отв. ред. Д. С. Лихачев Лествица Иоанна Синайского «Лествица» Иоанна Синайского (или Лествичника) – распространенная в Древней Руси с XIV в., но известная и ранее книга, состоящая из ряда произведений: собственно Л. обычно предваряется в этом сборнике кратким житием автора, написанным вскоре после его смерти монахом Раифского монастыря Даниилом, письмом к автору книги игумена Раифского монастыря Иоанна, ответным посланием автора, небольшими предисловиями и рисунком ведущей на небо лестницы, ступеньки которой помечены названиями добродетелей; сопровождается Л. «Посланием к игумену» того же автора; далее обычно следуют четыре патерикового типа рассказа о ее авторе (в московском издании 1647 г. они отнесены к Патерикам Синайскому и Алфавитному). Время жизни автора Л. ранее определяли как 483–563 гг. (Филарет), затем как 525–606 гг. (распространенная в литературе датировка), как десятилетия до 649 г. (Nau F. Note sur la date de la mort de S. Jean Climaque//Byzantinische Zeitschrift. 1900. T. 11) и как период, начало которого около 579 г., а конец после 654 г., но не позже 680 г. Дм. Jobah Лествичник у buзahmuйckoj и cmapoj cpnckoj Београд, 1968. Обширную библиографию см. в статье: Jean Climaque//Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique: Doctrine et histoire. Paris, 1974. T. 8. Col. 369–389 ). С Иоанном Лествичником и его братом Георгием традиционно связывалась история сыновей константинопольского сенатора VI в. Ксенофонта и его жены Марии – Иоанна и Аркадия (в монашестве Георгия), учившихся философии в Вирите (Бейрут), потерпевших кораблекрушение при возвращении туда из дома, порознь спасшихся и постригшихся в Палестине в монахи; но надежных оснований для такого отождествления нет, за исключением того, что Иоанн Синайский был греко-культурным человеком и славился ученостью, по какой причине и был называем Схоластиком. Известно, что в шестнадцать лет он пришел в Синайский монастырь и стал послушником аввы Мартирия, в двадцать лет был им пострижен в монахи, причем другой авва, Стратегий, глядя на юношу, предсказывал, что тот будет «великой звездой вселенной», а Анастасий Синайский и Иоанн Савваит провидели в нем будущего Синайского игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Иоанн Лествичник [греч. ωννης τς Κλμακος] (VI–VII века), преподобный (день памяти 30 марта и в 4-ю Неделю Великого поста), игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Житие. Основным источником сведений о жизни Иоанна Лествичника является «краткое житие» (βος ν πιτομ), составленное Даниилом Раифским 1 . В Житии содержится немного фактических данных, поскольку оно является не столько жизнеописанием, сколько панегириком. Некоторые сведения об Иоанне Лествичнике приводятся в «Различных повествованиях о святых отцах, подвизавшихся на Синае» преподобного Анастасия Синаита 2 . Менее надежные сведения об Иоанне Лествичнике имеются в схолиях на текст «Лествицы». Происхождение Иоанна Лествичника неизвестно. В толковании на «Лествицу» Никифора Каллиста Ксанфопула указано: «Сей, как говорят некоторые, является сыном святого Ксенофонта. У него был и брат Аркадий» 3 . Из замечания следует, что Иоанн Лествичник родился в Константинополе в VI веке, однако это свидетельство не подтверждается никакими другими источниками. Семья Иоанна Лествичника была, по всей видимости, обеспеченной, поскольку до ухода в монастырь он получил образование, преуспев «во внешней мудрости» (ν γκυκλ σοφ) 4 . Согласно Житию, Иоанн Лествичник принял монашеский постриг на Синае в 16-летнем возрасте 5 . По небезосновательному предположению современного исследователя У.Дахари, в конце VI – начале VII века в Синайском монастыре подвизалось не более 100 монахов 6 . Опираясь на археологические данные, он полагает, что в районе Синайской горы всего существовало несколько десятков монашеских поселений 7 . Избрав для себя «средний путь» монашеского делания – путь послушания, Иоанн Лествичник вверился духовному руководству аввы Мартирия. В то время некто, именуемый Великий Анастасий, в беседе с Мартирием предсказал, что Иоанн Лествичник станет игуменом Синайского монастыря: «Ты постриг игумена Синая» (γομενον το Σιν κορευσας) 8 ; также Иоанн Савваит, подвизавшийся в пустыне Гуда, когда принял Мартирия с учеником, омыл Иоанну Лествичнику ноги как будущему игумену 9 . Вскоре после пострига (в 19-летнем возрасте или на 19-м году после пострига, в Житии говорится об этом недостаточно отчетливо) 10 , по смерти Мартирия, Иоанн Лествичник стал подвизаться в уединении в долине Фола (Θολς) у подножия горы Синай в 5 «знаках» (около 8км) от главного храма монастыря – на краю долины Святых Бессребреников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Слово в Неделю 4-ю Великого поста О преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице» и к перенесению мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника , или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать – грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться – это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение “от силы в силу”, как бы по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием “Лествица”, в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию “Лествицы” христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. “Лествица” состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней,– по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является “священная и блаженная” молитва . А увенчивается “Лествица” союзом трех добродетелей – веры, надежды и любви. Сделаем краткое обозрение жизни преподобного списателя. Святой Иоанн Лествичник жил в VI веке. Он получил хорошее образование, но оставил мир и шестнадцатилетним юношей вступил в Синайскую обитель, где на двадцатом году жизни был пострижен в монашество старцем Мартирием. Святой Иоанн прожил со своим старцем в полном послушании девятнадцать лет. Жизнеописатель преподобного Иоанна, раифский монах Даниил, говорит, что святой Иоанн, будучи шестнадцатилетним юношей, телом взошел на Синайскую гору, а душой – на гору Небесную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Скачать epub pdf Содержание Об авторе О рукописной традиции, переводах и печатных изданиях Лествицы О русском переводе Лествицы, подготовленном в Оптиной пустыни     «Лествица райская» («Κλμαξ το παραδεσου», «Scala paradisi») – одно из самых читаемых аскетических произведений во всех христианских странах на протяжении всех веков со времени ее написания. Особенно же интерес к ней возрастал в периоды духовного подъема и возрождения аскетической традиции, оставившие нам множество списков Лествицы, переводы на современные языки, целый ряд комментариев и толкований. Возросшая востребованность Лествицы в России в конце XVIII и первой половине XIX века вызвала появление ряда новых переводов вначале на славянский (преподобного Паисия (Величковского)) , а затем и на современный русский язык. В наше время Лествица известна русским читателям преимущественно по ее переводу, подготовленному в Оптиной пустыни в 1850-е годы и изданному впервые в 1862 году, который многократно переиздавался до 1917 года и в последние десятилетия. Этот перевод и воспроизводится в настоящей книге. Об авторе Основным источником сведений о жизни автора Лествицы, преподобного Иоанна Синайского, является «Краткое житие», составленное его современником Даниилом, монахом Раифского монастыря (в тридцати километрах к юго-западу от Синая). Это житие дополняется сведениями из комментариев и приложений, которыми Лествица была снабжена на протяжении веков. Помещаемый в ряде источников после Краткого жития рассказ «некоего монаха синайского», современника Иоанна, составлен в основном из «Различных повествований о синайских отцах» (памятник первой половины VII в.). Очертим и здесь кратко житие преподобного Иоанна. Родился он около 570 (579) года 1 , был воспитан в греческой культуре и прославился ученостью. По этой причине Иоанн получил традиционное в таких случаях именование Схоластик. Шестнадцатилетним юношей поступил в Синайский монастырь, построенный императором Юстинианом и в то время уже славный святыми подвижниками, одним из которых был его духовный наставник авва Мартирий. В двадцать лет Иоанн был пострижен в монахи, причем другие великие аввы, свидетели начала его иноческого жития, провидели в нем великого духовного светоча и будущего синайского игумена. По смерти аввы Мартирия, с которым он прожил 19 лет, Иоанн удалился из обители в уединенную келью, а затем в пещеру у подножия Синая, где сорок лет прожил отшельником. Из уединения семидесятипятилетнего старца вызвали синайские монахи, избравшие его своим настоятелем. Четыре года преподобный управлял Синайской обителью, а затем снова удалился в уединение, в котором и пребыл до конца жизни, поставив вместо себя игуменом своего брата Георгия. Полагают, что преподобный Иоанн скончался в возрасте 80–85 лет. Память его совершается Церковью 30 марта (ст. ст.) и в 4-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

митрополит Иоанн (Снычёв) ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ 1. Что служит венцом добродетелей? Венец добродетелей – любовь. ( Авва Исаия ). Стр. 203 (410). 2. Чем свидетельствуется любовь? Любовь свидетельствуется неосуждением ближних. ( Авва Исаия ). Стр. 216 (481). 3. Что должен делать человек, когда стремится вступить на путь любви? Произволяющий вступить на путь любви да отречется от попечении о человеках, каковы бы они ни были, добры или злы, и да устремит все желание сердца к Богу. От такого стремления к Богу начинает действовать естественный гнев, который противостоит всему, что насевает враг. Тогда закон Божий начертывается на душе и являет свое присутствие в ней деятельностью по побуждениям страха и любви. Человек, достигший этого состояния, дерзновенно говорит с Апостолом: аз не точию связан быти хощу, но и умерети готов есмъ за имя Господа Иисуса Христа. Блаженна душа, достигшая такой любви. Она соделывается бесстрастною. ( Авва Исаия ). Стр. 214 (469). 4. Может ли обитать любовь Божия в тех, кто любит еще что-либо, принадлежащее миру? Доколе мы любим что-либо, принадлежащее миру: дотоле любовь Божия не может обитать в нас. Засвидетельствовано это Писанием: Не можете, говорит оно, трапезе Господней причаститися и трапезе бесовской. Кто возвестит вам место вечное? ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руцы отрясаяй от даров: отягчаваяй уши да не услышит суда крове: смежаяй очи да не узрит неправды. Сей вселится в высоцей пещере, камене крепкого: хлеб ему дастся, и вода его верна. (Авва Исаия). Стр. 209 (448). 5. Имеет ли какое преуспеяние любовь там, где есть гордость? Авва Иоанн Раифский говорил: какое может иметь преуспеяние любовь там, где гордыня. Стр. 297 (2). 6. Оскудевает ли любовь к ближнему у того, кто познал сладость келлии и удаляется от людей? Он говорил: человек, познавший сладость келлии, убегает ближнего, хотя любит и почитает его. (Авва Феодор Фермейский). Стр. 366 (5). 7. Должно ли менять любовь к ближнему на любовь какой-либо вещи?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ПРИМЕЧАНИЯ К БИОГРАФИЯМ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА а Испытатели церковной древности относят кончину преподобного Иоанна к концу шестого или к началу седьмого века. Что касается до продолжения его жизни, то Раифский биограф говорит, что он приступил к поприщу иночества на шестнадцатом году жизни; под руководством аввы Мартирия пребывал девятнадцать лет; по кончине наставника своего, в безмолвии провел сорок лет. Итак, игуменом в Синайском монастыре преподобный Иоанн поставлен на семьдесят пятом году жизни. Сколько лет управлял он монастырем и сколько лет провел во вторичном безмолвии, поставив авву Георгия игуменом в Синае, в точности неизвестно. Некоторые полагают, что преподобный Иоанн скончался лет осьмидесяти или осьмидесяти пяти; в Следованной же Псалтири сказано, что он жил 95 лет. Восточная Церковь совершает память его 30 марта; в тот же день и Западная. О Синайском монастыре известно, что еще в четвертом столетии Синайские горы служили постоянным пребыванием множества пустынников, которых привлекали туда и священные воспоминания о ветхозаветных чудесах и о Моисее и Илии, и безмолвие гор и юдолей, и малонаселенность полуострова. В первые времена у подвижников Синайских не было общего монастыря: они жили в келлиях, рассеянных по горам и долинам, и только в субботу вечером собирались в храм, построенный, по преданию, царицею Еленою на том месте, где Бог явился пророку Моисею в горящей и несгораемой купине. В этом храме пустынники проводили всю ночь в общей молитве, в воскресенье утром причащались Святых Тайн и снова расходились по своим келлиям. В четвертом и пятом столетиях Синайские пустынники подвергались нападению Сарацин, от которых многие приняли и мученическую кончину. Потому, по вступлении на престол благоверного паря Юстиниана I, Синайские отцы, услышав о его благоговении к святым местам, просили его создать им укрепленный монастырь. Юстиниан внял их прошению, и по его повелению у подошвы Синайской горы был воздвигнут Синайский монастырь, который на том же месте существует и доныне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

Сортировать по Исключить новости “Лествица” уходит в небо, а мы остаемся на земле Зачем эти тридцать мучительных ступеней не монаху? 27 марта, 2017 Зачем эти тридцать мучительных ступеней не монаху? Зачем мирянину читать книгу, написанную монахом для монахов, и для чего современному человеку проявлять иноческие качества – отречение от мира и послушание, — размышляет протоиерей Вячеслав Перевезенцев. “В нас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе” В чем вообще уникальность «Лествицы» для церковной жизни? Мне представляется, что это чтение необходимо для любого христианина. И вот почему. Как появилась эта книга? Ее преподобный Иоанн пишет по просьбе настоятеля соседнего монастыря, его тоже звали Иоанн, игумен Раифский, который обратился к нему со следующими словами: «Преподай нам, невежественным, то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей». Здесь, мне кажется, ключевым является именно это слово: «то, что ты видел». К преподобному Иоанну обращаются с просьбой поделиться именно своим опытом. Не своими размышлениями, и своим пониманием, что, наверное, тоже очень важно, но и именно опытом. У святителя Димитрия Ростовского тоже есть слова про эту книгу: «»Лествица» отличается глубокой духовной опытностью». Что это за опыт? И почему опыт важен для любого человека, который хочет быть христианином? Это опыт духовного восхождения, поэтому книга называется «Лествица духовная». По-гречески «лестница» — это «климакс». Это опыт, который выстраивается, как строгая последовательность степеней, возводящих человека к определенной духовной цели. Цель… Христианство есть путь, и путь не просто кружной, непонятно куда — это путь к определенной цели. Что это за цель? Это спасение, или обожение. Слова вроде знакомые, но, видимо, нелишне еще раз раскрыть их содержание. У апостола Павла есть такие слова: «В нас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе». Собственно, это и есть цель. У нас сейчас другие чувства, мы далеки от Христа, и наша задача, приближаясь к Нему, достичь того состояния, когда Он пребывает в нас, а мы — в Нем. И это не просто какая-то метафора, а совершенно конкретный опыт!

http://pravmir.ru/lestvitsa-uhodit-v-neb...

16.10.2023 В День праздника Собора Казанских святых в Казани состоялись соборные архиерейские богослужения Визит митрополита Калужского и Боровского Климента в Казанскую епархию проходит в рамках реализации просветительского проекта Издательского Совета выставки-форума «Радость Слова» в г. Казани. 16 октября 2023 года, в канун праздника Собора Казанских святых, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершили всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря. Архипастырям сослужили секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко, наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский), клирик Никольского кафедрального собора Казани протоиерей Николай Тимофеев, наместник Раифского Богородицкого монастыря игумен Гавриил (Рожнов), настоятель храма великомученицы Варвары города Казани протоиерей Виталий Тимофеев, благочинный Зеленодольского церковного округа протоиерей Святослав Мирганиев, настоятель Новоиерусалимского архиерейского подворья иеромонах Роман (Модин), заведующий канцелярией Казанской епархии протоиерей Александр Павлов, настоятель Преображенского храма села Большие Кабаны иеромонах Филипп (Киселёв), благочинный Высокогорского церковного округа иерей Алексий Обрезков, настоятель Иоанно-Богословского храма села Масловка иерей Иоанн Абрамчик, настоятель архиерейского подворья священномученика Кирилла Казанского иерей Василий Крючков, ключарь Благовещенского собора Казанского кремля иерей Виктор Бельских, настоятель Сергиевского храма города Казани иерей Артемий Лушкин, настоятель Иоанно-Кронштадтского храма при Казанской духовной семинарии иеромонах Алексий (Яцейко), клирики Серафимовского храма города Казани иерей Азат Альмухаметов и иерей Никита Ярош, насельники Богородицкой обители в священном сане. Песнопения исполнили архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко и хор духовенства Казанской епархии под управлением протоиерея Иоанна Барсукова.

http://new.izdatsovet.ru/news/v-den-praz...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Жизнь всех святых, всей Церкви связана с тайной Креста Господня. И прежде всего — жизнь мучеников. Поэтому в течение всего Великого поста, совершая восхождение к Пасхе, мы молимся прежде всего мученикам. Особенно торжественно — сорока мученикам Севастийским — в память того, что во время святой Четыредесятницы нам дается возможность каждый день умирать для греха и быть исповедниками Христовой истины. Из других святых мы выделяем тех, кто принес себя Господу, приобщившись Его Кресту. Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил о том, как достигнуть Фаворского света. В пятое воскресение — преподобную Марию Египетскую, которая дает пример, как можно взойти покаянием от бездн греха к высотам святости. После Крестопоклонной Недели Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы. В своей знаменитой книге «Лествица» (что значит — лестница) этот святой VII века говорит нам о тридцати ступенях духовного восхождения. «Христос же, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице, ибо любовь есть Бог». Христианин должен придти в меру возраста Христова, приобщиться тому, что есть у Христа. Бог стал человеком, чтобы мы по Его благодати стали теми, Кем Он является по Своему естеству. Так совершается восхождение по лествице, и эта лествица есть Крест Христов. Вот тайна Креста, мученичества и всей святости. Христос говорит, что никто не отнимает у Него жизнь, но Он Сам отдает ее. Святость и мученичество заключаются в том, чтобы мы, постепенно и постоянно восходя по лествице добродетелей, оказались способными по дару Христа, подобно Ему, вольно принять страдания и самую смерть, которых никому не избежать в этой жизни. Чтобы мы терпением, смирением и покаянием обрели силу сказать, как Он: «Никто не отнимает у нас этой жизни, но мы сами отдаем ее». «Лествица» — классика святоотеческой литературы, духовные скрижали, в которых собраны сокровища опытного богословия о подвиге преподобничества, рассыпанные в изречениях святых от I до XXI века. Потому что в каком бы веке ни жил христианин, он познает одну и ту же Божественную и человеческую мудрость одним и тем же Духом Святым. В кратком описании жития аввы Иоанна Раифский монах Даниил говорит, что, от юности возлюбив Христа, «он принес себя как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею, и телом восшел на Синайскую, а душою — на небесную гору».

http://moral.ru/lestwica/

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4ю Неделю Великого поста Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо. «Лествица», ст.28:26 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Исполнение заповедей Божиих заповедано нам в бессмертных духовных творениях святых отцов. Некоторые их них, всей жизнью своей истинно угодившие Богу, особенно отмечены благодатию Его и воспеваемы Церковью Христовой. В этот день Святая Церковь прославляет великого подвижника VI века, преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, незабвенного игумена Синайской горы. Мы особо молитвенно почитаем его не только за святую, непорочную и праведную жизнь, не только за то, что он, как поется в одной из стихир, был «блажен, нечестивых всех советования низвращая». Особенно мы прославляем его за духовное богоносное наследие, оставленное в бессмертных творениях, открывающих путь восхождения в Небесное Отечество. Сегодня, почитая святого Иоанна, «на земли Ангела и на небесех человека Божия» , благоукрашение мира духовного, «наслаждение благих», мы воздаем должную хвалу и поучаемся богодухновенной премудрости его, «источающей всеизобильную благодать Божию» . «Лествица, возводящая на небо» – так именуется знаменитое душеспасительное руководство, написанное великим подвижником благочестия игуменом Синайской обители преподобным Иоанном. История этого вдохновенного труда такова. Святой Иоанн Раифский, желая получить истинное руководство в духовной жизни для себя и для братии вверенной ему обители, высоко ценя мудрость преподобного Иоанна, его беспрекословное о Господе послушание, украшенное и всеми добродетелями, обратился с просьбой о создании книги, подобной богописанным скрижалям, «в назидание новых израильтян, то есть людей, новоисшедших из мысленного Египта и из моря житейского».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010