Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров октября/13 ноября 1917 Прославлен в 1994 г. Память празднуется 31 октября/13 ноября (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации протоиерея Иоанна Кочурова (1871–1917) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Осознавая свою нерасторжимую связь с сонмом новомучеников Российских, Русская Православная Церковь продолжает поименное прославление тех, кто в годину гонения, воздвигнутого на Православную Церковь в России, в благочестивой жизни и мученической кончине своей являл высокий идеал, заповеданный Церкви Христовой святым апостолом Павлом: “живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Первым священнослужителем Русской Православной Церкви, которого Господь наш Иисус Христос сподобил в ХХ веке принять мученический венец от богоборческой власти большевиков, первым убиенным русским православным священником, о котором святой исповедник Патриарх Тихон сказал, что “украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова”, – суждено было стать усердному приходскому священнику и вдохновенному свидетелю Истины Христовой “даже до смерти” ( Откр 12:11 ) протоиерею Иоанну Кочурову, принявшему мученическую смерть от богоотступников и богоборцев 31 октября 1917 года в Царском Селе. Освященный Собор, рассмотрев подвижническое служение и мученическую кончину протоиерея Иоанна Кочурова и удостоверившись в его подвиге, определяет: 1 . Протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного гонителями Церкви Христовой 31 октября (старого стиля) 1917 года, причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания. 2 . Честные останки священномученика Иоанна, преданные погребению в Царском Селе, именовать отныне святыми мощами, до времени их обретения оставив на Божие произволение. 3 . Службу священномученику Иоанну после сего дня прославления отправлять общую по чину мученическому и благословить составление ему особой службы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вышло в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи 7 июля 2011 г. 21:15 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи, содержащей службы церковным праздникам и православным святым на каждый день года. Это издание готовилось в Русской Церкви к 1000-летию Крещения Руси, которое торжественно отмечалось в 1988 году. Двадцать четыре тома миней вышли в период с 1978 по 1987 гг. при председателе Издательского Отдела Московской Патриархии митрополите Питириме (Нечаеве) . Текст миней набран гражданским шрифтом и переиздается репринтом, кроме сентябрьского тома и новых приложений, которые выполнены компьютерным набором. Первое переиздание миней было осуществлено в 2002-м году, второе — в 2008-м. Таким образом, настоящее издание 2011 года является уже 4-м выпуском знаменитого корпуса так называемых «зеленых» миней. При каждом переиздании в соответствующие тома добавляются новые утвержденные Священноначалием службы. В переиздания 2002-го и 2008-го годов вошли службы прославленным святым XIX и XX веков: Царственным страстотерпцам, Собору новомучеников и исповедников Российских, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову, святителям Макарию, митрополиту Московскому, Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси , Тихону, Патриарху Московскому и всея России , святителю Филарету Московскому, преподобным Амвросию Оптинскому, Силуану Афонскому, Андрею Рублеву, родителям преподобного Сергия Радонежского преподобным Кириллу и Марии, благоверному князю Димитрию Донскому, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, службы Собору эстонских святых, а также тропари и кондаки некоторым другим новопрославленным святым. В очередное переиздание 2011 года включены новые службы, составленные Синодальной богослужебной комиссией и утвержденные Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это службы Собору отцев Оптинских и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским. Также в соответствующие тома были добавлены тропарь и кондак священномученику протоиерею Иоанну Царскосельскому (Кочурову) и тропарь и кондак священномученику протопресвитеру Александру Хотовицкому, утвержденные еще Архиерейским Собором 1994 года, но по техническим причинам не попавшие в переиздания 2002-го и 2008-го годов. На корешке и крышке переплета каждого тома, а также на титуле теперь проставлен диапазон дней, службы которых входят в соответствующий том. Это позволит быстро находить на полке том с необходимой службой. Также во всех томах исправлены опечатки и ошибки, обнаруженные в процессе пользования книгами. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1556630.ht...

Издательство Московской Патриархии выпустило переиздание служебной Минеи 3 октября 2014 г. 13:18 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи, содержащей службы церковным праздникам и православным святым на каждый день года. В очередное переиздание 2014 года включены следующие утвержденные Священноначалием Русской Православной Церкви службы: На корешке и крышке переплета каждого тома, а также на титуле проставлен диапазон дней, службы которых входят в соответствующий том. Это позволяет быстро находить на полке том с необходимой службой. Также во всех томах исправлены опечатки и ошибки, обнаруженные священно- и церковнослужителями в процессе пользования книгами. Издание служебной Минеи готовилось в Русской Церкви к 1000-летию Крещения Руси, которое было торжественно отмечено в 1988 году. Двадцать четыре тома миней вышли в период с 1978 по 1987 гг. при председателе Издательского отдела Московской Патриархии митрополите Питириме (Нечаеве). Текст миней набран гражданским шрифтом и переиздается репринтом, кроме сентябрьского тома и новых приложений, которые выполнены компьютерным набором. Первое переиздание миней было осуществлено в 2002-м году, второе — в 2008-м, третье — в 2011-м. Таким образом, настоящее издание 2014 года является уже 5-м выпуском знаменитого корпуса так называемых «зеленых» миней. При каждом переиздании в соответствующие тома добавляются новые утвержденные Священноначалием службы. В переиздания 2002-го и 2008-го годов вошли службы прославленным святым XIX и XX веков: Царственным страстотерпцам, Собору новомучеников и исповедников Российских, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову, святителям Макарию, митрополиту Московскому, Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси, Тихону, Патриарху Московскому и всея России, святителю Филарету Московскому, преподобным Амвросию Оптинскому, Силуану Афонскому, Андрею Рублеву, родителям преподобного Сергия Радонежского преподобным Кириллу и Марии, благоверному князю Димитрию Донскому, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, службы Собору эстонских святых, а также тропари и кондаки некоторым другим новопрославленным святым. В переиздание 2011 года включены новые службы, составленные Синодальной Богослужебной комиссией и утвержденные Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это службы Собору отцев Оптинских и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским. Также в соответствующие тома были добавлены тропарь и кондак священномученику протоиерею Иоанну Царскосельскому (Кочурову) и тропарь и кондак священномученику протопресвитеру Александру Хотовицкому, утвержденные еще Архиерейским Собором 1994 года, но по техническим причинам не попавшие в переиздания 2002-го и 2008-го годов. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3775688.ht...

Орден за новый храм в Чикаго Многочисленные труды по созиданию полнокровной приходской жизни во вверенных ему храмах не препятствовали отцу Иоанну нести важные послушания епархиального уровня. Так, 1 апреля 1897 года отец Иоанн был включен в состав только что образованного в Алеутской и Аляскинской епархии Цензурного комитета «для сочинений на русском, малорусском и английском языках». А 22 мая 1899 года резолюцией недавно прибывшего в епархию святителя Тихона, тогда епископа Алеутского и Аляскинского, отец Иоанн был назначен председателем правления Общества взаимопомощи4. Здания, в которых тогда располагались приходские храмы чикагско-стриторского прихода, были совершенно неприспособлены к богослужению. И это было значительным препятствием для его деятельности. В Чикаго храм Святого Владимира занимал небольшую часть здания, арендовавшегося у его владельца в юго-западной части города. На первом этаже арендова­вшейся части здания находились храм и отделенные от него стеной кухня и комната прислуги. На втором этаже — несколько небольших комнат, в которых проживали семья отца Иоанна и штатный псаломщик храма. В Стриторе храм Трех Святителей располагался в вестибюле Русского отдела Всемирной чикагской выставки. Вступление на Алеутскую и Аляскинскую кафедру 30 ноября 1898 года епископа Тихона, будущего Пат­риарха Московского, имело особое значение в решении этих проблем богослужебной жизни прихода. Впервые прибыв в Чикаго 28 апреля 1899 года, святитель Тихон преподал свое архипастырское благословение отцу Иоанну и его пастве и уже на другой день совершил осмотр территории, на которой предполагалось построить новый храм, столь необходимый чикагскому приходу. 30 апреля, побывав в Трех-Святительской церкви Стритора, святитель Тихон в сослужении отца Иоанна совершил всенощное бдение во Владимирском храме Чикаго, а на следующий день после совершения Божественной литургии святитель Тихон утвердил представленный ему протокол заседания комитета по постройке нового храма в Чикаго, деятельностью которого руководил отец Иоанн5.

http://e-vestnik.ru/history/ioann_kochur...

С 3 мая по 25 июля 1975 года временно управлял Уфимской епархией. 9 сентября 1976 года возведён в сан архиепископа. В 1978—1980 годах под руководством архиепископа Иоанна осуществлялся капитальный внутренний ремонт кафедрального Покровского собора, подожжённого на праздник «60-летия октября» (7 ноября 1977 года) брошенной в окно алтаря бутылкой с зажигательной смесью. За труды по восстановлению собора награждён орденом преп. Сергия Радонежского II степени. В 1988 году за прочитанные для корпорации Ленинградской духовной академии лекции по истории Русской Православной Церкви 1920-х годов получил звание доктора церковной истории. 13 сентября 1989 года постановлением Священного Синода освобождён от порученного временного управления Ульяновской епархией. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода (по кафедре). С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именуется «Санкт-Петербургский и Ладожский». С февраля 1992 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии. За этот период были подготовлены и утверждены: тропари и кондаки Собору новомучеников и исповедников Российских (с молитвой), преподобным Кириллу и Марии Радонежским, святителю Филарету (Дроздову), (с молитвой), священномученику Иоанну Кочурову, священномученику Александру Хотовицкому, преподобному Варнаве Гефсиманскому (с молитвой), преподобному Роману Сладкопевцу, акафисты преподобным Кириллу и Марии Радонежским, мученику Вонифатию, пресвятой Богородице в честь иконы «Целительница»; молитва на освящение святого мира. 2 ноября 1995 года скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. 16 октября 2014 года митрополит Самарский и Сызранский Сергий открыл в Самаре памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

Ограниченные материальные возможности не позволяли отцу Иоанну, окормлявшему преимущественно бедняков чикагско-стриторского прихода, сразу приступить к возведению нового храма. В то же время с момента его приезда в Северную Америку прошло уже более пяти лет, и желание хотя бы ненадолго побывать в горячо любимой православной России побуждало отца Иоанна обратиться к святителю Тихону с прошением о предоставлении ему отпуска для путешествия на родину. Помнивший прежде всего о нуждах вверенного ему прихода, отец Иоанн решил использовать предоставленный ему отпуск для того, чтобы в России собрать средства, которые позволили бы приходской общине Чикаго приступить к строительству нового храма и создать первое в Чикаго православное кладбище. Ему был выделен период с 15 января по 15 мая 1900 года. Успешно совместив путешествие на родину со сбором средств для нужд прихода, отец Иоанн вскоре после своего возвращения из отпуска приступил к возведению нового здания храма, на закладку которого 31 марта 1902 года прибыл святитель Тихон6. С подлинным пастырским вдохновением и вместе с тем с трезвым практическим расчетом руководил отец Иоанн строительством нового храма, возведение которого было завершено в 1903 году. Оно потребовало очень значительных по тем временам затрат — 50 тыс. долларов. Освящение нового храма в честь Пресвятой Троицы, совершенное святителем Тихоном, стало настоящим праздником для всей русской православной епархии в Северной Америке. За эти вдохновенные труды по представлению святителя Тихона отец Иоанн 6 мая 1903 года был награжден орденом Святой Анны (III степени). Благочинный Нью-Йоркского округа Ревностно исполняя свои многочисленные приходские обязанности и будучи в течение первых девяти лет своего служения единственным священником в приходских храмах Чикаго и Стритора, отец Иоанн продолжал принимать активное участие в решении общих вопросов епархиальной жизни в Северной Америке. В феврале 1904 года отец Иоанн был назначен председателем Цензурного комитета Алеутской и Североамериканской епархии, членом которого он уже являлся на протяжении семи лет7.

http://e-vestnik.ru/history/ioann_kochur...

Том содержит множество статей, рассказывающих о подвиге новомучеников ХХ в., носивших имя Иоанн. Среди них особое внимание обращает на себя публикация о первых жертвах развязанных большевиками гонений на Церковь и духовенство — священномучениках протоиерее Иоанне Кочурове (1917 г.) и протоиерее Иоанне Восторгове (+1918 г.). Среди новомучеников, чей подвиг также нашел отражение в материалах XXIII тома, — св. Иоанн (Пашин, +1938), епископ Рыльский, св. Иоанн (Поммер, +1934 г.), архиепископ Рижский и всея Латвии, св. Иоанн Васильевич Попов (+1938 г.), крупный русский богослов, патролог. Отдельная публикация сообщает о расстрелянном в 1941 г. епископе Печерском Иоанне (Булине). Вызывают интерес публикации, сообщающие о св. Иоанне, епископе Готском (VIII в.), св. Иоанне Реомском (V-VI вв.), галльском подвижнике, одном из основоположников западного монашества. В новом томе энциклопедии присутствуют материалы, рассказывающие о четырех митрополитах Киевских XI-XII вв. греческого происхождения, носивших имя Иоанн. Статья, посвященная иеросхимонаху Иоанну (Попову, +1738 г.), сообщает об основателе знаменитой впоследствии Саровской Успенской пустыни. В материалах нового тома нашли отражение жизнь и деятельность многих архиереев Русской Православной Церкви ХХ века, носивших имя Иоанн. В частности, опубликованы материалы об архиепископе Горьковском и Арзамасском Иоанне (Алексееве, +1966 г.), архиепископе Ульяновском и Мелекесском Иоанне (Братолюбове, +1968 г.), митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде, +1989 г.), архиепископе Костромском и Галичском Иоанне (Лавриненко, +1985 г.), митрополите Псковском и Порховском Иоанне (Разумове, +1990 г.), митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве, +1995 г.), митрополите Киевском и Галицком Иоанне (Соколове, +1968 г.), Патриаршем Экзархе всея Украины. Из ныне здравствующих иерархов Русской Православной Церкви в статьях нового тома отмечены архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов), председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата; архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), глава Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Вывернув наизнанку представление о правде, новая власть присвоила на неё монополию. Высшим проявлением «правдивости» стали считаться доносы на инакомыслящих, а сопротивлявшихся «революционной правде» станут называть «врагами народа» и массово расстреливать. Наследие такой «правды» повлияет впоследствии на целое поколение людей, приступивших после революционного переворота к строительству «светлого будущего», в котором не было места для Бога. Перед каждым человеком той эпохи стал нравственный выбор: какую «правду» защищать?! По благословению Патриарха Тихона, 24 января 1918 года, протоиерей Философ Орнатский выступил на Поместном Соборе с докладом о попытке захвата большевиками Александро-Невской лавры в Петрограде и предложил провести большой крестный ход. Осознавая, что «большевистская правда» – это террор на государственном уровне, и помня, как совсем недавно он сам служил панихиду в Казанском соборе по жестоко убиенному протоиерею Иоанну Кочурову, открывшему своей страстотерпческой кончиной сонм новомучеников российских XX века, Орнатский смело и открыто заявил: «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души – Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно! Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру! Пора духовенству объединиться с народом. Если лавра получила защиту, это защитил её народ. Если отвоюем Церковь, это сделаем при содействии народа...». В августе 1918 года священник Философ Орнатский и два его сына – Николай (военный врач, 32 года) и Борис (штабс-капитан артиллерии, 31 год) – были арестованы. Предположительно, 30 октября 1918 года – расстреляны. Тела их были сброшены в Финский залив. Валерий Филимонов, автор книг о мученической кончине Философа Орнатского, описывая его последний путь к месту казни, отметил, что священник явил собою достойный образец воина Христова, который был готов за Правду принять смерть.

http://pravoslavie.ru/146662.html

И первым чудом было то, что имя и судьба отца Иоанна Кочурова, на многие десятилетия забытые и не упоминаемые, вдруг стали выходить из небытия. Когда в 1988 году протоиерей Геннадий Зверев стал настоятелем Софийского собора города Пушкина, это был первый возвращенный Церкви царскосельский храм. Именно с созданием общины этого прихода стала возрождаться религиозная жизнь в городе. «К нам стали приходить люди и рассказывать, что на месте памятника Ленину стоял красивый собор и что там кого-то крестили, — вспоминает отец Геннадий. — А кто-то слышал, что под сводами собора был захоронен священник, убитый больше­виками. Мы стали уточнять эту информацию, узнали, как звали этого священника, нашли публикации, связанные с его биографией. Познакомились с его правнучкой, Татьяной Игоревной Кочуровой, которая живет в Петербурге. И она нам тоже многое рассказала». В начале 1990-х зашла речь о канонизации убиенного отца Иоанна. Тогда к прихожанам Софийского собора обратились из Комиссии по канонизации святых, чтобы узнать, какие сведения о Кочурове у них имеются. 4 декабря 1994 года отец Иоанн был канонизирован как священномученик, и 10 декабря, в престольный праздник Знаменской церкви города Пушкина, был отслужен первый молебен священномученику Иоанну Царскосельскому на месте, где стоял когда-то Екатерининский собор и где покоились останки отца Иоанна. Отцу Геннадию тогда же стало ясно, что памятник Ленину надо с этого места убирать: «После падения Советского Союза было странно все еще видеть в городе памятник тому, кто отдавал распоряжения уничтожать собственный народ, да еще стоящий над местом погребения одной из первых жертв большевистского режима». Однако убрать или перенести памятник Ленину было трудно: слишком еще сильно было влияние в городе коммунистов и тех, кто не хотел перемен. Поэтому решили показать жителям города, что это место имеет свою трагическую историю. ­Лучшим символом для этого стал крест. Батюшка вспоминает, что они ни у кого не стали спрашивать разрешения на его установку. Местная власть шла навстречу приходу, и 5 февраля 1995 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, на площади у воздвигаемого креста сошлись три многолюдных крестных хода из трех храмов города. Все царскосельское духовенство отслужило молебен, за которым молилось более 500 человек. И семиметровый деревянный крест был установлен на месте, где стоял собор, неподалеку от памятника Ленину.

http://e-vestnik.ru/church/tsarskoselski...

Миссия за океаном Приезд отца Иоанна в протестантскую Америку привел его в соприкосновение с жизнью, во многих отношениях не схожей с привычной для него жизнью православной России. Незадолго до отъезда он вступает в брак с Александрой Чернышевой, дочерью диакона Казанского собора. И этот брак между тем давал ему неплохие шансы оказаться в штате санкт-петербургского духовенства. Он же предпочел трудное мисси­онерское служение за океаном. Оказавшись в первое время своего пребывания в США в Нью-Йорке, разительно отличавшемся по своему бытовому и духовному укладу от русских городов, и еще не успев освоить английский язык, отец Иоанн благодаря братской поддержке представителей небольшой православной нью-йоркской общины смог без особых психологических и житейских осложнений включиться в жизнь незнакомой ему страны. Следует подчеркнуть, что церковная жизнь обширной по своей территории, но весьма малочисленной по количеству своего духо­венства Алеутской и Аляскинской епархии в различных районах страны обладала весьма существенными особенностями. В большинстве ­районов страны православная церковная жизнь только зарождалась и в значительной степени предполагала со стороны православного духовенства необходимость именно миссионерского служения: надо было создать полноценные православные приходы в среде разноплеменного и многоконфессионального местного населения. Именно в один из таких районов епархии и ­предстояло отправиться отцу Иоанну, рукоположенному в сан священника 27 августа 1895 года ­преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским1. Начало приходского служения отца Иоанна оказалось связано с открытым в 1892 году преосвященным епископом Николаем православным храмом Святого Владимира в городе Чикаго и приписанной к нему церковью Трех Святителей города Стритора. Так он оказался на многонациональном по составу своих прихожан чикагско-стриторском приходе. Отец Иоанн окормлял представителей малоимущих слоев эмигрантов православного вероисповедания и при этом не имел возможности опираться на прочную приходскую общину, которая располагала бы сколько-нибудь значительными материальными средствами. А ведь это очень важный момент для Америки: там по существу все зависит от того, каковы финансовые возможности приходской общины. В отличие от Российской империи здесь не приходилось рассчитывать на существенную материальную помощь епархиальных архиереев, не говоря уже о государстве. Только настоятель и община. Они как бы брошены в море свободной религиозной конкуренции. В одной из своих статей в декабре 1898 года отец Иоанн дал выразительную характеристику состава прихожан чикагско-стриторского прихода: «Православный приход Владимирской Чикагской церкви состоит из немногих коренных русских выходцев, из галицких и угорских славян, арабов, болгар и аравитян.

http://e-vestnik.ru/history/ioann_kochur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010