Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Перед Богоявленским собором в Орле Определено место установки памятника первому русскому Царю Иоанну Грозному 01.10.2016 1077 Время на чтение 3 минуты В Орле не утихают споры вокруг памятника первому русскому Царю Иоанну Грозному. 29 сентября конфликт вышел на новый уровень – судебный, сообщает сайт « Орел.ру ». Скульптура «Грозный на коне» - подарок Международного фонда славянской письменности и культуры. Монумент уже в городе. Изначально памятник должен был появиться 3 августа напротив театра «Свободное пространство». Однако под давлением либеральных правозащитников памятник так и не был установлен. Первое решение о запрете всех видов работ по установке памятника Иоанну Грозному в Орле Заводской райсуд вынес в начале сентября, назначив заседание на 29 сентября. Сообщалось, что только после него будет определена возможность или невозможность установки монумента у здания «Свободного пространства». В суд на администрацию Орла и мэра иск подал экс-депутат горсовета градозащитник Юрий Малютин. Экс-депутат на предварительном судебном слушании потребовал признать незаконным возведение памятника в охранной части города, ссылаясь на то, что земля под памятником - историческая и охраняется законом. Судебное слушанье затянулось на несколько часов, и в итоге судья перенесла заседание на другой день. Тем временем постамент для скульптуры «Иван Грозный на коне» уже готов. Пятиметровое основание под памятник теперь в бетоне. Новое место для Царя – участок перед Богоявленским собором - утвердили депутаты Городского совета на заседании. Как отметили в горсовете, никто не возражает против памятника и его нового расположения. Полагались они на данные опроса , который показал, что 70% людей «за» памятник, но не возле ТЮЗа. Напомним, что итоги исследования, которые проводилось на базе лаборатории кафедры социологии и информационных технологий орловского филиала Российской академии народного хозяйства, были озвучены 15 августа на аппаратном совещании в правительстве. «По результатам опроса 72,6% респондентов высказались за установку памятника. 76,6% опрошенных в качестве лучшего места для памятника назвали территорию возле ТЮЗа, 4% проголосовали за место на въезде в Орёл и 2,4% орловчан хотели бы видеть памятник Ивану Грозному в городском парке», — сказал представитель правительства.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/pe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Отец и сын О художнике В.Шварце и царе Иоанне Грозном 06.10.2013 1514 Время на чтение 8 минут 5 октября нынешнего года (22 сентября по юлианскому календарю), исполнилось 175 лет со дня рождения художника Вячеслава Григорьевича Шварца. Большинство живописных работ Шварца находятся в художественной галерее Курска, хотя наиболее известны его работы на исторические темы, представленные в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи. Искусствоведы называют Шварца «предтечей Васнецова и Нестерова», чуть ли не основоположником русского исторического направления. В качестве отправной точки этого направления порой называют находящуюся в Третьяковке картину Шварца « Иван Грозный у тела убитого им сына», написанную в 1864 году. По странному стечению обстоятельств, именно накануне дня рождения автора эта картина была упомянута в связи с дискуссией вокруг клеветнической картины И.Е.Репина о Царе Иване Грозном и его сыне. Отвлечемся от картины Репина, обратимся к картине Шварца, история которой, как и история ее автора, не столь известного широкой публике, при ближайшем рассмотрении оказывается довольно интересной и поучительной. Выбор художником темы для своей работы никогда не случаен. Мало кто способен уподобиться пушкинскому импровизатору и вдохновенно отдаться теме, о которой еще секунду назад не подозревал. Любая картина - отражение души ее создателя. И если в репинской картине зритель ясно видит отражение ненависти и безумия, буквально «обдержащих» душу художника, то у Шварца мы видим глубокую скорбь отца у одра сына. Собственно, если бы не название, тема «убийства» просто не пришла бы в голову. Оставим на долю фантазии автора обрюзгшее лицо и седые волосы (Царю Иоанну в год смерти сына было чуть больше 50 лет и он не был седым как лунь), отвлечемся от названия картины - да, таким, сумрачным, погруженным в себя, в минуту горя, даже отчаяния мог бы сидеть у одра сына некий старик-отец, переживший своего наследника.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/07/...

А.А. Половцов Бельский, Богдан Яковлевич Бельский , Богдан Яковлевич, боярин; происходил от фамилии, ведущей свое начало с Волыни. В конце XV века один из его предков – Станислав Бельский – покинул Польшу и перешел в Россию. Б. Я. Бельский был одним из ближайших советников Uoahha IV и пользовался неограниченным доверием царя в течение 13 последних лет его царствования; этот любимец почти всюду сопровождал Грозного; он был ближайшим слугой: «днем и ночью неотходный хранитель особы Иоанновой», он и спал в его комнате. Бельский участвовал в Ливонской войне; в 1577 г. он осадил с Московскими стрельцами г. Вольмар, где начальствовал сановник Магнуса, Георг Вильке. Эта крепость считалась одной из важнейших. Вильке не хотел сначала впустить русских, отвечая, что крепость взята королевской саблей, но, видя приготовления к приступу, выехал к воеводе Бельскому и сказал: «Знаю, что мой король присяжник царя – удерживаюсь от кровопролития. Возьмите город – еду к Магнусу». Однако, Бельский послал его с двадцатью немцами к Иоанну, а других магнусовых людей, в количестве семидесяти, изрубил; купцов и всех жителей оковал, а имение и дома их опечатал. За этот удачный поход Бельский был награжден португальским золотым и золотою цепью, а бывшие с ним дворяне получили по золотому, имевшему значение медали. В 1578 г. Бельский встречается в звании оружничего. При венчании Грозного, в сентябре 1580 г., с царицей Марией, дочерью Ф. Ф. Нагого, Бельский, в знак особого к нему расположения, был в числе государевых дружек. В 1581 г. был он наместником Ржева. Далее, он снова был в Москве, где расспрашивал, вместе с Аф. Нагим, медика Якоби о племяннице Елизаветы Английской, Марии Гастингс, которую царь задумал сватать, и подготавливал почву для этого сватовства. В октябре 1583 г. Бельскому, совместно с боярином Н. Р. Юрьевым и дьяком Щелкаловым, было поручено условиться с английским послом Иеронимом Баусом о государственном союзе России с Англией, чтобы, заключив его, немедленно приступить к тайному делу о сватовстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Тимофеев Петр Мстиславец, книгопечатник Тимофеев Петр, прозванный Мстиславец (по месту рождения в Мстиславле), вместе с Иваном Федоровым был первым книгопечатником в Москве. Т. был пришельцем в Москве, он сам в послесловиях к напечатанным им книгам указывает на свое происхождение из г. Мстиславля, Могилевской области. Приглашен ли он в Москву, когда здесь задумано было устроить типографию, или же прибыл туда по собственному почину, остается невыясненным. Неизвестно также, с какого времени он поселился в Москве. Во всяком случае он был уже здесь, когда в 50-х годах XVI столетия основана была первая московская типография. Во вновь устроенной типографии Т. работал вместе с Иваном Федоровым, являясь помощником последнего; это видно из того, что сказания половины XVII столетия «О воображении книгопечатного дела», сохранившиеся в Печатном дворе, называют Т. «клевретом» Федорова. Остается невыясненным и вопрос, где и у кого Т. обучался типографскому искусству. Существует предположение, что обоих первопечатников обучал Ганс Миссенгеймер (или Богбиндер), датский посол, привезший в 1552 г. Иоанну Грозному грамоту от датского короля Христиана III, в которой предлагается объединение православной церкви с лютеранской; «если это наше предложение (о церковном единении), – говорится в грамоте, – и две книги с Библией будут приняты и одобрены тобой, возлюбленный брат, патриархом, митрополитом и прочим духовенством, то этот наш служитель (Ганс), по переводе означенных книг, напечатает их в нескольких ста экземпляров, и таким образом можно будет в немногие годы споспешествовать и содействовать пользе всех церквей и прочих подданных, ревнующих о славе Христовой и о своем спасении». Но предложение это принято не было, посол датского короля встречен был недружелюбно, и потому маловероятно, чтобы ему поручено было обучать типографскому искусству лиц, которые должны были печатать богослужебные книги. Тем менее вероятно, как на это указывает Соловьев, высказываемое некоторыми исследователями предположение, что Ганс Богбиндер руководил первопечатниками при печатании «Апостола»: ни в послесловии к московскому «Апостолу», ни в послесловиях к другим своим изданиям Иван Федоров и Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв. в пределах Речи Посполитой, затем России и Османской империи (на территории совр. Украины), располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества. Возникновение З. С. непосредственно связано с одновременными процессами формирования запорожского казачества и колонизации укр. и южнорус. населением земель между Днепром и Днестром (кон. XV-XVI в.) и между Северским Донцом и Днепром (1-я пол. XVII в.). Точная дата создания З. С. как укрепления неизвестна. В лит-ре приводятся даты от 1552 до 1556 г. Традиционно это событие связывается с деятельностью кн. Д. И. Вишневецкого (Байды), к-рый построил крепость на о-ве М. Хортица (ныне о-в Байды в черте г. Запорожье). Археологические находки свидетельствуют о существовании на данной территории поселений и укреплений в кон. XV - нач. XVI в. В 1533 г. черкасский и каневский староста Е. Дашкевич для охраны границ предлагал поселить на днепровских островах вооруженные отряды казаков. В 1-й пол. XVI в. власть старост распространилась на земли Днепровских порогов, поэтому в историографии (особенно украинской и польской) довольно часто Дашкевича называют творцом казачества. Казачьи заимки и общины, возникшие ниже порогов - в устьях Томаковки, Чертомлыка, Базавлука и Ингульца (на правой стороне Днепра), в устьях Московки, Конской (Конки) (на левой стороне Днепра), в XVI в. сумели сохранить независимость от власти старост. За всю историю запорожского казачества было построено 9 сечей (крепостей), прослуживших от 5 до 40 лет каждая; сечи существовали не одновременно, но сменялись одна другой. Первая З. С. на о-ве М. Хортица существовала до конца лета 1557 г., когда она была уничтожена отрядами крымских татар под предводительством хана Девлет-Гирея I. После этого кн. Вишневецкий вместе с запорожцами перешел на службу к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному.

http://pravenc.ru/text/182605.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Он сформировал парадигму русской цивилизации» Протоиерей Александр Кузин, депутаты Евгений Федоров и Николай Коломейцев об установке в Орле памятника Иоанну Грозному 27.07.2016 794 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , в Орле собираются поставить памятник русскому Царю Иоанну IV, более известному как «Иван Грозный», как основателю города. Инициатор воздвижения статуи — местный губернатор Вадим Потомский. Он поясняет: «Лично для меня существует три выдающихся правителя: Иван Грозный, Петр I и Иосиф Виссарионович Сталин. По всем разная история, но каждый из этих людей внес огромную лепту в государственность России, в её мощь». Первоначально открытие статуи предполагалось к открытию 3 августа, в день 450-летия Орла, однако позже сообщили, что ее решили отложить до сентября . На встрече губернатора с представителями общественности принято решение провести широкий социологический опрос общественного мнения о необходимости установки памятника Иоанну Грозному в Орле и месте его расположения. Вопросы анкеты будут согласованы с общественными активистами. Окончательное решение об установке памятника основателям Орла будет принято по результатам опроса. Следует отметить, что памятников Иоанну Грозному в России не было никогда: ни в допетровской Руси (тогда обычая ставить памятники у нас еще не было), ни в петербургской России (репутация «душегуба» мешала), ни в советской (потому что Царь все-таки). Как известно, даже на памятнике Тысячелетия России в Новгороде Иван Васильевич «пропущен». «Как вы относитесь к предложению орловского губернатора? Стоит ли, на ваш взгляд, ставить в наши дни первый в истории памятник Ивану Грозному, пусть даже только как основателю Орла?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к протоиерею Александру Кузину, клирику храма Космы и Дамиана в Шубине. «Мои родители родом из Орловской области, так что буду рад приехать в Орел на открытие памятника. К этому городу у меня теплые чувства, и орловский чернозем мне приятнее, чем московские камни, хотя я родился в Москве . И я солидарен с губернатором: Иван Грозный - действительно один из великих государственных деятелей России, который сформировал парадигму русской цивилизации. Те, кто его не любит или ненавидит, думаю, проецируют отношение к личности из-за своего отношения ко всей России. Поэтому не надо стесняться или смущаться предложения губернатора, наоборот гордиться надо такими людьми!» - отметил о. Александр.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/27/on...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > К 490-летию Царя Иоанна Грозного В творческой мастерской протоиерея Феодора Конюхова состоялось освящение памятной доски, посвященной фактическому основателю государства Российского 08.09.2020 2981 Вчера православная общественность вспоминала знаменательную дату – 490-летие со дня рождения выдающегося русского Государя, первого русского Царя и фактического основателя государства Российского – Иоанна Васильевича Грозного. Царь Иван родился 25 августа по юлианскому календарю 1530 года. В этот день в центре Москвы в творческой мастерской знаменитого русского путешественника и протоиерея Русской Православной Церкви Феодора Конюхова состоялось историческое событие, сообщает наш корреспондент, посетивший памятное мероприятие. Отец Феодор в своей мастерской пристроил часовни, на которых размещается большое количество памятных досок, посвящённых не только выдающимся путешественникам, но и знаменитым общественным деятелям и русским Государям. У входа в творческую мастерскую стоит памятник деду Иоанна Грозного – Царю Иоанну III Великому. Он объединил б ольшую часть русских земель вокруг Москвы и фактически завершил дело воссоединения русских княжеств в единое Московское государство. На стене рядом с памятником появилась мемориальная доска, посвящённая его внуку – первому русскому Царю Иоанну Грозному. 450 лет назад Иоанн Грозный узаконил донское казачество. Инициатива по созданию памятной доски принадлежит депутату Касимовской городской думы, атаману Валерию Васильевичу Камшилову, который изготовил и доставил в Москву памятную доску Царя Иоанна Васильевича. Памятная доска установлена по благословению схиархимандрита Илии (Ноздрина), духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На памятной доске Царь Иоанн изображён, как на знаменитой картине Великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Фотографий и портретов, достоверно передающих черты Иоанна Васильевича, не сохранилось. Поэтому организаторы решили остановиться на картине Васнецова, которая наилучшим образом передаёт характер первого русского Царя.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/08/k_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В Александровской слободе появится памятник Царю Иоанну Грозному 14.07.2016 606 13 июля 2016 года в Александровской Слободе, которая в период правления Ивана Грозного являлась центром становления Русского Царства и фактически столицей России, представители общественных организаций «Третий Рим» и «Наследники Российской Империи» провели встречу со скульптором Василием Селивановым на предмет совместной работы по установлению памятника первому русскому Царю Иоанну Васильевичу Грозному, сообщает сайт Tretirim.ru . На встрече прошло обсуждение вопросов, связанных с местом расположения памятника, а также с необходимостью совместными усилиями содействовать распространению правдивой информации о деятельности и роли Иоанна Грозного в истории России. «Мы верим, что с установления памятника великому Царю, создавшему наше государство и оболганному либералами (начиная с лжеисторика-масона Карамзина, восхищавшегося убийцей-революционером Робеспьером, и заканчивая тележурналистом Соловьевым, пытающимся стравить государственников-патриотов и Церковь), начнется возрождение России, - написал на своей страничке в социальной сети руководитель общественной организации «Третий Рим» Михаил Громков. - Этот монумент должен быть народным, исходящим из самых недр России, поэтому недавно Фондом сохранения культурного наследия " Русский Витязь " был начат всенародный сбор средств на его установление. Интерес к этой инициативе продолжает постепенно увеличиваться, что нас очень радует. Народ до сих пор помнит самого справедливого государя, положившего свою жизнь за укрепление государства и за борьбу с его внутренними врагами-олигархами. Вся чернуха об Иване Грозном создана Андреем Курбским. Верить ему – это то же самое, что верить «истории» современной России, написанной, например, в Лондоне Борисом Березовским. Никаких зверств Иван Грозный не устраивал. Народ это помнит. И народный памятник у нас будет!» Известный московский скульптор, народный художник России Василий Селиванов, в активе которого уже есть памятник князю Святославу Храброму в г. Серпухове Московской области, на прошедшей встрече поддержал мнение, что Иоанну Грозному в Александровской Слободе нужно устанавливать два памятника: один – на набережной, и он должен стать основой для идейного наполнения будущего парка, второй – возле царских врат Александровского Кремля (там, где сейчас расположена Надвратная церковь Федора Стратилата), которые, кстати, сейчас являются заколоченными.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/14/v_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Почему я благоговейно чту память Иоанна Грозного и Григория Распутина Письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу 20.01.2017 2782 Время на чтение 17 минут От редакции. Это письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла известный петербургский священник-монархист протоиерей Александр Захаров зачитал по просьбе организаторов на вечере памяти Григория Ефимовича Распутина-Нового 29 декабря 2017 года в православном театре «Странник» . Письмо было им написано еще в 2011 году и передано Патриарху. Мы попросили батюшку ввиду важности этого обращения прислать его для публикации на «Русской народной линии». Ваше Святейшество! Простите, что отнимаю Ваше драгоценное время, но речь о важном. « Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками » (Деян. 5: 38-39). С такими словами законоучитель Гамалиил обратился к своим коллегам по синедриону, когда те заставляли Апостолов Христовых умолкнуть. «...поставили их в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 27-28). Уже несколько лет в церковной среде существует разномыслие в отношении к Иоанну Грозному и Григорию Распутину. Часть церковного народа относится к этим людям положительно, другие - отрицательно. И «хвалители» и «хулители» за эти годы имели возможность исчерпывающе изложить все свои «за» и «против». Но «воз и ныне там». Обе стороны, выслушав взаимные аргументы, как будто не услышали друг друга. Не помогли и «аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина» с ясно обозначенной позицией Первосвятителя: « В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, " икон " царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других тёмных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, " с чёрного хода " канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/21/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Правовая природа наследственной царской власти по взглядам Ивана Васильевича Грозного Доклад на научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.03.2017 2635 Время на чтение 17 минут 29 января Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Иоанн IV был венчан на Русское Царство. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие помазания на Царство благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)» . Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин , писатель-историк Вячеслав Манягин , доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) , писатель, военный историк Борис Галенин , скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, юрист Георгий Шайрян. Вел конференцию Василий Бойко-Великий, президент Русского культурно-просветительного фонда имени Василия Великого.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/06/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010