Иоанн Предтеча



  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... грехов. Поистине, человек, даже если он желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви. Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» ( Мк. 1, 7 ) . Когда пророк Исаия оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он осознал свою греховность: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис. 6, 5 ) . Когда апостолу Петру открылась в чудесной ловле рыб сила Божия, он припал к ногам Христа, умоляя: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный». Из-за близости ко Христу апостол Павел мог ... далее ...
О празднике светлого Христова Воскресения. Часть ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... св. Екатерины на Синае. XII в. Иконография «Сошествия во ад» как образа Воскресения Иисуса Христа получила сложившуюся форму к X веку. Наиболее ранние примеры известны по миниатюрам из Евангелия от Иоанна, читающегося на Пасху. Спаситель, окруженный сиянием славы, с крестом в левой руке, сходит в темную пещеру ада и выводит Адама и Еву из гробов в виде саркофагов. По сторонам изображены ветхозаветные праведники, на первом плане – пророк Давид и царь Соломон. В пещере ада лежат сорванные с петель двери, запоры, железные вереи. Рядом с Христом изображается указывающий на Него святой Иоанн Предтеча со свитком в руке. См. также: кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде ( Греция; 30-е гг. XI в. ) , церковь Успения Богородицы в Дафнии (ок. 1100) , складень XII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае и другие. Литературной основой композиции «Сошествие во ад» являются апокрифические тексты; наиболее полное отражение в иконографии получили «Евангелие Никодима» и «Слово Евсевия о сошествии во ад святого Иоанна Предтечи». «Евангелие Никодима» составлено от лица воскресших сыновей праведного Симеона Богоприимца, которые, как и все ветхозаветные праведники, ... далее ...
На месте Крещения Спасителя собрались паломники ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... многочисленного духовенства последовал к месту Крещения на реке Иордан, куда уже устремились тысячи православных паломников со всего мира. По греческому преданию это место называется Вифавара или место переправы, т. к. здесь совершился переход израильтян после сорокалетнего странствования по пустыне через реку Иордан, возглавляемых Иисусом Навином, который поставил в благодарность за свой переход через полноводный Иордан жертвенник из 12 камней, взятых со дна реки Иордан ( Иисус Навин III, 13-17; IV, 3-9 ) . В этом самом месте, спустя тысячу двести лет св. пророк и Креститель Иоанн Предтеча Господень совершил Крещение Спасителя мира Иисуса Христа. Патриарх Иерусалимский Феофил III возглавил крестный ход из монастыря св. Иоанна Предтечи к месту Богоявления на реке Иордан На Крещенский сочельник накануне праздника Богоявления здесь празднуют величайшее евангельское событие, когда при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22) . Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог ... далее ...
Когда возникла традиция осенять себя крестным ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3) . Великий Предтеча Иоанн небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. XI) . Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама ( Быт. 17: 10 ) , так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов. Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За ... далее ...
Епископ Венский и Австрийский Иларион: Не Бог ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... людей, которые подвергались мучениям и пыткам в концентрационных лагерях, гибли в газовых камерах, гибли на полях сражений? Разве Ленин и Сталин не создали ад для тысяч и миллионов людей, погибших в лагерях, расстрелянных по ложному доносу или по приговору " тройки " ? Разве в наши дни террористы, убивающие мирных жителей, берущие людей в заложники и отсекающие им головы, не превращают землю в ад? И можно ли верить в то, что злодеи и изверги, убивающие людей, восстающие против Бога и всего святого, окажутся в раю вместе с праведниками и святыми? Можно ли верить, что в раю окажутся Иоанн Предтеча и Ирод, священномученик Вениамин Петроградский и Ленин, тысячи расстрелянных новомучеников и исповедников Российских и их палачи? Если будет так, тогда полностью стирается грань между добром и злом. Тогда все равно - святой ты или злодей, делаешь ли ты добро или зло, спасаешь ли людей от смерти или убиваешь их. - Значит, возмездие за грехи неизбежно? - Человек несет нравственную ответственностью за свои поступки. И за грехи земной жизни он будет расплачиваться в вечности. Но посмертное воздаяние не надо понимать как обычное возмездие. Еще Достоевский устами старца Зосимы ... далее ...
Толкование Евангелия на каждый день ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит! В Евангелии от Матфея четырежды говорится об Иоанне Предтече, и всякий раз – по отношению ко Христу. Иоанн Предтеча проповедует Царство Божие и крестит Христа. После взятия Иоанна Предтечи под стражу Спаситель начинает проповедовать. Иоанн из своей темницы задает вопросы о Христе, и Христос задает вопросы народу об Иоанне. Об этом – сегодняшнее Евангелие. И, наконец, мученическая смерть Иоанна открывает вторую половину служения Спасителя. «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? » Некоторые святые отцы говорят, что таким образом Предтеча, будучи сам непоколебимым в вере, ... далее ...
Интервью изданию «Вечерние новости» (Сербия) / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... его в жизни. На этом можно было бы и закончить комментарий, но… В самом заголовке упомянутой вами статьи в «Независимой газете» содержится утверждение: служители Церкви, проповедующей мир, не должны одобрять вооруженное насилие. Ведь в Священном Писании определенно сказано: «Не убивай» ( Исх. 20: 13 ) и «Всякий гневающийся на брата своего напрасно полежит суду» ( Мф. 5: 21 ) . Но при этом служение воина, по определению связанное с вооруженным насилием, не запрещается, хотя ставится в некие нравственные рамки. Отвечая на вопрос пришедших креститься воинов: «А нам что делать? » — святой Иоанн Предтеча не сказал: «Оставьте ваше воинское дело и займитесь мирным трудом», — но потребовал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лк. 3: 14 ) . Еще более определенно о допустимости пресечения зла с помощью насилия, причем вооруженного, говорит апостол Павел: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13: 4 ) . Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти ( см. ... далее ...
Истина дороже всего. Беседа о спасении / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16) . Мы знаем, что когда сын Божий воплотился и пришел на землю, то Он, во-первых, даровал людям Свой Божественный свет — свет Своего учения, ибо люди блуждали во тьме; даровал пример Своей чудесной жизни и сказал апостолам на Тайной Вечери: «Я дал вам пример, чтобы, как Я поступал, так и вы поступали» ( см. : Ин 13, 15 ) . Творил чудеса, исцелял, благотворил и звал людей ко спасению. Но этого мало. Нужно было еще сделать то, о чем когда-то сказал Иоанн Предтеча, когда Господь Иисус Христос после сорокадневного искушения снова пришел к водам Иордана. Увидев Его, Иоанн Предтеча сказал своим ученикам: «... вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29) . Отсюда мы видим, что Иоанну Предтече был открыт истинный смысл и назначение пришествия Сына Божия на землю. Нужно было людей освободить от тяжести греховной, и для этого-то Господь Иисус Христос и пришел. В Евангелии мы видим много мест, где говорится о том, как Господь осуществлял это дело, которое Он принял на Себя. Когда-то, беседуя с теми, кто Его слушал, Он ... далее ...
Подвиг Христовой нищеты / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... корень всем злым ( 1 Тим. 6: 10 ) , и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства» ( Лествица, слово 17: 14 ) . Если монахам, которые уже начали борьбу с греховными страстями и принесли обеты нищеты, целомудрия и послушания, святые отцы рекомендуют начинать борьбу с чревоугодия, то людям, живущим в миру, — со сребролюбия. Этот совет святых отцов перекликается с ответом великого проповедника покаяния Иоанна Предтечи на вопрос людей, приходивших креститься на Иордан: что нам делать? Иоанн Предтеча призывал их принести плоды покаяния, а они спрашивали, что это означает. И он ответил: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк. 3: 11 ) Если человек хочет достичь совершенства, он должен, совершая дела милосердия, подвизаться, чтобы научиться добродетели, противоположной сребролюбию — нестяжанию. Заповеди, данные нам Спасителем для достижения блаженства, в изложении ев. Луки начинаются с блаженства нищих. И Господь, и Иоанн Предтеча, и святые отцы полагают в основание духовной жизни нищету; готовность поделиться тем, что имеешь; ... далее ...
Настоятель Сретенского монастыря архимандрит ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... написать снова. Работы по исправлению изображений планировалось поручить академику живописи Фоме Топорову под наблюдением архитектора Корнеева [17]. Планировалось в средине поместить изображение «Отечество», по сторонам крестообразно – четырех евангелистов, к востоку и западу – по четыре апостола, «в ушах» – четыре архангела, на склоне свода к западной стене, в треугольнике, – одно из чудес святителя Николая, на восточной стене над аркой дверной, ведущей в церковь святителя Николая, – Иисус Христос, сидящий на Престоле, с правой стороны – Богоматерь и святая Мария Египетская, с левой – Иоанн Предтеча и святитель Николай [18]. В этом же 1865 году теплый храм во имя святителя Николая с приделом Всех Святых был снаружи укреплен контрофорсами, а внутри в сводах святые изображения написаны вновь масляными красками [19]. В сентябре 1865 года архимандрит Вениамин писал, что, несмотря на то, что «в поддержку этой церкви употреблено 6000 рублей серебром, сбереженных годами в экономии, все равно здание этой церкви нельзя считать благонадежным на продолжительное время из-за невозможности исправить его прочно по его чрезвычайной ветхости» [20]. План-схема церкви святителя Николая ... далее ...

  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Предтеча
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"