Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОР [лат. Castor] († до 426), свт. (пам. зап. 21 сент.), еп. г. Апта Юлия (ныне Апт, Франция). Один из основателей монашества восточного типа в Юж. Галлии, корреспондент прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Древнее Житие К. неизвестно. В нач. XIV в. еп. г. Апта Юлия Раймунд III (1275-1303) составил Житие святого, однако сохранилась лишь краткая заметка в документах XVI в., по-видимому предназначавшаяся для вставки в мартиролог, и вопрос о ее связи с произведением Раймунда III не решен. Др. источником сведений о К. являются богослужебные чтения аптского бревиария, изданного в 1532 г., они были полностью переработаны в переиздании 1664 г. Похожие чтения появляются также в бревиарии г. Нима (1679). Два последних памятника отражают тенденцию XVII в. и являются скорее обобщением сведений о К. Биографические данные, содержащиеся в этих поздних литургических памятниках, немногочисленны, однако их полное взаимное совпадение заставляет предположить, что они восходят к одной и той же устойчивой провансальской традиции. Согласно этим сведениям, К. род. в г. Немавс (ныне Ним, Франция), учился в Арелате (ныне Арль), к-рый в нач. V в. получил статус центра Галльской префектуры. Там же он женился. Все литургические тексты приписывают стремление к монашеской жизни и инициативу основания мон-ря не только К., но и его жене. То, что К. был одним из видных сторонников монашества вост. типа в Юж. Галлии, известно из сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Сохранилось послание К. к Иоанну Кассиану с просьбой составить описание жизни восточных монахов, пригодное для использования в качестве монастырского устава (PL. 49. Col. 53); хотя подлинность этого документа подвергается сомнению ( Chadwick O. John Cassian: A Study in Primitive Monasticism. Camb., 19682. Р. 37), факт подобного обращения возможен. Иоанн Кассиан прибыл в Галлию, уже снискав авторитет духовного наставника, прошедшего путь егип. аскезы. По просьбе К. Иоанн Кассиан составил «Установление для общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) и позже - «Собеседования» (Collationes). «Установление для общежительных монастырей», а также первые 10 книг «Собеседований» посвящены брату К. Леонтию, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс), и мон. Елладию, впосл. епископу Арелатскому, 2-я часть написана после смерти К. В предисловиях к обеим частям Иоанн Кассиан хвалит К. за основание мон-ря и его стремление подражать вост. монахам.

http://pravenc.ru/text/1681315.html

Сотериология преподобного Иоанна Кассиана Римлянина Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин — одна из наиболее ярких фигур в Православии рубежа IV–V веков. Точная дата его рождения неизвестна и обычно относится (на основании косвенных данных) к периоду 350–360 годов 2 . Современники Преподобного указывают, что Иоанн — собственно его имя (по­лученное им при крещении или же при пострижении), а Кассиан — прозвище, по-видимому связанное с местом его происхождения 3 . О месте его рождения точных сведений нет; в исторической литературе до последнего времени существовали две взаимоисключающие точки зрения на этот вопрос. Одни авторы считали, что Иоанн родился в Галлии, в Провансе, где он якобы и получил хорошее по тому времени образование и прекрасное знание латинского языка, другие — что он из неких “скифских” земель 4 . Ныне большинство церковных историков, основывающихся как на указании близко связанного с Иоанном Геннадия Марсельского о “скифском” происхождении Преподобного 5 , так и на результатах последних исследований по истории христианства в так называемой Малой Скифии (на территории современной Румынии) 6 , склоняется к выводу о том, что Иоанн был выходцем из этой придунайской области 7 . К тому же и сам Иоанн сообщает епископу Кастору о том, что был в Галлии иностранцем 8 . Любопытно, что еще в 1912 году румынский ученый В. Парван обнаружил в Малой Скифии район около Сереметского леса (ныне — Касиан), издревле считавшийся владением рода так называемых “кассиан”, где на скалах сохранились древние греческие надписи, указывавшие на право собственности этого рода на данную землю еще во II–III веках: “Пределы (грани­цы) кассиан” 9 . В Малой Скифии, в одной из школ одного из известных тогда местных центров культуры (например, Истрия, Томис, Каллатис) Иоанн мог получить достаточно хорошее образование, проникнутое, однако, тем сугубо классическим духом, что был свойственен в то время школам латинских провинций; с ним Преподобному впоследствии не раз приходилось внутренне бороться на пути христианского совершенствования.

http://pravmir.ru/soteriologiya-prepodob...

Марсель и Вифлеем Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 14 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 К 1575-летию со дня преставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, почитаемый Русской Православной Церковью, по праву считается отцом западного монашества. О жизни и трудах преподобного Иоанна Кассиана известно достаточно много 1 . Преподобный Иоанн родился во второй половине IV в. (ок. 360 г.). О месте его рождения нет точных сведений; им считается и Малая Скифия (совр. Добруджа, Румыния), и Галльская область Западной Римской империи (совр. Франция); встречаются даже упоминания о его восточном происхождении. О “скифском” происхождении преподобного Иоанна упоминает и Геннадий Марсельский, возможно его второе имя Кассиан связано как раз с местом рождения — обнаруженном в Малой Скифии районе, земли которого считались ещё со II–III вв. владением рода “кассиан”. Как явствует из его сочинений, преподобный Иоанн происходил из состоятельной христианской семьи и получил лучшее по тем временам домашнее образование, был знаком с греческой философией, хорошо владел латинским и греческим языками. Имея хорошее светское образование, преподобный Иоанн, однако, не стремился достичь мирского благополучия, а обратился к подвижнической жизни монахов, молитвы и образ жизни которых, как он писал, имел возможность слышать и видеть ещё в детстве. Он стремился стать способным “чистым оком созерцать глубокие и сокровенные тайны, чего никак не доставит ; светская учёность, а одна чистота духа посредством просвещения Святого Духа” 2 . Жизнь Преподобного сложилась так, что он долгое время подвизался и на Востоке, и на Западе, став связующим звеном христиан Запада и Востока. Покорившее его духовное богатство Востока он перенёс в западную христианскую жизнь, представляя и утверждая там как деятельной монашеской жизнью, так и учёными трудами полный опыт аскетики и монашеских идеалов, выработанных подвижниками Египта и Палестины.

http://pravmir.ru/marsel-i-vifleem/

Православный пост Православный пост/Сост. Д. Дементьев. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 48 с. — (Серия «Таинства и обряды») Что такое пост в православном понимании? Каково его значение и духовный смысл? Когда и как следует поститься по Уставу Церкви? Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге. Приводим отрывок из книги. Смысл поста Милости хочу, а не жертвы. Мф 9, 13 Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святогои делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов). Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».

http://pravoslavie.ru/34032.html

I. Преподобный Иоанн Кассиан Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже ( Псал. 138, 17 ). Предлагаем подробный очерк жизни преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина . Главным пособием в этом труде служили его писания, изданные в переводе с латинского (М. 1877, стр. 1–641), кроме 7 книг о воплощении Христа, оставленных без перевода. Прочие источники будут указаны под строками порознь. Преп. Иоанн, по прозванию Кассиан (Кассиев, Кассий – римское имя), по языку, на котором писал сочинения, Римлянин, родился (в последней половине IV века), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, 1 в стране приятной и богатой произведениями земли (собеседование 24, гл. 1). Родители его, набожные и благочестивые, принадлежали к сословию благородных, а может быть знатных людей и, владея наследственным от предков участком земли, жили в полном внешнем довольстве (гл. 1 и 10). Нет сомнения, что они воспитали своего сына в христианском благочестии, а судя по сочинениям Кассиана, отличающимся, по многим местам, красотой изложения и языка, он получил хорошее научное образование и, кроме латинского – природного, знал греческий язык (напр. он сличал иногда греческий текст Нового Завета с латинским переводом) и мог легко понимать разговор на этом языке (-16, 1). Надобно думать, что, находясь еще на родине, он подружился с Германом, 2 принадлежавшим к благородной семье и образованным, подобно Кассиану, но старшим его летами. 3 Для беспрепятственного служения Господу и ради царства небесного, оба они в молодых летах (соб. 14, 9) оставив свое отечество, родителей и братьев (- 1, 2–3. 24, 9), поселились (одновременно. Соб. 19, 2) не вдалеке от той пещеры, в которой родился Спаситель (О постановлениях киновий кн. 4, гл. 31), именно в Вифлеемском монастыре, и здесь же облеклись в одеяние иноческое. Они жили в одной келлье, подчиняясь власти старца (-19, 2), любимые за свое благочестие, смирение (- 20, 4) и редкое дружество; все говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце (- 1, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Страсть печали, состояние тревоги и тревожность Страсть печали, многопечалование, по описанию очень похожа на то, что в психологии называют состоянием тревоги. Святые отцы говорили о многих видах печали, в нашей работе особенно хочется обратить внимание на такой вид печали, как многопечалование, беспокойство. 1.1. Святоотеческое понимание печали В святоотеческом наследии печаль относится к восьми главным греховным страстям, ведущим к смерти души. Страсти потому являются греховными, что дают ложное, превратное направление жизнедеятельности человека, С.М. Зарин называет их болезнями души [см.: 5, с. 215, 306]. Казалось бы, что тут такого смертельно опасного, почему святые отцы говорят о смертном грехе, если человек немножко погрустит и попечалится?! Но… «Печаль бывает болезнью души и тела, – говорит преподобный Нил Синайский , – душу берет она пленницею, а плоть иссушает, оставляя на месте». «Кто часто печалится и приписывает себе бесстрастие, тот подобен больному, притворяющемуся здоровым; ибо как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль» с. 256, 255]. Святой Иоанн Кассиан Римлянин объясняет, почему надо бороться со страстью печали, ссылаясь на метафору, приведенную в Книге Притч: Ибо якоже молие в ризе и червие в древе, тако печаль мужу вредит сердце ( Притч. 25:21 ). Душа, изъеденная печалью, как одежда, изъеденная молью, не годится к употреблению. «Есть еще и иной род печали – непотребнейший, когда она в душу согрешившую влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от страстей, – пишет далее святой Иоанн Кассиан , – а пагубнейшее отчаяние. Она-то и Каину не дала покаяться после братоубийства, ни Иуде не попустила после предательства взыскивать средств удовлетворения, а увлекла его чрез внушенное ею отчаяние к удавлению» с. 64, 65]. Все симптомы печали, выраженные в более резкой форме и интенсивности, захватывающие все душевные силы, называют унынием. Для уныния характерно изнеможение души, слабость, подавленное состояние, потеря разумом всякой власти над ходом душевной жизни, расслабленность. Такое малодушие сопровождается полной потерей надежды на Бога, ослаблением всякого подвижничества, леностью.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Спустя немного дней, увлекаясь желанием большего научения, с полным усердием мы опять пришли в киновию аввы Павла (Ливийского), где пребывало более двухсот братьев, а в честь торжества, которое в то время совершалось, собралось бесчисленное множество монахов из других киновии. Ибо торжественно совершались годовые поминки по смерти прежнего аввы, управлявшего этой киновией. Мы для того упоминаем об этом собрании, чтобы кратко рассказать о терпении одного брата, которое в присутствии всего этого собрания проявилось с непоколебимой кротостью его. Хотя цель этого писания другая, – изложить беседу аввы Иоанна, который, оставив пустыню, с крайним смирением подчинился в той киновии, впрочем, считаем не лишним, без всякой околичности, всем ревностным предоставить большее назидание в добродетелях. Итак, когда на большом дворе под открытым небом множество монахов сидело отдельными рядами и один брат довольно медленно нес блюдо с кушаньем, то по поводу этой медленности вышеупомянутый авва Павел, заботливо ходивший между толпою прислуживающих (во время обеда) братьев, замахнувшись рукою, на виду у всех ударил его ладонью, так что удар слышен был сидящим напротив и даже дальним. А это он сделал для того, чтобы всем пришедшим показать терпение юноши, и все присутствовавшие при этом зрелище из примера сего научились кротости. А как рассудительно старец сделал это – показало само дело. Ибо достопамятный по терпению юноша с такой кротостью духа принял это, что не только никакого слова не вылетело из его уст, и ни малейшего ропота, который бы обозначился молчаливым движением губ, но даже сама скромность, спокойствие уст или цвет лица нисколько не изменились. Этот поступок не только для нас, которые, недавно придя из монастыря Сирийского (То есть из Палестины, которая во времена Кассиана была причислена к Сирии: потому и монастырь Вифлеемский, в котором жил Кассиан, назывался Сирийским), не видали столь очевидных примеров добродетели терпения, но и для всех, которые не были чужды таких упражнений, был так удивителен, что и старшим мужам этим поступком было преподано особенное наставление, именно, что отеческое наказание не поколебало его терпения и множество свидетелей не покрыло лица его краскою стыда. Глава 2. О смирении аввы Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый; греч. Ιωννης ν Λυκ τ πλει, Λυκοπολτης] († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)), один из самых известных егип. подвижников IV в. Сведения о нем сохранились в греч., лат. и коптских источниках. На основании личных впечатлений от встречи с И. Л. незадолго до его смерти были составлены пространные описания (можно сказать, жития) автором «Истории египетских монахов» (Hist. mon. Aeg. 1) и Палладием , еп. Еленопольским ( Palladius. Lausaic. 35). Если автор «Истории египетских монахов» описывал свои впечатления вскоре после посещения И. Л., то Палладий опирался на воспоминания более чем 20-летней давности. Об И. Л. также говорится в сочинениях Созомена и блж. Феодорита Кирского. Упоминает об И. Л. и Евагрий Понтийский . Важнейшие из лат. источников - перевод «Истории египетских монахов» Руфина Аквилейского с собственными дополнениями и произведения прп. Иоанна Кассиана Римлянина «Установления общежительные» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 23-26) и «Собеседования» ( Idem. Collat. XXIV 26). И Руфин, и прп. Иоанн Кассиан провели в егип. мон-рях по неск. лет, но, хотя И. Л. был жив во время их пребывания в Египте, подвижники скорее всего не были знакомы с ним лично. На копт. языке (саидском диалекте) существовала обширная подборка посвященных И. Л. текстов, к-рая включала его Житие (или Жития) и энкомий. Однако из этого собрания до нас дошли лишь отдельные фрагменты, в к-рых представлены как эпизоды «Истории египетских монахов» и «Лавсаика», так и неизвестные греко-лат. традиции факты биографии святого. Достоверных данных о времени и месте создания этих произведений, так же как и об их авторе (или авторах), не сохранилось (о возможных гипотезах см.: Peeters. 1936). Трудно оценить историческую ценность этих, зачастую легендарных, рассказов. Сведения об И. Л. содержатся также в копто-араб. и эфиоп. Синаксарях.

http://pravenc.ru/text/471358.html

И приял меня Господь. Сердце, - если не утеснено Воздержаньем тела - где витает?.. Чрево же, постом иссушено, - Воды покаянья источает. Свт. ИОАНН ЗЛАТОУСТ ПРЕСЫЩЕНЬЕ Не сказать об этом по-другому: Пресыщенье - враг всему благому; Ум - глубокий самый - ослепляет; Мысль, и дух, и чувства притупляет; В жизни - без того многострадальной - Приближает к старости печальной... Постящийся - достоин воздаянья, Но от греха нужнее - воздержанье: Едящий всё, но не судящий ближних, Блаженней, чем клевещущий подвижник. Бог милосерд, а мысль проста зело: Еда - не зло, а грех - большое зло. Прп. ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ ...Она иссушена, как трость, Но не жалеет «постник» плоть, Не видит в этом смысла. Ни пить не будет он, ни есть, Несчастнейший, - и это есть Уж грех самоубийства. Суровый пост Не принесёт спасенья. Коль вслед за ним - Грех чревообъяденья. Пост благоугодным тогда лишь зови, Когда он украшен плодами любви. Прп. ИОАНН ДАМАСКИН Когда б, как думают, в посте Всё дело было лишь в еде, То в мире, где ничто не ново, Святыми были бы коровы. Прп. НИЛ СИНАЙСКИЙ СОКРУШЕННОЕ СОЗНАНЬЕ Без сокрушенья в деланье нет проку, - Не разрубить нам собственных пороков. А сердце - в сокрушённое сознанье - Приводится трояким воздержаньем, Когда восстать решение созрело: Лишеньем пищи, сна, покоя тела... Свт. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ СВОИМ УМОМ ГОРДЯСЬ И Богу, и себе молясь, Живёшь, своим умом гордясь; Размысли ж на минутку: Коль так, то почему твой ум, Впадающий в паренье дум, Зависит от желудка? ЗАПОВЕДЬ В самом раю, где чистота И святость, заповедь поста Касалась запрещенья снеди, Так что отступникам ея Грозила жизнь вне Бытия, Вне Бога - наказанье смертью... НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДЛЯ ХРИСТИАН Отвека и доныне дан Насущный хлеб для христиан - Христос, и ничего под небом Нет жертвеннее сей любви, И, Господи, благослови, Нас этим насыщаться хлебом. Свт. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК ВОСПЛАЧЕМСЯ ПЕРЕД ВЛАДЫКОЙ Поста Великого преддверье - Моленье: покаянья двери Отверзи милостью поста. До камня доходящим криком

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/28/...

Леонид Быстров Скачать epub pdf Содержание Значение богословия блж. Августина и прп. Иоанна Кассиана для свт. Фульгентия Учение о предведении и предопределении Учение о видах благодати Соотношение благодати и свободы воли в деле человеческого спасения Предопределение к наказанию Учение о призывающей/предваряющей благодати Бог не желает спасения всем людям Заключение     Эпоха полупелагианских и предестинационистских споров на Западе является одной из наименее исследованных в православной традиции. Они были закономерным продолжением пелагианского богословского дискурса, итогом которого для ортодоксальной стороны стало учение блж. Августина о благодати, первородном грехе и свободной воле человека. Полупелагианские споры были своеобразной рефлексией западной церковной традиции над учением блж. Августина. Начались споры ещё при жизни блж. Августина в 420-ые годы и были сосредоточены в основном в среде галльских богословов. Наиболее знаменитыми участниками были прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435) , прп. Викентий Леринский († 445), св. Проспер Аквитанский († 463) 1 , Геннадий Марсельский, Арнобий Младший, пресвитер Луцид и свт. Фавст Регийский († 490) 2 . Закончились полупелагианские и предестинационисткие споры Арелатским и Лионским соборами в 470-ые годы. Новую волну полупелагианских споров начали скифские монахи во главе с архимандритом Иоанн Максенцием. Они хотели предложить папе Римскому свт. Гормизду († 523) 3 особую богословскую формулу, с помощью которой, по их мнению, могла быть уврачёвана акакианская схизма: «Един от Святой Троицы пострадал во плоти». Их инициативу поддерживал и св. Юстиниан, будущий император. Но в Риме у них произошло разногласие с папским легатом Диоскором и константинопольским диаконом Виктором. Последние выступали против формулы, которую ревностно проповедовали монахи. Диоскор написал небольшой трактат против скифских монахов, в котором для аргументации своей позиции использовал книгу свт. Фавста Регийского «О благодати». Папа Гормизд склонился на сторону Диоскора и Виктора и отверг просьбу скифских монахов. Кроме прошения о формуле Иоанн Максенций обращался к папе с просьбой осудить книги свт. Фавста, на что свт. Гормизд также ответил отказом, не найдя у Фавста чего-то заслуживающего осуждения 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010