Итак, скажи мне, для чего ты превозносишься, как будто собственными благами, вместо того, чтобы воздавать благодарность за дары великому Подателю? Что бо имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не приемь ( 1Кор. 4:7 )? Не ты познал Бога своею правдою, но Бог тебя познал по Своей благодати. Познавше Бога, говорит Апостол, паче же познани бывше от Бога ( Гал. 4:9 ). Не ты обрел Христа своею добродетелию, но Христос тебя обрел Своим пришествием. Гоню, говорит тот же Апостол, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса ( Фил. 3:12 ). Не вы Мене избрасте, говорит Господь, но Аз избрах вы ( Иоан. 15:16 ). Хвалишься ли тем, что ты увенчан почестями, или в милосердии своем находишь случай к гордости? И тогда познай себя самого, кто ты, и в сем случае ты должен страшиться того же, что случилось с Адамом , изгнанным из рая; с Саулом, оставленным Духом Божиим; с Израилем, отсеченным от св. корени. Ты верою стоиши, говорит апостол Павел, – не высокомудрствуй, но бойся ( Рим. 11:20 ). Суд следует после благодати, и Судия истяжет, как ты пользовался дарами ея. Если же и того не сознаешь, что ты получил благодать, но, по крайнему безумию своему, почитаешь ее своею собственною добродетелию: тогда ты не имеешь преимущества пред св. апостолом Петром. Ибо не можешь превзойти любовию ко Господу того, который столь сильно любил Его, что хотел даже умереть за Него. Однакожь и он за то, что с некоторым духом гордости сказал: аще и вси соблазнятся о тебе, аз никогдаже соблажнюся ( Матф. 26:33 ), предан был страху человеческому, и пал во грех отвержения, дабы сим падением он вразумился в том, как надлежит быть осторожным, и научился снисхождению к немощным – с одной стороны познанием своей немощи, с другой – ясным уразумением того, что как в то время, когда утопал он в море, был извлечен десницею Христовою, так и во время бури соблазна, когда находился в опасности погибнуть за свое маловерие, избавлен был силою Иисуса Христа, Который и предсказал ему имеющееся случиться сими словами: Симоне, Симоне, се сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращся, утверди братию твою ( Лук. 22:31:32 ). Итак Петр, быв изобличен таким образом, праведно получил помощь, дабы отсюда он научился презирать гордость и снисходить немощным. Но фарисей, человек гордый и надменный, который не довольно того, что полагался на самого себя, но еще хулил пред Богом мытаря, совсем потерял славу правды за свою гордость. Между тем мытарь сниде оправдан паче оного ( Лук. 18:14 ), поелику воздал славу св. Богу, и не смел даже воззреть на Него, но искал только помилования, обвиняя себя самого, и повинность свою выражая самым положением своим, – биением в перси, тяжкими вздохами и слезами, и тем, что ничего более не искал, кроме умилостивления. Итак смотри и остерегайся примера жестокой потери за гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу «духом и истиной» отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а также многие другие места в Евангелиях). Читайте также — Слово в Неделю о мытаре и фарисее Самарянка как бы начинает понимать смысл слов Иисуса и в раздумьи говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Самаряне также ожидали Мессию, называя Его по-своему — Гашшагеб, основывая это ожидание на словах Бытия 49:10 и особенно на словах Моисея во Второзаконии 18:18. Понятия самарян о Мессии не были так испорчены, как у иудеев, так как они в Его лице ждали пророка, а не политического вождя. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос: «[Мессия —] это Я, Который говорю с тобой». В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который как Сердцеведец сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, поскольку это осуждалось правилами иудейских раввинов, наставлявшими: «Не разговаривай долго с женщиной» и «Никто не должен разговаривать с женщиной на дороге, даже с законной женой», а также: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину». Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу.

http://pravmir.ru/nedelya-5-ya-po-pasxe-...

– Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:1 ). – Если не уверуете, что это Я, умрете в грехах ваших ( Иоан.8:24 ). – Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Иоан.14:6 ). – Я есмь жизнь вечная. Верующий в Меня имеет жизнь вечную ( Иоан.6:47–48 ). – Я свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме; но будет иметь свет жизни ( Иоан.8:12 ).       – Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Иоан.11:25 ). – Я есмь хлеб жизни. Приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Иоан.6:35 ). – Я есмь дверь. Кто Мною войдет, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить обрящет ( Иоан.10:9 ). – Я есмь пастырь добрый и знаю Моих и Мои знают Меня ( Иоан.10:14 ). – Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки живой воды ( Иоан.7:38 ). – Кто жаждет, иди ко Мне и пей ( Иоан.8:37 ). – Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Иоан.6:51 ). – Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Иоан.6:54 ). – Отче! избавь Меня от часа сего (смертного), но на сей час Я и пришел ( Иоан.12:27 ). – Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего. Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего осужден и изгнан будет вон ( Иоан.16:11; 12:31 ). – Я видел сатану, спадшего с неба, как молния ( Лук.10:18 ). – Никто не отнимает (жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ( Иоан.10:18 ). – Я победил мир ( Иоан.16:33 ). – Я открыл имя Твое человекам ( Иоан.17:6 ). – И когда Я вознесен буду, всех привлеку к Себе ( Иоан.12:32 ). – И на имя Мое будут уповать все народы ( Мф.12:21 ). – Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Иго Мое благо и бремя Мое легко ( Мф.11:28–30 ). – Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который исходит от Отца, Он будет свидетельствовать о Мне. Дух истины прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Иоан.15:26; 16:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Об этом же говорится и в правиле пятьдесят три. Эти правила, по свидетельствам историков православной церкви, были введены для борьбы с ложным аскетизмом, вводившим людей в прелесть тщеславия и гордыни. Этот же вопрос достаточно полно раскрыт в статье протоиерея Евгения Пейкова «О пьянстве и трезвении» [«Живой Родник», январь 2008 или на сайте: Вот только эти слова говорят люди очень даже гнушающиеся вина... ради водки или других крепких алкогольных напитков. Этими людьми поминается апостольское правило в весьма сокращённом и искажённом виде. Кто, мол, гнушается вина - тот, значит, да будет извергнут от Церкви (без всяких исключений), при этом, под вином подразумевается совсем не вино, а уж что это может быть «подвига ради» (то есть, если ты отказываешься от мирской радости винопития не ради того, чтобы обосновать своё возвышение над другими, а ради стяжания Духа Святого, движения ко Господу), про то вообще молчок. Вероятно, опасаясь упрёка в излишней буквальности, вопрос этот не часто поднимается. А в чём опасность буквальности в данном случае? Может потому, что в своё время царь Соломон обличал любителей вина, в том, в чём сегодня обличают любителей более крепких напитков? Притчи Соломоновы, глава 23: 29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? 30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. 31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32 Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33 Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, (1 Иоан. 2, 16. Еф. 5, 18.) 34 И ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. 35 И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же». (Ис. 56, 12.) Но если бы это было так, то всем хотелось бы отделить вино от крепких напитков, цитируя псалом 103:15: «вино, которое веселит сердце человека».

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/18/...

Ин. 10:37–38, 14:7 дал. Гал. 4:4 ; Кол. 1:13–18 ; Еф. 3:9 и др. мн. пар.). Нераздельно с небесным царством Божиим вообще и частнее – с царством Бога-Отца и Бога-Любви, в мире есть и «царство Сына» Божия и Логоса, воплотившегося во Христе Богочеловеке, – «царство Христово и Божие – βασιλε το Χριστο ( Еф. 5:5 ; 2Пет. 1:11 ; Апок. 11:5 , ср. Лк. 1:33, 22:30, 23:42 ; Ин. 18:36 др.), – царство Бога-Сына и Бога-Слова, царство Христа-Спасителя-Богочеловека, царство Разума-Слова, истины и правды Христовой, – царство Веры ( 1Ин. 4:14 ; 1Тим. 4:10 ; Иоан. 3:15–17, 8:32, 14:6, 18:36–37 ср. Рим. 1:32 ; 1Кор. 13:12 ; 2Кор. 1:13 ; Еф. 1:13, 4:13 ; Кол. 1:10, 2:2; 3:10 ; 1Тим. 2:2, 4:3 др. мн.). Во вне- и до-христианском мире (Ветхий Завет) это – весь мир по своей логологической стороне, как произведение и отражение Бога-Логоса, как света мира и жизни всего вообще человечества, – частнее – язычество (в мире был и мир чрез Него стал и мир Его не узнал – Сократ, Платон, Стоики, Филон) и особенно – избранный народ Божий – Израиль (в Свое – владение – пришел и Свои – Иудеи – Его не приняли) и Древний Завет (Ангел-Иегова, Премудрость Божия, мессианская идеология). А в Новом Завете, после того как Слово плотью стало, полное милости и истины, и обитало в нас, и мы видели славу Его как Единородного от Отца – все христианство , «все верующие в Богочеловека, кто принял Его и кому Он дал власть чадами Божиими стать, кои не от крови, – ни от желания плоти ни от желания мужа, – но от Бога родились». Но и в Новом Завете, как и в Древнем, есть также особый избранный народ Божий ( 1Пет. 2:9–10 ; Рим. 9:25–26 ; 2Кор. 6:16 ; Евр. 13:12 ; Апок. 21:3 ), новый Израиль Божий ( Гал. 6, 16 ср. Евр. 8, 8–13 ), – « Церковь – κκλησα» ( Мф. 16:18, 18:17 ), как преимущественное и особенное, благодатно-таинственное средоточие и проявление славы Христа, – как святое и непорочное тело Духовного Главы – Спасителя Богочеловека, оживляемое, соединяемое и управляемое Богом-Духом Святым в один целостный и стройный организм, оживляемый и преображаемый надеждою обновления и возрождения во образ Спасителя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Моисей – вождь евреев, по Божией воле изводящий из плена египетского избранный народ – ветхозаветный Израиль. Христос – новый Моисей, Своей крестной смертью выводящий из плена греха, проклятия и смерти новый Израиль – Христиан. «Когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Иоан.12,32-33). Умерев на Кресте, Богочеловек освятил его своей кровью, пролитой за грехи всего мipa. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест – тот рубеж между Ветхим и Новым Заветом, смертью и жизнью, между адом и раем, который был ради нашего спасения преодолен Христом. И когда царица Елена впоследствии обрела три креста на месте распятия Спасителя, то Крест Господень был явлен тем, что воскрес мертвец, к которому его приложили. Так и мы, некогда бывшие духовными мертвецами, оживаем со Христом в Таинстве Крещения. Именно с этого момента человек делается православным Христианином и носит нательный крест, как образ, защиту и напоминание о Кресте Голгофском. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Когда человек подрастает, он учится осмысленно изображать на себе крестное знамение, которое также имеет глубокий мистический смысл. Крестным знамением мы исповедуем свою веру во Христа и призываем Его на помощь во всяком благом деле. Когда мы благоговейно и правильно совершаем на себе крестное знамение, бесы, не вынося Силы Христовой, бегут, скрываясь от опаляющего Огня Божия. «Крест Христов на весь мip освящен благодатию и кровию Господа нашего Иисуса Христа дан нам оружием на всех врагов наших видимых и невидимых во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!» Встаем ли от сна, едим ли мы, выходим и идем ли мы куда, садимся или ложимся – всегда и всюду необходимо ограждаться крестным знамением. «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мiponpabumeлeй тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» — пишет апостол Павел (Ефес.6,12). И нет на земле сильнее оружия, чем Крест Христов.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=17...

Из многих добродетелей, которыми должна украшаться ваша жизнь, я укажу хотя бы на те, коих требуют от христиан сегодня читанные Евангелие и Апостол. Ныне – «неделя о Фоме». Апостол Фома некоторое время не был очевидцем славы воскресшего Господа и сомневался в самом воскресении Христа, но он всею душою хотел видеть воскресшего Господа и уверовать в Него, и виде и верова. По Божию попущению и вы, братие, некоторое время, находясь во мраке унии, не были очевидцами славы Православной Церкви, но Промышлением Божиим иные из вас узнали в Сан-Франциско о существовании Православной Церкви, сами заинтересовались ею, поведали о ней и остальным и, подобно Ап. Фоме, с радостию воскликнули: зде – в Православной Церкви – Господь мой и Бог мой ( Иоан.20:28 )! Но и к вам, подобно Фоме, можно сказать: не будите неверны, но верны (ст. 27). Вступив в Православную Церковь , вы вкусили и видели, яко благ Господь ( Пс.33:9 ). Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся ( 2Сол.2:15 ) в Православной Церкви. Неуклонно держитесь исповедания упования вашего, воспоминая первые дни, когда вы просветились светом православной веры, претерпев за сие немало скорбей и поношений ( Евр.10:23,32–33 ); и не оставляйте собрания своего, как есть обычай у некоторых из вас, а напротив увещевайте друг друга и поощряйте к любви и добрым делам (ст. 24, 25). По примеру первых христиан, о чем читалось ныне в Деяниях Апостольских, и вы пребывайте единодушно при Церкви Божией (5,12). Этим единодушием церковным и были сильны первые христиане: у них было одно сердце и одна душа, нередко и имения были общие ( Деян.4:32 ); между ними царствовали мир, любовь, сострадание, взаимная помощь. К таковым добродетелям должна стремиться всякая христианская община, ваша же наипаче, как старейшая среди здешних. Бог же мира, возведшй из мертвых Пастыря овцам Великого Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе ( Евр.13,20–21 ) и да утвердит вас в Православии и единомыслии. Аминь. 25 апреля/7 мая 18 99 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Смотрят свидетели, а у батюшки закладочки такие красивые лежат в Библии. Тогда они оба встали и молча ушли из телестудии. Так и не получилось у отца Бориса диалога со свидетелями Иеговы… скрыть способы оплаты Комментарии 4 февраля 2016, 22:14 К нам на работу приходили свидетели Иегови, у меня с ними возник спор о вине. Они говорят, что в те времена пили неброженый виноградный сок и называли его вино. Тогда я спросила почему Ной опянел от вина, и как долго мог храниться, без консервации, при теплой погоде виноградный сок. Они смешались... Да у них есть положительные моменты, они неплохо знают библию, хотя трактуют ее по своему видению... витя 30 сентября 2015, 07:41 Замечательная статья!!! Когда ко мне стучат в дверь иеговисты, то я им отвечаю: что Веру Православную за бруклинскую похлебку не продаю! Вот и весь диалог! Антон 10 сентября 2015, 14:52 Спасибо за статью! Сергей 22 августа 2015, 14:33 Мне понравилось это: " – А кто вы такой будете, чтобы мне указывать?! Отец Борис, недолго думая, отвечает: Я-то? Я свидетель Иеговы! Екатерина Фоминых 15 марта 2015, 23:50 вот приходят эти сектанты, а им так хочется что-то правильное сказать, да не уверен в своих познаниях, поэтому я просто закрываю дверь со словами: " мы, православные, до свидания. " Иоан 12 марта 2015, 15:48 Спасибо вам Ольга за ваши статьи всегда очень душевные! mila t 7 ноября 2014, 00:32 к нам 2 раза приходили мормоны а я хотя и не сильна в американском английском еще но не давала им рта открыть а приглашала в нашу русскую американскую святую православную церковь и поясняла им как могла что только в нашей вере истинное спасение и САМ ГОСПОДЬ наш ИИСУС ХРИСТОС присутствует на литургии а что увас --ничего сплошная болтовня- талкатив- и они больше не подходят к нашему дому хотя вижу издалека что все же нашли из соседей когото и так уж рьяно посещают Игорь Никоненко 6 ноября 2014, 20:22 хочу дать ответ " раба Божия Татиана " . Так ведь и сатана - серьезный противник православия (гораздо серьезней " иеговистов " ! Но разве нужно по-этому поводу отзываться о нем с уважением ? А иеговистами они сами себя назвали.Но это не значит , что ими стали !

http://pravoslavie.ru/44543.html

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение пятое. О Смысле Священного Писания Грамматическом, Риторическом, Логическом, Аллегорическом, Пророческом и Приточном § 31 Смысл Грамматический, в котором слова по собственному значению изъявляют в Священном Писании достопримечаемую истину. Грамматическим смыслом иногда и высокие тайны в Священном Писании изъясняются; на пр.: в начале сотвори Бог небо и землю; ( Быт. 1:1 ) и в начале бе Слово, и слово бе у Бога, и Бог бе слово. ( Иоан. 1:1 ) Глаголы бе и сотвори (в начале был и в начале сотворил) означают различие начал; ибо когда тот который в начале сотворил небо и землю, был прежде того начала, был прежде создания мира: следовательно, через начало, в котором сотворены небо и земля, разумеется начало времени и порядок созданных вещей; а через начало, в котором ипостасное Слово, Бог Сын, Мессия Иисус Христос пребывает, разумеется вечность, начала и конца неимущая. § 32 Смысл Риторический, в котором истина Священного Писания предлагается такими словами, какие употребляются в Риторических сочинениях; на пр: Виноград из Египта пренесл ecu; изгнал ecu языки, и насадил ecu и; путесотворил ecu пред ним, и посадил ecu корения его, и исполни землю. Покры горы сен его, и ветвия его кедры Божия. Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его. Вскую низложил ecu оплот его, и обымают и ecu мимоходящии путем. ( Псал. 79:9–13 ) В сем Аллегорическом смысле через виноград разумеется Божий Ветхозаветный Израильский народ, по случаю во Египте живший. Вывел его Бог из Египта, чудодейственно проводя через Чермное море, яко по суху; и через пустыню днём в столпе облачном, ночью же в столпе огненном; и распространил и возвысил его так, что сила его превзошла всё могущество и силу Аморреев, Филистимлян, Идумеев, Моавитов и прочих окрестных народов под предводительством Моисея, Иисуса Навина и Давида. Но потом сей народ Израильский грехами своими прогневал Бога; и тогда многие народы утесняли и разоряли его, а особливо во время пленения Вавилонского, при Навуходоносоре. В таковых-то бедствиях народ Израильский в последнем стихе возопил к Богу: Господи, Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. ( Псал. 79:20 ) В молитве сей Израильтяне имели в мыслях и сердце обетованного Мессию; и мы должны с благоговением признавать и исповедовать: яко несть иного имене под небесем данного в человецех о нем же подобает спастися нам, кроме сладчайшего имени Иисуса Христа, Спасителя мира. ( Деян. 4:12 ) § 33

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Иосиф, епископ Владикавказский и Моздокский (Чепиговский Иван) Родился в 1821 году в Таврической губернии в семье священника. Первоначально обучался в Тифлисской духовной семинарии. В 1843 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1847 году, по окончании курса духовной академии, назначен на Кавказ инспектором Телавского духовного училища. В 1848 году принял сан священника и назначен законоучителем Закавказского девичьего института. 27 мая 1854 года пострижен в монашество и назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии. В 1855 году командирован в Тавриз (Тебриз) и Тегеран настоятелем церкви при русском посольстве. В 1857 году возведен в сан архимандрита и назначен управляющим осетинскими приходами. С 1869 года – член Грузино-Имеретинской синодальной конторы. 13 ноября 1875 года хиротонисан во епископа Владикавказского, викария Грузинской епархии. С 29 июня 1885 года епископ Владикавказский и Моздокский. 22 июля 1888 (1889) 7 года, по прошению, уволен на покой в Московский Новоспасский монастырь, где и скончался 24 июля 1890 года. Погребен в Московском Новоспасском монастыре. Преосвященный Иосиф был хорошим знатоком осетинского языка, всю свою жизнь посвятил Осетии и по справедливости считается «апостолом Осетии». Во время своего пребывания на Владикавказской кафедре он устраивал церкви, в том числе кафедральный собор, учредил православное братство Пресвятой Богородицы, открыл Осетинское духовное училище в Ардоне, а русское перевел из Моздока во Владикавказ. Переводил на осетинский язык некоторые богослужебные книги. Труды : Русско-осетинский словарь. Литература: Попов И. , священник. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821–1890). – Киев. 1902. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 440. Церковные ведомости. – СПб., 1889, 32. – С. 300. Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890. – С. 1423–1424. –»– 1891, 27. – С. 879–885. Русский паломник. – 1889, 33. – С. 398. Известия по Казанской епархии. – 1885, 15. – С. 487. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 544; т. 9. – С. 54. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 519. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 344–345. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 86. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010