Когда Иоанну минуло двадцать восемь лет, скончался епископ города Колонийского 7982 . Граждане отправились к митрополиту Севастийскому 7983 и просили его о поставлении нового епископа. Во время избрания лица, которое было бы достойно этого сана, у всех на устах было имя Иоанна, игумена Никопольского монастыря, как достойного занять престол Колонийской церкви. Знавшие великое его смирение полагали, что он не пожелает принять епископский сан; поэтому митрополит послал за ним под предлогом некоего церковного дела, и когда святой пришел, то убедил его быть епископом. Тогда его посвятили и возвели на престол Колонийской церкви. Приняв церковное правление, Иоанн не изменил своего иноческого правила и подвигов. Так, он никогда не входил в баню, и даже не омывал тела своего, из опасения, чтобы не только кто из посторонних не видал наготы тела его, но даже чтобы и самому не видеть себя когда-либо нагим: он помнил наготу Адамову 7984 . Благоугождать Богу постом, молитвами, чистотой телесной и душевной, очищать все свои помышления, смирять в себе всякую гордость, противящуюся разуму Божию, и отдавать разум в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ), – вот в чем заключались все попечения Иоанна. Так добродетельно живя, он был и для других примером доброго жития; взирая на него, и прочие исправлялись и начинали жить добродетельно. В числе таких был Пергамий, брат его по плоти, муж славный и находившийся в большом почете у царя Зенона, также и у Анастасия, царствовавшего после Зенона 7985 . Видя, что брат его, блаженный Иоанн, живет свято, Пергамий умилялся душою и прилагал великое старание, чтобы угодить Богу. Также и племяннику Иоанна Феодору, который впоследствии был в великом почете у благочестивого царя Юстиниана 7986 , послужило на пользу Ангелоподобное житие дяди его. Феодор со всеми домашними своими жил Богоугодно и был так добродетелен, что и сам царь и бояре дивились честному житию его и разуму, правой вере и милосердию. Во всем этом Феодор успел, имея пример непорочного жития в блаженном дяде своем Иоанне.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Афон (θως). Монастырь Дионисиат. Дионисиат Карта и ближайшие объекты Монастырь Дионисиат посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей. Обитель была основана прп. Дионисием в XIV веке при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина. На место, где следовало построить монастырь, прп. Дионисию указал столп света. В обители хранится трёхметровый царский хрисову - хартия с императорской золотой печатью. Благочестивый самодержец, кроме других пожертвований, передал прп. Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную св. евангелистом Лукой. Это тот самый образ, с которым в 626 году патриарх Сергий во время варварского нашествия совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. В 1592 году пираты похитили из Дионисиата эту святыню. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество. В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис. Празднование этому честному образу совершается во всех православных церквях в субботу Пятой седмицы Великого поста. Из других святынь следует упомянуть часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апп. Иасона и Сосипатра, св. Дионисия Ареопагита, свв. Космы и Дамиана, сщмчч. Власия и Антипы, свтт. Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Фотия, патр. Константинопольского, вмчч. Артемия и Пантелеимона, сщмчч. Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, вмц. Варвары, мцц. Кириакии, Фомаиды, блгв. царицы Феофании, десницу св. Иоанна Милостивого, миро вмч. Димитрия Солунского, кровь вмч. Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. В монастырской библиотеке хранится 1200 рукописей и уникальная реликвия – стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец.

http://sobory.ru/article/?object=28193

44. Примеры силы благословения святых угодников Божиих I. Преподобный Прохор (1089 – 1113) так крепко подвизался, так полюбил воздержание, что лишил себя обыкновенного хлеба, а собирая лебеду, растирал ее, готовил себе хлеб и тем питался. Он заготовлял себе лебеду на целый год и таким образом до кончины своей не требовал себе хлеба, почему и прозван лебедником: кроме церковной просфоры он в кельи своей не вкушал никогда и овощей, не пил ничего кроме воды; он никогда не был печальным, и всегда весело работал Господу; не приходил в страх и от военных тревог; жил как птица, довольный одною лебедою. За такую терпеливую жизнь Господь дал ему свои дары. Настал в русской земле голод. Лебеды родилось очень много. Блаженный Прохор удвоил труды свои, собирая лебеду и растирая ее в муку. Некоторые, по его примеру, также собирали лебеду, чтобы питаться ею во время голода, но не могли есть от горечи. Нуждающееся обратились к Прохору и он всем раздавал хлеб свой, и хлеб его оказывался приятным на вкус, – до того, что не так хотели пшеничного хлеба, как испеченного Прохором. И вот еще чудная особенность: хлеб Прохора оказывался чистым и приятным, когда брали его по благословению Прохора; если же брали тайно, без благословения, то он оказывался горьким и черным. Один брат тайно, без благословения, взял хлеб у блаженного, стал есть, и он оказался до того горьким, что тот не мог глотать. Это повторялось не раз. Он стыдился исповедать блаженному грех свой и просить хлеба с благословением; но, наконец, не могши терпеть голода и видя перед глазами голодную смерть, пришел к игумену Иоанну и открыл случившееся с ним, прося прощения. Игумен, не поверив ему, велел другому брату взять тайно хлеб у блаженного. Принесли хлеб и оказалось то же самое, что говорил тот брат. Игумен послал к блаженному за хлебом и сказал: «Уходя, возьми другой хлеб, тайно». Принесли два хлеба, и тайно взятый оказался черным и горьким, а взятый из рук Прохора был приятен и весьма чист. После этого разнесся слух о Прохоре всюду и Прохор кормил весьма многих, страдавших от голода. (Из кн.: «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиеп. Черниговского Ч. 1. Спб. 1882 г стр. 167 – 169). II. Инок Исаак был любимым учеником преп. Сергия. Преподобный желал оставить его начальником киржачской обители; но тот просил у Сергия благословения быть молчальником. «Завтра, – сказал ему на просьбу Сергий, – когда совершим божественную литургию, благословлю тебя». И на другой день, осенив его крестным знамением, сказал: «Господь да исполнит желание твое». Исааку показалось, что какой то пламень, но не палящий, исшел из руки преподобного и обнял его всего. (Из кн. («Русские святые, чтимые всею церковию, или местно», Филарета, архиеп. Черниг. Ч. III. Спб. 1882 г.. стр. 149 – 150).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРОДИСИЙ [Греч. Αφροδσιος] (1-я четв. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.). Происходил из Асии, подвизался в киновии прп. Феодосия I Великого . Однажды А., обладавший богатырской силой, рассердился на мула и ударил его кулаком по голове. Мул упал замертво. В знак покаяния А. взял ношу мула, надел на плечи седло и вернулся в киновию, но был изгнан прп. Феодосием. А. долго скитался по Иорданской пустыне, затем исповедал свой грех прп. Иоанну Хозевиту , к-рый посоветовал ему идти к прп. Савве Освященному . Прп. Савва определил ему строгую епитимью: затвор, «воздержание языка и чрева». В течение 30 лет А. не выходил из кельи, питался остатками овощей от братской трапезы, спал на жесткой рогоже, прилежно занимался ручным трудом, раздавая деньги бедным. По ночам его покаянный плач не давал спать соседям. Почувствовав приближение смерти, А. пришел в церковь к прп. Савве с просьбой отпустить его на день в киновию прп. Феодосия. Прп. Савва отправил вместе с ним пресв. Феодула, велев тому передать прп. Феодосию, что некогда он принял от него человека по имени Афродисий, а теперь благодатью Божией посылает к нему ангела. Прп. Феодосий с радостью встретил А., простил его и отпустил с миром. Вернувшись в лавру прп. Саввы, А. через неск. дней тихо скончался. Прп. Савва велел похоронить его отдельно от братии, чтобы могила А. была известна и чтобы ему поклонялись приходящие в мон-рь паломники. Игум. Даниил называет нетленные и благоухающие мощи А. в числе главных святынь лавры наряду с мощами основателя лавры прп. Саввы Освященного и наиболее знаменитых подвижников: прп. Иоанна Дамаскина, прп. Иоанна Молчальника, свт. Феодора, еп. Эдесского, и прмч. Михаила Савваита (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 46). Память А. отмечается 23 дек. в греч. рукописных стишных синаксарях (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 531)) и 24 дек.- в используемых ныне в греч. Церквах печатных Минеях (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 352). Ист.: BHG, N 1608; Помяловский И. В. Житие св. Саввы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским, в древнерус. переводе по ркп. ИОЛДП, с присоединением греч. подлинника и введением. СПб., 1890. С. 232-241; ЖСв. Дек. С. 152; Kyrillos von Skythopolis. Vitae Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 134-135. (TU; Bd. 49. Heft 2). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 522; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 65. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/77136.html

Так личные свойства и особенности человека сохраняют свое значение. И неудивительно. Христианская религия исповедует полноту личного бытия в Самом Господе Боге, Который есть троичен в Лицах. Создание Богом человека в виде мужа и жены, как двух родовых особей, продолжение рода человеческого в виде отдельных личностей, – все это утверждает значение личного начала. С христианской точки зрения, всемирно-исторический ход жизни не представляет собой только действия неизменных законов и непреложных материально-духовных сил, но представляет собой в значительной степени свободное обнаружение исторических личностей. Личность имеет за собой все права на признание в истории, как ни старались развенчать ее и свести к нулю разные материалистические теории. Даже талантливый роман «Война и мир», ярко воскрешающий пред глазами читателя славное время двенадцатого года, сколько ни стремится на ничто свести влияние исторических деятелей, но все же в главнейших своих героях выявляет пред читателем силу, величие и красоту человеческой личности. Именно на почве многогранных особенностей личного человеческого духа выросло все то чудное разнообразие подвигов веры и благочестия, которое мы наблюдаем на протяжении всей истории христианства. В течение первых трех веков, когда происходили от иудеев и язычников на христиан страшные гонения, когда не спасало от жестоких истязаний, мук и смерти ни звание, ни состояние, ни пол, ни возраст, – тогда у всех христиан было единое на мысли: пребыть верными Христу в том жизненном положении, в каком кто призван, чтобы каждый час быть готовыми предстать на суд земной и небесный. Постоянная угроза и постоянное сознание того, что нужно быть готовым явиться на суд, составляли собой чистительное огненное искушение, исключавшее собой возможность и нужду во всяких особенных подвигах. Иное течение приняла жизнь с того времени, когда христиане получили государственную свободу для своей веры и жизни по вере. Тут почувствовалась христианской душой потребность в нарочитых подвигах, из любви ко Господу, Господа ради. Явились подвиги соответственно внутреннему душевному складу отдельных христиан. В то время, как одни христиане стремились служить Христу в обычных условиях семейной и общественной жизни, другие, подражая св. Иоанну Крестителю и древним пророкам, устремились в пустыни. Так появилось христианское иночество или монашество, которое в последовавшем затем развитии своем явило собой лучший цвет и плод христианства. В среде иноков мы видим, с одной стороны, строгих отшельников, ведущих суровую жизнь вдали от всякого человеческого общества. С другой стороны, многие из подвижников сами соединяются в общества и образуют собой монашеские общежития разных видов. В то же самое время появляются герои христианства, которые, по внутреннему движению своего духа, принимают на себя чрезвычайные подвиги, каковы – молчальничество, затворничество, столпничество, юродство. Произошло таким образом в духовной области своеобразное расслоение жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Таким образом, Кирилл почти целую жизнь провел среди палестинских монахов. Любовь к подвижничеству и глубокое уважение к выдающимся его представителям побудили Кирилла, вскоре после принятия монашества, посвятить свои силы и труды описанию подвигов и деятельности великих аскетов и устроителей иночества в Святой Земле. К этому поощрял Кирилла и его духовный отец Иоанн Молчальник, который, высоко ценя аскетические подвиги святых Евфимия и Саввы, советовал своему ученику составить полезные о них сказания. Кирилл был вполне подготовлен к труду агиографа. Он обладал достаточным образованием и способностью к литературной деятельности, а главное – находился в самых благоприятных условиях для всестороннего ознакомления с состоянием палестинского монашества в V – VI веках и с деятельностью выдающихся его представителей, для собирания необходимого материала и критики его. Он был близок к Иоанну Молчальнику и другим ученикам Саввы Освященного, жил в Великой лавре и киновии святого Евфимия, имел возможность беседовать со свидетелями подвигов и жизни палестинских аскетов, непосредственно многое изучать и проверять. В прологе к житию Саввы Освященного монах Кирилл умоляет читателей верить всему, что он уже сказал или скажет о палестинских подвижниках, так как писатель старался с точностью упоминать о времени, местах, лицах и именах и вообще с полным усердием исследовал истину своего повествования. И на такое доверие со стороны читателей Кирилл имеет полное право, потому что он, действительно, сделал все возможное для успешного выполнения сложной и важной задачи агиографа. Первым его трудом было житие Евфимия Великого († 473 год). К составлению этого жития Кирилл приступил тотчас же после водворения в монастыре святого Евфимия. Со времени кончины этого подвижника минуло уже около 80 лет, но в обители хранились и преемственно передавались многие сказания о жизни и трудах его, причем, – наряду с рассказами достоверными, – поддерживались и распространялись сказания легендарные. Писателю предстояло «выбирать из многого немногое». С целью собрать вполне достоверные сведения, Кирилл отыскивал в разных местах Иудейской пустыни ближайших к святому Евфимию подвижников и обращался к ним за душеспасительными и достоверными сказаниями о великом аскете. Большую часть рассказов о жизни святого Евфимия Кирилл получил от отшельника Кириака, постриженика этого святого аввы, долгое время жившего с его учениками, от которых он и слышал достоверные и точные сведения о его жизни и подвигах. Затем, не мало сведений Кириллу сообщили Иоанн Молчальник и пресвитер Фалалей, на основании рассказов Саввы Освященного. «Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого» оказалось трудом вполне удачным как по содержанию, достоверному и правдивому, так и по изложению, чуждому риторических украшений, простому и ясному.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Император был разгневан и хотел немедленно отправить в изгнание зачинщиков этих событий Иоанна III, Савву и Феодосия . Однако Савва в качестве предупредительной меры направил в Константинополь делегацию монахов с посланием, где излагал исповедание веры палестинских монахов, обличал Севира и просил императора даровать мир Палестинской Церкви . Во время пребывания в Константинополе (511-512) Савва был с честью принят императором и сделал все, что мог, чтобы он благосклонно отнесся к патриарху Илии. Савва надеялся смягчить царский гнев в отношении патриарха Иоанна III. Ответ Анастасия сохранился в Житии прп. Феодосия Великого. Император сказал, что с уважением относится к палестинским монахам, в т. ч. к Феодосию, испрашивал его молитв, но вместе с тем обличал тех монахов, которые присваивают себе право решать, какая вера является православной, а какая нет. Обращение монахов, а также другие политические и церковные проблемы побудили имп. Анастасия оставить это дело без последствий. В прологе сказания о прп. Иоанне Молчальнике , помещенном в Великих Минеях-Четьих митр. Макария Московского , патриарх Иоанн III представлен как отступник от православной веры, отрекшийся от Халкидонского Собора и принуждавший к тому же прп. Иоанна Молчальника - насельника лавры прп. Саввы. В Житии Иоанна Молчальника, написанном Кириллом Скифопольским , эти сведения не упоминаются, хотя отмечено, что Иоанну Молчальнику пришлось претерпеть гонения за православную веру. Славянское проложное Сказание, несомненно, является переводом с греческого оригинала, который остается неизвестным . Это Сказание вполне достоверно отражает неоднозначное отношение к Иоанну III в среде палестинского монашества. Учитывая, что патриарх дважды обещал имп. сановникам осудить Халкидонский Собор, некоторые наиболее ревностные его защитники (как Иоанн Молчальник) могли обвинять Иоанна III в сочувствии монофизитству. Кроме того, Иоанн занял кафедру вместо изгнанного Илии и почти три года управлял Церковью при живом предшественнике (Илия скончался 20 июля 518), что ставило под сомнение законность возведения Иоанна III на престол, т. к., согласно Кириллу Скифопольскому, Илия несомненно был изгнан за приверженность к православной вере, и тогда в отношении Иоанна III, занявшего его кафедру, возникло подозрение в сочувствии ереси.

http://drevo-info.ru/articles/13679650.h...

В 532 г. К. С. принял пострижение во чтеца от митр. Скифопольского Феодосия (Vita Sabae. 75// Schwartz. 1939. S. 181). В 543 г. К. С. был пострижен в монашество Георгием, основателем и игуменом мон-ря Веэлла (Βεελλ), расположенного недалеко от Скифополя ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 74//Ibid. S. 71). Игум. Георгий упоминается в одной из греч. надписей, найденных в Скифополе ( Fitzgerald G. M. A Sixth Century Monastery at Beth-Shan (Scythopolis). Phil., 1939. P. 16). В том же году с разрешения игумена К. С. покинул монастырь и направился в Иерусалим, чтобы посетить св. места и присутствовать на освящении построенной по повелению имп. св. Юстиниана I (527-565) базилики во имя Пресв. Богородицы (освящена 20 нояб. 543). Движимый желанием подвизаться в одном из мон-рей Иудейской пустыни, К. С. в 544 г. по наставлению матери обратился к прп. Иоанну Молчальнику (454-559), подвизавшемуся в Саввы Освященного лавре , с вопросом о возможном вступлении в эту обитель. Прп. Иоанн посоветовал К. С. поступить в киновию прп. Евфимия Великого , чтобы здесь подготовить себя к более строгой монашеской жизни лавры. Однако К. С. предпочел сразу начать жить отшельником в лавре Каламон , месте подвигов прп. Герасима Иорданского († 475) (Vita Euthym. 74// Schwartz. 1939. S. 72). Здесь К. С. серьезно заболел. После 6 месяцев болезни ему явился во сне прп. Иоанн Молчальник и повелел отправиться в гостиницу в Иерихоне, принадлежащую мон-рю прп. Евфимия ( Cyr. Scyth. Vita Ioan. Hesych. 20//Ibid. S. 217). К. С. проявил послушание и оставался в мон-ре прп. Евфимия более 10 лет, до февр. 555 г. Вероятно, в этот период К. С. начал собирать сведения о жизни преподобных Евфимия и Саввы, продолжая поддерживать отношения с прп. Иоанном Молчальником, доставляя иногда по его просьбе письма нек-рым отшельникам (Ibidem). Исполняя одну из таких просьб, К. С. познакомился с прп. Кириаком Отшельником и имел с ним продолжительную духовную беседу. Прп. Кириак сообщил К. С. много сведений о жизни святых Евфимия и Саввы и о смуте оригенистов ( Idem.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

В свою очередь св. Иоанн был поставлен заведовать монастырским хозяйством. Служение его было столь безупречным, что сам прп. Савва обратился к Иерусалимскому патриарху Илии ил.] с просьбой рукоположить Иоанна в священнический чин. Возражения инока настоятель приписал его обычному смирению (496). Представ перед патриархом, св. Иоанн попросил дозволения поговорить с ним наедине, чтобы сообщить о неких обстоятельствах, которые не позволяют ему принять священство. С великим удивлением узнав о том, что этот смиренный монах был когда-то епископом и добровольно отказался от всех почестей ради того, чтобы самому служить ближним, патриарх просил настоятеля не настаивать на рукоположении и позволить Иоанну и дальше спокойно жить в затворе. Вначале св. Савва глубоко огорчился тем, что ошибся в Иоанне и счел достойным того, кто достойным не был. Позднее он получил откровение свыше о том, кем на самом деле был этот монах, но сохранил услышанное в тайне и не тревожил более отшельника. Через четыре года прп. Савва вынужден был покинуть монастырь из-за возмущения против него части братии. Тогда пятидесятилетний Иоанн удалился на шесть лет в пещеру в пустыне Рува, где жил в полнейшей изоляции от остального мира, единственно желая в тишине беседовать с Богом, посредством аскезы все более очищать и просветлять внутреннее око и преображаться от славы в славу, чтобы открытым лицом взирать на славу Господню (см.: 2Кор 3,18 ). И Бог Сам споспешествовал Своему верному рабу, подкрепляя его благодатью и чудесами. Однажды святой ходил по пустыне в поисках съедобных трав и, заблудившись, упал в овраг и потерял сознание. Тогда действием благодати Божией он по воздуху был перенесен обратно в келью, которая находилась в семи с половиной километрах от того места. В другой раз, когда сарацины свирепствовали в пустыне, грабя и убивая всех, кто попадался им в руки, св. Иоанн, отказавшись укрыться в Великой лавре св. Саввы, благополучно оставался в своей пещере, уповая во всем на Господа. Бог послал огромного и свирепого льва день и ночь пребывать рядом с пещерой преподобного и отгонять приближавшихся к ней варваров, удостоившись от Всевышнего дара прозорливости и различения помыслов, св. Иоанн с готовностью помогал всем, кто обращался к нему за помощью, облегчая лежавшее на их совести бремя и отражая силой молитвы бесовские наваждения и соблазны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В словаре христ. авторов греч. слово «исихия» (συχα), имевшее распространение уже в античной лит-ре и встречающееся в Свящ. Писании, означает «молчание, спокойствие, уединение». От него произведены: συχζω (быть спокойным), σχιος (спокойный, отшельнический), συχαστικς (отшельнический), συχαστριον (исихастерий, отшельническая келья), συχαστς (исихаст, отшельник, в отличие от киновиотов - насельников общежительных монастырей; в качестве устойчивого эпитета впервые встречается, по-видимому, в V в. применительно к прп. Иоанну Молчальнику (Исихасту) - см.: ИАБ, 4. 1469-1471; ср.: Там же, 4. 4), συχστρια (отшельница). Синонимы: ρεμα (покой), ναχρησις (отшельничество, удаление), μονοτροπα (одинокое жительство), μοναχς (монах, «уединенник»; об истории этого слова см.: Morard. 1973; Eadem. 1980; Bumazhnov. 2006; Idem. 2010; ср.: ИАБ, 4. 47; Sieben. 1980. S. 140-141). Антонимом συχα иногда выступает παρρησα - «дерзость, распущенность», особенно в отношениях с братией и вообще всеми людьми, которая иногда называется даже «матерью всех пороков» (впрочем, παρρησα употребляется и в положительном значении «дерзновение»; об обоих значениях в монашеской лит-ре см.: Bartelink. 1970; Miquel. 1984. Col. 263-267; ср.: Sieben. 1980. S. 164). Уединение от мира предполагается необходимым для обретения внешнего и внутреннего спокойствия ради созерцания и стяжания умной (непрестанной) молитвы ( Hausherr. 1966. P. 255-306; Πιτσλκας. 1981; см. также: ИАБ, 2. 120, 131; 4. 325, 1237; 6. 1181). Поэтому исихия связана преимущественно с отшельничеством. Тем не менее строгого разграничения здесь провести невозможно, поскольку уже с V-VI вв. начальное подвизание монаха проходило, как правило, в общежительном мон-ре (об отсутствии четких границ и наличии мн. промежуточных стадий между отшельнической и киновитской формами монашеской организации уже в IV в. см.: Войтенко. 2000), а молитва как таковая является необходимой частью общехрист. жизни. В рус. традиции, особенно с XIX в., И. приобрел несвойственную визант. мон-рям (несмотря на нередкое активное участие монахов в политической жизни) черту - обращенность подвижников к народу, своеобразный «выход в мир» после затвора и аскезы (см.: ИАБ, 9. 1442, 1459 и др.). Такое «старчество» было особенно характерно для Оптиной пустыни (ИАБ, 9. 862-1012). Основные черты И.

http://pravenc.ru/text/Исихазм.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010