1905 г. Годы великих скорбей 146 Услыши ны, Боже, Спасителю наш; упование всех концев земли и сущих в мори далече. И милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй нас! (Молитва из молебна). Наболела в душе и просится на сердце и уста эта умилительная молитва Церкви. В этот полуночный час, когда мысленно пробегаешь все пережитое в минувшем году, когда стоишь перед неизвестностью событий нового года, под удар сердца, как тяжкий стон, как вопль крепкий, вырывается она сама собою у каждого из нас... О, какой тяжелый год минувший послал Ты, Господи, пережить России! Неожиданная война, ряд тяжких неудач на брани; гибель многих лучших сынов России; потеря флота; падение нашей твердыни на берегу незамерзающего моря на грани Дальнего Востока; плен десятков тысяч наших героев; открывшиеся недочеты во внутренней жизни России; брожение и недовольство в образованных классах, как бы задавшихся целью удивить мир недостатком или даже отсутствием патриотизма; озлобленное требование переустройства государственной жизни под гром пушек и предсмертные вопли раненых и умирающих, а в нашем крае, в довершение всего, начало холерной эпидемии, грозным признаком устрашающего будущего стоящей и теперь перед нами, и еще хуже холеры – революционное брожение в Закавказье: вот какое печальное наследие передает старый год новому. Что несет и обещает хорошего год грядущий? По человеческим соображениям, очень мало... На конце земли русской собрана огромная наша армия, готовая ринуться в бой со врагом, но армия врагов не меньше, если не больше ее, и притом поставлена во многих отношениях в гораздо лучшие условия, чем наша. В мори далече плывет наша морская рать, наш русский флот; но ему грозят невероятные опасности в сражении с сильнейшим врагом, и притом без возможности иметь какое-либо пристанище.... Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече братий наших... Пошли нам новое лето Твоей благости; воздаждь нам радость спасения Твоего; подними наши усталые и скорбные сердца, исполни мужества и упования наши трепетные души! Но прежде всего пошли нам, Господи, дух смирения и покаяния, незлобия и кротости; утверди в нас сознание того, что праведен Господь и праведен гнев прещения Его на грешников...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Благожелательное в начале правления отношение Й. к подданным христианам и иудеям позднее сменилось их преследованием. «История Карки-де-Бет-Селох» сообщает, что на 8-м году правления (445/6) Й. казнил свою дочь, на к-рой был женат, и несколько вельмож ( Hoffman. 1880. S. 50). Причиной гнева монарха не мог быть заговор аристократии, поскольку араб. и персид. хроники, отражающие мнение зороастрийского жречества сасанидской эпохи, характеризуют Й. как милостивого государя. А. Кристенсен высказал предположение, что царь расправился с теми лицами из своего ближайшего окружения, которые втайне исповедовали христианство либо готовы были принять крещение ( Christensen. 1944. P. 283). По возвращении из военного похода в Вост. Прикаспий Й. изгнал христиан из армии и приказал наместникам Тахм Йездигерду из Нисибина, Адур Фразгерду из Арзанены и Сурену из Адиабены и Бет-Гармая прибыть в г. Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, Сев. Ирак), куда были созваны христиане этих 4 провинций. 20 авг. 445 г. были брошены в тюрьму Иоанн, митр. Бет-Гармайский, и 10 представителей знатных фамилий, в т. ч. Исаак, Ардашир и Авраам; позднее - еще 5 епископов и несколько тысяч мирян. За отказ отречься от веры Исаак был первым казнен в Бет-Титта, где проходили расправы над христианами еще в эпоху гонения Шапура II (сер. IV в.). Там же 24 авг. были подвергнуты пыткам и сожжены митр. Иоанн, 28 знатных христиан и 3 священника; 25 авг. умерщвлены мн. заключенные из жителей Карки-де-Бет-Селох. Неск. священников забили камнями; др. осужденных (епископов и мирян) подвергли изощренным пыткам. Подчиненные Тахм Йездигерда обезглавили христианку Ширин из близлежащего селения, не побоявшуюся обвинить наместника в чрезмерной жестокости, и 2 ее сыновей. Доблесть Ширин и др. христиан вызвала восхищение преследователя; он раскаялся в содеянных преступлениях и уверовал во Христа. Й., раздраженный столь неожиданным вероотступничеством своего приближенного, попытался вернуть его к исповеданию зороастризма. Когда ни обещания и угрозы судей, ни пытки не сломили решимости Тахм Йездигерда, он по приказу Й. был распят (25 сент. 445).

http://pravenc.ru/text/1237995.html

Скачать epub pdf Отправная точка благовестия Иоанн Креститель и Господь наш Иисус Христос – оба начинают свою проповедь одними и теми же словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф 3, 2; 4, 17 ). Такова отправная точка Благовестия – покаяние. Без покаяния не может быть ни новой жизни, ни спасения, ни вхождения в Царство. Обращаясь от Священного Писания к святым отцам, мы встречаем ту же самую существенную истину. Авва Милесий, которого спросили, что он делает в пустыне, отвечает: «Я пришел сюда оплакивать свои грехи» 50 . И покаяние это не есть только подготовительная стадия, оно – пожизненно. Когда авва Сисой лежал на смертном одре, окруженный своими учениками, оказалось, что он с кем-то говорит. «С кем ты говоришь, отче?» – спосили ученики. Он ответил: «Вот, ангелы пришли взять меня, но я прошу их дать мне еще немного времени, чтобы покаяться». «Ты не имеешь нужды в покаянии», – сказали ученики. «Воистину, – ответил старец, – я не знаю, начинал ли я каяться» 51 . Марк Монах утверждает: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог , но даже Он не прощает непокаявшегося [... ]. Все множество Божиих заповедей можно свести к одному началу – покаянию [... ]. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться... [... ]. И для великих, и для малых покаяние остается несовершенным до самого смертного часа». 52 «Господь наш Иисус Христос , – говорит авва Исаак Скитский, – заповедал нам пребывать в покаянии до последнего нашего дыхания. Ибо если бы не было покаяния, никто бы не спасся». 53 И Исаак Сирин учит: «В каждое мгновение в течение двадцати четырех часов суток мы имеем нужду в покаянии». 54 Духовные наставники более близкого к нам времени отводят покаянию столь же решающую роль. Преп. Иоанн Кронштадтский в своем духовном дневнике «Моя жизнь во Христе» говорит: «Наша молитва состоит прежде всего в покаянии» 55 . И о. Серафим Папакостас, возглавлявший движение «Зои» в Греции в 1927–1954 гг., начинает наиболее известную из множества своих книг такими словами: «В каждом веке, а особенно в настоящем – полном тревоги, усталом и беспокойном веке, нет ничего более существенного, чем покаяние. Нет ничего более глубокого, к чему бы стремился человек; однако у него нет ясного понимания того, чего же он в действительности хочет». 56 Следует отметить, что Иисусова молитва – гораздо более широко распространенная сегодня, чем пятьдесят лет назад, – является особенной покаянной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

Скачать epub pdf Слово первое Не знаю, против иудеев или за них покажется некоторым предпочтительнее озаглавить это сочинение. Мне же кажется, что можно и так и так. Ибо для смеживших умственное око и добровольно закрывших разум для света истины это будет ясным показателем и живым свидетельством либо их, так сказать, наивности, либо безумия; для более же культурных людей и более благосклонных к истине – своего рода путеводителем к более правильному, а для людей такого же образа мыслей из числа служителей Божьих – к большему и приятнейшему, если только в самом деле все другие блага ниже совершенствования души и желания таким образом полностью обеспечить спасение. Однажды, когда благочестивейший и христолюбивый император и самодержец ромеев Иоанн Кантакузин , ради божественного монашеского чина переименованный в монаха Иоасафа, оказался на Пелопоннесе и находился там, некто из местных жителей, называемый здесь Ксен, а вероисповеданием еврей, подойдя, поклонился ему, как он привык это делать раньше, и сказал: – Радуйся, царь! – Откуда ты пришел? – спросил император. – Встретившись с тобой, милостивейший царь, – сказал Ксен, – и зная о твоей широкоизвестной учтивости в обращении с каждым, с чем я и сам не хуже других знаком, я и подошел теперь, чтобы воздать еще должный тебе рабский поклон, что, я полагаю, как нельзя кстати. – И ты радуйся, – опять ответил император. – Поскольку же у меня сейчас нет никаких неотложных дел, хорошо будет, если ты объяснишь мне, какой такой рабский, как ты сказал, поклон ты пришел мне воздать. Ведь ты согласишься со мной, я думаю, что рабство дело не простое, а многообразное, ибо рабами мы называем и захваченных в плен на войне, и купленных людей, некоторые из которых сами под давлением нужды закладывают себя другим; рабствует опять же все покорное властям; с другой стороны, не будет, пожалуй, ошибкой назвать рабами греха и тех, кто не пользуется разумом для управления страстями и не совершенствует себя сознательно по образу Божию, а безрассудно покоряется наслаждениям и иным страстям и спускается вниз, словно имея некую всепоглощающую необходимость постоянно быть рабом наслаждений. Ибо чему из наших влечений кто покоряется, сказал один божественный муж, тому тот и рабствует (ср. Рим.6,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

1.Многие полагают, что для спасения им довольно соб­ственной добродетели, и что если они хорошо будут распола­гать своею жизнию, то для спасения им уже больше ничего не будет недоставать. Но они думают неправильно. И это доказал тот, который закопал один талант, принес его не уменьшенным, но возвратил целым и таким, каким получил. То же доказывает и здесь блаженный Павел, когда го­ворит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется». Попечение разу­меет всякое – и о душе, и о теле, так как и последнее тоже есть попечение. Тот, кто не печется о своих, «особенно о домашних, то есть, принадлежащих к его роду, хуже неверного». Это говорит и Йсаия, глава пророков: «от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:7 ). Действительно, как может быть милостивым к посторонним тот, кто презирает людей одного с собою рода и свойственников своих? Не назовут ли все тщеславием то, когда кто, благодетельствуя чужим, презирает и не щадит своих? Или, с другой стороны, если, наставляя первых, он оставляет в заблуждении последних, несмотря на то, что благотворить последним было бы для него и удобнее и справедливее? Без сомнения. Разве не скажут тогда, что можно ли назвать милостивыми христиан, когда презирают они своих? «И неверного, – говорит, – хуже " . Почему? Потому что последний, если и презирает чужих, то, по крайней мере, не презирает близких себе. Сказанное (апостолом) имеет такой смысл: кто нерадит о своих, тот нарушает и закон Божий, и закон природы. Если же непекущийся о присных отрекся от веры и стал хуже неверного, то куда должен быть отнесен и где займет место тот, кто обижает присных своих? Но каким образом он отрекся от веры? «Они говорят, что знают Бога, – говорит, – а делами отрекаются» ( Тит.1:16 ). Между тем, что заповедует Бог, в которого веруем? Не презирать тех, которые связаны с нами племенным родством. Каким же образом может веровать отрицающий это? Подумаем об этом все, которые, сберегая деньги, презираем ближних. Бог для того, и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворить друг другу. Поэтому, если ты не де­лаешь того, что делает неверный, то ужели ты не отказался от веры? Итак, не в том состоит вера, чтобы веровать только исповеданием, но нужно еще являть праведные дела. Можно и во всяком деле веровать, и не веровать. Сказав о пресыщении и сластолюбии, (апостол) говорит, что она не оттого только погибает, что пресыщается, но и оттого, что принуждена бывает презирать ближних. И говорит это справедливо, потому что та, которая жила для чрева, оттого и погибла, что отверглась веры. Но почему становится хуже неверного? Потому что не все равно – презирать, ближнего, и дальнего. Отчего же? Оттого, что гораздо зазорнее презирать знакомого, нежели незнакомого, – друга, не­жели недруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1. Разумные и опытные земледельцы, окружая свои насаждения самым заботливым уходом, прежде всего самые растения выгоняют в рост, а затем искусно удаляют от них все заглушающие их поросли. Также точно поступил и законодатель Моисей: сначала он насадил в сердцах людей единобожие, а потом стремился искоренить в людях наклонность к многобожию. Как же насадил он единобожие? Послушай, что говорит он: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи» (Второзак. 6:13, 10:20), и еще: «слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Второзак. 6:4). А вот как посек он сорные травы многобожия: «богов литых не делайте себе» и богам чуждым не кланяйтесь: «Я Господь, Бог ваш» ( Лев. 19:4 ; Исх. 34:17 ). Подобное этому сам Бог и Спаситель наш делает сегодня. В самом деле, после того как недавно насадил Он в душах наших добрую маслину милосердия и увенчал плод ее, то есть милосердных, и ублажил их, говоря: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5:7 ), сегодня, как и подобало, Он посекает и истребляет в нас все суетное, что могло бы вредить милосердию. Вчера, всех одинаково возбуждая к милосердию, Он и бедных научил – на примере бедной вдовы из Сарепты Сидонской, – чтобы у них бедность не служила предлогом к бесчеловечности, а с другой стороны их же – примером бедной вдовы евангельской, положившей в церковную сокровищницу две лепты, – возбудил, чтобы они с усердием собирали богатство милостыни; и тех, чье богатство созидается на волнах морских, Он обуздал, внушая им, чтобы они отдавали лучше бедным, чем морю, а тем, кто на суше трудится для своего благосостояния, Он показал, как нужно предупреждать нужду доброй волей и как прежде нужды лучше воздавать почтение Богу, чем разбойнику. Таким образом всех одинаково побудив к милостыне и зная, что каждый склонен принимать похвалы, как цветущее дерево, наклоненное к милосердию: «я, как зеленеющая маслина, в доме Божием» ( Пс. 51:10 ), Господь сразу же подавляет и сопутствующее милостыне тщеславие. Как именно? «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» ( Мф. 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апрель 9 апреля 1868 г. 9 апреля 1868 г. Благодарю Всемилостивого Спасителя моего, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных и Животворящих Его Таин, умиротворившего и укрепившего меня духовно и телесно. Радоница. Поминаний было 140 списков. 1-й класс – то есть 1-ю перемену, в VI классе прослужил. На 2-й – в V классе читал слово на Святую Пасху митрополита Григория 36 и Католическую мессу. Мног мир исполняющим закон Твой, Господи! Благо работать Тебе, Господи! А удовлетворять стремлениям греховного сердца нашего – пагубно. Беспокойство, страх, огонь, теснота, бесчестие лица, ожидание суда грозного. Если бы свой повенчал, то более от души бы пожелал добра молодым. Так говорила мне одна женщина родственница, увидев, что брак шурина венчал не я, а посторонний священник. Да, я должен всякого венчать, как своего родного, как желал бы, чтобы венчали меня. Я так много тебе одолжен, ты так много для меня сделал, что я не могу ни в чем отказать тебе, не могу обидеться, оскорбляться на тебя, хотя бы ты и жестоко поступал со мною. Так говорят облагодетельствованные благодетелю. Кто же у нас больший благодетель, как не Господь Иисус Христос , создавший, искупивший, промышлявший непрестанно о нас? И откажемся ли мы исполнять Его святые заповеди, в исполнении которых состоит долг наш, наша благодарность к Нему? И так как Он никаких даров от нас не требует, яко Бог, все содержащий, и вместо Него повелел нам отдавать долги любви и благодарности братьям нашим, например бедным, которые Его члены, – то не пощадим нашего достояния для бедных, будем уделять ежедневно лепты для них и этой добродетели милостыни будем держаться до гроба, да милостива обрящем Господа в день Суда. Суете работаем усердно, много и долго, а Господу Богу – мало, холодно, лениво и торопливо. Службы совершаем поспешно, а на вечеринках, в театрах, клубах и пр. готовы ночи просиживать. Высунул голову из вагона и глаз засорил – не зевай, в сторону не смотри, особенно там, где сильное стремление ветра и пыли. На воде безопасно. Так и в духовном отношении: не зевай, когда служишь Богу, не развлекайся сторонними мыслями, иначе мысленный ветер – злой дух, засорит мысленное око, – к Богу единому зри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Беседа 15 «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». ( Матф. 5:1–3 ) Изъяснение 5:1–16. Своим примером Христос научает не делать ничего напоказ. – Обращая речь к ученикам, Христос говорит чрез них ко всем людям. – Кто разумеется под нищими духом. Смирение – начало всякого благочестия. – Плач о грехах освобождает от пристрастия к земному. – Утешение, даруемое Богом, помогает побеждать все. – Под землею, обещанною кротким, разумеются и чувственные блага. – Кто разумеется под алчущими и жаждущими правды, под милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами и изгнанными правды ради, и какова их награда. – Не всякие поношения делают людей блаженными. – Царство небесное обещается не одним нищим духом. – Почему последняя заповедь обращена прямо к ученикам. – Терпеть злословие – больший подвиг, чем переносить опасности. – Заповеди пролагают путь одна другой. – Что значат выражения: «вы соль земли» и «свет мира». – Сила проповеди показывает могущество Христово. – Добродетель не может укрыться. – Она одна делает счастливым. – Злословящие внутренно хвалят добродетель. – Жизнь христианина должна оправдывать учение. – Порицание гоняющимся за наживой, подающим милостыню из тщеславия, забавляющимся ссорами других, и увещание не заводить распрей и ссор и прощать обиды. 1. Смотри, как Христос далек был от честолюбия и гордости! Он не водил народа за Собой, но когда нужно было врачевать, Сам ходил всюду, посещая города и веси. А когда собралось великое множество, садится на одном месте, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, – научая тем нас ничего не делать напоказ, удаляться от шума, особенно когда нужно любомудрствовать и рассуждать о важных предметах. Когда взошел Он и сел, приступили ученики. Видишь ли, как они успевают в добродетели, и как скоро сделались лучшими? Народ смотрел на чудеса, а ученики хотели уже слышать что-нибудь высокое и великое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 44 на псалом 134 104 Пс.134:1–2 . Аллилуия. Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего! Важное значение псалмопения или хвалы Господу в духовной жизни человека. – Что значит: «в достояние Свое» ( Пс.134:4 )? – Другие побуждения к прославлению Господа: премудрость Божия в устроении облаков, соединении дождей с молниями и движении ветров. – «От сокровищ своих» ( Пс.134:7 ). – Особенное божественное попе­чение об Израиле и высшая цель совершившихся в Египте знамений и – по выходе из него – побед над врагами. – Славословие Господу за необычайные его ми­лости. – «Идолы язычников – серебро и золото» ( Пс.134:15 ) – Различие в благословениях. 1. Опять пророк призывает слушателей к жертвоприно­шению, состоящему в похвалах; это – жертва Богу и приноше­ние. Потому и в другом месте он говорит: «восхвалю имя Бога моего песнею, возвеличу Его хвалением. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец, с подрастающими рогами и копытами» ( Пс.68:31, 32 ). Он постоянно упоминает о «храме» и «дворах», привязывая их к этому месту и не дозволяя отступать. Для того и в начале Бог повелел воздвигнуть храм, чтобы истребить между ними всякое нечестие и идолослужение, когда они должны были соби­раться все в одно место, а не блуждать везде произвольно и свободно, и в рощах и источниках, на холмах и горах находить поводы к нечестию, принося там жертвы и делая воз­лияния на высотах. Для того и закон осуждал на смерть того, кто приносил жертву вне храма: если «ко входу скинии собрания не принесет, или если кто заколет вне стана, то человеку тому вменена будет кровь» ( Лев.17:4 ). Поэтому про­рок везде собирает их в это место, чтобы они, слушая, вра­зумлялись и удерживались от заблуждения. Он заповедует петь, воспевать псалмы и хвалить, потому что хвалы Богу были и для них побуждением к благочестию, заключая в себе повествования о древних событиях в Египте, в пустыне, в земле обетованной, при законодательстве, на горе Синае, во время войн; одно и тоже занятие было вместе и прославлением Бога, и вразумлением для поющих, устроявшим их жизнь и руководившим к правому вероучению. «Хвалите Господа, ибо благ Господь» ( Пс.134:3 ). Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «так как милостив» ( χρησς). Что особенно вожделенно для слушателей, на то он часто и указывает, – на человеколюбие, снисходительность, ми­лость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа на Евангелие семнадцатой недели по Пятидесятнице Исцеление дочери жены Хананейской (Как нам поступать, если Бог не исполняет наших прошений) Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня? О чуде исцеления Иисусом Христом бесноватой дочери Хананеянки ( Мф. 15:21–28 . Зач. 62). ... " Иисус пришел в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час». ... В Евангелие говорится, что однажды, когда Иисус Христос пришел в страну, где были города Тир и Сидон, и там женщина Хананеянка просила Его об исцелении своей бесноватой дочери, то Иисус Христос сначала не отвечал ей ни слова на её просьбу. Кто такая была эта Хананеянка и почему Иисус Христос, всегда такой внимательный и милостивый ко всем, сначала совершенно не внимал просьбе сей Хананеянки об исцелении её дочери? " Хананеянка» – это то же, что финикиянка. Хананеи, или финикияне, были язычники, жившие в соседстве с Иудеями. Тир и Сидон были главными городами в земле Финикиян, или Хананеян. Хананеянка эта, как видно, не только знала веру Иудеев в пришествие Мессии Христа Спасителя, но вместе со многими Иудеями и веровала, что явившийся чудотворец Иисус – есть именно этот Мессия. Она и называет Его Сыном царя еврейского Давида, из рода которого Бог обещал происхождение Христа Спасителя. Господь долго не исполнял просьбы Хананеянки для того, чтобы испытать и обнаружить пред другими веру её и с верою – терпение и смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010