Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 10 Митрополит Иоанн (Снычёв) После митрополита Мануила Куйбышевскую епархию возглавил воспитанник и личный секретарь владыки епископ Сызранский Иоанн (Снычёв). Под его же руководство перешли и Ульяновские приходы. Родился владыка Иоанн (в миру Снычёв Иван Матвеевич) 9 октября 1927 года на Украине в селе Ново-Маячок Николаевской области в семье крестьянина. В 1942 году окончил семь классов средней школы города Сорочинска Чкаловской области и поступил в Орский индустриальный техникум. В 1944 году его призвали в армию, а по окончании войны он вернулся в Чкаловскую область. Будучи глубоко верующим человеком, владыка с детских лет посещал храм, а в августе 1945 года был посвящен в иподиакона. 7 июня 1946 года Иван Матвеевич принял монашеский постриг с оставлением того же имени, а 9 июня того же года архиепископ Чкаловский Мануил рукоположил его во иеродиакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора. 14 января 1948 года он был рукоположен в сан иеромонаха. В 1949 году иеромонах Иоанн был принят во 2-й класс Саратовской духовной семинарии, а по ее окончании в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году он окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. 8 октября 1956 года определен преподавателем Минской духовной семинарии. 15 октября 1957 года указом Святейшего Патриарха Алексия I переведен личным секретарем Чебоксарского архиепископа и назначен штатным священником кафедрального собора Чебоксар. 1 сентября 1959 года его назначили на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии. 15 сентября 1960 года он определен священником и ключарем Покровского кафедрального собора Куйбышева. 2 апреля 1961 года возведен в сан игумена. 25 апреля 1964 года он был возведен в сан архимандрита, а 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. Тогда же он был назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий, Сурожский Антоний, епископ Калужский и Боровский Донат, Дмитровский Филарет, Волоколамский Питирим и Тегельский Ионафан. 3 февраля 1966 года владыке присуждена ученая степень магистра богословия. 20 марта 1969 года он был окончательно утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским.

http://pravoslavie.ru/31388.html

митрополит Иоанн (Снычёв) ТЕРПЕНИЕ Стремились ли святые Отцы до конца дней своей жизни в терпении совершать путь благочестия? Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыни. Однажды пришли к нему бесы в образе Ангелов; искушая его, они сказали ему: еще пятьдесят лет жить тебе: как выдержишь такое продолжительное время в этой страшной пустыне? Он отвечал им: огорчили вы меня, назначив мне жить немного лет: я приготовился к терпению на двести лет. Услышав это, бесы удалились, испуская вопли. Стр. 304 (9). Какие примеры показали святые Отцы в своей жизни? Был в скиту некоторый старец, сильный в телесном подвиге, но не сведущий в рассматривании помыслов. Он пошел к авве Иоанну Колову попросить его о недуге забвения. Выслушав учение об этом предмете, старец возвратился в свою келлию и забыл сказанное ему аввою Иоанном. Опять пошел он к авве, спросил его о том же, выслушал то же учение, возвратился в свою хижину и опять забыл сказанное ему. Таким образом много раз ходил он к Иоанну и каждый раз, по возвращении в келлию, побеждаем был забвением. После этого, увидевшись с старцем, он сказал ему: знаешь ли, авва? я опять забыл, что говорил ты мне; но чтобы не беспокоить тебя, я уже не приходил к тебе. Тогда авва Иоанн сказал ему: зажги свечу; он зажег. Авва Иоанн сказал: принеси еще других свеч и зажги от нея. Когда старец сделал это, авва Иоанн спросил его: убавился ли свет первой свечи от того, что ею зажжены многие свечи? Старец отвечал: нет. Иоанн сказал на это: подобен первой свече Иоанн: если и весь Скит обратится ко мне, то не умалит благодати Христовой. Приходи ко мне, когда хочешь, без всякого сомнения. За терпение обоих Бог отъял забвение от сердца старца. – Таков был образ действования скитских отцов: они споспешествовали преуспеянию тех, которые стремились к нему и понуждал и себя к добродетели. Стр. 290 (25). Пример о том, как терпение подвижников доставляло им спасение души и возвращало к добродетельной жизни нерадивых старцев. Некоторый старец был подвергнут пьянственной страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ВОЗДЕРЖАНИЕ В ПИЩЕ 1. Влияет ли на исцеление души разумное воздержание? Истончавающий себя воздержанием приближается к здравию. ( Авва Исаия ) Стр. 201 (380) 2. Что происходит от пощения и бдения, совершаемых человеком? И еще брат спросил: что происходит от пощения и бдения, совершаемых человеком? Старец сказал: они укрощают тело и смиряют душу, как говорит Писание: виждъ смирение и труд мой, и остави вся грехи моя. Если душа принесет эти плоды, то Бог милует ее ради их. (Авва Моисей) Стр. 314 (5) 3. Чем побеждается невидимый враг? Авва Пимен сказал: Когда Давид боролся со львом, то ухватывал его за гортань. И мы, если удержим гортань и чрево, то победим с Богом невидимого льва. Стр. 332 (34) 4. Когда живешь вместе с другими и помысл внушает возложить на себя особое воздержание в пище, то должно ли следовать этому помыслу или же отвергнуть его ради немощи ближнего? Если ты живешь с братиею, и помысл начнет предлагать тебе, чтобы ты возложил на себя особенное воздержание в пище, то скажи помыслу: «немощный брат, живущий со мною, есть господин мой». Если же ты хочешь непременно воздерживаться более других, то уединись в отдельную келлию, а не огорчи немощного брата твоего. ( Авва Исаия ) Стр. 179 (208) 5. Почему необходимо для подвижника воздержание в пище? Убегай стремления к собранию имущества, убегай непокорности. Еще более убегай объядения, чтоб не увязнуть в сети плотского вожделения: объядением отьемлется страх Божий у сердца и благообразие скромности у лица. Подвижник подчиняется постыдным и скверным страстям, ум отчуждается от Бога. ( Антоний Великий ) Стр. 33 (175) 6. По какой причине были сильны на дело Божие подвижники благочестия? Авва Иоанн говорил: Кто крепче льва? но он из-за чрева своего попадает в сеть; тогда вся сила его не служит ни к чему. Стр. 290 (20) Он говорил: Отцы наши употребляли в пищу хлеб и соль. Они говорили: не попустим себе насыщения хлебом и солью. По этой причине они были сильны на дело Божие. (Авва Иоанн Колов)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ 1. Что служит венцом добродетелей? Венец добродетелей – любовь. ( Авва Исаия ). Стр. 203 (410). 2. Чем свидетельствуется любовь? Любовь свидетельствуется неосуждением ближних. ( Авва Исаия ). Стр. 216 (481). 3. Что должен делать человек, когда стремится вступить на путь любви? Произволяющий вступить на путь любви да отречется от попечении о человеках, каковы бы они ни были, добры или злы, и да устремит все желание сердца к Богу. От такого стремления к Богу начинает действовать естественный гнев, который противостоит всему, что насевает враг. Тогда закон Божий начертывается на душе и являет свое присутствие в ней деятельностью по побуждениям страха и любви. Человек, достигший этого состояния, дерзновенно говорит с Апостолом: аз не точию связан быти хощу, но и умерети готов есмъ за имя Господа Иисуса Христа. Блаженна душа, достигшая такой любви. Она соделывается бесстрастною. ( Авва Исаия ). Стр. 214 (469). 4. Может ли обитать любовь Божия в тех, кто любит еще что-либо, принадлежащее миру? Доколе мы любим что-либо, принадлежащее миру: дотоле любовь Божия не может обитать в нас. Засвидетельствовано это Писанием: Не можете, говорит оно, трапезе Господней причаститися и трапезе бесовской. Кто возвестит вам место вечное? ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руцы отрясаяй от даров: отягчаваяй уши да не услышит суда крове: смежаяй очи да не узрит неправды. Сей вселится в высоцей пещере, камене крепкого: хлеб ему дастся, и вода его верна. (Авва Исаия). Стр. 209 (448). 5. Имеет ли какое преуспеяние любовь там, где есть гордость? Авва Иоанн Раифский говорил: какое может иметь преуспеяние любовь там, где гордыня. Стр. 297 (2). 6. Оскудевает ли любовь к ближнему у того, кто познал сладость келлии и удаляется от людей? Он говорил: человек, познавший сладость келлии, убегает ближнего, хотя любит и почитает его. (Авва Феодор Фермейский). Стр. 366 (5). 7. Должно ли менять любовь к ближнему на любовь какой-либо вещи?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) БЕЗМОЛВИЕ 1. В чем состоит безмолвие? Желающий истинно безмолвствовать в келлии и не увлекаться вну­шениями демонскими да устранит себя от всего, обычного между че­ловеками: да не порицает и не похваляет никого, да не превозносит правды человеков, да не внимает недостаткам их, и да не попустит пре­быть в сердце своем жалу памятозлобия на ближнего. Стр. 137(15) 2. Каково значение безмолвия и какая бывает польза от него подвижнику? Брат спросил авву Руфа: какое значение безмолвия, и какая польза от него? Старец отвечал ему: безмолвие есть уединенное пребывание в келлии своей в разумном (разумное, а не безрассудное) и страхом Бо­жиим, в памятовании Бога (в различных видах молитвы), в удалении от памятозлобия и высокоумия (эти две страсти очень борют безмолвника, основываясь первая на второй). Такое безмолвие рождает все доб­родетели и охраняет инока от всех разженных стрел врага, не допуская уязвляться ими. Истинно, истинно говорю: стяжи, брат, такое безмолвие. Памятствуй о смерти твоей, потому что не веси, в кий час тать приидет ( Лк. 12:39 ). Бодрствуй над душею твоею. Стр. 350 3. Какую пользу приносит иноку безмолвие? Вино скрывают в глубоких погребах и укрывают его: тогда оно устаивается, получает крепость и вкус. Подобно этому действуют на инока безмолвие и невменяемость. Невозможно ему сохранить в целости своей подвиг иначе, как в безмолвии и при искреннем сознании своего недостаточества во всех отношениях. ( Авва Исаия ) Стр. 188 (292) 4. Почему так ценно для инока келейное безмолвие? Некоторый монах сказал авве Арсению: помыслы безпокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов; посещай, по крайней мере, больных, потому что это – дело любви. Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия. Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах пребудет терпеливо в безмолвии. Стр. 49 (10). 5. Почему желающий безмолвствовать должен поселиться или в пустыни, или в лавре, где много братии?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) БЛУДНЫЕ ПОМЫСЛЫ 1. По какой причине появляются у человека блудные помыслы и как устранить их от себя? Принимающий в себя блудные помыслы и порабощающийся им страждет это от лености своей. Если бы мы были убеждены с достоверностью в том, что Бог живет в нас, то не влагали бы в себя чуждых сосудов. Владыка наш Христос, живущий в нас и сожительствующий нам, смотрит на жительство наше: почему и мы, нося Его в себе и умственно взирая на Него верою, не должны пребывать в небрежении и лености, но должны стяжавать освящение, как и Он свят. Станем на камне, и сокрушится лукавый. Не предайся двоедушию, и не будет иметь крепости для действования против тебя враг твой. С мужеством воспевай: Надеющийся на Господа яко гора Сион, не подвижится в век живый в Иерусалиме. Стр. 383 (53) 2. Как бороться с блудными помыслами? Брат спросил авву Исидора скитского о помыслах блуда. Старец отвечал: когда придет блудный помысл, смущая душу и привлекая ее в беседу с собою, но не возможет привести к греху на деле, тогда он только нарушает духовное делание; но муж трезвенный, отвергнув его от себя, немедленно обращается к молитве. Стр. 244 (9) Спрошенный о том же помысле, старец отвечал: Если бы мы не имели помышлений, то были бы подобны животным. Но как враг усиливается делать свое, так и мы должны исполнять свое. Будем усиленно молиться, и враг убежит. Пребывай в памяти Божией (в поучении), и победишь. Победа доставляется пребыванием в благом трезвении. Борись, и увенчаешься. (Авва Исидор). Стр. 244 (10) Авва Исаия спросил авву Пимена о блудных помыслах, и сказал ему авва Пимен: Если сундук, наполненный платьем, будет оставлен и платье в нем не будет пересматриваемо, то оно в течение года истлеет. То же бывает и с помышлениями: если внушаемого ими мы не будем исполнять на самом деле, то и самые помышления в течение года истлеют и исчезнут. Стр. 341 (81) Тот же опять спросил его о том же. Отец сказал ему: Если кто, набрав змей или скорпионов, вложит их в сосуд и залепит, то они в течение года умрут. Так и злые помышления, прозябающие от демонов, уничтожаются терпением. (Авва Пимен Вел.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ГНЕВ 1. Что является отцом гнева? Жестокосердие – отец гнева. ( Авва Исаия ). Стр. 201 (390) 2. По каким четырем причинам возбуждается гнев в человеке; в каких четырех случаях им омрачается ум; какими четырьмя образами выражается страсть гнева и каких трех устроений бывают люди по отношению к страсти гнева? Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Иоанна Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот, по крайней мере, да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен диаволу. Стр. 400 (154) 3. Может ли имеющий страсть гнева быть близким к Богу, если и совершает какие-либо чудеса? Он сказал: если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти. (Авва Агафон).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО 1. Нуждается ли новоначальный в постоянном назидании от духовных руководителей? Еще говорил он о новоначальных: Вновь насажденное древо, если не будут поливать его тщательно, засыхает: то же делается и с новоначальными послушниками. ( Авва Исаия ). Стр. 151 (92) Для них необходимо постоянное назидание по нравственному преданию церкви. 2. Может ли пылкий юноша достигнуть надлежащего настроения, если он будет наставляться учением отцов и повиноваться их совести? Пылкий юноша постепенно укрощается и достигает надлежащего настроения, если, оставя свою волю, будет наставляться учением Отцов и повиноваться советам их. ( Авва Исаия ). Стр. 188 (287) 3. Пример полного самоотвержения, смирения и послушания некоторых иноков, живших под руководством духовных отцов. Один из монахов Скита, отправляясь на жатву, зашел к некоторому великому старцу и спросил его: авва, я отправляюсь на жатву, как мне вести себя? Старец отвечал: если я что скажу тебе, окажешь ли ты повиновение мне? Брат: да! я послушаюсь тебя. Старец сказал: если ты хочешь послушаться меня, то поди, откажись от жатвы; потом приди ко мне, и я скажу, что тебе делать. Брат отказался от жатвы и пришел к старцу. Старец сказал ему: поди в келлию твою и пятьдесят дней сряду употребляй в пищу лишь хлеб и соль однажды в день, потом опять приди, и я дам тебе наставление, как вести себя. Брат поступил так и опять пришел к старцу. Старец, зная, что этот монах – муж подвига, рассказал ему, как должно безмолвствовать в келлии. Брат возвратился в келлию свою, пал лицом на землю и три дня и три ночи плакал в присутствии Божием. После этого помышления говорили ему: ты возвысился! ты соделался велик! Монах, обуздывая эти порочные помышления, со смирением обращал взор ума на согрешения свои и говорил: вот здесь – все согрешения, соделанные мною. Когда же приходило ему помышление, что он много пренебрегал заповедями Бога и склоняло его к унынию, – то он говорил сам себе: исполню малое служение мое Богу моему, и верю, что Он сотворит милость со мною. Когда он таким образом побеждал помышления, внушаемые лукавыми духами, – духи явились к нему, наконец, очевидно, говоря: ты привел нас в недоумение. Монах спросил: чем? Духи отвечали: когда мы превозносим тебя, ты прибегаешь к смирению; когда же мы приносим тебе наше смирение, тогда ты возвышаешь себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ДУША В БОГЕ И ВНЕ ЕГО 1. Что происходит с душей, когда она пребывает в Боге? Душа подобна железу, которое, будучи оставлено в небрежении, покрывается и повреждается ржавчиною, а будучи вложено в огонь, очищается. Доколе держат его в огне, оно само бывает как бы огнем; никто не может прикоснуться к раскаленному железу, как не может прикоснуться к огню. То же совершается и с душею. Доколе она пребывает при Боге, доколе умною и сердечною молитвою поучается в Боге, дотоле пребывает как бы раскаленною огнем, пожигая всех врагов своих, которые покрыли ее ржавчиною во время нерадения ее. Что совершает чувственный огонь с железом, то совершает Божественный огонь с душею: он очищает и обновляет ее, и душа, соединившись с Божественным огнем, уже не услаждается ничем, принадлежащим суетному миру, но почивает в своем естестве, в котором сотворена Богом, в которое удостоилась снова вступить возрождением. ( Авва Исаия ). Стр. 230 (562) 2. Соделывается ли причастницей Духа Божия душа человека, которая возвысилась превыше всех демонских козней? Прилепляяйся сквернодейце, говорит Апостол, едино тело есть с блудодейцею: прилепляяйся же Господеви един дух есть с Господом. Под именем блудницы разумеется всякое пожелание падшего естества. Если душа возвысится превыше всех, сопротивляющихся ей на воздухе, то она пребывает в Боге и соделывается причастницею Духа Его; тогда исполняется над нею сказанное: прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем; тогда Господь научает ее, как она должна молиться, поклоняясь Ему поклонением истинным и удовлетворительным, прилепляясь к Нему. Он пребывает в ней, даруя ей мир и постоянно содержа в мире, открывая в ней Свою славу и неизреченные дарования. ( Авва Исаия ). Стр.228 (554) 3. Как смотрят на мир те, кто удостоился милости Божией и дарования Святого Духа и могут ли они полюбить снова мир? Удостоившиеся милости Божией и дарований Святого Духа смотрят на мир, как на темницу, в которой они заключены, и убегают общения с ним, как смерти. Такая душа не может полюбить мир, если б и захотела полюбить. Она помнит то состояние, в котором бедствовала, прежде вступления своего в то состояние, в котором начала покоиться в Боге, она помнит, что сделал с нею мир, и то запустение, в которое привел он ее. ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ИСКУШЕНИЯ 1. Подвержена ли искушению жизнь человека на земле? Искушение – житие человеку на земли, говорит Писание. Бодрствуем ли или спим, враг не престает нападать на нас. ( Авва Исаия ). Стр. 223 (538). 2. Кого должно обвинять во всяком случающемся с нами искушении? Во всяком искушении не обвиняй человеков, но единственно себя самого, говоря: это случилось со мною за грехи мои. Стр. 397 (125). 3. Как должен говорить человек, когда случается с ним какое-либо искушение или что-либо доброе? Сказал авва Сисой: Какое бы ни случилось искушение с человеком, он должен предавать себя воле Божией и исповедовать, что искушение случилось за грехи его. Если же случится что доброе, должно говорить, что оно устроилось по промыслу Божию. Стр. 351 (7). 4. Почему необходимо радоваться во искушениях? Радуйся во искушениях, которые будут допущены тебе, при посредстве их приобретается духовный плод. ( Антоний Великий ). Стр. 29 (133). 5. Что происходит с искушениями, когда человек во время появления их благодарит Бога? Обретший благодарение Богу во время нашедших на него искушений обращает нашедшие на него искушения в бегство. ( Авва Исаия ). Стр. 219 (503). 6. По какой причине впадаем мы во многие искушения? Сказал авва Пимен: Мы впадаем во многие искушения по той причине, что не сохраняем нашего чина. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей имя и что Спаситель утешил ее? Также не видим ли, что Авигея сказала Давиду: во мне неправда моя, и что Давид, услышав эти слова, возлюбил ее. Авигея – образ души, а Давид – Бога: если душа укорит (осудит, обвинит) себя пред Богом, то Бог возлюбит ее. Стр. 335 (51). 7. Почему мы должны наиболее смиряться, когда подвергаемся искушениям? Говорили старцы: когда подвергаемся искушениям, тогда должны более смиряться, потому что Бог, зная немощь нашу, покроет нас. Если будем возноситься, то Бог отымет от нас помощь Свою, и мы погибнем. Стр. 397 (128). 8. Что должен делать человек при всяком встречающемся ему искушении и при всех приносимых врагом помыслах?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010