Иоанн Лествичник

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Введение в православную аскетику, Раздел 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... укоренившись в сердце, расходится потом по всему нашему существу, выходит вовне и покрывает все, что окружает нас. Подобное дерево, можно сказать, есть у каждого, чье сердце хоть сколько-нибудь любит грех, с тем только различием, что у одного полнее раскрывается одна, у другого другая сторона его» 27. Существует и иное разделение страстей на восемь главных (можно считать его дальнейшим подразделением трех названных на более конкретные страсти) , и все остальные сводятся к этим восьми. Ими являются: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Преподобный Иоанн Лествичник описывает связь страстей между собой следующим образом: «Матерь блуда есть объедение; уныния же матерь – тщеславие; печаль и гнев рождаются от трех главных страстей (сластолюбия, славолюбия и сребролюбия) ; матерь гордости – тщеславие» 28 « ( Леств. 26: 39 ) . Страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как, например, чревоугодие и блуд, и не естественные, не коренящиеся в естестве, как, например, сребролюбие. Действия же их проявляются четверояко: некоторые действуют только в теле и чрез тело, как чревоугодие и блуд, а некоторые ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Духовный отец в Древней Восточной Церкви, Раздел ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (oi πάντων τάς άμαρτίας βαστάζοντες κοΑ περ πάντων άπολογούμενοι) … Вы подражатели Христа Господа. Как Он вознес на древо грехи всех нас, распявшись, так и вы должны усвоять себе грехи народа» 443. Но в монашестве идея заместительства получила свое полнейшее развитие и органически слилась прежде всего с институтом старчества; она гармонирует с представлением о старце как ответчике за своих учеников, а эта ответственность требуется целым строем старчества 444. Потом она сливается совершенно естественно и с институтом тайной монашеской исповеди. Акт принятия грехов старцем на свою душу преп. Иоанн Лествичник изображает описательно – в образе помощи неискусному пловцу, в виде несения немощных на раменах сквозь дверь подлинно узкого входа 445. Принятие на себя, или «восприятие» (άναδοχή) , чужих грехов в покаянии было или полное, или частичное. Инок, павший в блуд, исповедует свой грех авве Лоту. «Не унывай, – сказал ему старец, – есть еще покаяние. Пойди пребывай в пещере и постись по два дня, а я понесу вместо тебя половину греха» (βαστάζω μετά σου ήμισυ της άμαρτίας) . По прошествии трех недель старцу было открыто, что Бог принял покаяние брата» 446. Свидетельства в таком роде ... далее ...
Письма иерею Димитрию - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... имени Господа нашего Иисуса Христа (ведь подобает, как сказал святой Иоанн Лествичник, от Бога начать слово к Божию угоднику) задумал я тебе, вседражайшему моему другу, истинному рабу Христову, призвав Его Божественную благодать в помощь немощи ума моего – ведь без Него, по неложному Его слову, «не можете делать ничего» ( Ин. 15: 5 ) , – хотя бы малое нечто написать кратчайшим моим словом об общем житии и треблаженном послушании, которое для общего жития, лучше же сказать, и для всего монашества есть корень и основание; полагаю, что такое мое к тебе письмо более всего будет благоприятно для вселюбезной мне и всесвященной твоей души, которая имеет в себе даже и доныне неугасимый, вверженный Богом огонь любви к монашескому житию и хранит его богоугодно. Знай, всевозлюбленный мой друг, что Дух Святой через святых отцов всё монашеское житие определил и установил разделить на три чина: на отшельническое уединенное пребывание, на совместное жительство с одним или двумя братьями и на общее житие. Отшельническое житие таково: кто-либо вдали от людей в пустыне пребывает один и во всём, что касается его души, а также пищи, одежды и прочих телесных потребностей, на одного лишь ... далее ...
Практическая энциклопедия, П - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... к памятованию смерти, желающим освободиться от обольстительного и обманчивого мысленного состояния, при котором человек представляется сам себе как бы вечным на земле, а смерть считает уделом только других человеков, отнюдь не своим. После понудительного приобучения себя к воспоминанию о смерти милосердый Господь посылает живое предощущение ее — и оно приходит помогать подвижнику Христову при его молитве. Оно благовременно восхищает его на Страшный Суд Христов; благовременно на этом суде человек умоляет человеколюбивого Господа о прощении своих грехов, и получает его. Потому-то витой Иоанн Лествичник назвал молитву истинно молящихся судилищем, судом, престолом Господа, предваряющими общий будущий суд. 3. 177-178 Постоянное памятование смерти есть благодать дивная, удел святых Божиих, преимущественно предавшихся тщательному покаянию в нерушимом безмолвии. Только в безмолвии созревают и процветают возвышеннейшие добродетели, как в оранжереях редчайшие и драгие произрастения! Но и нам, немощным и страстным, необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти, усваивать сердцу навык размышления о ней, хотя такое размышление и крайне противно сердцу грехолюби-вому и ... далее ...
Учение Святых отцов и подвижников православной ...Искать в Источникеazbyka.ru
... исполнением заповедей и, главным образом, через любовь, которая есть венец всех добродетелей - дщерь и одновременно мать всех добродетелей 213. С другой стороны, любовь к Богу и ближним в настоящем своем виде является в душе после победы над страстями. Таким образом, между любовью и бесстрастием существует взаимная связь 214. Существенным свойством любви является смирение. Без смирения нельзя ни стяжать, ни сохранить ни одной добродетели. Без смирения нельзя стяжать и истинной любви. Поэтому свв. отцы указывают, что без смирения нельзя искоренить страсти и стяжать добродетели. Преп. Иоанн Лествичник прямо говорит, что «начало бесстрастия есть смирение; от смирения рождается бесстрастие» 215. «Кто с добродетелью смиренномудрия сочетается браком (теснейшим союзом) , тот - кроток, приветлив, удобоумилен, милосерд; более же всего тих, благопокорлив, беспечален, бодр, неленостен и - что много говорить - бесстрастен, потому что “во смирении нашем помянул нас Господь и избавил нас от врагов наших” ( Пс. 135: 23-24 ) , от страстей и скверны наших... Некоторые, - говорит далее Лествичник, - для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований, силы чудотворений и дара ... далее ...
Житие и учение св. Григория Паламы - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... души, придает и ему, у духовных людей, способность испытывать Божественное [выражение Ареопагита: О божественных именах. II. 9] и позволяет ему разделять страсть души... Тогда тело не движется под влиянием телесных и материальных страстей... а обращается само в себя, отрешается от всякого общения со злом и само по себе достигает своего освящения и обожения неотчуждаемого... ». В качестве «общего душе и телу действия», особенно «приятного Богу», св. Григорий Палама приводит «блаженный плач и слезы умиления, которые восточные подвижники, в особенности преподобные Исаак Ниневийский Сирин и Иоанн Лествичник, считали настоящим духовным крещением. «Значит... - отвечает св. Григорий Варлааму, - ни пощения, ни бдения, ни коленопреклонения, ни на земли легания, ни многого стояния - ничего такого не нужно творити тому, кто упражняется в умной молитве, ибо все сие болезненно приводит в действие осязание и приносит, как выразился бы он [Варлаам], сутолку в душу молящегося». Отцы же, следующие традиции Макария, говорят о физическом страдании как о приводящем к молитве, и упоминают о чистой телесной радости, проистекающей от молитвы. Св. Григорий Палама чрезвычайно живо чувствует ... далее ...
Блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... названных аскетических писателей и в изречениях опытных подвижников теория помыслов была разработана не только в основных своих положениях, но даже в частностях. Отношение других церковных писателей к учению о помыслах при указанной сформированности его, имеет следующий характер: одни из них (например, Василий Великий, авва Исаия) см. Слово 17 (, Иоанн Златоуст и др.) высказывают краткие, иногда даже случайные, замечания о помыслах, не привносящих ничего существенно важного в учение о них; другие же, и особенно позднейшие, стремившиеся в своих творениях обозреть всю область аскетики (Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др.) , воспроизводят учение вышеназванных писателей, присоединяя к нему более или менее удачные обобщения, исправления и дополнения на основании личного опыта. К числу последних принадлежит и бл. Диадох. Предполагая, что его читателям известно учение о помыслах, он в иных случаях лишь только намекает на некоторые пункты этого учения употреблением терминологических выражений (например, αἱ πικραὶ ἐκεῖναι καὶ σχοτειναι τῶν δαιμόνων πᾶσαι γίνονται προσβολαί, гл. 28) , в других – обобщает слышанное «от достигших опыта» (гл. 38) , или вычитанное в их ... далее ...
Введение в православную аскетику, Раздел 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... веселится, все забыто! » 51 Страсть уныния Определение страсти Уныние – мрачное, подавленное состояние духа, гнетущая тоска, лень. Страсть уныния имеет два проявления. Первое – уныние, вгоняющее в сон: лень на молитве, чтении, работе. Второе – уныние, гонящее из дому в поисках общения и развлечения. Сюда же можно отнести желание ходить и принимать гостей, просмотр телевизора, посещение дискотек, компьютерные игры и т. п. действия. Хотя надо уметь отличать страсть от присущего всем желания общения, т. к. человек существо социальное. Здесь главным является стремление к золотой середине. Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Уныние для инока есть всепоражающая смерть. Из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший» ( Леств. 13: 9–10 ) . Причинами уныния бывают: уединение, тяжелый физический труд, постоянные развлечения, не исповеданные грехи. Иногда уныние является без всякой причины. Интересный пример по действию этой страсти приводит Л. Н. Толстой: «С тех пор, как я приехал сюда, каждый день в 6 часов вечера начинается тоска как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» 52. Он же пишет и о том, что ... далее ...
Основы искусства святости. Том I, Отдел 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... уединившиеся в пустыню и не видящие никого и ничего, а не та разумеется печаль, которая рождается непосредственно от потери имущества, исчезающего на глазах, например при пожаре.) Из всего вышесказанного следует, что причины страстей, будучи удалены от человека, делают страсти последнего вялыми и наконец сводят их к бледным воспоминаниям и чистым представлениям (Нил Синайский) 797. Причины эти находятся иногда вне человека, иногда внутри него (авва Серапиои) , и то действуют чрез помыслы, переходя на чувства, то, зарождая страсть в чувствах телесных, переводят ее на душу, загрязняя ум (Иоанн Лествичник) 798. В науке тоже существуют теории, в которых она старается осмыслить подобные проблемы. Об этом бы не стоило и говорить, если бы научники не искали в аскетике разрешения некоторых вопросов, в которых они окончательно запутались и не могут выбраться на свет Божий. Предъявляют вопросы, понятно, с упреками и пилатовским сомнением, что можно получить разрешение просимого. Но я, не замечая ни их иронии, ни гнева, ни скептицизма, постараюсь ответить на поставленные вопросы. Но сперва скажу, как известный американский профессор Джемс «открыл Америку» у себя в кабинете, которую ... далее ...
Триады в защиту священно-безмолвствующих - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 10 октября 359 ариане правдами и неправдами склонили группу епископов, участников собора в Аримине, подписать в г. Нике (Фракия) вероопределение, отступающее от Символа веры, принятого в 325 в Никее. 89 Односложная, или единомысленная (μονολογιστος) молитва, которую иногда неточно называют «монологической» или «однословной», заключается в том, чтобы решительным движением ума и воли преодолеть в своей душе беспорядочное блуждание помыслов. Обычно такая молитва творилась вместе с Иисусовой молитвой, произносимой частично или полностью, но могла совершаться и без слов единым порывом сердца. Иоанн Лествичник говорит, что односложная молитва нередко способна собирать ум, рассеявшийся в подробном молитвословии, и что она кладет начало всякому настоящему молитвенному деланию (Лествица 28: PG 88, 1132B-D; ср. Лествица 9, 15 и 27: PG 88, 841, 889D и 1116CD) . Исихий Синаит писал, что единомысленная молитва истребляет и сжигает бесовский обман (О воздержании и добродетели, 2, 72: PG 93, 1536В; ср. также его сочинение «О посте» во 2-м томе греческого «Добротолюбия») . В одном сочинении, которое приписывается Максиму Исповеднику, блуждание мыслью приравнивается к стоянию перед ... далее ...
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Лествичник
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера