Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державой. Том 1 Источник Том 2 → Содержание Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 2. Св. еп. Лука-Жидята (1035–1059) 3. Еп. Стефан (1060–1068) 4. Еп. Феодор (1069–1078) 5. Св. еп. Герман (1078–1096) 6. Св. еп. Никита (1096–1107) 7. еп. Иоанн Папин (1108–1130) 8. Св. еп. Нифонт (1130–1157) 9. Св. еп. Аркадий (1157–1165) Архиепископы 1. Св. Иоанн (в иночестве Илия) (1165–1186) 2. Св. архиепископ Григорий (в мире Гавриил) (1186–1193) 3. Св. архиепископ Мартирий (1193–1199) 4. Архиепископ Митрофан (с 1199 по 1211, вторично с 1219 по 1223); 5. Св. архиепископ Антоний (с 1212 по 1220, вторично с 1225 по 1230); нехиротонисанный чернец Арсений (с 1223 по 1225 г., вторично в 1228 г.) 6. Архиепископ Спиридон (1229–1249). 7. Архиепископ Далмат (1251–1274) 8. Архиепископ Климент (1274–1299) 9. Архиепископ Феоктист (1299–1307) 10. Архиепископ Давид (1307–1324) 11. Св. Архиепископ Моисей (с 1324 по 1329 г., вторично с 1352 по 1359 г.) 12. Св. Архиепископ Василий (1329–1352) 13. Архиепископ Алексий (1359–1388) 14. Архиепископ Иоанн 2-й (1388–1415) 15. Св. Архиепископ Симеон (1415–1421) 16. Феодосий – нехиротонисанный (с 1421 по 1423) 17. Архиепископ Евфимий I-й – брадатый (1423–1428) 18. Св. архиепископ Евфимий 2-й Вяжищский (1429–1458) 19. Св. архиеписноп Иона Отенский (1458–1470) 20. Св. архиепископ Феофил (1470–1480) Перечень Новгородских архиереев, составленный в конце XV века, напечатанный в «Духовном Вестнике» 1862 г. за месяц март, стр. 56, 57, 58 и 59     Христианство началось в Новгороде (в 992 г.) вскоре по утверждении его в Киеве, тогда же образовалась здесь и святительская кафедра, которая, в продолжение 168 лет, почти ничем не отличалась в отношении своих прав от других епископских кафедр в Русской земле; она состояла в полной зависимости от митрополита Киевского и не имела тени самостоятельности. Митрополит Киевский по своему усмотрению назначал епископов в Новгород, не посвящал в епископский сан тех, которых предлагали ему Новгородцы (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новгородская Учреждена одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой до 997 года Примерно с 1165 года – архиепископия Новгородская Кафедра в Новгороде Иоаким (Корсунянин) епископ, свт., бывший еп. Константинопольский ок. 992 Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 † ок. 1035 Лука (Жидята) епископ, свт., рукоположен с 1036 (1030,1037) † 15.10.1059 (1060) Стефан епископ, рукоположен †1068 (1069) (убит) Феодор епископ, рукоположен † 1077 (1078) Герман епископ, свт., рукоположен † 1096 (1095) Никита епископ, свт., рукоположен † 31.01.1108 Иоанн (Попин или Попынин) епископ, управлял епархией с 1108 (1110) по 1130 на покое; † неизвест. Нифонт епископ, свт., рукоположен с 1130 (1129) по 1149 архиепископ примерно с 1153 сослан в монастырь, освобожден князем Юрием Долгоруким †8.04.1156 Евфросин архиепископ, упоминается в XII веке возможно, во время отсутствия еп. Нифонта в 1149 † неизвест. Аркадий епископ, свт., рукоположен с 10.08.1158 (избран в 1156) † 19.09.1165 Новгородская и Псковская Иоанн (в схиме, а в постриге Илия) архиепископ, свт., рукоположен с 28.03.1166 †7.09.1186 Григорий (Гавриил) архиепископ, свт., рукоположен с 29.03.1187 (избран в 1186) † 24.05.1193 Мартирий (Рушанин) архиепископ, свт., рукоположен с 10.12.1193 † 24.08.1199 Митрофан архиепископ, рукоположен с 3.07.1201 по 1211 в 1220 отстранен от управления вернулся на кафедру Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт.. избран и утвержден в Киеве с 1212 по 1218 еп. Перемышльский Митрофан архиепископ, повторно † 3.07.1223 Арсений избран, не был рукоположен с 3.07.1223 до 1225 † неизвест. Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт.. бывший еп. Перемышльский с 1225 по 1229 на покое; † 8.10.1232 Спиридон архиепископ, рукоположен с 1230 (избран в 1229) Далмат архиепископ, рукоположен с 25.05.1251 (избран в 1249) † 21.10.1274 Климент архиепископ, рукоположен со 2.08.1276 (избран в 1274) † 22.05.1299 Феоктист епископ, свт., рукоположен с 29.06.1300 по 1307 (избран в 1299) отказался от кафедры † 23.12.1310 Давид архиепископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятый день. Поучение 1-ое. Св. Иона, архиеп. новгородский. (О пути ко спасению). I. Святый Иона, архиепископ новгородский, память коего совершается ныне, в мире – Иоанн, родился в Новгороде, в четырнадцатом столетии, и, оставшись с детства сиротою, был отдан в научение одному диакону. Он больше любил читать священное писание, чем играть с товарищами детства. Однажды мимо толпы мальчиков, в числе которых был Иоанн, проходил юродивый, Михаил клопский. Мальчики дергали его за одежду и бросали в него грязью; но Иоанн не принимал в этом участия. Тогда юродивый взял его на руки и сказал: «учись прилежно, Иоанн. Ты будешь архиепископом Новгорода». Предсказание сбылось. Достигнув совершенного возраста, Иоанн «решился вступить на путь спасения», по которому неуклонно шел во всю свою жизнь; скоро он постригся, под именем Ионы, в Отенском монастыре, в 40 верстах от Новгорода и, по смерти игумена Харитона, был избран в настоятели. А когда скончался новгородский архиепископ Евфимий, то Иона, прославленный благочестием, был избран в преемники ему. Сделавшись владыкою Новгорода, Иона ревностно служил благу церкви, давал всем равный и правый суд, защищал слабых и помогал бедным. Св. Иона 30 лет правил новгородской паствой и оставил по себе добрую память. Иона скончался в глубокой старости, в 1470 году, и погребен в Отенской обители, в церкви святого Иоанна Предтечи. Впоследствии его тело прославлено нетлением. II. Мы сказали, что св. Иона, достигнув совершеннолетия, вступил на путь спасения, по которому и шел неуклонно во всю свою жизнь. Чем же и как можно спастись и нам? а) Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой православной церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям, как то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей, и т. д. Если кто не повинуется церкви, если кто по духу противления или гордости отделился от церкви, если кто раскольник: то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося церкви с идолопоклонником: «аще кто церковь преслушает», сказал Он, «буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Матф. 18, 17 ). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол: а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня: твоим смирением». Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинился И. Христу. Истинное смирение – от послушания, сказал св. Иоанн лествичник , как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «был послушлив до смерти, смерти же крестныя» ( Филип. 2, 8 ). Без послушания церкви нет смирения; без смирения нет спасения, «смирихся, и спасе мя», сказал пророк (Пс. И14, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иоанн, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван, в малой схиме Илия, в схиме Иоанн) († 1186: память 7/20 сентября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Святитель Иоанн родился в городе Новгороде от благородных и благочестивых родителей. По достижении совершеннолетия он был рукоположен Новгородским епископом Аркадием во священника к церкви во имя священномученика Власия. Но любовь к безмолвию привела его в один из новгородских монастырей, где он принял иночество с именем Илия. Жизнь в монастыре он вел строго подвижническую, пребывая в посте и молитве, и вскоре стал известен всему Новгороду своей благочестивой жизнью. 28 марта 1166 года он был хиротонисан во епископа Новгородского и первый из новгородских архиереев сразу же возведен в сан архиепископа, который с того времени утвердился за владыками Новгорода. Деятельность святителя в Новгороде началась со строительства храмов и монастырей. В первый год святительства были построены церкви в честь Святой Троицы и святителя Николая и основаны обители: мужская в честь Благовещения Пресвятой Богородице (1170) и женская во имя святого Иоанна Предтечи (до 1179). Время святительства Иоанна – это период междоусобной борьбы русских князей. Истинным патриотом предстал в этой борьбе Новгородский святитель. В 1170 году на войну с Новгородом выступил великий князь Андрей Боголюбский. Многочисленная суздальская дружина два дня стояла у стен Новгорода, и эти два дня усердно молился святитель пред ликом Спасителя о спасении города. На третью ночь он услышал голос от иконы Спасителя, который повелевал ему взять икону Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня и вознести ее на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз её потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Собор Киевских святых 15 февраля 2011 г. 17:32 Празднование Собора Киевских святых установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 10 февраля 2011 года (журнал 1). Синод благословил совершать празднование 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Собор Киевских святых (основной список) св. равноап. княгиня Ольга (†969) св. равноап. князь Владимир (†1015) св. мч. варяг Феодор (†983) св. мч. варяг Иоанн (†983) св. сщмч. Макарий, митрополит Киевский (†1497) св. сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918) св. сщмч. Константин (Дьяков), митрополит Киевский (†1937) св. сщмч. Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский (†1937) св. сщмч. Афанасий (Филиппович), игумен Брестский (†1648) св. сщмч. Лукиан, инок Печерский (†1240) свт. Михаил, митрополит Киевский (†992) свт. Иларион, митрополит Киевский (†вторая пол. XI) свт. Константин, митрополит Киевский (†1159) свт. Петр (Могила), митрополит Киевский (†1647) свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский (†1857) свт. Петр, митрополит Киевский и Московский (†1326) свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский (†1353) свт. Алексий, митрополит Киевский и Московский (†1378) свт. Киприан, митрополит Киевский и Московский (†1406) свт. Фотий, митрополит Киевский и Московский (†1431) свт. Иона, митрополит Киевский и Московский (†1464) свт. Герман, епископ Новгородский (†1096) свт. Никита, епископ Новгородский (†1108-1109) свт. Нифонт, епископ Новгородский (†1156) свт. Феофил, архиепископ Новгородский (†после 1483) свт. Стефан, епископ Владимир-Волынский (†1094) свт. Симон, епископ Владимирский и Суздальский (†1226) свт. Серапион, епископ Владимирский (†1275) свт. Феоктист, епископ Черниговский (†1123) свт. Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский (†1696) свт. Исаия, епископ Ростовский (†после 1089) свт. Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский (†1709) свт. Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (†1772) свт. Ефрем, епископ Суздальский (†вторая половина XI) свт.

http://patriarchia.ru/db/text/1409335.ht...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Иоанн, архиепископ Новгородский и Псковский (Порфирьев) Родился в семье новгородского жителя Порфирия. Был игуменом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. Жизнь проводил в смирении и богоугождении и уже в иночестве зарекомендовал себя «мужем благим, кротким, тихим и смиренным и зело боящимся Бога». За свои добрые качества будущий святитель и был выдвинут новгородцами одним из кандидатов на архиерейскую кафедру. 7 мая 1387 года состоялось его избрание (по жребию) для посвящения в сан епископа. 17 января 1388 года он хиротонисан в Москве митрополитом Киевским и всея Руси Пименом во епископа Новгородского и Псковского. В хиротонии принимали участие преосвященные: Смоленский Михаил, Звенигородский Даниил, Сарайский Савва, Рязанский Феогност. Вступление Иоанна на архиерейскую кафедру сопровождалось народными бедствиями, как бы предвестниками тех трудов и огорчений, с которыми пришлось ему встретиться впоследствии. Пожары, буря, распря Софийской стороны города с Торговою предшествовали вступлению Иоанна на кафедру. По возвращении владыки Иоанна из Москвы во Пскове началось страшное моровое поветрие, которое массами уничтожало людей. Оно продолжалось почти в течение года и в следующем 1389 году повторилось вновь. Тогда псковичи прислали послов просить владыку приехать во Псков и благословить город и людей, которые еще остались в живых. Преосвященный Иоанн немедленно отправился к звавшим его, благословил город, князя Иоанна Андреевича и народ, и «молитвою его, – замечает летописец, – преста мор». В 1390 году страшная болезнь посетила и Новгород. Массовые смерти привели новгородцев в уныние. Из этого состояния вывел их преосвященный Иоанн. Он благословил новгородцев построить обыденную (в один день) деревянную церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла. 12 октября церковь начали строить, и в этот же день вечером владыка Иоанн освятил ее, а утром совершил литургию. После этого «Божиею милостию и святыя Софии стоянием, и владычним благословением и молитвою мор прекратился». Большие бедствия Новгороду причиняли пожары, которые требовали немалых забот от преосвященного, чтобы облегчить участь несчастных погорельцев. Кроме того, часто горели церкви, а восстановление их опять ложилось на плечи архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Илия, в схиме Иоанн, Новгородский Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г. Деятельность святителя в Новгороде началась со строительства храмов и монастырей. В первый год святительства были построены церкви во имя Святой Троицы и святителя Николая и основаны обители женская Предтеченская и мужская Благовещенская . Основание последней обители было давним желанием святителя и его брата, также будущего святителя, Гавриила . В 1170 году на войну с Новгородом выступило суздальское войско вместе с объединенной ратью удельных русских князей. После трехдневной осады, во время которой во всем городе служили службы, а сам владыка неотступно полился перед образом Спасителя , 25 февраля ему был глас от иконы, повелевший вынести на городскую стену икону Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня Так и было сделано, поле чего враги пришли в замешательство и бежали, избавив город от разгрома. В честь этого чуда святитель установил на 27 ноября праздник почитания этой святой иконы, с тех пор названной Знамение (см. подробнее). Как добрый отец, он первым озаботился о беспомощной нищете, бедных семьях Новгородской земли, разоренных прошедшим нашествием и терпевших голод, и щедро подавал помощь несчастным. Святитель был противником междуусобной войны и, после одержанной победы, убедил новгородских князей просить мира у великого князя Андрея Боголюбского . В 1172 году он сам поехал во Владимир миритья с благоверным князем Андреем. Щедрость святителя не препятствовала ему заботиться об устройстве и украшении церквей для своих пасомых. В 1179 году святитель совместно со своим братом Гавриилом построил великолепный храм Благовещения в созданной им мужской обители, средства для достройки которого чудесно послала Сама Царица Небесная - по неотступной молитве святых братьем, Она предсказала во сне, что подаст все необходимое, а на следующее утро они прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом, который исчез тотчас после того как они сняли мешки. В 1182 году был построен каменный храм Богоявления над вратами монастыря и затем другой храм Богоявления над вратами кремлевскими. В 1184 году построен каменный храм на Опоках . Кроме того, им построены еще храмы: во имя своего покровителя пророка Илии , во имя трех отроков Вавилонских , препоподобного Феодора Студийского , праведного Лазаря .

http://drevo-info.ru/articles/14901.html

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского Память 7 сентября Новый чудотворец российский, святой Иоанн родился в великом Новгороде. Родители его – Николай и Христина – были люди благочестивые. Посему как он, так и брат его – Гавриил, оба они были воспитаны в страхе Божием. С малого возраста святой Иоанн посвятил себя Богу и вел добродетельную жизнь; когда же он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в пресвитера к церкви священномученика Власия. Новопоставленный иерей с еще большим усердием стал служить Господу, неукоснительно и строго соблюдая все заповеди Божии. Между тем родители святого Иоанна умерли. И прежде он любил безмолвную тихую жизнь, даже намеревался принять иноческое пострижение; теперь же, посоветовавшись с братом своим Гавриилом, святой Иоанн решил создать новый монастырь на средства, оставленные родителями. Сначала они построили деревянную церковь во имя Пречистой Богоматери в память преславного Ее Благовещения и основали монастырь; затем замыслили они воздвигнуть и каменную церковь . С нетерпением начали братья приводить в исполнение свое благое намерение: стали со тщанием строить каменную церковь и уже довели ее до половины, но вынуждены были остановиться: средства их истощились; сильно опечалились этим блаженный Иоанн и брат его Гавриил, велико было огорчение их. И вот, находясь в таком затруднительном положении, но в то же время питая твердую веру и великое усердие к Пречистой Богородице, они обратились с молитвою к сей скорой помощнице и утешительнице всех, находящихся в скорби: – Владычице наша! – молились братья – Ты знаешь нашу веру и любовь к Сыну Твоему и Богу нашему; Ты видишь наше усердие, с коим мы обращаемся к Тебе, Госпоже нашей; молим Тебя, помоги нам достроить сей храм; всю надежду нашу мы возлагаем на Тебя, Богоматерь, не оставь нас рабов Твоих, Владычице, и не посрами нас: мы начали строить сей храм, но кончить его сооружение без Твоей помощи мы не можем. Так молились они Богородице и изливали пред Ней свое горе. Их усердная просьба была услышана. Царица Небесная явилась им в сонном видении и сказала:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Память святителя Евфимия Новгородского 24 марта (11 марта - ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память святителя Евфимия, архиепископа Новгородского. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский Статья из т. 17 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г. Евфимий II Вяжицкий (в миру Иоанн; нач. 80х гг. XIV в. (?), Вел. Новгород - 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский и Псковский. Согласно Житию Е. (составлено Пахомием Логофетом до 1464), родителями святого были свящ. новгородской ц. во имя вмч. Феодора Михей и Анна. Е. был единственным ребенком, родившимся после многолетних молитв супругов о чадородии. В возрасте 15 лет, вероятно в кон. XIV в., юноша ушел из дома в Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь, основанный в 12 верстах от Вел. Новгорода архиеп. Новгородским Иоанном II (1389-1415) (1-е упоминание об обители в актах относится к 1411); там Иоанн был пострижен в монашество игум. Пименом. Новгородский архиеп. Симеон назначил Е. казначеем архиерейского дома; как подчеркивается в Житии, это был 1-й случай, когда владычным казначеем стал не мирянин, а инок. После смерти архиеп. Симеона Е. перешел в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь. Вскоре по просьбе старцев Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря святой стал игуменом этой обители. После кончины Новгородского архиеп. Евфимия I 13 нояб. 1429 г. по жребию на Новгородскую кафедру был избран Е. Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Новгорода признавать право общерус. митрополита раз в 4 года в течение месяца вершить в Новгороде апелляционный суд. В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр. св. Фотия Тверскому еп. Илии, относящаяся, вероятно, к 8 авг. 1430 г. (РИБ. Т. 6. 50. Стб. 421-423; о датировке грамоты см.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 394; Янин В. Л. Из истории новгородскомосковских отношений в XV в.//Он же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 298-299). Митр. Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде («тое старины церковные не отправили»). Лишь 26 мая 1434 г. Е. был хиротонисан митр. Герасимом в Смоленске (согласно Житию прп. Михаила Клопского, святой предсказал Е. поставление на кафедру митр. Герасимом; см.: Повесть о житии Михаила Клопского//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 226, 228).

http://sedmitza.ru/text/630587.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010