Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН Попьян († после 1130), еп. Новгородский. Скупые сведения об И. содержатся в летописных сводах, отражающих Новгородскую владычную летопись (прежде всего в Новгородской I летописи Старшего и Младшего изводов). Предшественник И. на кафедре свт. Никита скончался 30(31) янв. 1108 г. 20 дек. 1110 г. И. прибыл в Новгород, будучи поставленным, очевидно, в Киеве митр. Никифором I . По предположению А. А. Гиппиуса, прозвище И. Попьян (Попиан), читающееся в списках Новгородских архиереев (НПЛ. С. 163, 473), следует понимать как «поп Ян» (ПСРЛ. Т. 3. С. 618. Примеч. 19; ср.: Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 244. Примеч. 4). Поскольку Новгородская кафедра находилась в то время под патронатом князя, И. был поставлен с согласия новгородского кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича (правил в Новгороде в 1088-1093, 1095-1117). И. атрибутируется найденная в 1976 г. печать с поясным изображением ап. Иоанна Богослова на одной стороне и греч. надписью «Пресвятая, воззри на меня, пастыря Новгородского» - на другой ( Янин. 1978; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 28-29, 119). Это древнейшая из известных епископских печатей не только Новгорода, но и всей Руси. Как отметил А. Е. Мусин, надпись на печати И. «соответствует оформлению печатей митр. Никифора I» ( Мусин. 1998. С. 197). Принимая во внимание изображение ап. Иоанна Богослова, а не Пресв. Богородицы (как было принято позднее) на печати И., В. Л. Янин высказал необоснованное предположение, что И. был первым Новгородским архиереем, имевшим титул архиепископа (гипотеза была поддержана А. С. Хорошевым и отчасти Я. Н. Щаповым ). Образ патронального святого на печати, по мнению Янина, отражает желание И. подчеркнуть независимость Новгородской епархии как от Киева, так и от К-поля. Историк также отмечал, что и в Старшем, и в Младшем изводах Новгородской I летописи И. назван архиепископом. Однако этот титул в данных сводах применяется и к более ранним Новгородским иерархам - Феодору и Никите, что, по-видимому, указывает на более позднее редактирование летописи. Мнение Янина подверглось справедливой критике (см.: Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 276; Мусин. 1998. С. 197).

http://pravenc.ru/text/469530.html

Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Согласно т. зр. Янина, поддержанной Я. Н. Щаповым , архиепископский титул на Руси в XII в. носил личный характер и являлся, как правило, результатом пожалования митрополитом конкретному архиерею (при этом в К-поле за Новгородскими архиереями этот титул обычно не признавали). Сан архиепископа имел предшественник И. на кафедре свт. Нифонт (управлял епархией в 1130/31-1156, в сане архиепископа со времени не позднее 1148), который получил титул не от Киевского митрополита, но, очевидно, от К-польского патриарха при не признанном К-полем митр. Клименте Смолятиче (см.: Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 443-444; Соколов. 1913. С. 326-331; Успенский. 1998. С. 282-283). Известен антиминс 1148 г., подписанный архиеп. Нифонтом ( Рыбаков Б. А. Рус. датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. 25. С. 28-32). Несмотря на то что свт. Нифонт, по-видимому, был первым Новгородским архиепископом (гипотезу Янина о том, что титул архиепископа имел его предшественник Иоанн Попьян ( Янин В. Л. Печать Новгородского еп. Ивана Попьяна (1110-1130)//ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56), следует признать необоснованной), в позднесредневек. рус. традиции 1-м Новгородским архиереем, имевшим титул архиепископа, считался И. С его имени (Илия) начинается список «А се архиепископы», находящийся среди статей, предшествующих в рукописи сер. XV в. Комиссионному списку НПЛ Младшего извода (составлен не ранее 1421; НПЛ. С. 473); 1-м Новгородским архиепископом Илия назван также в Никоновской летописи (см. выше). Время пребывания И. на Новгородской кафедре характеризуется активным храмовым строительством. В год хиротонии епископа в Новгороде были возведены 2 церкви: купцы-«шетициницы» построили ц. Св. Троицы, а кн. Святослав Ростиславич - Никольский храм на Городище (Там же.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Ряд исследователей считают возможным относить ко времени кн. Всеволода и, т. о., вероятно, ко времени управления И. Новгородской епархией некоторые установления 2 важных для Новгорода законодательных документов, несомненно принятых князем в согласии с архиереем,- Устава кн. Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных и Уставной грамоты кн. Всеволода церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках («Рукописание кн. Всеволода») (см.: Гиппиус А. А. К истории текста церковного Устава Всеволода//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Великий Новгород, 2003. Вып. 17. С. 163-173). В сохранившемся виде оба акта датируются исследователями более поздним временем. Первый восходит к документу нач. 80-х гг. XII в. или 20-х гг. XIII в. Второй, вероятно, был создан на рубеже XIII и XIV вв. Позднейшее предание относит ко времени архиерейства И. появление близ Новгорода «на Липне», недалеко от вост. берега оз. Ильмень, чудотворной иконы свт. Николая на круглой доске, приплывшей из Киева в Новгород (построенный на месте обретения иконы храм стоит на возвышенности, в половодье со всех сторон окружен водой). В Новгородской 3 летописи 1673 г. сообщается, что в 1113 г. «образ Николы, чюдотворца Мирликийскаго, приплыл ис Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище, в церкви» (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 188). Однако более раннее, возникшее, вероятно, при архиеп. св. Евфимии II в сер. XV в. предание о чудотворной иконе свт. Николая, об исцелении кн. Мстислава и об основании Николо-Дворищенского собора, дошедшее в рукописях не ранее кон. XVII - нач. XVIII в., не упоминает И., относя названные взаимосвязанные в изложении предания события ко времени Новгородского еп. св. Никиты (см.: Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых и полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 608-614). Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80)

http://pravenc.ru/text/469530.html

За примером не надо далеко ходить: церковь Успения на Торгу в Новгороде была заложена по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича в 1135-м году, а завершена только в 1144-м, когда его уже не было в живых, а новгородский стол занимал его родной брат Святополк. Подобная задержка была вызвана определенными обстоятельствами...Изменения архитектурного замысла и архаичный размер плинфы Спасо-Преображенского собора в Пскове свидетельствуют в пользу того, что между начальным и завершающим этапами работ прошел определённый отрезок времени, в рамках которого мог поменяться заказчик. ... Если исходить из реальных размеров плинфы, то начало работ по строительству храма приходится на 20-е годы XII века. В это время владычную кафедру в Новгороде занимал Иоанн Попьян, непосредственный предшественник Нифонта. В Новгородской Первой летописи сведений об этом архиерее предельно мало. В 1110-м году архиепископ Иоанн пришел в Новгород, а двадцать лет спустя, в 1130-м году «отвержеся архиепископ Иоанн Новагорода, и поставиша архиепископа Нифонта...». Все сведения письменных источников и материалы архитектурно-археологических исследований позволяют с полной долей уверенности приписывать новгородскому архиепископу Нифонту только окончательное возведение Спасо-Преображенского собора и заказ на его роспись, но не инициативу и начальные работы. Он же, Владыко Нифонт, обеспечил обитель большими земельными наделами. Спасо-Преображенский собор. Фрески В 1858 году во время ремонта в Спасо-Преображенском соборе были обнаружены под побелкой древние фрески. Это событие изменило жизнь обители и представление о ней. Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы. Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном, но до 1890-х годов фрески оставались под слоем штукатурки, только когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. Работами по исследованию фресок руководил академик В. В. Суслов.

http://pravoslavie.ru/149225.html

...Титулатура новгородских иерархов в летописи отражает не реальные их права на титул и его употреблении в XII в., а те представления, которые существовали в XIV в. во время редактирования и переписки Синодального списка ... об их ранней титулатуре». (См. Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. M., 1989. С. 62.) По-новому поставил вопрос о возникновении архиепископского титула акад. В. Л. Янин. Обратив внимание на то, что с поставлением Ильи в 1165 г. складывается новый, республиканский порядок избрания владыки, исследователь показал, однако, что «коренного преобразования» Новгородской епископии в архиепископию в 1165 г. не было, так как Новгородская кафедра знает архиепископов и до 1165 г. (Нифонт, Иоанн Попьян), и епископов после этого года. Он считает, что и пожалование титула архиепископа на протяжении всей второй половины XII в. носит личный, эпизодический характер и совершалось при хиротонисании не всегда» (Там же. С. 66). Оба мнения весьма авторитетных историков игнорируют собственно церковный «фактор»: архиепископ имеет первенство чести перед другими епископами. Положение Новгорода относительно Киева в древности всегда было особым, что отразилось и в авторитете Новгородской архиерейской кафедры, возвышенной до архиепископии, уже не на уровне личного титулования. Также и при учреждении Патриаршества в 1589 г. Новгород становится первым митрополичьим кафедральным градом. Митрополия с 26.01.1589. В 1721–1783 гг. обычно замещалась архиепископами. Архиереи перемещались на другие кафедры только с 1900 г. В 1943–1957 и 1967–1990 гг. входила в состав Ленинградской епархии. Именовалась: Новгородская; с 1166 г. – Великоновгородская и Псковская; с 26.01.1589 – Великоновгородская и Великолуцкая, Великоновгородская, Великолуцкая и всего Поморья (до 1682 г.; Н.Д. Иерархия... С. 339); с 01.01.1775 – Новгородская и С.-Петербургская; с 16.10.1799 – Новгородская и Олонецкая; с 19.12.1800 (по др. 1801) – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Выборгская; с 04.12.1803 – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская; с 26.03.1813 – Новгородская и Олонецкая, паки; с 25.06.1818 – Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская; с 21.11.1891 – Новгородская и Старорусская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рождественский храм Антониева монастыря построен человеком, бывшим чужим у себя на родине и не сразу ставшим своим в Новгороде. Святым, житие которого пестрит вроде бы совсем нереальными чудесами – но, тем не менее, реальным человеком, оставившим нам свой автограф. Наскальное плавание «Официальная» дата основания монастыря – 1106 год. Некий Антоний Римлянин, православный христианин из Рима, был вынужден бежать от гонений католиков. Житие Антония сообщает нам, что будущий игумен обители молился, стоя на прибрежной скале, которую оторвало от берега и повело по морю – до самого Новгорода. Такое вот наскальное плавание вокруг Европы. Выбросило его на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. Поэтому стало понятно, и где монастырь во свое чудесное спасение заложить, и какое посвящение ему дать. Интересно, что камень, на котором приплыл Антоний, сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы; правда, совершенно неизвестно, где этот камень плавал 400 лет, его только в середине XVI в. обнаружил один из игуменов монастыря. С деньгами всё тоже оказалось просто. Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Но – не сразу. Реальный Римлянин Судьба святого Антония не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 г., а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 г. Более 20 лет Антония не ставили во главе созданного им монастыря, поскольку был против новгородский владыка, Иоанн Попьян, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода. Самое удивительное – это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Вероятно, помог князь и его строительная артель, строившая храм Николы. Ну и, видимо, в Новгороде Антоний поначалу считался чужим. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом.

http://pravmir.ru/antoniev-monastyir-chu...

Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Вероятно, при И. была продолжена роспись собора Св. Софии, начавшаяся весной 1109 г. на средства, собранные свт. Никитой («стяжяниемь святого владыкы»). Период архиерейства И. в Новгороде отмечен строительством ряда каменных церквей, в т. ч. в новооснованных пригородных мон-рях - в Юрьевом новгородском и в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы . В 1113 г. была начата ц. во имя свт. Николая на Ярославовом дворище, 28 апр. 1115 г. Воигост заложил ц. во имя вмч. Феодора Тирона, в 1119 г. кн. Всеволод и игум. Кириак начали строительство каменной ц. во имя св. Георгия в Юрьевом монастыре, в 1127 г. кн. св. Всеволод (Гавриил) Мстиславич (сын Мстислава Владимировича, занимал новгородский стол в 1117-1136) заложил ц. Иоанна Предтечи на Опоках (на Петрятине дворе) «в имя сына своего» (строительство было закончено в 1130). В 1117 г. прп. Антоний Римлянин приступил к возведению каменного храма в своей обители (построен в 1119, расписан к 1125). В 1127 г. преподобный начал строить в мон-ре каменную «трьпезницю» (трапезную палату). В летописях не сообщается об освящении всех этих храмов, хотя можно с уверенностью предположить, что нек-рые из них были освящены епископом. Вероятно, известия об освящении И. значительнейших храмов Новгорода были исключены при редактировании владычной летописи в кон. 60-х гг. XII в., что было связано с богослужебным непоминанием И. в Новгороде (см. ниже). Янину принадлежит гипотеза о конфликте прп. Антония с И. и кн. Всеволодом, разрешившемся только при преемнике И. свт. Нифонте (1130/31-1156). Прп. Антоний не позднее янв. 1108 г. получил «благословение Никиты епискупа» на основание монастыря, о чем записано в духовной грамоте преподобного (ГВНиП. С. 160. 103; составлена после 1109 - ранее 1131/32), но в игумены прп. Антоний был поставлен лишь свт. Нифонтом зимой 1131/32 г., как об этом сообщается в Новгородской I летописи: «Антона игуменомь Нифонт архиепископ постави» (НПЛ. С. 22, 207). (В Новгородской I летописи прп. Антоний называется игуменом уже при И. (НПЛ. С. 20, 21, 204, 206). По-видимому, указание на такой сан преподобного до 1131 следует отнести на счет позднейшей редакторской правки летописи.)

http://pravenc.ru/text/469530.html

Н. прибыл на Русь 6 дек. 1104 г., а 18 дек. в Киеве совершилось его настолование в Софийском соборе. По словам М. Д. Присёлкова , поставление Н. на Киевскую кафедру «принесло значительное оживление церковной жизни» на Руси ( Присёлков. 2003. С. 172). В следующем году Н. возглавил хиротонии нескольких русских церковных иерархов: 27 авг.- Амфилохия († 1122) во епископа Владимиро-Волынского, 12 нояб.- Лазаря , бывшего игумена киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря , во епископа Переяславля Южного, 13 дек.- Мину во епископа Полоцкого. В 1108 г. по предложению игум. Киево-Печерского мон-ря Феоктиста (впосл. свт., епископ Черниговский), поддержанному Киевским кн. Святополком, Н. распорядился об общерусском прославлении прп. Феодосия Печерского; имя святого было внесено в синодик (князь «повеле митрополиту вписати же в Синодик и повеле вписывати по всем епископьям и вси же епископи с радостью вписаша и поминати им на всех зборех» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283; ПВЛ. С. 120)). Тогда же, по одной из гипотез, было составлено Житие прп. Феодосия (см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277; Он же. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исслед. А. Поппэ//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 377-382). 11 июля того же года Киевский кн. Святополк (Михаил) Изяславич в Димитриевском мон-ре, основанном его отцом Изяславом Ярославичем, заложил ц. во имя арх. Михаила (Златоверхую) (см. Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила монастырь ). 30(31) янв. 1109 г. в Новгороде скончался свт. Никита , еп. Новгородский, постриженик Киево-Печерского мон-ря. В том же году «стяжанием святого владыкы» (т. е. на средства почившего Никиты) начались работы по росписи Софийского собора (НПЛ. С. 19, 203); первые фрески одного из древнейших русских соборов, т. о., относятся ко времени возглавления митрополии Н. 20 дек. 1110 г. в Новгород прибыл новый епископ Иоанн Попьян , которого, очевидно, поставил в Киеве Н. Печать Киевского митр. Никифора I. 1194–1121 гг. (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/2565506.html

Ист.: НПЛ; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 30; Т. 42 (по указ.). Лит.: Тихомиров П. И., прот. Биографии первых девяти Новгородских епископов. Новгород, 1861. С. 52; Янин В. Л. Печать Новгородского еп. Ивана Попьяна (1110-1130)//ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56; он же. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 47-54, 205, 207-209; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 206-207; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 22-26, 31, 95; он же. Летописные списки Новгородских владык//НИС. 1984. Вып. 2(12). С. 127-142; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 62, 63, 66-69, 207; Мусин А. Е. 1130 г.: Еп. Иоанн Попьян и кризис церк.-гос. отношений в Др. Руси//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1998. Вып. 12. С. 195-210. М. В. Печников Иконография В лицевом подлиннике присутствует следующее описание внешности И.: «Подобием сед, борода шире Иоанна Богослова, космачки, ризы святительския» (БАН. Строг. 66. Л. 152 об., назван «блаженным» под именем Попьян; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 124). В Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. есть миниатюра, иллюстрирующая оставление И. Новгородской епископии (РНБ. F.IV.225. Л. 80). В центре верхней части миниатюры на фоне архитектуры изображен стол, на котором лежит свернутая ткань, вероятно архиерейская мантия. Слева от стола - поколенное изображение удаляющегося И., справа - группа духовенства. И. показан старцем с белой, сужающейся книзу бородой до груди, на нем коричневые ряса, мантия и клобук. Обе руки с раскрытыми ладонями вытянуты вперед, голова повернута в сторону стола. В нижней части миниатюры - сцена поставления новгородским епископом свт. Нифонта. Возможно, изображение И. (или Иоанна (Стухина) , архиеп. Новгородского) помещено на прориси с иконы «Новгородские чудотворцы» XVIII в. (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399), справа в 1-м ряду, рядом со свт. Иоанном (Илией), архиеп. Новгородским.

http://pravenc.ru/text/469530.html

Мстислава, кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . В начальном летописании под 1071 г. помещен краткий рассказ об антицерковном восстании во главе с волхвом, к-рого, по летописному повествованию, поддержало большинство новгородцев; по наиболее распространенному мнению, мятеж представлял собой языческую реакцию (см.: Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2018. С. 131-149; ср.: Печников. 2015. С. 246-262). Еп. Феодор мужественно противостоял мятежникам, желавшим его убить, и вышел к ним с крестом в руках. Восстание было подавлено благодаря поддержке епископа кн. Глебом Святославичем и его дружиной. Князь убил волхва, зарубив его боевым топором, спрятанным в плаще. Согласно списку Новгородских епископов, обстоятельства кончины Феодора были драматичны: его «свои пес уяде» (НПЛ. С. 473). В кон. XI - сер. XII в. Новгородскую кафедру занимали неск. пострижеников Киево-Печерского Успенского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) - святители Герман (вероятно, бывш. игумен киевского Спасо-Берестовского, или «Германеча», мон-ря, скончавшийся также во время поездки в Киев), Никита и Нифонт . Свт. Никите, к-рый впосл. стал одним из наиболее почитаемых новгородских святых, принадлежит 1-я дошедшая до нашего времени новгородская владычная печать ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Древнейшая новгородская владычная печать//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 230-234). Период его святительства в значительной степени связан со становлением новгородской книжности и летописания ( Гимон Т. В. Летописание и развитие письменной культуры: (Новгород, XI - 1-я пол. XII в.)//Slovne=Словне. 2015. 1. С. 98-100; Печников. 2016. С. 170-178). Он был инициатором росписи Софийского собора; работы были начаты на средства святителя уже после его кончины. Еп. Иоанн Попьян («Иван Попиан», по гипотезе А. А. Гиппиуса, «поп Ян»); поставленный, вероятно, из белых священников по воле новгородского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича Великого в 1110 г., в 1130 г. отказался от кафедры (возможно, по политическим мотивам), и, согласно сообщению одного из списков Новгородских владык, его не поминали в Новгороде (НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010