Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Пятница, 9 февраля 2024 г. (27 января ст.ст.) Седмица 36-я по Пятидесятнице Глас 2, Пост. Разрешается рыба Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.4:17-25 Ев.- Мк.12:1-12 свт.: Утр.: Ин.10:1-9 Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:2 Ев.- Ин.10:9-16 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Иоанну Златоусту Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8 Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать,/вселенную просвети:/не сребролюбия мирови сокровища сниска,/высоту нам смиренномудрия показа./Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,//моли Слова Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Иоанну Златоусту на перенесение мощей, глас 1 Возвеселися таинственно честная Церковь/возвращением честных твоих мощей,/и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/поющим тя неоскудно подавает/молитвами твоими исцелений благодать,//Иоанне Златоусте. Молитва святителю Иоанну Златоусту О, святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА [Греч. Η Θεα Λειτουργα το γου Ιωννου το Χρυσοστμου], в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней. Происхождение Чин Л. И. З. засвидетельствован уже в древнейших сохранившихся визант. богослужебных рукописях - Барберини Евхологии (кон. VIII в.) и др., с неизменной атрибуцией свт. Иоанну Златоусту († 407). Однако до VIII в. источники не упоминают литургию с такой атрибуцией. По мнению исследователей, это может быть связано с происхождением анафоры Л. И. З. от более древней евхаристической молитвы, называемой «анафора апостолов» и упоминаемой уже во 2-й четв. VI в. в соч. Леонтия Византийского «Против несториан и евтихиан» вместе с др. к-польской анафорой - свт. Василия Великого ( Leont. Byz. Contr. Nestor. et Eutych. III 19//PG. 86. Col. 1368). Действительно, в сир. рукописях сохранилась евхаристическая молитва, очень близкая к анафоре Л. И. З., с названием «анафора двенадцати апостолов» (см.: Engberding. 1937; Khouri-Sarkis. 1950; Idem. 1962; изд. сир. текста: Raes. 1940). В сирийских богослужебных книгах встречается также анафора, приписываемая свт. Иоанну Златоусту (изд.: Codrington. 1940), но она в отличие от анафоры 12 апостолов не имеет почти ничего общего с анафорой визант. Л. И. З. Еще одна анафора, приписываемая свт. Иоанну Златоусту, известна в эфиоп. традиции ( Euringer. 1913; Mercer. 1920), она представляет собой оригинальную эфиоп. композицию XV в. ( Priess. 2006. S. 58; в этой же книге содержится академическое издание текста и исчерпывающее исследование указанной эфиоп. анафоры). Т. о., в отличие от анафоры свт. Василия Великого, известной во множестве версий, анафора свт. Иоанна Златоуста существует только в одной версии и имеет вероятный прототип в древней анафоре апостолов. В пользу бытования анафоры Л. И. З. в К-поле уже в доиконоборческую эпоху говорит не только наличие в ее тексте совпадений с творениями свт. Иоанна Златоуста и совокупное свидетельство позднейшей рукописной традиции, но и влияние, оказанное анафорой Л. И. З. на восточносир. (см. ст. Восточно-сирийский обряд ) анафору, надписанную именем Нестория, но в действительности представляющую собой композицию по мотивам к-польских евхаристических молитв ( Baumstark. 1908; Gelston. 1996).

http://pravenc.ru/text/2110609.html

А.И. Никольский Канонники 435. Канонник , в четвертку, без начала и конца, 146 лл., полууставом XVI в., без переплета. Состав: 1) конец канона Пресвятей Богородице (1); 2) канон молебен Пресвятей Владычице нашей Богородици Одигитрии, творение Игнатия иеромонаха (1 об.–6); 3) правило Благовещению Пресвятей Владычице нашей Богородици, творение Феофаново (6–9); 4) в туж среду правило молебно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, творение Феофаново (9–12); 5) правило молебно Покрову Пресвятыа Богородица (12–15 об.); 6) канон благодарен Пресвятей Богородици акафист, творение Иосифово (16–24); 7) правило молебно Всем Святым (24 об.–28); 8) правило молебно Рождеству Пресвятыа Богородица (28–31); 9) в туж неделю канон молебен святому апостолу Иакову, брату Господню по плоти (31–34); 10) канун на Воскресение Христово, творение Иоанна Дамаскина (34–35); 11) правило молебно преподобному Варламу чудотворцу (Хутынскому) (36–40);12) правило молебно преподобному Сергею чудотворцу (40–44); 13) евангельскиа чтения из служб на каждый день седмицы, преподобным, Иакову брату Господню по плоти и Иоанну Богослову (44 об.–49); 14) правило молебно к архангелу Михаилу и прочим Бесплотным, с акафистом (50–60 об); 15) правило честнейшему в пророцех Предтечи и Крестителю Иоанну, с акафистом, творение Андреево (60 об.–70); 16) в той же вторник канон честному Предтечи Иоанну, с акафистом (70–78), отличный от предыдущаго; 17) правило молебно Успению Пресвятыа Богородицы, с акафистом (78–88); 18) канон молебен 12-ти апостолом, – Феофанов, с акафистом (88–100); 19) канон молебен святому Николе по алфавиту, с акафистом (100–108 об.); 20) канон честному Кресту, с акафистом (108 об.–118 об); 21) святейшаго патриарха Константиня града кир-Филофеа служба Всем Святым – канон с акафистом, неполный (118 об.–133); 22) правило молебно иж в святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, с акафистом (133 об.–145); последование о стихословии икосов (145 об.–146 об.). 436. Канонник , в четвертку, 138 л.л.,полууставом XVI в., в кожаном переплете. 1, 2 и 138 листы позднее вставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Внутренний конфликт души, согласно святителю Иоанну Златоусту Творения святых отцов нам говорят о трех видах войн: о духовной войне, о душевной и вещественной. Каждая война имеет своей причиной предыдущую, согласно исторической последовательности (вначале произошла духовная война на небе). Где война, там и травмы, и жертвы. Герои войны почитаются за мужество или за самопожертвование, и чем более жестокой бывает война, тем больше славы приносит ее участникам. Статья Святитель Иоанн Златоуст действительно был свидетелем и участником всех трех видов войны. I. Антропология Человек, согласно Иоанну Златоусту, двусоставен, состоит из души и тела, которые не смешиваются в нечто единое и не пребывают раздельно, но пребывают в форме целостного дуализма. Душа с момента своего творения состоит из сознательной части (знаменитое деление по Платону — разум, воля и чувства) и бессознательной (темной части, по свт. Иоанну Златоусту). Эта целостная душа посредством таинств тянется к Богу на основании ее творения «по подобию» и преображается в духовную душу, и в этом случае она действует и поступает правильно, здраво; если же нет, то душа болеет и человек становится плотским. Тем не менее православная восточная святоотеческая антропология отличает состояние душевного человека и духовного человека, но не разделяет эти два состояния, потому как не все душевные болезни являются грехом (ср. Ин. 9:2), также не все грехи ведут к душевным болезням .

http://bogoslov.ru/article/6195710

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Карта и ближайшие объекты Церковь Св. Иоанна Златоустого, что в Кремле, построена в 1690 году ярославским купцом Иваном Амвросиевым. Престолов в ней три: Шуйской Божией Матери, ярославских чудотворцев Федора, Давида, Константина и св. Иоанна Златоустого. Приход состоит из 60 душ муж. пола и 58 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г. Церковь Иоанна Златоуста и её окружение – самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества. Летнюю церковь Иоанна Златоуста построили первой. В Ярославле в XVII веке были построены два храма, посвященных Иоанну Златоусту. Церковь Иоанна Златоуста в кремле утрачена. Сохранился только этот великолепный храм. Строился он 5 лет, с 1649 по 1654 годы по заказу богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских. Впоследствии они были похоронены в южной галерее храма. Композиция храма Иоанна Златоуста в Коровниках стала к тому времени традиционной в ярославском посадском зодчестве. Это четырехстолпный пятиглавый храм, окруженный галереями и приделами. В эту традиционную композицию строители церкви Иоанна Златоуста в Ярославле внесли значительные новшества. Здесь колокольня и зимний (теплый) придел выделены в отдельно стоящие сооружения. Благодаря этому появилась возможность создать строго симметричную композицию. Основной четверик храма не очень высок, поскольку церковь не имеет подклета. Это компенсируется очень высоким мощным пятиглавием. Высота центральной главы (до подкрестного шара) больше высоты самого храма. С трех сторон церковь Иоанна Златоуста в Коровниках опоясана приземистой одноэтажной галереей. Первоначально галерея была открытой, и сейчас в кирпичной кладке видны массивные кувшинообразные опоры-столбы ее аркады. На востоке галерея заканчивается двумя симметрично расположенными шатровыми приделами. Вся композиция имеет пирамидальный характер. Низкая галерея зрительно воспринимается как пьедестал, на котором возвышается основной куб храма, увенчанный мощным пятиглавием с огромными пучинистыми главами на массивных барабанах. Глухие шатры приделов с миниатюрными главками подчеркивают пирамидальное построение памятника. Благодаря замечательной пропорциональности отдельных частей сооружения, зодчие создали, пожалуй, самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=10886

4. Гимны и молитвы патриарха Филофея Гимны и молитвы Филофея можно разделить: 1) воспевающие церковные праздники (на успение Богородицы, Живоносному гробу и Воскресению, на Благовещение), 2) прославляющие святых ( Григорию Паламе , Иоанну Крестителю, великомученику Георгию, Иоанну Дамаскину , св. Николаю, трем святителям – Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; всем святым и отцам, бывшим на шести вселенских соборах), 3) написанные по случаю тех или иных общественных нужд (голод, землетрясение, эпидемия, засуха, болезнь, гражданская война, интервенция, – «за князя и за люди, егда исходити противу ратным») и 4) не имеющие видимого внешнего повода для создания (прокимены дневные, припевы к псалмам, стихи-тропари). Сразу бросается в глаза место, какое занимает в этих гимнах и молитвах тема общественных бед. В отличие от произведений в честь святых и праздников, которые предназначались для службы соответствующего дня и, следовательно, должны были исполняться в определённом месте годового цикла, гимны третьего разряда нашей классификации исполнялись нерегулярно – от беды к беде. В них громче, чем хвала, догматика и абстрактное молитвословие, звучит призыв о помощи в конкретной беде. Этими гимнами и молитвами автор как бы представляет бедственные картины настоящего пред очи Вечности. Хотя эти тексты, как и остальные, имеют предшественников (например, кондак Романа Сладкопевца и канон Иосифа Гимнографа по случаю землетрясения, – не говоря уж о ряде псалмов) и хотя здесь видна общая для жанра традиционность, богословско-экзегетическая основа и устремлённость едва ли не каждого образа и даже оборота речи к библейским образам и оборотам, особенно к Псалтыри (я укажу некоторые параллели), тем не менее, гимны такого рода историчнее других. Вот отрывок из канона «В усобных и иноплеменных бранех» 42 , написанного во время гражданской войны и турецкой интервенции: III. 3 Окрест псы лукавыи обидоша, Спасе, бесчеловечие погубити ищуще, в усобие внутренее, Боже, расслабляют паче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Содержание В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, Перевод I. Поучение в первую неделю поста, о посте II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте.     В древних наших рукописях находим ряд поучении на воскресные дни великой четыредесятницы, со включением и недель, ей предшествующих, начиная с седмицы о мытаре и Фарисее. Некоторые из сих поучений имеют очевидную связь между собою. После поучения на первую седмицу четыредесятницы о посте, проповедник в начале слова на вторую неделю говорит: «придите, – да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте». Слово на четвертую неделю он начинает так: «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранию». Такой ряд слов представляют нам две рукописи Троицкой Сергиевой Лавры, по письму относящиеся к XIV столетию: Златая чепь и Соборник 10, обе писанные на пергамене. В первом списке некоторые поучения приписываются святому Иоанну Златоусту , именно слова на неделю мясопустную и на 1, 2 и 5-ю недели поста, а слово на неделю цветоносную приписывается Антиоху иерусалимскому. Во втором же списке все слова присваиваются св. Иоанну Златоусту , кроме последнего на неделю цветоносную, которое в надписании имеет имя «Кирила мниха», и действительно принадлежит Кириллу Туровскому . Но поучения, в упомянутых рукописях приписываемые Иоанну Златоусту , отнюдь не суть перевод бесед сего святителя. И по своей краткости, и по простоте изложения они отличаются от подлинных его писаний. Некоторые поучения содержат в себе толкование чтений из евангелия св. Луки, Марка, как то беседы о мытаре и Фарисее, о блудном сыне и на 5 неделю поста: между тем известно, что Златоуст не оставил толкования или бесед на евангелие св. Марка и Луки. Наконец в слове на четвертую неделю поста встречаются довольно заимствований из второго слова св. Василия Великого о посте. По всем этим признакам очевидно, что поучения великопостные, встречающиеся в наших рукописях с именем св. Иоанна Златоуста , и неизвестные в изданиях его творений на греческом языке, принадлежат иному составителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Двадцатый день. Поучение 1-ое. Св. Прокл, патриарх цареградский. (Уроки из его жизни: а) о важности святоотеческих писаний; б) о происхождении трисвятой песни и в) о благоговейном участии в крестных ходах). I. Св. Прокл, патриарх цареградский, память коего совершается в нынешний день, был ученик св. Иоанна Златоуста и во время его святительства жил в одном помещении с сим великим отцом церкви. Однажды ночью, подойдя к двери келлии св. Иоанна, Прокл увидел, что св. Златоуст пишет, а позади его стоит благолепный муж и говорит ему что-то на ухо. Прокл удивился этому, зная, что никто не может войти к святому Иоанну без того, чтобы св. Прокл сам не ввел, кого нужно, к своему учителю. Так продолжалось три ночи, и во все это время святый Прокл постоянно видел этого мужа, на ухо что-то говорящего Иоанну. Наконец святый Прокл сказал о том своему учителю, и когда получил ответ, что ночью у святого Иоанна никого не было, и что он ни с кем не беседовал, то святый Прокл, описавши наружность этого человека, взглянул на образ святого апостола Павла, висевший на стене у стола, где писал святый Иоанн Златоуст свои толкования на послания св. ап. Павла и воскликнул: «вот кто говорил с тобою, его я видел по ночам!» Тогда оба познали, что являлся им святый апостол Павел, и возблагодарили Бога – святый Златоуст за тайное внушение и наставление от Павла, а Прокл за видение, которого сподобился. По кончине святого Златоуста святому Проклу пришлось много ратовать против ереси Нестория, патриарха константинопольского, который был осужден 3-м вселенским собором Ефесским в 431 году. Несторий был низложен и изгнан и на его место назначен другой. На место этого-то последняго вступил на престол святый Прокл. При нем и по его убеждению мощи святого Иоанна Златоуста , умершего в изгнании, были перенесены торжественно в Константинополь. В святительство святого Прокла случилось в Константинополе страшное землетрясение, – церкви, дома и каменные городские стены падали и разрушались. Весь народ пришел в ужас. Святый Прокл устроил крестный ход и торжественно совершал всенародное, на открытом воздухе, молебствие. Все плакали, горячо молились, и вслух восклицали: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» прося помиловать от постигшего бедствия. Вдруг из среды молящихся внезапно восхищается на воздух один отрок; скоро тою же невидимою силою он был опущен на землю, ни мало не поврежденным. Он объявил, что он был на небе, и слышал там ангелов, которые пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» Все начали повторять эту песнь с прибавлением слов: «помилуй нас», – и землетрясение кончилось. Бог помиловал народ Свой. С этих пор эта священная песнь введена в употребление при богослужении. Поют ее и за литургией, поют и на утрени в заключение великого славословия, и за редкой церковной службой не поют. Запоют ее, или, лучше сказать, ее-то больше всего и будут петь тогда, когда по смерти нашей наше грешное тело понесут из дома во храм и из храма на вечный покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святитель Иоанн Златоуст Жизнь В истории Церкви св. Иоанну Златоусту принадлежит место самого блистательного и популярного проповедника, которого когда-либо знал восточно-христианский мир. Его значение, разумеется, не исчерпывается проповеднической деятельностью: он был выдающимся церковным администратором, великим молитвенником и аскетом, плодовитым писателем. Но не столько его архипастырские труды, не столько составленные им трактаты и письма, сколько многочисленные проповеди , записанные стенографами прямо в момент их произнесения, принесли ему не меркнущую в веках славу. Житие Златоуста было составлено Палладием Эленопольским, автором «Лавсаика», спустя несколько лет после его кончины. Святой Иоанн родился между 344 и 354 гг. в Антиохии, в аристократической христианской семье. Его отец, Секунд, занимавший пост магистра армии, умер вскоре после рождения Иоанна. Мать, Анфуса, хотя и была лишь 20 лет от роду, когда лишилась мужа, не захотела вступать в брак вторично, а посвятила свою жизнь воспитанию двоих детей. Она позаботилась о начальном образовании сына, и сама стала его первой наставницей в изучении Священного Писания . В ранней юности Иоанн решил избрать карьеру адвоката и поступил в школу прославленного ритора Ливания, у которого прежде учились и с которым дружили святые Григорий Богослов , Василий Великий и Григорий Нисский . Ливаний, воспитавший несколько поколений великих христианских проповедников, но сам до конца дней оставшийся язычником, обучил св. Иоанна классическому греческому языку и ораторскому искусству. Иоанн был любимым учеником престарелого ритора; когда последнего незадолго до смерти спросили, кому бы он хотел передать управление своей школой после смерти, он ответил: «Иоанну, если бы не отняли его христиане» (Созомен. Церк. ист. 8,2). Другим учителем Иоанна был Андрагафий, преподававший ему философию. Окончив училище, Златоуст становится адвокатом. Вскоре Златоуст приобретает известность в Антиохии своим ораторским искусством. Однако его все более влечет внутренняя жизнь и христианское «любомудрие». Будучи около 22 лет от роду, он сближается со св. Мелетием, епископом Антиохийским, от которого принимает святое крещение. В это же время посещает христианских учителей, из которых наиболее знаменитым был Диодор Тарсийский, ставший его наставником в изучении Священного Писания . Он общается также с Феодором, впоследствии епископом Мопсуестийским, – ему св. Иоанн адресовал два трактата под общим названием «Увещания к Феодору падшему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010