Закрыть itemscope itemtype="" > Образ Иоанна Предтечи в святоотеческой письменности как пример духовно-нравственного совершенства 09.03.2012 326 Время на чтение 15 минут Доклад игумена Дионисия (Шленова), произнесенный 19 ноября 2011 г. в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии на круглом столе, посвященном открытию выставки «Путь Крестителя. История статуи Предтечи Господня из церкви Кристо Ре в Феццано», повествует о том, какие оттенки приобретает образ Иоанна Предтечи, раскрываемый в христианской и святоотеческой письменности. Иоанн Креститель или Предтеча - святой, стоящий между двумя Заветами, - является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, - как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, - величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый» . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы. В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто большим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде» . В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником» , а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом» . 1. Св. пророки Иоанн и Илия Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать» . «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», - призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий . Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти» . Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии» . И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

И. Крылов Глава II В пятоенадесять лето владычества Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат был правителем в Иудее, Ирод, называемый Антипа, сын избившего четырнадцать тысяч младенцев, четверовластником в Галилее, Филипп брат Ирода четверовластником в Итуре и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при Первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну сыну Захариину в пустыне. И потек Иоанн из своего уединения по всей стране Иорданской, проповедывая крещение покаяния в оставление грехов. «Покайтеся», глаголал Предтеча, приблизилось царство небесное». И этим началось Евангелие Иисуса Христа Сына Божия, как написано у Пророков: «Се Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою 7 . А пророк Исайа говорит об Иоанне: «глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, исправьте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да унизится, кривизны выпрямятся; и неровные пути сделаются гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие» 8 . Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и был препоясан простым ременным поясом, пищу его составляли дикий мёд и акриды, род саранчи, которую едят на Востоке. От рождения имел он тридцать лет, и следовательно достиг уже того года, ранее которого не позволялось законом Иудейским вступать в должность учителя или Священника. Иоанн не творил чудес: но уединённая и строгая жизнь делала его самого чудом, как говорит наш знаменитый Архипастырь, Преосвященный Митрополит Филарет. И начал народ исходить к Иоанну из всех окрестностей Иордана, из Иерусалима и от всей страны Иудейской, и крестился от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Каждого крещаемого Иоанн, погружая в воду, удерживал в ней до шеи, до тех пор, пока он исповедывал все грехи свои, после чего оставлял его и новокрещённый исходил из воды, омытый от грехов покаянием и водою. «Проповедь Иоанна облечена была такою силою, что привлекала к нему самых Фарисеев и Саддукеев» 9 . Видя Иоанн многих Фарисеев и Саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «порождения ехиднины! Кто вразумил вас бежать от наступающего гнева? Принесите же плод достойный покаяния и не мечтайте о себе, говоря: мы отцем имеем Авраама; ибо сказываю вам, что может Бог и из камней сих произвесть чад Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огнь». ( Мф.3:710 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван, в малой схиме Илия, в схиме Иоанн) († 1186: память 7/20 сентября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Святитель Иоанн родился в городе Новгороде от благородных и благочестивых родителей. По достижении совершеннолетия он был рукоположен Новгородским епископом Аркадием во священника к церкви во имя священномученика Власия. Но любовь к безмолвию привела его в один из новгородских монастырей, где он принял иночество с именем Илия. Жизнь в монастыре он вел строго подвижническую, пребывая в посте и молитве, и вскоре стал известен всему Новгороду своей благочестивой жизнью. 28 марта 1166 года он был хиротонисан во епископа Новгородского и первый из новгородских архиереев сразу же возведен в сан архиепископа, который с того времени утвердился за владыками Новгорода. Деятельность святителя в Новгороде началась со строительства храмов и монастырей. В первый год святительства были построены церкви в честь Святой Троицы и святителя Николая и основаны обители: мужская в честь Благовещения Пресвятой Богородице (1170) и женская во имя святого Иоанна Предтечи (до 1179). Время святительства Иоанна – это период междоусобной борьбы русских князей. Истинным патриотом предстал в этой борьбе Новгородский святитель. В 1170 году на войну с Новгородом выступил великий князь Андрей Боголюбский. Многочисленная суздальская дружина два дня стояла у стен Новгорода, и эти два дня усердно молился святитель пред ликом Спасителя о спасении города. На третью ночь он услышал голос от иконы Спасителя, который повелевал ему взять икону Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня и вознести ее на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз её потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К кому обращена молитва «Царю Небесный» и «Отче наш»? и на иконе Святой Троицы, кто изображен посередине? 27.01.2016 07:23:49 Протоиерей Александр Абрамов - Поздравляю с прошедшими праздниками. Мы с вами постепенно привыкаем, что год от года жизнь становится все сложнее. Хочется пожелать, чтобы эта сложность не оказалась для нас избыточно тяжкой.  Еще желаю всем радости, мира, способности делать свое дело в послушании Богу и  готовности никогда его не бросать. Как обычно, я  сегодня буду отвечать на ваши вопросы. Начну разговор с  Евангелия, которое  читалось  в  день Святого Богоявления. Святой евангелист Матфей говорит: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3, 13-17). Кратко повествование евангелиста, рассказывающее нам  о Богоявлении - а насколько оно многопланово! Три слова описывают содержание этого праздника. Тремя словами называли этот день в  разные исторические периоды: Крещением,  Богоявлением и еще  Просвещением. Просвещением кого? Спаситель был безгрешен и не имел нужды  креститься. Об этом говорит и Предтеча, последний Ветхозаветный пророк: «Я ли Тебя крещу. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Тогда кто просвещается? Иоанн? Но он был человеком, чей взор был светел и без того. Он увидел Христа не как пророка и учителя, а как кого-то большего и величайшего. Как того перед кем  сам Иоанн, великий пророк, не имел  права разрешить обуви своей. Тогда к кому относится просвещение? К миру. К народу Божию. Ко всем тем, что чтит этот праздник. И чтит не только по тому, что в этот день освящается вода.

http://radonezh.ru/text/k-komu-obraschen...

Как сообщают греч. хроника Иоанна Скилицы и лат. «Летопись попа Дуклянина», Владимир был сыном и наследником сербского кн. Петрислава (который отождествляется с кн. Петром, известным по сфрагистическому материалу) и правителем Зетского (Дуклянского) княжества (на территории совр. Черногории). Иоанн, крестное имя святого, указано вместе с его княжеским именем Владимир уже в древнейшей памяти святого в месяцеслове слав. Апостола-апракос рубежа XIII и XIV вв. Мнение о том, что оно появилось только ко 2-й пол. XIV в. под влиянием посвящения св. Иоанну Предтече мон-ря, в к-ром в то время находились мощи И. В. (см.: 1893. С. 226-230; Лjemonuc попа 1967. С. 78-81), несостоятельно. И. В. стал правителем еще в юном возрасте, отличался богобоязненностью (иногда он считается основателем Бигорского монастыря св. Иоанна Предтечи) и мирным нравом, избегал кровопролитий. Во время войны болг. царя Самуила (997-1014) с визант. имп. Василием II Болгаробойцей он выступал, по всей видимости, на стороне византийцев (см.: Острогорски. 1949. С. 147-158; Historia Królestwa Sowian. 1988. S. 176-177). Попал в плен к болгарам (по версии «Летописи попа Дуклянина», выдан одним из жупанов), был освобожден по просьбе полюбившей его царской дочери Феодоры-Косары; став зятем болг. царя, вернулся при поддержке тестя в Зету и продолжил там мирно править. После смерти Самуила власть в Западно-Болгарском царстве узурпировал Иоанн Владислав, убивший двоюродного брата Гавриила-Радомира. Новый царь призвал И. В. к себе, дав клятву на кресте, что не причинит ему вреда, и послав в качестве гарантов 2 епископов и монаха, не знавших о коварных планах царя. Феодора-Косара отговаривала мужа от поездки, но он, поверив обещаниям, отправился в резиденцию болг. царя на оз. Преспа в Македонии. Чтобы избежать обвинений в нарушении клятвы, Иоанн Владислав планировал убить И. В. по дороге и устроил ему засаду. Однако убийцы не смогли выполнить приказ, т. к. были напуганы видением ангелов, сопровождавших князя. Когда И. В. прибыл в царскую столицу, Иоанн Владислав послал убийц в храм, где молился святой. Узнав об истинных планах царя, князь упрекнул епископов и монаха за участие в обмане. Затем он исповедался, причастился, поцеловал крест и вышел из храма, чтобы не осквернять его кровопролитием. Возле храма он принял мученическую кончину.

http://pravenc.ru/text/469846.html

Когда Иоанн возвещал это и громко проповедовал о Господе, крепльшем, нежели он, то крестимые им противились Иоанну, говоря: „пророк, разве ты имеешь кого-либо, более крепкого, чем ты? Зачем ты клевещешь на самого себя? Ты – сын великого Захарии, ты и вожделен для людей, и страшен для диких зверей. Ужели ты имеешь кого-либо, более крепкого, чем ты? Что ты пустословишь? нет более крепкого, чем ты. Ты и родился согласно с обетованием, ты указан Гавриилом, ты явлен в алтаре, ты разрешил связанный Гавриилом язык родившего тебя, ты назван Иоанном, что обозначает благодать Божию. Итак, зачем ты клевещешь на самого себя? Ты не имеешь более крепкого, чем ты“. Иоанн же, как раб, свидетельствовавший в пользу Владыки, не допустив присвоения себе Божеского достоинства, громко отвечал противостоявшему народу, говоря: „вы говорите то, чего не знаете; я свидетельствую о том, что знаю. Идет креплий мене. Я – ради Того, Он – не ради меня; я – от неплодной, Он – от Девы; я – воин, Он – Царь; я – предтеча, Он – Небесный; я получил Духа заимообразно, Он доставляет жизнь всем людям; я – вестник покаяния, Он – Податель сыноположения; я крещу вас водою, предочищая вас, как сосуды, загрязненные грехами, – Он предложит миро благодати. Той вы крестит Духом Святым и огнем, не жгучим, но освятительным. Я привожу в движение язык увещания. Он несет лопату правосудия и снесет праведных, как спелый хлеб, в небесную житницу, а грешников и непокаявшихся предаст неугасимому огню, как мякину. Грядый же по мне креплий мене есть. Того ожидайте к себе, от Него примите совершенное крешение; я – светильник в некоторой части, а Он – Солнце повсюду. Грядый же по мне креплий мене есть. Когда Иоанн проповедовал это и подобное этому, крещенные им толпы народа ожидали, рассуждая друг с другом и говоря: „потерпим и посмотрим на имеющее прийти царство или блеск; Иоанн отягчил наши уши изумительными словами; он говорит, что явится креплий его, несущий лопату и огонь, и Духа». При этом, когда толпы народа нетерпеливо ожидали явления мирского царства, Иоанн увидел, что идет Господь всяческих и Бог; и вот, Господь в человеческом виде, один только, бедный, в одном хитоне, как один из всех людей, достигнув Иордана, наклонил голову пред Иоанном, желая получить Себе от него крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Начало общественного служения Господа нашего Иисуса Христа ( Ин.1:19–3:36 ) Приступая к истории общественного служения Иисуса Христа, считаем необходимым, прежде всего, заметить, что хотя историю эту передают нам все четыре евангелиста, но передают не по одному плану и не в одинаковом объеме. 138 Так, первые три евангелиста останавливаются, главным образом, на деятельности Господа в Галилее и считают началом ее заключение Иоанна Предтечи в темницу ( Мф.4:12 ; Мк.1:14 ; срав. Лк.4:14 ), Иоанн же Богослов изображает деятельность Господа преимущественно в Иерусалиме, главном городе Иудеи, и начинает свое Евангелие с самого первого момента вступления Иисуса Христа в общественное служение. На эту особенность Евангелия Иоанна, в сравнении с первыми тремя, обращено было внимание еще в глубокой древности. Вот что, например, пишет бл. Иероним: „Когда он (Иоанн) прочитал книги (Евангелия) Матфея, Марка и Луки, то одобрил текст истории и подтвердил, что они сказали истину, но (заметил), что они только изложили историю одного года, в который Иисус пострадал, после умерщвления Иоанна (Крестителя). Так как события этого года были рассказаны у трех первых евангелистов, то он (ап. Иоанн) рассказал о событиях предшествующего времени, прежде, нежели Иоанн (Креститель) был заключен в темницу, как может быть известно тем, которые внимательно читали книги четырех Евангелий. Это обстоятельство объясняет также несогласие, которое, по-видимому, существует между Иоанном и прочими (тремя евангелистами)». 139 Тоже самое, но еще определеннее и еще точнее высказывает Евсевий в своей Церковной истории (кн. 3, гл. 24): „Когда три прежде написанные Евангелия распространены были между всеми и дошли до Иоанна, то он, говорят, предпринял дать свое об их истинности свидетельство, кроме того только, что в тех писаниях не достает повествования о делах, совершенных Христом сперва и в начале проповеди. Это и в самом деле справедливо. Легко сообразить, что прочие три евангелиста, описав дела Спасителя, совершенные Им в течение года с того времени, как Иоанн Креститель заключен был в темницу, приняли только это за начало своей повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Отделение IV. Слова на освящение храмов 1. Слово по освящении храма Иоанна Предтечи, в Путивльском монастыре Будет бо велий пред Господем, и вина и сикера не имать пити. Лук. 1:15 . В сей обители, ревностью ее настоятеля и при помощи благотворителей, вновь построен храм, и ныне освящен в честь Крестителя Господня Иоанна. Это дает нам повод проследить размышлением те черты жизни Иоанна Крестителя, которые имеют близкое отношение к монашеству. Издревле он почитается первоначальником иноков и образцом. Обеты монашеские суть: нестяжание, воздержание и послушание. Иоанн Креститель до того был нестяжателен, что одежда его была устроена из верблюжьей шерсти, постелью для него служила голая земля, его жилищем – пустыня. Он питался пищей самою непитательною, диким медом и акридами, и совсем не употреблял пития, разгорячающего кровь и потемняющего рассудок. Воздержание свое довел он таким образом жизни до бесстрастия, пребывая равноангельным девственником. Послушание его было самое смиренное. Когда Христос шел к нему креститься, он ужаснулся, «како возложит руку раб на Владыку» 108 , но повиновался, видя, что Господь хочет сего. Не примером только своим Иоанн Предтеча предходит, чтобы в иноках уготовать Господу люди совершенны , но руководит их и своим покровительством. Впрочем, как о нем предсказано было, что он обратит ко Господу сердца многих, – следственно не всех, а способных и готовых: так и его благодатную помощь ощущают только те, которые избирают путь иночества не для земных целей, а для неба, ради спасения души. Сему подтверждением служат сказания из летописей иночества. Один подвижник, вопреки совету своего архиепископа, предпринял путешествие на Синай, и на пути заболел. Не могши идти далее, он близ Иордана нашел убежище в небольшой пещере. Ночью явился ему некто, и спросил: «куда ты идешь»? Старец отвечал: «на гору Синай». Явившийся советовал не ходить туда, но не убедил старца, и удалился. В следующую ночь повторилось видение, и на вопрос старца: «кто ты?» – явившийся сказал: «Я – Иоанн Креститель, и говорю тебе: не ходи, потому что эта небольшая пещера больше Синая. Сюда часто приходил Христос посещать меня. Останься здесь, и будешь здоров». – Старец согласился, и тотчас выздоровел; вскоре он устроил церковь , собрал братию, и основал монастырь. – Еще сказание: Один инок, ощущая в себе плотскую брань, хотел удалиться из монастыря. Является ему Иоанн Креститель, и говорит: «Терпи; я избавлю тебя от этой брани». Инок остался; но так как в тот монастырь приходили и женщины, то он, избегая соблазнов, вышел наконец оттуда. Невдалеке от обители является ему снова Иоанн Креститель и убеждает возвратиться. Видя, что инок колеблется, он трижды осенил его крестным знамением, и тот, возвратившись в обитель, не примечал более в женщине женщины 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Скачать epub pdf Схиигумен Иоанн Схиигумен Иоанн (в миру – Иван Алексеевич Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии в крестьянской семье. 28 мая 1901 года, получив благословение родителей, Иван Алексеев поступил в Валаамский монастырь и через пять лет, 21 декабря 1906 года, был зачислен в послушники. По прибытии в монастырь его отправили в скит преподобного Германа Валаамского. Здесь занимались земледелием и разводили скот. Ивану пришлось помогать в хлеву и на полях, к чему он с детства был приучен. Кроме того, он работал в сапожной мастерской и в пекарне, где пек просфоры. Так прошли четыре года в Германовском скиту. Потом Ивана призвали на военную службу. Четыре года служил он в стрелковом батальоне. После армии возвратился на несколько лет в деревню к родителям, а затем окончательно вернулся на Валаам. Сначала он работал в экономской конторе на главном острове. Но вскоре его отправили на послушание в Петербург, в Валаамскую часовню на Калашниковской пристани (ныне – Синопская набережная), где он пробыл два года. О пребывании своем в Петербурге отец Иоанн рассказывал: «Многомятежный сей град повлиял на меня вредно, и я, немощный духом, не смог вместить городской сутолоки, ибо мне приходилось закупать и отправлять на вокзал и пароход и принимать разные товары, какие требовались для монастыря». Но за святое послушание пришлось прожить в «многомятежном городе» еще два года. В июне 1910 года послушник Иоанн был пострижен в монашество с именем Иакинф. После многочисленных просьб отца Иакинфа вернуться в монастырь, игумен Маврикий разрешил ему покинуть Калашниковское подворье и переселиться на жительство в Ильинский скит. После трех с половиной лет скитской жизни он нес послушание буфетчика в монастырской гостинице, потом снова был переведен на Германовский скит псаломщиком, а затем, через восемнадцать лет с момента вступления в монастырь, по благословению игумена выехал в Предтеченский скит. Шесть лет продолжалась пустынническая жизнь в скиту. 19 октября 1921 года отец Иакинф был назначен настоятелем в обитель преподобного Трифона Печенгского на берегу Северного Ледовитого океана. Первые годы управления были тяжелы для нового игумена. Разница в устройстве иноческой жизни в Печенгском монастыре по сравнению с Валаамом давала себя знать. Тоска по родной обители, да и внутренние разногласия в монастыре, однажды заставили отца Иакинфа заявить братии, что он хочет уехать обратно на Валаам. Но уехать не удалось. Братия упросила его остаться, так и пришлось отцу Иакинфу еще восемь лет нести тяжелый крест настоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна Аудио      Память 29 августа/11 сентября Скачать (MP3 файл. Продолжительность 6:54 мин. Размер 5 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из рожденных женами и первый среди пророков. Еще во чреве матери младенец Иоанн взыграл от радости, когда к ней пришла Пресвятая Богородица, носившая в Себе Спасителя. Достигнув взрослого возраста, тот, которого весь мир не был достоин (ср.: Евр. 11: 38), удалился в пустыню и оделся во власяницу из верблюжьей шерсти, препоясанную кожаным ремнем, что означало властвование над всеми устремлениями плоти. Подобно новому Адаму, Иоанн вернулся к гармонии тварной природы, чтобы обратиться к Единому Богу. Он питался акридами и диким медом, его дух не тревожили заботы этого мира, и он предавался созерцанию. В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия (29 г. по Р.Х.) Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их принять Спасителя и призывая принести достойные плоды покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они – сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40: 3–5). Народ спрашивал, не он ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3: 16). Чистота святого Иоанна и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы. Святой Иоанн постоянно размышлял над словом Божиим и все блага этого мира считал второстепенными по сравнению с соблюдением Божественного Закона, сделав свою жизнь его совершенным воплощением.

http://pravoslavie.ru/55998.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010