Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Рождество Иоанна Предтечи Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1.

http://pravoslavie.ru/35999.html

Святой апостол Иоанн был родом из Виосаиды, небольшого Галилейского городка, лежавшего на красивом цветущем берегу Генисаретского озера. Вместе со своим отцом Зеведеем и братом Иаковом св. Иоанн, до вступления в число учеников Господа, занимался рыбною ловлею. Ожидание скорого пришествия Мессии побудило его поступить в число учеников Иоанна Предтечи и, когда Иоанн крестил Иисуса и засвидетельствовал, что именно этот Иисус и есть Мессия, Иоанн пошел за Христом и стал Его учеником. После сего Иоанн некоторое время опять занимается рыбным промыслом. Но однажды, проходя по берегу Генисаретского озера, Иисус увидел Иоанна и Иоакова вместе с отцом их починявшими сети и сказал им: идите за Мною! Иоанн и брат тотчас оставили сети и пошли за Господом. С этого времени Иоанн не оставлял уже Господа и удостоился быть ближайшим и любезнейшим учеником Его и свидетелем всех особенных и важнейших евангельских событий. Так: он был свидетелем воскрешения Господом дочери Иаира, удостоился видеть Божественную славу своего Учителя во время преображения на горе Фаворской; был свидетелем гефсиманского подвига Христа; был свидетелем всех оскорблений Христа на допросе Анны, Каиафы и Пилата; он сопровождает Господа и на Голгофу, находится при кресте и видит мучения Господа, Его предсмертные страдания. За свою великую любовь к Господу Иоанн получил высшую награду. Умирающий Учитель усыновил его Своей Пречистой Матери: „Жено се сын твой“... В день воскресения Христова Иоанн вместе с другими апостолами удостоился видеть воскресшего Господа; был свидетелем вознесения Господа и чрез 10 дней после того сподобился принять вместе с другими Св. Духа. По сошествии св. Духа на апостолов, Иоанн жил в Иерусалиме до самого успения Божией Матери, а затем отправился на проповедь в Малую Азию. В гонение Домициана за дело проповеди и твердое исповедание веры во Христа был мучим и заключен на остров Патмос. При императоре Нерве Иоанн был возвращен из заключения и поселился в г. Ефесе и до глубокой старости не оставлял здесь трудов проповедничества. Св. Иоанн скончался, имея более 100 лет от роду, в Ефесе. Читатели послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1. Словами этого чтения, нам, возлюбленнейшая братия, представляется в пример смирение Иоанна, который, имея такую святость, что мог быть признаваем за Христа, решился твердо держаться в самом себе, дабы от мнения человеческого не восхититься выше себя. Ибо он «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос». Поскольку же он сказал: «не»; то совершенно отверг, чем не был, но не отверг того, чем был, дабы, говоря истину, быть членом Того, Коего имени ложно не присвоил себе. Итак, когда он не желает имени Христа, тогда соделывается членом Христа, потому что, ревнуя о смиренном сознании своей слабости, справедливо заслуживает место на высоте Его. Но когда мы припоминаем мысль Искупителя нашего из другого чтения, тогда из слов этого чтения рождается вопрос, для нас весьма запутанный. Ибо в другом месте Господь на вопрос учеников о пришествии Илии ответствует: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.» (И если вы хотите знать, то сам Иоанн есть Илия) ( Мф 17.12 ). А спрошенный Иоанн говорит: «несмь» (Илия). Что же это такое, возлюбленнейшая братия, Пророк Истины отвергает то, что утверждает Истина? – Ибо выражения: «есть» и «не есть», весьма различны между собой. Следовательно, каким образом он есть Пророк Истины, когда не согласуется в словах с этой Истиной? – Но если мы тонко разберем саму Истину, то звучащее между собой разноречием перестанет быть противоречащим. Ибо Ангел об Иоанне говорит Захарии: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ( Лк 1.17 ). Следовательно, он (Иоанн) называется грядущим в духе и силе Илии, потому что, как Илия будет предшествовать второму пришествию Господа, так Иоанн предшествовал первому. Как тот будет Предтечею Судии, так сей был Предтечею Искупителя. Итак, Иоанн был в духе и силе Илии, но лично не был Илией. Следовательно, что Господь утверждает о духе, то Иоанн отрицает о лице, потому что этому так и должно было быть, дабы и Господь высказал ученикам мысль об Иоанне духовную, и этим Иоанн ответствовал плотскому народу, не о духе, но о плоти. Следовательно, хотя и кажется противным истине то, что отвечал Иоанн, однако же он не отступил от стези истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Двадцать шестой день. Поучение 2-ое. Преставление св. ап. и еванг. Иоанна Богослова. (Уроки для подражания из его жизни: а) ревност ко спасению ближних; б) любовь к Господу и ближним; в) девство). I. Святый ныне прославляемый апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии. До обращения ко Христу он был учеником св. Иоанна Предтечи и, вместе с ап. Андреем, последовал за Господом по указанию Предтечи, как рассказывает об этом он сам в 1-й главе своего Евангелия, не указывая, впрочем, себя по имени. Во время земной жизни Господа, Иоанн, вместе с ап. Петром и братом своим Иаковом, был в числе трех любимых учеников Господа: удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, был при воскрешении дочери Иаира; на тайной вечери ему Господь открыл Иуду предателя. Проникнутый любовию к небесному Учителю, Иоанн следовал за Господом на суд и стоял при кресте Господа с немногими лицами, родственниками Его по плоти; ему Господь, в предсмертные минуты, поручил заботу о Своей Пречистой Матери; явясь ему по воскресении у озера Тивериадского, Господь дал ему намек на его долгую жизнь и мирную кончину. Исполняя священный долг хранить Пречистую Матерь Господа, Иоанн, до Ея успения, жил в Иерусалиме. Здесь подвергался суду и бичеваниям в синедрионе; из Иерусалима выходил только один раз, чтобы, вместе с Петром, низвести Святого Духа на самарян, крещенных диаконом Филиппом. После успения Божией Матери, Иоанн отправился на проповедь в Малую Азию и, утвердившись в Ефесе, основал христианские церкви в семи городах, упоминаемых в Апокалипсисе. Во время гонения Домициана, Иоанн был отведен в Рим на мучения; но когда ни яд, ни кипящее масло не повредили ему, Домициан сослал его на остров Патмос, где Господь открыл ему, в таинственных образах, будущую судьбу семи мало-азийских церквей и всего христианского мира. Эти откровения он изложил в книге Апокалипсис. При добром преемнике Домициана, Нерве, Иоанн возвратился в Ефес и здесь прожил до глубокой старости, служа, до последних сил, Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

29-е Усекновение главы Предтечи В жизни Иоанна Предтечи соединены важнейшие преимущества: от чрева матернего он исполнился Св. Духа, жил св. девственником и скончался мучеником. Будучи Предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его Предтечею и в проповеди евангелия. О высоком служении Предтечи, имевшем предварить служение Сына Божия спасению мира, издревле предвозвещено было пророками, по предречению коих Иоанн был Ангел, – вестник, посланный прежде пришествия дня Господня великаго и просвещеннаго, устроить сердце человека ко искреннему его ( Maл. III, I, IV, 5 ); был глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего ( Исх.40:3 . Мк.1:2–3 ); глас, предшествовавший Богу Слову. Подобно древним пророкам, о служении Предтечи предвозвестили: ангел пред рождением Иоанна, и Захария по рождении его, говоря, что он предъидет пред лицем Господним уготовати пути Его ( Лук.1:17, 76–77 ). Призванный приготовить путь Спасителю, Предтеча до проповеди своей жил в пустыне, чтобы себя возвести до совершенного самоотвержения, какое нужно проповеднику правды; носил одежду из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды и дикий мед. Имея около 30 лет от рождения, Иоанн послан был от Бога свидетельствовать о свете, да вси веру имут Ему ( Ин.1:7 ). Явясь в пустыне иудейской и проходя всю страну иорданскую, Предтеча проповедал покаяние и приближение царства Христова ( Мф.3:2 ), царства благодати и истины ( Ин.1:17 ). Сила проповеди Иоанна была так могущественна, что к нему для слушания учения его и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана; фарисеи и саддукеи, мытари и воины ( Мк.1:5 , Лк.3:7–14 ). Когда все помышляли о Иоанне: не Христос ли он ( Лк.3:15 ), а некоторые из иудеев посылали к Иоанну священников и левитов, да вопросят его: ты кто еси ( Ин.1:19 ), Предтеча дал ясное свиетельство о Спасителе: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, егоже вы не весте. Той есть грядый по мне, иже предо мною бысть: Ему же несмь аз достоит, да отрешу ремень сапогу Его ( Ин.1:26–27 ). Той вы крестит Духом Святым и огнем. Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим ( Мф.3:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава пятая. Пример полемического и отрицательного отношения о. Булгакова к святоотеческой екзегетической литературе 1. Резкое различие в изъяснении св. Иоанном Златоустым и о. Булгаковым евангельского повествования о посольстве Иоанна Предтечи ко Христу (Мф. 11:2–6). Увы, прот. Булгаков не только игнорирует святоотеческий авторитет, но относится отрицательно к толкованию св. отцами Св. Писания настолько, что не стесняется даже открыто отвергать это толкование, как несогласное с его учением. Это он делает в своей книге: «Друг Жениха», когда излагает свое толкование следующих слов 2 и 3 стиха 2-й главы евангелиста Матфея: Послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти или ожидать нам другаго? Здесь от. Булгаков не только иначе объясняет текст Божественного Писания сравнительно с св. отцами, но вступает с ними в полемику и в частности ниспровергает указываемое им же самим в своей сущности толкование означенных стихов величайшего из святых отцов Церкви Иоанна Златоуста . Приведем сначала это святоотеческое объяснение слов Иоанна Крестителя, обращенных чрез его двух учеников к Иисусу Христу, как оно изложено св. Иоанном Златоустым в его толковании Евангелия Матфея, а затем посмотрим, как к сему объяснению относится прот. Булгаков в своем собственном толковании этих слов Иоанна Предтечи или, как выражается он, в своем «домысле» 227 . Имея в виду настоящие слова евангельского текста, св. Иоанн Златоуст говорит: «Они (ученики Иоанна Крестителя) не знали, кто был Христос; но, почитая Иисуса простым человеком, а Иоанна более, нежели человеком, с досадою смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, а Иоанн как сам о себе говорил, приближался уже к концу. Все это препятствовало им придти к Иисусу, так как зависть преграждала доступ... Он (Иоанн) опасался... чтобы они не были навсегда отлученными от Христа. Он и с самого начала старался всех своих учеников обратить ко Христу, но так как не убедил в том, перед смертью оказывает уже большее усердие. Если бы, поэтому, он стал говорить: пойдите к Нему, Он лучше меня, – то этим не убедил бы людей, которые были привязаны к нему самому; напротив, они подумали бы, что говорит так из скромности и прилепились бы к нему еще более. А если бы стал молчать, опять ничего бы не вышло. Что же он делает? Выжидает случая от самих услышать, что Иисус творит чудеса; ...и не всех посылает, но только двоих, о которых может быть знал, что они способнее прочих уверовать... и чтобы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иоанн Креститель, икона Иоанн Предтеча, икона, XIV в. Проповедь Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии ( Христа ). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос . Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... » Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный , брат Симона Петра. Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Темница Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого ) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы , и за незаконное сожительство с Иродиадой , которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом .

http://drevo-info.ru/articles/3825.html

Глава 3 Зач. 5-е. Иоанн Креститель и его проповедь Читается в субботу пред Крещением и на 1-м часе в навечерие Крещения. 1. Во дни же ны кртитель, проповда въ пстыни В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской Во дни же оны (в те дни). Выражение неопределенное, часто встречающееся в Евангелиях. Оно употребляется, когда говорится не только о таких происшествиях, которые тотчас последовали, но и о таких, которые были по истечении многих лет (Злат.). Здесь выражение: в те дни может означать то время, когда И. Христос жил еще в Назарете. Иоанн Креститель был сын благочестивого священника Захарии и жены его Елисаветы. Он был Предтечею Христа Спасителя, приготовлял Еврейский народ своею проповедью к принятию Спасителя. О его явлении и назначении предсказали ветхозаветные пророки Исаия (40:3) и Малахия (3:1); самое его зачатие и рождение было предвозвещено отцу его Захарии в храме Архангелом Гавриилом, и первое соединено было с немотою отца за неверие Архангелу, а второе отверстием уст и пророчеством как о самом Спасителе, так и о его Предтече, новорожденном сыне Захарии ( Лк. 1 гл.). В младенческих летах Иоанна, как повествуется в предании, когда, спасаясь от преследования избивавшего младенцев в Вифлееме, царя Ирода, мать его Елисавета убежала с ним в пустыню и там скоро умерла, его питал и хранил Ангел. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, возраста полной зрелости, то был ему голос от Господа начать проповедь о Мессии. Иоанн Предтеча был родственником Христа мать его Елисавета приходилась двоюродною сестрою Пресвятой Богородицы (Кир. Алек.) – и шестью месяцами он был старше Христа ( Лк.1:26 ). Иоанн назван Крестителем потому, что, как предтеча Мессии, проповедая покаяние для вступления в царство Его, крестил, т. е. погружал в воде приходящих к нему (чит. ст. 6). Крещение, – это погружение, омовение в воде. Оно служило знаком душевного очищения, которое имел принести Сам Спаситель (см. ст. 11). Проповедая. Проповедовать значит поучать, возвещать волю Божию и вообще изъяснять что-либо всенародно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 1 Зач. 1 и 2-е. Повод к написанию Евангелия. Предсказание Захарии о рождении от него Предтечи Христова Иоанна. Читается 23-го сент., в день Зачатия, и 24-го июня, в день Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна на литургии. Лк.1:1 . Понéже ýбо мнóзи начáша чинити пóвесть о извествованных в нáс вещéх, Лк.1:2 . якоже предáша нáм, иже испéрва самовидцы и слýги бывшии словесé: (Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова) Многие. Под сим словом разумеются писатели истории жизни и учения Христова в отрывочных записях, каковые составлялись людьми, хотя и благонамеренными, но не призванными к апостольскому служению. Нельзя здесь разуметь евангелистов Матфея и Марка, которые написали свои книги ранее евангелиста Луки, потому что к ним не идет слово многие; нельзя разуметь и писателей так называемых апокрифических (не признанных Церковью , сомнительных) Евангелий, потому что они явились гораздо позднее Евангелия Луки (Мих.). Между нами (в нас), т. е. между современными евангелисту христианами. Якоже предаша (как предали) нам. Здесь разумеются главным образом изустные рассказы о жизни и учении Христовом; разумеется и записанное уже отчасти, предание о сем в Евангелиях Матфея и Марка, которые, быть может, уже знал св. Лука, и в записях других частных людей. Из сих слов евангелиста: как предали нам и пр. видно, что в первое время христианства Евангелие распространялось исключительно чрез устное предание, – изустные рассказы очевидцев и служителей слова Иже исперва (бывшие с самого начала) самовидцы и слуги словесе. Это – 12 и 70 избранных Господом Апостолов, которые были свидетелями-очевидцами евангельских событий, как призванные с самого начала Его общественного служения. О событиях, бывших до их призвания, они могли знать от Пресв. Богородицы и от названных братьев Господа, из коих один, именно апостол Иаков, называемый меньшим братом Господним, епископ Иерусалимский, пользовался особенным уважением от Апостолов (Мих.). Слова (словесе), т. е. слова или проповеди евангельской ( Деян. 14:25 .), или Самого Сына Божия Иисуса Христа, Которого еванг. Иоанн называет Словом ( Ин.1:1–14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Голос Предтечи Иоанна Покайтеся, приближибося царствие небесное. Мф. 3:2 . Уже бо секира при корени древа лежит. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо. Мф. 3:10 Среди всеобщего ожидания Израильского народа узреть своего Мессию – Искупителя, Который уже был на земле, но еще не явил Себя миру, пред самым тем временем, когда надлежало вступить ему в торжественное служение спасению рода человеческого, в пустыне Иорданской раздался голос пророка и предтечи Господня Иоанна, который послан был Богом приготовить народ Израильский к достойному принятию своего Мессии – царя. Святая и необыкновенная жизнь этого пророка скоро привлекла к нему тысячи народа из Иерусалима и окрестных стран; все спешили к Иоанну, чтоб услышать, что говорит пророк и с какой проповедью он послан от Бога? Покайтеся , была проповедь Иоанна, покайтесь, потому чтоприближается время открыться царствию Божию, очистите вашу совесть покаянием, спешите обратиться к истине и добродетели, потому что вот уже идет к вам Божественный Искупитель; Он соберет своих благодатных сынов вокруг себя, а всех, уклонившихся от Его воли и чуждых Ему, отвергнет и удалит от своего благодатного, светлого царства. Он как садовник, очистит и даст силу хорошему дереву и всякое дерево, не приносящее доброго плода, посечет и предаст огню. Спешите к покаянию, уже топор лежит у корня сухого, бесплодного дерева! Такой проповедью приготовлял св. Иоанн народ Израильский к принятию грядущего Искупителя. Сильна была эта проповедь покаяния в устах Иоанна! Нравственное состояние народа израильского пред пришествием Спасителя было в самом жалком состоянии. Израильтяне давно уже утратили истинную веру и благочестие своих патриархов, они вдались во все пороки и непотребства и нравственное развращение их было так велико, что, если бы и жители Ниневии встали, то обличили бы их в нечестии 133 . Это состояние свое понимали и сами Израильтяне, они очень хорошо чувствовали нужду в возрождении для жизни другой, жизни добродетельной. Что нам делать, что сотворим? спрашивали они Иоанна. Сотворите достойный плод покаяния 134 , отвечал Иоанн и не требуйте ничего, более определенного вам 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010