1. Для нас, возлюбленнейшая братия, потребно исследование, почему Иоанн Пророк, – и более нежели Пророк, который указал на Господа, грядущего ко крещению в Иордане, говоря: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин 1.29 ), который, рассуждая о своем ничтожестве и о могуществе Божества Его, говорит: «приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» ( Ин 3.31 ), – почему, находясь в узилище, посылая учеников, он спрашивает: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» – как будто не знает Того, на Кого указывал, и не ведает, Он ли есть Тот Самый, о Ком проповедью, крещением и указанием свидетельствовал? – Но этот вопрос решается скоро, когда обращается внимание на время и порядок событий. Стоя при водах Иорданских, он утверждал, что (Иисус) есть Искупитель мира, а заключенный в темницу, спрашивает: «Он ли есть грядущий?» Не потому, будто сомневается, что Он есть Искупитель мира, но спрашивает для того, чтобы знать, Он ли есть Тот, Который Сам Собой пришел в мир, Сам же Собой низойдет в узилища адовы. Ибо Кого он, предшествуя, возвещал миру, Тому, умирая, предшествовал и во ад. Итак, говорит: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» – Ясно говорит он как бы так: «Так как Ты имел снисхождение родиться для людей, то внуши, сделаешь ли Ты снисхождение и умереть за людей, для того, чтобы я, бывший предтечею рождения Твоего, был также предтечею смерти и во аде возвестил о Тебе грядущем, о пришествии Которого возвестил уже миру». Почему и, прозревая это, Господь, по исчислении чудес Своего могущества, тотчас дает ответ и на вопрос об уничижении Своей смерти, говоря: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». При виде таких знамений и таких чудес никто не мог соблазняться, но разве удивляться. Но ум неверующих перенес на Него важный соблазн, когда, и после таких чудес, увидел Его умирающим. Поэтому и Павел говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор 1.23 ). Ибо для людей казалось безумием, чтобы за людей умер Виновник жизни; и человек принял против Него соблазн оттуда, откуда долженствовал бы заимствовать еще большее побуждение быть должником. Ибо тем с большим благоговением люди должны чтить Бога, чем более уничижения Сей принял за людей. Итак, что значат слова: «блажен, кто не соблазнится о Мне», если не ясное выражение, указующее на поносную смерть Его и уничижение? – Ясно говорит Он как бы так: «Хотя Я творю дивное, однако же не отрекаюсь претерпеть поносное. Поскольку же умирая Я следую за тобою, то людям, которые благоговеют перед знамениями, надобно очень остерегаться того, чтобы не презирать смерти во Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Беседа 24. «Горе вам, книжники и фарисеи!» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, 23-я глава. Рассмотрим две темы: 1) «Горе вам, книжники и фарисеи!» (13–36); 2) Судьба Иерусалима (37–39). Самозванцы от святости 363  – такими были книжники и фарисеи. Они занимались имитацией праведности и святости. Святость на языке библейского иврита означает «посвященность», «отделенность» и «отличие», но в действительности они мало чем отличались от обычных людей, скорее даже, в чем-то проигрывали им (те, по крайней мере, не лицемерили и ничего из себя не воображали). И все же Христос, обличая их, как мы увидим далее из толкования Оригена , искал для них покаяния. Из текста адресованных им «проклятий» видно – на это обращают внимание и истолкователи, – Сын Божий как бы ставит их между горою Гаризим (гора благословения), и горою Гевал (гора проклятия), возвращая их во времена вхождения в Землю Обетованную ( Втор.27:11–26; 28, 1–68 ). Неслучайно и Иоанн Креститель начинает проповедь в пустыне, они (Христос и Предтеча) таким образом напоминали Израилю о лучших временах их истории. Очень важно, когда человек находится на грани нравственного коллапса, предложить ему вспомнить и о более лучших временах, какие он переживал в своей жизни. Тем более что ветхозаветные тексты неоднократно настаивают, что еврей должен переживать славные события своих предков, как свои собственные, произошедшие с ним самим. И Христос, чередуя слова: «горе вам… горе вам… горе вам», возвращает слушающих в прошлое на полторы тысячи лет, как некогда между горами Гаризим и Гевал чередовалось: «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир… Проклят злословящий отца своего или матерь свою… Проклят нарушающий межи ближнего своего… Проклят, кто слепого сбивает с пути… Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь» ( Втор.27:15–19 ). А с другой стороны, с горы благословения Гаризим звучало: «Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих… Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих… благословит тебя на земле» ( Втор.28:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 23 О покаянии, которое в смертный час уже не принесет пользы Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небес, – так говорит божественный Иоанн Предтеча в Евангелии от Матфея. И ниже сказано: Уже секира лежит при корне деревьев. Всякое дерево, не творящее добрый плод, вырубался и бросается в огонь. Думаем, что написанного достаточно, чтобы умилилось даже самое жестокое сердце и пришло к покаянию. Но некоторые невежды откладывают на потом. Они говорят: «Пусть пройдет еще немного времени, и тогда мы вернемся на правильный путь». О, безумие! Сегодня им представляется трудным отбросить грех, а «со временем» им должно стать легче? Это одно из коварных изобретений беса: оттянуть время, пока не придет смерть, и ты не умрешь нераскаянным. Подумай, несчастный, над заблуждением, исходящим от змия, и пойми истину. Если сегодня тебе кажется трудным покаяться, как ты сможешь это сделать в будущем, непрерывно находясь в грехе? Как ты его оставишь, когда привык ко злу? Естество твое уже расслабилось, бес имеет над тобой большую силу, а ты все дальше отдаляешься от Бога. Неужели тогда тебе будет легче вести добродетельную жизнь, живя среди стольких трудностей, делая грех? Чем сильнее ты грешишь, тем больше делаешь шагов в сторону от пути добродетели. – И разве тебе будет легко вернуться на него, уйдя на расстояние стольких дней? Такой предлог, несомненно, исходит от отца лжи, который никогда не говорит правду. Человек, втыкающий в доску гвоздь, когда бьет по нему молотком, крепче вгоняет его. Так и мы всякий раз, когда грешим, укореняем грех в нашей душе все глубже, как гвоздь под молотком, а затем его очень трудно оттуда выдрать. Мы знали некоторых стариков, потративших юность на лукавые деяния, но и старость их также была замарана невоздержанностью прежней жизни. Пусть даже старость не требует греха, и самой ее природе он уже отвратителен, но оба состояния бывают побеждаемы тиранической силой «злого обычая» (дурной привычки). Эти наклонности не имеют предела их завершения, не излечиваются. Привычка уже укоренилась и стала природой, стала инстинктивной и внутренней, дойдя до мозга костей. И только смерти под силу ее исцелить и вырвать с корнем. Это и обозначил Господь в поднятии четверодневного Лазаря, ожившего с великим шумом (а других Господь восставлял с легкостью), чтобы нам дать знать, сколь дивно, когда воскресает умерший много дней назад и уже смердящий, то есть давно привыкший ко греху. Согласно Августину, четыре дня можно считать так: (1) наслаждение от греха; (2) допущение греха; (3) совершение греха; (4) привычка ко греху. Кто дошел до этих пределов, он и есть четверодневный мертвый. Он не сможет восстать иначе, кроме как сильным голосом учителей и слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

До сих пор никто еще не оспаривал того, что св. Предтеча и Креститель Христов Иоанн был предан на усекновение по повелению нечестивого Ирода Антипы. Но вопрос: где кроется истинная причина этого, в сущности невозможного события, в ученой литературе принадлежит к числу открытых и нерешенных. Пока главное дело в том, что, кроме Евангелия, о мученической кончине св. Крестителя рассказывает еще иудейский историк И. Флавий. И в то время как евангельское повествование о ближайших обстоятельствах этой кончины за главную виновницу поставляет Иродиаду, Флавий весь почин и всю вину переносит безраздельно на Ирода; прикрывается в этом случае авторитетным доносом всего подвластного Антипе народа, и ни единым словом не упоминает ни о пире, ни о «плясавице», ни о внушении, которое сделала ей Иродиада относительно предмета просьбы, исполнение коей заранее было обещано четверовластником. Таким образом, если и на Евангелие в данном случае также смотреть как на исторический документ, то оказывается, что в рассуждении поставленного на вид события первоисточники представляют сведения, разногласящие до прямого противоречия. В каком направлении пользуется этим разногласием отрицательная рационалистическая критика, это само собой понятно каждому, кто имеет общее представление о ее тенденции. Для дела важно, что так называемые «гармонизаторы», стараясь согласить данные первоисточников, далеко не достигают такого успеха, какого бы заслуживали их примирительные попытки в принципе. Не говорю о том почтенном экзегете, который настаивает на полной возможности примирения, но не показывает, как, однако провести его на деле 1 . Если Гаусрат в живом рассказе события умеет сопоставить оба источника – первую половину картины нарисовать в духе объяснения Флавия, а для второй воспользоваться полнотой живых подробностей, указываемых и подразумеваемых Евангелием 2 , то ведь каждый видит, что в противоположность первоисточникам у него являются два одинаково ответственных виновника, а не то, чтобы один был только ослепленным орудием – как это по Евангелию, или другая была совершенно непричастна злодеянию – как это по Флавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О чем же говорил старец Паисий? Об эксплуатации мнения преподобного Святогорца в пропаганде против вакцин 20.01.2022 4747 Время на чтение 6 минут Фото: из архива автора Мой друг, священник одного из пригородных храмов Санкт-Петербурга, о. Павел вовсе не «топит» за вакцинацию, но и не настаивает на ее всеобщей обязательности, считая, что вакцина это просто лекарство, которое никакого отношения к духовному деланию не имеет. О. Павел уверен, что пандемия – это Божие посещение развратившихся народов и нашего народа в том числе. И лечится она не столько и не только вакциной, но отвращением людей от греховной жизни и покаянием, к которому еще призывал Господень Предтеча Иоанн Креститель почти две тысячи лет назад. «Пусть тот, у кого есть возможность выбора сам его, и делает, – говорит о. Павел, – ибо решает же сам человек – принимать ли ему антибиотики, или нет, делать ли обезболивающий укол перед лечением больного зуба, переходить дорогу на красный свет, или ждать света зеленого». «Хотя, – замечает он, – иногда выбора-то и нет – например, в армии и на флоте или в спецслужбах. Там все вакцинированы и всплесков болезни, а тем более смертности практически не наблюдается». Да и трудно представить, что может произойти с боеготовностью, если например, в ракетный дивизион, находящийся на боевом дежурстве, или на военный корабль с экипажем в пару тысяч человек эта зараза проникнет, не встретив никакого противодействия. Мне, например, совершенно не верится в то, что Министр обороны и Президент, как Главнокомандующий, решили истребить собственную армию, спецслужбы и флот полностью подвергнув в приказном порядке личный состав вакцинации от этой болезни. А ведь из логики противников вакцинации именно такой вывод и напрашивается. И если рассматривать нашу страну, как поле боя, то может обязательность в этом случае и необходима. Но такое решение должна принимать светская власть, а не духовная. Сам о. Павел вакцинировался несколько месяцев назад и, имея по тесту на антитела показатель в четыре тысячи ВАИмл, жил себе спокойно и служил Богу ревностно.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/20/o_...

Из недр глубокой пустыни, из жизни отрешенной, Ангелоподобной воззванный на великое дело приуготовления растленных неправдами людей к новому благодатному царству Мессии, Иоанн видел пред собою одних грешников, требующих поправления и очищения; потому проповедовал всем покаяние, и в проповеди своей незнал лицеприятия. Указывая на холодные камни, лежавшие на берегу Иордана и бесплодные дерева этим подобием, изображал холодность и бесплодие духовное приходивших к нему на крещение. Покайтеся, взывал он с необыкновенным одушевлением и силою, покайтеся: перемените ваши мысли, ваши чувствования, ваши расположения, ваши поступки и действия и благодатною переменою уготовьтесь. Приближибося царствие небесное ( Мф. 3:2 ). Вы Иудеи, народ избранный, давно ожидаете обетованного Избавителя, вот Он идет, идет в след за мной, Он уже среди вас. Вы Его не знаете, и я незнал Его. Ho Пославший меня крестить водою дал мне знамение узнать Его: на кого увидишь, сказал Он мне, Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым; и я видел Его, видел чаяние и избавление ваше, видел и свидетельствую, что это утеха Израилева, Царь душ, Сын Божий ( Ин. 1:20, 33–34 ). Итак, уготовьте путь грядущему Господу, Избавителю, исправьте стези Ему. Он идет воцариться в вас. Царство Его приблизилось. Но царство Его не земное, не человеческое, a царство Божие, царство духовное, царство правды, мира и радости о Духе Святом. Посему уготовьте путь Ему: всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится: и будут стропотная в правая, и острии в пути гладки ( Лк. 3:5 ). Уготовьте путь грядущему в сердца ваши, попекитесь приготовить себя к принятию Его так: долы греховного унижения возвышением мыслей подымите горе, горы и холмы надмения чувством смирения низложите долу; неровности сердечные и кривизны порочных дел исправьте и обратите в правоту добра. Так Предтеча Спасов, уготовляя Ему покаянием путь в сердца человеческие, все неправое в мыслях, превратное в расположениях, порочное в нравах, преступное в действиях обнажал, обличал, исправлял, дабы дать людям разум спасения во оставление грехов их, тогда как благоволительно шел Восток с высоты посетить во тьме и сени смертней седящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Скачать epub pdf Слово во вторую неделю поста, по поводу наглого и дерзкого убийства злодеями Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, 1-го марта 1881 года Аз есмь Пастырь добрый: пастырь добрый душу Свою полагает за овцы ( Иоан. 10:11 ). Возлюбленные братия и сестры! Не стало у нас доброго, державного Пастыря всей России, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА. Злодеи, крамольники, исчадия ада, предтечи антихриста, лишили нас нашего солнца светлого: и вот вся Россия покрылась мраком скорби и печали. Вся Россия плачет, молится и плачет. Молились и плакали и мы с вами. Но, братия и сестры, всему должна быть своя мера, мера должна быть и нашей скорби, хотя потеря наша и всей России так велика и чувствительна, несчастие так поразительно, злодейство столь нагло, что и хотел бы, да не можешь оставить сетования и скорби, воздыханий и слез. Как – думаешь – могло случиться среди белого дня такое страшное убийство – Царя столь доброго, могущественного, славного своими делами и любовию к России и народу! Отчего, о Боже, – мы говорили в себе, – и на сей раз Ты не избавил Его, как избавлял уже многократно, дабы и на сей раз вся Россия воспела Тебе благодарственный и хвалебный гимн! Зачем Ты допустил торжествовать врагам Царя и России, поднявшим ныне свою бровь? Зачем попустил Ты этим злым коршунам напасть на нашего незлобивого Голубя и растерзать Его так страшно? Но прости, о Боже, Боже наш, что мы дерзаем, таким образом, как бы состязаться с Тобою и требовать как бы отчета в премудрых, благостных и неиспытанных судьбах Твоих. Подавляющая сердца наши скорбь побуждает так вопить и вопрошать. Чем же можем мы утешиться с вами в невыразимой скорби нашей по убиенном возлюбленном Царе и Отце нашем? – Утешимся, во-первых, тем, что покойный ГОСУДАРЬ в смерти своей сделался подражателем Самого Господа нашего Иисуса Христа; ибо, как Господь положил жизнь Свою за нас, быв предан Иудою и убит руками беззаконников, пригвожденный ко кресту, так и Царь наш, преданный и убитый от своих же подданных, положил жизнь свою за нас, за величайшие благодеяния Его, оказанные нам в мудрое Его царствование, – за любовь к нам и самые искренние и широкие желания добра и благоденствия всем нам и самим врагам и злодеям Его. Он истинно, как пастырь добрый, полагал и положил всю жизнь свою за овец своих, между коими были и козлища смердящие, – и в самый день и час насильственного убиения от убийц Он хотел спасти от смерти отрока, сделавшегося злополучною жертвою покушения на Его царскую Особу. Если бы Он, следуя отеческому движению сердца, не вышел из своей кареты, чтобы принять участие в положении раненого отрока, и поехал вперед, – то, может быть, и не сделался бы жертвою смерти, а враги были бы пойманы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержание Тит Флавий Климент – примиритель противоположностей Глава первая. Христос – это Новая Песня, Слово Истины § I. Евном и цикада § II. Древние мифы и новая песня § III. Обман Орфея § IV. Спасительная сила новой песни § V. Логос и гармония мира § VI. Кажущаяся новизна истины § VII. Предвечный Логос – Мастер, Учитель и Защитник § VIII. Различные пути спасительного врачевания § IX. Иоанн Предтеча и плодоносная пустыня § X. Христос и врата в небеса Глава вторая. Языческие мистерии гнусны, а боги позорны § XI. О языческих оракулах § XII. Связь мистерий со змеем и грехопадением § XIII. О происхождении слов «оргии» и «мистерии» § XIV. О мистериях Афродиты § XV. О мистериях Деметры, Аттиса, Кибелы и корибантов § XVI. О Сабазийских мистериях § XVII. О тесмофориях, скирофориях и арретофориях и мистериях Диониса § XVIII. О мистериях Диониса (продолжение) § XIX. О кабирских мистериях § XX. Об Элевсинских мистериях § XXI. Об Элевсинских мистериях (продолжение) § XXII. О тайных символах мистерий § XXIII. Мистерии язычников безбожны § XXIV. Благоразумие древних «безбожников» § XXV. О безбожии и суеверии § XXVI. Семь путей возникновения идолопоклонства § XXVII. Мифы – либо вымыслы, либо рассказы о дурных людях § XXVIII. Об одноименных богах § XXIX. Об Аресе, Гефесте и других § XXX. Об Асклепии, Диоскурах, Геракле и других § XXXI. О Музах § XXXII. О любовных приключениях богов § XXXIII. О любовных приключениях богов (продолжение) § XXXIV. Об истории спортивных состязаний и фаллических шествий § XXXV. О богах, бывших рабами § XXXVI. О человеческих слабостях богов § XXXVII. О Зевсе § XXXVIII. О недостойных эпитетах богов § XXXIX. Сопоставление греческих и египетских богов § XL. О местных демонах § XLI. О великих демонах Глава третья. Боги суть кровожадные бесы § XLII. О человеческих жертвоприношениях § XLIII. О Крезе, Кире и Солоне § XLIV. О происхождении культа Эрота и Пана § XLV. О храмах-гробницах Глава четвертая. О статуях богов § XLVI. О старинных идолах § XLVII. Истории знаменитых статуй § XLVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

То приношу Богу, то посвящаю Ему, что одно и оставил я у себя, чем одним и богат я, потому что от прочего отказался из повиновения заповеди и Духу; все, что я ни имел, променял на драгоценную жемчужину, сделался (или, лучше сказать, желаю сделаться) тем счастливым купцом, который за малое, несомненно тленное, купил великое и нетленное (см. Мф. 13, 45–46 ); но удерживаю за собой одно слово как служитель слова и добровольно никогда не пренебрегу этим стяжанием, но ценю, люблю его, веселюсь о нем более, нежели обо всем, что радует большую часть людей; делаю его сообщником всей жизни, добрым советником, собеседником и вождем на пути к горнему и усердным сподвижником. И так как презираю все дольнее, то вся моя любовь после Бога обращена к слову или, лучше сказать, к Богу, потому что и слово ведет к Богу, когда оно соединяется с разумением, которым одним Бог истинно приемлется, и сохраняется, и возрастает в нас. Я назвал мудрость сестрою моею (см. Притч. 7, 4 ), почтил и объял ее, сколько мне дозволено было, и домогаюсь венка благодати и прекрасного венца (см. Притч. 4, 5–9 ), то есть даров премудрости и слова, озаряющего ум наш и освещающего наши шествия к Богу. Через слово я обуздываю порывы гнева, им усыпляю иссушающую зависть, им успокаиваю печаль, оковывающую сердце, им уцеломудриваю сластолюбие, им полагаю меру ненависти, но не дружбе (ибо ненависть должно умирять, а дружбе не должно знать пределов). Слово в изобилии делает меня скромным и в бедности великодушным, оно побуждает меня идти с идущим твердо, простирать руку помощи падающему, сострадать немощному и сорадоваться все могущему. С ним равны для меня и отечество и чуждая страна, и переселение для меня не более, как переход с одного чужого места на другое, не мое. Слово для меня разделяет миры и от одного удаляет, к другому приводит. Оно учит меня не возноситься оружием правды ( 2Кор. 6, 7 ) и в несчастных и прискорбных обстоятельствах со мной любомудрствует, подавая непостыжающую надежду ( Рим. 5, 5 ) и облегчая настоящее будущим. Словом и ныне встречаю друзей своих и братьев и предлагаю трапезу словесную и чашу духовную и всегдашнюю, а не такие, какими земная трапеза льстит чреву, которое не может быть исправлено, но уничтожится (см. 1Кор. 6, 13 ). Долго молчал я, терпел, удерживался, как рождающая ( Ис. 42, 14 ); ужели и всегда буду терпеть? Молчание Захарии разрешил родившийся Иоанн (ибо неприлично было молчать отцу гласа, когда глас уже произошел; но как неверие гласу связало язык, так явление гласа должно было разрешить отца, которому и благовествован и родился этот глас и светильник, предтеча Слова и Света), а мне разрешает язык и возвышает глас, как глас трубы, это благодетельное событие, это прекрасное зрелище, какое представляют чада Божии, прежде расточенные, а ныне собранные воедино, покоящиеся под одними и теми же крылами, в единомыслии идущие в дом Божий и соединенные между собой единым союзом добродетели и Духа (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Часть первая. Дневник 1907 г. 28–29 января Теперь я в первый раз намереваюсь серьезно и осмысленно говеть. Я только теперь понял всю необходимость, всю святость, все величие этих двух Таинств: покаяния и приобщения Тела и Крови Христовых. Все пророки, апостолы и Сам Христос Спаситель и Его ПредтечаИоанн Креститель – все они начинали свою проповедь словом: «Покайтесь». Тяжело, когда совесть нечиста, когда сознаешь себя виновным. Нам необходимо покаяться, сознаться в своих грехах, высказать все, что нас тяготит, тогда нам становится уже как-то легче. А здесь наше исповедание своих грехов принимает Сам Господь наш Иисус Христос . Он милостив, Он любит нас, Он имеет власть простить нам наши грехи, Он разрешит нас от ужасного бремени греховного, успокоит нашу совесть и подкрепит нас. Вот что нам дает это Таинство, но только в том случае, если мы искренно сознаем себя виновными, искренно каемся в своих грехах и надеемся на Божию милость, ибо Он принимает всякого грешника, самого ужасного, положительно утопающего в грехах, пусть только он будет смирен сердцем, сознает свою виновность и придет ко Христу с покаянием не показным, а искренним. Вот если мы будем смотреть на покаяние так, то, приступая к нему, мы должны будем сознать все величие этого Таинства и потому приготовить себя надлежащим образом. Приготовление к Таинству покаяния должно состоять в самоуглублении, посте и молитве. Для того, чтобы сознать все свое недостоинство пред Богом, увидеть все свои грехи, увидеть всю грязь и низость своей жизни, необходимо углубиться в самого себя и разобрать все свои поступки. Пост необходим для нас при этом, как умерщвление плоти, для того, чтобы оторваться от плоти и всего земного и мыслить о Боге, о небесном. Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, ни в чем-либо земном, а в высшем, духовном мире человека, не в утолении страстей, а в стремлении к свету, истине, Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010