«Начало и основание общественного христианского богослужения, как хорошо и подробно указывает архимандрит Гавриил, положено Самим Иисусом Христом частию Своим примером, частию Его заповедями. Совершая Свое Божественное служение на земле, Он устрояет Новозаветную Церковь (Матф. 16:18-19; 18:17-20; 28:20), избирает для нее Апостолов, а в лице их, преемников их служения пастырей и учителей (Иоан. 15:16; 20:21; Еф. 4:11-14; 1 Кор. 4:1). Научая верующих покланяться Богу в духе и истине, сообразно с этим Сам прежде всего представляет Собой пример устрояемого богослужения. Он обещает быть с верующими там, где «собраны двое или трое во имя Его» (Матф. 18:20), «и пребыть с ними во вся дни до скончания века» (Матф. 28:20). Он Сам молится, и иногда целую ночь (Лук. 6:12; Матф. 14323), молится при пособии внешних видимых знаков, как-то: возведения очей Своих к небу (Иоан. 17:1), преклонения колен (Лук. 22:41-45), и главы (Матф. 26:39). Он возбуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство (Матф. 21:22; Лук. 22:40; Иоан. 14:13; 15:7), делит ее на общественную (Матф. 18:19-20) и домашнюю (Матф. 6:6), учит Своих учеников самой молитве (Матф. 4:9-10), предостерегает Своих последователей от злоупотреблений при молитве и богопочтении (Иоан. 4:23-24; 2 Кор. 3:17; Матф. 4:10). Далее Он возвещает новое Свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает Своим ученикам проповедовать его «во всех языцех» (Матф. 28:19; Марк. 16:15), преподает благословение (Лук. 24:51; Марк. 8:7), возлагает руки (Матф. 19, 13-15) и, наконец защищает святость и достоинство дома Божия (Матф. 21, 13; Марк. 11:15). А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая крестить приходящих в Его церковь (Матф. 28:19); во имя данной им власти поручает им право вязать и решить грехи людей (Иоан. 20:22-23); особенно же между таинствами заповедует совершать в Его воспоминание таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы (Лук. 22:19). Апостолы, научившись от Божественного своего Учителя новозаветной службе, не смотря на преимущественное занятие благовестием слова Божия (1 Кор. 1:27), довольно ясно и подробно определили самый чин внешнего богослужения. Так, на некоторые принадлежности внешнего богослужения мы находим указания в их писаниях (1 Кор. 11:23; 14:40); но наибольшая часть его осталась в практике Церкви. Преемники Апостолов пастыри и учители церкви, сохранили Апостольские постановления в отношении богослужения и, на основании оных, во времена спокойствия после ужасных гонений, на Вселенских и поместных соборах определили письменно весь, почти до подробностей, постоянный и однообразный чин богослужения, сохраняемый церковью и до ныне» («Руководство по Литургике,» архим. Гавриила, стр. 41-42, Тверь, 1886).

http://pravmir.ru/o-bogosluzhenii/

ГОЛАНИТИДА – ФИЛИПП, Матфея 16:13–23 Филипп (4 г. до Р.Х. – 34 г. по Р.Х.) получил земли северо-восточнее Галилейского моря. На одной из территорий Филиппа, в Ватанее (Вифании) за Иорданом ( Иоан. 1:28–42 ), Иисус собрал Своих первых последователей. Филипп перестроил город Паниас у подножия горы Ермон, назвав его Кесарией Филипповой. В этом регионе Иисус рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и умереть ( Матф. 16:21 ). ГАЛИЛЕЯ и ПЕРЕЯ – АНТИПА, Матфея 14:1–12 ; Луки 13:31–33; 23:1–12 Антипа (4 г. до Р.Х. – 39 г. по Р.Х.) правил, в основном, на еврейских землях Галилеи и Переи. Иоанн Креститель, нёсший служение в этих местах, обвинял Антипу в прелюбодеянии. Антипа бросил свою жену, наватейку, и женился на Иродиаде. Иродиада тоже развелась с мужем, чтобы выйти замуж за Антипу ( Марк. 10:11–12 ). Описание Иосифом Флавием отношений Иоанна Крестителя с Иродом Антипой является интересной параллелью Новому Завету (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2). Флавий отмечает, что Антипа видел в обвинениях Иоанна политическую угрозу, потому что у Иоанна было много последователей. Поэтому он заключил Иоанна Крестителя в крепости Махерус, на другой стороне Мёртвого моря, а затем убил его. Это одна из тайн путей Божьих, когда Он позволил такому правителю как Антипа преследовать и убить Его вестника. Антипа решил, что Иисус был воскресшим Иоанном Крестителем ( Матф. 14:1–2 ). Когда Антипа угрожал Иисусу, Тот назвал его лисицей ( Лук. 13:32 ). Ирод Антипа, наконец, встретился с Иисусом лицом к лицу в день, когда Иисус был распят. Иисус не сказал ему абсолютно ничего ( Лук. 23:8–12 ). Позже, в 39 году, Антипа был лишён власти и сослан в Гаул. Его земли перешли к его племяннику Ироду Агриппе I. ДЕСЯТИГРАДИЕ, ФИНИКИЯ, ИДУМЕЯ и НАВАТЕЯ Десятиградие было основано Помпеем в 62 году до Р.Х. как восточный форпост Римской империи. Земли Десятиградия простирались от юго-восточной оконечности Галилейского моря (города Хиппос и Гадара) до востока Переи (Гераса и Филадельфия) до границ Наватеи на юге. Скифополь (Беф-Сан) был единственным городом Десятиградия западнее Иордана. Иисус редко бывал в этой местности, вероятно, из-за того, что население Десятиградия в основном было языческим. Однако Его пребывание там не осталось безрезультатным (карты 9–5, 9–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Богочеловеческая Личность Христа в цельности ее обнаружений в течение земной жизни – вот Спаситель и Учитель мира! Бесконечно превосходя Своих предшественников-пророков именно этою стороною, а не только или даже не столько Своими словами, Христос Один только мог к Себе лично обращать взоры Своих «друзей». «Я есмь путь и истина и жизнь“ ( Иоан. 14:6 ), «Я свет миру, Я дверь овцам“ ( Иоан. 10:7 ), говорит Он нам. «Сияние Славы Отчей и Образ Ипостаси Его“ ( Евр. 1:3 ), Христос в Своем Лице принес на землю истину о Боге в существенно новой степени. До Христа Бог ведом был человеку со стороны Своих безграничных свойств, и, как таковой, был далек и чужд ему. Идея Бога в Его, выражаясь принятой философской терминологией, онтологических свойствах, во Христе получает свою плоть и кровь, делается близкой и понятной по своим идеальным определениям: «Я открыл имя Твое человекам, говорил Спаситель пред Своею смертью ( Иоан. 17:4, 6 ). Будучи человеком во всем подобным нам, кроме греха, Иисус Христос Своим Лицом принес на землю истину о человеке. Боровшийся со злом в единстве Своего божественного и человеческого естества и в этой борьбе неизменно подчинявшийся голосу Отца ( Мф. 26:39 ; Марк. 14:36 ; Лук. 22:42 ), Иисус Христос в Своем Лице явил нам образ взаимного отношения Бога и человека. При толковании христианства – особенно когда подходят к нему с предвзятым намерением увидать в нем «естественную» религию – к сожалению, не обращают должного внимания на Самый Образ Христа, чуть не исключительно останавливаясь на Его словах, по самому своему существу всегда определяющих истину с одной лишь стороны и потому не покрывающих ее: «там, где истинно верующий видит стройный высокохудожественный храм, предвзятая критика смотрит лишь на отдельные части его“ (Вл. Соловьев). А сколько бы отпало ненужных споров о взаимном противоречии тех или иных слов Спасителя, мелочных придирок к ним, если бы христианство судили прежде всего и более всего Цельною Личностью его Основателя!.. Жизнь Христа по общему закону человеческой природы нашла и свое внешнее словесное выражение, свою теоретическую формулу – источник христианской догматики.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

(1) Слова Евсевия: Дух Святый хочет, чтоб они совершали евангельское дело с усильным и непрерывным старанием; ибо изречение: день от дня – выражает то, что они должны благовествовать спасение непрерывно, о каковом (спасении) сказано: Он истинно Спаситель мира ( Иоан. 4:42 ). Аполлинария: Можно – день от дня – принимать о двух заветах Спасителя, который есть солнце правды. Итак, поелику получившие заповедь благовествовать, как научившиеся закону, имели уже ясное сведение о первом дне, т. е. ветхом завете; то надлежало им, уяснив себе из первого дня понятие о втором дне – новозаветном, возвещать спасение Божие и возвещать славу Его, которая есть Христос – как сияние славы Отца, о которой написано у Исаии: И явится слава Господа ( Ис. 40:5 ). Сверх того им повелевается возвещать у всех народов и чудеса Его, о которых в 39-м псалме сказано к Богу: Много сотворил Ты, Господи, Боже мой, чудес Твоих, и таковых чудес виновника, воспевая, говорит: Господи Боже мой! Прославлю Тебя, восхвалю имя Твое за то, что Ты сотворил чудные дела – совет древний истинный ( Ис. 25:1 ). Ибо Христос Спаситель сотворил чудные дела, освободив всякую душу, страдавшую от угнетения диавольского. Пс.95:4 .  Яко велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги Потому, говорит, возвещайте чудеса Господни, что Он велик по всемогуществу и достохвален по человеколюбию. Притом Он и страшен, как могущий наказать и в сем и в будущем веке и не только по телу, но и по душе. А боги язычников, т. е. бесы, не имеют такой силы. Сверх того Господь действительно страшен и грозен, а боги язычников страшны не на самом деле, а по виду. Пс.95:5 .  Яко вси бози язык бесове; Господь же небеса сотвори Еллины называли их демонами, как сведущих по их мнению в добре, производя их имя от δαιω, знаю. А мы христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, боги язычников; а истинный Бог есть тот, который сотворил небеса и не только небеса, но и все прочие твари. Ибо все, по словам Иоанна, чрез Него произошло ( Иоан. 1:3 ). А сказал Давид об одних только небесах потому, что небеса суть творения, превосходящие своим великолепием и изяществом все прочие. (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

А чтобы показать, что Он говорит о питии духов-ном, присовокупляет: " веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы " . Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: " и закон Твой посреде чрева моего " (Псал. 39, 9). Но где сказано в Писании: " реки от чрева его истекут воды живы " ? Нигде. Что же значат слова: " веруяй в Мя, яко же рече Писание " ? Слова — " реки от чрева его истекут " — суть изречение Самого Христа. Так как многие говорили: " сей есть Христос " , и еще: " Христос, егда приидет, еда больша знамения сотворит " : то Он показывает, что должно иметь (о Нем) правое познание и убеждаться не столько чудесами, сколько Писанием. Действительно, многие, хотя и видели Его чудодействовавшим, однако же не принимали за Христа, а напротив, готовы были сказать: " не Писание ли рече, яко от семене Давидова... Христос приидет " (Иоан. 7, 42)? Поэтому Христос весьма часто обращался к Писанию, желая показать, что не избегает доказательств от Писания; поэтому же и теперь отсылает их к Писаниям. Итак, выше Он говорил: " испытайте Писаний " (Иоан. 5, 39), и еще: " есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом " (Иоан. 6, 45), — также: " Моисей на вы глаголет " (Иоан. 5, 45). Равным образом и здесь Господь говорит: " якоже рече Писание, реки от чрева его истекут " , указывая этими словами на обилие и независтность благодати. Это же самое Он и в другом месте выражает словами: " источник воды текущия в живот вечный " (Иоан. 4, 14), т. е. (верующий в Него) будет иметь великую благодать. Итак, в том месте Он называет ее животом вечным, а здесь водою живою. Живою же называет ее потому, что она всегда действенна: ибо благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками,—не одною рекою, но безчисленными.

http://sedmitza.ru/text/414557.html

Иоанн (Кухтин) Иоанн (Кухтин Михаил Иванович), митр. б. Пражский и всея Чехословакии. Родился 20 сентября 1901 года в семье священника, в станице Каргапольской, Ростовской епархии. Учился в Новочеркасской духовной семинарии, в которой окончил четыре класса. В октябре 1920 года эвакуировался в Грецию, а в 1922 году выехал в Югославию и там поступил в 4-й класс Призренской духовной семинарии, которую и окончил в 1926 году. В апреле 1927 года пострижен в монашество. В мае 1927 года был рукоположен в сан иеродиакона, а затем в сан иеромонаха. В октябре 1930 года был назначен настоятелем монастыря Св. Прохора Пчинского, а затем – монастыря Св. Георгия Делядровского. С осени 1931 года до 1950 года проживал в Югославии, посвящая себя богословской науке и приходской деятельности. В 1936 году закончил Православный Богословский факультет в Белграде и до 1948 года в звании игумена нёс послушание, как настоятель монастыря в Дечанах, как священник Загребской епархии. С 7 ноября 1948 года – профессор духовной семинарии в гор. Призрене. В 1950 году переехал в Болгарию, а оттуда был вызван в Чехословакию митрополитом Елевферием и был назначен воспитателем студентов Православного богословского факультета в Пряшеве. С 1 окт. 1953 года – доцент того же факультета в сане архимандрита. 24 окт. 1954 года хиротонисан во епископа Жатецкого. 17 мая 1956 года избран Председателем Православной Церкви в Чехословакии с титулом митрополита Пражского и всея Чехословакии. В 1965 году уволен на покой. Проживает в г. Одессе. Литература «ЖМП» 1956, 7, стр. 71–75. 1957, 1, стр. 11. 1958, 5, стр. 3, 4. 1958, 6, стр. 5, 10. 1958, 7, стр. 43, 74–75, 8. 1958, 8, стр. 10. 1958, 9, стр. 28. 1959, 2, стр. 9. 1959, стр. 79. 1959, 5, стр. 19. 1959, 6, стр. 10, 12. 1959, 9, стр. 13. 1959, 10, стр. 73. 1960, 1, стр. 4, 12. 1960, 2, стр. 10. 1960, 3, стр. 5, 9. 1960, 10, стр. 27, 29, 30. 1960, 12, стр. 5 «Русск. Прав. Церк.» стр. 170, 189 «Состав Иерархии Русск. Прав. Церкви на 1966 год» Епископа Иоанна Снычева, стр. 82 Er wurde 1964 in den Ruhestand versetzt und kehrte 1965 in die Sowjetunion zurück, wo er dann im Uspenskij-Kloster in Odessa lebte. Seit 15.05.1975 war er bettlägerig. Gestorben am 05.06.1975 in Odessa. Literatur МР 1964, 12, 5. 1966, 11, 6. 1968, 8, 9. 1971, 12, 21; StdO 1971, 12, 56 f. (70. Geburtstag). 1975, 9, 39–42: Nekrolog Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной "/> 5я Неделя Великого поста I. Евангельское чтение. Зачало (35) от Марка: 10:32–45 32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения Евангельское чтение пятой недели великого поста состоит из двух частей. В первой части (32–34) Иисус Христос, как всеведующий Бог, предсказывает своим двенадцати ученикам о своих добровольных страданиях, смерти и воскресении, в том же порядке, в каком они во всей точности исполнились на самом деле. « Вот, мы восходим » — говорит Он — «в Иерусалим», где должны совершиться Мои страдания, « и сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам » иудейским (Мат. 26:57; Мар. 14:53 ) « и осудят Его на смерть » (Мат. 26:66; Лук. 22:6, 4 ), « и предадут Его язычникам », язычнику Пилату, римскому игемону (Мат. 27:2; Мар. 15:1; Лук. 23:1 ), « и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его » во дворе архиерейском (Мат. 26:67; Мар. 14:65; Лук. 22:63–64 ), пред Иродом (Лук. 23:11 ) и Пилатом (Мат. 27:27–32; Мар, 15:16–19; Иоан. 19:1–5 ), « и убьют Его » распятием на кресте (Мат. 27:21–50; Марк. 15:20–37; Иоан. 19:16–30), « и в третий день воскреснет » из гроба (Мат. 28:1–7; Мар. 16:1–8. 10; Лук. 24:1–11; Иоан. 19:1–18).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   1) Господь Иисус потерпел за нас страдания и смерть по воле и с соизволения своего Отца, нашего верховного Судии. Для того Он, Сын Божий, и приходил на землю, чтобы творить не свою волю, но волю пославшаго его Отца (Иоан. 6:38); тем только и занимался, в продолжение всей своей земной жизни, чтобы исполнить волю Отца (Иоан. 4:34). Наконец, когда, приближаясь к смерти, посреди величайших своих страданий, в саду гефсиманском молился ко Отцу: Отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от мене чаша сия (Матф. 26:39), немедленно присовокупил: обаче, не якоже аз хощу, но якоже ты (- 39), не моя, но твоя воля да будет (Лук. 22:42). И вслед затем, действительно, испил за нас всю чашу гнева Божия на кресте. С другой стороны, Слово Божие ясно учит, что сам Отец Сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть его (Рим. 8:32); сам Бог предположи его очищение верою в крови его, в явление правды своея, за отпущение прежде бывших грехов (- 3, 25), сам Бог в Нем благоизволи всему исполнению вселитися, и тем примирити всяческая в себе, умиротворив кровию креста его, чрез него, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1:19. 20).    2) Господь Иисус потерпел страдания и смерть за наши грехи, сам будучи совершенно безгрешен и невинен, и, следовательно, будучи совершенно свободен пред Богом от этого нравственного долга. Его, неведевшаго греха, говорит Апостол, Бог по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о нам (2 Кор. 5:21). Таков бо подобаше нам архиерей, преподобен, незлобив, бессквернен отлучен от грешник, и вышше небес бывый·, иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских; сие бо сотвори единою, себе принес (Евр. 7:26. 27). Он Духом Святым себе принесе непорочна Богу (9, 14), пострадал праведник за неправедники, да приведет ны Богави (1 Петр. 3:18), и потому-то искупил ны есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3:13).    3) Господь Иисус потерпел за нас страдания и смерть совершенно добровольно, — от чего и могли оне быть угодными небесному Судии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Соединение со Христом 39. Цель нашей жизни — соединиться с Богом. В этой жизни мы соединяемся с Ним верой, надеждой и любовью, а в будущей — совершенным образом. Но обратите внимание, как мы искажаем эту цель. Мы привязываемся сердцем к разным предметам, так что часто (о ужас!) наша любовь обращается к деньгам, к пище, питью, одежде, дому, убранству, или к нравящимся нам людям — до забвения Бога. Из-за привязанности к житейским благам мы гордимся, завидуем, ненавидим, лжем — и тогда мы прямо соединяемся с дьяволом, этим носителем зла. Этим мы оскорбляем своего Владыку и искажаем в себе Его образ и подобие. Действительно, мы слишком мало размышляем о том, что должно быть главным для нас — соединение с Богом! 39. Если Христос в тебе через частое причащение святых Тайн, то будь весь, как Христос: кроток, смирен, долготерпелив, любвеобилен, беспристрастен к земному, о небесном помышляющий, послушлив, разумен; непременно носи в себе Его Дух. 39. Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и сердечный покой. Трудно начинать снова. Усилия прилепиться к Нему опять после отпадения будут стоить многих горьких слез. Держись же всеми силами за Христа и не теряй святого дерзновения перед Ним. Любовь к Богу и к ближним. 42. Жизнь сердца — это любовь, а его смерть — злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель существования нашего временного мира. 42. Любовь к Богу проявляется в нас и действует тогда, когда мы начинаем любить ближнего, как себя: когда для него, этого образа Божия, мы не жалеем ни себя и ничто земное, когда стараемся служить ему во спасение всем, чем можем; когда отказываемся, ради угождения Богу, от угождения своему чреву, этому плотскому зрению, когда свой плотской разум покоряем разуму Божию. Священное Писание учит: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» и «Те, которые Христовы, плоть распяли со страстями и похотями» (1 Иоан. 4:20; Гал. 5:24).

http://pravmir.ru/zhizn-vo-xriste/

Миня Р. G. Т. 7 Рус. пер. свящ. Преображенского. 39 На основании Ев. Иоан. 8:56–57 и свидетельства малоазийских прествитеров, непосредственных учеников Апостолов, св. Ириней полагал, что Иисус Христос тридцати лет выступил на служение, а умер, имея около пятидесяти лет. 2:22, 4–6. 54 Ibid. 4:30, 3–4. Последнюю ступень в развитии человека св. Ириней довольно редко называет обожествлением, как в приведенном месте. Выражение это, употребляемое в том же смысле, было обычно в философской литературе. См. Klebba. Die Antropologie des hi. Irenaeus. (Kirchengeschichtliclie Studien В. П, H. Ш. Munster, 1894 S. 186). Здесь приводятся слова Эпиктета «Θεν ξ νθρπου πιθυμοντα γενσθαι». Из христианских писателей этот термин употребляет уже Феофил Антиохийский (Ad Autol. П, 27) Ibid. 59 Влияние философии Платона на св. Афанасия давно отмечено исследователями. См. напр. К. Hoss. Studien uber das Schrifttum und die Tbeologie des Athanasius. Freiburg 1899 S. 34–39. 84 Классическим образцом метода апологетов может служить 8 гл. Апологии Афинагора. Otto. Corpus apologetarum 7. Рус. пер. свящ. Преображенского. Сочинения древних христианских апологетов. Москва 1867. 86 Athanasius. Contra arian. 1:20. Migne. T. 26. Col. 53 . Рус. пер. Москов. Духовн. Академии изд. 2, 1902–1903 т. 2, 202. Сочинения св. Афанасия цитирует по изданию Миня Р. Gr. 25–28 и по названному русскому переводу. 93 «Всемогущее, всесовершенное святое Слово Отца, низшедши во вселенную повсюду распространило свои силы, озарив видимое и невидимое, в Себе все содержит и скрепляет, ничего не оставив лишенным Своей Силы, но сохраняя и оживотворяя все и во всем, и каждую вещь в особенности, и вместе все в совокупности». Contra gentes 42. Migne. Т. 25. Col. 84 . Рус. Пер. 1, 182. 94 Contra arian. 2, 79. Рус. пер. 2, 365–366. «Чтобы созданное не только существовало, но н существовало прекрасно, Бог благоволил, чтобы Премудрость Его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некоторый отпечаток и подобие Его образа, и чтобы приведенное в бытие оказалось премудрым и достойным Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010