41 собрал. Иосиф напоминает мудрого муравья из (20,4). 41:51 Оба имени воздают хвалу Господу: первое за то, что Бог сохранил Иосифа, а второе за то, что Бог благословил его (49,9 и ком.). 41 плодовитым. См. 17,6.20; 28,3; 48,4; . 41 из всех стран. Спасение многих зависело от одного потомка патриархов, представлявшего собой прообраз Христа. Глава 42 42:1–38 В этом разделе описывается, как осуществились сны Иосифа, и дается ответ на слова братьев: «...увидим, что будет из его снов» (37,20 и ком.). 42 что вы смотрите? Букв.: «переглядываетесь». 42 Вениамина... не послал. Младший брат Иосифа занял его место в сердце отца (37,3). Забота братьев о Вениамине и отце говорит о произошедшей в них духовной перемене. 42 поклонились ему. Сами того не подозревая, братья исполнили то, что было явлено Иосифу во сне (37,5). 42 показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово. Незамедлительное прощение не смогло бы привести к духовному исцелению братьев Иосифа. Путь к примирению (гл. 45) был труден и тернист. 42 они не узнали его. Иосиф превратился из отрока во взрослого мужчину (41,46), преисполненного величием египетского властителя (41,14.41 43), который для разговора с братьями обращался к переводчику (ст. 23). 42 дети одного человека. Они были членами одной семьи, а не соглядатаями враждебных соседей ( ). 42 нет. Настойчивое обвинение Иосифа, ввергнувшее беззащитных братьев в отчаяние, было необходимой уловкой с целью выведать у них информацию (43,7). Только получив ее, Иосиф смог предпринять следующий шаг. 42 Они сказали. Братья думали, что подробности сделают их рассказ более правдоподобным. 42 клянусь жизнью фараона. В древности люди клялись жизнью своего царя ( ) или господина, которому служили. 42:18–20 останетесь живы... чтобы не умереть вам. Иосиф предлагает им выбор между жизнью и смертью. 42 ибо я боюсь Бога. В каждом человеке живет сознание необходимости накормить голодного и помочь беззащитному (20,11 и ком.). 42 мы наказываемся. Несмотря на вопиющую несправедливость обвинения, братья восприняли Иосифа как орудие Божия правосудия, считая все происходящее наказанием за совершенное преступление против брата и признавая тем самым свою вину. Не осознав этого, они не смогли бы стать причастниками завета Божия (см. 44,16 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Во-вторых, естественно считать, что 42 – просто буквальное количество пострадавших. Однако есть символические толкования этого числа, укажем три. Первое и единственное из них, заслуживающее серьезного рассмотрения, предлагается некоторыми современными комментаторами: обращают внимание, что в другом эпизоде той же 4 книги Царств – убийстве Ииуем братьев иудейского царя Охозии (10:14) – также говорится о 42 пострадавших; следовательно, число 42 может быть символическим обозначением большого количества людей, которое фигурировало в устных рассказах того времени 38 . В пользу такого подхода говорит и то обстоятельство, что другое число, фигурирующее в истории переворота Ииуя – 70 сыновей Ахава – также в Библии часто употребляется в символическом значении. Еще в пользу символичности числа 42 ссылаются на двукратное его упоминание в Апокалипсисе (11:2, 13:5) 39 , однако этот факт вряд ли может считаться дополнительным аргументом, ибо в Апокалипсисе говорится о 42 месяцах и в контексте этой книги данное число имеет специфическое значение 40 , тогда как в 4 книге Царств в обоих указанных пассажах (2:24, 10:14) – 42 человека. Таким образом, единственным серьезным аргументом против буквального понимания числа 42 как точного количества погибших вефильских детей остается упоминание 42 братьев Охозии в той же книге Царств. Понятно, что наличие только двух, то есть достаточно малого количества библейских фрагментов, не дает оснований говорить о символическом значении числа 42 с уверенностью. Два других символических толкования появились уже в древности. Из них особенно популярна аналогия, предложенная иудейскими экзегетами, которые ассоциировали число пострадавших детей с количеством жертв, принесенных Валаком, царем Моава 41 (если суммировать количество принесенных в жертву животных, указанных в , как раз получится 42). Наконец, третью символическую интерпретацию числа предложил христианский проповедник святитель Кесарий Арльский 42 : «Как при Елисее убиты были сорок два ребенка, так через сорок два года после страдания нашего Господа пришли два медведя Веспасиан и Тит и обложили осадой Иерусалим» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

40 поднял на меня пяту. См. и , где слово «пята» соотносится с выражением «ставит преткновение». Таким образом, ясно, что речь идет о том, как ближайшие друзья псалмопевца предали его в трудную минуту. Иисус Христос цитирует этот стих, имея в виду Иуду Искариота ( ). 40 Благословен Господь. Этим славословием завершается первая книга Псалтири (См. Введение: Характерные особенности и темы). Глава 41 Псалмы 41 и 42 представляют собой две части одного псалма. Об этом свидетельствует не только объединение их во многих древнееврейских манускриптах, но и общий для обоих псалмов рефрен (ст. 6,12; ). Немаловажно также отсутствие заглавия в при том, что в этой части Псалтири практически все псалмы зачином снабжены. С формальной стороны оба псалма образуют законченное произведение, состоящее из трех частей, каждая из которых завершается одним и тем же рефреном (ст. 1–6; 7–12; ). По всей видимости, в силу некоторых обстоятельств царю пришлось оставить Иерусалим, город избранный Богом для того, чтобы утвердить в нем его престол. В отдалении от места присутствия Божиего, один среди своих недругов, псалмопевец взывает к Богу о помощи. 41 Как лань желает к потокам воды. Душа псалмопевца уподобляется лани, мучимой жаждой, но не находящей водопоя. Вода в Писании часто выступает символическим образом надежды. Возможно, такое образное значение закрепила за этим словом сама жизнь наличие воды давало земледельцу надежду на урожай. 41 явлюсь пред лице Божие. Т.е. когда очищение от грехов позволит предстать пред Господом. 41 Слезы мои были для меня хлебом. Раскаяние и глубокое размышление о своих прегрешениях и их последствиях. 41 Вспоминая об этом. Во время скорби и отдаления от Бога псалмопевец вспоминает прошлые времена, когда его связь с Богом была крепка. 41 Что унываешь ты, душа моя. В качестве рефрена этот стих повторяется еще два раза (ст. 12; ), где псалмопевец говорит об уповании на Бога. 41 посему я воспоминаю о Тебе. Псалмопевец продолжает оставаться в унынии и, чтобы вновь приблизиться к Богу, призывает на помощь воспоминания. предоставляет еще один пример плача, в котором воспоминанием о Божией милости укрепляется дух псалмопевца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

41 доброе ли, худое ли. Исаия осмеивает бессилие ложных богов. 41 Я воздвиг... он придет. Господь провозглашает Свою власть над народами. его. Т.е. Кира (ср. ст. 2). от севера... от восхода. Исполняя волю Божию (45,4.5; ; ), Кир шел к Вавилону из Персии, находившейся на востоке, а после того как в 549 г. до Р.Х. была завоевана Мидия, под его властью оказались и земли, находившиеся на севере Вавилона. 41 первый. См. ком. к ст. 4. Сиону. См. ком. к 1,8. благовестника. См. ком. к 40,9. Возможно, речь идет о самом Исаии (40,1 и ком.). 41 не было... не нашлось. Язычники и их божества оказались бессильны. советника. См. ком. к 11,2. 41 ничтожны... ветер и пустота. Господь подтверждает никчемность языческих идолов (см. 40,18–20; 41,7.21–24; 44,9). Глава 42 42:1–13 Рассматриваемые стихи представляют собой первую из четырех представленных в 40,1 55,13 торжественных песен во славу совершенного Слуги Господа (в Синодальном переводе назван «Отроком»; 49,1–9; 50,4–11; 52,13 53,12; ср. 61,1–11). 42:1–4 Отрок. Точнее: «Слуга» (см. ком. к 20,3). Слугой Исаия называет Христа, однако в известном смысле это слово применимо и к верным сынам Израиля до Его пришествия (41,8 и ком.), к апостолам ( ) и к Его Церкви ( ). 42 Я держу. См. ком. к 41,10. избранный. См. ком. к 14,1.2. благоволит. Божественный Слуга источает благодать, ибо Он есть Возлюбленный Сын Божий (56,7; 58,5; 60,10; 61,2; 62,4; ; Мк.1,11 ; ). дух Мой. Дух Божий сообщает чудесному Слуге мудрость и могущество. возвестит народам суд. Господь утвердит на земле Свое царство правды (см. ком. к 1,21). В первых четырех стихах рассматриваемой главы слово «суд» повторяете трижды, что свидетельствует об особой значимости этого понятия. 42 не переломит. Будет сострадателен и заботлив к людям слабым, надломленным. льна курящегося. Речь идет о людях, почти утративших веру и надежду. суд по истине. См. ком. к 1,21; ср. 2,2–4. Слуге суждено исполнить Божественную волю и, превзойдя Моисея ( ; ), утвердить на земле новый завет, знаменующий окончательное исполнение закона (ст. 6; ; ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

40 это сыны Садока. См. ком. к 44,15. 4041,4 Подобно разрушенному храму Соломона, храм, который в видении осматривал Иезекииль, состоял из трех помещений: из вестибюля, или притвора (40,48.49); внешнего святилища (41,1.2); внутреннего святилища (Святое Святых) (41,3.4). Храмовое здание было поднято над окружающим пространством двора, и к притвору также надо было подниматься по лестницам (40,49). См. ком. к 40,6. Входы из внешних помещений во внутренние постепенно сужались. Подобно символике подъема в высоту при подходе к храмовому зданию сокращение ширины ворот свидетельствовало о возрастании степени святости. 40 были подпоры у столбов. Столбы, вероятно, были очень похожи на столбы с именами Иахин и Воаз, которые стояли перед храмом Соломона ( ). Глава 41 41 пошел внутрь. Правом входа в Святое Святых обладал лишь первосвященник, да и о только в День очищения (Лев., гл. 16; ). Ангел мог вступить в это помещение, а Иезекииль нет. 41 двадцать локтей в длину и двадцать локтей в ширину. Аналогично размеры Святого Святых в скинии и в храме Соломона были таковы, что помещения имели форму правильных кубов (ср. ). 41:5–12 Комнаты были построены кругом с северной, западной и южной сторон храмового здания; в эти трехэтажные кладовые собирали, вероятно, храмовые принадлежности и сокровища (ср. 42,13 и ). Второй и третий этажи выдавались один над другим, так что каждый высший уровень был на локоть шире низшего. 41 были резные изображения. Ср. ; ; см. ком. к 40,7.16. 41 Жертвенник был деревянный. Имеется в виду стол для хлебов предложения; он назван жертвенником всего один раз только в этом месте. Название использовано, вероятно, по той причине, что потребление хлебов священниками было частью жертвенной трапезы ( ; ). Глава 42 42:1–14 Эти комнаты не следует путать с комнатами, построенными по периметру самого храмового здания (41,5–12); они, напротив, были выстроены вдоль северной и южной сторон стены, отделявшей внешний двор от внутреннего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32 они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест 33 придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место 34 Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел 35 же Его делили одежды Его, бросая 36 сидя, стерегли Его 37 поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский 38 распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по 39 же злословили Его, кивая головами 40 говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с 41 и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, 42 спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в 43 на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий 44 и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Евангелие от Луки 23:39-43 39 из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и 40 же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то 41 осуждены потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не 42 сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие 43 сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Евангелие от Матфея 27:39-54 39 же злословили Его, кивая головами 40 говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с 41 и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, 42 спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в 43 на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему.

http://foma.ru/evangelija-strastnoj-sedm...

с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Ермон название горного кряжа на северной границе Израиля, вблизи которого берет свое начало Иордан. Местоположение горы Цоар неизвестно. 41 все воды... прошли надо мною. Если вода как питательная влага ассоциируется с надеждой, то воды (водная стихия) это беды и горести. 41 явит Господь милость Свою. Т.е. Свою заветную милосердную любовь. Глава 42 См. вводные замечания к . Первоначально данный псалом составлял единое целое с предыдущим. 42 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою. Поскольку есть Закон, данный Богом и обязательный для соблюдения, то рассмотрение Господом отношения человека к Закону, по аналогии с гражданской практикой, называется судом. несправедливого. Соответствующее древнееврейское слово образовано от того же корня, что и «заветная милосердная любовь». Оно употреблено по отношению к тем народам, которые не состоят в заветных отношениях с Богом. 42 на святую гору Твою. Т.е. на гору Сион в Иерусалиме, где совершалось поклонение Господу. Прочность горы Господней противопоставлена зыбкости и хаосу водной стихии ( ). 42 Что унываешь ты..? См. ком. к . Глава 43 Псалмопевец молит Бога прийти на помощь своему народу, потерпевшему поражение в битве. Речь в псалме ведется попеременно то от лица одного человека, то от лица целого собрания. Это обстоятельство свидетельствует о том, что его создателем является царь Израиля. После воспоминания о заступничестве Божием в прошлом (ст. 2–9) и утверждения о верности израильтян завету с Ним (ст. 18–23) псалмопевец просит Бога о перемене нынешней скорбной участи народа (ст. 24–27). Невозможно точно назвать событие, послужившее поводом для создания псалма; очевидно, что он предназначался для исполнения в различных случаях. 43 о деле, какое Ты соделал во дни их. Воспоминания играют ключевую роль во многих псалмах (напр., ). Воспоминание о явленной в прошлом милости Божией позволяет душе преодолеть охватившее ее отчаяние. В рассматриваемом псалме избавление по воле Божией в прошлом повод для размышлений о настоящем положении вещей. В самом деле, почему Господь не спасает нас ныне так, как Он делал это в прошлом?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Первому листу старой нумерации предшествуют 14-ть листов новой нумерации. Состав: за оглавлением (1–14) главы: 1-я и 2-я) устав како пети в праздники Господския и Богородицы и нарочитых святых (15–27 об.); 3) указ о днех седмицы како поются каноны во охтаи с минеем (28–31); 4) подобаегь ведати аще когда прилучится в пост святых апостол или в пост Богородицы или в пост Рождества Христова в понедельник или в среду или в пяток святый не имеяй тропаря (31–35), 5) о службе субботней и о вечерни и о утрени и о литургии, егда поется Бог Господь (35–37 об.); 6) о святем имущему пополиелеос и празднуемый на 8-мь аще прилучится в субботу аллилуия (37–38); 7) достоит ведати, яко аще случится в субботу аллилуия (38–41); 8) а се ин указ о субботном каноне еже есть во октоихе, о первом творце пять стихов. Како есть им запевы и потом и инае потреба (41 об.); 9) аще ли прилучится в Пятидесятницы двои стихиры святым на 6-ть (41 об.); 10) указ о помяннике (41 об.–42); 11) указ в великий пост о трисвятом (42); 12) указ на Господския праздники после обедни како пети над кануном (42 об.); 13) указ о павечернице (42 об.); 14) указ о полунощнице на Господския праздники (42 об.–43); 15) указ о пролозе како чести святым выбором (43 об.); 16) указ како не стояти в церкве с посохом (43 об.); 17) указ како за умершаго брата Бога молити с похоронов (43 об.–44); 18) указ о еже когда поется Честнейшу и когда не поется (44–45); 19) последование церковного пения и собрания вселетного. Начало индикту еже есть новому лету (45–47); 20) сентября в 7 день предпразднество Рождеству Пресвятыя Богородица и святаго мученика Созонта (48); 22) сентября в 8 день Рождество Пресвятыя Богородица (48 об.–49 об.); 23) сентября 9-го святых праведных Богоотец Иакима и Анны (49 об.–50); 24) сентября в 13 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

633 Правда, Weiss в прежних своих работах (Petr. Lehrbegr., S. 161) обьяснял винительный как атграктивную форму, стоящую вместо именительного Но, очевидно, сам Weiss сознал свою ошибку (обратное применение аттракций, когда в позднейших исследованиях (Apostelgesch. Textherst, S. 150) уже отказался от этого соображения. 634 Felten, Jager (Gedanken und Bemerk.zur Apostelgesch., Leipz., 1891. S. 42 f.); ср также русский перевод. 635 Lachmann и Westcott-Hort опускают Tischendorf, Weiss. Blass и почти все экзегеты (кроме названных в предыдущем примечании) считают твёрдо заверенным. 636 Так объясняют конструкцию этих стихов большинство экзегетов, см., напр., Meyer, Lechler, Wendt и др. 638 Такъ, напр.. de-Wette. Понимание де-Ветте основывается, гл. обр., на неправильном толковании, что «слово» относятся к предыдущему и зависит от – «поистине разумеваю» (ст. 34). 648 Со времени немецкая экзегетика создала себе неразрешимую трудность в объяснении – Меуег (S. 232), толкуя 42 ст., делает ссылку на 41 стих, говоря, что в 41 ст. указывает на народ израильский. В таком случае, в 42 ст, по параллели с 41, получается мысль, будто Христос повелел проповедывать о Нём только народу израильскому. Мысль эта прямо противоречит Деян.1:8 и др. И вот, все экзегеты после стремятся к разрешению этого: противоречия. При чём, сколько было экзегетов, столько и попыток решения: ни одно мнение не было принято хотя бы двумя лицами, каждый составлял своё новое; и самое последнее из них Acta, 1895 г.) так же, как и все предыдущие, не оставляет впечатления удовлетворённости. Но, как видим, затруднение здесь создано искусственно; употреблено безо всякой мысли о национальности: при нём нет определения и само оно имеет значение только противоположности тесному, интимному кругу. Затруднение создано искусственно; посему оно и неразрешимо. 652 В 10:11 ст. слово несомненно, глосса; но она удачно поясняет картину видения; нельзя только переводить – «связан» (как переводит, напр. Zockler), а надо, вместо с слав. переводом, – «по четырем краям привязин».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Между смертью Юлия Кесаря и смертью Августа прошло 57 лет и 157 дней. Далеко не все это время Август владычествовал над Римом (Августом он был только 40 лет и 215 [точнее – 214] дней); но хронографы, заносившие годы Августа в свои каноны, вынуждены были – смотря по системе – давать ему или 56 или 57 лет владычества над Римом. И когда Ириней, Тертуллиан , Климент александрийский и Епифаний говорят, что Христос родился в 41 или 42 году Августа, они имеют в виду именно эти (условные) годы владычества его над Римом. Но над Александрией Август владычествовал только 43 египетских года (anni vagi), и эти 43 года и занес Птолемей в свой канон, а у Птолемея заимствовал их Панодор. Не поняв смысла этой разности в 14 лет в счете годов правления Августа, Анниан смутился тем, что Панодор, давая Августу только 43 года правления (над Египтом), полагает, что отсюда следует тот вывод, что Август умер, когда Христу было не 15, а только 5 лет от рождения. Поэтому Анниан решился поправить Панодора и поправил его так, что оказалось, что, по Анниану, Христос умер и воскрес в 42 г. по эре Дионисия, т.е. при императоре Клавдии – не при Тиберии; а следовательно, и не при Понтии Пилате. Другого исхода для Анниана и не было: он был уверен, что Христос воскрес 25 марта; но на 25 марта пасха приходилась в 31 году по эре Дионисия=5523 году по Анниану (когда Христу шел лишь 23-й год от рождения) и в 42 г. по эре Дионисия=5534 году по Анниану. Последний год был для него единственно возможный, как 34 г. по Р. X. Отсюда разность (42–34) в 8 лет между счислением Дионисия Малого и счислением Анниана (=копто-абиссинским). Таблица дат по различным эрам для времени от 44 г. до Р. X. по 42 г. после Р. X. a) Idibus Martiis (15 марта) С. Julius Caesar occisus in Capitolio. b) «K[alendis] Aug[ustis] (в действительности же 3-го августа=8 meswri: 294 г. Aug[ustusAlexandr[iam] recepit». А так как к концу 294 г. Клеопатра покончила с собой, то 295-й год есть eto_s A_» (первый год Августа) в каноне Птолемея, есть первый год римского владычества над Египтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010