КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ Священник Иоанн Павлов < >< назад > 24. О том, чтобы прощать обидчиков. Притча о немилосердном заимодавце Священное Писание учит нас примиряться с ближними, прощать и не помнить зла. Какой мерой мерите, такой и вам будут мерить, говорит Христос. Это означает, что как мы в своей жизни относимся к людям, так и к нам отнесутся на Страшном Суде. Если мы прощаем людям грехи против нас, то и наши грехи простят. Если же мы не прощаем грехи других, то и нам их не простят. Эта Евангельская истина ярко выражена в притче о немилосердном заимодавце. Содержание притчи следующее: один царь потребовал, чтобы его приближенные рассчитались с ним по своим долгам. При расчете выяснилось, что некто из них был должен царю колоссальную сумму денег: десять тысяч талантов. Талант — это древняя мера веса, равная приблизительно тридцати четырем килограммам. Как денежная мера талант мог измеряться в золоте или серебре. Если речь идет о золотых талантах, то указанная сумма в пересчете на современные деньги составляет около ста миллиардов рублей. Человек тот, конечно, не мог выплатить такую сумму, и согласно государственным законам подлежал продаже в рабство вместе со своей семьей. Но он стал упрашивать царя, и тот, сжалившись, простил ему весь громадный долг. Однако посмотрим, что происходит далее. Выйдя от царя, прощенный должник встречает знакомого, который был должен ему сто динариев — сумму бесконечно меньшую, чем его собственный долг. И вот получивший прощение десяти тысяч талантов начинает требовать от должника, чтобы тот вернул ему сто динариев. Должник просит подождать, но он не захотел ждать и посадил его в долговую тюрьму. Товарищи посаженного пришли и рассказали о случившемся царю. Когда царь это услышал, то так разгневался, что изменил свое решение и повелел заключить своего должника в тюрьму — пока не выплатит ему все десять тысяч талантов. Таким образом, царь поступил со своим должником точно так же, как тот поступил со своим. Эту притчу, братия и сестры, мы должны применить к себе. Смысл ее простой: каждый из нас по своим грехам является бесконечным должником перед Богом. Рассчитаться за греховный долг самостоятельно у нас нет никакой возможности. Есть только один выход — получить прощение у Бога. Но здесь действует такой закон: Бог прощает только в том случае, если и мы прощаем своих должников. Поэтому если мы хотим получить прощение десяти тысяч талантов, то и сами должны простить те сто динариев, которые нам должны наши обидчики, досадители и оскорбители. Такой смысл имеет эта притча.

http://zavet.ru/b/ipavlov/024.htm

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ Священник Иоанн Павлов < >< назад > 29. Воскрешение дочери Иаира. Не бойся, только веруй... Господь Бог, в Которого мы веруем, есть Господь всемогущий. Это означает, что Он может все, что для Него нет ничего невозможного. Он легко может помочь в любых трудных обстоятельствах, решить любую проблему, найти выход из любой самой безвыходной ситуации. Однако для того, чтобы Он вмешался в нашу жизнь и помог нам, необходимо одно непременное условие — мы должны иметь веру. Если мы не верим или наша вера слабая и колеблющаяся, то Господь не дает нам Своей помощи и оставляет любую ситуацию развиваться по естественным законам. Если же мы имеем веру и просим о чем-либо Бога, то Господь быстро слышит, и Его всемогущая сила легко приходит и помогает даже в самых трудных случаях, когда человеческими средствами помочь бывает невозможно. Эту истину подтверждает нам сегодняшнее Евангелие — о воскрешении Христом дочери Иаира. Иаир был начальником синагоги. Это приблизительно как у нас протоиерей, настоятель храма. У Иаира была дочь, которую он любил и которая заболела какой-то тяжкой болезнью. Врачи не могли ничего сделать, и она стояла уже на пороге смерти. По-человечески помочь ей было нельзя, и вот в своем горе, в безвыходной ситуации несчастный отец решил обратиться за помощью ко Христу, о Котором слышал, что Он исцеляет больных. Находясь в великой скорби, он пришел к Иисусу, со смирением поклонился до земли и просил Его прийти и помочь умирающей дочери. И Христос сразу пошел с ним. Остановимся здесь, братия и сестры, и вдумаемся в эти простые слова Евангелия: «Иисус пошел с ним». Какая радость заключена в них! Ведь эти слова означают, что Всемогущий Бог, сотворивший человека, землю, солнце и звездные миры, непостижимый в Своей бесконечной славе, неприступный в Своем величестве, страшный в Своем всемогуществе и всеведении, — что Он есть Бог добрый и благой, что Он есть любящий Отец и что истинно говорит Писание: Бог благ и милость Его вечна. Христос явил неведомый человечеству лик Бога, Творца вселенной, и вот Он оказался не страшным властелином, не строгим беспощадным судией, как часто представляли себе люди, но любящим Отцом, доступным для земных детей, готовым слушать их, говорить с ними, утешать и помогать. Вдумаемся: Христос шел с учениками, их окружали толпы людей, они были обременены множеством забот, шли своим намеченным путем, и вот, услышав просьбу страдающего человека, всемогущий Господь сразу же изменяет Свой путь и идет за Иаиром, чтобы ему помочь…

http://zavet.ru/b/ipavlov/029.htm

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ Священник Иоанн Павлов < >< назад > 31. О том, чтобы угождать Богу, а не кому-то или чему-то другому Все христиане призваны к тому, чтобы исполнить в своей жизни волю Бога и угодить Ему. Об этом они всячески стараются и прилагают усилия. Однако дело богоугождения, или, по-другому, духовная жизнь, — очень непростое дело. Здесь христиан подстерегают многие ловушки, многие ложные пути, так что они находятся в постоянной опасности увлечься не тем видом деятельности, которая угодна Богу. И требуется многое внимание и многое рассуждение, чтобы этой опасности избежать. Совершая то или иное действие, всегда нужно спрашивать себя: что за причина побудила меня поступать именно так, и кому я стараюсь этим угодить — Богу или кому-то еще? Ведь если мы не будем в этом вопросе внимательными, то может случиться, что почти вся наша деятельность, даже как будто бы и добрая, окажется неприятной Богу и неугодной Ему. Часто, например, бывает, что люди вместо Бога угождают правилам, действующим в том или ином обществе, в той или иной среде. Ведь в любом обществе, в любом круге общения всегда имеются свои правила поведения, свои представления о том, что хорошо и что плохо, что можно делать и что нельзя. И вот человек часто становится заложником этих правил и всю свою деятельность осуществляет с оглядкой на них: а что будут говорить в обществе, что скажут люди, как это оценит коллектив или компания, не будут ли надо мной смеяться и тому подобное. О том, что скажет Господь и как Он оценит его поведение, человек не думает или думает в последнюю очередь. Нужно ли говорить о всей ущербности и гибельности такой позиции? Ведь смысл христианской жизни заключается в том, чтобы угодить Богу и оправдаться перед Ним, а не перед людьми. Судить нас на последнем и Страшном Суде будут не люди, а Господь, и только от Его решения будет зависеть наша вечная участь. И вот для многих из нас тогда может оказаться, что в своей жизни мы исполняли совсем не Божию волю и угождали вовсе не Ему, а кому-то или чему-то другому. Если же мы всю жизнь угождали не Богу, то как можем ожидать от Бога спасения или награды?

http://zavet.ru/b/ipavlov/031.htm

протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Глава 16 В земной хронологии действия чаш относятся исключительно к краткому периоду антихристова царства (ср. 16, 2 и 16, 10). По объектам действия они имеют почти полный параллелизм с трубами. Например, первая чаша, как и труба, касается земли, вторая чаша (и труба) – моря, третья – источников вод и т. д. Однако есть и существенное отличие: если трубы поражают частично – на одну треть (1/3 дерев сгорела, 1/3 моря сделалась кровью и т. д.), то чаши поражают полностью. Таким образом, можно думать, что трубы возвещают частичное наказание Божие и еще содержат в себе призыв к покаянию, тогда как чаши являют собой уже всю полноту Божиих казней нераскаянным грешникам. Чаши также имеют некоторый параллелизм с египетскими казнями 144 . В Египте Господь посылал сокрушающие казни на царство фараона, чтобы вывести плененного Израиля в землю Обетованную. Подобные же казни придут в конце времен на погрязший во зле мир, чтобы вывести из его плена в Будущий век народ Божий, то есть верных Богу христиан 145 . Похожий архетип изведения народа Божия из враждебной ему среды неоднократно встречается в Библии. В качестве примера, кроме исхода из Египта, можно указать на спасение семейства Лота, сопровождавшееся гибелью Содома, а также на освобождение евреев из плена, сопряженное с разрушением вавилонского царства 146 . С подобными же казнями и разрушением, как мы видим, сопряжен и исход христиан из (Египта, Содома, Вавилона) мира сего. Следует также обратить внимание, что суды над безбожным миром, описанные в главах 16–20, совершаются в порядке возрастания виновности: сначала наказываются люди, принявшие начертание зверя, потом Вавилон, потом антихрист и лжепророк и в самом конце диавол. Откр.16:1 . И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Под «землей» в этом стихе, вероятно, следует понимать не только нашу планету, но вообще материальный мир, что видно, например, из описания четвертой чаши, вылитой на солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Содержание Введение Вопрос об авторстве книги Датировка книги Цель написания О символическом значении чисел Апокалипсиса О хронологии в книге О хронологическом соотношении печатей, труб и чаш Гипотеза, концептуально важная для осмысления эсхатологических событий Литургическое значение книги О чтении Апокалипсиса за богослужением Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Приложение. Нерон как прообраз антихриста     Апокалипсис – одна из самых таинственных библейских книг. Как известно, тексты Священного Писания заключают в себе, кроме буквального, еще и другие сокровенные смыслы, доступные не всем и не сразу. Эти смыслы познаются по мере духовного роста человека. Слово Писания можно сравнить с тем, как если бы отец пытался объяснить маленькому сыну какие-нибудь сложные вещи из жизни взрослых людей. Ребенок пытается своим детским умом понять слова отца, однако он не может понять все, что тот говорит, а усваивает только какую-то малую часть, в самых общих чертах – по-своему, по-детски. Однако со временем, когда сын подрастет и встретится с реальностями, о которых говорил ему отец, он начнет понимать истинный смысл слышанного им в детстве. Подобно и Бог, наш Небесный Отец, говорит в Священном Писании о Своих великих делах и великих тайнах, но человек не в состоянии сразу понять Слово Божие во всей полноте. Он усваивает только какую-то малую часть – чаще всего лишь непосредственный буквальный смысл. Тайные же смыслы библейских книг открываются только тем, кто достиг высокой меры духовного роста, тем, кто приблизился к Богу и принял от Него дар «разумети Писания». Библия , по словам святых отцов, написана Духом Святым, а потому истинное истолкование ее возможно только Духом Святым. Если сказанное справедливо по отношению ко всем вообще книгам Священного Писания , то в высшей степени оно справедливо по отношению к книге Откровения, о которой сказал некто, что сколько в этой книге слов, столько в ней и тайн. Перед образами Апокалипсиса мы чувствуем себя как малые дети, слушающие объяснения отца о каких-нибудь высоких и таинственных вещах, превышающих наш детский ум. Однако, несмотря на это, мы не должны уклоняться от чтения и изучения книги Откровения, но должны стараться понять, хотя бы в нашу детскую меру, смысл сказанного в ней. Только делать это нужно осторожно, не слишком полагаясь на собственное разумение, но всегда сверяя свои толкования и выводы с толкованиями, в первую очередь, святых отцов, а затем и прочих исследователей Писания. Введение Вопрос об авторстве книги

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Глава VI Видение первых четырех печатей: явление после снятия первой печати белого коня (1–2), рыжего после второй (3–4), вороного после третьей (5–6) и бледного после четвертой (7–8). Видение душ убиенных за слово Божие, находящихся под жертвенником и одетых в белые одежды (9–11). Изображение картины мирового переворота, имеющего наступить после снятия шестой печати книги (12–17). Откр.6:1 .  И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Видения небесного престола и представшего пред ним Агнца были первыми обнаружениями Божеств. промыслительной деятельности в первом из пяти порядков апокалиптических явлений. За ними следует видение снятия печатей книги. Это видение предполагает первые и притом не только по своей внешней связи, но и по внутреннему соотношению. Небо и небесный престол служат источником и основанием всех тех событий и явлений, которые совершаются на земле: в них осуществляется Божественная воля, и они должны быть рассматриваемы с этой стороны. Оставаясь в прежнем положении и прежнем состоянии духа, тайнозритель созерцает, как Агнец снимает первую печать книги и при этом слышит громовой (сильный) голос, который принадлежал одному из четырёх животных, – а какого, Иоанн не указывает. В выражении «иди (пусть идет, совершается) и смотри» нужно видеть безличное обращение, и его смысл можно передать так: пусть совершается то, чему надлежит быть по Божественному предопределению, ты же, Иоанн, смотри и запечатлей в своём уме. Откр.6:2 .  Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. По снятии первой печати Иоанн видит выступающим белого коня и на нем всадника. Самый всадник охарактеризован очень кратко и общими чертами. Тайнозритель во всем видении главное внимание обращает на коней и на цвет их масти, о всадниках же говорит лишь по связи с конями. Посему при изъяснении видений нужно более всего обращать внимание на образы коней и на их масти. Конь есть самый естественный символ движения, войны. Здесь конь белого цвета, следовательно, и под движением нужно разуметь движение духовного, высшего свойства чистое (белое) и по своим целям и по своим средствам. Это движение, очевидно, то, которое произошло на земле вследствие христианской проповеди. А победоносный вид всадника находит себе объяснение в тех успехах, которыми сопровождалась эта христианская проповедь . Всадник управляет конем, так и Иисус Христос управлял апостолами и их преемниками в распространении Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоанн гискальский Иоанн гискальский – один из типичнейших представителей религиозно-политической иудейской партии – зилотов, сыгравших столь видную роль в последнюю войну иудеев с Римом за свою независимость. Сведения об этой партии вообще и в частности об Иоанне, обязанные исключительно известному историку иудейскому Иосифу Флавию, должны быть критически профильтрованы с самою тщательною осторожности, ввиду особенных условий, при каких Флавий давал эти сведения. Когда чаша терпения иудейского переполнилась от невыносимых угнетений Рима и знамя революции развернулось по всей Палестине, почти не было иудея, который бы не горел сердцем постоять за свою свободу и независимость. Общее одушевление легко сломило первое сопротивление римских легионов, предводительствуемых Цестием Галлом, обратив их в паническое бегство. Торжествуя эту победу, значительно поднявшую дух победителей, последние не закрывали глаз от грядущих затруднений и опасностей. Восстание нуждалось прежде всего в правильной организации и объединении, и это было сделано тотчас посредством избрания нескольких внушавших наиболее доверия военачальников, на которых и возложена была ответственная роль защищать отдельные участки восставшей страны. В число этих военачальников попал и Иосиф Фл., теряющий с этих особенно пор, в своем описании войны, всякую застенчивость в раскрашивании своей роли и в стараниях выгородить себя в глазах Рима, угодничество которому сделало его предателем отечества. Трудно сомневаться, чтобы Иосиф, получивший для организации восстания галилейский участок, наиболее важный в стратегическом отношении, не был одушевлен общею решимостью постоять за отечество. При малейшем сомнении в этом, иерусалимский главный комитет едва ли бы поручил ему столь ответственный пост, где юного вождя ожидала одна из самых труднейших и ответственейших задач. Здесь, в Галилее, предстояло оказать новым силам римлян самое первое сопротивление, от которого в значительной степени зависела вся последующая компания. Понятно, что человек, посылаемый в Галилею с этими надеждами, должен был внушать особенное доверие, и, действительно, молодой, хитрый и образованный раввин некоторое время показал себя достаточно способным оправдывать это доверие, обнаружив достаточно администраторских и организаторских способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.Г.Бондач Часть 1. Соборы I-III «Деяния Вселенских соборов» (далее – ДВС) на сегодняшний день являются единственным сравнительно полным русским переводом актов 7-ми Вселенских соборов. Русский перевод ДВС был подготовлен силами преподавателей (а, возможно, и студентов) Казанской духовной академии. Данный переводческий проект тесно связан с общими тенденциями развития богословской науки в КазДА в 50-х – 60-х гг. XIX в. В частности, в 1855 г. начал издаваться богословский журнал КазДА «Православный собеседник». 17 марта 1857 г. ректором КазДА был назначен выдающийся ученый-канонист архим. Иоанн (Соколов ; впоследствии еп. Смоленский; 1818–1869), по инициативе которого и был начат перевод ДВС. В 1859 г. преподавателем канонического права в КазДА стал А. С. Павлов (1832–1898), в ту пору – начинающий исследователь, а в дальнейшем – один из крупнейших специалистов по истории и источниковедению православного церковного права. Можно предположить, что молодой ученый также принимал участие в работе над ДВС. Подробный очерк истории перевода ДВС требует изысканий в архивных фондах КазДА, в настоящий момент не доступных автору. С другой стороны, чрезвычайно насущна необходимость составления росписи актов, вошедших в ДВС 1 , и, прежде всего, установления оригиналов каждого переведенного документа по современным критическим изданиям. Поэтому мы решили начать с публикации собственно библиографических материалов, а исторический очерк поместить в одном из последующих выпусков БВ. Пока отметим, что перевод ДВС, осуществлявшийся редакцией «Православного собеседника», был начат в 1859 г. и завершен в 1873 г. Он основывался, как отмечают сами переводчики, на известных многотомных изданиях соборных актов Labbeus-Cossartius и Harduinus 2 . При этом, скорее всего, издание Лаббе-Коссара использовалось не непосредственно, а в расширенном и улучшенном переиздании Ж. Д. Манси (Mansi). Остается неясным, привлекались ли для сравнения публикации отдельных соборных актов в греческой и латинской патрологии Ж.-П. Миня (PG и PL).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Беседа 10 Евр.6:7–8 .  Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. 1. Со страхом мы должны слушать слово Божие, со стра­хом и великим трепетом: " Служите, – говорит (Псалмопевец), – Господу со страхом и радуйтесь... с трепетом» ( Пс. 2:11 ). Если же самая радость наша и веселье должны быть с трепе­том, то когда говорится что-нибудь страшное, каково (сказан­ное) теперь, какого не заслуживаем мы наказания, если без трепета слушаем сказанное? Показав, что отпавших невоз­можно крестить вторично и что им невозможно опять через купель (крещения) получить отпущение (грехов), и объяснив, как это страшно, (апостол) продолжает: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение». Устрашимся же, возлюбленные! Не Павлова это угроза, не человеческие это слова; это – Духа Святаго, Хри­ста, глаголавшаго в Павле. Кто чист от этих терний? Если бы даже мы были чистыми, то и тогда нам следовало бы не оставаться спокойными, а страшиться и трепетать, как бы в нас не выросли терния; а если мы все всецело состоим из терний и волчцов, то, скажи мне, как мы можем оставаться спокойными и беспечными? Что делает нас беспечными? Если думающий, что он стоит, должен бояться, чтобы не упасть, – «кто думает, что он стоит, – сказано, – берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ), – то падший сколько должен заботиться, чтобы востать? Если Павел боялся, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:27 ), если он, столь достойный, боялся сделаться недостойным, то мы, уже сделавшиеся недостойными, какое будем иметь оправдание и прощение, не имея никакого страха, но исполняя христианские обязанности, как бы какой обычай, и только для вида?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 51 Деян.24:22–23 .  Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему. Смелость Павловой речи. – Никто не может нам по­вредить кроме нас самих. 1. Смотри, какое искушение постигает (Павла), во-первых, от многих, а во-вторых, в течение долгого времени. Нельзя сказать, чтобы суд производился скоро. После того, как ри­тор упомянул о Лисие, сказав, что он силою взял (Павла), благовременно приведены (писателем) слова Феликса, о котором говорится: «Феликс отсрочил дело их, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении», т.е. нарочито отложил дело, не имея нужды в иссле­довании, а только желая удалить иудеев. Отпустить (Павла) он не хотел из угождения им, а наказать его было невозможно, потому что было бы бессовестно. Потому он и отложил дело, сказав: «когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему». «Не стеснять», говорит. Так и он находил его невинным. Почему же, находя его невинным, задерживает? Желая уго­дить (иудеям), а также надеясь взять деньги. Для того он и призывает к себе Павла. А что именно для этого он призы­вал его, видно из дальнейших слов писателя, который го­ворит: «через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним» ( Деян.24:24–26 ). Смотри, как писатель держится истины. Феликс часто призы­вал его не потому, что удивлялся ему, или одобрял речи его, или хотел уверовать, но почему? «Надеялся он, – говорит, – что Павел даст ему денег».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010