Глава 20. Иоанн Цимисхий. Внешние войны. Первый Афонский устав Хотя новое царствование началось без всяких внутренних потрясений, тем не менее Иоанну Цимисхию на первых же порах предстояло считаться с немалыми затруднениями. Ближайшие его приверженцы, участвовавшие в перевороте, в ту же ночь известили население Константинополя, разослав по улицам глашатаев, о вступлении его на царство вместе с сыновьями Романа II, Василием и Константином. В высших классах, можно догадываться, были приготовлены к восшествию на престол Цимисхия, так как в заговоре одно из главных мест занимала сама царица Феофано, а евнух Василий, самое влиятельное при дворе лицо, уже в ночь произведенного Цимисхием переворота приветствовал новое царствование и тем оказал большую услугу преемнику убитого императора. Ранним утром 11 числа декабря Иоанн Цимисхий объявил себя в Большом дворце византийским царем и поручил ведение текущих дел паракимомену Василию, человеку большого административного опыта, искушенному в интриге. Чтобы обеспечить себе спокойствие и сделать безопасными родственников и приверженцев прежнего царя, был принят ряд энергичных мер. Запрещены были сходки с целью обсуждения политических дел 480 ; под страхом уголовной ответственности предупреждалась возможность уличных беспорядков и грабежей. Но главное, предстояло предупредить возможность каких-либо действий со стороны брата убитого царя, куропалата Льва и его сыновей. Лев был послан в заточение на остров Лесбос, сыновья его, Никифор и Варда, также подверглись изгнанию. Кроме того, большинство прежних административных чинов было сменено, и на освободившиеся места поставлены приверженцы Цимисхия. Но так как не было предпринято никаких насильственных актов, то можно догадываться, что новый царь имел для себя прочную опору и не простирал далее необходимого меры предосторожности. Некоторые затруднения ожидали Цимисхия с церковным венчанием. Патриарх Полиевкт, примиряясь с совершившимся фактом, требовал, однако, чтобы до венчания на царство, которое должно было иметь место в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Точнее следует перевесть: Иоаннины (множественное число) с греческого: Τ ωννινα. Имя города, очевидно, христианское и, даже в христианстве, не очень древнее, едва выходящее за переживаемое нами тысячелетие. Упоминается оно у историков и именно у Анны Комниной 147 . О начале если не города, то имени его, хронография Эпира гадает следующим образом. На самом выдающемся пункте полуострова, занимаемого теперь городом, существовал в старину подобно стольким другим пустынный монастырь, посвященный св. Иоанну Предтече. По удобству места при нем образовали поселок, поселок разросся в город, город подавил собою монастырь… повторение, значит, Битольской истории, темной, как и та, от темноты вообще средних веков. Так ли было, кто может сказать? По крайней мере, это ничуть не хуже попытки навязать городу Ктитора одного из императоров, Иоанна по имени (Цимисхия, Дуку, Комнина). Как бы то ни было, история, осветившая это место в 1081 г., находит Иоаннину уже значительною крепостию, – местом богатым и цветущим. Во все продолжение растерянного царствования Палеологов, город по необходимости разделял общую участь края, то есть подчинялся первому, кто им так или иначе овладевал, всего же более колеблясь между Императором и Деспотом, то есть владетелем Эпира и Этоло-Акарнании, распространявшим в разные времена различно пределы своих владений, и резиденцией своей имевшим нередко самую Янину. Из периода этого сохранились неложными памятниками его два Хрисовула Имп. Андроника старшего 1319 и 1321 годов. Первый относится вообще к городу, второй собственно к Янинской Церкви. Из обоих документов видно, что в начале XIV века город уже процветал действительно, а не гадательно. Из той же эпохи и приставший к Палеологам „царь“ Симеон почтил город своим хрисовулом 1361 г. Он может считаться представителем стороны Деспотов, ибо в действительности был таковым, насколько к его времени уцелело из державы первого Михаила, и второго по нем Феодора, с которым мы уже познакомились в кратком изложении Солунского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ставроникита     Ставроникита Афон         Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.   Монастырь Ставроникита (греч. Μον Σταυρονικτα) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 15-е место. Находится в восточной части   Афон а; основан в X веке.   Предание 1 версия:   Своё название монастырь получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты (Ставроникита — значит «крест Никиты»).       Предание 2 версия: История   Афон ской обители берет начало из глубины X-XI столетий. Из ряда неточных свидетельств можно заключить, что ее основателем был некий Никифор Никита (или Ставроникита), офицер императора Цимисхия.     Первоначальная обитель была посвящена Иоанну Крестителю, но была полностью разрушена в эпоху Крестовых походов. Современный монастырь основал константинопольский патриарх Иеремия I. Благодаря обретению на его месте иконы Николая Чудотворца XIII-VIV вв. соборный храм был освящён во имя этого святого.     Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Лавру в 1744 году. Странник так описал увиденное:          Монастырь пришел в упадок в XII столетии в результате пиратских набегов, а в XIII в. был подчинен монастырю Кутлумуш, от которого в XVI в. перешел к обители Филофей. В 1533 г. игумен Геромерийского монастыря Григорий выкупил Ставроникиту у Филофея и принялся за работу по его оживлению.   В том же году патриаршим указом обитель была признана ставропигиальной. В 1541 г. Константинопольский патриарх Иеремия оказал монастырю значительную финансовую помощь для его восстановления, таким образом продолжив дело Григория. Он обеспечил Ставроникиту подворьями в Кассандре и на острове Лемнос. Монастырь вновь возвратился к общежительному уставу. Строительство собора завершилось за пять лет, в 1546 г. когда он был украшен фресками известного представителя Критской школы Феофана и его сына Симеона, Храм освящен в честь свт. Николая. Трапезная монастыря была также расписана Феофаном; в обители имеются иконы двунадесятых праздников его кисти.

http://isihazm.ru/1/?id=514&c_pid=2

Статистика Константин VII Багрянородный Константин VII Багрянородный (Порфирородный, Порфирогенет, греч. Κωνσταντνος Ζ " ο Πορφυρογννητος) (17/18 мая 905, Константинополь — 9 ноября 959, Константинополь) — византийский император из Македонской династии, правивший номинально с 913 года, а фактически с 945 года. Первые годы жизни Константин Багрянородный и Зоя Карбонопсина, византийская монета. Константин был сыном Льва VI и Зои Карбонопсина, четвертой жены императора. Четвертый брак не дозволялся церковью и родившийся ребенок считался незаконнорожденным, хотя и был единственным сыном Льва VI. Лишь в январе 906 года Константин был крещен, а в апреле того же года, против воли патриарха Николая Мистика, Лев и Зоя были обвенчаны. Прозвище Багрянородный происходит от Багряного (Порфирного) зала в императорском дворце, где и родился Константин. Царствование В 911 году Лев VI короновал Константина и обеспечил ему трон, однако в 912 году император умер и власть принял его брат Александр. Однако и он умер через год, оставив 7-летнего Константина под опекой регентов. В 920 году власть узурпировал Роман I Лакапин, провозглашенный соправителем. Ещё в 919 году он женил на Багрянородном свою дочь Елену. Константин оказался отстранен от реальной власти и посвятил себя самообразованию и наукам. Наконец, в 944 году Романа I свергли его сыновья, надеясь править самостоятельно, однако это вызвало народные волнения, которые утихли лишь когда императором провозгласили Константина. Через 40 дней их сослали в монастырь. Умер Константин в 959 году, по некоторым сведениям он был отравлен сыном Романом. Политическая деятельность В своей политике Константин выражал интересы столичного чиновничества, выступая против центробежных тенденций провинциальной знати. Активизировал военные действия против арабов. Начало оказалось неудачным, в 949 году посланное на завоевание Крита войско было разбито. Византийские армии форсировали Евфрат в 952 году, однако затем были отброшены. Завоевания на востоке были восстановлены благодаря Никифору Фоке и Иоанну Цимисхию. Высшим достижением ромейского оружия стало взятие Самосаты в 958 году. Константин назначил на должность «паракимомена» (1-го министра) евнуха Василия Лекапена (сына свергнутого императора Романа), который приобрёл огромное влияние и сохранял его при последующих императорах. Литературная деятельность Константин VII также известен, как один из образованнейших людей своей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников (энциклопедий), автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран. В «О церемониях», он, в частности, описывает визит княгини Ольги в Константинополь в 957 году. Девятая глава «Об управлении империей» (трактат написан около 950 года) содержит известное (хоть и краткое) описание экономического и политического устройства Руси. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1324

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААН I СЮНЕЦИ [Ваган Сюни; арм. (?) ] (? - 971/2, Дзораванк, гавар Тосп, Васпуракан), арм. католикос с 968 г., преемник Анании Мокаци . Сын кн. Джеваншера, правителя гавара Багац (Бахк, Балк) в Сюнике. Образование получил в мон-ре Ваанаванк под наставничеством своего дяди Ваана. Приняв духовный сан, был посвящен во епископа и стал настоятелем Ваанаванка. С 963 (Католикосы всех армян. С. 114) или 958 г. (Христ. Армения. С. 949) возглавлял епархию Сюника, где развернул строительство мон-рей и приумножил монастырские владения. Деятельность католикоса оценивается неоднозначно: Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Маттеос Урхаеци отзываются о нем положительно, ревнители традиц. взглядов осуждают за склонность к халкидонитству, к иконопочитанию «на манер ромеев» и попытки воссоединить Армянскую Апостольскую Церковь с К-польской и Грузинской Православными Церквами, о чем свидетельствуют его письма митр. Мелитинскому Феодору и визант. имп. Иоанну Цимисхию (Киракос Гандзакеци, Асолик и др.). Арм. духовенство, встревоженное симпатиями католикоса к халкидонитам, созвало в 969 г. в Ани Собор, в к-ром принял участие царь Ашот III Милостивый. В. был (заочно) низложен, католикосом стал Степанос III Севанци. В. нашел прибежище в Васпуракане под покровительством царя Амазаспа-Апусахла из династии Арцруни, к-рый был не столько его идейным единомышленником, сколько «врагом его врагов» ( Арутюнова-Фиданян. С. 173). Этот конфликт послужил поводом к смуте, конец к-рой положила смерть обоих католикосов (971/2). Вероятно, в связи с этим Самуэл Анеци, Вардан Вардапет и Киракос Гандзакеци исчисляют правление В. в 1-2 года, тогда как др. историки - Асолик, Маттеос Урхаеци и Степанос Орбелян - говорят о 5 годах. Лит.: Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 949 (на арм. яз.); Католикосы всех армян. Ереван, 2001. С. 114 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/153787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (X в.), прп. Дииппийский (пам. греч. 11 и 23 марта). В кратком житии в составе Синаксаря 1071 г. (Paris. gr. 1617) говорится, что Г. жил при визант. имп. Иоанне I Цимисхии (969-976), а согласно житию, помещенному в Минее Vindob. Theol. Gr. 300 (XIII-XIV вв.), он подвизался при Константине VII Багрянородном (913-959) и Романе II (959-963). В Синаксаре К-польской ц. (X в.) имена императоров не названы. Из синаксарного Жития Г. известно, что у него были родители, жена и дети, но он оставил семью, проведя всю жизнь в молитвах и скитаниях по городам и пустыням. Перед смертью он пришел в К-поль и нашел приют в ц. ап. Иоанна Богослова в квартале Дииппий (ν τ Διππ), где через 7 дней скончался. Люди, готовившие его к погребению, с удивлением обнаружили на нем тяжелые вериги, к-рые совершенно изнурили его тело. Как великого подвижника Г. похоронили в нартексе храма в мраморной гробнице, на его могиле совершались многочисленные чудеса. Антоний , архиеп. Новгородский, во время паломничества (1200) видел в К-поле в храме Иоанна Богослова мощи Г. Он сообщил, что, по преданию о погребении, когда Г. несли хоронить мимо этой церкви, гроб с телом замер на месте, и это послужило знаком, что подвижнику надлежит покоиться здесь. О храме в Дииппии известно, что его начал возводить имп. Фока (602-610) в честь своего небесного покровителя мч. Фоки, а закончил строительство имп. Ираклий (610-641), к-рый посвятил храм ап. Иоанну Богослову. Квартал (или место) под названием Дииппий, что означает «ипподром», по одним источникам, располагался с правой стороны от входа на Месу, по другим, более достоверным,- недалеко от ипподрома. Согласно же Антонию Новгородскому, Дииппий находился поблизости от Св. Софии. После захвата К-поля турками церковь была превращена в зверинец. В XIX в. предположительно на ее месте построили кафе. В греч. календарях и синаксарях Г. называется новоявленным и чудотворцем. Под 23 марта Житие Г. включено в состав печатной Минеи (Венеция, 1596), под 11 марта - в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. В визант. синаксарях его память отмечается также 5, 9 и 24 марта. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 59; T. 3. P. 463; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 69-70; SynCP. Col. 530, 556-557; Книга Паломник. С. 33, 64. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 69, 71, 83; Т. 3. С. 114; Janin. Églises et monastères. P. 264-267; Aubert R. Georges le Jeune//DHGE. T. 20. Col. 625; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 93; Janin R. Giorgio il Giovane//BiblSS. Vol. 6. Col. 537. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/162181.html

Бóльшая часть «Истории» Льва Диакона – изложение чужих сочинений, но правление Иоанна Цимисхия описано по живым воспоминаниям и собственным впечатлениям. 635 Рассказ о событиях 976–989 гг. вставлен в самый конец «Истории» перед описанием смерти Цимисхия в январе 976 г. Поводом для этого послужила комета, которая появилась 3 августа 975 г. и передвигалась в северо-восточной части неба. После всех побед Василия над мятежниками, 27 июля 989 г. (дата указана Яхъей), 636 показалась новая комета, указывавшая, по мнению Льва, на новое несчастье – землетрясение. Первую комету астрологи, по словам Льва, истолковали Иоанну Цимисхию как знак победы над врагами и долголетия. На самом деле она предвещала смерть самого императора, «пагубные мятежи, вторжения иноплеменников и гражданские войны... страшные землетрясения и почти полное уничтожение ромейской державы – все то, что мы узнали по дальнейшему ходу событий». И Лев начинает излагать весь этот «ход событий» от смерти Цимисхия и восстания Варды Склира в 976 г. до восстания Варды Фоки и его гибели под Абидосом (13 апреля 989 г.). Затем, с нового упоминания о комете, начинается самый интересный для нас рассказ о событиях лета – осени 989 г., где говорится о взятии Херсонеса. При всей недвусмысленности рассказа Льва датировка этого события до сих пор вызывает споры, поэтому приведем текст полностью. «И на другие тягчайшие беды указывал восход появившейся тогда звезды, а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью и в северной части неба; ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсона и завоевание мисянами Веррии. И сверх того звезда появлялась на западе при заходе солнца, восходя по вечерам, она не имела какого-либо постоянного места на небе. Распространяя яркие, видные на далеком расстоянии лучи, она часто передвигалась, показываясь то севернее, то южнее... И случилось как раз то, чего ожидал народ. Вечером того дня, когда обычно праздновалась память великомученика Димитрия, страшное землетрясение, какому равного не бывало в те времена, опрокинуло башни Византия, повалило множество домов, которые стали могилами для их обитателей, соседние с Византием селения разрушило до основания и причинило смерть многим деревенским жителям. Помимо этого оно разрушило и сбросило на землю купол и западный свод Великой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время подвизался на Афоне монах Павел, основатель Ксиропотамского монастыря. Он был родственником Романа Пакапена, соправителя Константина VII, и долгое время жил у болгарского царя Петра, женой которого была дочь Романа. На Афон Павел Ксиропотамский пришел в 940 г. и приступил к строительству монастыря. Возможно, что царь Петр Болгарский оказывал ему помощь и весьма вероятно, что тогда же появились на Афоне первые славяне - болгары. В 943 году, после долгих споров и обсуждений была определена граница между полуостровом и материком. В X веке был обустроен монастырь Филофей. Обновились Эсфигмену и Ватопед, на месте нынешней пристани Дафни стоял монастырь Дохияр. Зарождался Зограф, восстанавливался Костоманиту. Около 960 г. пришел на Афон из лавры Киминос (в Малой Азии) монах Афанасий. Святой Афанасий выбрал место к юго-востоку от Св. Горы и принялся строить Лавру. Помог ему Никифор Фока, ставший впоследствии царем. Никифор утвердил устав монастыря и постановил получать доход в 244 золотых от острова Лемнос. Устав, составленный св. Афанасием, опирался на устав Лавры Саввы Освященного. По мере строительства Лавры и расширения ее хозяйственной деятельности между св. Афанасием и отшельниками (исихастами) возникли трения. Исихасты усмотрели в возвышении Лавры нарушение древних монашеских устоев и ущемление прав келиотов. Они подали жалобу новому царю Иоанну Цимисхису, и он прислал для расследования комиссию во главе с игуменом Студитского монастыря Евфимием. На совместном собрании выработали устав о взаимоотношениях между монахами и монастырями. Лавра была поставлена выше всех монастырей. В уставе содержится 28 пунктов, в частности следующие: 1. Никакой игумен не имеет права наказать монаха без согласия прота; но и прот не смеет наказать монаха без согласия игумена... 3. Всякого, кто желает вступить в монастырское братство, принимать после 1 года испытания, лишь в случае тяжелой болезни постригать до завершения испытательного срока. 4. Непостриженные (послушники) могут переходить в другой монастырь по истечении 1/2 года с согласия игумена.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1001

Здесь, однако, он был окружен отрядом Склира, принужден к сдаче и по приказанию царя пострижен в монахи. Это происходило летом 971 г. Иоанну Цимисхию необходимо было принять меры против новых попыток к политическим движениям такого же рода, как сейчас указанная. Он пожертвовал самым лучшим средством к утверждению своей власти, именно открывавшимся для него браком с царицей Феофано, – это было сделано в угоду патриарху и в удовлетворение общественного мнения. Но затем он должен был закрепить свое положение, вступив в родственную связь с царствующим домом, так как это было обыкновенное и во все времена практиковавшееся средство. По совету паракимомена Василия он избрал себе в супруги принцессу Феодору тетку царевичей Василия и Константина и дочь императора Константина Порфирородного. Об ней летопись не сохранила почти никаких известий, равно как и в качестве августы и царицы она не оставила следов в истории, но нужно признать, что этим браком Иоанн Цимисхий вполне достиг предположенной цели, войдя в семью Македонского дома и показав таким образом тем, кто сомневался в его расположениях к настоящим наследникам престола, что он действительно блюдет их интересы. Не возвращаясь здесь к событиям, касающимся греко-русской войны, которые изложены выше, переходим к ликвидации другого политического осложнения, оставленного в наследство от Никифора Фоки, именно южноитальянской войны с императором Оттоном I. Несмотря на продолжавшиеся дипломатические сношения, имевшие целью заключение родственного союза между императорскими домами, Оттон I стоял в Южной Италии с оружием в руках и пытался посеять вражду к Восточной империи между лангобардскими князьями, Хотя большим выигрышем для немцев нужно признать то обстоятельство, что они имели на своей стороне Пандульфа, по прозванью Железная Голова, герцога Капуи и Беневента, но, как в сущности было трудно достигнуть немцам успеха в греческих областях Южной Италии, доказывает битва при Бовине (к юго-вост. от Беневента), где были разбиты союзники Оттона и сам Пандульф IIonaлcя в плен и в цепях отвезен в Византию. Можно думать, что если бы Фока удержался на престоле, то движение против немцев выразилось бы в более решительной форме. Но происшедший в Константинополе переворот, передавший власть в руки Цимисхия, сопровождался переменой политики по отношению к германскому соседу. Для нового царя весьма желательно было привлечь к себе общественные симпатии; для этого прежде всего нужно было меньше обременять народ новыми податями и избегать внешней войны, в особенности такой, которая не затрагивала жизненных интересов империи, как война в Болгарии. Ввиду ясно сознаваемой необходимости и даже реальной пользы от улажения дел в Италии Иоанн Цимисхий иначе посмотрел на предмет переговоров с Оттоном, чем его предшественник, и вступил на путь новых по этому поводу сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Современники в один голос отмечали благородство природы нового царя. Голубоглазый, с чуть изогнутыми бровями, выдающими его гордый и сильный нрав, он весь светился мужеством и силой. Невысокого роста, Василий II обладал удивительно прямой осанкой, отличался физической силой, прекрасно ездил верхом и владел оружием. У него была неистребимая привычка теребить в минуты гнева и опасности подбородок – единственное свидетельство внутренних волнений, которые император тщательно скрывал от окружающих 617 . Надо сказать, что юность царя и события предыдущих лет давали повод для многих политических комбинаций. Два предыдущих императора, ставших василевсами из полководцев под девизом защиты интересов Римской империи, давали хороший пример для других соискателей. Тем более что многие аристократы, обладавшие славным именем, деньгами и реальной силой, могли, ссылаясь на свое родство с Цимисхием или св. Никифором II Фокой, претендовать на царство, как наследники императоров. Первым негласным кандидатом являлся Варда Склир, прославивший свое имя на полях многочисленных сражений. Богатый, как Крез, любимец войска, родственник покойного Цимисхия, он имел все основания претендовать на царский венец. Как полагают, его кандидатура предлагалась перед смертью Иоанну Цимисхию. Склира активно поддерживал Константинопольский патриарх Антоний и духовенство, но категорически не принимал могущественный евнух Василий, желавший продолжать управлять Римским государством при малолетних императорах. Он и убедил Василия II предпринять спешные меры предосторожности 618 . И едва ли не первым своим распоряжением Василий II отправил доместика схол Востока в почетную ссылку в Месопотамию правителем фемного войска. Если василевс хотел изолировать Склира от политики, то это было не очень удачное место. Рядом располагалась Армения, где оскорбленный Варда имел многочисленных почитателей и родственников, дружно объявивших о своей поддержке ему, если он решится объявить себя императором. Склир не стал терять времени и тут же объявил о неповиновении василевсу. Его авторитет был настолько высок, что множество боевых командиров встали на его сторону, и вскоре Склир располагал уже значительным войском. Его поддержали не только армянские и грузинские аристократы, но и арабы, желавшие восстановить свою власть на захваченных Иоанном Цимисхием землях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010