Закрыть itemscope itemtype="" > Его спасли работа и Иоанн Предтеча 17.12.2015 863 Время на чтение 4 минуты Известный режиссёр и продюсер Эдуард Бояков - о вере, священстве и новых проектах Автор таких культурных событий, как театральная премия «Золотая маска» и создание театра «Практика», Московский Пасхальный фестиваль, Эдуард Бояков говорит, что вопросы веры его сегодня волнуют больше творчества. Священник и художник служат вместе - В последнее время вера занимает в вашей жизни всё больше места? - Да. Я недавно пришёл к воцерковлению. Хотя много лет считал себя христианином и как художник давно работаю с религиозными текстами и музыкой. С мессами, кантатами Баха, Монтеверди. Я пришёл к вере из культуры, из искусства, из поэзии, из увлечения словом. А христиане - это дети Слова. Вообще, вера и культура близко стоят. Творчество - это служение культу и, конечно, не во всём, но во многом похоже на служение священника. - Не случайно культ и культура - однокоренные слова... - Конечно. Священник и художник вместе служат, просто на разных берегах. Священник всё-таки от имени Бога протягивает руку в мир, а художник от имени мира - вверх. И в этом отношении мы делаем одно дело. - Знаю, что среди ваших друзей есть священники. После прошлых гонений это сословие сегодня возрождается. Что оно значит для общества? - Это счастье и надежда для нашей страны. И кто, если не они? Ваша газета называется «Крестовский мост». Вот священник и есть этот мост, который горнюю и мирскую области соединяет. Настоящий священник, я думаю, прекрасно понимает, что он приносит свою чистоту в жертву, когда выходит в пространство, в котором действуют энергии этого мира, вот этой «жести», как говорит молодёжь. Он дышит этим воздухом. И в этом отношении избрать себе монашеский путь, может быть, легче. Хотя там свои искушения и свои проблемы. Православие для нашей страны - это скелет, который собирает эту огромную территорию и удерживает от распада. Это не бегство из социума, как часто говорят о православной вере. Это бегство от пустой жизни к смыслу. Возвращение к себе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Закрыть itemscope itemtype="" > Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Память 11 сентября 10.09.2022 563 Время на чтение 4 минуты Святой Иоанн Креститель, день усекновения честные главы коего мы ныне празднуем, еще при жизни своей заслужил общую любовь и уважение, так, что даже царь Ирод боялся его, зная, что он муж праведный и святой, и многое делал, слушаясь его (Мк. 6, 20). Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его - Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ее, незаконную ее связь с Иродом: ибо Иоанн говорил Ироду, не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устроил пир для своих вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины и нецеломудренною пляскою своей старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ее пляску с клятвою обещается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего ж она просит? Наученная своей нечестивою матерью, она говорит: хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя. И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невинного ради необдуманного обещания и безумной клятвы, дает приказ принести главу Иоаннову на пир. Посланный отсек ему голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери своей. Итак, пир пьяных людей закончился смертью великого праведника! Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство, не обходится без печальных последствий. И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры этого являются нам и в Священном Писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различной скверной.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/10/...

Иоанн Предтеча: Предшественник новой жизни Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. 6 июля, 2010 Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. Это о нем Христос сказал: «… из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » (Мф. 11: 11, ср.: Лк. 7: 28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил цветистых речей, как Исайя. Почему же он оказался «больше» их и в каком смысле можно понять это «больше»? На стыке Заветов Церковь тоже принимает этот масштаб, посвящая Иоанну целый ряд праздничных и постных дней: зачатие (6 октября по новому стилю); рождество (7 июля); усекновение главы (11 сентября); первое и второе обретение главы (8 марта); третье обретение главы (7 июня), не говоря уже о перенесении десницы с Мальты в Гатчину при императоре Павле (25 октября, сегодня эта святыня находится в черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции). Наконец, его память, т. н. «собор», отмечается и в день после Крещения (20 января). Под именем пророка Яхьи почитают его и мусульмане; особую роль отводили ему в своем богословии самые разные религиозные учения и секты древности – например, гностики и манихеи. И даже знаменитое празднество Ивана Купала (его отмечают далеко не только на Руси) в церковном календаре не что иное, как день рождества Иоанна, хотя здесь наверняка старинные языческие обычаи в сознании народа просто соединились с датой христианского праздника. Иоанна считали и считают своим небесным покровителем многие общины, города, провинции и корпорации — например, канадский Квебек и Мальтийский рыцарский орден, а с ним и все островное государство Мальта.

http://pravmir.ru/predshestvennik-novoj-...

Истина дороже всего. Беседа о спасении Схождение Благодатного огня в Иерусалиме Когда Господь Иисус Христос говорил о цели Своего пришествия на землю, то Он больше всего подчеркивал то, что пришел творить не Свою волю, а пославшего Его Отца. Так мы прямо и читаем в Евангелии — в том месте, где Господь сказал: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6, 38). А об этой воле пославшего Его Отца Он в другом месте говорит, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Мы знаем, что когда сын Божий воплотился и пришел на землю, то Он, во-первых, даровал людям Свой Божественный свет — свет Своего учения, ибо люди блуждали во тьме; даровал пример Своей чудесной жизни и сказал апостолам на Тайной Вечери: «Я дал вам пример, чтобы, как Я поступал, так и вы поступали» (см.: Ин 13, 15). Творил чудеса, исцелял, благотворил и звал людей ко спасению. Но этого мало. Нужно было еще сделать то, о чем когда-то сказал Иоанн Предтеча, когда Господь Иисус Христос после сорокадневного искушения снова пришел к водам Иордана. Увидев Его, Иоанн Предтеча сказал своим ученикам: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29). Отсюда мы видим, что Иоанну Предтече был открыт истинный смысл и назначение пришествия Сына Божия на землю. Нужно было людей освободить от тяжести греховной, и для этого-то Господь Иисус Христос и пришел. В Евангелии мы видим много мест, где говорится о том, как Господь осуществлял это дело, которое Он принял на Себя. Когда-то, беседуя с теми, кто Его слушал, Он сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12, 49–50) Какое это было крещение, мы знаем из Евангелия. Апостолы, которые слышали эти слова, могли бы Ему сказать удивленно: «О каком крещении Ты, Учитель, говоришь, когда Ты уже крестился от Иоанна?» Но то было водное крещение, а Спасителю предстояло кровавое крещение в Его искупительных страданиях — крещение кровью.

http://pravoslavie.ru/3229.html

К великому делу служения Своего спасению рода человеческого от власти диавола Спаситель наш Иисус Христос приготовлялся в глубокой тиши и безвестности. Малый и незначительный город Галилейский – Назарет, где Он жил со Своею Пречистою Матерью в доме Иосифа-древоделя 1 , Своего попечителя, был для него местом приготовления. И св. Евангелие изображает это время в таких кратких словах: Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бы на нем. И бы повинуяся има (Иосифу и Марии – Матери). И Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек. ( Лк. 2:40, 51–52 ). В такой безвестности и безмятежии (только на 12-м году Своей земной жизни явил Он знамение призвания Своего – ( Лк. 2:41–51 ) пробыл Он до 30-го года жизни. Теперь наступило время, и Он имел право законное выступить на дело служения, как учитель народный. В это время в стране Иорданской проповедывал Иоанн (сын Захарии и Елизаветы), названный Предтечей Господним, и призывал всех к покаянию, как необходимому условию для вступления в имеющее открыться царство Божие. И многие приходили, и принимали от него крещение покаяния, и предуготовлялись к принятию Грядущего (т. е. Иисуса). Видя это, многие размышляли и недоумевали об Иоанне: еда той есть Христос? – Но он ответом своим разрешил это недоумение: аз убо водою крещаю вы: грядет же креплий мене, емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу его: той вы крестить Духом святым и огнем: ( Лк. 3:15–16 ), и этим указал, по особому откровению Свыше, на высокое значение Иисуса. А между тем, среди других, грядет на Иордан к Иоанну и сам Иисус, чтобы принять крещение и прикосновением к водам Иорданским Своего пречистого естества освятить их во освящение людей. Иоанн никогда не видел Спасителя, но Духом Святым открыто было, что тот, на кого при крещении сойдет Дух, и есть Христос. Трепет и благоговейный страх объемлет Крестителя при виде Грядущего к нему для крещения, да водам освящения дар подаст и всякого человека ко крещению приведет, и он в изумлении говорит: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Се Агнец Божий, вземляй грехи мира... и аз неведах Его, но да явится Израилеви ( Ин. 1:21, 31 ). Но воля Бога Отца должна была притти к своему исполнению. Выразительно воспевает это св. Церковь в своих песнопениях: «Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею и трепещет, рукою показует Его и глаголет людем. Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления…. Зовет и вопиет брение Зиждителю: что ми повелеваеши, яже выше мене? Аз требую Твоего Крещения“ (стих. на Г. воззв.). «Трепетен бысть Предтеча, и возопи глагола: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку?“ (ст. на освящ. воды).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Краткое повествование Евангелия ( Лк. 1:39–56 ) о посещении прав. Елизаветы Богоматерью кратко выражалось и в памятниках искусства. Внутренняя сторона события нередко обсуждалась восточными и западными писателями, но его внешняя обстановка известна очень мало; даже апокрифические источники, склонные к описаниям внешней стороны евангельских событий, не внесли сюда более или менее заметных особенностей. Ни существенный характер события, ни отношение к нему церковного сознания не благоприятствовали развитию его иконографических форм. Как в древнейших, так и в позднейших памятниках византийских и русских художники передают главным образом текст Евангелия: «и вниде в дом Захариин и целова Елисавет». Встреча св. жен – основная черта этого сюжета. На саркофаге равеннском V в. 465 , на золотом медальоне оттоманского музея V-VI вв., найденном в Адане в Киликии и имеющем сиро-палестинское или египетское происхождение 466 , и на парижском авории V-VI вв. в галерее Мазарини 263 467 Богоматерь и прав. Елизавета стоят одна против другой и беседуют. Но основной признак византийских изображений начиная с VI в. составляет объятие и даже целование Богоматери с Елизаветой. Древнейшие примеры этого типа – на равеннской кафедре Максимиана 468 и на ампуле Монцы 469 (рис. 23). Богоматерь и Елизавета представлены здесь обнимающимися; кроме того, на первом из этих памятников композиция дополнена изображением арки, означающей дом Захарии, и двух мужей – одного с ларцом в руке, другого с посохом. Первый из них – Захария, а ларец – ладанница, известный атрибут ветхозаветного священства и новозаветного диаконства; с подобным же ларцом изображается Аарон в лицевых индикопловах 470 . Второй – Иосиф; посох в его руках – эмблема путника, каковым является Иосиф в данном случае. Присутствие Иосифа здесь не оправдывается ни Евангелием, ни преданием; тем не менее его видим здесь и на других памятниках. Самое простое объяснение этого явления заключается в том предположении художников, что Иосиф должен был, по обязанности обручника, сопровождать юную Марию в ее путешествиях. В описании Хориция Елизавета припадает на грудь Богоматери и хочет пасть на колени, но Св. Дева удерживает ее. В парижском кодексе Григория Богослова 510 471 Богоматерь и Елизавета в палатах обнимаются: первая в лиловой одежде, вторая в желтоватой. Надпись: « σπασμς». В греческих псалтирях встреча Богоматери с Елизаветой служит конкретным выражением пророчественной мысли, заключенной в словах: «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» ( Пс. 84:11 ) 472 . Правда – Елизавета, от которой родился Иоанн Предтеча – проповедник оправдания; мир – Богоматерь, от которой родился Примиритель. В них сошлись Ветхий и Новый заветы; наступило примирение правды и мира. Для яснейшего выражения мысли в миниатюрах псалтирей – барбериновой и британской – над палатами, где происходит целование, изображены в виде детей Спаситель и преклоняющийся перед Ним Иоанн Предтеча (рис. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА Свящ. Сергий Булгаков и Ю. Н. Рейтлингер. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Свящ. Сергий Булгаков и Ю. Н. Рейтлингер. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. (Рейтлингер Юлия Николаевна; 1898, С.-Петербург - 1988, Ташкент), инокиня; принадлежала к числу ярких мастеров иконописи XX в. рус. зарубежья. Род. в семье обрусевших нем. баронов Рейтлингеров. Отец Николай Александрович, экономист по образованию, активно интересовался духовно-религ. исканиями нач. XX в. Мать Лидия Николаевна (урожд. Гонецкая) воспитывала 4 дочерей в атмосфере религиозности. И. вспоминала о посещении служб в «небольшой домовой церкви при Музее Александра III (ныне ГРМ.- Ред.), в которую попадать надо было какими-то длинными коридорами с чудесным запахом масляных красок,- там же первая исповедь, первое говенье на Страстной неделе». Прор. Иоанн Предтеча. Икона. 1946 г. (мон-рь Покрова Пресв. Богородицы в Бюсси-ан-От, Франция) Прор. Иоанн Предтеча. Икона. 1946 г. (мон-рь Покрова Пресв. Богородицы в Бюсси-ан-От, Франция) Обнаружившая способности к живописи Рейтлингер по окончании 8 классов гимназии в 1916 г. была определена в «4-й (головной) класс школы Общества поощрения художеств (минуя скучные гипсы)», через полгода ее перевели в 5-й и к весне - в 6-й класс. Т. о., систематическое начальное художественное образование, прерванное революцией в России в 1917 г., свелось к году обучения. Стремительное продвижение от класса к классу было возможно благодаря успехам Рейтлингер в живописи. Изгнание из рая. Роспись ц. вмч. Иоанна Воина в Мёдоне, Франция. Нач. 30-х гг. XX в. (Б-ка фонд «Русское Зарубежье») Изгнание из рая. Роспись ц. вмч. Иоанна Воина в Мёдоне, Франция. Нач. 30-х гг. XX в. (Б-ка фонд «Русское Зарубежье») Летом 1917 г. сестры Рейтлингер уехали в Крым, позднее к ним присоединились родители. В 1918 г. в Крыму состоялось знакомство Рейтлингер с ее буд. духовным наставником свящ. Сергием Булгаковым , к-рого она сопровождала до конца его дней († 1944).

http://pravenc.ru/text/471579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА [Греч. Μρθα] († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца . Почитание М. сложилось не под влиянием святости ее сына, а стало результатом ее собственной духовной жизни. При этом в описании благочестивой жизни М. в миру нет никаких аскетических крайностей, хотя она искренне стремилась угодить Богу. Особую роль в жизни М. сыграло покровительство св. Иоанна Предтечи, неоднократно являвшегося ей в видениях. Житие М. (BHG, N 1174) лишь бегло касается раннего этапа ее жизни и посвящено гл. обр. событиям, предшествующим ее кончине, затем описаны перенесение ее мощей из Антиохии на Дивную гору и чудеса при гробе святой. Поскольку Житие М. было написано немного позже Жития прп. Симеона (BHG, N 1689), то, возможно, это было сделано преднамеренно, т. к. сведения о происхождении М., ее вступлении в брак, чудесном предвозвещении о рождении сына и его воспитании уже были подробно изложены в Житии прп. Симеона. Считается, что автором Жития М. был один из учеников прп. Симеона. М. происходила из Антиохии, из благочестивой христ. семьи. Ее родители захотели выдать дочь замуж за юношу Иоанна из Эдессы, но она, желая вести девственную жизнь, не соглашалась вступать в брак. М. пошла в ц. св. Иоанна Предтечи в пригороде Антиохии и горячо молилась Господу, прося устроить все так, как было бы спасительнее для нее. М. было видение, в к-ром ей велено было подчиниться родителям и вступить в брак. Выйдя замуж, М. стала образцовой супругой. Она часто приходила в ц. св. Иоанна Предтечи и молилась о рождении сына, которого хотела посвятить служению Богу. Однажды во сне М. явился св. Иоанн Предтеча и сказал, что ее молитва услышана и она родит великого подвижника Симеона. В знак благоволения Божия св. Иоанн Предтеча дал М. кадило с благовонием. Проснувшись, она увидела в руке кадило, от к-рого исходило «неизреченное благоухание».

http://pravenc.ru/text/2562506.html

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 4. НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 4. Подобен: Званный свыше: Подобен: Свыше призванный: Из неплодныя родился еси утробы,/разрешивый неплодие сердец наших/и благочадие в вере же и истине,/душам неплодным слово даруя,/славный Предтече пришествия Христова./Глас Слова благознаменитый,/покаяния прознаменатель велегласный,/ветхаго же и новаго Божественный ходатай,/яве познаваемь,/егоже рождество любовию празднуем, веселящеся. Из неплодного чрева рожден/ты, прекративший бесплодие сердец наших/и благочадие в вере и истине – слово/душам бесплодным дарующий,/славный Предтеча пришествия Христова./Как глас Слова благоприятный,/покаяния предвозвеститель громогласный,/Ветхого и Нового Заветов Божественный посредник,/ясно познается, тот, чье рождество/мы с любовью празднуем радостно. Упитанный ныне воздержания телец/от неплодныя родися,/показуя нам от Девы Отроковицы Агнца рождена/и мира вземлющаго согрешения./Горлица пустынелюбная яве возсия,/Божественную весну возвещающая,/имже преста безбожия зима лютая/и Жениха друг искренний/светло прииде Иоанн,/моля спастися душам нашим. Ныне воздержания упитанный телец/от неплодной родился,/показывая нам Агнца,/от Девы-Отроковицы рожденного/и подъемлющего мipa согрешения./Горлица пустыннолюбивая ясно показалась,/являя Божественную весну,/с которой прекратилась безбожия зима тягчайшая./И Жениха друг искренний/открыто прибыл – Иоанн,/ходатайствуя о спасении душ наших. Иже по Божественному рождься обетованию,/егда пречудный и великий Архангел/в церкви родителю твоему молящуся/благовествова твое рождение,/тогда не верующу и прекословящу священнику,/якоже пишет,/безгласие Гавриил наведе и оглохновение, даже до рождества./Ты же, Предтече, от отца рождься,/соуз языка свободил еси, блаженне,/и молишися о всех нас. По Божественному рожденный обетованию,/когда всевеличайший и божественный Архангел/молящемуся в храме твоему родителю/благовествовал о рождении твоем./Тогда на не поверившего и противоречившего священника, как написано,/Гавриил навел безмолвие и глухоту,/до самого рождества твоего./Ты же, Предтеча, родившись,/отца от уз языка освободил, блаженный,/и ходатайствуешь за всех нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление 20 мин., 16.01.2019 Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010