Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН XXIII А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г. А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г. (25.11.1881, Сотто-иль-Монте, обл. Ломбардия, Италия - 3.06.1963, Рим; до избрания папой - Анджело Джузеппе Ронкалли), папа Римский (с 28 окт. 1958), блж. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.). Род. в многодетной крестьянской семье. С 1889 г. учился в начальной школе, одновременно готовясь к поступлению в семинарию и изучая лат. язык под рук. местных священников. В 1891 г. обучался в епископской коллегии в Челано (близ Бергамо). 7 нояб. 1892 г. поступил в начальную ДС в Бергамо, по окончании которой 24 июня 1895 г. стал клириком, приняв тонзуру . С 1895 г. до конца жизни записывал свои размышления, в 1902 г. озаглавил эти записи «Дневник души». В 1895-1900 гг. учился в высшей ДС в Бергамо, с янв. 1901 г.- в папской Римской семинарии, где 25 июня того же года получил степень бакалавра теологии. 30 нояб. 1901 г. был призван на военную службу в 73-й пехотный полк в Бергамо, к-рую завершил в нояб. 1902 г. в звании сержанта. В дек. того же года продолжил учебу в папской Римской семинарии, и 18 дек. 1903 г. генеральный викарий Рима кард. Пьетро Респиги рукоположил Ронкалли во диакона. 13 июля 1904 г. окончил папскую Римскую семинарию со степенью доктора теологии за диссертацию, написанную под рук. проф. пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Римский Пий XII ). 10 авг. 1904 г. в рим. ц. Санта-Мария ин Монтесанто титулярным лат. патриархом К-польским Джузеппе Чепетелли рукоположен во пресвитера. В окт. того же года поступил на фак-т канонического права папского рим. ин-та «Utriusque iuris» (академия св. Аполлинария, впосл. папский Латеранский ун-т), но в нач. 1905 г. прервал учебу, т. к. был назначен секретарем Бергамского еп. Джакомо Радини-Тедески. С окт. 1906 г. совмещал обязанности секретаря с преподаванием истории Церкви, патрологии и апологетики, а также основного богословия (с 1910) в Бергамской высшей ДС.

http://pravenc.ru/text/469716.html

Констанцский собор (1414-1418) Е. Гергей. История папства Германо-римский император и венгерский король Сигизмунд (1387-1437) взялся сам за ликвидацию раскола, ибо его имперская власть нуждалась в консолидированной церковной поддержке. Германии и Венгрии, погружавшимся в феодальную сословную анархию, грозила опасность с двух сторон: внешняя опасность в лице все более глубоко проникающих на Балканы турок и внутренняя - гуситское движение. Сигизмунд более точно, чем церковь, понял сущность гусизма, в котором он видел не только опасную ересь, но и национальное движение наоода, угрожавшее всему феодальному общественному строю. Чтобы сдержать это движение, Сигизмунд, для центральноевропейской монархии которого эта проблема стала весьма актуальной, поставил задачу ликвидировать церковный раскол. С другой стороны, и крестовый поход против турок, требовавший европейского сплочения, без ликвидации раскола тоже невозможно было себе представить. Сигизмунд хотел восстановить единство церкви в духе конциляризма. Вспомнив опыт византийских, а затем франкских императоров, он сам выступил инициатором созыва вселенского собора. В то же время и избранный на Пизанском соборе папа Иоанн XXIII, теснимый неаполитанцами, надеялся на церковное признание со стороны германского короля и собора. В соответствии с договоренностью, достигнутой между Иоанном XXIII и императором в Комо, Сигизмунд осенью 1413 года направил обращение ко вселенскому христианству, в котором сообщил о созыве вселенского собора в городке Констанц в Швейцарии. В декабре 1413 года Иоанн XXIII опубликовал церковный документ о созыве собора. Повестка дня собора, открытие которого было назначение на 1 ноября 1414 года, включала следующие вопросы: 1. Преодоление «Великого раскола». 2. Реформа церкви «in capite et membris» (т. е. в голове и членах). 3. Преодоление ересей. Констанцский собор из всех западных соборов может быть действительно назван вселенским, ибо в нем приняли участие также руководители восточной церкви. (Первоначальное значение слова «вселенский»: всеобщий, универсальный, охватывающий весь мир. Экуменическими, вселенскими называли те соборы, на которых была представлена вселенская церковь во всей своей совокупности. После раскола церкви на западную и восточную католическая церковь продолжала претендовать на универсальность; вот почему и соборы католической церкви назывались вселенскими. Католическая трактовка экуменизма вплоть до II Ватиканского собора означала, что отколовшиеся христианские церкви вновь должны воссоединяться в католической церкви.) Одновременно это был также первый европейский конгресс, ибо наряду с духовенством на нем присутствовали и светские власти, которые не только представительствовали на соборе, но и оказывали свое влияние на него.

http://sedmitza.ru/lib/text/441641/

Встреча антипапы Иоанна XXIII и герм. кор. Сигизмунда в Лоди. Миниатюра из «Хроники Констанцского Собора» Уль-риха Рихентальского (Konstanz, Rosgartenmuseum. HS 1. Fol. 5v — 6). Ок. 1464 г. (ок. 1370, о-в Искья, близ Неаполя - 27.12.1419, Флоренция; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (17 мая 1410 - 29 мая 1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. Происходил из знатной, но обедневшей неаполитанской семьи (отец - Джованни Косса, сеньор о-ва Прочида; мать - Чиччола Бариле). В юности служил на флоте, участвовал (вместе с братьями) в сражениях между флотами герц. Людовика II Анжуйского и неаполитанского кор. Владислава Дураццо, из-за чего впоследствии его не раз обвиняли в грабежах и в пиратстве. С поражением франц. войск и изгнанием герцога Анжуйского из Неаполитанского королевства Косса оставил военную службу. Изучал богословие в Риме и право в Болонском ун-те, по окончании к-рого получил незадолго до 1389 г. степень д-ра канонического и гражданского (рим.) права (лат. in utroque iure). Во время учебы Косса стал каноником кафедрального собора в Болонье (1386); в 1392 г. папа Римский Бонифаций IX назначил его папским камергером, а в 1396 г. он был поставлен архидиаконом Болоньи. Переехав в Рим, Косса получил назначение на должность апостольского протонотария. 27 февр. 1402 г. был возведен в достоинство кардинала-диакона рим. ц. св. Евстахия, а в нач. 1403 г. назначен папским легатом a latere в Романье и Болонье (деятельность легата имела целью восстановить папскую власть на этих землях). В этой должности он, по словам биографа Дитриха Нимского , проявил себя как жесткий администратор, стремившийся поставить под контроль все ресурсы подвластной ему территории и сурово подавлявший любую оппозицию. Однако в анонимном жизнеописании Коссы из Liber Pontificalis отмечается, что при нем Болонья расцвела и «наслаждалась долгим миром». В 1408 г. папа Римский Григорий XII лишил Коссу должности легата; он был восстановлен в должности антипапой Александром V .

http://pravenc.ru/text/469714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАРОЛИ [итал. Casaroli] Агостино (24.11.1914, Кастель-Сан-Джованни близ Пьяченцы - 09.06.1998, Рим), кард., гос. секретарь Папского престола (1979-1990). Род. в семье портного. Начальное духовное образование получил в ДС еп-ства Пьяченца в Бедонии, а также в коллегии Альберони в Пьяченце, по окончании к-рых 27 мая 1937 г. рукоположен во пресвитера. В 1937-1939 гг. учился в Риме в Папской церковной академии и в папском Латеранском ун-те, где получил степень доктора канонического права (1939). С 1940 г. сотрудник архива Конгрегации чрезвычайных церковных дел Государственного секретариата Папского престола. 4 янв. 1945 г. папой Римским Пием XII возведен в достоинство тайного камергера. В 1947 г. окончил курсы усовершенствования при Итальянском обществе по международным организациям в Риме. С 1950 г. совмещал пастырское служение в Риме с духовным окормлением тюрьмы для малолетних преступников «Casal del Marmo» и ин-та «Villa Agnese», содействовавшего их социальной реабилитации. В 50-е гг. XX в. занимался в Государственном секретариате вопросами, связанными с Лат. Америкой, являлся помощником секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел архиеп. Антонио Саморе. 22 дек. 1954 г. папой Пием XII возведен в достоинство прелата папского двора. С 1957 г. выполнял обязанности церковного консультанта Римской группы Христианского союза предпринимателей. В 1958-1961 гг. преподавал в Папской церковной академии в Риме. 24 февр. 1961 г. папа Римский Иоанн XXIII назначил К. на должность помощника секретаря (субсекретаря) Конгрегации чрезвычайных церковных дел. В марте 1961 г. и марте 1963 г. К. возглавлял делегации Ватикана на конференциях ООН в Вене по вопросам о дипломатических и консульских сношениях. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. По поручению папы Иоанна XXIII в марте 1963 г. из Вены К. совершил поездки в Будапешт и Прагу для установления контактов с коммунистическими правительствами Венгрии и Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/1319862.html

Quo vadis, Sancte (Иоанн Павел I, 1978, Иоанн Павел II) Е. Гергей. История папства После смерти «папы Гамлета» сразу распространились бесчисленные гадания и пророчества «специалистов» относительно личности нового папы, о сложном и, вероятно, сопряженном с затяжными боями конклаве. В компетентных кругах высшего церковного руководства, знающих определенную ритмичность истории папства, предсказывали, что после папы-дипломата на престол взойдет человек, одаренный от Бога способностями духовного пастыря. На момент смерти Павла VI число кардиналов, имеющих право избирать папу, составляло 115. Из них 57 - европейцы, 31 - американцы, 12 - африканцы, 15 - кардиналы из Азии и Австралии. 25 августа 1978 года, к началу конклава, явилось 111 кардиналов, среди них и Ласло Лекаи, архиепископ Эстергома. И начался, пожалуй, самый короткий в истории церкви конклав: 25 августа еще не было голосования; 26-го на утреннем заседании прошло два безрезультатных тура голосования, а на вечернем заседании в ходе третьего тура был избран венецианский патриарх, кардинал Альбине Лучани, набравший необходимое большинство в две трети голосов. (Якобы по его просьбе было проведено еще одно голосование, на котором он получил из 111 уже 82 голоса.) Неожиданное и наверняка заранее не обдуманное решение кардиналов глубоко потрясло кардинала Лучани, и только под воздействием уговоров коллег он согласился принять свое избрание, правда, сопроводил это согласие двусмысленной репликой: «Да простит вам Бог то, что вы со мною сделали!» Страх нового папы был вполне понятен: ведь для человека, не готовившегося к этому, задача, ожидавшая его как главу вселенской церкви, могла вызвать только ужас. В лице Альбине Лучани католическая церковь получила папу от рабочего класса. Он родился в небольшой североитальянской деревне; его отцом был рабочий стекольного завода. Юноша учился, живя в весьма бедных условиях, и в 1935 году был посвящен в сан священника. Теологическое образование получил в Грегорианском университете. Он никогда не занимался научной работой, считая своим призванием духовно-пастырскую деятельность. Вернувшись в родные края, в епархию Беллуно, он занял там должность помощника священника и преподавал закон божий шахтерским детям. За десятилетие между 1937 и 1947 годами он прошел путь от приходского священника и преподавателя Беллунойской семинарии до заместителя викария Беллунойской епархии. Папа Иоанн XXIII в декабре 1958 года в соборе Святого Петра рукоположил его во епископы и назначил епископом Витторио Венето. Тут он был подлинно в своей стихии, ведь это бедное итальянское епископство было не намного больше и значительнее солидного прихода, и поэтому епископ лично хорошо знал всех своих верующих. В 1969 году папа Павел VI назначил его патриархом Венеции, а в 1973 году произвел в кардиналы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441716/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Митропольский Стефан; 27.09.1836, Калуга - ночь на 3.05.1914, Болдинский Покровский муж. мон-рь, близ Астрахани), еп. Аксайский, вик. Донской епархии. Род. в семье причетника. По окончании Калужской ДС (1858) поступил в МДА. Учился вместе с буд. профессорами А. И. Гренковым и М. И. Каринским . 29 авг. 1861 г., еще студентом, Митропольский был пострижен в монашество, 25 сент. рукоположен во диакона, 29 (по др. сведениям, 21) июня 1862 г.- во иерея. Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) В 1862 г. И. окончил академию по 1-му разряду, 3-й магистр XXIII курса (1858-1862). 28 сент. утвержден в степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром: сначала на кафедре церковного красноречия и церковной археологии (30 окт.- 2 нояб. 1962), с 11-12 янв. 1863 г. на кафедре всеобщей церковной истории. 17 мая 1864 г. назначен помощником библиотекаря академии. С 26 сент. того же года соборный иеромонах Донской иконы Божией Матери московского монастыря . Опубликованная в том же году работа И. «О христианском девстве» свидетельствовала о его знании святоотеческой лит-ры не только в рус. переводах, но и на лат. и греч. языках. Наряду с апологией девства как новозаветной добродетели И. рассматривал основные возражения против него, в т. ч. в медицинской лит-ре, и искажения христ. идеала девства в секте скопцов. 27 окт. 1868 г. И. был возведен в сан архимандрита, 3 мая 1869 г. определен помощником инспектора академии, с 31 янв. по 20 июня 1870 г. исполнял должность инспектора. Особо почитал митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) , сказал слово у гроба святителя, впосл. посвятил ему изд. «Два цветка из венка, сплетенного на гроб приснопамятного высокопреосв. митр. Филарета при встрече и погребении его в 1867 г.» (Новочеркасск, 1898). К этому периоду относится написание известного труда И.- обзора деяний Вселенских Соборов на основании наиболее употребляемых в изучении этой темы источников.

http://pravenc.ru/text/469514.html

В период XXIII Международных Рождественских образовательных чтений Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы посетил архимандрит Ириней (Стинберг), директор Института православной теологии имени Святых Кирилла и Афанасия в Сан-Франциско (США) Западно-Американской епархии РПЦЗ. По благословению настоятельницы Зачатьевской обители игумении Иулиании «Монастырский вестник» публикует беседу архимандрита Иринея с сестрами монастыря. Игумения Иулиания: По благословению Патриарха Вы, дорогой отец Ириней, приехали к нам на монашеский симпозиум, чтобы поделиться своими мыслями и мыслями святых отцов о Божественной литургии. «О Едином на потребу. Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства» – так назывался Ваш доклад. Вся наша монашеская жизнь строится вокруг Божественной литургии. Мы живем от одной Литургии до другой, и сегодня Господь сподобил нас вместе помолиться. Мы очень рады, что Вы приехали к нам из далекой Америки, из Сан-Франциско, из храма Святителя Тихона Задонского, в котором служил и при котором жил святитель Иоанн Сан-Францисский. Святителя Иоанна почитают во всем мире, к Вам все время стекается народ… Мы были бы очень благодарны Вам, если бы Вы смогли приоткрыть нам какие-то моменты, связанные с жизнью и со служением владыки Иоанна. Архимандрит Ириней: Вначале я хочу сказать большое спасибо Вам, матушка, за приглашение в Россию, в монастырь. Когда мы приступили сегодня к Божественной литургии, кажется, я слышал ангелов, которые и сейчас поют здесь. Не забывайте, что каждый день не только Христос и Богородица, но и все Ангелы – с вами. Такова наша трудная, но радостная монашеская жизнь. Как сказала матушка, я действительно служу в храме Святителя Тихона Задонского. Именно в этом маленьком приходе жил и молился святитель Иоанн Сан-Францисский. В Сан-Франциско уже десять приходов и два больших собора, но этот приход самый-самый маленький. С виду это обычный маленький домик, только внутри в свое время все было переделано под церковь. Я думаю, что у нас единственная церковь в мире, где алтарь и Горнее место находятся там, где раньше был расположен старый камин. Именно в этом доме святитель Иоанн работал и молился каждый день.

http://pravoslavie.ru/77324.html

29 февраля – 2 июня Интервью Петр Гуменюк: Встреча Папы и Патриарха засвидетельствует единство католиков и православных перед лицом беспрецедентных гонений на христианство 05.02.2016 20:55 5 февраля 2016 года христианский мир узнал о событии, которого долго ждали: ровно через неделю на Кубе состоится встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Мы попросили прокомментировать эту новость главу русского отдела международного фонда «Помощь Церкви в нужде» Петра Гуменюка. - Петр Викторович, что вы почувствовали, узнав о предстоящей встрече Папы и Патриарха? - Это очень хорошая новость. Возможность такой встречи обсуждалась давно – около двадцати лет, однако, по разным причинам, она откладывалась. Так что, с одной стороны, это будет то событие, которого ждали, а с другой – новость все-таки стала неожиданной. Я хотел особо отметить, что уже на протяжении многих десятилетий Ватикан заявлял о своем величайшем уважении к православию в целом и к Русской Православной Церкви в частности. Активизация православно-католических отношений во второй половине ХХ века связана с именами таких выдающихся иерархов, как Папы Иоанн XXIII и Павел VI, митрополит Никодим (Ротов). После завершения атеистического периода в истории России Папа Иоанн Павел II стал говорить о дальнейшем развитии этого диалога, важнейшим этапом которого могла бы стать встреча предстоятелей Римской Церкви и Московского Патриархата. Его преемники Бенедикт XVI и нынешний Папа Франциск также выражали желание встретиться с Патриархом Московским. Со своей стороны, Русская Церковь никогда не отвергала возможность такой встречи. Я хорошо помню, что председатель ОВЦС митрополит Иларион на вопросы журналистов о том, когда состоится встреча Патриарха и Папы, любил отвечать, что с каждым днем она становится ближе. На мой взгляд, эти слова красноречиво свидетельствовали о том, что процесс подготовки к беседе глав двух Церквей велся уже давно. - Как вам кажется, почему было решено провести встречу именно сейчас?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть В Магадане обсудили глобальные вызовы современности Участником областных Рождественских чтений стал главный редактор РНЛ Анатолий Степанов 10.12.2022 1471 Время на чтение 3 минуты Фото: Фото иерея Даниила Омуралиева 9 и 10 декабря в Магадане в Муниципальном центре культуры состоялись XXIII областные Рождественские образовательные чтения. Тема Чтений – «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Открыл Чтения приветственным словом архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн (Павлихин). К собравшимся с приветствиями также обратились заместитель председателя правительства Магаданской области Татьяна Савченко, и.о. председателя Магаданской областной думы Андрей Зыков, заместитель главы города Вениамин Троицкий, первый заместитель председателя Магаданской городской думы Андрей Самсон. В зале представители духовенства епархии, преподаватели высшей школы, педагоги и воспитатели. Далее состоится пленарная дискуссия. С основным докладом «Глобальные вызовы современности и духовный выбор России» выступил главный редактор информационно-аналитического интернет-портала «Русская народная линия», историк, публицист, член Союза писателей России Анатолий Степанов. В обсуждении темы также приняли участие: архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн, директор областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина Валентина Ампилогова, научный сотрудник лаборатории физиологии экстремальных состояний научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН, кандидат философских наук Юрий Барбарук, старший преподаватель кафедры социальных и гуманитарных наук Института социальных технологий Северо-Восточного государственного университета Ирина Широкова, заместитель директора по научной работе Магаданского областного краеведческого музея, кандидат политических наук Антон Волчков, старший специалист по социальным коммуникациям Центра управления регионом Магаданской области Дмитрий Хоменко. Модераторами дискуссии были настоятель храма святителя Николая Чудотворца протоиерей Евгений Беляков и заведующий сектором по связям с общественностью и рекламе отдела массовой работы и внешних связей Магаданской областной библиотеки им. А.С. Пушкина Ольга Мунтян.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/10/v_...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О безошибочности Папы – обращение к Папе Франциску Вниманию читателей портала предлагается перевод открытого обращения известного богослова, профессора Тюбингенского университета Ханса Кюнга – неоднозначной и спорной личности, ученого, которому за свои радикальные взгляды Конгрегацией веры было запрещено проповедовать от имени Католической Церкви. Обращение адресовано Римскому Папе Франциску и посвящено теме папской безошибочности в вопросах веро- и нравоучения. В представленном обращении Ханс Кюнг призывает понтифика пересмотреть догмат, принятый I Ватиканским собором в 1870 году и являющийся, по мнению Кюнга, основным препятствием на пути обновления Католической Церкви. Статья Трудно предположить, что Папа Франциск имел целью дать точное определение догмата о безошибочности Папы Римского так, как того всеми правдами и неправдами добивался Пий IX в 19 веке. В равной мере трудно предположить и то, что Франциска занимал вопрос безошибочности догматов о Деве Марии, точному формулированию которых отдал столько сил Пий XII. Франциск (как в свое время Иоанн XXIII перед студентами греческой коллегии) скорее заявил бы с улыбкой: «Ionon sono infallibile» – «Я не непогрешим». В ответ на удивленные взгляды студентов, Иоанн тогда еще добавил: «Я непогрешим только тогда, когда даю определения ex cathedra. Но я никогда не буду давать определения ex cathedra».

http://bogoslov.ru/article/4869758

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010