Скачать (MP3 файл. Продолжительность 12:21 мин. Размер 8.9 Mb ) Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо: Имже бо вся соблюдаются, Словом, текущими струями омывшеся, прегрешений прежних убеже, пресветло измовено. Канон Богоявления. Песнь 8-я Творение преп. Иоанна Дамаскина Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С праздником! Сегодня день святого Богоявления – день воспоминания и нашего крещения. Сегодня день покаяния, ибо первое повеление, с каким вышел Иоанн Предтеча к народу, было: «Покайтесь!» Потому что покаяние – это всегда праздник, потому что это – обновление. После дня праздника Рождества по календарю прошло 12 дней, но в земной жизни Спасителя минуло 30 лет. Тайна этих лет покрыта молчанием у евангелистов – святых описателей жизни Спасителя, и покров этой тайны есть образ еще неявленности, неизвестности Христа всему миру. Это были годы смирения, ибо в послушании родителям земным и послушании воле Отца Небесного проведены были они Тем, Кто сказал о Себе: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Слышали мы сейчас слова из Евангелия приходящего к Иордану Христа: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15), а правда – это исполнение всех заповедей Божиих, по которым, в частности, на служение – и государственное, и религиозное – мог быть способен муж, достигший 30-летнего возраста (см.: Числ. 4: 1–3; Лк. 3: 23). И Спас мира начал Свое служение с послушного исполнения этой заповеди, потому что «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45); для того, чтобы нам быть примером, какое начало д о лжно полагать в любом деле. Как же свершилось Богоявление? По велению Божию, великий праведник и первый пророк Нового Завета Иоанн, проводивший от юности годы в пустыне в изнуряющем посте, вышел к народу для возглашения о скором пришествии Мессии, по-гречески «Христа», «Помазанника». Поэтому и именуется он Предтечей – провозвестником пришествия Христова. Крещение, которое начал совершать Предтеча, не было собственно его установлением. В законе народа израильского существовало крещение, омовение, которое очищало от телесной нечистоты тех, кто прикасался к умершему, вкушал запрещенное, общался с прокаженным. От греха воровства, блуда или другого преступления оно не освобождало (см.: Лев. 15: 5; 22: 4).

http://pravoslavie.ru/58871.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Навечерие Богоявления Лк., 9 зач., 3, 1–18 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. Рождение Иоанна Крестителя отмечено Божией славой, но его жизнь сокрыта от нас в пустыне до дня явления его Израилю. Проповедь Предтечи была одним из решающих событий человеческой истории. Потому и датируется она с такой точностью и торжественностью в Евангелии от Луки. Перед нами – панорама правителей той эпохи, начиная от Тиверия, второго после Августа римского императора, включая политическую организацию Палестины с ее тетрархами и кончая первосвященниками Анной и Каиафой. Служение Предтечи происходит на фоне всемирной истории, определяемой Римской империей, – в пятнадцатый год правления Тиверия, которое началось осенью 28 года по Рождестве Христовом. Истинность Евангелия может быть подтверждена даже этим конкретным указанием времени.

http://pravoslavie.ru/3928.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя по Богоявлении Мф., 8 зач., 4, 12–17 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. В Неделю по Богоявлении звучит краткое Евангелие от Матфея о том, как Христос приходит в Галилею, когда узнает, что Иоанн Предтеча взят и заключен в темницу. Начинается общественное служение Господа роду человеческому, и мы слышим первую Его проповедь. Когда она звучит? Когда до слуха Христа доходит весть о страданиях Его святых – большего из рожденных женами. До этого Господь не приходил в Галилею, Он давал возможность Предтече исполнить его служение – «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его». А теперь, когда Предтеча взят, когда восходит Солнце Правды – Христос – все звезды и луна исчезают. Перед нами – только Господь. Он приходит в эту землю, чтобы показать, что люди, которые внимают проповеди покаяния, никогда не бывают оставленными Богом. И когда у них отнимаются самые достойные мужи, Господь посылает других, еще лучших, или Сам приходит. Церковь Его никогда не бывает оставленной. Он приходит Сам, и напоминает слова Пророка: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». Этот свет называется великим, потому что исходит от Его благовестия. И он выше того света, который был прежде в Законе, открывающем естественное добро, жизнь по совести и стыду. Свет, который открывает Христос, – великий, все превосходящий свет. Он открывает глубины вечных тайн Божиих, и он далеко простирается, через все века. Он будет все ярче сиять, этот свет. То, что говорит Христос, – начало, заря нового дня, и она будет расти, пока не наступит день и не воскликнет Церковь: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» – до Пасхи Господней в судьбе каждого человека и в истории всего рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/3933.html

На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня Святая Православная Церковь светло празднует день отшествия ко Господу одного из первых Апостолов, одного из любимых учеников Христовых, святого Иоанна Богослова. Святой Иоанн, сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии, до своего обращения ко Христу был учеником Иоанна Предтечи. После же обращения ко Христу святой Иоанн никогда уже не отходил от Господа, потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете. Во время земной жизни Спасителя Иоанн в числе трех ближайших учеников Его удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, присутствовал при воскрешении дочери Иаира; на Тайной Вечере Господь открыл ему Своего предателя – Иуду. Проникнутый любовью к своему Господу и Небесному Учителю, Иоанн один из всех учеников стоял у Креста во время страданий Господних, и ему, как чистому девственнику, Господь со Креста поручил в предсмертные Свои минуты заботу о Своей Пречистой Матери. До Успения Божией Матери Апостол жил в Иерусалиме, а после Ее Успения – в городе Ефесе, где и проповедовал Евангелие Христово. За проповедь эту он был сослан сперва в Рим, где его подвергли пыткам. Когда же яд и кипящее масло не повредили ему, император Домициан сослал его на остров Патмос, где он и написал Апокалипсис, в котором изложена будущая судьба Христианской Церкви и всего мира. При добром преемнике Домициана, Нерве, святой Иоанн был освобожден и опять возвратился в Ефес, где и скончался мирно, едва ли не один из всех Апостолов. Кроме Апокалипсиса, им написано Евангелие и три соборных послания. Апостола Иоанна Богослова обычно именуют Апостолом Любви, потому что он преимущественно проповедовал взаимную друг ко другу любовь. Святой Иоанн, сам проникнутый глубокой любовью к жившим при нем христианам и ко всем христианам вообще, очень желал, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал заповеди о любви самое высокое значение и считал, что исполнения ее одной достаточно для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Объяснение соборных посланий святого Апостола Иоанна Богослова О первом соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова Писатель этого послания не называет себя по имени, но он говорит о себе так: «Возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, что жизнь вечная, которая была у Отца, явилась нам» ( 1Ин.1:1–2 ). Эти слова напоминают слова Евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). И вообще во всем послании виден повсюду тот же дух пламенной любви возлюбленного ученика Христова и тот же язык возвышенный, с теми же повторениями и противопоставлениями, какие замечаются в его Евангелии. Наконец, вся христианская история свидетельствует об Апостольском происхождении сего послания от святого Апостола и Евангелиста Иоанна. Святой Апостол Иоанн был сыном Галилейского рыбаря Зеведея, семья которого принадлежала к числу немногих истинных Израильтян, полных самых живых и горячих ожиданий Мессии. Кроме Иоанна у Зеведея был еще старший сын – Иаков. Юный Иоанн рано углубился всею душой в мир великих ожиданий Спасителя, и когда раздалось мощное слово Предтечи Господня о приготовлении пути Господу, то Иоанн сделался одним из первых учеников Предтечи. Слушая проповедь Предтечи, он горел желанием видеть Мессию. И вот желание его исполнилось. Когда Предтеча Господень, увидев грядущего Христа, сказал: «се Агнец Божий», тогда Иоанн тотчас пошел за Иисусом Христом, вместе с Андреем Первозванным, и пробыл с Иисусом Христом тот день. Когда вскоре потом Иисус Христос позвал за Собою Иоанна, то он, оставив отца и мать, стал повсюду следовать за Христом и сделался преданным учеником Его. И Господь не удалял от Себя Иоанна даже тогда, когда Он оставлял почти всех Своих учеников. Так, когда Господь преобразился на Фаворе, то здесь были с Ним только Петр, Иаков и Иоанн. Даже из сих учеников Господних Иоанн был любимейшим. На тайной вечери он возлежал на груди Христовой, и ему первому поведана была тайна предательства Христа Иудой. Он провожал Иисуса Христа в глубину Гефсиманского сада вместе с другими двумя избраннейшими учениками, но при крестных страданиях Христовых находился уже один, и за то удостоился великой чести быть названным сыном Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Пятый день. Поучение 1-ое. Св. Иона, архиеп. новгородский. (О пути ко спасению). I. Святый Иона, архиепископ новгородский, память коего совершается ныне, в мире – Иоанн, родился в Новгороде, в четырнадцатом столетии, и, оставшись с детства сиротою, был отдан в научение одному диакону. Он больше любил читать священное писание, чем играть с товарищами детства. Однажды мимо толпы мальчиков, в числе которых был Иоанн, проходил юродивый, Михаил клопский. Мальчики дергали его за одежду и бросали в него грязью; но Иоанн не принимал в этом участия. Тогда юродивый взял его на руки и сказал: «учись прилежно, Иоанн. Ты будешь архиепископом Новгорода». Предсказание сбылось. Достигнув совершенного возраста, Иоанн «решился вступить на путь спасения», по которому неуклонно шел во всю свою жизнь; скоро он постригся, под именем Ионы, в Отенском монастыре, в 40 верстах от Новгорода и, по смерти игумена Харитона, был избран в настоятели. А когда скончался новгородский архиепископ Евфимий, то Иона, прославленный благочестием, был избран в преемники ему. Сделавшись владыкою Новгорода, Иона ревностно служил благу церкви, давал всем равный и правый суд, защищал слабых и помогал бедным. Св. Иона 30 лет правил новгородской паствой и оставил по себе добрую память. Иона скончался в глубокой старости, в 1470 году, и погребен в Отенской обители, в церкви святого Иоанна Предтечи. Впоследствии его тело прославлено нетлением. II. Мы сказали, что св. Иона, достигнув совершеннолетия, вступил на путь спасения, по которому и шел неуклонно во всю свою жизнь. Чем же и как можно спастись и нам? а) Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой православной церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям, как то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей, и т. д. Если кто не повинуется церкви, если кто по духу противления или гордости отделился от церкви, если кто раскольник: то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося церкви с идолопоклонником: «аще кто церковь преслушает», сказал Он, «буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Матф. 18, 17 ). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол: а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня: твоим смирением». Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинился И. Христу. Истинное смирение – от послушания, сказал св. Иоанн лествичник , как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «был послушлив до смерти, смерти же крестныя» ( Филип. 2, 8 ). Без послушания церкви нет смирения; без смирения нет спасения, «смирихся, и спасе мя», сказал пророк (Пс. И14, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн Смирнов Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками. Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 году был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске отец Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 году митрой. В 1922 году из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения. По предложению директора краеведческого музея и члена церковного совета И.П. Перлова часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные и печатные книги были переданы на хранение в музей. В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь. Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительном заключении таким образом: «В Коломенский окружной отдел ОГПУ поступили сведения о том, что группировка церковников, бывших людей и торговцев распространяла среди населения города и деревни контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти и подготовляла массовое выступление против закрытия собора.

http://fond.ru/kalendar/738/ioann/

Скачать epub pdf 2. «Явился Иоанн, крестя в пустыне» Парадокс всех четырех Евангелий заключается в том, что «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия» начинается не с проповеди Иисуса Христа, а с проповеди другого лица. И формула, с которой Иисус начал Свою миссию, – Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ), – принадлежит не Иисусу. Ее автор – Иоанн Креститель ( Мф. 3:2 ), или Предтеча, с каким прозванием он вошел в историю Церкви. Иоанн – один из немногих героев Нового Завета, о котором мы имеем свидетельство от внешних ( 1Тим. 3:7 ), служащее дополнительным подтверждением его историчности. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет о нем: Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода. История Иоанна Предтечи достаточно подробно изложена в Евангелиях. О его рождении от священника Захарии и жены его Елисаветы повествует Лука ( Лк. 1:5–25 ). О его заточении в темницу и казни по приказу Ирода рассказывают три евангелиста-синоптика ( Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 3:19–20; 9:9 ). Их сведения в целом соответствуют приведенным словам Иосифа Флавия и дают некоторые дополнительные подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2 июля 1880 г. Предтеченский храм пострадал от удара молнии. Вот как об этом сказано в рапорте благочинного протоиерея Петра Успенского на имя епископа Иосифа: «2 июля, в четыре часа пополудни, при сильном громовом ударе молния ударила в купол церкви; здесь, разогнувши железное кольцо на каменной шейке, связующей купол с прочим корпусом храма, молния прошла вовнутрь церкви по железной цепи, на которой висит люстра. На люстре она разбила одну розетку и распаяла часть медного подсвечника, а затем перешла на левую сторону храма: воспламенила хоругвь, обожгла за клиросом икону, разбила и разбросала двухаршинную раму этой иконы, вырвала железную пластинку, связывавшую икону с клиросом, и сильно опалила, от верху и до низу, иконы, находящиеся за левым клиросом, к северным дверям; молнией обожгло также иконы, находящиеся и за правым клиросом, но сравнительно мало. Удар до того был силен, что от сотрясения его разбилось в мелкие частицы до пятидесяти стекол». Благодаря пожертвованиям гжатских купцов церковь была отремонтирована. Не оставляли они её и в последующие годы. В 1886 г. на помин души по завещанию купца Петра Ильича Богданова храму поступила 1000 рублей. В 1893 г. на ремонт церкви старостой купцом Василием Кузнецовым было израсходовано 400 рублей. В 1901 г. на ремонт храма купец Александр Иванович Боженов пожертвовал 500 рублей. 22 июня 1913 г. Гжатский градский благочинный протоиерей Иоанн Сеньковский донес Смоленской духовной консистории о крупном пожертвовании на нужды Благовещенского собора и его приписных церквей. Благочинный в рапорте написал следующее: «Умершая в апреле текущего года купеческая дочь Мария Николаевна Комарова, пред своею смертью вручила протоиерейской дочери Татьяне Успенской, для передачи церквам и причтам церквей города Гжатска, следующий капитал, заключающийся в билетах Государственной 4% ренты: по две тысячи рублей – в соборный Благовещенский храм и кладбищный Иоанно-Предтеченский на их содержание и украшение, три тысячи рублей причту соборной церкви, две тысячи рублей причту кладбищной Предтеченской церкви на вечное поминовение усопших рабов Божиих Марии и родственников её».

http://sobory.ru/article/?object=39707

Айн – Карем – Горний град Иудов Храм Рождества Иоанна Предтечи Из ближайших окрестностей Иерусалима русские паломники чаще всего посещают Айн- Карем – «Горний град Иудов», как называет его Евангелие. Это место рождения святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Поселок расположен на расстоянии 10 км к юго-востоку от Иерусалима. Сегодня это в черте города. Спустившись с горы, пустившись с горы Герцля, дорога начинает пологий подъем вверх, на первый хребет Иудейских гор. И почти сразу открывается справа живописнейшая панорама плодоносной долины Айн-Карема (само название означает в переводе с арабского «Источник в винограднике»). Это место памятно для православного читателя по трогательным событиям, описанным в Евангелии от Луки. Сюда пришла Богородица Мария, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить Свою двоюродную сестру Елизавету, здесь воспела Свой знаменитый гимн «Величит душа Моя Господа». Здесь, под горой, доныне бьет чтимый даже и мусульманами источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева... На месте дома праведных Елизаветы и Захарии, где родился Предтеча, еще в византийские времена был воздвигнут храм. Русский паломник XII в. игумен Даниил уже застал здесь то ли монастырь, то ли замок, построенный крестоносцами: «Есть место то городом отделано каменным, и церковь над пещерою, где родился Иоанн Предтеча». После изгнания крестоносцев церковь была обращена мусульманами в конюшню, но, несмотря на это, даже по прошествии более трехсот лет стены храма были совершенно целы и раз в году, в праздник Рождества Предтечи, здесь совершалось католическим духовенством богослужение. В 1621 г. представитель францисканского ордена, Фома из Наварры, убедил местных правителей уступить место рождения Крестителя францисканцам. Назначенный в Иерусалим новый, легко поддавшийся подкупу кадий (судья), призвав к себе мусселима (иерусалимского градоначальника), муфтия (церковного главу) и других виднейших представителей администрации, прибыл в Айн- Карем, осмотрел развалины и, сидя на мягком диване, под тенью олив и смоковниц, меж кустами роз, у «Источника Марии» (он существует и сейчас), начал свой суд. Он призвал Фому с несколькими монахами и в их присутствии объявил, что, конечно, лучше возвратить это место, посвященное столь чтимому и великому пророку, христианам, чем быть в нем конюшне, а потому он и отдает эти развалины с прилежащим участком земли в вечное владение францисканцам – с обязанностью выстроить для жителей особую конюшню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010