Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЛАМПАДИСТ [греч. Ιωννης Λαμπαδιστς] († X-XI вв.), прп. (пам. кипр. 4 окт.). Первоначальное Житие И. Л., составленное в визант. период, не сохранилось (нек-рое представление о нем дают иконы святого с житийными сценами в клеймах). Различные версии Жития И. Л. известны по источникам не ранее XVII в. Предполагают, что наиболее близкое к первоначальному Житие И. Л. содержится в Cod. 4 из мон-ря Ставровуни - копии рукописи 1640 г., сделанной в 1903 г. Служба И. Л. с синаксарным Житием составлена иером. Герасимом Киприотом (Венеция, 1667). Прп. Иоанн Лампадист. Икона. XX в. Оклад. 1778 г. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Прп. Иоанн Лампадист. Икона. XX в. Оклад. 1778 г. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Согласно Житию, И. Л. жил в правление визант. имп. Никифора, т. е. или при Никифоре II Фоке (963-969), или, вероятнее, при Никифоре III Вотаниате (1078-1081). Он происходил из дер. Лампада в горном массиве Троодос. Его родители, иерей Кириак и Анна, долгое время были бездетными. После того как они дали обет посвятить своего ребенка Богу, род. И. Л. Он с детства отличался благочестием и проявил удивительные способности в учении. Кириак и Анна, мечтавшие о продолжении рода, забыли данный Богу обет и решили женить сына. Однако, предпочитая браку монашество, И. Л. расторг помолвку. Оскорбленные родители невесты решили отомстить ему и с помощью колдовства лишили юношу зрения. И. Л. переносил это испытание с христ. смирением. Родители приставили к нему слугу, также носившего имя Иоанн. И. Л. поселился в аскитирии близ монастыря свт. Ираклидия (ныне Иоанна Лампадиста монастырь ), где провел в воздержании и молитве 12 лет (или, по др. версии, 4 года). Господь наделил И. Л. даром чудотворения: по его молитве из скалы забил источник, сорванная виноградная гроздь снова приросла к лозе и т. д. Перед смертью к нему возвратилось зрение. И. Л. увидел над собой златокрылого орла (или, согласно более поздней версии Жития, 3 орлов).

http://pravenc.ru/text/471341.html

И, наконец, вышел к селу жители которого показали мне дорогу к монастырю " . Это был монастырь святого Иоанна Лампадиста. Мы тоже подошли сюда одним жарким летним днем, уставшие и мучимые жаждой. Звонкая горная речка Сетрахос бежала у подножия монастырских стен в глубине ущелья, наполняя окрестности веселым шумом. Берега этой маленькой речки помнят апостолов Павла, Марка и Варнаву. В 45 году от Рождества Христова, по земле Кипра шли апостолы, выполняя завет Господа. Они несли свет христианства, а их проводником был киприот Ираклидий. Здесь, у подножья холма, апостолы крестили Ираклидия, и у самой воды стоит памятный знак. Впоследствии Ираклидий стал митрополитом. Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Св. Иоанн Лампадист. Икона XIII века из соборного храма монастыря. Поднимемся теперь к монастырским вратам. Этот монастырь посвящен одному из самых любимых на Кипре святых - Иоанну Лампадисту. Предание рассказывает, что родился он в деревне Лампас. Мальчик с детства проявлял интерес к Священному Писанию, с четырех лет уже читал Библию и выказывал выдающиеся способности. Когда вырос, отказался жениться, так как чувствовал, что мирская жизнь не для него. Вскоре он потерял зрение и ушел в монастырь. Пребывание в монастыре было наполнено самоотречением, постом, молитвами. " Он укротил свой дух " , - сказано в жизнеописании святого, опубликованном в 1667 году. Подвиг Иоанна был вознагражден Господом, он получил дар исцелять больных. Молодым Иоанн умер, был погребен в монастыре. Прошли годы. Однажды человек, страдающий эпилепсией, случайно дотронулся до могильного камня и исцелился. Весть о чудесном исцелении разнеслась по Кипру... Мощи св.Иоанна Лампадиста из соборного храма монастыря. В далеком 1735 году пришел сюда Василий Барский. Василий Барский застал в монастыре только десять монахов. Несмотря на преследования турок, они помогали жителям села, берегли святые реликвии. Главная святыня монастыря хранится до наших дней в центральной церкви храма. Это гробница святого Иоанна Лампадиста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Лампадий рафанейский (во второй Сирии); Александр севастийский (в Киликии); – Филипп аданский 18 ; Ипатий зефирийский; – Феодор августийский; – Хризипп маллский; Юлиан росский; – Полихроний епифанийский (во второй Киликии); Иоанн флавиадский (в Киликии); Индам 19 иренопольский (во второй Киликии); Софроний хорепископ, занимавший место Вассиана, епископа мопсуестского; Прокл адранский 20 ; – (Леомандит антиохийский, в Киликии); Евлогий филадельфийский (в Аравии); – Феодот канофский; Ормизда филиппопольский (в Аравии); – Дамиан сидонский; Феодор трилольский (в первой Финикии); – Олимпий панеадский; Павел птолемаидский; – (Феодор клавдиопольский, в Исаврии); Павел арадский; – Фома порфиреонский; – Порфирий вотрийский; Фосфор орфосийский (в Сирии); Иосиф илиопольский (в ливанской Финикии); Иордан авильский (в Сирии); Порфирий архидиакон, занимавший место Урания, епископа емесского (в ливанской Финикии); (Мара вримский); – Валерий лаодикийский (в Финикии); Фома еварийский 21 (в Финикии); – Руфин самосатский; Иоанн германикийский; – (Евфрат идийский); – Тимофей долихский; Еворкий 22 зевгматский; – Афанасий перрский 23 ; – Зевенн мартиропольский; Каюма маркопольский; – Иоанн каррский 24 ; – Аврамий киркисийский; Иоанн сарракинский; – Ной кифский 25 ; – Иерак афнейский; Савин делосский; – Аполлоний танейский; – Герон феннисский; Афанасий бузирисский (в египетском Триполисе); – Пасмеий паральский; Исидор сефритский; – Феофил клеопатридский (или арсинойский); Феодул элусский (в Пентаполе); – Иануарий леонский; Иоанн псинхайский; – Авзоний севеннитский; – Исаак тавский; Евлогий афривский; – Исаия гермопольский; – Стефан геросский 26 ; Несторий фрагонейский 27 ; – Феофил ерифрский; – Макарий кавасский; Каллиник апамейский, в Вифинии; – Левкадий мнизский 28 ; Иоанн полемонийский; – Гратидиан 29 керасунский; – Юлиан тавийский; Мелиффонг юлиопольский; – Иперехий аспонский; – Акакий киннский; Евфразий ласанийский; – Кекропий севастопольский; Иоанн никопольский (в первой Армении); – Аттик зельский;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Современная фреска с оплечным образом И. Л.- диакона в медальоне (показано оплечье стихаря) помещена перед входом в мон-рь прп. Иоанна Лампадиста. Прп. Иоанн Лампадист. Роспись ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XVI в. Прп. Иоанн Лампадист. Роспись ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XVI в. На фронтальной части крышки реликвария со св. главой И. Л. помещено чеканное прямоличное изображение святого в облачении, напоминающем диаконский стихарь. В левой руке он сжимает крест, в правой - предмет, похожий на копье на коротком древке. На противоположной изображению И. Л. части крышки помещен образ Спасителя на троне, на боковых - Богоматерь Оранта и св. Иоанн Предтеча, т. о. И. Л. включен в состав своеобразного Деисуса. По сторонам нижнего яруса реликвария - образы святых, их выбор, очевидно, был продиктован волей заказчика - Кипрского архиеп. Никифора (1640-1671), изображенного коленопреклоненным на передней панели. С XVIII в. появляется вариант изображения И. Л. в мирских одеждах, держащего в руках развернутый свиток и крест. Так он представлен на серебряном позолоченном чеканном окладе 1778 г., украшавшем житийную икону XIII в. из ц. свт. Ираклидия ( Papageorgiou. 2008. P. 59. Fig. 66). Ныне оклад одет на чтимый образ совр. письма, находящийся в ц. прп. Иоанна Лампадиста в киоте слева от иконостаса. На окладе святой одет в хитон, к горловине к-рого подвешен крест, верхняя одежда покрыта мелким узором из растительного орнамента. В левой руке - крест, в правой - развернутый свиток с текстом, восходящим к Посланию к галатам ап. Павла (Гал 2. 19-20): «Христу сораспинаюсь и уже более живу не я, но во мне Христос» (расшифровка надписи сделана О. В. Лосевой). На полях оклада - образы святых в клеймах. Для данного варианта иконографии характерно изменение прически святого: волосы волнистыми прядями лежат по плечам. В киот чтимой иконы вмонтирована, наподобие подвесной пелены, деревянная панель с образом И. Л. того же типа, что и на иконе. Отличие в том, что в левой руке святого крест и развернутый свиток (надпись та же), указующий перст правой направлен на текст на свитке. Его одежду, вольно подобранную по цвету, составляют охристый хитон с треугольным вырезом, подпоясанный белым пояском, и травянисто-зеленый «кафтан». Широкие поля панели заполнены крупным растительным орнаментом. Вкладные надписи внизу по сторонам изображения не содержат даты создания образа; по стилистике его можно отнести к 1-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/471341.html

В музее храма прп. Андрея Критского подворья Константино-Еленинского мон-ря в Санкт-Петербурге находится икона И. Л., имеющая широкую датировку - XIII-XIV вв. Святой изображен фронтально по пояс, он облачен в диаконский стихарь красного цвета, обильно разделанный ассистом. Прическа И. Л. хотя того же типа, что и на 2 первых иконах, но на голове выстрижена тонзура - знак принадлежности к духовному сословию; в левой руке - крест, правой прижимает к груди кодекс. В иконостасе ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари находилась икона XVI в. с образом И. Л.- диакона: на голове - тонзура, в правой руке - крест. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. (до 1974) икона на время реставрации была перенесена в резиденцию Киринийского митрополита; утрачена в ходе тур. оккупации сев. части Кипра. Свт. Ираклидий, прп. Иоанн Лампадист, свт. Николай Чудотворец. Икона. Кон. XVIII в. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Свт. Ираклидий, прп. Иоанн Лампадист, свт. Николай Чудотворец. Икона. Кон. XVIII в. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) 2-й пол. XIV в. датируется изображение И. Л. в росписи церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии. Юный святой представлен в рост; как и на ранних иконах из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста, он облачен в стихарь того же цвета и с теми же элементами украшения, под стихарем - хитон красного цвета; на голове - тонзура; атрибуты отсутствуют - руки сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне. Изображение И. Л. помимо традиц. надписей дополнено эпитетом μαραθετις (sic!) (т. е. житель долины Маратаса). Всего в росписях кипрских храмов Д. Мурики насчитывает не менее 10 изображений И. Л. Можно отметить, что в нач. XVI в. образ святого еще следует наиболее раннему иконографическому образцу, где И. Л. представлен диаконом, напр. в росписи церквей Иоанна Лампадиста, Преображения Господня в Палехори, Пресв. Богородицы в Курдали. В росписи церкви в Курдали И. Л. изображен с тонзурой, руки разведены в стороны: в правой - зажженная свеча, на покровенной красным платом левой - ковчежец с коническим навершием, через правое плечо перекинут орарь с надписанием Трисвятого.

http://pravenc.ru/text/471341.html

Прп. Иоанн Лампадист. Рспись собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Каакопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в. И. Л., согласно его Житию, изображают безбородым юношей с темными волосами средней длины (или лежащими на плечах), вьющимися на концах. Он может быть представлен как диакон - в стихаре и поручах или, как правило в поздних изображениях, как мирянин - в подпоясанном хитоне до пят, поверх к-рого надет длиннополый «кафтан» (ср. с подобной одеждой мирянина нмч. Константина Идрского, напр. на гравюре 1877 г. иером. Гавриила с о-ва Скопелос, Национальная галерея, Афины; см.: Papastratos D. Papers Icons: Greek Ortodox Religious Engraving, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 1. Cat. 278. P. 261). Наиболее ранними являются 2 иконы И. Л. с 14 клеймами жития из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. Обе датируются XIII в. Одна из них имеет лучшую сохранность и находится в Византийском музее мон-ря ( Papageorgiou. 2008. P. 62. Fig. 71), другая - с практически утраченным изображением в среднике, скрытым под поновлениями XVI в.,- в сев. боковой апсиде ц. свт. Ираклидия (Αϒος Ιωννης. 2003. σ. 66). Обе иконы родственны по типу изображения святого в среднике, представленного в рост в одеждах диакона, а также по количеству клейм и их расположению. На иконе из Византийского музея оплечье, рукава и подол темно-вишневого стихаря, а также поручи украшены орнаментом с драгоценными камнями, в правой руке - крест, в левой - кадило - атрибут диаконского служения (на иконе из ц. свт. Ираклидия крест - в левой, а кадило - в правой). Три первых клейма обеих икон посвящены детству И. Л. (рождение; отец приводит И. Л. на обучение к монаху (обучение И. Л. грамоте - на 2-й иконе); 1-е посещение храма И. Л.). Сходно содержание 5-го клейма, где изображена сцена помолвки: на 1-й иконе родители невесты подводят ее к праздничному столу. Дальнейшие сюжеты клейм нуждаются в расшифровке. Так, на 1-й иконе в 7-м клейме, где И. Л. изображен верхом на коне, очевидно, показан его отъезд из дома. На той же иконе сохранившиеся фрагментарно клейма 9 и 11 интересны надписанием в них имени И. Л. с определением «агиос»; в обоих клеймах рядом со святым изображен эмоционально жестикулирующий человек в темной одежде чуть ниже колен (слуга?). В 2 последних клеймах на иконе из музея читается история о чудесном явлении И. Л. перед своей гробницей иконописцу, к-рый был призван для написания иконы святого. По мнению А. Вейл Карр, клейма обеих икон «сосредоточены не просто на эпизодах Жития прп. Иоанна Лампадиста, но на истории его гробницы» ( Weayl Carr A. The «Holy Sepulcher» of st. John Lampadistes in Cyprus//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 475-491).

http://pravenc.ru/text/471341.html

Антиох Аркский; Вирилл Аильский; Арета Елусский (во второй Палестине); Мусоний Сигорский 342 (в Палестине); Панкратий Ливиадский; Зосим Миноидский; Полихроний Антипатридский; Иоанн Гадирский 343 ; Павел Анфидонский; Фотий 344 Лиддский; Руфин Вивлский; Ираклий Азотский; Маркиан Герарский; Стефан Иамнийский (в Палестине); Епиктет Диоаклитианопольский; Роман Евдоксиопольский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Юлиан Келендерийский (в Исаврии); Епифаний Кестрийский; Элиан Селинунтский; Гаий Суедрский; Аммоний Иотапский; Матал Филадельфийский; Марк Арефузский (во второй Сирии); Тимофей Валанейский; Евсевий Селевковильский; Евтихиан Епифанийский (во второй Сирии); Павел Мериамнский 345 ; Лампадий Рафанэйский; Александр Севастийский (в Киликии); Филипп Аданский; Ипатий Зефирийский; Феодор Августский; Юлиан Росский; Полихроний Епифанийский (во второй Киликии); Иоанн Флавийский (в Киликии); Индим Иринопольский (во второй Киликии); Софроний хорепископ, занимавший место Вассиана (епископа) Мопсуестского; Прокл Адранский; Евлогий Филадельфийский (в Аравии); Феодосий Канофский 346 ; Ормизд Филиппопольский (в Аравии); Домнин 347 Сидонский; Феодор Трипольский (в первой Финикии); Олимпий Панейский; Фома Порфиреонский; Порфирий Вотрийский; Порфирий архидиакон, занимавший место Урания, епископа Емесского (в ливанской Финикии); Иосиф Илиопольский (в ливанской Финикии); Иордан Авильский (в Сирии); Валерий Лаодикийский (в Финикии); Фома Еворийский; Феодорит Киррский ; Руфин Самосатский; Иоанн Германикийский; Тимофей Долихский; Еволкий Зевгматский; Афанасий Пергский 348 ; Зевенн Мартиропольский; Каллиник Апамейский (в Вифинии); Каюма 349 Маркопольский; Иоанн Каррский; Авраамий Керкисийский; Левкадий Мизский 350 ; Иоанн (епископ) народа сарацинского; Ной Кифский (крепости на острове); Иоанн Полемонийский; Грациан 351 Керасунтский; Юлиан Тавийский; Мелиффонг Илиопольский 352 ; Иперехий Аспонский; Акакий Киннский; Евфрасий Лаганийский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Никопольский (в первой Армении); Аттик Зильский;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Онисифор иконийский, Пергамий антиохийский, в Писидии, Аттик никопольский, в древнем Епире, Мартирий гортинский, Лука диррахийский, Вигилянций ларисский, в Фессалии, Франкион филиппопольский, Василий траянопольский, Трифон хиосский, Феоктист веррийский, в Сирии, Геронтий селевкийский, Евсевий пресвитер, занимающий место Макария лаодикийского, в Сирии, Евсевий дорилейский, Савва палтский, Петр гавалский, Софроний константинский, Патрикий неокесарийский, в Августе евфратской, Мара аназарфский, Ромул халкидский, Евстафий беритский, Леонтий аскалонский, Аниан капитолийский, Зевенн пеллский, Иоанн тивериадский, Антиох архелайский 64 , Вирилл аильский, Арефа елусский, Мусоний зоарский 65 , Руфин вивлский, Панкратий ливиадский, Зосим миноидский, Натира газский, Полихроний антипатридский, Иоанн гадарский, Павел анфидонский, Фотин лиддский, Ираклий азотский, Маркиан геррский 66 , Стефан иамнийский, Епиктет диоклитианопольский, Роман евдоксиопольский, Феодор клавдиопольский, в Исаврии, Юлиан келендеритский, Тиранн германикопольский, Иоанн диокесарийский, Акакий антиохийский, Епифаний кестрийский, Элиан селинунтский, Аммоний иотапский, Мегал 67 филадельфийский, Марк арефузский, Тимофей валанейский, Евсевий селевковильский, Евтихиан епифанийский, Павел мариамнский, Лампадий рафанэйский, Александр севастийский, Филипп аданский, Ипатий зефирийский, Феодор августский, Хризипп маллский, Юлиан росский, Полихроний епифанийский, Иоанн флавиадский, Индим гермопольский 68 , Софроний хорепископ, занимающий место Вассиана, епископа мопсуестского, Прокл адрапский, Евлогий филадельфийский, в Аравии, Феодосий канофский, Ормизда филиппопольский, Дамиан сидонский, Феодор трипольский, Олимпий панейский, Павел птолемаидский, Павел арадский, Фома порфирионский, Босфорий орфосиадский, Порфирий архидиакон, занимающий место Урания, епископа емесского, Иосиф илиопольский, в Финикии, Иордан авильский, Валерий лаодикийский, в Финикии, Фома еворейский, в Финикии, Феодорит киррский, Руфин самосатский, Иоанн германикийский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Реликварий (XVII в.) с главой прп. Иоанна Лампадиста (мон-рь прп. Иоанна Лампадиста) Реликварий (XVII в.) с главой прп. Иоанна Лампадиста (мон-рь прп. Иоанна Лампадиста) И. Л. скончался в возрасте 22 лет и был похоронен в монастырском соборе свт. Ираклидия. От его гробницы по ночам исходил свет, а спустя некоторое время двое больных эпилепсией получили исцеление от мощей И. Л. Когда гробница И. Л. была открыта, то оказалось, что сердце святого осталось нетленным. Прп. Иоанн Лампадист, с житием. Икона. XIII в. (Византийский музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста, Кипр) Прп. Иоанн Лампадист, с житием. Икона. XIII в. (Византийский музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста, Кипр) Однажды отец святого пришел к гробнице сына и услышал голос: «Иди, посмотри, каков храм великомученицы Анастасии, и построй такой же для меня». Кириак нанял строителей, и они воздвигли ц. во имя Иоанна Лампадиста рядом с монастырским собором, куда были перенесены и мощи святого. И. Л. явился приглашенному иконописцу, чтобы тот мог запечатлеть его образ. Хронист Леонтий Махерас (1-я пол. XV в.) называет И. Л. великим святым и сообщает, что он был диаконом, а его мощи прославились исцелениями бесноватых ( Leont. Makhair. Chronicle. § 36). Хотя И. Л. в настоящее время почитается как преподобный, в его Житиях ничего не говорится о принятии им монашеского пострига. В древнейшем Житии он, как правило, называется праведным. В. Г. Григорович-Барский, читавший одну из несохранившихся редакций Жития святого, называл И. Л. монахом ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 262-263). На фресках и иконах И. Л. изображается в диаконском облачении (древнейшие иконы относятся к XIII в.). В настоящее время честная глава И. Л. хранится в мон-ре прп. Иоанна Лампадиста (зафиксированы случаи исцелений от рака, происходящие от нее), частицы мощей находятся в Киккском монастыре и в ц. мч. Маманта в Морфу ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 203). Ист.: Ακολουθα το σου κα θεοφρου πατρς μν Ιωννου το Λαμπαδιστο, κτεθεσα παρ Γερασμου ερομονχου το Κυπρου. Ενετα, 1667; Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 262-265; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 36; Βος το σου κα θεοφρου πατρς μν Ιωννου το Λαμπαδιστο π Λεωνδα Χατζηκωστ κ Λεμεσο//Αϒιορειτικ Βιβλιοθκη. Βλος, 1950. Τ. 15; Αϒιος Ιωννης Λαμπαδιστς. Βος - Η Ιερ Μον του - Παρακλητικς Κανν. Περιστερνα, 2003.

http://pravenc.ru/text/471341.html

В апсиде изображены Богоматерь Оранта с 2 архангелами и «Служба святых отцов», на вост. фронтоне - «Вознесение Господне». Композиция «Сошествие св. Духа» обрамляет полукругом конху апсиды. На сев. стене алтаря помещено «Жертвоприношение Авраама», на юж. - «Гостеприимство Авраама», над нишей жертвенника - «Христос во гробе», справа от апсиды - первомч. Стефан. Композиции расположены на стенах в 2 ряда: наверху - двунадесятые праздники и страстной цикл, внизу - фигуры святых в полный рост: св. Иоанн Предтеча, свт. Николай Чудотворец, ап. Лука, преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Феодосий Великий, Вихиан, Созомен, великомученицы Варвара, Екатерина, мц. Ирина, преподобные Андроник и Афанасия, св. Параскева, вмц. Марина, вмч. Георгий, поражающий дракона, вмч. Димитрий, равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил. Святые Кириакия и Варвара. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1516 г. Святые Кириакия и Варвара. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1516 г. Над юж. дверью изображен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (Мандилион), над зап. входом - на чрепии (Керамион). Церковь св. Созомена была построена и расписана, согласно надписи над зап. дверью, в 1513 г. на средства 13 жителей Г. и «законоведа» Иоанна из соседней дер. Темврия. Фрески были выполнены Симеоном Авксентисом. Схема росписей та же, что и в ц. арх. Михаила, но они выполнены более нарядно. В апсиде - Богоматерь Оранта (погрудное изображение, подписанное Πανυπερφτιος, т. е. Всепресветлая) с архангелами и «Служба святых отцов», на вост. фронтоне - «Вознесение Господне» и «Сошествие Св. Духа». По обеим сторонам конхи - «Жертвоприношение Авраама» и «Гостеприимство Авраама». На сев. стене апсиды - кипрский св. Афанасий Пентасхинитис, на правой - прп. Онуфрий, в нише жертвенника - «Христос во гробе». Верхний ряд стен занимают двунадесятые праздники, страстной и протоевангельский циклы, в нижнем ряду помещены фигуры святых: на юж. стене - ап. Иоанн Богослов, свт. Николай Чудотворец, апостолы Петр и Павел, прп. Антоний Великий, арх. Михаил, мч. Мамант верхом на льве, равноапостольные Константин и Елена, ап. Лука, святые Иоанн Лампадист, Параскева, мц. Кириакия, великомученицы Варвара, Екатерина, на зап. стене - преподобные Вихиан, Иона, Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Кириак Отшельник, свт. Ираклидий, на сев. стене - «Чудо вмч. Георгия о змии». Над ним - 5 сцен из Жития вмч. Георгия. Фреску сопровождает надпись, в к-рой поясняется, что эта сцена выполнена по заказу Георгия, сына Максима, и его семьи. Далее следуют изображения великомучеников Меркурия, Феодора Стратилата, мч. Нестора, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, преподобных Андроника и Афанасии.

http://pravenc.ru/text/161497.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010