Иоанн Кассиан



  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030

Из истории западного богословия: Проспер ...Искать в Источникеpravmir.ru
... богословов он постепенно отказывается от представления об ограниченном характере спасительной воли Божией и о безоговорочном Божественном осуждении тех, кто не предопределен ко спасению, и утверждает как нечто общепризнанное в Церкви всеобщность спасительной воли Божией. Он особо подчеркивает взаимодействие, синергию человеческой и Божественной воли, говорит о свободе человека отвергнуть Божественную помощь и даже допускает определенные человеческие заслуги, способные привлечь благодать. Описание процесса личного спасения у него становится похожим на то, которое предлагал преподобный Иоанн Кассиан, но Проспер представляет этот процесс в такой форме, которая может быть совместима с Августиновским учением о благодати. Он по-прежнему сохраняет много элементов августиновского учения, таких как непостижимый характер Божественного предопределения и его независимость от человеческих поступков, неспособность человека желать и делать что-либо благое без Божией благодати, ее главным образом “даровой” характер. Тем самым он тщетно пытается примирить две несовместимые точки зрения и, в отличие от Кассиана, все-таки не доходит до православного учения о действительной, а не мнимой ... далее ...
Аксиомы религиозного опытаИскать в Источникеpravmir.ru
... покидая духовного уровня, сосредоточить горение своего сердца - в мысли, в воображении или в воле, или же в особом сочетании этих сил. Если сердце отдаст свой огонь мысли, то возникает молитва мыслителя, - философа или ученого. Так, Парменид, Платон и Гегель молились сердцем, ушедшим в нечувственно-созерцающую мысль; сердце Фихте отдавало свой огонь волевому мышлению. Если сердце отдаст свой огонь воображению, то сложится молитва художника, - поэта, живописца или музыканта. Волевое восприятие сердечного огня породит молитву политика, правителя, полководца или иного практического деятеля. Иоанн Кассиан Римлянин выражает это так: " Всех видов молитв столько, сколько в одной душе или во всех душах может порождаться разных состояний и настроений " ... " Никем не могут быть воссылаемы всегда однообразные молитвы. Всякий иначе молится, когда весел..., когда угнетается..., когда испрашивает (Добротолюбие II. 133) . Это означает, что живая молитва есть всегда духо-сердечная импровизация, даже и тогда, когда " уста " (внешне-телесные или внутренне-беззвучные) произносят одну и ту же привычную молитву. Ибо сущность этой импровизации не всегда в словах; она может совершаться в горении ... далее ...
Учение о молитве по Добротолюбию - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... отсутствия настроения к молитве: это настроение, даже само умилений, должен он создавать себе по указанным способам святыми подвижниками, прошедшими все это опытным путем. К сказанному об умилении следует добавить, что оно обнаруживается в человеке различно. «Как при разных случаях находит умиление, так разно и выражается оно: иногда обнаруживается оно неизреченною некою радостию духовною; иногда погружает в глубокое молчание все силы и движения души; иногда изводит более или менее обильные слезы. Слезы или плачевное некое настроение есть более обычное его выражение», — говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин. 11. 6. Любовь к ближним — и как результат молитвы, и как ее опора За сокрушением и умилением сердечным должно следовать умиротворение души и, как результат этого, — любовь к ближним, что крайне необходимо для всякой истинной молитвы. «Мир и любовь благоприятною делают молитву», — утверждают святые Каллист и Игнатий. Поэтому-то преподобный Нил Синайский и предупреждает: «Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтобы не были презрены слезы твоей молитвы». Подобно этому и святой Симеон Благоговейный говорит: «Не должно отвращаться от ищущих пользы (болящих, ... далее ...
Пасха КраснаяИскать в Источникеpravmir.ru
... сделки без всяких бумаг, но на доверии православных друг к другу. И страшная угроза: “Я тебя в порошок сотру” - означала вот что. Купец записывал долг мелом где-то на притолоке. И если случался злостный обман, то имя должника “стирали в порошок”. То есть просто стирали запись, уже не требуя возвращения долга и предавая обманщика Божиему Суду. Когда-то больше всего боялись греха и Божиего Суда. “ИЗБЕГАТЬ ЖЕНЩИН И ЕПИСКОПОВ” Любимой книгой инока Ферапонта были “Писания” преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. “Вот настольная книга каждого монаха”, - говорил он. А преподобный Иоанн Кассиан, в частности, учит, что “монаху надо всячески избегать женщин и епископов”. “Избегать епископов” - это, говоря по современному, избегать почестей и сана, ибо именно епископ рукополагает в сан. А о. Василий с о. Ферапонтом были из рода того древнего монашества, что знает лишь две дороги из кельи: в храм и в гроб. Однажды о. Василия назначили благочинным Оптиной пустыни, но он пробыл на этом послушании два дня (числился два месяца) . А потом заболел и, видно, вымолил у Господа освобождение от почетного послушания. Когда о. Ферапонта поставили жезлоносцем, он пробыл на этом ... далее ...
О духовной жизни - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... оттуда приемлют ведение сущего чрез сокровенную в Боге премудрость, одним тем даемую, которые стали выше тела уничиженного. Прешедши таким образом всякое чувство мирское и мыслью просвещенною став выше чувства, они светлы бывают разумом, и посреде церкви и многочисленного собрания верных отрыгают благие словеса из чистого сердца, и бывают для людей соль и свет, как и Господь изрек о них: " Вы есте свет мира; вы есте соль земли " ( Мф. 5: 13-14 ) " [10]. Примечание 1. При написании данной статьи автор использовал материалы из своей книги " Смысл христианского подвига " . - Ред. 4. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование 1 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Репринт. СТСЛ, 1993. Гл. 13. С. 176. - Ред. 5. Синоптические Евангелия - первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) близкие по своему содержанию, обобщенно повествующие о жизни и учении Господа Иисуса Христа ( греч. σύνοψις - общее обозрение ) . - Ред. 7. Нужно заметить, что у евангелиста Луки искушение на горе Господа царствами мира поставлено вторым искушением и понимается святыми отцами как искушение Господа сребролюбием в широком смысле этого слова - владения всем; как первое искушение хлебами ... далее ...
Вселенская Литургия. Преподобный Максим ...Искать в Источникеpravmir.ru
... с сочинениями святителей Кирилла Александрийского, Афанасия Великого и др., на которых ссылались монофизиты) аполлинаристской подделкой. — Пер. Палладий (368–430) , уроженец Галатии, с 399 г. — епископ Еленопольский (в Вифинии) . Один из друзей Златоуста, по ссылке которого ходатайствовал за него перед императором Гонорием. Сам был сослан императором Аркадием в Сиену (Верхний Египет) как сторонник Златоуста. В 412 г. возвращен на свою кафедру по просьбе каппадокийского префекта Лавса, в честь которого-то и назвал “Лавсаиком” составленное им в 420 г. жизнеописание святых. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360 – ок. 435) , основатель монашества в Галлии и один из главных теоретиков монашеской жизни. Родом из Скифии (ныне Добруджа) . С 390 г. около 10 лет провел в странствиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Сторонник и защитник Златоуста. — Пер. В немецком оригинале — аббат; за этим следует авторское примечание: О ложном употреблении титула аббата в документах процесса см. Grumel V. в: Echos d’Orient. 1927. № 30. — P. 32. У Каспара и Грильмайера (Chalk. II 834 ff) читаем “аббат Максим”. Житие преподобного Максима здесь и далее ... далее ...
Великие учителя ЦерквиИскать в Источникеpravmir.ru
... читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397) , преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.) , авва Дорофей († 620) , Григорий Синаит (XIV в.) , Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту ( Пс. 89, 10 ) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397) , преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.) , авва Дорофей († ... далее ...
Проповеди. Книга 2Искать в Источникеpravmir.ru
... грех. А это ведь ужасно, это значит, что мы уже не понимаем, где добро, где зло. Страшное такое ослепление. Поэтому мы и молимся о том, чтобы и на земле люди творили волю Божию, и прежде всего я сам, который молюсь в данный момент. " Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день " . Здесь речь идет, во-первых, о том, что потребно для нашей жизни. Господь говорит: " Довольно для каждого дня своей заботы " . Есть у тебя на сегодня одежда, пища и питие - и хватит, а о завтрашнем дне не думай. Будет завтра, если доживем, - тогда и будем молиться. Во-вторых, речь идет о хлебе именно насущном. Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что это Хлеб Небесный, которым мы причащаемся, с которым соединяемся. То есть мы должны постоянно стремиться к причастию, мы должны желать соединиться с этим, как Господь Сам назвал его, Хлебом жизни, потому что он - податель жизни. Только Святые Тайны есть источник всякой духовности, и если мы не причащаемся постоянно, не желаем, не жаждем этого, то наша духовная жизнь оскудевает, потому что связь с Телом Христовым прерывается. Мы могли бы и не причащаться, если б сохранили ту благодать, которую Господь дает нам в причастии: крестился, причастился, стал ... далее ...
Се время благоприятно…Искать в Источникеpravmir.ru
... Игнатием Ставропольским в беседе о монастырях с иеромонахом (позже архиепископом) Леонидом (Краснопевковым) : " Ищите всюду духа, а не буквы. Борьба за формы бесплодна, смешна; вместо того, чтобы побеждать и назидать, она раздражает противников или вызывает их презрение " 109. Невозможно, по причине физической слабости, в наши дни в полной мере соблюдать древние иноческие уставы относительно телесного подвига. Если кто-то в наше время и может нести более строгий телесный подвиг, — это свидетельствует не о каком-то его духовном преуспеянии, а лишь о более крепком здоровье. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что в иноческих обителях в его местности (юг Франции) братия не могут сохранить такого воздержания, как египетские отцы, по причинам более сурового климата и их немощи. В другом месте он указывает как на другую причину этого — на отсутствие духоносных старцев. 110 И в те времена никто не говорил, что мера телесных подвигов зависит исключительно от произволения инока. Между тем, современный человек с его пошатнувшимся здоровьем, придя в монастырь, сталкивается со многими проблемами, возникающими исключительно из-за того, что на физическое устроение насельников ... далее ...
Современная практика православного благочестия. ...Искать в Источникеpravmir.ru
... — в нем одновременно фактически отвержение веры в Бога и любви к людям и пристрастие к низшим стихиям. Оно порождает зло-бу, окаменение, многозаботливость. Преодоление его есть частичное преодоление всех этих видов греха». Это находится в полном соответствии со словами ап. Павла, который пишет: «Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1 Тим. 6, 10 ) . Самою губительною и ненавистною для Бога страстью является гордость — возведение себя самого в кумиры, почитание себя выше других, обольщение собою, своими достоинствами, способностями, умом и т. п. «Нет никакой другой страсти, — пишет св. Иоанн Кассиан, — которая бы так истребляла все добродетели, как злая гордость. Она, как всеобъемлющая некая зараза, не довольствуется расслаблением одного какого-нибудь члена или одной части, но все тело повреждает смертельным расстройством. Всякая другая страсть довольствуется своими пределами и своей целью, и хотя тревожит и другие добродетели, однако же против одной главным образом направляется. Так что иногда преданный одной какой-либо страсти (например чревоугодию и др.) не совсем бывает чужд других добродетелей, а эта (гордость) , коль скоро овладевает бедной душой, то, как ... далее ...

  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Кассиан
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"