142. К чему был призван Богом св. Иоанн? Св. Иоанн был Богом призван стать предтечей Господа Иисуса Христа (Лука 1, 13–17). 143. Как исполнял св. Иоанн Божие призвание? Св. Иоанн исполнял Божие призвание так: 1. он удалился в пустыню к реке Иордану и жил там отшельником, питаясь акридами и диким медом; 2. людям, приходившим к нему, он проповедывал покаяние, а каявшихся в своих грехах он крестил в Иордане, отчего и получил название Крестителя (Мат.3, 1 и 2; Мат.3, 6). 144. Как относился Иоанн Креститель к Господу Иисусу Христу? Св. Иоанн Креститель глубоко почитал и обожествлял Господа Иисуса Христа. 145. Какими словами св. Иоанн Креститель выразил Господу Иисусу Христу свое благоговейное уважение к Нему? Св. Иоанн Креститель изъявил Господу Иисусу Христу свое благоговейное уважение к Нему словами, что он не достоин развязать ремень у обуви Его (Иоанн 1, 27). 146. Как св. Иоанн Креститель, по внушению Божиему, назвал пришедшего к нему на Иордан Господа Иисуса Христа? Св. Иоанн Креститель, по внушению Божиему, назвал пришедшего в нему на Иордан Господа Иисуса Христа Агнцем Божиим, Который взял на Себя грехи мира (Иоанн 1, 29). 147. Как отнесся св. Иоанн Креститель к Господу Иисусу Христу, пришедшему к нему креститься? Св. Иоанн Креститель отказывался крестить Господа Иисуса Христа, потому что Иисус был безгрешным и не нуждался в покаянии и крещении (Мат.3, 14). 148. Отчего же св. Иоанн Креститель все-таки крестил Господа Иисуса Христа? Св. Иоанн Креститель крестил Господа Иисуса Христа из послушания к Нему (Мат.3, 15). 149. Что случилось при крещении Господа Иисуса Христа? При крещении Господа Иисуса Христа явился Святый Дух в виде голубя, а с неба был слышен голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мат.3, 16 и 17). 150. Куда ушел Господь Иисус Христос после Своего крещения? После Своего крещения Господь Иисус Христос удалился в пустыню, в которой, молясь и строго постясь, пробыл в одиночестве сорок дней и сорок ночей (Мат.4, 1 и 2). 151. Что произошло с Господом Иисусом Христом после сорокадневного поста?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Тогда посланные «спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос» ( Ин.1:25 )? Какое тогда ты имеешь право требовать у людей покаяния? Отвечая, Иоанн все расставил на свои места: «я крещу в воде...» ( Ин.1:26 ). Я только погружаю в воду. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за Мною сильнее меня...» ( Мф.3:11 ). Об этом Идущем вслед за ним, Иоанн говорит загадками: «Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете: Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня» . Иоанн говорит так потому, что и не может пока сказать ничего более. Разве еще, что сам «не достоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин.1:26–27 ). И если, – говорит Иоанн, – «я крещу вас» только «в воде», то «Он будет крестить вас» по-настоящему, то есть «Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:11–12 ). Так Иоанн Креститель отличает то, что делает сам, от того, что будет делать Христос. Спасение человека, это две составляющие: то, что делает человек, и то, что делает Бог. Человек кается, а Бог прощает. Если человек не кается, то и прощения быть не может; а если нет прощения, то и покаяние бесполезно. Здесь как бы две двери. Одну открывает человек своим покаянием, другую – Бог Своим прощением. И только когда откроются обе двери, становится возможным войти в Царствие Небесное. Сейчас мы уже знаем, что встреча кающегося человека и прощающего Бога совершается в воде христианского крещения. Но пока Иоанн крестит только «в воде в покаяние» ( Мф.3:11 ), он зовет людей открыть дверь со своей стороны. Он не властен открыть дверь со стороны Бога. Он зовет покаяться и терпеливо ждать, что будет дальше. Иоанн Креститель помогает людям отринуть гордость, самоуверенность, помогает осознать свои грехи и начать приносить плоды покаяния. Как говорил Пророк Исайя, «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся» ( Ис.40:4 ). Понижение гор И вот, Иоанн понижает гордо высящиеся горы. Увидев«многих фарисеев и Саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф.3:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Нисколько не убоялся же он громко и настойчиво обличать самого Ирода за то, что этот последний вступил в незаконную связь с женой родного брата своего, Филиппа. 1424 Но, говорят толстофилы, Иоанн Креститель беседовал с воинами, как проповедник покаяния, и воины видели в нем только проповедника покаяния, а не политического реформатора. Это правда. Однако, разве следует из этого, что Иоанн Креститель умолчал, только как проповедник покаяния, о нравственной не дозволительности военной службы, хотя внутренне и порицал последнюю? С понятием о проповеднике покаяния ведь не вяжется понятие о человеке неискреннем, вступающем в компромиссы с наличным порядком вещей, сколь нравственно предосудителен ни был бы он. Если бы Иоанн Креститель лишь в силу посторонних соображений не порицал пред воинами их профессии и не настаивал на оставлении её, в таком случае он не стал бы и осуждать их прямо за их профессиональные грехи, а предоставил бы только подлежащей власти ведать это. Между тем, что же видим? Воины, пользуясь своим сравнительно выгодным положением, часто оклеветывали многих граждан, как возмутителей, чтобы иметь возможность на мнимо легальном основании притеснят их и материально обирать. Предтеча Господень и направил свое слово прямо против этого, свойственного тогдашним воинам, профессионального порока. При этом было бы с его стороны естественно осудить и саму профессию воинов, если бы она представлялась нравственно непозволительною на его взгляд. Этого требовала уже и логическая последовательность речи. Однако, Иоанн Креститель ограничился внушением, чтобы воины проходили честно свою службу. А это неоспоримо свидетельствует о том, что, хотя он и не был каким-либо политиком реформатором, тем не менее разделял свойственный и им взгляд, по которому военная служба, при наличных условиях человеческой жизни, должна считаться и считается добрым делом, коль скоро проходится честно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Чам-Пас разбросал песок, который стал расти; образовалась земля. Вместе с этим рос песок, скрытый во рту Шайтана, причиняя ему страшную боль. Шайтан должен был признаться в своем поступке. Чам-Пас приказал Шайтану выплюнуть изо рта скрытый песок, отчего образовались бугры, горы и холмы, а до того земля была равная и гладкая. Чам-Пас проклял Шайтана и изгнал его в преисподнюю 465 . Этот рассказ удивительно совпадает с рассказами о миротворении, слышанными нами в Смоленской губернии. Таким же дуалистическим миросозерцанием проникнуты малороссийские легенды о миротворении; и содержание у них одно и то же 466 . Булашев отмечает сходство малороссийских рассказов о миротворении с религиозно-мифическими представлениями американских индейцев Чипеваи и легендами карел Олонецкого края. Об американских индейцах мы ничего не можем сказать. Что же касается карелов, то существование у них дуалистических мифов понятно, так как карелы – финны: одна народность обыкновенно имеет одни и те же сказания. Отметим, что одна малороссийская легенда весьма сходна с сербской народной песней «Царь Дуклиан и креститель Иован» 467 . По сербской песне, Дуклиян, вероятно известный гонитель христиан римский император Диоклетиан, и Иоанн Креститель – побратимы. Они пьют вино на берегу моря, после чего начинают играть, бросая яблоко, – нечто в роде игры в мяч. Креститель сильно бросил яблоко, и оно упало в море. Дуклиян предложил Крестителю достать яблоко со дна моря, если только Креститель не завладеет его короной. Пока Дуклиян доставал из моря яблоко, Креститель полетел на небо и просил Бога разрешить ему хитростью овладеть короной. При дальнейшей игре Креститель нарочно забросил яблоко в море. Дуклиян опять берется достать яблоко, если только Креститель не будет трогать его короны; затем Дуклиян, поставив на страже ворона, нырнул в морскую пучину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крещахуся (крестились), т. е. погружались в воду, омывались водою. Омовение у Иудеев в некоторых случаях было религиозным обрядом ( и др) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново посредством погружения в воде, чему предшествовало исповедание грехов, было действием совершенно отличным от обыкновенных очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира, Иисуса Христа. Для чувственных Иудеев недостаточно было проповеди о покаянии на словах, нужно было запечатлеть эту проповедь каким-нибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание оставить прежние грехи и, уверовав в грядущего Мессию, переменить свою жизнь. Для этого и крестил Иоанн (Троиц. лист.). Как крестил Иоанн? Он не возливал воду на голову крещаемого, как пишут неправославные живописцы. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн совершал крещение там, где было много воды, да и самое слово крестить значит погружать, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал свои грехи; потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал в грядущего по нем Месссию, и затем выводил его на берег, где крещеный молился (там же). У Иудеев времен Христовых было убеждение, что крестить будет и Сам Мессия и Его предтеча ( Ин.1:25 ). Во Иордане. Иордан главная река Палестины. Он берет свое начало в горах Ливанских, на севере от Палестины, и течет почти через всю Палестину от севера к югу и впадает в Мертвое море. Обыкновенная ширина его 10 саж., а глубина 7 саж. Исповедающе грехи своя. Исповедование грехов было и в ветхом завете ( Лев.16:29 и дал. Чис.5:7 ). Оно есть потребность кающагося сердца. Исповедание, как равно и крещение Иоанново, не имели силы отпускать грехи, так как тогда еще не пострадал Господь И. Христос на кресте за грехи рода человеческого. Иоанн проповедывал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т. е. вел ко крещению Христову, которым даруется отпущение грехов (Феоф.). Крестившиеся Иоанновым крещением впоследствии должны были креститься крещением Христовым ( Деян.19:3–5 .) Означении крещения Иоаннова чит. ниже, ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас! – прерывает клир его последние слова, и я напрягаю весь мой слух, чтобы разобрать последующие. Крестителю и Предтече Христов! – раздается вновь знакомый, проникновенный голос. – Погружаемый всегда страстьми телесными, ум мой управи и волны страстей укроти, яко да в тишине божественней быв, песнословлю Тя! О, это песнословлю Тя! . Ежели б я был в силах передать, как оно было произнесено!.. Я уверен, что от этого пламенного возгласа дрогнуло в храме не одно сердце. Но вот канон прочитан, утреня кончена, и отец Иоанн оборачивается лицом к народу для благословения. Да неужели же это отец Иоанн? Я вижу перед собой обыкновеннейшего сельского священника, среднего роста и ходощавого, с кроткими детски-светлыми глазами, русой бородой и некрасивой чисто-дьячковской косичкой, выбившейся на затылке поверх ворота рясы. Вот отец Иоанн удаляется в алтарь начинается обедня, а я все не могу отделаться от странного, двойственного впечатления, произведенного им. В середине обедни, во время чтения Евангелия, в окно храма выглянуло солнце, и один из косых лучей его залил светом всю внутренность небольшого алтаря. Отец Иоанн, стоявший по правую сторону престола и ярко освещенный до пояса, выступал как в раме, и вся его фигура тогда – с благоговейно сосредоточенными чертами лица, молитвенно скрещенными на груди руками, в сверкании священнического облачения – запечатлена была какой-то непередаваемой, прямо неземной светозарностью. Нет, такие минуты можно только отметить и унести в сердце на всю жизнь, но перо для описания их обидно-беспомощно. К концу обедни выяснилось, что общей исповеди не будет; тем не менее в причастниках и причастницах недостатка не было, и в особенности поражало обилие баб в платках и повойниках, с младенцами на руках. Этих платков и повойников уже при начале херувимской потянулась целая вереница, терпеливо и настойчиво пролагавшая путь к амвону... К моему удивлению, обряд причащения маленьких именинников и рожденниц прошел в тишине, без обычного в таких случаях рева и визга. Но маленьких причастников и причастниц оказалось такое множество, что я подумал: Господи, да ведь этому же конца никогда не будет! Однако отец Иоанн вскоре удалился в алтарь, а причащение продолжил молодой священник. Почти одновременно с удалением батюшки в алтарь, мимо меня протиснулся вперед церковный сторож с подносом, на котором высилась целая гора телеграмм и писем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1224...

3– Синодальный перевод читает: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя». Новый перевод произвольно изменяет: «Иоанн же препятствовал Ему, говоря». Слово «препятствовал» не соответствует духу текста, так как отмечает скорее противодействие, вражду, а не смирение (св. Иоанн Златоуст , Творения. Т. VII. Кн. I. СС. 122–123). 5– Синодальный перевод читает: «учил их, говоря». Новый перевод предлагает: «начал учить их так». Последняя передача отступает от подлинника и неудачна по-русски. 5– В церковном тексте мы имеем: «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет ( из закона, пока не исполнится все». В новом переводе дается неудачная по смыслу и по изложению форма: «Ни одной йоте, или ни одной черте не придет конец в законе, пока все не сбудется». 5– Синодальный перевод правильно передает: «кто нарушит ( одну из заповедей сих малейших». Новый перевод придает иной смысл тексту: «кто упразднит одну из заповедей этих малейших». Нарушить (не исполнить) и упразднить (уничтожить) – две вещи разные. 5– Славянский и старый русский переводы читают: «с соперником», «соперник» ( Новый перевод взял забракованное Митрополитом Филаретом слово «противник» (Труды Митрополита Филарета по переложению Нового Завета на русский язык. СПб., 1893. С. 6). 5– «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». В греческом оригинале стоит слово « – поприще, обозначающее меру длины, которая соответствовала поздней римской миле 1000 шагам. Новый перевод стремится придать этому понятию современное значение и употребляет слово «верста». Такая модернизация едва ли уместна в применении к Священным Письменам, и если доводить ее до конца, то еще более современным в данном случае был бы термин «километр». 6:2, 5, 16 – Новый перевод совершенно произвольно передает настоящее время «получают» ( прошедшим – «получили». 6– Нельзя признать удачным передачу: «довольно для каждого дня беды его» вместо «заботы» ( О заботах, отягощающих человека, говорит и Иоанн Златоуст в своем толковании на данное место (св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. VII. Кн. 1. СС. 254–255).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

– Господь: Что недомышляешися (не постигаешь), Крестителю, смотрения, еже совершаю за спасение всех? Веруй Богу сошедшему, и приступив Мне послужи: Бог бо приидох за благоутробие, Адама очистити от падения (5). – Иоанн: странная и ужасная зрю днесь, ныне бо Источник бессмертия прииде, – от малые капли (от меня) просит Крещения! (2). – Господь: стояща в водах сих волею зря Мя ныне, приступи, о Иоанне, и крести, яко да водою благодать человеческому роду соделаю (2). Иоанн: Вземляй наша грехи на рамена пришел еси, Иисусе, к струям иорданским; аз же ужасохся Твоего страшного пришествия. Сам мя очистити пришел еси, и како Крещения от Мене просиши, всех Очищение? (5). – Господь: Неистязуя тя, Крестителю, пределы преходити (не требую от тебя, чтобы ты преступал закон), – точию крести Мя молча, и чая (ожидая) яже от Крещения: приимеши бо сего ради достоинство, еже не бысть Ангелом (чего не удостоились даже Ангелы), ибо всех Пророков больша тя сотворю: от оных убо ни един яви Мя виде, но (только) во образах, и снех, и гаданиих; ты же пред тобою стояша (Меня) видел еси, спасти бо приидох Адама первозданного (2). Иоанн: сый (будучи) Огнь нестерпимый, Христе мой, брению и сену мне сущу, что святую Твою преклоняеши главу, еяже Ангельская трепещут множества? Велико есть, благоутробне Жизнодавче, Твое нисшествие (снисхождение)! (4). – Господь: Видел еси, како паче ума смирився, обложихся твоим образом (облекся в естество человеческое): что убо странно, друже, аще и подклоняюся деснице твоей, как един от твоих клевет (из подобных тебе)? (11). Иоанн: Высоты небесные никакоже изследих (не исследовал я), звезд число (не знаю), ниже землю измерих (не измерил), и како верху Твоему коснуся рукою? Како крещу Носящаго горстию тварь? – Господь: естества Моего непостижимое Слово, (однако же) в рабий зрак одеявся приидох на Иордан; гряди, не бойся, приближися ко Мне, десницу на верх Мой положив (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Не было ничего неровнее тебя. Воззри на свои прежние дела, вспомни свой гнев и другие пороки, и если они уже не те, что прежде, ты поймешь, что не было ничего неровнее тебя, и – если можно выразиться яснее – ничего более непостоянного. Твое поведение и твоя речь и дела твои непостоянны. Поэтому Господь мой Иисус приходит и выпрямляет твои неровности и обращает то, что было в беспорядке, в ровные пути. И теперь в тебе пролегает ровная и чистая дорога, на которой нет ничего, обо что можно было бы преткнуться, и по ней будет ходить в тебе Бог Отец, и Господь Иисус Христос поселится в тебе и скажет: «Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). 5 . Далее следует: «И узрит всякая плоть спасение Божие». Когда-то ты был плотью, и тот, кто некогда был плотью, – или, вернее, если можно сказать нечто еще более замечательное, тот, кто все еще во плоти, – узрит «спасение Божие». А что имеется в виду, когда говорится, что «всякая плоть» увидит спасение Божие и нет плоти, которая его не увидит, я оставляю тем, кто понимает тайны Писания и может исследовать его глубины. Следует, однако, обратить внимание на то, что говорит Иоанн тем, кто выходит креститься. Если кто хочет креститься, пусть выходит. Но тот, кто остается в своем прежнем состоянии и не бросает своих привычек, тот не приходит ко крещению должным образом подготовленным. Чтобы понять, что значит войти креститься, прими свидетельство и вслушайся в слова, которые Бог обращает к Аврааму: «Пойди из земли твоей» ( ) и прочее. 6 . Итак, Иоанн обращается к тем, кто выходит на крещальное омовение, – они еще не вышли, но славный Иоанн призывает их к этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мытарями, равно и блудниками называет покаявшихся и крестившихся, когда проповедовал Иоанн. «Варяют», т.е. предупреждают. Затем объясняет причину и показывает, как они предупреждают, говоря: Мф.21:32 Прииде бо к вам Иоанн (Креститель) путем праведным, и не веровасте ему, мытари же и любодейцы вероваша ему. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему. Пришел к вам не путем нерадивой жизни, а путем добродетели, чтобы быть достойным веры; но вы не поверили ему, когда он убеждал вас покаяться и приготовиться к принятию Царствия Божия. Мф.21:32 Вы же видевше, не раскаястеся последи веровати ему. Вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. Вы же, видя, как мытари и блудники переменились, когда проповедовал Иоанн, и предупредили вас, не переменились настолько, чтобы поверить ему. Мф.21:33 Ину притчу слышите. Человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отыде. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Под человеком опять разумеет Бога и Отца, по Его человеколюбию, и как это обыкновенно бывает в притчах. Насажденный Им виноградник есть народ израильский, которого Он насадил в земле обетования, так как и Давид говорит: «виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и» ( Пс.79:9 ). «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее». Ограда – закон, не позволяющий ему смешиваться с язычниками. Оградой можно назвать и Божественное попечение, оберегающее народ от всякого замысла окружающих народов: «низложил еси, – сказано, – оплот его, и обымают и вси мимоходящии путем» ( Пс.79:13 ), «разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути». Точило – жертвенник, на котором проливалась кровь; башня – храм по причине крепости и высоты строения, делатели – первосвященники, книжники и старейшины народа: им, как учителям, Бог вверил этот виноградник; под отшествием Златоуст разумеет долготерпение к грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010