Милютинские четьи-минеи писаны в 1646–1654 годах, по книгам Троице-Сергиевой лавры, священником бок-о-бок и по сие время находящейся с ней Рождественской церкви, Иоанном Милютиным и его тремя сыновьями. Составитель, помещенной о. Иоанном в августовской минее повести о Феодоровской иконе Богоматери, не оставляет своего читателя в совершенном недоумении на счет источников и времени написания своего произведения. «… Что реку или что исповем о сей пречудной иконе», – спрашивает он себя и сам же отвечает: «Но еже слышах от много добре ведущих и иже у себя имуще писание до разорения литовских и польских людей, и аз с ними многажды беседовах, и вопрошах их, и сладце слышах от них». – Кто этот составитель, столь тщательно допытывавшийся узнать истину о Феодоровской иконе Богоматери и кто были его многосведущие собеседники? Мы не располагаем прямыми данными для положительного ответа на поставленные вопросы, но думаем, что последними едва ли не были книжные старцы Сергиевой обители начала 30-х годов XVII столетия, а составителем повести, – возможное дело, – сам священник Иоанн Милютин, в минеях которого мы впервые встречаемся с ней. В обоснование своего мнения, мы, прежде всего, должны сказать вслед за другими, что о. Милютин не был только копиистом, простым переписчиком, подобно детям его, которым «поспешения ради», бесспорно отчасти, помогал своим «скорым писанием». Его огромный труд соединен был с усердными поисками и довольно разумной выборкой из лаврских рукописей наиболее исправных житий и достоверных повестей. В Милютинских минеях «почти всегда можно найти статьи, весьма редкие в других списках; встречаются даже указания единственные в своем роде», не попадающиеся больше нигде». По всему видно, что собиратель их был человек широко начитанный и любознательный. Любовь к книге, вероятно и привела молодого Ивана Милютина в декабре 1631 года в Троицкую лавру с ее «многобогатной божественных писаний книгохранительницей». Родом нижегородец из Балахны, Милютин встретился здесь с своим земляком, – бывшим соборным протопопом, тоже города Балахны старцем-книгохранителем Иоасафом Кирьяновым, который, зная Ивана, как юношу из зажиточной и, по-видимому, духовной семьи, а может быть, приходясь ему отчасти и сродни, не преминул свести его с выдающимся книгописцем того времени в обители Сергиевой, – иером. Германом Тулуповым, трудившимся тогда над изготовлением тех самых четьих-миней, с которых, полтора десятка лет спустя, так много пришлось списывать Милютину. Один старец по знакомству открыл доступ к книгам пытливому послушнику, а другой, как кажется, своим личным примером развил в душе его склонность к занятиям агиографическим. Не даром же много позднее, о. Иоанн не раз заговаривал о своих наставниках и архим. Дионисии, как «мужах добродетельных и рачителях божественных писаний», в соседстве с которыми он занимался своим нравственным усовершенствованием и умственным образованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Аввакум, протопоп Аввакум , протопоп гор. Юрьевца-Повольского, один из первых расколоучителей и самый замечательный. Он родился в 1620 г. или 1621 году, в с. Григорове Нижегородской губернии и был сын священника. Воспитание в духе внешнего благочестия получил от своей матери, по указанию которой, после смерти отца, женился на односельчанке Настасье Марковне, дочери кузнеца, тоже бедной сироте. В 21 год был рукоположен во диакона, через два года после того – во священника в с. Лопатицы, а через восемь лет, в начале 1652 г., в протопопы «совершен» в Юрьевец-Поволжский. Вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения в разных пороках, а также и по другим причинам, Аввакум еще из Лопатиц должен был спасаться бегством в Москву, а в мае или июне 1652 года он и окончательно переселился в столицу, где был причислен к причту Казанского собора. Здешние друзья Аввакума царский духовник Стефан Вонифатьев и протопоп Иоанн Неронов имели влияние на церковные дела; примкнув к их кружку, Аввакум и сам скоро выступил в роли передового деятеля. Перед великим постом 1653 года патриарх Никон разослал по московским церквам «память», т. е. указ, чтобы крестились тремя перстами и чтобы число земных поклонов при чтении молитвы Ефрема Сирина было сокращено. Аввакум, с согласия своих друзей, сразу же восстал против патриарха и поданная им по этому случаю челобитная царю была началом того дела, которому протопоп неизменно служил до конца жизни, т. е. началом служения расколу. В сентябре 1653 года Аввакума ссылают в Тобольск, а оттуда далее в Даурию; в 1664 году его возвращают в Москву, но через полгода за раздорническую пропаганду снова высылают на Мезень; в 1666 году судят на соборе в Москве и, как упорного хулителя церкви, 13 мая лишают сана и отлучают от церкви; в сентябре 1667 года Аввакума везут в Пустозерск и там, приблизительно через 15 лет, 14 апреля 1682 г., сожигают на костре. Человек несокрушимого здоровья, железной воли, редких дарований, натура самых резких крайностей, – Аввакум, как расколоучитель, выделялся среди всех других расколоучителей: это был, можно сказать, расколоучитель – богатырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VII. Борьба протопопа Иоанна Неронова с патриархом Никоном Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Иоанн Неронов, как глава всех недовольных патриархом Никоном. Громадная популярность Неронова. Его уверенность, что оп находится под особым божественными, водительством и что сам Бог призвал его к общественной деятельности и к борьбе с недостойным патриархом Никоном. Неронов всегда признавал греческих патриархов православными и их высший авторитет в русских церковных делах. Неронов боролся лично только с Никоном, а не с церковию и ее иерархиею. Примирите Неронова с Никоном было примирением с церковию, а не с личностию Никона, хотя он и привял потом все произведенные Никоном церковные реформы. Никон спешно и энергично, без всякой серьезной помехи с чьей либо стороны, проводил свои церковные ре формы. А между тем против этих реформ в обществе существовало очень сильное, хотя и скрытое, неудовольствие, которое само по себе может быть и не имело бы особенно важного значения, если бы этим обстоятельством, как нельзя лучше, не воспользовались члены кружка ревнителей благочестия, которые открыто стали на сторону всех недовольных Никоном. Главным деятельным борцом против Никона теперь сделался Иоанн Неронов, один из самых видных, влиятельных и популярных людей в Москве. Мы уже знаем, что Неронов был ближайшим другом влиятельного царского духовника, протопопа Стефана Вонифатьевича, который сам во многом подчинялся пыл кому, энергичному и учительному настоятелю московского Казанского собора. Благодаря отчасти Стефану, а также и предшествующей своей деятельности, Неронов лично хорошо был знаком царю, царице и всей царской семье, среди которой он пользовался и расположением и уважением; бояре, и вообще люди знатные, тоже хорошо знали Неронова, как пастыря во всех отношениях выдающегося, и со многими из них у него существовали личные, не посредственные, близкие отношения; он пользовался и среди всех вообще москвичей большою популярностию благодаря заведенным им в Казанском соборе новым богослужебным порядкам: единогласному пению и чтению, правильному неопустительному чтению отеческих поучений, соблюдению во всем богослужении строгой чинности и истовости, требование от всех молящихся стоять в церкви смирно и чинно; наконец Неронова знали все бедные, больные, увечные, сирые и несчастные, так как Неронов по мощь всем бедным и несчастным считал одною из первых своих пастырских обязанностей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439651/

Глава 7. Борьба протопопа Иоанна Неронова с патриархом Никоном Иоанн Неронов, как глава всех недовольных патриархом Никоном . Громадная популярность Неронова. Его уверенность, что он находится под особым божественным водительством и что сам Бог призвал его к общественной деятельности и к борьбе с недостойным патриархом Никоном . Неронов всегда признавал греческих патриархов православными и их высший авторитет в русских церковных делах. Неронов боролся лично только с Никоном, а не с церковью и ее иерархией. Примирение Неронова с Никоном было примирением с церковью, а не с личностью Никона, хотя он и принял потом все произведенные Никоном церковные реформы. Никон спешно и энергично, без всякой серьезной помехи с чьей-либо стороны, проводил свои церковные реформы. А между тем против этих реформ в обществе существовало очень сильное, хотя и скрытое, неудовольствие, которое само по себе, может быть, и не имело бы особенно важного значения, если бы этим обстоятельством, как нельзя лучше, не воспользовались члены кружка ревнителей благочестия, которые открыто стали на сторону всех недовольных Никоном. Главным деятельным борцом против Никона теперь сделался Иоанн Неронов, один из самых видных, влиятельных и популярных людей в Москве. Мы уже знаем, что Неронов был ближайшим другом влиятельного царского духовника, протопопа Стефана Вонифатьевича, который сам во многом подчинялся пылкому, энергичному и учительному настоятелю московского Казанского собора. Благодаря отчасти Стефану, а также и предшествующей своей деятельности, Неронов лично хорошо был знаком царю, царице и всей царской семье, среди которой он пользовался и расположением и уважением; бояре, и вообще люди знатные, тоже хорошо знали Неронова, как пастыря во всех отношениях выдающегося, и со многими из них у него существовали личные, непосредственные, близкие отношения; он пользовался и среди всех вообще москвичей большой популярностью, благодаря заведенным им в Казанском соборе новым богослужебным порядкам: единогласному пению и чтению, правильному неопустительному чтению отеческих поучений, соблюдению во всем богослужении строгой чинности и истовости, требованию от всех молящихся стоять в церкви смирно и чинно; наконец, Неронова знали все бедные, больные, увечные, сирые и несчастные, так как Неронов помощь всем бедным и несчастным считал одной из первых своих пастырских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Патриарх Никон ранее собора 1654 года, на котором определено исправить книги, именно – в 1653 году, распорядился о том, чтобы для крестного знамения употребляли троеперстие, а не двуперстие, и чтобы при чтении в великом посту молитвы: «Господи и Владыко живота моего», полагать только четыре великие поклона, а прочие в пояс. По поводу сего распоряжения патриарха Никона , Павел, епископ Коломенский, и протопоп Аввакум, и попы: Даниил, Логин и Иоанн Неронов, по сказанию Денисова, «в лето 7162 (1654 г.) собрашеся написаша общее прошение на многомятежного Никона и самому всежалостно Царю подаша». Мало этого. В том же году Аввакум, протопоп, не стал и в церковь ходить, стал народ уже от церкви отделять и в сушиле у Неронова открыл свое богослужение, как сам о том к Неронову пишет: «я, грешник, помянул изгнание великого светила Златоустого и собрался с братиею о Господе в дому твоем в сушиле после тебя в первое воскресение побдети». О том же и к тому же писал еще священник казанского собора Иоанн Данилов: «Мы к Аввакуму Елеазара послали, чтобы в церковь шел, и он, Аввакум, к церкви не начал ходить, а завел у тебя во дворе свое всенощное, а у нас от церкви детей твоих и иных прихожан отозвал, а иные от них приходили нарочно позывать от церкви в сушило, а иной и так говорил: в некоторое время и конюшня де иныя церкви лучше; да и Лазарь поп уже тогда не стал в церковь ходить» (Брат. Слово, 1885 г., стр. 209–210). Понятно после этого, что протопоп Аввакум, попы Лазарь, Даниил, Логин и другие обнаружили неповиновение церковной власти, подав жалобу царю на патриарха Никона за распоряжение его о крестном знамении и о поклонах в великом посту, произвели раскол в церкви, отделились с некоторыми из своих пасомых от церкви не только до большого Московского собора 1667 года, не только во время или даже до исправления книг при патриархе Никоне, но годом раньше собора 1654 года, на котором собственно определено приступить к исправлению богослужебных книг. Знаменитое стояние за веру Соловецкого монастыря началось тоже ранее собора 1667, именно в 1657 году.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sostojan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 11.11.1656, валдайский Иверский мон-рь), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича . Из семьи священно- или церковнослужителя. В 1637 г. В. упоминается как диакон Благовещенского собора в Кремле. В 1645 г. был рукоположен Патриархом Иосифом в протопопа. 28 сент. 1645 г. в качестве царского духовника присутствовал при венчании на царство Алексея Михайловича. 25 дек. 1651 г. «государеву духовнику благовещенскому протопопу» была дарована «властелинская шапка» (митра). 27 июля 1649 г. жалованной грамотой царь подтвердил все привилегии, данные прежде причту Благовещенского собора на его земли, угодья и кормления, спустя 6 лет владения собора были освобождены от уплаты всех налогов в казну. Пожалования В. и его семье делала также царица Мария Ильинична. В., как «муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй», пользовался большим авторитетом, в т. ч. у Алексея Михайловича; по свидетельству Аввакума Петрова, протопоп «зело пекся, да не совратится ум царя в некая злая». В. читал назидательные книги царю, иногда Алексей Михайлович приходил к В. для беседы. В письме к протопопу 13 июля 1654 г. Иоанн Неронов сообщал о том, что посылает Житие прп. Феодора Студита и просит В. почитать «пред благочестивым царем». Несомненным влиянием духовника объясняется и то, что на свадьбе царя с М. И. Милославской не было светских забав, а звучали церковные песнопения. Позднее Аввакум вспоминал, что при В. «вся быша тихо и немятежно ради его слез, и рыдания, и негордаго учения». В. поддерживал тесные отношения с наиболее влиятельными лицами из окружения царя - Б. И. Морозовым, Ф. М. Ртищевым и др.- и «бояр увещеваше со слезами непрестанно, да имут суд правый без мзды и не на лица зряще да судят» (свидетельство Аввакума). В. активно выступал как примиритель во время московского восстания 1648 г., вел переговоры с бунтовщиками на Лобном месте. Наряду с думным дворянином П. К. Елизаровым и дьяком Д. М. Башмаковым с В. советовался Алексей Михайлович перед выдачей народу 3 июня Л. С. Плещеева и П. Т. Траханиотова. В парижской «La Gazemme» 8 окт. 1648 г. излагалась «речь калугера», к-рый в Москве во время бунта «укротил ярость народа своими убеждениями» ( Гольдберг А. Л. Известия о России в газете Теофраста Ренодо//Тр. ГПБ. Л., 1963. Т. 11 (14). С. 146). По одной из версий, этим «калугером» был В., по др.- к восставшему народу выходил новоспасский архим. Никон (впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В. также участвовал в решении участи боярина Морозова. По поручению Алексея Михайловича протопоп трижды безуспешно выходил к народу обсуждать судьбу царского дядьки. От мести толпы и неминуемой смерти боярина спас царь, выславший Морозова из Москвы.

http://pravenc.ru/text/Вонифатьев.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) февраля Священномученик Иоанн Калабухов и исповедник С вященномученик Иоанн (Иван Лукич Калабухов) родился 13 ноября 1873 года в деревне Толбино Хатунской волости Серпуховского уезда Московской губернии. Получив образование, он с 1900 года работал приказчиком в фирме Филиппова, специализировавшейся на выпечке и продаже хлебобулочных изделий. Во время революции 1905 года Иван принимал участие в революционном движении, состоя членом Союза булочников, которым руководила тогда партия социалистов-революционеров. В 1908 году он уехал в Архангельск, где около года работал весовщиком на железной дороге, а затем устроился приказчиком у частного булочника. Господь отрезвил Ивана, он увидел ложность безбожных революционных идеалов и понял, что путь спасения для человека единственный – это путь служения Богу, а благо народа – в религиозном просвещении. И Иван поступил в храм псаломщиком. В 1915 году Иван Лукич приготовился к экзаменам для поступления в Архангельскую Духовную семинарию, которую из-за безбожной революции ему пришлось окончить экстерном. В апреле 1917 года Иван Лукич был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Архангельской губернии, а в 1920 году направлен служить в храм в селе Смотраковское Шенкурского уезда Архангельской губернии. В это время территория Шенкурского уезда была занята частями Белой армии. После их ухода отец Иоанн был арестован за произнесенную им в храме антисоветскую проповедь и приговорен к трем месяцам заключения. Вернувшись из заключения, он продолжил служение в храме. Примерно в 1924 году отец Иоанн познакомился с высланным из Московской губернии священником Георгием Беляевым , жившим в соседнем селе Боголюбском. Отец Георгий весьма переживал, что столь любимый и его трудами устроенный приход в селе Протопопово остался без священника, и, увидев в отце Иоанне весьма достойного пастыря и возможного своего преемника, предложил ему отправиться в Протопопово и для этой цели снабдил его соответствующим рекомендательным письмом.

http://fond.ru/foto/225/Ioann/

Т. Сидаш НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА В РОССИИ В начале XXI века уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что церковный раскол середины XVII века явился одной из самых трагических и кровавых страниц русской истории. Предпринятая 350 лет назад царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковная реформация расколола не только Русскую Церковь . Она расколола пополам всю русскую историю, став своего рода ее водоразделом. Только в последние годы начинает приходить понимание того, какая непоправимая катастрофа произошла на Руси в далеком XVII столетии... Вспомним основные вехи пресловутой церковной «реформы», приведшей к трагическим событиям раскола. В 1645 году в Москве образовался кружок ревнителей церковного благочестия – так называемых боголюбцев. В этот кружок входили молодой царь Алексей Михайлович, царский духовник протопоп Стефан Внифантьев (Вонифатьев), протопоп Иоанн Неронов и некоторые другие. Целью кружка было благоустройство Русской Церкви и государства после Смутного времени начала века. Боголюбцы понимали необходимость определенных церковных реформ, призывали к соблюдению христианской морали, много внимания уделяли проповеди, устраивали центры христианского просвещения, стремились поднять авторитет Церкви в глазах народа. Настоящим вдохновителем кружка был отец Иоанн Неронов, выходец из района знаменитых заволжских старцев. Именно Неронову принадлежит заслуга возрождения личной проповеди, которой уже несколько столетий не знало русское православие. При нем всегда была книга Маргарит – собрание проповедей святого Иоанна Златоуста , по которой отец Иоанн Неронов учил русских людей, «на стогнах града и на торжищах... возвещая всем путь спасения». Всей своей жизнью Неронов, невзирая на «дух времени», пытался следовать христианским заповедям. Он открывал школы, богадельни, смело вмешивался в дела светских властей как в провинции, так впоследствии и в столице. В 1632 году он даже попадал на два года в ссылку в Никольский Корельский монастырь за неодобрительные слова о царском походе на поляков. После своего освобождения Неронов возвращается в Нижний Новгород, а затем поселяется в Москве, где по ходатайству царского духовника Стефана Внифантьева становится в 1645 году протопопом Казанского собора на Красной площади. Это был его «звездный час». Послушать Неронова приходила вся Москва во главе с самим царем и царицей. Стены Казанского собора не могли вместить всех желающих послушать его проповеди, так что порой приходилось писать текст проповедей на специальных досках, размещавшихся на стенах собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Протопоп Иоанн Неронов. Икона. 10-е гг. XXI в. Худож. Ф. А. Пирвиц Иоанн (в крещении Гавриил, в монашестве Григорий; 1591, поселение при Ломской пуст. на р. Сарке (Саре) близ Вологды (ныне с. Спас-Лом Череповецкого р-на Вологодской обл.) - 2.01.1670, Данилов мон-рь в Переславле-Залесском), протопоп, в конце жизни архимандрит переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря , один из вождей движения ревнителей благочестия (см. Ревнителей благочестия кружок ) и раннего старообрядчества . Основные сведения о жизни и деятельности Н. изложены в 2 биографических сочинениях о нем («Житие Григория Неронова, составленное после его смерти» и «Записка о жизни протопопа Ивана Неронова», составленная игум. Феоктистом ), содержатся в его многочисленных посланиях и челобитных, в допросных листах, изветах, деяниях Соборов и др. документах эпохи раскола. Основной комплекс материалов о Н. был опубликован Н. И. Субботиным . Н. происходил из простой семьи, имя отца - Мирон. Крещен с именем Гавриил, однако родители звали его Иваном. Деревня, где родился Н., возникла при Ломской пуст. в честь Перенесения из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, основанной прп. Игнатием Ломским († кон. XVI в.). В Смутное время , когда вологодские земли подверглись разорению, был разграблен и сожжен родной дом Н. Юноша отправился в Вологду, где был избит людьми архиерея за то, что осудил их участие в святочных гуляньях («бесовских игралищах»). Н. со спутником нашли приют в Устюге у некоего Тита, здесь буд. учитель старообрядчества прошел первое обучение (по Псалтири, букварю, Часослову). Следующим пунктом странствий стало с. Соболево (Никольское) недалеко от Юрьева-Повольского (ныне Юрьевец), где Н. поселился у местного священника и женился на его дочери Евдокии. Н. обличал местных иереев за пьянство и бесчинство, из-за чего они (включая тестя Н.) пожаловались на него патриарху Филарету . Н. нашел пристанище в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ) в качестве келейника архим. прп. Дионисия (Зобниновского) , к-рый ходатайствовал перед патриархом о прощении Н. и о рукоположении его во диакона. В сане диакона и с письмом патриарха в свою поддержку Н. вернулся в Соболево к тестю и жаловавшимся на него иереям. Теперь он мог не допускать в храмы пьяных священников и причетников, поэтому часто «един пояше в церкве и поучаше народ». Через год патриарх Филарет в Москве рукоположил Н. во иерея.

http://pravenc.ru/text/2565072.html

Родился в 1873 году в деревне Толбино Серпуховского уезда Московской губернии. С 1900 года работал приказчиком у владельца кондитерских магазинов Филиппова. Выбрав путь служения Богу, поступил в храм псаломщиком, окончил экстерном Архангельскую духовную семинарию и в апреле 1917 года был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Архангельской губернии. В 1924 году познакомился с высланным из Московской губернии священником Георгием Беляевым, тяжело переживавшим, что столь любимый и его трудами обустроенный приход в селе Протопопове остался без пастыря. Увидев в отце Иоанне достойного преемника, он предложил ему отправиться в Протопопово, снабдив рекомендательным письмом. По приезде отца Иоанна в село было созвано общее собрание прихода. Авторитет отца Георгия среди прихожан был настолько высок, что кандидатуру отца Иоанна одобрили единогласно, и он получил благословение епископа на служение. 20 сентября 1929 года скончалась жительница села Ольга Макеева. Ее дочь Клавдия в 1927 году вступила в компартию, училась в совпартшколе и запрещала матери посещать храм и пускать священника, когда он обходил дома жителей с молебном. Дочь собиралась провести гражданскую панихиду, на похороны матери пригласила из города оркестр, но другие родственники настояли на отпевании, которое было проведено. Вскоре отца Иоанна арестовали и заключили в Коломенскую тюрьму, обвинив в разжигании религиозности и враждебном отношении к советской власти. Активисты прихода решили созвать общее собрание верующих, чтобы ходатайствовать об освобождении пастыря. Но тут же были арестованы некоторые из членов церковного совета и среди них староста храма Иван Летников. [Иоанн Летников, прославленный Русской Церковью как исповедник, родился в 1860 году в селе Протопопове. Долгое время помогал в торговых делах и во всем, что касалось возведения в его родном селе Троицкой церкви, тестю - купцу Андрею Салтыкову. Со временем сам стал лесопромышленником и хозяином лесопильного завода. После большевистской революции передал завод государству. Будучи допрошен, виновным себя не признал]. 23 декабря 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника Иоанна Калабухова к трем годам заключения в концлагере, а старосту прихода Ивана Летникова к трем годам ссылки в Северный край, где он скончался 25 октября 1930 года. В 1932 году священник вернулся в село Протопопово, где ему жить не разрешили. Епископ благословил его служить в Ильинском храме в селе Озерцы Луховицкого района Московской области. 16 февраля 1938 года отец Иоанн был вновь арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. По приговору тройки при УНКВД 26 февраля он расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-154-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010