Кондак 13 О великий и преславный Предтече и Крестителю Господень Иоанне, приими от нас ныне приносимое тебе моление и твоими богоприятными к Богу молитвами избави нас от всякаго зла, и вечныя изми муки, и наследниками Царствия Небеснаго соделай, да во веки поем Богу: Аллилуиа. Этот Кондак читается трижды. Затем читается Икос 1 и Кондак 1. Молитвы Святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну Молитва первая Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь. Молитва вторая Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь. |
Ибо Он перенес все не ради Себя, а ради нас, всячески сохраняя свойственное человеческой природе, чтобы домостроительство не почиталось призраком. 28 Что Он, желая соблюсти подобающее, творил все по домостроительству и позволял плоти обнаруживать свойственное ей, (в этом) вполне убедит тебя опять Сам; так как, когда блаженный Креститель говорил Ему: «Аз требую Тобою креститися», – Он отвечал ему: «Остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду» ( Мф.3:14–15 ). Видишь-ли, что и крещение, и все подобающее Он принимал, исполняя домостроительство? Итак, когда услышишь об отроке и младенце и о том, что более по человечеству написано о Нем, как выше сказано, никогда не предполагай Его существующим отдельно от Божества; так как, будучи называем человеком, Он является сущим Богом, как много раз было показано. О сказанном, кроме того, засвидетельствует и блаженный Креститель, говоря о Нем так: «По мне грядет Муж, Иже предо мною бысть, яко первее мене бе. И аз не ведех Его» ( Ин.1:30–31 ). Каким же образом, называя Его мужем, утверждает, что Он существовал прежде него самого?.. Ведь по времени домостроительства сам блаженный Креститель обретается прежде рожденным; ибо когда Гавриил благовествовал Богородице Марии о пречистом зачатии, то говорил, что Елисавета уже шестой месяц (как) зачала Крестителя. Итак, каким образом, называя мужем, утверждает, что Он существовал прежде него, если не знал ясно, что Он – вочеловечившийся Бог ? По мне бо, говорит, грядет Муж, Иже предо мною бысть, яко первее мене бе». Каким же образом впоследствии явился, если прежде был первым? – Явлением и известностью у народа; так как прежде, чем выступить на проповедь , Он был известен не очень многим. Креститель прежде Его уже и проповедывал, и крестил. Когда же, наконец, и Господь начал проповедывать и творить чудеса, то (стал) – «прежде», т. е. более Крестителя обнаружил преимуществ. А что это значит выражение – «прежде», послушай, что говорили Иоанну ученики его: «Равви, Иже бе с тобою об он пол Иордана, Ему же ты свидетельствовал еси, се Сей крещает, и вси грядут к Нему» ( Ин.3:26 ). Видишь-ли, в каком смысле он проповедал (Его) и мужем и первым? |
Справочный аппарат Издания акафистов (и содержащие акафисты) Досинодального периода Малая подорожная книжица. Вильно: Франциск Скорина, ок. 1525. Во 2-й части – акафисты Гробу Господню, св. Архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, Богоматери, свв. апостолам, св. Николаю Чудотворцу, Кресту Господню, Пресладкому имени Господа Иисуса Христа. Акафист Пречистой Богородице, Иисусу Сладчайшему и Успению Богородицы. Киев, 1625. Акафисты, в нихже каноны, стихиры и стиховны на всю седмицу. Вильно, 628. Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 28), Богородице (л. 53), Живоносному Гробу (л. 82), Архангелу Михаилу (л. 112), Иоанну Предтече (л. 139), Успению Богородицы (л. 161), апп. Петру и Павлу (л. 186), св. Николаю (л. 216), Честному Кресту (л. 240), всем святым (л. 266). Акафисты. Киев, 1629. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему, Успению Богородицы, св. Николаю Чудотворцу. Часослов. Вильно, 1629. Акафист Богородице (с. 217). Акафист, житие и служба св. Николаю Чудотворцу. Киев, 1638. Канонник. 1645. Акафист Богоматери. Молитвословец, в нем же акафисты и каноны. Могилев, 1645. Акафисты Иисусу Сладчайшему и Богородице. Акафисты. Киев, 1654. Акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице и св. Николаю. Пречестныи акафисты. Унев, 1660. Пречестныи акафисты и прочия спасительныя мольбы. Киев, 1663 5 . Акафисты Богородице (л. 1), Иисусу Сладчайшему (л. 47), Успению Богородицы (л. 96), св. Николаю Чудотворцу (л. 119). Акафисты и каноны. Киев, 1667. Акафисты и каноны. Киев, 1670. Пречестныи акафисты и прочия спасительныя мольбы. Киев, 1674. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему и св. Николаю (те же, что и в киевском издании 1654 г.). Акафистник. Киев, 1677. Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 24 об.), Богородице (л. 44 об.), Гробу Господню и Воскресению (л. 69), Бесплотным Ангелам, Иоанну Крестителю (л. 119), Успению Богородицы (л. 142 об.), свв. апостолам (л. 166), св. Николаю Чудотворцу (л. 194) (в этом акафисте 1-й кондак другой, чем в киевском издании 1663 г.), Честному Кресту (л. 214), всем святым (л. 267). |
Обет трезвости Когда люди свыкаются с этой разумной парадигмой, у них нередко появляется решимость дать обет трезвости - сначала на какое-то время, а может быть, и сразу на всю жизнь. Это значит, попросив у Бога помощи, дать Ему обещание без специальных предписаний врача не употреблять никаких психоактивных веществ. Человек присягает перед Крестом и Евангелием в Таинстве исповеди и в особом чинопоследовании молебного пения при изъявлении обета трезвости. Этот шаг нами приветствуется - при отсутствии каких-либо противопоказаний. Задолго до дачи обетов трезвости рекомендуется ежедневно читать молитву о даровании трезвости. Давшему торжественное обещание, вручается обетная грамота. В дальнейшем настрой на трезвость регулярно подкрепляется церковными беседами, ежедневным чтением 60-го псалма (в его русском переводе содержится упоминание об обетах), благодарственного тропаря Спасителю ( Благодарны суще, недостойнии, раби Твои, Господи... ). Кстати сказать, с целью противодействия пьянству мы рекомендуем молиться не только мученику Вонифатию, но и Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, апостолу Иакову (брату Господню по плоти), святым Праотцам пророку Самуилу и Сампсону, мученикам Маккавеям, святителям Василию Великому, Иоанну Златоусту, Димитрию Ростовскому, Тихону Задонскому, преподобным Феодосию Киево-Печерскому, Арсению Коневецкому, Корнилию Комельскому, Нилу Столобенскому, Пахомию Нерехтскому, Серафиму Вырицкому, священномученикам митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому), архиепископу Астраханскому Митрофану (Краснопольскому), пресвитерам Феодору Московскому (Грудакову), Григорию Кронштадскому (Поспелову), Философу Петербургскому (Орнатскому), Василию Бежаницкому (Триумфову), Николаю Верхне-Гнутовскому (Попову), Мокию Амфипольскому, преподобномученице Великой Княгине Елизавете, святому праведному Иоанну Кронштадскому, страстотерпцу царю Николаю. |
Главная война — не между Россией и всем белым светом, а «между землей и небом», а поле битвы — сами знаете где. У меня есть интересный личный момент, который меня связывает с Цоем. Как известно, в православной вере есть такое понятие, как почитание святых. И часто мы молимся святым в тех нуждах, которые они сами испытывали. Иногда доходит даже до такого мини-язычества, когда люди обращаются к святым, как древние греки к своим языческим богам: вот этот заведует этой сферой, этот — той. К Иоанну Крестителю можно обратиться для того, чтобы избавиться от боли в голове, к великомученику Артемию — от боли в животе, и так далее. Я думаю, что если бы люди узнали, почему Иоанну Крестителю молятся от головной боли, или что великомученик Артемий был после пыток убит огромным камнем, который на него бросили и раздавили ему живот, они бы перестали или совершенно по-другому молились святым в своих нуждах. Когда 10 лет назад меня перевели из Волгограда служить в другой город, мне пришлось срочно получать права, чтобы ездить туда из дома на машине. А многие водители знают, что одна из самых больших проблем за рулем — опасность заснуть. И вот у меня с тех пор совершенно испортился сон, я настолько боялся заснуть за рулем, что когда даже просто ложился спать, вздрагивал и просыпался, думая, что я веду машину. Что я только ни перепробовал, чтобы не заснуть в дороге. Кто-то говорил, что надо песни петь вслух, кто-то говорил, что надо семечки грызть или жвачку жевать, но ничего по-серьезному не помогало. И вот единственное, что мне по-настоящему помогает до сих пор, когда меня уже действительно начинает клонить ко сну — это Цой. Я включаю его песни, причем самые такие энергичные — «Перемены», «Звезда по имени Солнце», и сон уходит, как рукой И только потом до меня дошло, что Цой сам погиб именно от того, что рано утром заснул за рулем и врезался в автобус. Вот так и получается, что человек сам пострадал, а теперь своими песнями оказывает мне психологическую (а может, и молитвенную) помощь. Это я, конечно, в полушутку говорю, и дело тут не столько в мистике, сколько в энергетике, ритмике этих песен, но все же и под Гребенщикова, и под Бутусова я могу задремать, а вот под Цоя никак не получается. |
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Феодоровская » при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-414-1366 36 . Заявитель: ООО «Гелио Шаттл». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Всецарица» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Всецарица» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-414-1367 37 . Заявитель: ООО «Гелио Шаттл». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист преподобному Серафиму Саровскому» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист преподобному Серафиму Саровскому» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-414-1368 38 . Заявитель: ООО «Гелио Шаттл». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-414-1369 39 . Заявитель: ООО «Гелио Шаттл». |
У нас есть, правда, одно существенное преимущество перед нашими предками, - мы знаем, что произошло потом, мы лишены той наивности и сентиментальности, которая буквально поразила русское образованное общество и политический класс в конце XIX - начале ХХ века. А значит есть надежда, что наша генетическая память, а также «украинское зеркало» остановят Россию от сползания в пучину новой революции и гражданской войны. Впрочем, для надежды есть и другие основания - события 2016 года, которые позволяют предположить, что происходит изменение вектора развития нашего Отечества. Какие это события? Во-первых, принятие двух важнейших документов, которые основаны на традиционалистских и консервативных идеях и дают в руки патриотических сил серьезное оружие для политической борьбы: «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (она, правда, подписана еще в 2015 году, но вечером 31 декабря) и «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом 5 декабря. Во-вторых, некоторые кадровые решения Владимира Путина. Речь об увольнении через арест знаковой фигуры либерального лобби министра экономического развития Алексея Улюкаева (14 ноября), о назначении министром образования Ольги Васильевой (19 августа) и назначении уполномоченным по правам ребенка матери шестерых детей, жены священника Анны Кузнецовой (9 сентября). В-третьих, такие символические акты, как установка памятников. Речь, прежде всего, о памятниках двум знаковым фигурам русской истории: Великому князю Владимиру Крестителю в Москве (4 ноября) и первому русскому Царю Иоанну Грозному в Орле (14 октября). Либеральная общественность активно сопротивлялась установке и того, и другого монумента. Чего только не придумали насчет ненужности и невозможности памятника Крестителю Руси в Москве, даже ЮНЕСКО просили вмешаться. А установка первого памятника Государю Иоанну Васильевичу, которому не нашлось места даже на памятнике «Тысячелетие Руси» в Великом Новгороде, просто вызвала приступ бешенства в либеральных кругах, как светских, так и церковных. Но памятники открыты и они знаменуют наступление новой эпохи - увеличения роли государства в общественной жизни. |
«Елицы бо, – рече, – прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога . Принеси убо, да предложим ныне повесть евангельскую, юже нам богогласный написа Матфей, о крещении Господа нашего Исуса Христа. Что убо написа Матфей? Что поведа евангелист? Кую повесть предлагает нам днесь иже из мытаря бывый «Тогда приходит Исус от Галилея на Йордан ко Иоанну креститися от Кто приходит на Иордан? – Воплощенный Сын Божий, смирившийся до рабия образа Царь славы, сшедый на землю и небес не отлучивыйся вечный Владыка, прежде век рождейся от отца без матере и в последняя времена восиявый из матере без Отца истинный Бог и совершенный человек, един той же присносущный и новый, невидимый и видимый, неосязаемый и осязаемый, несозданный и созданный, неприступный и приступный, бестрастный и страстный, безсмертный и смертный, страшный херувимом, яко Владыка, и ближний друг мытарем и грешником, яко образ раба носяй, егоже горе всяческая боятся и трепещут и доле блудницы и прелюбодейцы без страха лобызают, емуже в вышних серафими служат и на земли лукавии мужие сети ловления простирают, егоже Бог и Отец имать выну в недрех своих седяща и Мати Дева име во чреве младенствующа. «Тогда приходит Исус на Иордан ко Иоанну креститися от него». Кто не почюдится смирению Владыки нашего? Солнце незаходимое течет ко светилнику просветитися, пучина чистоты ищет очищения от капли единыя, источник святыни освящения требует от бренныя десницы, море благодати просит омовения от перстныя 2563 руки, невещественная вода жизни на вещественную идет реку умытися. О, чюдесе! Приходит Бог к человеку, Господь к рабу, Владыка к слузе, Царь к воину, Творец к твари, Слово к гласу, Огнь к траве, Свет к свещи, Зиждитель к зданию. |
2048 ...И по трех днех повезоша нас в заточение в Пустоозерье... – Узников повезли в Пустозерск 30 августа 1667 г. См. с. 97 и коммент, к ней. 2083 ...пришло тебе время Феофила-старца... писано о нем в Патерике Печерском. – Епифаний имеет в виду рассказ Киево-Печерского патерика об иноке Феофиле, который, стоя на молитве, собирал свои слёзы в сосуд, готовясь предстать с ним пред Богом; но ангел в видении показал ему другой сосуд, благоуханный и больше первого, – в нем находились те слёзы, которые он пролил мимо сосуда, забыв о нём, т. е. от сердца. 2095 И с началом... – Имеется в виду так называемый седмипоклонный начал, краткое последование приходных и исходных молитв. 2099 ... «Спаси, Господи, люди своя» ... – Начальные слова тропаря Честному и животворящему кресту (см.: Часослов, Канонник). 2100 ... «Вознесыйся на крест». – Начальные слова кондака Честному и животворящему кресту (см.: Часослов, Канонник). 2101 ... «Божественное се и всечестное... верою славяще...» – Ирмос 6-й песни канона Честному и животворящему кресту (см.: Канонник). 2103 ... «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение твое славим». – Песнопение, которое поется на Крестопоклонной неделе Великого поста (см.; Триодь постная). 2104 … «Со страхом и любовию приступаю ти, Христе... любовию же – спасения ради». – Слова молитвы, с которыми подобает прикладываться к Евангелию (см.: Октоих, предисловие). 2105 ... «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистый ти Матере... помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». – Молитва-отпуст, произносимая в конце всякой службы и келейного правила. В основу своего отпуста Епифаний положил пятничный отпуст, так как пятничная служба посвящена кресту и Иоанну Крестителю (см.: Служебник). 2106 ... «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистый ти Матере... помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». – Молитва-отпуст, произносимая в конце всякой службы и келейного правила. В основу своего отпуста Епифаний положил пятничный отпуст, так как пятничная служба посвящена кресту и Иоанну Крестителю (см.: Служебник). |
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Христианская жизнь» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Канон за болящего» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-19-1955. 35. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Христианская жизнь» книги «Акафист Пресвятой Богородице пред иконой ее Феодоровская », предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Христианская жизнь» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист Пресвятой Богородице пред иконой ее Феодоровская » при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-19-1956. 36. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Христианская жизнь» рукописи книги «Акафист святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Христианская жизнь» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании рукописи книги «Акафист святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-19-1957. 37. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Христианская жизнь» рукописи книги «Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Христианская жизнь» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании рукописи книги «Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. |
|