В 1610 г. устюжский воевода И. Ф. Стрешнев служил благодарственный молебен Московским святителям и Устюжским святым Прокопию и И. в связи с взятием рус. войском Дмитрова (АИ. Т. 2. С. 338-339). В 50-х гг. XVII в. возобновилась запись чудес, происходивших по молитвам блаженных И. и Прокопия, считавшихся небесными покровителями Вел. Устюга. В чуде 21 рассказывается, как были наказаны паломники из Астрахани, шедшие через Вел. Устюг в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь , которые усомнились в благодатности Устюжских чудотворцев («овии непщующе блаженнаго Прокопия болии Иоанна быти мняху, инии же ко обоим неверием одержими, яко не быти от них чюдотворению» - РГБ. Унд. 362. Л. 104 об.). За неверие паломники были наказаны болезнью («корчетой»), от которой исцелились после молитвы у мощей святых. «Чюдо 27 Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святых блаженных иже Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, Устюжских чюдотворцев, о некоей жене именем Соломонии, како избавита ю от насилия диаволскаго - от водных демонов», составленное устюжским свящ. Иаковом, получило распространение в агиографических сборниках как отдельная повесть. Бесноватая Соломония, заболевшая из-за того, что ее в младенчестве крестил пьяный священник, была исцелена благодаря заступничеству Прокопия и И. Устюжских, которые закололи кочергами изгнанных из нее бесов. В нач. XX в. А. М. Ремизов создал лит. обработку повести ( Ремизов А. Соломония//Воля России. 1929. 5/6. С. 3-23). Ок. 1680 г. во имя блаженных Прокопия и И. был освящен юж. придел в храме Вознесения Господня на Б. Никитской ул. в Москве (Малое Вознесение), к-рый был построен в ремесленной слободе, населенной выходцами из новгородских и устюжских земель. В 1764 г. купец из г. Лальска И. Попов снарядил судно «Иоанн Устюжский», совершившее плавание к Ближним и Лисьим о-вам в Тихом океане. В 1820 г. во имя И. освятили часовню близ Великоустюжского во имя арх. Михаила мон-ря . На рубеже XVII и XVIII вв. в селе, где род.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Из русских святых здесь отмечены: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 19 и марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 и февраля 14 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 1 – Савва Вишерский; октября 4 – Гурий архиепископ Казанский и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – Петр, Алексий и Иона митрополиты; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; ноября 27 и февраля 11 – Всеволод князь Псковской, в крещеяии Гавриил; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий, февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – Димитрий Царевич; июня 9 – Кирилл Белоезерский; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 21 – Аврамий Смоленский; августа 30 – Александр Свирский . Славянские святые отмечены: октября 28 – Арсений Сербский; мая 26 – Георгий новый Болгарский; июня 2 – Иоанн инок Сачавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви. С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Прошло несколько секунд; блаженный Иоанн окинул взором церковь и, не увидевши в ней никого, упал на колени и стал молиться перед образом Богоматери. Окончивши свою молитву, он подошел к печке, в которой ярко горели дрова, между тем как священник не переставал наблюдать за ним. Блаженный стал ровнять уголья. Затем он сотворил молитву и с словами: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» лег на раскаленные угли, чтобы согреть свое, застывшее от холода тело. Священник ужаснулся, увидев такое зрелище; объятый страхом и удивлением, он долго не мог двинуться с места. Наконец, он подумал, что Иоанн юродивый делает это по недостатку ума и, опасаясь, чтобы он не сгорел, подошел к блаженному. Но лишь только Иоанн увидел перед собою священника, он тотчас вышел из печи и грозно посмотрел на него. Тогда священник понял, что это было сделано не по недостатку ума, но при особенном содействии Божием. Он увидел теперь, что этоесть чудо, и стал умолять святого, чтобы он простил ему греховный помысл. Блаженный Иоанн великодушно простил его, но вместе с тем строго запретил ему рассказывать кому-либо о виденном. Священник обещал исполнить в точности это приказание, – и, действительно, до самой смерти блаженного никому не говорил о чуде. Несколько времени спустя, блаженный Иоанн сотворил другое чудо, из которого многие, считавшие его малоумным, поняли, что на нем почивает благодать Божия, которая неоднократно являлась на тех, кто обращался к блаженному с просьбою о помощи. Это было так: в городе Устюге, где в то время жил блаженный Иоанн, был наместник князь Феодор Красный. Однажды жена Феодора сильно заболела горячкой; Феодор обращался ко всем лекарям и просил их помочь своей жене. Но болезнь была так сильна, что все отказались лечить больную. Тогда Мария (так звали жену наместника), услышав, что в городе живет блаженный Иоанн, который, по благодати Божией, имел дар чудодействия, просила своего мужа, чтобы он пригласил угодника к себе в дом. Князь послал своего слугу к блаженному Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие Симеона, составленное примерно в 40-е годы VII века святителем Леонтием, епископом Неаполя на Кипре, отчасти основывается на более раннем, ныне утраченном письменном источнике, однако вопрос о протографе по-прежнему остается открытым 290 . Я не стану здесь оценивать степени исторической достоверности этого памятника: в рамках нынешних рассуждений нам достаточно взглянуть на житие как на своего роду «икону», запечатлевшую наиболее характерные для православной традиции представления о юродивом Христа ради. Значительно большие сомнения вызывает фигура Андрея. Автором этого текста принято считать Никифора, пресвитера храма Айя-София в Константинополе, но когда он был написан – неясно 291 , и практически все исследователи склонны считать его не более, чем «агиографическим романом» 292 . Но даже если житие Андрея – чистый вымысел, оно также может рассматриваться в качестве «иконы». В России Андрей известен, главным образом в связи с праздником Покрова Пресвятой Богородицы (1 окрября) Симеон был монахом, Андрей – мирянином; но их объединяет то, что оба они совершали свой подвиг юродства в городах: Симеон в Эмесе, Андрей в Константинополе, и оба только казались сумасшедшими, а на самом деле были истинными юродивыми Христа ради. Насколько нам известно, первым Христа ради юродивым на Руси считается монах Киево-Печерской обители Исаак (XI век), чье сумасшествие было, скорее, настоящим, чем показным. Любопытно отметить, что многие русские юродивые имели иностранное происхождение. Так, святой Прокопий Устюжский (начало XIV века) был принявшим православие немцем; святой Исидор Твердислов Ростовский (XIII век) также, вероятно, происходил из немецкой семьи. Несомненно, иностранцем был святой Иоанн «Власатый» Ростовский (умер в 1581); еще в XVIII веке на его раке оставалась нетленной принадлежавшая святому латинская Псалтирь. Все эти примеры подтверждают высказанную ранее мысль о том, что юродивый – всегда пришелец и чужак. Но тут может возникнуть вопрос: так неужели юродство – это особое призвание пришедшего в Православную церковь западного человека? Впрочем, я сам мог бы привести несколько подобных примеров из жизни британского православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

Однажды Андрей и Епифаний отправились во Влахернскую церковь на еженедельное всенощное бдение и удостоились увидеть у царских врат в сонме святых, среди которых были Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, Пресвятую Богородицу, покрывающую народ Своим омофором 473 . В другой раз, когда Андрей читал ученику из св. Василия Великого , Небесное благоухание распространилось вокруг них. На вопрос Епифания святой ответил, что это благоухание приносят Ангелы от Престола Господня для каждения и для того, чтобы услаждать людей в трех случаях: когда они молятся, когда читают священные книги и когда терпеливо переносят страдания из любви к Господу. Вскоре после того как ему были видения о конце света, св. Андрей объявил Епифанию о своей близкой кончине, но при этом запретил почитать его память и хранить мощи, так как принес обет Богу не быть прославленным на земле. Он подтвердил ученику свое предсказание об избрании его патриархом, обещав свое невидимое покровительство при условии, что тот будет помогать бедным, вдовицам, сиротам и всем страждущим. Затем юродивый отправился на ипподром, где под портиком находились блудницы, и целую ночь молился за весь мир. Закончив молитву, блаженный лег на землю и, глядя на сонм святых, собравшихся вокруг него, с улыбкой отошел ко Господу, завершив подвижническую брань, которую вел в течение шестидесяти шести лет под покровом безумия. Жившая поблизости бедная горожанка почувствовала запах фимиама, заполнивший окрестности, прибежала на место упокоения и обнаружила тело святого. Но когда туда собралась толпа людей, которым женщина рассказала о случившемся, сама женщина вдруг бесследно исчезла, восхищенная Господом неизвестно куда. В ту же ночь Епифанию было видение: перед ним предстала душа духовного отца, блиставшая всемеро ярче солнца и воспарявшая на Небеса, в окружении Ангелов. 470 Его биограф Никифор, составивший «Житие» между 920 и 956 г., допускает анахронизм, указывая на время его жизни в царствование Льва I (457–474). 471 Св. Симеон, живший в VI в. ил.], является главным и самым ярким представителем этого рода святости, которому редко советуют следовать святые отцы. В Греческой Церкви почитаются также свв. Исидора Тавеннисиотская м.], Павел Коринфский н.], Савва Ватопедский окт.], Никодим Новый н.] и другие святые, которые на некоторое время принимали облик безумных, напр. свв. Максим Кавсокаливит ян.] или Гедеон Каракалльский дек.]. Между тем такая форма святости приобрела особенное распространение в России. Русская Церковь канонизировала тридцать семь юродивых, среди которых свв. Иоанн Власатый Ростовский сен.], Киприан Суздальский окт.], Симеон Юрьевский н.], Максим Московский н.], Прокопий Вятский дек.], Михаил Клопский ян.], Галактион ян.] и Феодор Новгородские ян.], Ксения Петербургская сен., 24 ян.], Николай фев.] и Исидор Ростовские м.], Иоанн м.] и Прокопий Устюжские ил.] и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сложно говорить о типологии русского юродства, потому это настолько специфическое явление, что выделить его «национальные черты» очень сложно, разводят руками исследователи, каждый юродивый по-своему уникален. Кто-то, как Симеон Юродивый, бросался камнями во время богослужения, кто-то просто стоял на камне, молился и обличал словом, как Прокопий Устюжский. Кроме того, все агиографы пользовались как образцом одним и тем же византийским житием Симеона Юродивого и, объясняя духовный смысл подвига юродства, во многом повторяли друг друга. Назад в будущее? Русское юродство сконцентрировано в очень небольшом временном промежутке с XVI по XVII век. Подвиги современных юродивых все-таки ближе к житию «человека Божия», чем к классическому «буйству»: это и Ксения Петербуржская, и Матрона Анемнясевская, и Матрона Московская. «В их подвиге нет такой атаки, обличения, характерного для юродства, — отмечает Андрей Виноградов, — так как юродивый в классическом понимании может жить только в том обществе, ценности которого он призывает соблюдать». Андрей Виноградов размышляет об актуальности подвига юродства в современной России: «Известно, что многие старцы XX века — святитель Иоанн Шанхайский, протоиерей Николай Залитский — в некоторых ситуациях принимали модели поведения, свойственные юродивым, но, чтобы такой подвиг был постоянным, требуется определенное состояние общества. Возможно ли возрождение этого подвига в будущем? Судя по тем процессам, которые сейчас происходят, когда общество внешне воцерковляется, часто именно внешне, и в перспективе может быть создано новое традиционное общество, основанное на христианских ценностях, — появится и необходимость в новых юродивых, которые будут обличать общество, актуализировать для обывателей внутреннее содержание принятых норм поведения и христианских ценностей». Читайте также: Христиане — безумцы «ради Христа»? Христа ради «сумасшедшие» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyatye-duraki/

Однажды во время охоты на Сокольей горе недалеко от города, он прилег на траву и уснул. В сонном видении ему явился святой Иоанн Предтеча и повелел на этом месте строить монастырь. Буга, в Крещении Иоанн, послушался, и в скором времени они с Марией устроили здесь монастырь в честь Крестителя. И хотя обитель возникла в XIII веке, но, в отличие от многих других, просуществовала вплоть до недавнего времени и лишь при советской власти была закрыта. Сейчас, к сожалению, на её территории находится щетинная фабрика. Иоанн и Мария вели благочестивую жизнь. Известно, что в их дом любил приходить праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый. Они дружили с преподобным Киприаном, основателем Михайло-Архангельского монастыря. Жили супруги действительно по-христиански, а после смерти их похоронили при Вознесенском храме. Тогда церковь была деревянной, но со временем на её месте возвели большой каменный собор, и могила оказалась в одном из приделов под спудом. Почему я считаю, что именно эти святые являются небесными покровителями семьи? Очень распространена ситуация, когда жене приходится иметь дело с неукротимым, необузданным характером супруга. Она старается как-то изменить ситуацию, но порой действует подобными методами, и в этом случае, как говорится, находит коса на камень. Однако ни истериками, ни руганью человека не изменишь. Поэтому я точно знаю, что если в семье существуют какие-то неурядицы, непонимание, конфликты, прежде всего, нужно молиться, и в молитвах обращаться и к этим святым. Ведь Мария сумела найти добрые, мудрые слова, которые растопили совершенно дикое и необузданное сердце Буги. Конечно, произошло это по благодати Божией, Господь дал Марии такой талант — сделать из язычника любящего, благоговейного и благочестивого христианина. Поэтому и супругам, которые вступают в брак, а тем более тем, у кого существуют сложности во взаимоотношениях, нужно обязательно просить молитв этой благочестивой четы, чтобы Господь дал мудрость и рассудительность во взаимоотношениях.

http://pravmir.ru/kak-odna-devushka-rast...

Угодник в это время лежал на гноище и, лишь, только завидел слугу наместника, тотчас проговорил: – «Да здравствует князь и княгиня!» Когда слуга уже подошел к блаженному, он снова сказал: – «Пусть будут здоровы князь и княгиня!» Слуга удивился такой прозорливости Иоанна и, когда воротился назад, увиделкнягиню совершенно здоровою. Княгиня прославила Бога за свое чудесное исцеление и всем громко объявила, что на юродивом Иоанне почивает благодать Божия. Много и других чудес совершил блаженный Иоанн. Наконец, приспело его отшествие из земного мира. Он умер в 1494 году, 29-го мая, при великом князе Иоанне Васильевиче III. Перед кончиною своею, которую он уразумел еще за насколько дней, он сотворил пламенную молитву к Богу и Пресвятой Богородице. Он молился о себе самом, о терпящих нужды, о несущих скорби и о всем мире. Затем он сотворил крестное знамение и скончался. Тело блаженного Иоанна было вынесено торжественно в церковь , при которой он жил. К погребению стеклось большое множество народа; здесь был почти весь город, начиная со старцев и кончая детьми. Лицо блаженного Иоанна было подобно ангельскому: оно было так живо и так свежо, как будто он лежал живой. Во время погребения многие глубоко рыдали, сознавая, что они в лице Иоанна лишились своего лучшего помощника. Гроб угодника был зарыт возле храма Успения Пресвятой Богородицы. Так кончил свою жизнь угодник Божий Иоанн. Много скорбей, лишений, поруганий и насмешек потерпел он от людей, которые, по своей греховности, не могли понять, что в нем обитает Дух Божий. Но за то Господь прославил его. Дар чудодействования, которым обладал Иоанн, служит самым живым свидетельством того, что Господь награждает и прославляет тех, которые, из любви к Нему, подвергаются людскому поруганию. Блажени есте, егда поносят вы. Скоро после кончины блаженного Иоанна один благочестивый поселянин – Федор Тугин, по обещанию своему, решился построить церковь над гробом угодника. Наместник города Устюга и протоиерей соборной церкви одобрили его благочестивое намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особый тип святости – Христа ради юродивые, блаженные . Внешне безумные и непотребные, в жалких лохмотьях, униженные и оскорбленные, они обладали даром пророчества и обличали людские пороки. Василий Блаженный, Никола Салос, Прокопий Устюжский… Считается, что расцвет юродства пришелся на XV-XVI века. Но и сейчас толпы людей идут к мощам блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, к могилкам известной юродивой Паши Саровской и к Матронушке Московской. Среди святых – много обыкновенных простых людей, которые жили, как и мы, в миру, вели семейную жизнь, но смогли приблизиться всей праведной своей жизнью к Богу. Так эти святые и называются – праведные . Один из самых почитаемых – отец Иоанн Кронштадский. Простой священник, который за время своего служения в начале XX века тысячи людей из темноты неверия вернул к Богу. Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас в студии – церковный историк Алексей Светозарский. Алексей Константинович, здравствуйте! Мы снова рады видеть Вас нашей студии. Святых очень много – известных и неизвестных. В последние годы на каждом Архиерейском Соборе происходит канонизация новых святых. Как вы считаете, всегда ли канонизация святых – это итог широкого народного почитания? Или Церковь сама выбирает те имена, которые на данном историческом периоде важнее для духовного назидания? Сейчас многие говорят о политической окраске некоторых канонизаций. А.К.Светозарский Алексей Светозарский: – Безусловно, Церковь прославляет святого, прежде всего констатируя факт святости, факт чудес. Исключением является почитание мучеников: страдания за Христа говорят сами за себя. Церковь в педагогических целях, в высшем смысле, представляет людям образцы святости, образцы христианской жизни для подражания. Живой пример – канонизация новомучеников, которая была совершена в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе и продолжается сейчас: собираются материалы, пишутся жития и совершаются новые акты канонизации. В Советское время не могло быть и речи о каком-то широком почитании.

http://sedmitza.ru/text/400869.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010