Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Лавриненко), архиеп. Молотовский. Фотография. Сер. ХХ в. (Лавриненко Виктор Филиппович; 24.03.1899, Екатеринодар, ныне Краснодар - 12.10.1985, Херсон, Украина), архиеп. Костромской и Галичский. Из семьи священника. После учебы в Екатеринодарском ДУ поступил в Ставропольскую ДС, к-рую окончил в 1919 г. по 1-му разряду. В том же году стал юнкером Константиновского военного уч-ща, находившегося в то время в Екатеринодаре, а затем переведенного в Крым. В нояб. 1920 г. вместе с училищем был эвакуирован из Крыма в Болгарию. В кон. того же года на Андреевском Афонском подворье в Стамбуле пострижен Севастопольским еп. Вениамином (Федченковым ; впосл. митрополит) в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Крестителя, 26 июня 1921 г. рукоположен во диакона, 31 июля - во иерея. С нояб. 1921 г. пребывал в серб. мон-рях во имя св. Димитрия в Велесе и во имя Пресв. Богородицы в Кичево. В окт. 1922 г. по приглашению священноначалия Православной Церкви в Польше (с 1925 неканоническим путем провозглашена Польской автокефальной Православной Церковью ) прибыл в Вильно (Вильнюс, до 1939 в составе Польши), был определен в число братии вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря , назначен столоначальником Виленской духовной консистории. В апр. 1923 г. переведен в Волынскую епархию, назначен членом Волынской духовной консистории, был преподавателем Волынского лицея в г. Кременце. В 1924-1925 гг. служил наместником дерманского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Был законоучителем Дерманского ДУ, временно исполнял обязанности инспектора классов Дерманского епархиального жен. уч-ща (впосл. упраздненного). В янв. 1925 г. переведен наместником виленского Свято-Троицкого муж. мон-ря, преподавал в низших классах Виленской ДС. В том же году возведен в сан игумена. В 1927 г. поступил на богословский фак-т Варшавского ун-та, к-рый окончил в 1931 г. со званием кандидата богословия. В период обучения в Варшаве состоял в братии Милецкого во имя свт. Николая муж. мон-ря Полесско-Пинской епархии, был назначен настоятелем храма дер. Дубой (ныне Дубое), где предполагалось открыть скит Милецкого мон-ря на месте древней правосл. обители (не было осуществлено из-за противодействия польск. властей). 23 июля 1931 г. назначен наместником кременецкого в честь Богоявления мужского монастыря , вновь стал членом Волынской духовной консистории. В 1932 г. возведен в сан архимандрита. В 1934 г. получил звание магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/469500.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечер памяти митрополита Иоанна (Снычева) Приглашаем в Святодуховский центр Лавры почтить память Владыки 2 ноября в 18.00 02.11.2018 1217 2 ноября, в день 23-й годовщины со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), на кладбище Александро-Невской Лавры по обыкновению соберутся православные северной столицы, чтобы почтить память приснопоминаемого Владыки. В этом году исполняется 70 лет с того дня, как 14 января 1948 года будущий митрополит Иоанн (Снычев) был рукоположён архиепископом Мануилом (Лемешевским) во иеромонаха. В связи в этим инициативная группа в составе главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова, директора издательства «Царское Дело» Сергея Астахова и генерального директора «Молодежной студии Петербурга» Сергея Ямщикова выступила с инициативой провести памятный вечер, посвященный пастырскому служению митрополита Иоанна (Снычева) под названием «Поминайте наставников ваших…» (Евр. 13: 7). Инициативу поддержал и благословил преемник Владыки на кафедре нынешний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), за что организаторы выражают благодарность Владыке. Инициативу также поддержал и благословил провести вечер в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко). Надо отметить, что вечера памяти митрополита Иоанна постоянно проходят в зале Святодуховского центра при неизменной поддержке владыки Назария. На вечере выступят знавшие Владыку священнослужители Петербургской митрополии архимандрит Нектарий (Головкин), протоиерей Андрей Алексеев, протоиерей Александр Захаров, протоиерей Алексий Успенский и другие, писатели, общественные деятели. В программе вечера выступления петербургских поэтов и исполнителей. Перед участниками вечера выступят лауреаты международных конкурсов Сергей Зыков и Анна Абикулова, бард Сергей Галицкий. В программе вечера выступление известного детско-юношеского хора им. Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Болдышевой.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/29/ve...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (см. Луцкая и Волынская епархия ), существовало с 9 дек. 1941 по авг. 1942 г., названо по г. Ковелю (ныне Волынской обл., Украина). По решению священноначалия РПЦ от 28 окт. 1940 г. в Ковель из Камня-Каширского была перенесена резиденция Антония (Марценко) , еп. Камень-Каширского, 1-го викария Волынско-Луцкой епархии (титул архиерея был сохранен). Еп. Антоний переехал в Ковель в кон. 1940 г. 28 марта следующего года он был возведен в сан архиепископа, возглавляемое им Камень-Каширское викариатство Волынско-Луцкой епархии получило статус полусамостоятельного, архиерей подчинялся экзарху зап. областей Украины и Белоруссии Волынско-Луцкому митр. Николаю (Ярушевичу) . Архиеп. Антоний управлял приходами Ковеля и прилегающих районов Волынского Полесья. После оккупации Волыни нем. войсками здесь распространился автокефалистский раскол. Сторонников укр. автокефалии в Ковельском окр. в дек. 1941 г. возглавили приходские священники Иоанн Губа и Владимир Вишневский, организовавшие «Ковельскую украинскую церковную раду». Впосл. они вошли в созданную еп. Поликарпом (Сикорским) при поддержке Варшавского митр. Дионисия (Валединского) раскольническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ), учрежденную на соборе духовенства в Пинске в февр. 1942 г. Представители укр. националистически настроенного духовенства, которое выступало за переход в юрисдикцию Поликарпа (Сикорского) и Дионисия (Валединского), сначала объединились вокруг Камень-Каширского еп. Антония (Марценко), объявившего себя в авг. 1941 г. по согласованию с Поликарпом (Сикорским) самостоятельным архиепископом Камень-Каширским и Полесским. Антоний попытался распространить свою юрисдикцию также на Ковель, но в главном храме города - Воскресенском соборе местное духовенство во главе с архим. Иоанном (Лавриненко) его не приняло, епископ уехал из Ковеля в Камень-Каширский, где жил при Ильинском соборе. Антоний признал самочинное провозглашение Поликарпом (Сикорским) себя в авг. 1941 г. «архиепископом Луцким и Ковельским», уступив ему приходы Ковеля. Вскоре еп. Антоний отказался от поддержки Поликарпа и 18 авг. 1941 г. принял участие в совещании православных епископов в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре , на котором было решено сохранять связь с Московским Патриархатом и передать временное исполнение обязанностей экзарха Украины Волынскому и Житомирскому митр. Алексию (Громадскому) .

http://pravenc.ru/text/1841606.html

Иоанн (Лавриненко) Иоанн (Лавриненко), архп. б. Костромской и Галицкий. Родился 12 марта 1899 года в г. Краснодаре (Екатеринодаре). Окончил Екатеринодарское духовное училище и Ставропольскую семинарию по первому разряду. Пострижен в монашество Преосвященным епископом Севастопольским Вениамином в Андреевском Афонском подворье г. Константинополя, им же рукоположен в иеродиакона 26 июня 1921 года и 31 июня того же года – в иеромонаха. В 1922 году прибыл в Польшу и назначен в число братии Виленского Свято-Духова монастыря и столоначальником Виленской Духовной Консистории. В 1923 году назначен членом Волынской Духовной Консистории в гор. Кременце. В 1924 году назначен законоучителем Дерманских духовных школ на Волыни и вр. исполн. обязанности инспектора классов Дерманского Епархиального женского училища. В 1925 году переведён преподавателем Виленской духовной семинарии (низших классов) и наместником Виленского Свято-Троицкого монастыря. В этом же году возведён в сан игумена. В 1927 году поступил на Богословское отделение Варшавского университета, которое и окончил в 1931 году со степенью магистра богословия. В 1932 году возведён в сан архимандрита. С 1931 года состоял снова членом Волынской Духовной Консистории и наместником Кременецкого Богоявленского монастыря. В 1935 году перемещён на должность члена Гродненской Духовной Консистории. В этом же году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и Блаженнейшим Митрополитом Сергием предназначен к хиротонии во епископа Аляскинского, вик. Североамериканской епархии. По болезни не выехал в Америку, но и, пребывая в Польше, оставался в юрисдикции Московской Патриархии. В 1941 году митрополитом Волынским и Луцким Николаем, Экзархом Московской Патриархии, назначен настоятелем Ковельского собора. В этом же году Блаженнейшим Митрополитом Сергием удостоен права ношения панагии при богослужении. 9 дек. 1941 года в Почаево-Успенской Лавре митрополитом Волынским и Житомирским, Экзархом Украины Алексием хиротонисан во епископа Ковельского, вик. Волынской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

6-го февраля на восемьдесят седьмом году жизни отошел ко Господу один из самых заслуженных и любимых священников Пермской епархии – протоиерей Борис Бартов . Сегодня, 8-го февраля, в Преображенском храме г. Кунгур, где отец Борис служил в последние годы, состоится отпевание. Накануне город и епархия прощались с этим замечательным пастырем. Весь день чередой шли люди: родные, духовные дети, священство и монашествующие. Невозможно исчислить, скольких привел отец Борис к Богу! Искренний, добросердечный, забывавший себя для других, он действовал на души личным примером и даром духовного рассуждения. В нем покоряли простота и открытость, скромность и совершенное нестяжание. Народный пастырь, – неслучайно его сравнивают с тем, кто был для него самого идеалом – Святым праведным Иоанном Кронштадтским, – он стал «связующим звеном» между послевоенным поколением людей Церкви и своими учителями – исповедниками периода открытых гонений, сохранил их дух, горение и высокую культуру. Отец Борис родился 17 августа 1925 года в семье Степана и Марии Бартовых в селе Кинделино Кунгурского района и в святом крещении был наречен в честь Святого мученика князя Бориса. В детские годы он был лишен возможности приобщиться к знанию о Боге, и рос как все мальчишки пионером. Обретение Бога произошло в начале войны, когда вернулся из ссылки его дед – регент церковного хора, и стал приносить в дом жития святых и религиозную литературу. Тогда же Борис, студент Машиностроительного техникума, впервые переступил порог храма и, по его словам, «навсегда остался в Церкви». В 1942-м, с третьего курса, Борис Бартов был призван в армию. Служил механиком в авиации. Прошел Северо-Западный, Украинский и Белорусский фронт. После окончания войны еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. Именно в годы Великой Отечественной войны он укрепился в вере и в желании посвятить себя целиком служению Христу и Православной Церкви. Благословение на путь священства Борис Бартов испросил у Патриарха Алексия I. По окончании войны, вернувшись в родной город, работал на Машзаводе. В декабре 1950-го года Владыка Иоанн (Лавриненко) рукоположил его в диаконский чин, а в сентябре 1951-го года – в сан священника.

http://pravoslavie.ru/59327.html

Отпевание протоиерея Иоанна Варламова состоялось во всеволожском храме Святой Троицы августа 2008 Прощание с протоиереем Иоанном Варламовым прошло 21 августа в храме Святой Троицы города Всеволожска, где один из старейших клириков Санкт-Петербургской епархии служил настоятелем последние двенадцать лет. На отпевание собралась тысяча человек, среди них двадцать священников. Прощание с протоиереем Иоанном Варламовым прошло 21 августа в храме Святой Троицы города Всеволожска, где один из старейших клириков Санкт-Петербургской епархии служил настоятелем последние двенадцать лет. Чин отпевания совершил наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко). Он отметил, что отец Иоанн - один из священников старшего поколения, на чью долю выпали и война, и эпоха безбожия. В 1970-80-х годах отец Иоанн был штатным священником Свято-Троицого собора Лавры, нес послушание ключаря. Тогда же в полной мере проявился его пастырский дар. После возвращения Лавре статуса монастыря протоиерей Иоанн Варламов получил назначение во Всеволожск и, по его собственным словам, " усердно трудился там, куда поставил Господь " .             Храм не смог вместить всех желающих проститься с любимым батюшкой, который пользовался авторитетом среди прихожан и священнослужителей. Духовными чадами опытного и всегда открытого людям пастыря, отдавшего служению Богу почти полвека, становились и давно воцерковленные люди, и те, кто облечен духовным саном. Всего собралась тысяча человек, среди них двадцать священников. Многие вспоминали, как легок, доступен и прост был батюшка в общении, как любые, казалось бы, самые трудные вопросы разрешались после беседы с ним и его духовного совета. " По молитвам отца Иоанна менялась жизнь человека - это знают его чада. Он обладал глубоким даром молитвенника, ходатая за людские беды и чаяния " , - рассказала давняя прихожанка Свято-Троицкого храма, преподаватель его воскресной школы Татьяна Ганф.        В проповедях и беседах с прихожанами отец Иоанн не раз вспоминал, какое трудное время пришлось пережить Церкви и верующим людям. Но предупреждал и о том, что, придя в храм, мы не скоро становимся истинными христианами. " За 70 лет воинствующего атеизма были посеяны такие крепкие семена безбожия, что не так просто вернуть народ наш многострадальный к православию. Бывает, горе, болезнь, смерть обращают человека к Богу, но достойно молящихся, кающихся у нас мало " , - говорил батюшка.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Прощание с протоиереем Иоанном Варламовым прошло 21 августа в храме Святой Троицы города Всеволожска, где один из старейших клириков Санкт-Петербургской епархии служил настоятелем последние двенадцать лет. Чин отпевания совершил наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко). Он отметил, что отец Иоанн – один из священников старшего поколения, на чью долю выпали и война, и эпоха безбожия. В 1970-80-х годах отец Иоанн был штатным священником Свято-Троицого собора Лавры, нес послушание ключаря. Тогда же в полной мере проявился его пастырский дар. После возвращения Лавре статуса монастыря протоиерей Иоанн Варламов получил назначение во Всеволожск и, по его собственным словам, " усердно трудился там, куда поставил Господь " .             Храм не смог вместить всех желающих проститься с любимым батюшкой, который пользовался авторитетом среди прихожан и священнослужителей. Духовными чадами опытного и всегда открытого людям пастыря, отдавшего служению Богу почти полвека, становились и давно воцерковленные люди, и те, кто облечен духовным саном. Всего собралась тысяча человек, среди них двадцать священников. Многие вспоминали, как легок, доступен и прост был батюшка в общении, как любые, казалось бы, самые трудные вопросы разрешались после беседы с ним и его духовного совета. " По молитвам отца Иоанна менялась жизнь человека – это знают его чада. Он обладал глубоким даром молитвенника, ходатая за людские беды и чаяния " , – рассказала давняя прихожанка Свято-Троицкого храма, преподаватель его воскресной школы Татьяна Ганф.    

http://old.aquaviva.ru/news/2008-08-22/9...

В рамках празднования 145-летия учреждения Туркестанской епархии в Алма-Ате совершена лития по всем приснопамятным архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на Казахстанской земле 29 сентября 2017 г. 21:50 29 сентября 2017 года по окончании Божественной литургии в Матронинском храме Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по приснопамятным иерархам, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на земле Казахстана с момента основания Туркестанской епархии. Вместе с главой Казахстанского митрополичьего округа за литией молились: митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; клирики приходов города Алма-Аты и священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, паломники монастыря и прихожане. На заупокойном богослужении особо были помянуты: первый казахстанский архипастырь архиепископ Софоний (Сокольский; +1877), епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н. ст. (+1908 ст. ст.)), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937), епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), подвижник благочестия и исповедник веры митрополит Иосиф (Чернов; +1975), епископ Серафим (Гачковский; +1982).

http://patriarchia.ru/db/text/5020341.ht...

Прошу батюшку рассказать подробнее о том времени. Как он решился принять сан, ведь наверняка были трудности и препятствия? На это отец Борис отвечает так: «У каждого времени свои трудности. В те годы и после, при Хрущеве, надо было знать, что и кому можно сказать». И тут же добавляет: «Конечно, обстановка в стране и в епархии была сложной. Молодых священников не было, служили старики. Большинство вернулись из мест заключения». Желание его исполнилось тогда, однако, не сразу. Несколько месяцев работал слесарем на Машзаводе, и только в декабре 1950 года Владыка Иоанн (Лавриненко), видя постоянство его желания, после испытания рукоположил его в диакона, а в сентябре 1951 года – в сан священника. В те годы случай рукоположения молодого человека был редкостью, отец Борис был первым молодым священником в епархии. За несколько месяцев до него в дьяконский чин был рукоположен отец Андрей Мазур, ныне архидиакон Патриарха. Пользуясь паузой, уточняю, чувствовалось ли изменение обстановки при наступлении хрущевской «оттепели» и имел ли кто-то из священников для отца Бориса особенное значение в годы его становления как пастыря? Батюшка повторяет: «Надо было знать, кому и что можно сказать». Хрущевская оттепель – время «бескровных» гонений, имевших целью как можно скорее покончить с религией. Были и «осведомы», и приходская реформа 1961 г., и открытое вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви, а еще публичные отречения – не все выдерживали тот натиск, – было и снятие священников с «регистрации», и разоблачительные фельетоны в местных газетах. «А из духовенства, – говорит отец Борис – наибольшее значение для меня имели Владыка Иоанн (Лавриненко) – образец истинного пастыря и архиерея, и отец Григорий Ахидов. Отец Григорий сам прошел лагеря и пользовался огромным авторитетов в епархии. Служил он в храме Святителя Николая в селе Кольцово. По всем сложным вопросам, например, когда приходилось лавировать между поручениями архиерея и давлением уполномоченного, обращался к нему, к отцу Григорию. Он – мой духовный отец».

http://pravoslavie.ru/57128.html

Том содержит множество статей, рассказывающих о подвиге новомучеников ХХ в., носивших имя Иоанн. Среди них особое внимание обращает на себя публикация о первых жертвах развязанных большевиками гонений на Церковь и духовенство — священномучениках протоиерее Иоанне Кочурове (1917 г.) и протоиерее Иоанне Восторгове (+1918 г.). Среди новомучеников, чей подвиг также нашел отражение в материалах XXIII тома, — св. Иоанн (Пашин, +1938), епископ Рыльский, св. Иоанн (Поммер, +1934 г.), архиепископ Рижский и всея Латвии, св. Иоанн Васильевич Попов (+1938 г.), крупный русский богослов, патролог. Отдельная публикация сообщает о расстрелянном в 1941 г. епископе Печерском Иоанне (Булине). Вызывают интерес публикации, сообщающие о св. Иоанне, епископе Готском (VIII в.), св. Иоанне Реомском (V-VI вв.), галльском подвижнике, одном из основоположников западного монашества. В новом томе энциклопедии присутствуют материалы, рассказывающие о четырех митрополитах Киевских XI-XII вв. греческого происхождения, носивших имя Иоанн. Статья, посвященная иеросхимонаху Иоанну (Попову, +1738 г.), сообщает об основателе знаменитой впоследствии Саровской Успенской пустыни. В материалах нового тома нашли отражение жизнь и деятельность многих архиереев Русской Православной Церкви ХХ века, носивших имя Иоанн. В частности, опубликованы материалы об архиепископе Горьковском и Арзамасском Иоанне (Алексееве, +1966 г.), архиепископе Ульяновском и Мелекесском Иоанне (Братолюбове, +1968 г.), митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде, +1989 г.), архиепископе Костромском и Галичском Иоанне (Лавриненко, +1985 г.), митрополите Псковском и Порховском Иоанне (Разумове, +1990 г.), митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве, +1995 г.), митрополите Киевском и Галицком Иоанне (Соколове, +1968 г.), Патриаршем Экзархе всея Украины. Из ныне здравствующих иерархов Русской Православной Церкви в статьях нового тома отмечены архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов), председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата; архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), глава Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010