Иоанн Кассиан



  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Дневник последнего старца Оптиной пустыни, Часть ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мысли... Не обращайте внимания. А если вы видите, что начинаете читать лучше и с большим чувством, то обращайтесь к Богу с благодарением и с самоукорением. Тогда этому бесу нечем будет попользоваться от вас, и он уйдет, но не совсем, он вас не оставит и на следующий раз опять пожалует. Да, у монаха все время идет брань в помыслах. Преп. Иоанн Лествичник считает тщеславие не отдельной страстью, а присоединяет его к гордости. Тщеславие, усилившись, обращается в гордыню. Тщеславие делает то, что безголосый начинает петь, ленивый становится ретивым, сонливый становится бодрым и т. п. Преп. Иоанн Кассиан, замечая это, удивляется лукавству, хитрости, злобе этого беса. И как все святые избегали тщеславия, как осторожно они к нему относились... Батюшка о. Амвросий часто являлся в чувственном виде и наяву, давал советы, избавляя от опасностей. И это бывало при его жизни. Его спросили: как он, не выходя из комнаты, многим является наяву. Понятно, если бы это было во сне, но наяву? «Это не я, это мой ангел», – отвечал на такие вопросы Батюшка о. Амвросий. Декабрь. 1 декабря Сегодня день памяти св. Филарета Милостивого. По случаю дня ангела митр. Филарета Киевского и митр. ... далее ...
Богословие — Сергей ПосадскийИскать в Источникеazbyka.ru
... имеет два значения. Во-первых, под богословием понимается мистический путь Богопознания, реальность духовного опыта, в котором христианину раскрывается Бог. Такое понимание богословия отождествляется с «непосредственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью» (Христос Яннарас) . Богословие, пришедшее из духовного опыта «сообщает душе величайший из даров, соединяя ее с Богом неразрушимым союзом» (св.) Диадох Фотикийский (. Оно – плод духовного подвига христианина, ибо созерцать Божественные тайны можно лишь «очищенным взглядом сердца») св. Иоанн Кассиан (. Для него нужна чистота души и просвещение БЛАГОДАТИ Святого Духа. Христианские подвижники созерцают глубочайшие Божественные тайны «по мере любви и хранения заповедей») св. Симеон Новый Богослов (, исполнение которых ведет к созерцанию Бога, по слову св.) Григория Богослова, подобно ступеням. Такое богословие может быть названо благодатным, поскольку в нем присутствует желание всех желаний – благодать богословия (св.) Фалассий Ливийский (. Во-вторых, под богословием понимается систематическое изложение истин Божественного Откровения, последовательное раскрытие истин ... далее ...
Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей ...Искать в Источникеazbyka.ru
... одними собственными силами образы истины от образов лжи... (110, 59) . Сердечные чувства, которые окаменил смертный грех... становятся стеной, не допускающей Слову Божию действовать на сердце (112, 416) . Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышенной добродетели. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 117) . Совесть – запечатленное в сердце знание Божественного закона Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона – совесть. Если бы человек сохранил этот закон... не было бы необходимости позже давать другой, письменный. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Серен 53, 319) . Видишь, что совесть не дает согласия на греховные помыслы, но тотчас обличает их, ибо она не лжет, – обличая, она свидетельствует, что будет говорить пред лицом Божиим в день суда. Преподобный Ефрем Сирин (27, 155) . Бог устроил, чтобы совесть обличала нас с некоторыми промежутками времени, так как эти обличения весьма жестоки и уязвляют грешника сильнее всякого острия (35, 834) . Бог вложил в нас судилище неподкупное и никогда не изменяемое, хотя бы мы впали в глубину зла... Поэтому и сами порочные люди осуждают себя, и если кто-нибудь ... далее ...
Учение архимандрита Софрония о старчестве: ...Искать в Источникеazbyka.ru
... послушания, однако св. Отцы не связывают кенотическое послушание Христа-Человека с триадологией, ибо согласно их видению в недрах Самой Пресвятой Троицы, в Ее внутритроичной жизни кенотический элемент отсутствует. Святоотеческие комментарии к Флп. 2: 6 рассматривают слова апостола относительно кенотического послушания Христа исключительно в контексте Воплощения. Святоотеческие истолкования Флп. 2: 6 подчеркивают во Христе человеческий образец для прочих людей, его пастырское и нравственное значение. Так, для преп. Варсануфия Газского, послушание уподобляет человека Сыну Божию 132. Преп. Иоанн Кассиан также видит во Христе пример послушания: “... в подчинении до конца авве мне можно было хоть несколько подражать Тому, о Котором говорится: “смирил Себя, быв послушным даже до смерти” ( Флп. 2: 8 ) , чтобы удостоиться смиренно говорить слово Его: “Я пришел не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца ( Ин. 6: 38 ) ” 133 О. Софроний идет гораздо глубже в своем истолковании “примера” Христа ( ср. Ин. 13, 15 ) , которое охватывает не только “видимое” послушание Христа в течение Его земной жизни, но и внутри-Троичный, вечный кеносис Его самоистощающейся ... далее ...
Толкование на книгу Экклезиаст, Глава 10 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в этом веке, ядущие вовремя – ожидающие вечери Агнца в будущем веке. Прп. Исаак Сирин раскрывает, как ум и тело должны соподчиняться Богу, используя при этом изречение Екклесиаста: «Есть два способа взойти на крест: один – распятие тела, а другой – вхождение в созерцание; первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй – следствием действенности дел духа. Ум не покоряется, если не покорится ему тело. Царство ума есть распятие тела: и ум Богу не покоряется, если свобода не покорена разуму. Трудно что-либо высокое преподать ещё новоначальному и младенцу возрастом. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин утверждает, что падение человека никогда не происходит внезапно. «Сперва он или обольщается каким-либо злым внушением, или от продолжительной невнимательности к самому себе теряет мало-помалу душевную силу, а страсти мало-помалу растут, и он подвергается бедственному падению… Дом никогда не разрушается внезапным падением, но прежде этого или повреждается его основание, или ветшает его кровля, в которую сперва от продолжительного небрежения живущих проникают малейшие капли дождя, а потом, когда он в большей мере раскроется и распадётся, льётся дождь уже ручьями из ... далее ...
Введение в библейскую экзегетику, Глава 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... – философско-аллегорическое истолкование, намек на другие возможные смыслы; ♦ драш – гомилетическое или агадическое толкование, дополнение текста «подразумеваемыми», но неназванными деталями и разъяснение его богословского смысла; ♦ сод – тайное, мистическое понимание. В мистическом трактате «Зогар» (XIII в.) из начальных букв этих слов было составлено слово ПаРДеС, «райский сад», и с тех пор это обозначение укоренилось в иудейской традиции 100. Весьма сходная теория четырех смыслов встречается и у христианских толкователей. Кому отдать тут первенство, неясно, но первым изложил эту теорию Иоанн Кассиан ( IV-V вв., Галлия ) , и она оставалась общепризнанной в западнохристианской традиции вплоть до Реформации, хотя и после нее не утратила своего значения. Это были: ♦ буквальный смысл; ♦ тропологическое или моральное (нравственное) толкование; ♦ аллегорическое или типологическое толкование; анагогическое толкование, связанное с реальностями духовного мира. Так, слово «Иерусалим» по Кассиану означает (1) город в Палестине; (2) человеческую душу, которая заслуживает от Господа порицания или похвалы; (3) Церковь; (4) небесный Иерусалим, град Божий. Разница между этими ... далее ...
Творения древних отцов-подвижников, Глава 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... блж. Диадох. Согласно ему, «в начале подвигов благодать своим светом сильно озаряет душу подвижника, чтобы он, ободренный успехами на первых порах своей деятельности, с радостью вступил на путь божественных созерцаний; но потом она, скрывая свое присутствие, уже неведомо совершает свои тайны в богословствующей душе с той целью, чтобы сохранить наше знание нетщеславным) άχενόδοξον ήμών τῆν γνωσιν (в середине подвигов; ибо умножение благодатных озарений может вызвать у подвижника сильную радость, которая приводит к гордости». Данную связь отмечают и другие аскетические писатели) преп. Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Иоанн Лествичник и т. д. () см. : Попов К. Блж. Диадох (V века) и его творения. С. 443–445 (. Так, по учению преп. Иоанна Кассиана, порок гордости, «когда овладевает несчастной душой, то, как какой-нибудь самый жестокий тиран, взявши высокую крепость добродетели, весь город до основания разрушает. Высокие стены святости сравняв с землей пороков и смешав, потом не оставляет покоренной душе никакого вида свободы. И чем более богатую душу захватит в плен, тем более тяжелому игу рабства подвергает и, ограбив все имущество добродетелей, совсем обнажает ее. ... далее ...
Введение в православную аскетику, Раздел 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Нужно молиться! ») Древний патерик. С. 49. № 1 (» 48. Страсть печали Определение страсти Печаль – чувство грусти, скорби, душевной горечи. В своем втором значении – забота, беспокойство.) Чаще всего печаль появляется в душе человека, который имеет глубокую привязанность ко всему земному. Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи? » ( Леств. 2: 7 ) . Печаль бывает полезной для нас, когда возникает от покаяния в грехах. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о следующих причинах возникновения печали: 1 ( от предшествующего гнева; 2 ) от неисполнения желаний; 3 ( из-за убытков и потерь; 4 ) без видимых причин; 5 ( из-за неразумных забот; 6 ) из-за страха за свою участь» 49. Священное Писание о страсти «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» ( 2Кор. 7: 9–10 ) . Средства борьбы со страстью Главные ... далее ...
Благодатный старец - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... и посты, батюшка говорил: «Нужно думать о народе, чтобы люди не пострадали, а не бояться за свои портфели». Воплощая в своей жизни святое старческое слово, духовные дети отца Иоанна несли в мирскую жизнь то истинное духовное начало, которое преображает мир. Батюшка сам каждым своим поступком нес добро и мир и учил этому духовных детей. Он говорил: «Людям надо помогать, очень они сейчас нуждаются в теплоте, в помощи. Быть свечой горящей, чтобы хоть кто-нибудь мог погреться у нее... » По учению святых отцов, в основании дара рассуждения лежит созидаемое Святым Духом смирение. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Истинная рассудительность приобретается только истинным смирением». Батюшка всю свою жизнь – и в Глинской пустыни, и в МДА, и в Жировицах, где он служил впоследствии, – обладал исключительным смирением. Очень трудно передать словами этот батюшкин талант. Одним из проявлений его было то, как он стремился скрывать от других высоту своей духовной жизни, редкие духовные дары чудотворения. Вот несколько примеров. Часто, когда батюшка укорял человека, то и себя укорял вместе с ним. Один человек жаловался: «Батюшка, совсем покаяния нет». – «Да откуда же у тебя покаяние. ... далее ...
Толкование на книгу Экклезиаст, Глава 7 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... неумно слушать пересуды о себе, к тому же «совесть твоя знает, что ты сам говорил о многих и часто злословил других; то и другим злословящим ты должен прощать» [64; 7, 21–22]. О невозможности быть без греха, но и о неоправданности по этой причине прилагать грех ко греху говорит св. Василий Великий: «Хотя в природе человеческой невозможно не грешить, а потому несть праведен на земли, иже сотворил благое и не согрешит, однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла к злу» [34; Толк. на пр. Исайю, 5, 18]. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин идёт в своих рассуждениях дальше, он говорит не о невозможности всегда делать добро и не грешить, а о невозможности всегда пребывать в созерцании Бога и жизни будущего века. От такого состояния отвлекают не только грехи, но и самые добрые дела. «Кто, доставляя пропитание бедным или с услужливым человеколюбием принимая толпы пришельцев, в то самое время, когда озабоченным духом развлекается услугами братиям, будет созерцать безмерность вышнего блаженства? И когда скорбями и заботами настоящей жизни возмущается, будет ли рассматривать состояние будущего века сердцем, ... далее ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Кассиан
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"