иподиакон Иоанн Шушерин Содержание Вместо предисловия Извещение о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея России     Патриарх Никон .Труды Научное исследование, общая редакция В.В. Шмидта Извещение о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея России написанное клириком его Иоанном Шушериным (с печатного издания 1817 года, сличеннаго с тремя древнейшими списками) Вместо предисловия (о печатаемой рукописи) Известие о житии и деяниях Святейшаго Патриарха Никона , написанное в 1681–1686 годах бывшим сперва клириком Патриарха, а по его кончине крестовым дьяком у Царевен, И.К. Шушериным, долго служило единственным источником сведений о великом Святителе и потому вскоре по написании распространилось по России в довольном числе списков, и наконец было напечатано во всеобщее известие (О.П. Козодавлевым), с одного из таковых списков (Иверскаго монастыря), двукратно (СПб., 1784, 8. и перепеч. там же 1817, 8), под заглавием: «Житие Святейшаго Патриарха Никона , писанное неким бывшим при нем клириком». Издание это, как удостоверились мы тщательным сличением его с несколькими древнейшими списками, хотя и полно по содержанию (без значительных пропусков), но испорчено так называемым подновлением слога, состоявшим в обрусении (местами, особенно в начале) церковно-славянской речи подлинника, местами чрез перестановку (и часто неудачную) слов, а местами через одно изменение их окончаний. Введено не существующее в подлиннике разделение на главы, часто неудачное; а в одном месте главы эти перемешаны между собою в ущерб хронологическому порядку событий. Оба первых издания сделаны на плохой бумаге, неразборчивым шрифтом и испещрены немалым числом опечаток, и при всем том давно уже составляют библиографическую редкость. Настоящее издание приготовлено нами по сличении между собою трех печатных списков с вышеупомянутым сочинением Шушерина, принадлежащих библиотеке Ставропигиальнаго Воскресенскаго монастыря Нового Иерусалима, из коих основной, который будем называть «собственно Воскресенским», судя по характеру письма, написан в конце XVII столетия, современно появлению самаго сочинения и, может быть, с первоначальнаго списка; он писан крупною, похожею на полуустав скорописью; кроме «известия о жизни Святейшаго Патриарха Никона» (ныне перепечатываемаго третьим изданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

IV. Патриарх Никон во всех прочих делах его служения Русской Церкви и оставление им патриаршей кафедры К оглавлению Кроме двух главных дел, которым было посвящено недолговременное патриаршествование Никона и о которых мы доселе говорили, оно ознаменовалось и другими деяниями его как верховного пастыря Русской Церкви. Никон имел от природы ум светлый, твердый и обширный, и этот ум успел обогатить чрез чтение книг разнородными познаниями в слове Божием, в писаниях святых отцов, в церковной истории и особенно в канонах Церкви. При таком уме и познаниях он обладал еще редким даром слова и голосом чистым, сильным, приятным, мог говорить даже без приготовления разумно, назидательно, сладко. Этим-то даром слова и достоинствами своей беседы Никон прежде всего и покорил себе сердце молодого царя Алексея Михайловича и потом обратил на себя особенное внимание Иерусалимского патриарха Паисия, когда был еще архимандритом. Сделавшись митрополитом Новгородским, Никон кроме чтения готовых церковных поучений, положенных на воскресные дни и праздники, начал и от себя проповедовать в церкви — что было тогда совершенною новостию — и своими проповедями привлекал к себе толпы слушателей. Между современными архипастырями не было не только равного, но и подобного ему в этом отношении. Надобно, однако ж, заметить, что такой отзыв о Никоне делает приверженный к нему клирик его Шушерин и что у нас были уже в то время и другие лица в духовенстве, которые не ограничивались только чтением готовых проповедей в церкви, но предлагали при этом и от себя поучения к народу и даже славились своими поучениями, каковы были, как мы отчасти и видели, известные протопопы — соперники Никона: Иоанн Неронов московский, Аввакум юрьевский и Логгин муромский . Сделавшись патриархом, Никон еще усугубил свою ревность в проповедании слова Божия и почти за каждою своею службою обращался с назидательными беседами к народу. Иногда он только читал сам поучения из святых отцов и других книг, для того назначенных, следуя общему правилу, соблюдавшемуся тогда в нашей Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436179/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ПЕЧЕРСКИЙ (Адриан; † нач. 70-х гг. XVII в.), монах, справщик московского Печатного двора. Происходил, по-видимому, из духовного сословия. Сведений о раннем периоде жизни и деятельности А. П. не найдено. В 1640 или 1641 г. был назначен священником соборной ц. Рождества Богородицы, «что у государя на сенях», с окладом «за годовые и причастные сукна» 4 р., в это время он не был еще монахом, писался в документах под мирским именем. С 1647/48 г. стал протопопом той же придворной церкви. В период церковных реформ являлся сторонником Патриарха Московского Никона (Минова). На Соборе в июле 1653 г. записывал «спорные речи» Ивана Неронова с Патриархом Никоном, причем Неронов укорил его: «Что ты, брате Андрияне, мои речи пишешь-де все? А что вы говорите с Патриархом всякие неподобные речи, и тех ни единой речи не пишешь» (МДИР. Т. 1. С. 50). С сент. 1655 г. Патриарх Никон назначил А. П., «рождественскому протопопу», «быть у книжного печатного дела» с окладом 40 р. Справщиком Печатного двора А. П. служил ок. года, затем удалился в нижегородский Печерский муж. мон-рь , где принял монашество. Во вкладной книге обители записан его вклад, возможно сделанный в связи с принятием монашества: 19 авг. 1656 г. «дал вкладу старец Александр, прежде бывший рождественский протопоп Андреан, что был у государя на сенях», однорядку, ферязи с золочеными пуговицами и охабень всего стоимостью 20 р. ( Титов. С. 24). Уже в нач. 1661 г. А. П. снова находился в Москве, вероятно в Чудовом Алексиевском муж. мон-ре. За ним закрепилось прозвище, образованное от названия места, где он принял монашество,- Печерского мон-ря в Н. Новгороде. Предположение о «западнорусском» происхождении А. П., на основании его прозвища высказанное К. В. Харламповичем , неверно. С 1 марта 1661 г., теперь уже старцем, А. П. вновь был зачислен в справщики Печатного двора, на сей раз с окладом 130 р., с 1663 г.- 40 р. «серебряными деньгами». 19 дек. 1664 г. с него были взяты показания о переписке боярина Н. А. Зюзина с оставившим Патриаршество Никоном. (В своих письмах с целью примирения царя и Патриарха Зюзин добился приезда Никона 18 дек. из Новоиерусалимского муж. мон-ря в Москву.) А. П. указал в «сказке», что был в «мире» духовником семьи Зюзина, поэтому боярин обратился к нему с просьбой сказать, кто посещает Никона. А. П. «чаял, что то все по указу великого государя», и назвал подьякона Никиту Никитина, к-рый и доставлял письма Зюзина Патриарху; сам же А. П. ничего «не писывал», поэтому был оправдан (Дело о Патриархе Никоне. С. 190-194). Об этих событиях с упоминанием А. П. поведал и биограф Патриарха Никона Иоанн Шушерин (Шушерин И. Известие о рождении и воспитании и о жизни святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. М., 1890. С. 47-53), а также Федор Константинов в своей «сказке» (Дело о Патриархе Никоне. С. 178).

http://pravenc.ru/text/64386.html

Кий-остров. Кийский Крестный монастырь. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Вторым каменным строением монастыря была церковь Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня, или «церковь над кладезем» (1661). Последнее название объясняется тем, что она построена над колодцем, единственным источником питьевой воды для проживающих на острове. Биограф Никона Иоанн Шушерин так написал об этом: «Ископаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную… Построе же той кладезь молитвами и трудами самого Святейшего патриарха». Эта церковь одноглавая и очень маленькая; ее стены сложены из валунного камня и кирпича. С внешней стороны алтарная апсида укреплена белокаменной плитой в форме четырехконечного креста с выбитым текстом на основание монастыря. Другая, аналогичная плита установлена над колодцем – на ней изображен резной Крест с орудиями страстей Господних. С западной стороны к церкви примыкает построенные в 1693 г. двухэтажный каменный корпус XVII–XVIII вв. В первом его ярусе под тяжелыми сводами находились поварня, квасоварня и погреба для хозяйственных нужд монастыря, а на втором достроенном в середине XVIII в. ярусе разместились кельи монахов и настоятеля. По материалам: КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ: святыня на Кий-острове в Белом море//  Кольцова Т.М., д-р искуствоведения, доцент Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, зав. отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Абрамовский В.Н., преподаватель кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, http://www.ferapontovo.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17149

На вопрос: где и когда было написано Шушериным его сочинение? можно утвердительно отвечать, что если он и начал его в Новгороде, то окончил не прежде как по возвращении (в 1681 году) в Москву, ибо так как сам Шушерин не был на Соборе, то для описания онаго ему надобно было собрать справки у очевидцев, а сие он мог сделать лишь в Москве, также как и списать копии с тех актов, которые составляют приложение к жизнеописанию Патриарха. Последнее из упоминаемых в сем сочинении событие освящения соборнаго храма Воскресенской обители относится, как известно, к 1685 году. Итак, «Известие» Шушерина написано между 1681 в 1686 годами. Некоторые современные писатели, по-видимому вменяющие себе в особую заслугу уничижение исторических личностей (см. о сем подробно прекрасное сочинение Н.И. Субботина под заглавием «Дело Патриарха Никона ». М., 1862) бездоказательно обзывают сочинение Шушерина «пристрастным», и на этом основании готовы даже исключить его вовсе из числа источников для оценки сего Святителя. Но для нас дороже суд о сем его современников, от которых не дошло до нас ни одного столь «пристрастнаго» упрека, напротив, распространение сего сочинения по России во многих списках свидетельствует о справедливом внимании к нему русских людей. А три года тюремного заключения и десять годов ссылки, которыми запечатлелась верность Шушерина своему благодетелю, – дают ему неоспоримое право и на признание потомством искренности его убеждений, и если можно не во всем соглашаться с его умозаключениями, то, повторяем, нет ни малейшаго подозрения относительно фактической стороны «Известия», что достаточно доказано в вышеупомянутом сочинении профессора Н. Субботина . Архимандрит Леонид (Кавелин) Новый Иерусалим 1870 года Извещение о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея России В лето от мироздания, 7113 (1605) в месяце мае в пределех Нижняго Новаграда, в веси нарицаемой Велдемановой 1 , родися он – Святейший Патриарх от простых, но от благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы, и наречено имя ему Никита; по имени преподобнаго Никиты Переяславскаго чудотворца, егоже Святая Церковь прославляет маия в 24 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Недолгий период настоятельства Г. отмечен продолжением каменного строительства в Воскресенском мон-ре. 17 июля 1682 г. в юж. части храма Воскресения Христова, близ колокольни, «благоусердным тщательством» царевны Татианы Михайловны был заложен придел во имя свт. Николая Чудотворца и водружен крест на месте буд. престола. (Г. особо почитал свт. Николая и в бытность строителем посвятил ему 2 духовных песнопения. Кроме того, создание этого придела, посвящение к-рого связано с седмичным кругом богослужения, явилось продолжением замыслов патриарха Никона о храме Воскресения Христова как о соборе Всех святых с 365 престолами, соответствующими годичному кругу богослужения.) В период настоятельства Г. шло строительство также на московском подворье. Г. просил царя о передаче подворью кирпича, свай и извести, приготовленных для сооружения в Москве уличных каменных оград. Все материалы были отданы обители «безденежно». В последние месяцы жизни Г. присутствовал на архиерейской хиротонии (5 февр. 1682), участвовал в чине венчания на царство Иоанна и Петра Алексеевичей (25 июня того же года) - вместе с архимандритом Саввина Сторожевского мон-ря Г. нес на блюде шапку Мономаха. Настоятельство Г. ознаменовано драгоценными вкладами в обитель. В 1681 г. Иоанн Шушерин , ученик и жизнеописатель патриарха Никона, пожертвовал серебряный вызолоченный крест с частицами мощей мн. святых, украшенный алмазами, изумрудами, рубинами и жемчужной обнизью. 30 нояб. 1682 г. цари Иоанн и Петр Алексеевичи дали вкладом в мон-рь серебряное панихидное блюдо (ныне в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим»). Белокаменная плита с эпитафией архим. Герману (ц. Всех святых в Новоиерусалимском мон-ре). Фотография. 2005 г. Белокаменная плита с эпитафией архим. Герману (ц. Всех святых в Новоиерусалимском мон-ре). Фотография. 2005 г. Перед кончиной Г. написал завещание (ГИМ. Вахром. 451), в к-ром молил братию и буд. настоятеля сохранять в обители чин, установленный патриархом Никоном. Свои келейные книги, среди к-рых были киевские издания стихотворений Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) «Аполлон христианский» (1670) и «Лютня Аполлонова» (1671), а также книги на греч., лат. и польск. языках, Г. завещал иеродиак. Дамаскину и Шушерину. Г. был погребен под колокольней Воскресенского собора, в ц. во имя ап. Андрея Первозванного (переосвященной в 1690 в честь Всех святых), внутри к-рой в зап. стену была вмурована белокаменная плита со стихотворной эпитафией Г., сочиненной его духовным другом, настоятелем Воскресенского мон-ря в 1686-1698 гг. архим. Никанором. Ревновавший «всех житию святых», Г. описан в эпитафии как «присный отец» духовного стада, «рачитель писания хитроученый».

http://pravenc.ru/text/164753.html

По рождении же его мати, не многая времена поживше, и Никиту в мале возрасте оставльши, преставися в вечную жизнь. По преставлении же матери его жена некая, именем Ксения, зряще сиротство и малость возраста Никитина, сжалившися о нем матерски воспитоваше его, а отец Никитин поят себе вторую жену, яже мачеха его зело к оному Никите бысть зла. Имеяше бо та своя чада с собою приведенная, и егда убо чада своя она питаше, а Никите, разве хлеба, ничтоже даяше, темже он, некогда истаяваем гладом, понудился сам себе в погребу пищу взяти, юже она детям своим даяше; еже узревши мачеха его в погреб идуща, тако его удари между рамен мачеховски, а не матерски, яко от онаго ея ударения в погреб падеся и едва тамо не лишися духа жизни. И паки некогда в зимнее утреннее время от велия хлада, ради согреяния зайде в пещь и усну тамо; она же увидевши его тамо и, от пребывающей в ней к нему злости, восхотевше его сожещи тамо, закладе его в пещи дровами и зажже оные; он же от дыма и горячести огня возбудився, и от страха смерти вельми нача вопити и от тоя ему напрасный смерти избавления просити; и абие услыша вопль его, баба одна его и зажженные дрова из пещи немедленно извлече и его от таковыя напрасныя нуждныя смерти избави, ибо та к нему бе зело милосерда; овогда же, по обычаю своему, отцу его из дому своего на своя си дела ради исходящу, и тогда, в его дома не быти, мачеха Никитина многая ему оскорбления творящи и множицею даже до крови немилостивно, не яко чада своя, но яко пасынка, бияше. И егда от дела сей отец его в дом свой возвращашеся, и видев его от мачехи избиенна, множицею сжалися о нем, Никите, жену свою овогда словами претити, овогда же и ранами наказоваше; обаче не возмог злости жены своея усмирити, но тем оную на вящшую злобу к Никите подвиже, ибо множицею та мужу своему различными образы на Никиту нападение 2 творяше, и сама день от дне ко оному наивящшее зло умножаше, даже ей окаянней помыслити и о лишении жизни сея ему промышляти; и умысли его ни убиением, но отравным зелием смерти предати, и по умышлению абие делу оному касается, и стерши мелко мышьяку насыпа в еду на то нарочно устроенную, и яко бы матернюю любов к нему нача являти, и любви исполненная словеса ему глаголати, дабы той оныя яди в сласть себе сотворил удовольство; он же не ведая того лютато на него смертнаго злокозненнаго ухищрения, нача оную пищу ясти, (Богу же его хранящу), позна некое необычное от тоя яди в гортани его деяние, – преста ту ясти и нача воду пити, и тако от тоя смертныя отравы Божиим хранением и многим водопитием избавися.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Здесь последовало несколько значительных вопросов, на которые Шушерин или не дал желаемаго ответа, или отвечал не так, как ожидали, почему и был отведен под стражу, под которой и пробыл, по его свидетельству, в течение трех лет, а следовательно, до 1670 года. Потом послан в изгнание, ворочен «на свою родину», в Новгород, где, по его словам, пробыл в изгнании (из столицы) всего 10 лет, а следовательно, до 1681 года, в котором по прошению благоверной Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны к своему племяннику Царю и Великому Князю Феодору Алексеевичу, взят в Москву и сделан крестовым дьяком Царевен, то есть заведывал церковным хозяйством (ризничною казною) собственной Дворцовой (теремной) церкви Царевен. Находясь в этом звании до самой своей кончины (=1693 г.), Иван Корнильевич, как известно (и не по одному его собственному свидетельству), «имея велию веру ко Господу Богу и ко святой обители Воскресенской, велие тщание показа, о навершении великой (соборной) церкви, ходатайством своим пред Царевною Татьяною Михайловною, у которой был в особой милости, паче инех сверстник своих чину того же». И.К. Шушерин скончался, как можно полагать, в 1693 году, ибо в приходо-расходных книгах Воскресенскаго монастыря за сей год в «...» месяц значится, что сын его Михаил Иванович Шушерин дал по отце своем на поминовение «...» рублей. Погребен в своей любимой обители – Воскресенской – близ гроба своего благодетеля Святейшаго Патриарха Никона , под Голгофою же, в трапезе храма св. Архангела Михаила, устроеннаго, как можно полагать, его же усердием, ибо освящен еще в 1690 году. В монастырской ризнице памятью усердия Ивана Корнильевича Шушерина к Воскресенской обители остается доселе напрестольный крест со св. мощами сребро-позлащенный и убранный драгоценными камнями и жемчугом Корсунскаго дела (по описи 2-й) с следующею надписью на шестигранной рукояти: «лета 7189 (1681) году июля в 4 день построил сей крест по обещанию во обитель св. Живоноснаго Воскресения Христова во Храм св. Голгофы, идеже есть крест Господень, или где настоятель сей обители изволит, Государынь благоверных Царевен Крестовый дьяк Иоанн Корнильев Шушерин за оставление грехов своих и в вечное поминовение по себе и по своих родителех».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

– В.Ш.), в конце рукописи присоединено несколько актов, касающихся до истории сего иерарха. Такой состав этого древнейшаго из известных нам списков дает право полагать, что и первоначальное сочинение И. Шушерина имело тот же самый состав, изменявшийся в последующих списках чаще убавлением, нежели прибавлением актов, помещенных в первоначальном. Но так как эти акты имеют лишь значение исторических материалов и уже все напечатаны в разных сборниках и периодических изданиях, то в настоящем издании, имея исключительною целью сохранить для потомства сочинение И. Шушерина в его подлинном виде, – мы не касаемся вовсе упомянутых актов и даже опускаем помещенныя при печатном издании в русском переводе разрешительныя Патриаршия грамоты, как требующия сличения с греческими подлинниками (хранящимися в Синодальной ризнице) по своей темноте. Как замечено выше, печатное издание (по Иверскому списку) уже давно сделалось библиографическою редкостью и хотя с тех пор издано несколько жизнеописаний Святейшаго Патриарха новейшаго сочинения, но ни одно не заменило собою сочинения И. Шушерина, которое требует тщательнаго переиздания уже и по одному тому, что оно есть единственное современное сказание о Патриархе, написанное хотя и близким к нему лицом, но уже после кончины Святейшаго и притом когда еще были в живых многие из врагов его. Из остальных двух списков один списан в 1827 году с древняго списка Соловецкой библиотеки, а другой со списка бывшаго Румянцовскаго музея; а посему мы и будем называть находившиеся в нашем распоряжении списки так: 1-й основный – Воскресенским, 2-й – Соловецким, 3-й – Румянцевским и 4-й печатный – Иверским. Замеченныя разницы, оказавшияся при сличении ныне печатаемаго основнаго Воскресенскаго списка с печатным Иверским и двумя вышеупомянутыми Соловецким и Румянцевским, обозначены в подстрочных примечаниях под буквами: П.И. (печатный, – Иверский), С. (Соловецкий), Р. (Румянцевский). Дело было так: при въезде Патриарха в Москву поддьяк Шушерин ехал верхом впереди патриарших саней с крестом в руках; при въезде в Кремль его остановили у ворот и объявили, что «по царскому указу его велено де взять под стражу»; тогда Шушерин, исполняя предварительно полученное от Патриарха приказание, в случае задержания не отдавать никому креста, кроме самаго Патриарха, – передал крест в руку Святейшаго, взял у него благословение (увы, последнее в сем мире) и беспрекословно отдался в руки стрельцов, которые, взяв его «под обе пазухи, скорее понесли, чем повели» (как выражается Шушерин) его, и через краткое время поставили пред царския очи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Потом по желанию Никитину, паче же по Божию смотрению, отец его вдаде его в научение грамоте Божественнаго писания, – он же благодатию Божиею и Святаго Духа скоро извыче святых книг прочитанию; и отшед от учителя нача в дому отца своего жити и Писание забывати. Познав же сие абие умысли, взяв нечто из дому отца своего из пенязей, ради научения Божественнаго писания отыти в монастырь, и тако сотворив, иде во обитель Макария Желтоводскаго к некоему старцу богодухновенну, и пришед тамо оному старцу даде от принесенных с собою пенязей на вклад в оную святую обитель, во еже бы ему Игумен и братия благословили в той обители жити и с клирики пребывати и Божественнаго писания навыкати. Старец же принесенныя пенязи приняв и об нем и о принесенных пенязях Игумену и братии объявил, сотворив к ним об нем моление, да благословят ему в той обители по его желанию жити. Игумен же и братия принявши пенязи, в монастыре ему быти и с крилошаны жити благословиша; он же желание свое улуча и Богу благодарение воздая, всеусердно нача тщатися, дабы всегда к началу Божественнаго пения в церковь приходити, и видя своя детская лета, в них же обыкл есть сон крепок быти, нарочно в летнее время, опасаяйся церковнаго начало-пения проспати, нача у благовестнаго колокола спати; таковое бе того отрока еще во мдадых летех о церковном пении тщание; и тако ему в той обители дни препровождающу и непрестанно о чтении и навыкновении Божественнаго писания прилежащу. Случися же некогда сверстником его пойти в иную обитель с благословения настоятельскаго прогула ради и его Никиту с собою пояти; идущим же им обретоша на пути жилище некотораго татарина товарищем его знакома, иже аще и татарин бе, обаче странных христиан любезно принимаше и христианским обычаем упокоение им творяше; и той любезно в дом свой прият их и упокои и упроси их у него вечер той и нощь пребыти, уже бо весь день той к вечеру преклонися есть; товарищем же его ведущим, яко той татарин гадательствует, и кому како, богато или убого, жити и в каком чине быти прорицает, начаша его просити, дабы им по единому коемуждо по своему гадательствуя о том поведал: он же того им сотворити не отречеся, но всякому по их желанию разсмотряя, своим ухищрением о житии их и чинех поведа им; егда же дойде до отрока Никиты, зря на него и гадательная своя орудия, нача зело удивлятися и гадательныя своя книжку и палицу нача часто обращати, и вопроси Никиту: какова ты роду? он же глагола ему, яко простолюдин есть; татарин же сие от него слышав рече ему: Никито, почто ты просто так ходиши, блюдися и ходи опасно, яко ты будеши Государь Великий царству Российскому; еже и сбыстся, якоже о том впереди известится. Отрок же Никита слышав сия от татарина странныя глаголы удивися, и не бысть оным словесам вероятен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010