51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. ( Ин.6:51 ) 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. ( Иоан.6:53-58 ) Как, читая это, можно утверждать, что речь идет лишь о символе? На каком основании? Мне это было непонятно. Я читаю Писание и я ему верю, потому что это слово Божие. Но для богословски «продвинутых» адвентистов было принципиально важно доказать, что Причастие – всего лишь символ. Для «непродвинутых», так же как и для меня, было на основании Библии очевидно, что это – реальность. Настолько очевидно, что даже часовая проповедь перед Вечерей Господней о том, что мы будем принимать только «символы Тела и Крови» как-то ускользала от их сознания. Кроме того, адвентисты причащались редко (правда, все вместе). Раз в квартал. Мне этого не хватало. Потому что Причастие – это наиболее тесное соединение с Богом, какое только можно представить. Я жаждала Бога и жаждала Причащения. И искала возможности причащаться чаще. И за этим тоже я пришла в православный храм, где причащают на каждой службе. И еще для меня была важна телесность Бога в Причастии и близость с Ним через это. Это соприкосновение с Ним через материю и важность самой материи нормальна для Православия, но совершенно немыслима для протестантизма. Именно стремление к Богу и вера в Его присутствие и реальность породили во мне стремление исповедоваться , т.е. быть реальной. Потребность в этом была у меня очень большой. И эта потребность для меня неразрывно связана с любовью – потому что именно когда любишь, хочется сознаться в том, что сделал плохого – чтобы это плохое не стояло между тобой и тем, кого любишь – между тобой, Богом и другими людьми. Т.е. исповедь – это форма сочетания любви с правдивостью. И у адвентистов чисто институционально такой возможности не было, а в Православии была. И в этом было исполнение призыва апостола Иакова «признавайтесь друг перед другом в поступках ваших и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Ин.5:16 ).

http://azbyka.ru/way/lichnyj-opyt-pochem...

   1. Одушевляемые Божественной любовью к познанию того, какое символическое значение имеют совершаемые при Богослужении обряды и священные одежды, примите с любовью слова, которые я сообщаю вам, будучи тоже одушевляем Божественною любовию. Бог так возлюбил нас, что предал за нас и Своего единородного Сына. Сын Божий пришел к нам с любовью и, будучи вездесущим, жил между нами, родился от Девы Марии и прошел все возрасты человеческие, чтобы и я чрез Него очистился и освятился Его словами и делами. Наконец Он предал нам Самого Себя в приобщение. Он соединился со мною еще через плоть, которую принял в утробе Пресвятой Девы; но надобно было, чтобы Он непосредственно соединился со всеми верующими, потому что это служит основою нашего спасения и нашей жизни. Он Сам сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе: и Аз живу.., и ядый Мя и той жив будет Мене ради» (Иоан. 6:53, 57).    2. Это благо Он сообщил нам посредством Таинств. Он возраждает нас крещением (ср. Иоан.3:5; 1 Петр. 1:23), приобщая чрез него Своему бесстрастному рождению. Через возложение рук и дуновение Он дает нам благодать мира; а это миро — Сам Он. Ибо сказано: «миро излиянное — имя Твое» (Песн. 1:2). Он, как Бог Сам Себя помазал, и как человек принял помазание. И нас благодатно помазуя (ср. 1 Иоан. 2:20), Он дает нам благоуханную и живую силу духа (ср. Иоан. 3:34). А что важнее всего, Он Самого Себя дает нам в приобщение, — что показал нам установлением Таинства: потому что, приняв хлеб и чашу, освятил их, о хлебе сказал: «сие есть тело Мое»; о чаше: «сия есть кровь Моя». Но Он не только освятил их, но и призвал к приобщению, потому что сказал: «приимите, ядите», и: «пийте от нея вси» (Матф. 26:26-27).    3. И не только Сам совершил сие Священнодействие, но и заповедал совершать его до окончания века; потому что сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24). И действительно Он Сам вполне приобщился плоти и крови и явился, подобно нам, человеком, будучи неизменным Божеством; а чтобы нас сделать причастниками Своей Божественности (ср. 2 Петр. 1:4), Он Божественным образом совершил то, что, будучи вездесущим, по своему всемогуществу, Божественною Своею силою присутствуя в хлебе, который мы вкушаем, и в вине, которое пьем, претворяет хлеб в Свое тело и вино в Свою кровь. Чрез это Он соединяется с нами и, как солнце правды, сообщает нам свет соответственно степени чистоты наших душ. Но действует не просто, как солнце, которое только бросает лучи; нет: Он очищает в нас все нечистое и делает нас способными к принятию Божественного света.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

о Вере 59 об.; 39 апост.; Евр. 13:17 ) заботятся и лечат больных людей, – «Паси овцы Моя» ( Иоан 21:15–17 ), сказал Господь ап. Петру, апостолы в свою очередь приказывали поставленным ими пастырям: «пасите еже в вас стадо Божие» ( 1Петр. 5:2 ; Деян. 20:28 ), и пастыри пасут и будут пасти до явления Пастыреначальника, чтобы получить неувядаемый венец. ( 1Петр. 5:4 ) – Христос повелевает ученикам: «шедше убо научите вся языки» и проч. ( Мф. 28:19 ), и ещё: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся». ( Иоан. 20:23 , Мф. 18:18), и пастыри это повеление исполняли всегда и исполняют, потому что распространяют веру Христову между всеми народами, и отпускают грехи кающимся, а непокорных связывают. – Христос, живя на земле, сказал, что без причащения невозможно спастись ( Иоан. 6:53 ), а через ап. Павла говорит, что оно будет совершаться до его пришествия ( 1Кор. 11:23, 26 ). О необходимости т. миропомазания для получения Св. Духа через запечатление, говорит ап. Павел ( 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 4:30 ), а о необходимости принимать больным т. елеосвящения для выздоровления и оставления грехов говорит ап. Иаков ( Иак. 5:14–15 ). Строителями сих тайн ап. Павел называет апостолов ( 1Кор. 4:1 ) и говорит, что Христос дал пастырей и учителей к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, т. е. церкви. ( Еф. 4:11–14 ). Исполняют ли эти все заповеди Христа и апостолов старообрядцы? Конечно, нет, да и не могут, не только безпоповцы, у которых за неимением священства некому совершать тайны, строить которые могут только святители хиротонисанные, – но и поповцы сих заповедей не исполняют и по той же причине, т. е. по не имению священства, потому что у них не было и нет священства. Если же у них и были священники, то они были беглые, как и Амвросий, а беглые, по словам писания, приносят не благословение, а проклятие (6 пр. Гангр.; толк. ап. л. 548) и погибель (Номок. л. 57). Так. обр. церковь старообрядческая не может быть названа ни единой, так как разделилась на много частей; ни святой, так как не имеет Духа Св.; ни соборной, так как не распространена между народами; ни апостольской, так как не соблюдает вполне учения и заповедей Христа и апостолов, чем колеблет учение евангельское (Б.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

В Писании Дух св. иногда называется Духом Христовым, Духом Сына: но это не потому что, Дух происходит от Сына а потому, что дары Духа св. приобретены для людей ценою крови Христовой, и еще потому, что Дух св. по своим качествам совершенно одинаков с Духом Христовым ( Рим. 8:6 . 1Сол. 8:1. 10 . Гал. 4:6 . 4Цар. 2:15 . Филип. 1:19 ). Странно поступают, когда в уверенис о вечном про- исхождснии Духа Святого от Сына обращаются к словам: и сия рек (Христос), дуну и глагола им: приимите Дух свят ( Иоан. 20, 22 ). Ибо после сего можно доказывать, что Дух св. происходит и от апостолов, так как и апостолы низводили Духа Святого ( Деян. 8, 18 ). § 57. О личном свойстве Бога Сына и Бога Отца Следуя писанию отличием Сына Божия должны мы признать то, что Он не рождая, и не изводя от Себя лица божественного, рождается от Бога Отца. Учение писания об отношении Сына Божия к Духу св. мы уже видели (§ 53). Об отношении Сына Божия к Богу Отцу ясно говорит само наименование Сына. Если о Боге Отце говорится, что есть у Него Сын по божеству: то нельзя объяснить сего иначе, как так, что сыновство, рожденность есть отличительная черта Сына Божия по отношению к Отцу; иначе пусть слова: рождение, сыновство, прилагают человеческое понятие к божеству но: а) он – не собственный, а только заставляет разуметь здесь сверхъестественное; б) он – необходимый, как необходимы слова о духовной природе, взятые с природы вещественной; как в последнем случае два предмета сходные по внутренней природе, п поэтому подходящие под один род, но не вид называются одним именем: подобно и здесь общим понятием для рождения сообщение сущности только в рождении человеческом сообщается сущность одного и того же вида, тогда как говоря о божественном рождении Сына разумеем сообщение одной и той же сущности по числу. Итак, надлежит здесь дознать только то: разумеет ли Слово Божие, когда говорит о Сыне Божием, о Сыне Отца, о Слове Отца, сыновство по божеству, или же не выражается ли тем только нравственное отношение Отца к Сыну, как называются и люди сынами Божиими? 208

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

47) Когда ум обогатится ведением Единаго, тогда все конечно порабощенным себе имеет и чувство. 48) Не давай уму своему кружиться по вещам чувственным, чтоб не набрался и свойственных им утех и печалей. 49) Которых ум всегда занят духовными предметами, у тех и желательная часть души становится Божественным оружием. 50) Невозможно уму преисполниться ведением, если прежде и желательная часть души не украсится свойственными ей добродетелями. 51) Ум тогда делается чуждым мира, когда совершенно отсечет всякое к чувственному чувство. 52) Отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной — любовь и воздержание. 53) Ум не может всегда занят быть чем либо чувственным, если никакого к тому не имеется пристрастия. 54) Совершен ум тот, который преисполнен ведения; душа же совершенна та, которая в добродетелях утвердилась. 55) Склонность ума к чувственному делает его рабом телесных сластей. 56) Подвигается и ум с места ведения, когда желательная часть отодвигается от своих добродетелей. 57) Мы прияли власть чадами Божиими быть (Иоан. 1, 12) — , но не бываем ими, если не совлечемся страстей. 58) Никто пусть не думает, что он действително сделался чадом Божиим, если не стяжал еще в себе Божеских черт. 59) Усвоение нравов добрых или худых делает сынами Бога, или сатаны. 60) Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны. 61) Ожесточенная душа, и когда бичуют ее, нечувствует, и к благодетелю никакого чувства восприять не может. 62) В нечистую облеченный одежду извергается из брачных чертогов Божественных, и делается причастником тьмы кромешной (Мф. 22, 12. 13). 63) Боящийся Бога радеет о своей душе, и от злой участи избавляет себя. 64) Невозможно улучить милость от Бога тому, кто, оставя Его, раболепствует плотским сластям. 65) Иисус — Христово есть слово, что никто не может двум господам работать (Мф. 6, 24), хотя мы не хотим верить тому. 66) Душа осквернившаяся ожесточается страстьми, и без сечений и прижиганий, уверовать не способна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Необходимость и спасительность причащения святых Таин Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек при обетовании таинства Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоан. 6:53-54). Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии, при достойном приобщении, следующие: Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Иоан. 6:56). Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: Ядущий Меня жить будет Мною (Иоан. 6:57). Принимаемое достойно, оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечноблаженной жизни: Ядущий хлеб сей жив будет вовек (Иоан. 6:58). Должно однако помнить, что эти спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех, кто приступает к ним с верой и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем большее осуждение: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор.11:29). Таинство покаяния Таинство покаяния есть благодатное священнодействие, в коем, после принесения верующим раскаяния в грехах, дается отпущение грехов милостью Божией через посредство пастыря Церкви, согласно обетованию Спасителя. В таинстве покаяния врачуются духовные болезни человека, снимается нечистота души, и христианин, получив разрешение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Поэтому таинство покаяния называется " духовной врачебницей " . Грехи, влекущие человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор и ослабляющие его христианскую волю - уничтожаются; и восстанавливается вновь его живая связь с Церковью и с Господом Богом. Облегченный от бремени грехов человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек при обетовании таинства Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоан. 6:53-54). Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии, при достойном приобщении, следующие: Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Иоан. 6:56). Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: Идущий Меня жить будет Мною (Иоан. 6:57). Принимаемое достойно оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: Идущий хлеб сей жив будет вовек (Иоан. 6:58). Должно однако помнить, что эти спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех, кто приступает к ним с верой и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем большее осуждение: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:29). Таинство покаяния Таинство покаяния есть благодатное священнодействие, в коем, после принесения верующим раскаяния в грехах, дается отпущение грехов милостью Божией через посредство пастыря Церкви, согласно обетованию Спасителя. В таинстве покаяния врачуются духовные болезни человека, снимается нечистота души, и христианин, получив разрешение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Поэтому таинство покаяния называется «духовной врачебницей». Грехи, влекущие человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор и ослабляющие его христианскую волю — уничтожаются, и восстанавливается вновь его живая связь с Церковью и с Господом Богом. Облегченный от бремени грехов человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

б) Все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор. 10:17 ), пишет апостол. И в древней Церкви каждая община приобщалась от единого хлеба. И в православной Литургии благословляется и преломляется один хлеб, также как благословляется одна чаша. в) Во всех местах Священного Писания, где говорится о хлебе Евхаристии, хлеб называется по гречески артос (6 глава св. Иоанна, еванг. Матфея, Марка, Луки, у ап. Павла и в книге Деяний). Артос обычно обозначает пшеничный хлеб поднявшийся на закваске («опресночный» по греч. выражается прилагательным azymos). Известно, что в апостольское время, т.е. от самого начала, от своего установления, Евхаристия совершалась в течение круглого года, еженедельно, когда у иудеев опресноков не приготовляли; значит, совершалась даже в иудейско-христианских общинах на квасном хлебе. Тем более это нужно сказать об общинах христиан из язычников, которым был вовсе чужд закон об опресноках. В первохристианской Церкви вещество для таинства Евхаристии употреблялось из приношений народа, который приносил в храм из домов обыкновенный хлеб, квасной. Он предназначался также и для вечерей любви и для помощи бедным. Необходимость причащения святых Таин Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек при обетовании таинства Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Иоан. 6:53–54 ). Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии, при достойном приобщении, следующие: Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Иоан. 6:56 ). Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: Ядущий Меня жить будет Мною ( Иоан. 6:57 ). Принимаемое достойно оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: Ядущий хлеб сей жив будет вовек ( Иоан. 6:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Египет знаменует состояние человеческого падения, состояние порабощения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетованная земля — небо; путешествие по пустыне — земная жизнь; хлеб небесный — Христос. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру Отцы ваши, говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, ядоша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет вечною смертью ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертью тела. Аминь. Пс. 103:15 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401-й. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21 Ин. 6:58, 48 Ин. 6:51-56 Ин. 6:60, 66 Ин. 6:63 Ин. 6:53 Быт. 2:23 Иов 31:31 Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна Святой Исаак Сирский. Слово 68-е Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8 Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13 Ин. 3:6 Ин. 1:12-13 Мф. 19:28; Тит. 3:5 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13 Иоан. 6:56-57 Святой Иоанн Златоуст, нравоучение 45-е в беседе на евангелиста Иоанна Лев. 17:11 Мф. 26:27-28 Мф. 11:29 Лествица. Слово 25-е. Здесь посл. слова св. Иоанна Лествичника несколько дополн. аскетическим объяснением Пс. 22:5. Читается пред молитвами ко причащению Алфавитный Патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: " Наслади душу мою Твоею честною кровию от горести, ею же мя сопротивник напои " Пс. 53:9 Пс. 22:5-6 Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина См. ссылку святых Кал-листа и Игнатия Ксанфопулов. Доброт., ч. 2, гл. 92 Ин. 6:27 Ин. 6:32-33 Ин. 6:48 Ин. 6:51 Ин. 6:55 Ин. 6:53 Новая Скрижаль. Ст. Дары святые приносятся по заповеди Послание 90-е к благородной Кесарии, кн. 3 Евр. 4:12 Точное изложение Православной веры 1Кор. 11:29 1Кор. 11:28 Лк. 18:14 Ин. 6:51 1Кор. 11:29 1Кор. 11:31 1Кор. 11:32 1Кор. 11:30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры Святой Иоанн Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1901...

   Причащающиеся же с благоговением, любовью и готовностью принести себя на служение Ему, тесно соединяются с Ним и становятся орудием Его Божественной воли.     «Ядый Мое Тело и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» изрек Господь (Иоан. 6:56).    Соединяясь с Воскресшим Господом и через Него со всей Присносущей Троицей, человек почерпает от Нее силу для вечной жизни и сам становится бессмертным.     «Якоже посла Мя живый Отец и Аз живу Отца ради, и ядый Мя и той жив будет Мене ради» (Иоан. 6:57).    Все верующие во Христа и соединившиеся с Ним преданием себя Ему и принятием Благодати Божией совокупно составляют Церковь Христову, Глава Коей есть Сам Христос, а входящие в Нее — Ее члены.    Невидимый телесным оком Христос проявляет Себя на земле явственно через Свою Церковь, как невидимый дух человеческий проявляет себя через свое тело. Церковь есть Тело Христово как потому, что части ее соединены со Христом через Его Божественные Тайны, так и потому, что через Нее действует Христос в мире.    Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви).    Не совершается то сразу. Полное пребывание в Церкви есть уже состояние победы над грехом и совершенного очищения от него. Все греховное до некоторой степени удаляет нас из Церкви и от Церкви; вот почему над каждым кающимся читается в молитве при исповеди «примири, соедини святей Твоей Церкви». Христианин через покаяние, очищается, соединяется теснейше со Христом в причащении святых Тайн, но потом опять оседает на него пыль греха и отдаляет от Христа и Церкви, почему снова нужны покаяние и причащение.    Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого, духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое падение в бездну греха. Посему необходимо для каждого причащение святых Тела и Крови Христовых, укрепляющее наше общение с Ним и орошающее живительными струями Благодати Святого Духа, текущими по Телу Церкви. Насколько важно причащение святых Тайн показывает житие преподобного Онуфрия Великого, которому, как и другим пребывавшим в той пустыни отшельникам, ангелы приносили святое Причастие; преподобной Марии Египетской, конечным желанием которой, после многих лет пустынной жизни, было принятие святых Тайн; преподобного Савватия Соловецкого и множества других. Не напрасно ведь изрек Господь: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6:53).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010