Иоанн Лествичник

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Духовная традиция восточного христианства - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... часто возвращался к этому в своих катехизисах 500. Духовные чувства – «знак оживления души» 501 Если духовные чувства и не являются единственным выражением Божественной жизни в человеке, однако, как полагает Феофан Затворник 502, они являются знаком духовного здравия. Последняя победа над грехом одержана лишь когда начинаешь испытывать чувства, противоположные искушениям, когда не вкушают ничего, кроме Божественного. Термины αναίσθητός, άναισθητεῖν, αναισθησία, как правило, имеют негативное значение: они означают скудоумие, атонию, безучастность к духовной жизни, полное равнодушие 503. Иоанн Лествичник подробно описывает этот порок в главе «Нечувствие как смерть души прежде смерти телесной» 504. Говорится также о σκληροκαρδία или πώρωσις, ожесточении сердца, duritia cordis, öbduratio ( Ис. 6: 9–10 ) . Эта болезнь, начинающаяся «помрачением сердца» 505, есть искушение, приходящее от Сатаны, направленное на то, чтобы в душе возбудить грусть, уныние 506, как утверждают авва Дорофей, Иоанн Лествич- ник, Симеон Новый Богослов и другие 507. Однако даже те, кто горячо переживает «духовные чувства» («школа чувства») 508, не могут отрицать, что «чувство Божественного» ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Уроки и примеры христианской любви. Опыт ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в храм Божий и за порогом его должны оставить все помыслы о земном, житейском.) б (Стоять в храме должно с страхом, потому что мы стоим здесь пред лицом Самого великого Бога. Кто из нас осмелится держать себя не благочинно пред лицом начальника? Если так поступаем мы в присутствии людей, то можно ли иначе поступать в присутствии Бога? Можно ли без страха пребывать там, где силы небесные служат со страхом и трепетом? Сохрани нас Бог. – Мы должны стоят со всяким благочинием и благопристойностию, – в пряном положении тела, с неподвижным взором, обращенным к алтарю. „Кто помышляет, учит преп. Иоанн Лествичник, что предстоит Богу, тот в сердечном чувстве будет во время молитвы неподвижен как столп и не надругается над ним ни один из демонов».) Слово 19 (. в) Далее, в храме Божием нужно стоят с всяким вниманием. Для возбуждения внимания мы часто слышим возглас: вонмем. Стоя в церкви при богослужения, мы должны внимательно смотреть на священные действия, чтобы примечать в них таинственное значение и благодатную силу, вникать в смысл пений и песней духовных, чтобы петь Богу разумно ( Пс. 46, 8 ) , внимательно слушать божественные писания, чтобы научиться заповедям Господним ( Пс. ... далее ...
Житие и учение св. Григория Паламы - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... души, придает и ему, у духовных людей, способность испытывать Божественное [выражение Ареопагита: О божественных именах. II. 9] и позволяет ему разделять страсть души... Тогда тело не движется под влиянием телесных и материальных страстей... а обращается само в себя, отрешается от всякого общения со злом и само по себе достигает своего освящения и обожения неотчуждаемого... ». В качестве «общего душе и телу действия», особенно «приятного Богу», св. Григорий Палама приводит «блаженный плач и слезы умиления, которые восточные подвижники, в особенности преподобные Исаак Ниневийский Сирин и Иоанн Лествичник, считали настоящим духовным крещением. «Значит... – отвечает св. Григорий Варлааму, – ни пощения, ни бдения, ни коленопреклонения, ни на земли легания, ни многого стояния – ничего такого не нужно творити тому, кто упражняется в умной молитве, ибо все сие болезненно приводит в действие осязание и приносит, как выразился бы он [Варлаам], сутолку в душу молящегося». Отцы же, следующие традиции Макария, говорят о физическом страдании как о приводящем к молитве, и упоминают о чистой телесной радости, проистекающей от молитвы. Св. Григорий Палама чрезвычайно живо чувствует ... далее ...
К феноменологии аскезы. Аналитический словарь ...Искать в Источникеazbyka.ru
... есть усвоение себя и уподобление Богу, по мере сил человеческих» [85]. Чтобы понять место и значение послушания в подвиге, нужно его рассматривать купно с полярным ему понятием, своеволием (αυθάδεια) . Своеволие – установка попустительства себе, открывающая дорогу страстям. «Кто не научился побеждать свою волю, тот не может подавлять гнев, уныние, похоть, не может иметь истинного смирения» [86]. Поэтому «если человек проводит жизнь по воле своей… то подлежит он осуждению» [87]. Отказ от своеволия, «отсечение воли своей» и означает послушание – «гроб воли и воскресение смирения» (св. Иоанн Лествичник) , У него есть глубокие скриптуральные и онтологические корни. В Писании подчеркивается, что отношение порожденности, существующее между Сыном и Отцом, предполагает и влечет послушание, предание Сыновней воли – Отцовской (см. Ин. 6: 38; Мф. 26: 39, 42; Флп. 2: 8) . Тем паче же требует послушания статус твари, и еще стократ его требует установка Подвига, сораспи-нанье Христу. «Совершенство подвига твоего есть послушание», – говорит первый монашеский устав св. Антония [88]. Вместе с тем, однако, христианство всегда настаивает на Богоданной свободе воли у твари. Примирить оба ... далее ...
Основы искусства святости. Том I, Отдел 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не в силах насильно совратить человека в атеизм. Ни его слабенький ум, ни страстное сердце, ни прельщения внешнего мира сами по себе не могут отвлечь его от Христа и веры в Бога, если он сам того не захочет. И в последнем заключается основная причина атеизма, именно – в злой развращенной воле человека. А воля делается развращенной от несоблюдения евангельских заповедей. Кто борется со своими страстями, плачет о своих грехах, прибегает в каждом сомнении к Богу – одним словом, ведет себя смиренно, тот далек от атеизма. Хульные мысли и слова рождаются только в сердцах гордых, говорит св. Иоанн Лествичник 83. Сколько людей, которым не удалось получить законченного образования, и сколько ученых, исчерпавших современные знания до дна, и однако не потерявших веры! 84 Сколько, с другой стороны обуреваемых страстями инемощных духом, но не отчаивающихся ни в своем спасении, ни в благом Промысле Божием, охраняющем и их!.. Сколько, наконец, юношей и девушек, горящих духом, ушедших в монастыри от родителей и родственников, насквозь пропитанных ненавистью к Церкви и ко всему религиозному! И ничто не могло отлучить их от любви Христовой ( Рим. 8, 35 ) . Подобными случаями переполнены ... далее ...
Православная психотерапия. Святоотеческий курс ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нас... а прирождено нам от сотворения», и приходит к такому выводу: «Пустыня излишня, когда мы и без нее входим в Царствие – чрез покаяние и всякое хранение заповедей» (Добр. Т. 5. С. 101) . Очень характерно, что преподобный Никита, выражая недоумение по поводу мнения многих, что «невозможно навыкнуть добродетели без ухода вдаль и убежания в пустыню», пишет: «Я удивлялся, как вздумалось им неопределимое определять местом» (там же) . Во всяком случае, пустыня и вообще телесное безмолвие помогают обрести умное безмолвие, священную сущность которого мы сейчас постараемся описать. Преподобный Иоанн Лествичник пишет со свойственной его замечательному труду краткостью и глубокомысленностью, что безмолвие души есть «благочиние помыслов». Безмолвник, бдительно стоящий на страже врат сердца, испытывает помыслы и убивает либо изгоняет их. «Безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль. Любитель безмолвия имеет мужественный некий и строгий помысл, который недремленно стоит в дверях сердца и приходящие помыслы убивает или отражает» ( Леств. 27: 2–3 ) . Преподобный Симеон Новый Богослов, описывая священный дух умного безмолвия, пишет: «Безмолвие есть лишенное ... далее ...
Преподобный Симеон Новый Богослов и православное ...Искать в Источникеazbyka.ru
... можно сказать, что обожение предвкушается и начинается in via (в земной жизни) , но в полноте осуществляется in patria (в небесном отечестве) 1500. Вторая характерная черта, на которую мы должны обратить внимание, – представление об участии чело­веческого тела в обожении: в этом одно из коренных отличий святоотеческого учения об обожении от его неоплатонического двойника – идеи о том, что человек может «быть богом» (эта идея встречается, в частности, у Плотина 1501) . Макарий Египетский упоминает, что те­ла святых преобразятся, когда святые окажутся во славе неизреченного света 1502. Иоанн Лествичник пишет о том, что тела многих святых освятились в течение их земной жизни «и некоторым образом сделались нетлен­ными от пламени чистоты» 1503. Когда душа становится богом по сопричастию с Божественной благодатью, го­ворит Максим Исповедник, тело обоживается вместе с душой 1504. Святые суть боги, господа и цари; они стали жилищем Бога, вселившегося в их тела, подчеркивает Иоанн Дамаскин, рассуждая о почитании мощей свя­тых. Ссылаясь на 1Кор. 6 («тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа») , он пишет, что тела святых – это «одушевленные храмы Божий, одушев­ленные ... далее ...
Слова утешения. Беседы о духовной жизни и о ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в послу­шании у старца Иосифа Исихаста, братия, в том числе и старец Иосиф Ватопедский, еже­дневно часть своего времени по традиции уделяли «изучению Отцов». Это были, во-первых, изречения Отцов египетской пустыни и повести из их жизни, вошедшие в различные сбор­ники, самые известные из которых входят в Систематическое собрание (Древний Патерик) и Алфавитное собрание (у нас Достопамятные Сказания) , а также сборник под названием «Евергетинос» 22. Далее шли произведения великих Отцов – систематизаторов подвижниче­ского опыта, таких как св. Василий Великий, прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Лествичник, прп. Симеон Новый Богослов, св. Григорий Палама. Также здесь следует назвать и ав­торов Добротолюбия, среди которых старец Иосиф наиболее часто ссылается на авву Исайю Отшельника и прп. Марка Подвижника. Вслед за своим блаженным учителем особое место старец Иосиф отдает писаниям прп. Исаака Сирина, считая его одним из самых глубоких ду­ховных писателей. Макария Египетского, аввы Дорофея, некоторым аскетическим сочинениям св. Григория Нисского, Григория Богослова. Для обобщения церковного вероучения Старец пользуется творениями прп. Иоанна Дамаскина, а для ... далее ...
Устав преподобного Нила Сорского - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... извлекать, немощные же и новоначальные, как к твердыне, прибегая к благоговению и страху и от единоборства уклоняясь, не смея прежде времени бороться, – избегают смерти». Нам, слышащим это, подобает себя хранить и прежде времени не дерзать на высокое, чтобы кто-либо из нас, повредившись, и душу не погубил. Но в подобающее время и среднею мерою, как видится, делание проходить удобнее, ибо и Писание свидетельствует, что средний путь – непадателен. Подобающее же время есть то, которому предшествует обучение среди людей, а средний путь – это с одним или, более, с двумя братьями житие. Как и Иоанн Лествичник повелел желающим непрестанно работать Христу избирать места и образы жительства, подходящие для них. «Есть три вида, – сказал он, – правильного устроения иноческого жительства: или уединенное отшельничество, или с одним, большее – с двумя безмолвствование, или общее житие». И из Писания привел: «Не уклоняйся ни направо, ни налево, но путем царским гряди» ( см. Втор. 5, 32; Чис. 21, 22 ) , ведь средний из вышеуказанных путей, то есть безмолвие с одним или с двумя, для многих оказался самым подходящим. «Ибо горе, – сказал он, – одному: если впадет в уныние или сон, ... далее ...
Письма - читать, скачать - преподобный Анатолий ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторыя добродетели: тогда прощай мир душевный! Батюшка о. Амвросий посылает тебе благословение! Письма к Т. 322. О правильных слезах. Молиться не забывай 17 Августа 1856 г. Мир тебе, Т. Воскресенье, только что продрал глаза и взялся за письмо твое. Ты пишешь, чтоб написать тебе одну строчку, а я еще не начинал письма, а уж десятая строчка. А я хотел написать тебе побольше да получше. Ты стала плакать от горя, что не пишу тебе: поплакать не мешает. Только знай, что слезы твои неправильныя. А чтоб они были правильныя, Иоанн Лествичник учит направлять их к Богу о прощении грехов, которых, вероятно, у тебя оты­щется не мало. А что на тебя говорит одна монашка на­прасно, об этом не тужи, только старайся на самом деле не сплетничать. Молиться не забывай. Помни русскую посло­вицу: «Без Бога ни до порога». Постоянно держи Иисусову молитву. И в церкви стой или сиди молча, а не будешь слу­шаться, ни одного словечка никогда не буду писать. До стра­сти не люблю кощунниц, не уважающих св. Церкви. Да ведь этим безумным безчинницам и извинения-то нет никакого: ну, там поел, выпил лишнее–тут природа про­сит; или там ... далее ...
  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Лествичник
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера