении в саду у Иосифа Аримафейского, который испросил Тело Иисусово у Пилата и положил Его, вместе с Никодимом, принесшим благовонный состав из смирны и алоя, обвив плащаницею, в своем новом гробе (Матф. 28, 57–61; Иоан. 19, 38–42 ) Все это происходило в пятницу пред наступлением вечера, когда иудеям уже ничего нельзя было делать до окончания дня субботнего покоя. Поэтому все это делалось поспешно, и почитавшие Господа женщины считали, что телу их возлюбленного Учителя не было воздано достаточно почестей, путем возлияния на Него драгоценных ароматов. И вот, купив эти ароматы и благовонные масти еще в ту же пятницу до наступления темноты, они, как истые иудеянки, «в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23, 54–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

священник Николай Антонов 3. Изъяснение Божественной Литургии 69. Происхождение Литургии Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий. Умывши ноги Своим Ученикам для показания им примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф. 24:26–28 ). Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Луки. 22:19 ; 1Кор. 11:24 ). (Рис. 217, 218, л. 54; 221 и 222, л. 55 и 56). Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедовали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине. В первое время образ и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями. Литургия всегда совершалась и будет совершаться до окончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Само слово Причащение (по-гречески χοινονα) или причастие, т.е. общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом. О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» ( Иоан. 6:54–56 ); о втором – в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело если мнози: вси бо от единаго тела причащаемся» ( 1Кор. 10:6–17 ). 70. Содержание Литургии Литургия носит различные названия. Первое название – Литургия – греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Св. Причащения есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, за грехи всех людей живых и умерших 74 . Так как Таинство Св. Причащения есть вместе с тем и благодарственная, хвалебная Богу жертва, а слово «благодарить» по-гречески обозначается словом «εχαριςτεν»=эвхаристинь, то Литургия называется еще Евхаристией. У нас Литургию называют обедней, вследствие совершения ее в полуденное, обеденное время и особенно вследствие того, что Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Причащения, называются трапезой и вечерей Господней ( 1Кор. 10:21, 11:20 ). В Апостольское время Литургия называлась еще «преломлением хлеба» ( Деян. 3:46 ) и «Пасхой» ( 1Кор. 5:7–8 ). На Литургии напоминается верующим о жизни и учении Иисуса Христа, начиная от рождения и до вознесения Его на небо, и о принесенных Им на землю спасительных благах. 71. Разделение литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Информация о первоисточнике    Хотя свойственно истинный Пастырь есть един, оный великий совета Божия Посланник, Который с тем преклонил небеса и облекся в нашу бренную плоть, но и положил самую Свою душу, да заблуждшее овча на рамо восприим принесет Богу и Отцу, почему и мог Он один пред лицем неба и земли свободно сказать: «Аз есмь пастырь добрый» (Иоан. 10:11), и притом Он один мог возбранить всякой бренной твари присвоять себе имя учителя. «Вы же не нарицайтеся учителие: един бо есть ваш учитель, Христос» (Матф. 23:8).    Хотя, говорю, един Он свойственно есть истинный Пастырь; но если Он Сам, по причине принятия Им нашей плоти, не стыдится братию нарицати нас, глаголя: «Возвещу имя Твое», Боже, «посреде братии моей» (Псал. 21:23), то по тому же Своему крайнему снисхождению и служителям Церкви Своей имя пастырей носить благоволит, по оному Апостольскому слову: «Внимайте себе, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20:28).    Так если всех нас грешных, благодатию Духа Святаго в служение Церкви рукоположенных, благость Божия благоволила почтить именем пастырей: то кольми паче заслуживают сие, честь ли, должность ли их означающее наименование, те служители Церкви, которые все силы свои истощавают в пользу стада Христова и добродетелию светят, яко град на горе поставленный.    Таковый пастырь был празднуемый нами днесь, священный иерарх Иоанн Златоуст.    Общая древних великих мужей была речь: «дабы Златоуста похвалить, надобно, чтобы был другой Златоуст»; и когда сей великий муж преставился от земли насильственною смертию, тогда вся подсолнечная возрыдав возопила: «Лучше бы солнце угасло, нежели чтобы Иоанновы уста замолкли».    К тому морю похвал, которыя ему приписывает вся, по всему кругу земному сущая, Христова Церковь, — к сему морю похвал приложим мы хотя едину каплю, — не для того, чтобы тем возвеличить его заслуги: оне безчисленны и выше всяких похвал; но чтобы великий пример жизни его представить и пастырям и пасомым к возможному подражанию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3836...

Заклинатели (ξορκιστα; Exorcistae; Заклинатели; L: Beschwörer): Деян.19 .:13. – Упоминаемые здесь Заклинатели были скитающиеся иудеи, которые выдавали себя обладающими знанием и искусством повелевать нечистым духам и изгонять их. Суеверные обычаи изгонять злых духов издревле существовали у разных народов. Флавий свидетельствует, что искусство заклинать нечистых духов было в великой силе между его соотечественниками, которые употребляли для этого разные обаяния и чародейства, и искусство это производили от Соломона (Древн. к. 8. гл. 2. § 5). Но тогда как издревле у разных народов господствовали такие суеверные обычаи (сн. Втор.18:11–14 . Ис.47:12 ), Господь наш Иисус Христос , пришедший разрушить царство диавола ( 1Ин.3:8 ), изгонял злых духов силою Духа Божия, и это было одним из очевиднейших свидетельств Божественного Его посольства ( Мф.12:22–28 , Мк.3:22–30 ), и, изгоняя сам духов, Он преподал потом и апостолам силу и власть изгонять их ( Мф.10:8 . Мк.3:15 . Лк.9:1 ), обещав этот дар и всем верующим ( Мк.16:17 ), и история показывает, что апостолы действительно изгоняли их ( Мк.6:13 . Лк.10:17 . сн. Мф.17:16–21 . Лк.10:49–50 . Деян.5:16, 8:7, 19:12 . и др.); и из практики древней христианской Церкви видно, что верующие изгоняли злых духов силой и действием молитв, именем Христовым и возложением рук на одержимых нечистыми духами; и дар этот, как чудодейственный дар Духа Божия, принадлежал не одному клиру или одному какому либо чину его, но и всякому верующему, ибо зависел не от воли человеческой, а от воли Божией. В Постановлениях апостольских пишется, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией чрез Христа наитием Св. Духа» (Кн. 8. гл. 1. 2. и 26). Тертуллиан пишет, что всякий истинно верующий христианин имеет такую власть над демонами (Apolog. с. 23). Ориген (Прот. Цельс) пишет, что и мирские люди изгоняют бесов молитвой и заклинанием (μνη εχ κα ρκσεσιν). Но с течением времени образовался особенный чин заклинателей с постоянной должностью заклинания (Соб. Лаод. пр. 26). Впрочем, заклинание совершались не над одними бесноватыми, но и над обращающимися к Церкви от язычества, и вообще над приготовляемыми к таинству Крещения, и здесь должность заклинания соединялась с наставлением оглашенных в вере (Кирил. Иерус. Поуч. предоглас. Поуч. оглас. XVI. и Поуч. Тайнов. 1). И потому заклинание, как дело церковное, требующее для себя и прав законных, и орудий чистых, имеет нужду в избрании достойных для совершения его лиц, в начальственном утверждении их и церковном освящении: и потому Собор Лаодикийский запрещает не освященным от епископа принимать на себя должность заклинания (Лаод. прав. 26). Ныне дело это совершается, по церковному чиноположению, самими пресвитерами. Сн. Опыт курса Церк. Зак. Ар. Иоан. вып. 1. стр. 444. Ветр. Пам. Хр. др. т. 1. 1829 г., стр. 206–210. Herz. IV. р. 290–292.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010