Город Ефес был расположен на берегу Икарийского залива Эгейского моря, при устье реки Кайстра. Долина реки Кайстра представляла собой одну из самых живописных местностей Ионии. Широкая и открытая около моря, она постепенно сужалась к востоку и напоминала собою гигантский треугольник. Ребрами этого треугольника служили небольшие холмы. По долине, усеянной озерами, протекал Кайстр с берегами, заросшими тростником, неся свои тихие воды в Эгейское море. Всюду – прекраснейшая растительность 1019 . Речные берега усеяны стаями гусей, журавлей и белоснежных лебедей 1020 . Почти у самого моря, в юго-западном углу долины, возвышалась гора Солмисс 1021 . По её восточному склону в долину реки Кайстра спускалась превосходная роща различных деревьев, между которыми особенно выделялись стройные кипарисы 1022 . Здесь эта роща перерезывалась маленькой речкой Кенхрием, текущей в Икарийский залив 1023 . Далее, к северо-востоку возвышался двойной холм Коресс 1024 , за ним Прион, – эта неиссякаемая сокровищница прекрасного белого мрамора 1025 . Роскошная долина Кайстра своею прелестью вдохновляла еще древнего Гомера 1026 . Овидий 1027 и Виргилий 1028 так же вспоминают о ней, как об очаровательном местечке. На всем побережье малоазийском не было города, равного Ефесу. Положение в середине торгового пути, соединявшего Сирию, Египет, Грецию, Македонию, Понт и Рим, предприимчивый дух населения 1029 , удобная и обширная гавань Панорм сделали Ефес здесь самым оживленным торговым пунктом. Трудно указать тот или другой торговый город, ту или другую торговую страну, которые бы не знали знаменитого Панорма ефесского. Торговые корабли Рима и Александрии, Македонии и Палестины, Греции, Финикии и Сирии, Хиоса, Самоса, Коса, Родоса и Кипра всегда были в Панормской гавани 1030 . И каких только товаров не привозили сюда из близких и самых отдаленных уголков земли. Тут можно было видеть редкости всех стран: художественные изделия из золота и серебра, драгоценные камни из Индии, порфиру, шелк и багряницу из Финикии, знаменитый виссон из Палестины, благовонные товары – корицу и фимиам, миро и ладан из Аравии, чудный жемчуг, художественные произведения из слоновой кости, из дорогих деревьев, железа и мрамора 1031 . Художники выставляли здесь свои новые произведения 1032 . На этом громадном и шумном рынке можно было встретить и живой товар из „тел и душ человеческих“ 1033 . Иногда в одни сутки в Ефесе продавали более 10 000 невольников 1034 . Торговавшие не увозили своих товаров обратно; обогащались все, имеющие корабли на море. Отсюда можно судить о том, какое постоянное оживление было здесь. Не было человека, внимание которого не было бы остановлено этой сутолокой. Даже Ап. Иоанн не раз наблюдал эту кипучую жизнь 1035 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

1. Если надобно прийти соблазнам, – скажет, может быть, кто-либо из противников, – то для чего же Христос сожалеет о мире, тогда как должен бы избавить его от соблазнов и подать руку помощи? В этом ведь состоит долг врача и ходатая; а сожалеть и всякий может. Что отвечать нам на столь бесстыдные слова? Можешь ли ты найти что-либо такому равное врачеванию? Будучи Богом, Христос соделался для тебя человеком, принял образ раба, подвергся всем поношениям и не оставил с Своей стороны ничего, что нужно было сделать. Но так как все это людям неблагодарным не принесло никакой пользы, то Он сожалеет о них, – сожалеет о том, что и после такого врачевания они не избавились от своей болезни, подобно тому, как если бы кто-нибудь, сожалея о больном, о котором прилагали великое старание, но который не захотел повиноваться предписаниям врача, сказал: горе этому человеку от болезни, которую он усилил собственным своим нерадением! Но там нет никакой пользы от сожаления; а здесь и то служит врачевством, что Христос предсказывает будущее и сожалеет о мире. В самом деле, часто от советов многие не получали никакой пользы, а от сожаления исправлялись. Потому-то особенно Спаситель и сказал: «горе миру!» – чтоб возбудить людей, приготовить их к подвигам и заставить бодрствовать. Вместе с тем, Он обнаруживает любовь Свою к ним и кротость – тем, что и о противящихся сожалеет, не негодуя только, но и исправляя их Своим сожалением и предсказанием, чтобы обратить их к Себе. Но как это возможно? – скажешь ты. Если надобно прийти соблазнам, то как можно избежать их? прийти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости. Если бы, например, какой-нибудь врач сказал (ничто не препятствует опять представить тот же пример): надобно прийти такой-то болезни, – из этого еще не следует, что эта болезнь необходимо должна причинить вред человеку осторожному. Эти слова Спаситель сказал, как я выше заметил, для того, чтобы вместе с прочими пробудить от усыпления и учеников Своих. Чтобы они не предавались усыплению, как будто бы им назначено было вести жизнь покойную и безмятежную, Он предсказывает о множестве предстоящих им внутренних и внешних браней. И Павел, указывая на это, сказал: «Отвне – нападения, внутри – страхи... в опасностях между лже­бра­ти­я­ми» ( 2Кор. 7:5, 11:26 ). Также рассуждая с ефесскими пастырями в Милете, говорил: «Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить преврат­но» ( Деян. 20:30 ). И сам Христос сказал: «Враги человеку – домашние его» ( Мф. 10:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иоанн ефесский Иоанн ефесский или асийский – монофизитский епископ г. Ефеса в Асии (Asia Propria) VI в., первый сирийский церковный историк. Биография Иоанна тесно связана с историей монофизитского движения в восточном диоцезе, закончившаяся отделением иаковнтской церкви. Иоанн родился около 506 г. близ г. Амиды (нынешний Диарбекир), а воспитание получил у отшельника Марона, молитвам которого, – по его словам, – был обязан исцелением от смертельной болезни. Фанатик аскетизма и монофизитства, Марон оказал неотразимое влияние на своего юного воспитанника: 15-ти лет от роду Иоанн вступает в монастырь Иоанна амидского и в течение 20 лет разделяет судьбу братии этого монастыря, которая в царствование Юстина подверглась гонению со стороны патр. антиохийского Ефрема и амидского епископа Авраама бар-Килия. Отовсюду гонимые, амидские монахи в количестве «тысячи» человек должны были странствовать по Месопотамии, переходя из одного монастыря в другой, скрываясь в горах и лесах, ночуя под открытым небом. Во время этого гонения отважный Иоанн еп. Телльский, взявший на себя задачу, – вопреки правительственным распоряжениям, – спасти монофизитов от горькой участи беспоповщины, в 529 г. поставил Иоанна в числе других во диакона, а в 539 г. Иоанн был уже пресвитером. В царствование Юстиниана, когда гонимые на востоке монофизиты нашли себе тихое пристанище в самой столице под крылом императрицы Феодоры и задавшегося униональными планами императора, Иоанн вместе с другими «ради веры» появился в Константинополе. Первое его путешествие в столицу относится, по-видимому, к 536 г.; но окончательно он утвердился здесь только в 542 г. во время чумы, когда поселившимся в столице сирским монахам в лице Мары Пустынника и других удалось выхлопотать себе право, под предлогом погребения умерших от чумы, устроить у Золотого Рога кладбище и при нем монофизитский монастырь, во главе которого и стал Иоанн. Ролью этого монастыря, сделавшегося оплотом монофизитства, определилась дальнейшая деятельность Иоанна, который, по словам Бар-Эбрея, был «епископом правоверных в столице после Аноима» (патриарха).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава VII. Последние годы земной жизни Апостола Встреча Апостола Ефесянами. – Благовестническое служение его на закате жизни. – Писания Иоанна. – Евангелие. – Обстоятельства его написания. – Цель. – Мнение о нем христианских и языческих писателей, – Первое послание. – Второе. – Третье. – Последние годы жизни Иоанна. – Рассказ Климента Александрийского о юноше-разбойнике. – Рассказ св. Поликарпа о встрече Апостола с Коринфом. – Рассказ Касиана. – Рассказ Иеронима. – Ученики Иоанна. – Какою смертью умер Иоанн? – Сколько ему было тогда лет. – Свидетельство апокрифов о последних днях его жизни. – Последнее преломление хлеба – Прощание. – Молитва у могилы – Смерть. – Христиане у могилы Апостола. С великою радостью христиане ефесские 1943 встретили своего великого и любвеобильного наставника и постоянного „соучастника в их скорби“. Весь народ вышел навстречу ему. Видя св. Апостола, многие плакали от радости, другие приветствовали его, третьи падали на землю, иные целовали одежды его 1944 . Домн, известный богатый, христианин города Ефеса, воскрешенный некогда Апостолом, ввел св. благовестников в дом свой. Отца его Диоскорида в это время уже не было в живых. Здесь была приготовлена для них трапеза. Многие дни в доме Домна оставались св. Апостол и его ученик. Сюда ежедневно 1945 приходили христиане 1946 , слушая благовествование Иоанна. Много прошло времени со дня удаления его на Патмос, но христиане ефесские не утратили своей веры: и теперь не было ни одного из них, кто бы не веровал словам св. учителя 1947 . Не менее девяноста лет было Иоанну по возвращении из ссылки 1948 . Но и в эти старческие годы благовестническая ревность не оставляла его. Не смотря на свою глубокую старость, он не переставал еще благовествовать о Распятом. Зорко следил великий старец за жизнью христиан, предостерегал их от лжеучителей и лжеучений, разрешал сомнения христиан, возникавшие среди них под влиянием языческой проповеди. Он находил время, для попечения не только о целых христианских общинах, но и об отдельных душах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Древнее разграничение поместных пределов церкви Формы поместного церковного управления, в древние времена в разных христианских Церквах, были различны. Рассматривая их исторически, можно различать три главных вида: 1) первоначальный, более простой образ управления, 2) управление митрополитов, 3) управление патриархов. Но, чтобы яснее видеть происхождение этих форм, надобно предварительно обозреть древнее разграничение поместных Церквей. В веке апостольском, когда Церковь только ещё созидалась на своём основании, когда притом сами апостолы повсюду управляли ею, как вселенские учители и пастыри, – естественно не могло ещё быть строгого разграничения поместных Церквей. Иерусалим был средоточием церковного управления, откуда исходили действия апостольской власти по всем Церквам, и куда все другие Церкви обращались со своими делами ( Деян.11:22, 15:2, 22:21, 17–19 . сн. Гал.2:12 ). Впрочем, общества верующих по областям и городам, вне Иудеи, уже образовались в поместные Церкви, которые, под главным начальством апостолов, имели своё отдельное, местное управление. В посланиях апостольских уже разделяются Церкви: коринфская, ефесская, Церкви галатийские, македонская, и др. Видно, что основанием для такого разделения служило гражданское разделение областей и городов римской империи. Ибо обширнейшие пределы Церкви отличаются именем целых округов, как например, Церкви асийская ( 1Кор.16:19 ); меньшие – именем провинций, как то македонские ( 2Кор.8:1 ); – а в провинциях ещё разделяются Церкви по главным городам, например, фессалоникская ( 1Сол.1:1 ), ефесская (Ап.2:1), и пр. Все эти Церкви имели своих пастырей, епископов, которым сами апостолы поручали церковное управление ( Деян.20:17 . Тит.1:5 ). Видно и то, что главное управление сосредоточивалось в главных городах провинций, где епископы имели свои кафедры. Об этом свидетельствуют самые апостольские послания, которые надписаны на имя знатнейших городов разных провинций. Таковы послания в Коринф, Фессалоники, и пр. Ап. Иоанн возвещает суд Божий на малоазийские Церкви чрез Ефес, Смирну, Лаодикию, и пр., – знатнейшие города во всей малой Азии, и притом обращает его к главным предстоятелям (ангелам), имевшим в этих городах свои кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Сортировать по Исключить новости Согласно преданию, юноши Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. 17 августа. ПРАВМИР. Православная Церковь вспоминает память семи Отроков Ефесских. Согласно преданию, юноши Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные юноши — сыновьями других знатных граждан. Все они проходили военную службу. Правивший в середине III века император Декий, возвел гонения на христиан. От всех граждан требовалось принести жертвы языческим божествам, а непокорных ждала смерть. Юноши исповедовали веру во Христа и были лишены знаков воинского отличия, но император, надеясь на то, что отроки одумаются, отпустил их. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон. Там они проводили время в молитве, готовясь к мученической кончине. Самый младший — Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы они умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти . Прошло более полутора веков. При императоре Феодосии Младшем распространилась ересь, отрицавшая воскресение мертвых. Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Отроки же по воле Божией проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло уже много времени. Готовясь принять мучения, они поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город.

http://pravmir.ru/pamyat-semi-otrokov-ef...

Четвертый день. Свв. седмь отроков Ефесских: Максимиан, Ексакустодиан (он же Константин), Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин и Иоанн. (О воскресении мертвых). I. Святые, ныне прославляемые седмочисленные мученики были дети знаменитых граждан города Ефеса, воины юноши, жившие во время гонения на христиан от императора Декия. Это было ужасное гонение. Многие христиане скрывались за городом, в пещерах. Между ними были и воспоминаемы сегодня церковью семь отроков, которые, скрываясь от гонения, ушли из города и поселились в пещере горы Охлон для приготовления себя к подвигам за веру постом и молитвою. Декий, узнав об этом, велел завалить камнями вход в пещеру, причем двое из придворных, тайно исповедывавших веру Христову, Феодор и Руфин, среди камней положили оловянные дощечки, написав на них имена погребенных заживо в пещере семи отроков. Между тем, по неисповедимым определениям Своим, Бог, послав им сон смертный, сохранил их нетленными и неизменными для чудного пробуждения их во славу Его и в свидетельство истины слова Его, через два столетия после того. Чудное пробуждение отроков, уснувших во время гонения Декиева (около 250 года), совершилось в царствование Феодосия младшего (408–450 г.), когда восстали еретики, отвергавшие воскресение мертвых, несмотря на возвещенное в Евангелии, что «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». В это время нового смущения в церкви и проявилось наглядное свидетельство истины возвещенного Христом воскресения мертвых. Владелец селения на горе Охлон, где была заваленная пещера, в которой упокоились семь отроков двести лет тому назад, вздумал сделать ограду для своих овец; рабы его, строя ограду, брали те камни, которыми загромождена была когда-то пещера, о существовании которой они не подозревали. Выкапывая камни из горы, они случайно сделали отверстие во внутренность пещеры. В это время отроки ожили, не зная того, что они пробудились не от простого, но от смертного сна... Когда один из них на рассвете дня пошел купить пищу в городе, то старинная монета, поданная им купцу, послужила поводом к обнаружению необычайного происшествия. Разговор с отроком, думавшим, что еще продолжается гонение от Декия, окончательно обратил на него общее внимание, и когда слух о нем дошел до епископа, то, расспросив отрока, он уразумел во всем этом тайну Божию и, услышав от него о других отроках, оставшихся в пещере, пожелал видеть их и отправился туда с наместником, в сопровождении множества народа. При входе в пещеру епископ, рассматривая внимательно ее обстановку, нашел среди камней медный запечатанный ящик и, раскрыв его в присутствии всех, увидел там две оловянные дощечки, положенные Феодором и Руфином, которые разъяснили всем загадочные слова воскресшего отрока. Все были поражены и прославляли Бога, дивного в чудесах Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа 4. Ефесская церковь. Земные ангелы церквей. Лжеапостолы. Первая любовь. Первая ересь, николаиты. Движение светильника. С сегодняшнего Евангельского чтения на Божественной Литургии мы смогли для себя сделать вывод, что спасительным для нас является общение с самим словом Божиим. Праведный Авраам, отвечая на вопрос богача, который горел в пламени, выслушав его мольбы, чтобы мертвый Лазарь явился к нему, сказал: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк.16:29 ). Это значит, что нам тоже не надо искать никаких чудес, не надо стремиться провоцировать какие-то чудеса. Мы имеем Священное Писание, Закон Моисеев, писания пророков, мы имеем закон благодати – Святое Евангелие, и это есть тот минимум, который нам необходим в деле нашего спасения. Сказано: «Но Он (т. е. Господь Иисус Христос – О.С.) сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» ( Мф.12:39 ). В Священном Писании не излагается все, что можно было бы сказать об Иисусе Христе. Например, в Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» ( Ин.21:25 ). Но вот этого минимума, по мнению праведного Авраама из сегодняшней притчи о богаче и Лазаре, уже достаточно. И сверх того, что имел в виду Авраам, говоря о Моисеевом Законе и пророках, мы имеем еще и Новый Завет – более совершенное раскрытие Божественного Откровения. Ветхий и Новый Заветы – есть слово Божие. Однако святитель Иоанн Златоуст говорил, что отличия существуют. Как земля находится очень низко по отношению к небу, – точно так же и закон Моисеев находится низко по отношению к евангельскому учению. Потому что, по сути своей, Закон говорит о делах, которые люди не могут исполнить. И вся история рода человеческого является тому ярким подтверждением. Я недавно беседовал с одним иудеем – это серьезный ученый, но он не верит в Иисуса Христа – и задал ему вопрос: – А почему вы так стремитесь храм восстановить, что в принципе человеку дает храм? Ну, будут у вас жертвы, а какие грехи они будут снимать?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ефес и основание церкви в Ефесе Место и время написания послания Назначение послания и повод к его написанию О подлинности послания Содержание послания Литература Глава 1 2 3 4 5 6     Ефес и основание церкви в Ефесе Ефес, лежавший на реке Каистро, при впадении ее в Икарийское море (часть моря Эгейского), был главным городом Асийской провинции (называвшейся иногда просто Асия). Городская крепость возвышалась на скале. Гавань находилась при устье Каистро. В силу своего счастливого положения, Ефес сделался важнейшим торговым городом провинции Асии, но в нравственном отношении население его стояло на очень невысокой ступени. Между великолепными зданиями города всего известнее был храм Дианы или Артемиды. В Ефесе жило немало и Иудеев. После основания в Ефесе церкви, этот город долгое время служил средоточным пунктом христианства в Малой Азии. После Ап. Павла здесь жил Ап. Иоанн Богослов, а потом здесь несколько раз собирались соборы. Разрушен Ефес был, вероятно, Тамерланом в 1402-м году. В настоящее время на месте этого славного города лежат одни развалины и изредка только останавливаются здесь номады-пастухи. Первые семена христианства были заброшены в Ефес учениками Иоанна Крестителя, которые хотя имели далеко недостаточные познания в христианской вере, однако все же веровали в Иисуса как в Мессию. Потом на короткое время, во время своего второго апостольского путешествия, заходил в Ефес Ап. Павел и беседовал здесь с Иудеями о вере, оставив после себя дальнейшее распространение Евангелия в Ефесе на обязанности своих друзей Акилы и Прискиллы, к которым потом на помощь пришел александрийский иудей Аполлос, который сам в полной мере был наставлен в истинах веры только здесь Акилою и Прискиллою. Прочное устройство Ефесской церкви дано было только в третье путешествие Ап. Павла. В это путешествие Ап. пробыл в Ефесе около трех лет и собрал в одну общину церковную немало Иудеев и язычников, совершил много чудес над душевно и телесно больными, положил конец закравшемуся было и в среду Иудеев волшебству и счастливо избежал от опасности, угрожавшей ему во время народного восстания, которое поднял против него мастер золотых изделий Димитрий. Отсюда Ап. простирал свое благотворное влияние на всю Малую Азию. При своем удалении из Ефеса Ап. поставил епископом Ефесской церкви своего ученика Тимофея. Место и время написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первое заседание комиссии, происходившее в храме св. Франциска в Ферраре, было открыто речью кардинала Иулиана Цезарини, в которой тот возвеличивал Унию и пламенно призывал потрудиться для достижения ея. Ему ответил св. Марк Ефесский , но так вяло и так неуверенно в успехе Унии, до такой степени не в тон речи кардинала Цезарини, что не только латиняне, но и члены Православной Церкви в комиссии были ею недовольны. Между тем известно, что св. Марк был блестящим оратором. Об этом свидетельствуют и сохранившияся его творения, а также отзыв Георгия Схолария, который имел возможность собственными ушами слышать речи и увещания св. Марка, в то время как до нас его проповеди не дошли. Так, он говорит следущее, обращаясь к многочисленным современникам жизни святителя Марка: “Хотя у нас и нет недостатка в мужах мудрых, но он был выше их всех, – и в этом можно убедиться, сравнив труды древних писателей с его трудами, которые перед судом правды ни в чем им не уступят. Надобно быть весьма несведущим или совсем незнакомым с Еллинскими музами, чтобы сравнивать его красноречие с нынешним, и не видеть в его слове – слово самого Сократа или Платона” 68 . Этот “неуспех” ответной речи св. Марка на первом заседании комиссии надо приписывать, следовательно, не иному чему, как тому, что святитель имея ум облагодатствованный Св. Духом, уже прозрел не только неудачность и безполезность, но даже и прямой вред для Православной Церкви от тех переговоров, которые в этот день начались между православными и римо-католическими представителями. Интересно заметить, что Св. Марк Ефесский в своей речи заявил, что Император Иоанн запретил своим представителям касаться вопросов веры, которые являются причиной расхождения между Православной и Римо-Католической Церквами. По мнению Императора частные исследования богословов в комиссии могут привести к осложнениям и затруднениям в деле заключения Унии. Получался абсурд: богословская комиссия, долженствовавшая выяснить пункты расхождения между Церквами, не должна была касаться богословских вопросов! Но надо понять, как мы это уже и говорили, что Император смотрел на Унию только как на политический акт и желал, чтобы договор о соединении был достигнут на основании туманных, общего значения фраз, и боялся, что дискуссия опытных богословов, как Восточных, так и Западных, выяснит, что расхождения между Церквами до такой степени велики, что общими и туманными фразами нельзя будет отделаться. О несерьезности такой “икономии” Императора и говорить не приходится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010