X век Преподобный Иоанн Рыльский Преподобный Иоанн Рыльский – духовный покровитель болгарского народа. Известный при жизни, он еще больше прославился после своей смерти. Будучи духовным руководителем сотен, после смерти он стал духовным покровителем миллионов. Не каждая историческая личность может похвастаться таким огромным влиянием как на своих современников, так и на последующие поколения. Основанный преподобным Иоанном Рыльский монастырь стал очагом духовного просвещения на протяжении многих веков. Он оказал такое мощное религиозное, национальное и культурное воздействие на болгарский народ, что подготовил эпоху нового возрождения и ускорил день освобождения от чужеземного ига. Даже те, кто с сомнением относится к вере и мало ценит подвиги отшельников, признают значение Иоанна Рыльского в истории болгарского народа. Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с почитанием преподобного Сергия Радонежского в России. Родившись около 876 года, Иоанн рано потерял родителей и добывал себе пропитание нехитрой работой пастуха. Однажды хозяин сильно избил его за то, что он потерял корову с теленком. Вместо того чтобы идти искать пропажу, Иоанн всю ночь проплакал перед иконой Спасителя, а наутро корова нашлась. После этого случая Иоанн ушел в монастырь, где принял иноческий постриг. Через некоторое время он поселился в окрестном лесу в самодельной хижине, питаясь лишь дикими растениями. Как только молва о нем стала распространяться по окрестным селениям, Иоанн покинул свое прибежище, перейдя в еще более глухие, нехоженые места. Несколько раз преподобному приходилось менять место своих подвигов, убегая от людской славы. В конце концов, он поселился на Рыльских горах. Как-то раз местные пастухи в поисках разбежавшихся овец набрели на хижину преподобного Иоанна. Они увидели поразившую их картину: белобородый старец, с непокрытой головой, босой, в ветхих лохмотьях стоял с распростертыми руками, а испуганные овцы льнули к его ногам. Пастухи удивились, обнаружив человека так далеко в горах. Иоанн угостил их простой пустыннической пищей – бобами, смешанными с кореньями и травой, а затем с миром отпустил. Эти пастухи были первыми, кто сообщил весть, что на горе Рила живет удивительный Божий угодник. Туда через некоторое время стали приходить искавшие уединенной жизни подвижники. Ради них преподобный Иоанн основал монастырь у подножия скалы, на которой он жил. Согласно монастырскому преданию, вначале в нем подвизалось около семидесяти иноков. Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители, наставляя братию примером святой жизни и душеполезными назиданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

18-е Св. муч. Флора и Лавра Флор и Лавр, братья по телу и духу, каменосечцы, научены святой вере учителями своими, Проклом и Максимом. После мученической кончины последних, братья продолжали свои занятия и подрядились выстроить капище идольское. Во время производства работ юноша, сын жреца Мемертина, подошел в месту я от внезапно отскочившего обломка вышиб себе глаз. Флор и Лавр утешали жреца, обещая вылечить сына, и взяв последнего на ночь с свое жилище открыли ему учение о едином Боге и сказали: «если станешь всем сердцем веровать в проповедуемого нами Бога, то глаз твой будет здоров». Юноша обещал веровать. Тогда братья помолились о нем Господу, крестным знамением осенили больной глаз и исцелили его. Юноша уверовал вместе с отцом своим. Окончивши же здание, освятили его в славу имени Христова и поставили в нем св. крест; а после всенощного бдения, на которое собрали много христиан, пошли в храмину, где сложены были идолы для нового капища, и сокрушили их на мелкие части. За это все участники были сожжены, а Флор и Лавр брошены в глубокий колодезь и засыпаны землею (в третьем веке). Это происходило в Иллирии. † Преставление преп. Иоанна Рыльского Преподобный отец наш Иоанн 149 , великий между подвижниками, был из пределов города Средца, из села называемого Скрином 150 . Родители его были люди благочестивые, и не очень богатые, из племени болгарского. Когда они умерли, а он с юности возлюбил Господа: то оставшееся ему имущество роздал он бедным и больным 151 ; а сам, приняв монашество, вышел из родины своей, нося на теле своем одну кожаную одежду 152 . Взойдя на высокую и голую гору, стал тут подвизаться, питаясь лишь диким растением». – Хижина его была сплетена тут из хвороста. Спустя не долгое время разбойники напали на него ночью и избив прогнали отсюда» 153 . – Он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Сюда пришел к нему молодой племянник Лука, который, скрывшись от отца, едва нашел дядю в скалах диких. Так трудно было найти тут отшельника, что сам он, увидав издали отрока, сочел появление его за мечту.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Житие Святой праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари. На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги – и о, счастие! Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное.

http://pravoslavie.ru/28882.html

Он говорил просто и ясно, без всяких приемов красноречия, но зато от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. 14 июня, ПРАВМИР. Святой праведный Иоанн (Иоанн Ильич Сергиев), прозванный Кронштадтским, родился 19 октября 1829 года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского, великого светильника Болгарской Церкви. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но благочестивые родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. В шестилетнем возрасте он сподобился лицезреть в горнице Ангела, блиставшего небесным светом. Небожитель сказал ему, что является его Ангелом Хранителем, всегда стоящим окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни. Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал его молитву и Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». Он вспомнил все, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. Из приходского училища он перешел в семинарию, которую окончил первым и за блестящие успехи был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в десять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте. Твердо решившись служить всем своим существом Богу и страждущему человечеству, отец Иоанн уговорил свою супругу Елисавету остаться девственниками.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.), наиболее почитаемый святой в Болгарии и Республике Македонии, болг. отшельник, чудотворец, считается основателем Рильского монастыря . Исторические сведения об И. Р. Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Оснований для датирования жизни И. Р. весьма мало. Чрезвычайная популярность святого при недостаточности исторических известий о нем стала причиной многочисленных необоснованных гипотез и домыслов относительно его биографии и истории почитания как в церковной, так и в научной лит-ре (критику нек-рых из них см.: Добрев. 2007. С. 330-354). Визант. агиограф Георгий Скилица связывает жизнь И. Р. с правлением визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-959) и Иоанна I Цимисхия (969-976), а Жития И. Р. болг. происхождения - с правлением болг. царя св. Петра (927-970). Поэтому, исходя из сведений Жития, что И. Р. скончался в 70-летнем возрасте, исследователи предполагают, что святой род. ок. 876-880 гг. В «Завете Иоанна Рильского» сообщается, что в 941 г. святой поставил игуменом Рильского монастыря Григория, но это известие не может считаться достоверным из-за позднего происхождения источника. 946-й (6454) как год смерти И. Р. встречается лишь в поздних печатных «Святцах с летописью» (1-е изд.: М., 1646) и через их посредство - в поздних летописях (напр., в Мазуринском летописце кон. XVII в.: ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 39). В болг. лит-ре 946-й как год кончины И. Р. появился в связи с распространением в XVII-XVIII вв. в Болгарии рус. печатных книг (Прологов и Святцев). Жизнь Биографические сведения об И. Р. в Житиях весьма скудны. Он род. в зажиточной семье в с. Скрино (впервые упом. в документах в 1347) близ г. Средец (ныне София). С детства отличался набожностью и целомудрием.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Праведный Иоанн Кронштадтский (+ 1908) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 дек. в день преставления 19 октября 1829 г. в семье бедного глубоко верующего причетника села Суры Пинежского уезда (Архангельская епархия) родился слабенький мальчик, названный в честь празднуемого в этот день прп. Иоанна РыльскогоИоанном. Окреп он после святого Крещения. Маленький Иоанн рос тихим, любвеобильным мальчиком, любившим богослужение и природу. Шести лет он стал посещать сельскую школу и, проходя мимо старенькой церкви, всегда останавливался, чтобы помолиться. Надо отметить, что уже тогда крестьяне обращались к нему с просьбой его молитв в своих бедах. В этом возрасте ему явился его Ангел Хранитель и сказал, что ему поручено Господом Богом охранять его в течение всей его жизни. Девяти лет он поступил в Архангельское приходское училище, но учение давалось ему, к его большому огорчению, с трудом. Но раз после ночной горячей молитвы точно завеса спала с его очей, по его собственному выражению, и с тех пор он начал хорошо учиться. Школу он кончил хорошо, перешел в семинарию и, в числе лучших учеников, поступил в Петербургскую Духовную академию. В это время умер его отец, и мать его осталась без средств. Тогда он стал по ночам заниматься перепиской, и заработанные им 9 рублей в месяц посылал ей. Одно время у него была мысль принять монашество и отправиться миссионером в Китай. Но скоро он понял, что Петербург не менее нуждается в духовном просвещении, чем далекие языческие страны. В 1855 г., когда он окончил курс Духовной академии, открылось священническое место в кронштадтском Андреевском соборе. Молодой студент женился тогда, почти против своей воли, на дочери ушедшего на покой священника этого собора, Елисавете Константиновне Несвицкой, и принял его место. Когда после рукоположения он вошел впервые в этот собор, то был поражен тем, что видел его во сне еще в семинарии. Став священником, о. Иоанн прежде всего стал строго относиться к своему делу пастырства и священнослужения. Он начал с того, что стал внимательно читать Ветхий и Новый Заветы и вести дневник о своей внутренней жизни и духовной борьбе. Литургию он служил ежедневно и ежедневно читал каноны дневным святым, продолжая так делать до конца своей жизни. Проповеди он произносил каждое воскресенье и в праздники. Внутренне он молился каждую свободную минуту.

http://sedmitza.ru/lib/text/437993/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26 февраля (11 марта) Священномученик Иоанн (Пашин) , епископ Рыльский, викарий Курской епархии Священномученик Иоанн родился 8 мая 1881 года в городе Петрикове Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Димитрия Пашина и его супруги Надежды, дочери священника Никольской церкви в местечке Скрыгалове Василия Завитневича. Отец Димитрий скончался, когда Ивану было всего три года, и Надежда Васильевна переехала вместе с младенцем к своим родителям в Скрыгалов, и Ивану вместо отца стал дед, протоиерей Василий, которому, по-видимому, он и оказался обязан многими своими христианскими качествами. В 1890 году Иван был отдан учиться за казенный счет в Слуцкое духовное училище, после окончания которого его в 1895 году приняли учиться за казенный счет в Минскую Духовную семинарию. В 1901 году Иван окончил Духовную семинарию и обвенчался с девицей Антониной, дочерью купца из Вышнего Волочка Тверской губернии. 21 октября 1901 года он был рукоположен во диакона, а 22 октября – во священника к Покровской церкви села Князь-Озеро Мозырского уезда. 15 февраля 1903 года протоиерей Василий Завитневич ушел по преклонности лет за штат, и на его место настоятелем Никольской церкви был назначен отец Иоанн Пашин. Здесь он в первую очередь докончил дело, начатое дедом, – достроил часовню в память священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого татарами в окрестности Скрыгалова в 1497 году. Часовня была освящена 1 мая 1905 года в день празднования памяти священномученика. Стараниями отца Иоанна было организовано Свято-Макарьевское Братство и открыта женская школа. 4 ноября 1907 года верующее население Скрыгалова торжественным крестным ходом встретило ковчег с частицей мощей священномученика Макария, прибывший из Киева на станцию Птичь. В следующем, 1908 году, празднование памяти священномученика собрало около десяти тысяч богомольцев – небывалое для этих мест число молящихся. В 1909 году отец Иоанн был назначен настоятелем храма святого великомученика и Победоносца Георгия в селе Прилепы Минского уезда. В первый же год своего служения здесь он открыл одноклассную церковноприходскую школу в деревне Избицке, помещение для которой было предоставлено помещиком Н.И. Демидовым, он же взял на себя расходы по отоплению и освещению школы.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

Скачать epub pdf Жизнеописание святого Иоанна Кронштадтского 587 Родился Иоанн 18 октября 1829 года старого стиля, в день памяти великого болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского 588 , в честь которого он и наречен. «Новорожденный был до того слаб и хил, что родители не надеялись, что мальчик проживет даже до следующего дня, почему в ночь рождения поспешили его окрестить» 589 . Иван Ильич Сергиев, впоследствии прославившийся во всем православном мире протоиерей Иоанн Кронштадтский , родился в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Село расположено при слиянии рек Суры и Пинеги, правого притока Северной Двины, в 500 примерно верстах от Белого моря. Невдалеке от села большие холмы, белые алебастровые скалы с пещерами, леса, луга... В лесу много зверей и птиц... Во всем этом мощь, сила. Зато самое село и все вообще созданное там руками человека скудно, бедно: скромные деревянные домики, две древние деревянные, давно покосившиеся церкви – Введенская и Никольская, в которых даже сосуды были оловянные, и, наконец, самый дом, где родился отец Иоанн, – не избушка, а, скорее всего, ветхая лачуга. Отец Ивана – Илья Михайлович Сергиев был псаломщиком местной сельской церкви и не очень грамотным человеком, а мать Феодора Васильевна еще менее сильная в грамоте женщина. Об отце сведений дошло мало, но известно, что дед отца Иоанна был священником, так же, как и большинство предков в роду отца, и это в течение, по крайней мере, 350 лет. Среди скудости сельской жизни и быта единственным местом, где для мальчика открывалась сила человеческого делания, был Храм. В нем находил он и слова, и звуки, и краски – словом, все основное, в чем может выразиться человеческий дух. Отец постоянно брал сына на богослужения, а дома рассказывал ему иногда что-либо о Христе и о святых... «С самого раннего детства, как только я помню себя, – пишет отец Иоанн в автобиографии, – лет четырех или пяти, а может быть, и менее, родители приучили меня к молитве и своим религиозным примером сделали из меня религиозно настроенного мальчика». Кроме того, с тех пор как он начал свободно читать, стал он находить постоянную опору и в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     14 июня Православная Церковь по благословению святейшего Патриарха Кирилла чествует День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. 8 июня 1990 г. отец Иоанн был прославлен Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. 14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского пастыря. Наше общество, пройдя через страшное искушение построить земное царство без Бога и ужаснувшись трагических последствий того опыта, ныне пытается нащупать спасительные пути. И чтобы не заблудиться вновь и не приблизиться опять к «вратам адовым», нам нужна помощь наших святых угодников, вот уже тысячу лет спасающих землю нашу своими молитвами. Один из таковых молитвенников, дарованный стране Богом в трудное, исполненное соблазнов время, – отец Иоанн Кроштадтский. Он ясно видел надвигающееся зло и перед смертью молился: «О, Господи! Спаси народ русский, Церковь Православную в России – погибают! Всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие! Господи, все в Твоих руках. Ты – Вседержитель». Будучи приходским священником, живя в миру, он поднялся на такую духовную высоту, на которую восходили лишь долгими годами иноческого делания. Родиной великого пастыря было село Сура на берегу Пенеги в Архангельской губернии, в 500 верстах от Белого моря. В этом селе, по словам самого отца Иоанна, «три с половиною столетия преемственно в разное время священствовали иереи из рода Сергиевых». Родился он в ночь с 18 на 19 октября 1829 г., в день памяти преподобного Иоанна Рыльского. Появился на свет настолько слабым, что был крещен в ту же ночь. С малых лет Иоанн любил посещать храм, а дома часто становился на ночную молитву. Игуменья Леушенской обители Таисия, пользовавшаяся особым вниманием Кронштадтского пастыря (ее записки он рекомендовал для благочестивого чтения), рассказывала: «Однажды ночью шестилетний Ваня увидел в комнате необычный свет, среди которого предстал ему Ангел в небесной славе. Мальчик смутился, но Ангел успокоил его, назвавшись ангелом-хранителем, всегда стоящим близ него для сохранения и спасения от всякой опасности».

http://pravoslavie.ru/104312.html

Санкт-Петербург. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Иоанновский женский монастырь основан в 1900 году выдающимся молитвенником и чудотворцем Земли Русской, протоиереем Кронштадтского собора святого апостола Андрея Первозванного отцом Иоанном Ильичом Сергиевым (нареченным народом Кронштадтским). В 1899 году на своей родине, в селе Сура на реке Пинеге в Архангельской губернии, Иоанн Кронштадтский основал Иоанно-Богословскую общину. Обитель была очень бедна, поэтому для ее поддержки отец Иоанн решил приобрести в столице участок земли и выстроить на нем подворье с храмом и часовней. Небольшой участок земли на берегу Карповки для постройки пожертвовал потомственный почётный гражданин С. Г. Раменский. Закладка подворья состоялась в мае 1900 года. Вскоре была выстроена деревянная часовня. В сентябре началось строительство каменной обители в византийском стиле по проекту Николая Никонова. Монастырский комплекс стал крупнейшим петербургским произведением архитектора. Строительство двинулось так живо, что к концу года обширное главное здание с двухэтажным храмом внутри было доведено до чердачных перекрытий. В следующем году над зданием поднялись округлые шлемовидные " древнерусские " купола на широких барабанах с полуциркульными романскими арками. Строительство большого пятиглавого храма продолжалось до 1902 года. Осенью 1902 года отец Иоанн обратился в Синод с просьбой о переименовании Сурского подворья в самостоятельный женский монастырь во имя Святого Иоанна Рыльского, которая была удовлетворена. В дальнейшем в комплекс вошли пятиэтажный жилой дом, лазарет, иконописная мастерская и хозяйственные постройки. Все строения решены Н. Н. Никоновым единым " блоком " , не поддающимся расчленению. Целостность композиции подчеркнута идентичным построением фасадов образующих ее зданий. В облике монастыря ясно ощущается воздействие византийских прототипов. Стены облицованы керамической плиткой в два тона. Кровля куполов ранее была покрыта блестящей поливой белого, зеленого и синего цветов.

http://sobory.ru/article/?object=00751

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010