прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 4. Таллиннская и Эстонская епархия (1945–1992) К 1945 г. ЭАПЦ лишилась 19 священнослужителей, репрессированных советскими карательными органами, из которых ни один не вернулся из заключения. Будем помнить их имена: Печерский викарный епископ Иоанн (Булин) – арестован 18 октября 1940 г.; священник Александр Филомафитский – арестован в 1940 г., скончался в 1941 г.; протоиерей Иоанн Коведяев – арестован в 1940 г.; протоиерей Валентин Смирнов – арестован 5 ноября 1940 г.; протоиерей Владимир Иродиопов – арестован в 1940 г.; священник Константин Хиоб – арестован 12 июня 1941 г., скончался в 1942 г.; диакон Симеон Карпин – арестован в 1941 г., скончался 16 июля 1941 г.; протоиерей Константин Колчин – арестован в июле 1941 г., скончался 18 июля 1941 г.; священник Иоанн Краав – расстрелян 7 июля 1941 г.; протоиерей Василий Ристкок – арестован в июне 1941 г., скончался 6 января 1942 г.; священник Иоанн Толстяков – арестован и убит в 1941 г.; священник Артемий Ваннер – арестован в 1941 г., скончался 7 августа 1943 г.; священник Николай Лейсман – арестован 13 июня 1941 г.; диакон Петр Козлов – арестован в 1941 г.; священник Иоанн Сергиев – арестован в 1941 г., скончался 22 марта 1943 г.; диакон Василий Астанин – арестован в 1941 г.; священник Леонид Лавров – арестован в 1944 г.; иеромонах Лин (Никифоров) – арестован в 1944 г.; священник Владимир Вихерпуу – арестован в 1945 г. Да упокоит Всемилостивый Господь в небесных селениях души Своих верных рабов! Таким образом, к середине 1940-х гг. ЭАПЦ утратила большую часть своего клира, и, несмотря на это, владыка Павел с присущим ему сознанием глубокой ответственности и архипастырского долга делал все возможное, чтобы упорядочить жизнь православной Церкви в Эстонии в специфических условиях Советского государства. Владыка Павел страдал тяжелым сердечным недугом, но это никак не отражалось на его повседневной деятельности, включавшей ревностное совершение богослужений, вдохновенную проповедь слова Божия, постоянное посещение приходов епархии и заботу о пополнении клира, о восстановлении разрушенных и пострадавших в военное время храмов. Архиепископ Павел возглавлял Эстонскую Апостольскую Православную Церковь полных шестнадцать месяцев до своей праведной кончины, наступившей в полночь 1 февраля 1946 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Эстонская Апостольская Православная Церковь (1926–1941) В своем томосе Патриарх Константинопольский Мелетий IV предложил разделить Эстонию на три епархии: Таллинскую, Силламяэскую (Нарвскую) и Печерскую. Таллинская епархия уже существовала с 1920 г., в 1924 г. Нарвское викариатство Санкт-Петербургской епархии, учрежденное в 1887 г., было преобразовано в епархию и заново создано Печерское викариатство Таллинской епархии. Епископом Нарвским и Изборским был поставлен бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов), 3 октября 1937 г. на эту кафедру был хиротонисан епископ Павел (Дмитровский, 1872–1946), окончивший Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Владыка занимал эту кафедру по март 1945 г. На кафедру епископа Печерского викария Таллинской епархии в 1924 г. был хиротонисан также выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Иоанн (Булин), посвящение которого совершили митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр и епископ Финляндский и Выборгский Серафим. Преосвященный епископ Иоанн находился на Печерской кафедре до 30 декабря 1932 г. В начале 1933 г. на эту кафедру был поставлен еще один выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Николай Лейсман. После июля 1940 г. владыка Николай ушел на покой в сане архиепископа. Занимая Печерскую кафедру, каждый из преосвященных одновременно являлся настоятелем Псково-Печерского монастыря и ректором Печерской духовной семинарии. Других архипастырей на Нарвской и викарной Печерской кафедрах более не было. Обе кафедры по национальному составу паствы были русскими. По состоянию на 1940 г. в Эстонской Апостольской Православной Церкви было 158 приходов: 134 прихода — в Таллинской епархии и 24 прихода — в Нарвской, клир составляли 150 пресвитеров и 30 диаконов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430334/

А.А. Кострюков Глава 11. Русская Церковь в годы Второй мировой войны § 1. Русская Церковь в 1939 –1941 гг. Вторая мировая война укрепила положение Церкви в Советском Союзе. В соответствии с секретным приложением к пакту Молотова – Риббентропа 23 августа 1939 г. Восточная Европа была разделена между Германией и Советским Союзом. Война началась 1 сентября вступлением на территорию Польши германских войск. 17 сентября восточную границу этой страны перешла и Красная армия. Польша как независимое государство перестала существовать. К Советскому Союзу были присоединены обширные территории Западной Украины и Западной Белоруссии со своими епархиями и монастырями. На присоединенной территории было несколько православных иерархов – находившийся на покое архиепископ Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Кременецкий Алексий (Громадский), епископы Полесский Александр (Иноземцев) и Луцкий Поликарп (Сикорский). Все эти иерархи вошли в подчинение Московской Патриархии. Вскоре были совершены и новые хиротонии. Во епископа Пинского был поставлен Вениамин (Новицкий), во епископа Львовского – Пантелеймон (Рудык), во епископа Житомирского – Дамаскин (Малюта). На очереди была Прибалтика. В сентябре 1939 г. советское руководство предложило «Пакт о взаимопомощи» эстонскому правительству. В страну вошла Красная армия, и уже в августе 1940 г. Эстония была присоединена к Советскому Союзу. Одним из активных сторонников идеи о присоединении Эстонской Церкви к Московскому Патриархату был епископ Иоанн (Булин). В марте 1941 г. Эстонская Церковь во главе с митрополитом Александром (Паулусом) воссоединилась с Российской Церковью. Подобным образом дела обстояли и в Латвии. В июне 1940 г. ей был предъявлен ультиматум с требованием отставки правительства и введения в страну советских войск. Опасаясь кровопролития, латвийское правительство выполнило эти требования. Уже 21 июля 1940 г. была провозглашена Латвийская Советская Социалистическая Республика, в августе включенная в состав Советского Союза. Вскоре был решен вопрос и с Латвийской Церковью. Возглавлявший ее митрополит Августин (Петерсон) был принят в Московский Патриархат и сразу ушел на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Да совсем я не прозорливец…» Памяти преподобного Симеона Псково-Печерского Преподобный Симеон Псково-Печерский – Да совсем я не прозорливец, – с легким смущением и досадой говорил о себе старец Симеон. – Великий дар прозрения дает Господь избранным Его, а тут просто долголетие мое помогает: зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями своими и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони… Но факты чудесной помощи старца, которые в обители бережно собирали не один год, говорят об обратном: прозорливец, великий молитвенник, подвижник. Именно эти многочисленные свидетельства и легли в основание для канонизации иеросхимонаха Симеона (Желнина) в лике местночтимых святых, которое торжественно состоялось в Псково-Печерском монастыре 1 апреля 2003 года по благословению Патриарха Алексия II, «учитывая праведное житие, чудотворения по его молитвам при жизни и по кончине, почитание церковным народом, как в Псковской земле, так и за ее пределами, молитвенный подвиг и совершенное смирение». Родившийся в простой крестьянской семье на Псковщине, будущий преподобный Симеон с детства был избранником Божиим. Часто в их доме останавливался монах Крыпецкого монастыря Корнилий (будущий святой), выделяя Василия (так звали в миру преподобного Симеона), говорил: «Будешь ты монахом, будешь старцем великим». Отец Симеон с детства старался подражать святым, даже молился на камне, как преподобный Серафим Саровский. Но когда в возрасте 20 лет стал проситься в монастырь, отец категорически этому воспрепятствовал. Несколько лет шла борьба, и вот однажды она закончилась – благодаря блаженному старцу Симеону, который веревкой погнал Василия в монастырь из родительского дома. Так в 1896 году будущий старец стал насельником Псково-Печерского монастыря. О жизни в монастыре мы знаем со слов самого отца Симеона и из его жизнеописания. В 1900-м он был пострижен в монашество с именем Вассиан, вскоре рукоположен. Пережил великую смуту 1917 года. Епископ Иоанн (Булин) очень хотел назначить его наместником монастыря, но старец по смирению отказался и попросил постричь его в схиму. После принятия схимы отец Симеон был назначен братским духовником. Поддерживал малочисленную братию и во время Великой Отечественной войны, и в сложные послевоенные годы.

http://pravoslavie.ru/138355.html

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 29 июля Псково-Печерский патерик Епископ Иоанн (Булин Н.А., 1893-1941) В 1918 г. на втором курсе академии Николай Булин был пострижен в монашество с именем Иоанн. Пострижение монаха Иоанна совершил ректор академии епископ Анастасий (Александров). 12 мая того же года рукоположил его во диакона в академическом храме. 12 августа в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иеромонаха. Рукоположение совершал митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). В конце 1918 г. иеромонах Иоанн вернулся на родину и был назначен архиепископом Псковским Евсевием в Зачернье приходским священником. Отец Иоанн оказался энергичным наместником Псково-Печерского монастыря. Он активно взялся за его восстановление. Положение же обители было очень тяжелым, монастырь почти находился в упадке, был разрушен и доведен до бедственного положения. Хозяйство, которое было единственным источником существования обители, было уничтожено. Земля отобрана, здания пришли в ветхость, крыши текли, стены обвалились. Трапезная использовалась в качестве казармы. Верхний этаж дома настоятеля был отведен под помещение мирового судьи. Мировой судья жил там же. А нижний этаж дома занимала землеустроительная комиссия. Наместник же ютился в небольшой комнате Лазаревского корпуса. Братии было немного: престарелые монахи, несколько диаконов, послушников — почти весь штат. Стараниями епископа Иоанна всё начало постепенно принимать должный вид. Был произведен капитальный ремонт всех жилых корпусов после выселения мирских жильцов. Трапезная и настоятельский дом были отремонтированы. В 1924 г. произведен капитальный ремонт Сретенского храма, а в 1927 г. — большой капитальный ремонт Успенского собора. Произведен большой внутренний ремонт в том же Успенском храме. Капитально отремонтирован Михайловский собор внутри. В 1930 г. построена новая каменная лестница вместо деревянной — спуск от Михайловского собора вниз, к центру монастыря. 29 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54814.html

Разносторонняя деятельность РСХД в Прибалтике привлекала православную молодежь, тем более что среди его членов были такие известные люди, как протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н. А. Бердяев, А. В. Карташов, мать Мария (Скобцова), В. В. Зеньковский, Л. Н. Липеровский и Г. В. Флоровский, а также Б. П. Вышеславцев, Л. А. Зандер, С. М. Зёрнова, С. Л. Франк и другие выдающиеся соотечественники. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) писал в 60-е гг. в «Книге свидетельств», что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом «на все, что происходило в это время с Церковью в России. Церковь для русских изгнанников перестала быть чем-то внешним, напоминающим лишь прошлое. Церковь явилась и становилась смыслом и целью всего, центром бытия» . В Эстонии РСХД руководили Иван Аркадьевич Лаговский, один из основателей движения в Прибалтике и Рижского центра, Татьяна Евгеньевна Дезен и Николай Николаевич Пенькин. Брат митрополита Виленского и Литовского Елевферия протоиерей Иоанн Богоявленский, настоятель таллинского Александро-Невского кафедрального собора, редактировал с 1930 по 1940 гг. выходивший в Таллине журнал «Православный собеседник». Затем он был ректором Ленинградской Духовной Академии и семинарии, в июне 1947 г. принял монашество с именем Исидор и занимал с 22 июня 1947 г. по 18 декабря 1949 г. кафедру епископа Таллинского и Эстонского. В августе 1929 г. в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Душой собрания был настоятель обители епископ Нарвский Иоанн (Булин), и во многом благодаря его духовному руководству съезд, по словам одного из его участников, превратился в «великий взлет веры и любви... сломал лед самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества православия» . Современники вспоминали выступления скромного доброго протоиерея из Нарвы Павла Дмитровского, будущего архиепископа Таллинского и Эстонского, и протоиерея из Таллина Георгия Алексеева, будущего епископа Таллинского и Эстонского Иоанна.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

30 ноября 1939 г., когда началась советско-финская война, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи Валаамского монастыря были эвакуированы в глубь Финляндии. Лишь 7 мая 1957 г. было восстановлено молитвенное каноническое общение между Русской Православной Церковью и Финляндской Автономной Церковью, Московская Патриархия признала юрисдикцию Константинополя над Финской Православной Автономной Церковью. Архиепископ Герман (Аав) ушел на покой в 1960 г. и скончался в 1961 г. После мученической кончины епископа Ревельского Платона (Кульбуша), последовавшей 14 января 1919 г., в Ревель, переименованный правительством Эстонии в Таллин, на кафедру, ставшую самостоятельной, был переведен Порховский епископ Александр (Паулус) с возведением его в сан архиепископа. Патриарх Тихон предоставил Эстонской Церкви широкую автономию, но по настоянию эстонского правительства, стремившегося оторвать православный народ Эстонии (это были русские, сету и часть эстонцев) от Москвы, архиепископ Александр в 1923 г. обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под свое духовное окормление. Архиепископ Александр отправился с этой целью в Стамбул и 7 июля 1923 г. получил от Патриарха Мелетия томос, по которому была признана автономия Эстонской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В составе Эстонской Церкви была образована вторая, Нарвская, епархия, а Константинопольский Патриарх возвел архиепископа Александра в сан митрополита Таллинского и всей Эстонии, введен был в употребление новый календарь. Московская Патриархия не могла, естественно, признать канонически неправомерный переход. Митрополит Александр настойчиво проводил эстонизацию церковной жизни, несмотря на то что большинство православных были русскими. Очагами монашеского подвижничества в Эстонии были Пюхтицкий женский и Псково-Печерский мужской монастыри; граница между Эстонией и Советской Россией по мирному договору 1920 г. прошла так, что ряд исконно русских городов и сел, включая и Печеры с древней обителью, отошли к Эстонии. Настоятелем Псково-Печерского монастыря был архимандрит Иоанн (Булин), сам по национальности сету. В 1929 г. отца Иоанна хиротонисали в викарного епископа Нарвского с сохранением за ним настоятельства в монастыре. Несмотря на свое происхождение, епископ Иоанн противился эстонизации церковной жизни, отстаивал неприкосновенность церковнославянского богослужебного языка. У эстонских властей это вызвало недовольство, и в 1933 г. Иоанн был устранен от управления Псково-Печерским монастырем и выехал за границу, в Белград. На родину он вернулся в 1941 г., после присоединения Эстонии к Советскому Союзу, но в годы массовой депортации был сослан в Сибирь и там бесследно исчез.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В это время один из русских эмигрантов, Сергей Николаевич Большаков, студент, проводивший летние каникулы в Печорах, услышал о монастыре в Амэ и в августе 1926 г. решил написать пространное письмо отцу Ламберу Бодуэну с просьбой помочь Печорскому монастырю. Подробно изложив затруднительное положение этого монастыря и вообще Православной Церкви в Эстонии, он писал: «Если Вас вдохновляет святое желание помочь бескорыстно страждущим братьям на Востоке и войти в братскую и дружескую связь с православной иерархией, то примите участие в заботах ее создать здесь духовную семинарию, разсадить будущих пастырей, помогите ей духовно и материально» . Ответить на это письмо отец Ламбер поручил своему секретарю отцу Давиду Бальфуру (Balfour), который хорошо знал русский язык. В этом ответном письме (к сожалению, оно не сохранилось) говорилось о том, что отец Ламбер предлагает незамедлительно направить в Печоры небольшую группу образованных монахов для обсуждения с настоятелем монастыря вопрос о том, в каких конкретных формах такая помощь могла бы быть оказана. При этом он хотел использовать пребывание монахов из Амэ в Печорах для их приобщения к монашеской жизни этого русского православного монастыря. Спустя месяц настоятель монастыря епископ Печерский Иоанн (Булин) написал письмо отцу Ламберу, в котором говорилось: «Вполне разделяю прекрасные мысли отца Давида (Бальфура) о способах братского сближения верующих православных с верующими католиками, обоюдно постоянно скорбящих о существующих между чадами Единой Вселенской Христовой Церкви разделениях. Я всегда готов, по мысли нашей Церкви, ежедневно молящейся «о мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех», стремиться к достижению восстановления прерванного кознями врага нашего спасения общения между восточной и западной частями Единой Вселенской Христовой Церкви. Дело сие требует близкого взаимного знания, братской во Христе любви и понимания и тщательной подготовки, может быть, и нескольких поколений. Буду весьма рад принять у себя в монастыре в качестве дорогих гостей Ваших монахов для личных с ними переговоров по затронутым в письме С. Большакова вопросам и для предоставления им возможности познакомиться с жизнью православного русского монашества и церкви » .

http://bogoslov.ru/article/506597

Началось материальное давление на приходы: они были обложены огромным налогом, причем собираемых приходом денег хватало только на погашение постоянно набегавших процентов, в то время как сумма задолженности не менялась и давала повод в любой момент закрыть храм, а священника привлечь за «саботаж». Обстановка, в которую попали священнослужители, сразу стала напряженной. Сельский священник Евстафий Баслык вспоминал, что красноармейцы встречали проходивших пастырей свистом и нецензурной бранью. Вследствие этого и православные, и католические священнослужители за исключением наиболее принципиальных перестали выходить на улицу в рясах. Такая же ситуация сложилась и в Прибалтике. Была закрыта Виленская духовная семинария, начались аресты священников. Был арестован органами НКВД и епископ Иоанн (Булин), расстрелянный 30 июля 1941 г. Был выселен из епархиального дома престарелый митрополит Елевферий (Богоявленский). Эти потрясения ускорили смерть старца, который отошел ко Господу в ночь на 1 января 1941 г. От более активных шагов в отношении Церкви советскую администрацию удерживало то, что и препятствовало окончательно запретить религию – Церковь могла пригодиться в будущей войне. Тем не менее, руководство Московской Патриархии власти предпочитали держать в постоянном напряжении и страхе. Митрополит Сергий, носивший титул патриаршего местоблюстителя и главы Православной Церкви в СССР, ожидал ареста в любую минуту. Архиепископ Пантелеймон (Рожновский) после присоединения к СССР Западной Белоруссии дважды посетил местоблюстителя в Москве. «Наш Сергий это – пленник безмолвный, – писал архиепископ Пантелеймон. – Церковь пленена, но враги боятся ее и в поверженном состоянии». Иерарх вспоминал, что во время их первой встречи беседа была крайне странной: митрополит Сергий писал вопросы на листке бумаги, а архиепископ письменно на них отвечал. Так и осталось непонятным, почему местоблюститель выбрал такую форму общения. Архиепископ Пантелеймон недоумевал: «То ли по глухоте, старец Сергий боится громко говорить – за стеной подслушивают? Или же, быть может, повел он разговор в письменной форме, чтобы легче было перед «недремлющим оком» хозяев – компартии – отчитываться».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пробыл несколько времени в монастыре, назначают меня в другое имение монастырское - Мустощево, от монастыря 25 километров в сторону Латвии. В этом имении пришлось пробыть несколько лет. Было очень много трудностей, из лаптей не вылезал. Нужно было восстанавливать почти вновь все хозяйство. Первым долгом нужно было храм выстроить во имя Иоанна, Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало какую-то пользу монастырю. На это потребовалось много лет. Когда дело пошло на лад, возвратился я в монастырь. Начальство хотело возложить на меня большое бремя послушания - поставить наместником монастыря. Видя, что это послушание мне не под силу, стал отказываться; да к тому еще я очень устал, и на этом основании стал просить схиму, в чем мне в первый раз отказали и все настаивали, чтобы я принял наместничество. Но я наотрез отказался еще ввиду внутреннего внушения принять схиму; на это упорно не соглашался епископ Иоанн (Булин), но, наконец, все же согласился и разрешил постричь меня с именем Симеона, в память Симеона Богоприимца (3/16 февраля), и перевел меня в келью рядом с храмом Успения Божией Матери, куда привел сам и сказал: " Вот тебе келья, здесь и умрешь " . В действительности эта келья представляла нечто ужасное: грязная, мрачная, сырая, темная, стены мокрые, воздух сырой. Одна комната с одним оконцем, размером 3 на 5 метров, с длинным темным коридором в 10 метров. Стены голые, песчаные. Много пришлось приложить трудов, чтобы придать ей вид жилого помещения. Крыша дырявая, сырость попадала на потолок, а с потолка в келью. Пришлось установить три печки, провести трубы вдоль коридора, чтобы осушить, отштукатурить, побелить, и все это почти своими руками. С Божией помощью все это проделал и смирился. Но это еще не все. Враг рода человеческого не оставляет в покое человека, а в особенности тех, которые решились последовать Христу, решились идти Его крестным путем. По прибытии в новую келью, в которую меня привел настоятель и где мне пришлось ночевать первую ночь одному, приступили ко мне злые духи, которых стала полна келья.

http://pravoslavie.ru/1459.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010