В 1786 г. к монастырю по резолюции преосвященного Иннокентия была приписана церковь во имя Святого великомученика и архидьякона Стефана, бывший мужской монастырь с луга. Церковь эта была каменная и построена в 1546 г. Из-за ветхости церковь Стефана в 1803 г. по требованию губернатора Я.И. Ламбздорфа была отдана консисторией в казенное ведомство. На этом месте предполагалось построить особое здание для хранения казенного пороха и селитры. В 1840 г. по указу Псковской духовной консистории эта церковь из-за ветхости была разобрана. В начале XIX в. Иоанно-Предтеченский монастырь стал опять увеличиваться в количестве насельниц. Этому способствовали щедрые пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской. В 1803 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю были даны следующие вотчины: 1) земля в Ново-Уситовской волости Островского уезда; 2) пустошь Климово в Акатово Полонской волости Псковского уезда и рыбные ловли в Псковском озере. В 1826 г. рыбные ловли и мельницы были от монастыря отняты и взамен них дано ежегодное денежное вознаграждение. Во второклассном Иоанно-Предтеченском монастыре были два каменных храма: во имя Святого пророка Иоанна Предтечи и придельный во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Главный Иоанно-Предтеченский соборный храм одноэтажный, каменный, холодный. Церковь сложена из земляной, крепкой известковой тесаной плиты вперемешку с четырехугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета каких в Пскове нет. На юго-западной стороне Иоанно-Предтеченской церкви возвышалась двухпролетная звонница, четырехгранные столбики которой были скруглены в средних частях. Главный храм имел придел во имя Святого апостола Андрея Первозванного. На месте прежнего придела, пришедшего в ветхость, в 1845 г. была построена с северной стороны собора каменная, одноэтажная, теплая церковь. Андреевский храм был построен на средства псковского купца Андрея Афанасьевича Дерябина. Причт монастыря состоял из двух священников, одного дьякона и двух причетников. Но по указу Святейшего Синода в 1842 г. должность дьякона была упразднена.

http://sobory.ru/article/?object=46874

В 1917 году был реквизирован «для народных нужд» двухэтажный настоятельский дом, а в начале 1920-х годов большая часть служебных помещений монастыря. К концу 1920-х годов в ведении монастыря оставались только церковные здания: два храма и колокольня. В 1929 году Иоанно-Предтеченский монастырь закрывается, а уже в 1930 году под снос идет соборный храм и шатровая колокольня с храмом в честь св. мученика Иоанна Воина. Разрушаются и монастырские стены. Сохраняется только Сретенский храм, который используют под склад «Заготзерно». Церковь в честь Сретения Господня - единственный из всех монастырских храмов Астрахани, уцелевший в советский период. Ныне это соборный храм монастыря, освященный в 1990-е годы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Возрождение комплекса началось в 1989 году. 22 февраля 1995 года указом Святейшего Патриарха Алексия Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своем звании. Церковь Иоанна Предтечи стала монастырским собором и отреставрирована. В 1993-1994 годах была построена звонница, которая будет действовать, пока не будет восстановлена в прежнем виде монастырская колокольня. Здание келий Иоанно-Предтеченского монастыря. Дата постройки: 2-я пол. 19 в. Расположен корпус по северной границе квадратной монастырской территории, в одну линию с корпусом кухонь. Одноэтажный, прямоугольный в плане кирпичный объем габаритами 54,8x12,1 метров сильно вытянут с запада на восток. Главный фасад южный, 26-осный. По северной стене проходи галерея. Внутреннее пространство разделено поперечными стенами на 5 основных секций, содержащих коридоры с входом в западные и восточные кельи. Фасады гладкие. Наличники окон - рисованные, прокрашены обрамляющей проем полосой побелки. Представляет интерес оформление входов белокаменными ступенями и скамьями. Здание кухонь Иоанно-Предтеченского монастыря. Дата постройки: 2-я пол. 19 в. Прямоугольное в плане, кирпичное, одноэтажное здание кухонь вытянуто по линии запад-восток. Корпус является важным элементом комплекса Иоанно-Предтеченского монастыря и служит примером монастырской служебной постройки второе половины 19 века.

http://sobory.ru/article/?object=01043

      К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Территория монастыря с находящимися на ней постройками и коммуникациями передана Брянской Епархии 14 января 2004 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года (Журнал 42) мужской монастырь Бело-Бережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был возобновлен. Настоятелем назначен иеромонах Глеб (Шматов). В настоящее время на территории Пустыни Брянской Епархией ведутся ремонтно-восстановительные работы. Сведения взяты из статьи " Монастыри и храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2005 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления) Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь, заштатная, общежительная, на урочище Белые берега, при реке Снежоти. в 15 верстах от города Брянска, в 30 верстах от города Карачаева. Основана около 1661 года иеромонахом Серапионом (в схиме Симеон). Здесь находится принесенная им Белобережская икона Божией Матери Троеручица, прославившаяся многими чудесами. Кроме 28 июня, в честь этой Святой иконы совершается празднование 18 июля. В память избавления от холеры в 1831 году, эта святая икона приносится в города Карачаев, Брянск и другие места. При монастыре больница с амбулаторией и с бесплатной для бедных выдачей лекарств; в 4 верстах от пустыни на монастырском хуторе при деревне Малое Полбино — школа грамоты и одноклассное училище. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Иоанно-Предтеченская Белобережская Пустынь Сведения о дате основания Белобережской пустыни разноречивы. Во многих источниках указывается, что Белобережская пустынь возникла в начале XVIII века, когда Nemp-I, ввиду подготовки города Брянска к возможным боевым действиям в ходе Северной войны, в 1706 году повелел В.Д.Корчмину снести постройки женского Воскресенского монастыря, а монахинь переселить в мужской Предтечев Песоцкий монастырь, для чего монахов из Песоцкого монастыря нужно было предварительно переселить в Петропавловский. Как гласит предание, группа монахов во главе с архимандритом Леонидом, недовольных таким решением, отделилась от остальной братии и поселилась в отдалении от города, на белопесчаных берегах реки Снежети, вырыв для жилья землянки и устроив небольшую часовню.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Сухотинский Знаменский женский монастырь был основан в 1849 году. В нем имелось три храма. После 1917 года монастырь закрыли, Знаменский храм, стену обители и хозяйственные строения разрушили. В последние десятилетия в обители находился психоневрологический диспансер. В 1999 году Иверский храм монастыря передали Церкви. В 2003 году епархия приступила к возрождению обители. 26 октября 2004 года в ней была впервые совершена Литургия архиерейским чином. В 2006 году обители передали второй этаж большого келейного корпуса с домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. После переезда психоневрологического диспансера с территории обители в 2016 году все корпуса передали епархии. В этом же году начаты работы по воссозданию стены. 6 апреля 2016 года игуменией Знаменской обители назначена монахиня Нонна (Тютикова). Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан святителем Питиримом в 1688 году. В нем имелось три храма, которые вместе с колокольней и монастырской стеной разрушили в годы гонений. До начала 2000-х годов в обители находилась воинская часть. В 2002 году на территории монастыря возвели небольшой храм в честь Святителя Питирима и часовню над источником, которые в этом же году освятил приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II. В 2006 году воинскую часть расформировали, а 21 мая 2007 года бывшие монастырские здания передали епархии. 17 июня 2007 года в Трегуляевском мужском монастыре впервые за 90 лет мною был совершен монашеский постриг. В 2008 году в ходе раскопок обнаружен фундамент Иоанно-Предтеченского собора монастыря. В 2012 году в обитель был назначен первый после ее возрождения игумен. Им стал насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеромонах Пимен (Семилетов). В 2016 году на историческом месте по сохранившимся фотографиям в прежнем виде воссоздан Иоанно-Предтеченский собор. Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1627 году старцем Иосифом по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова. С историей Свято-Троицкого монастыря связано имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, который в 1886 году семь месяцев был его настоятелем. После 1917 года началось уничтожение обители, продолжавшееся до 1950-х годов, когда снесли Свято-Троицкий собор. 5 апреля 1999 года сохранившийся Успенский храм передали епархии. В 2004 году мною пострижен в монашество протоиерей Георгий Политов с наречением имени Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского, ставший первым настоятелем монастыря. В 2007 году восстановили часть монастырской стены, возвели хозяйственные строения. В 2011 году епархии передали двухэтажный игуменский дом и келейный корпус. В 2012 году монастырь вошел в состав Мичуринской епархии .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5031785...

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, 2 класса, в городе Свияжске. Основан в XVI веке царем Иоанном Грозным. В конце XVIII века после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 году и упраздненный в 1764 году. В монастыре находится чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, которая, начиная с Фоминой недели, в течении 2 месяцев носится по городу и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегается, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находится замечательная икона святого Николая чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест; по древности относится к XII-XIII векам. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История монашеского поселения на месте Иоанно-Предтеченской обители начинается одновременно с самим Свияжском. В 1551 году здесь был основан Троице-Сергиев монастырь - первый на Казанской земле. Он просуществовал до 1764 года и был упразднён в связи с секуляризационными мероприятиями Екатерины II. От тех давних времён сохранился уникальный памятник архитектуры - деревянная Троицкая церковь. Считается, что строительный материал для неё, как и для других первоначальных свияжских построек, привезли из Углича непосредственно по приказу Ивана Грозного, а потом собрали на месте из заранее подготовленных и размеченных брёвен. Сохранились сведения, что Троицкая церковь была заложена в память высадки на полуострове (тогда он ещё соединялся с коренным берегом) передового русского отряда 17 мая 1551 года. Сложно сказать, насколько всё это соответствует действительности. По крайней мере, несомненно, что храм старинный. И даже со всеми неизбежными поновлениями и заменами сгнивших частей он справедливо называется древнейшим сохранившимся деревянным храмом в Среднем Поволжье. Неподалёку от мужского Троице-Сергиева монастыря позднее возникает женская обитель. Видимо, изначально она существовала при свияжской Рождественской церкви, а название в честь Иоанна Предтечи получила после возведения одноимённого храма. Долгое время оба монастыря существовали независимо друг от друга.

http://sobory.ru/article/?object=07032

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу митрополии и руководство области за труды по восстановлению Казанского монастыря. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Иоанна Рыльского. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Митрополит Феодосий преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение воссозданной монастырской колокольни. Историческое здание колокольни было взорвано в 1927 году, на ее фундаменте построили школу. В настоящее время монастырская колокольня является архитектурной доминантой города. Святейший Патриарх также посетил храм в честь Казанской иконы Божией Матери и часовню-усыпальницу Преосвященного архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана). В часовне была совершена молитва о упокоении души приснопамятного владыки Евгения. Тамбовский Казанский мужской монастырь был образован вскоре после основания города Тамбова в 1636 году (точная дата неизвестна). В 1758 году епископ Пахомий (Симанский) устроил в обители архиерейскую резиденцию, которая находилась в нем до 1918 года. В конце XVIII — первой половине XIX века был заново отстроен архиерейский дом с домовым храмом, келейный корпус, здание Тамбовской духовной консистории, а также два храма обители: Казанский и Иоанно-Предтеченский. Монастырь был обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. В 1836 году надстроили колокольню и заменили на ней часы. В Казанском монастыре епископом Феофилом (Раевым) был рукоположен во иеромонахи преподобный Серафим Саровский. В 1918 году монастырь закрыли. В 1923 году было уничтожено монастырское кладбище, на котором покоились почетные граждане и известные люди города Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины, Рахманиновы); разрушена каменная монастырская стена с башнями. В 1927 году президиум Тамбовского горисполкома принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря». Вскоре была взорвана и сама колокольня. На ее фундаменте построили школу. После 1945 года в Казанском соборе монастыря разместили областной архив. Внутренний интерьер храма был испорчен бетонным перекрытием и кирпичными перегородками. В архиерейском доме устроили учебно-производственный комбинат; здание духовной консистории и келейный корпус заселили жильцами; Иоанно-Предтеченский храм, лишенный пятиглавия и кровли, постепенно разрушался. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

http://patriarchia.ru/db/text/3714816.ht...

По свидетельству «переписной окладной книги новгородской Вотской пятины 1500 года», 96 в Ладоге в XV веке существовали «церкви: Спасская, Воскресенская, Христо-Рождественская, Богородицкая, Петра святого, Семена святого, Климента святого. 97 Некоторые из сих церквей, вероятно древнейшие, имели свои земли в Ладоге и дали свои названия концам Ладожского посада: «Спасскому», «Богородицкому», «Семеновскому», «Климентскому». Другие церкви: «Христорождественская», «Семеновская» и «Климентовская», имели свои земли в разных погостах, не вдалеке от Ладоги. В той же оброчной книге Вотской пятины упоминается: «Никольский монастырь из Ладоги», «Пречистый монастырь из Ладоги», «Егорьевский монастырь из Ладоги из-за «Ивановской» или «Ивана святого монастырь из Ладоги», «Рождества-Христова из Ладоги» и «Семиона святого из Ладоги». Последние два монастыря – Христорождественский и Семеоновский, очевидно тожественные с Рождественской и Семеновской церквами, упоминаемыми в той же оброчной книге, существовали, по-видимому, недолго, и, вероятно, как образовались из приходских церквей, так скоро и опять обратились в приходские церкви. Но монастыри: Ивановский (Иоанно-Предтеченский) и Егорьевский из-за стены (Георгиевский), существовали несколько столетий и оставили памятниками своего существования, первый – Иоанно-Предтеченскую церковь , приписаннуй к Николаевскому монастырю, а второй – весьма древнюю и весьма замечательную по своим древним фрескам Георгиевскую церковь , что в Олеговой крепости. К нашему времени остались из древних ладожских монастырей 98 только два монастыря: 1) Заштатный Староладожский Николаевский мужской монастырь: это так называемый в древности «Никольский монастырь из Ладоги» и 2) Третьеклассный Староладожский Успенский монастырь: это так называемый в древности «Пречистый монастырь из Ладоги». Название Николаевского монастыря Староладожский Николаевский монастырь называется Николаевским потому, что он посвящен имени Св. Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери " Знамение " . В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725). В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых. В 1773 году был упразднен старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь. В 1805 году было открыто Нерчинское духовное училище. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями. В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010