Из всего ансамбля храмового комплекса до наших дней в первозданной красоте сохранились Собор Иоанна Богослова и колокольня. Церкви Михаила Архангела, иконы Знамения Божьей Матери, ограда с башнями — всё это восстановлено по рисункам, фотографиям, раскопкам, архивным документам работниками Министерства культуры Республики Мордовия. В 1946 г. верующим вернули Иоанно-Богословский Собор, а в 1961 году храм снова был закрыт. С 1969 года в Макаровке начались продолжительные по времени реставрационные работы (вплоть до середины восьмидесятых годов). В 1987 году жители с. Макаровки при содействии верующих из сёл Луховки, Куликовки и Солдатского через Святейшего Патриарха Пимена (1990г.) сумели вытребовать Иоанно-Богословский Собор и колокольню для проведения Богослужений. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году новообразованной Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году — Михайло-Архангельская. Восстановленный дом помещиков Полянских стал летней резиденцией Архиепископа. В 1994 г. по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского Иоанно-Богословский мужской монастырь был открыт. Наместником новообразованной обители стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир). С января 2001 г. в связи с тяжёлой болезнью архимандрита Владимира обитель возглавил игумен Лазарь (Гуркин) известный в Мордовии по восстановлению знаменитого Чуфаровского мужского монастыря. В течение года вокруг него собрались опытные иеромонахи из нескольких монастырей Мордовии разного возраста желающие поработать Господу.   3 августа 2000 г. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в рамках двухдневного визита в Мордовию посетил Макаровский монастырь, где осмотрел храмовый комплекс, и, отвечая на приветственную речь наместника монастыря архимандрита Владимира (Чеботарёва), преподал с амвона Первосвятительское благословение братии, а затем вместе с руководством республики принял участие в торжественном приёме в резиденции Архиепископа Варсонофия.

http://patriarchia.ru/db/text/130370.htm...

Несмотря на благоприятные условия для развития, Макаровская богадельня в настоящий монастырь не развилась,- этого, очевидно, не захотели владельцы, ибо утверждение обители неминуемо повлекло бы отчуждение построек и части земель, потребных на ее содержание. А так Полянские лично держали призренческий дом, компенсируя перед Богом свои земные прегрешения. Макаровский погост они пестовали с любовью. Иоанно-Богословская церковь, кроме прочего, замышлялась и как фамильная усыпальница, для чего ее поставили на мощную подклеть, вросшую в землю. М. А Полянский, умерший 5 февраля ст. ст. в 1710 году, нашел свое упокоение именно там, в полуподвале, превращенном в склеп. Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной, поставив по углам на восточной стороне две башни. Колокольню специалисты датируют началом того же XVIII столетия (первые два яруса) и пост петровской эпохой (третий и четвертый ярусы). Честь завершения комплекса принадлежала Александру Ивановичу Полянскому, жившему в царствование Екатерины II, Павла и Александра I. Широкий размах инициатив проистекал из его бурной предпринимательской деятельности: он открыл в имениях несколько фабрик и мастерских, приносивших немалый доход. Воспользовавшись указом о вольностях дворянских, А. И. Полянский в 1765 году покинул армию, приехал в отцовское имение и энергично взялся за переустройство хозяйства. При нем количество крепостных приумножилось на 450 душ, площадь запашки он тоже увеличил на треть, завел новые сорта овса, проса, - словом, проявил себя как передовой хозяин. В 1763 году владелец в пару мужской богадельне построил такую же женскую, но без церкви. В 1780-е годы в Макаровке были возведены два флигеля для дворовых, скотный двор, управительский дом, пять каменных риг, три моста через речки, отремонтирован барский дом, заново расписан иконостас, а на колокольне установлены часы. В 1803 году он испросил разрешение на пристройку к ней храма Знамения, тем самым «свершив милосердие, не законченное предками». Женская община тоже рассчитывалась человек на десять. Получив соответствующее дозволение от духовных властей, Полянский дополнил богадельню Знаменской церковью, скопированной с очертаний Михайло-Архангельской, и тем самым достиг иллюзии одновременности и комплексности замысла всего ансамбля в целом. В хорошем вкусе Полянским отказать нельзя!

http://sobory.ru/article/?object=04079

В общих чертах история погоста сложилась следующим образом. Разветвленная семья Полянских занимала в Москве важные государственные должности. Думный дьяк Данила Леонтьевич Полянский в конце XVII - начале XVIII столетия выполнял ответственные поручения Петра Первого, в том числе вел розыск о злоупотреблениях сибирских воевод; до того он служил в Тайном приказе, под рукой царя Алексея Михайловича. Его брат Еремей Леонтьевич Полянский начинал подьячим приказа Большого Дворца, занимался поиском руд в Сибири, бывал с поручениями в Понизовых городах, служил в Рейтарском, Иноземном, Разрядном приказах. Полянские были влиятельными людьми, поэтому вокруг них сложились легенды, оказавшиеся достаточно стойкими. Макара Полянского, например, считали управителем Казанского края, хотя на самом деле он служил в Приказе Казанского дворца; он же прослыл личным секретарем Петра Великого, хотя ими были Е. И. Украинцев (владевший, кстати, немалыми имениями в нашем крае) и А. В. Макаров. Макар Артьемьевич Полянский с 1660 года служил в Сыскном приказе, много ездил по стране, а карьеру закончил подьячим средней руки в учреждении, руководившем территорией Понизовых городов – Приказе Казанского дворца. В отставку он вышел в 1700 году, окончательно переехал в Саранск, в имения отца Артемия Емельяновича, долгие годы служившего подьячим в Саранской приказной избе. Строительство в имении началось немедленно. Одновременно создавался жилой дом («замок», как его называли люди) и поблизости от него две церкви. Небольшая каменная церковь во имя Михаила Архангела ставилась вовсе не для крестьян, а для семьи помещика. Строилась он по редкому типу «под колокола», когда восьмерик над четвериком образовывал не главу, а колокольню. Верхнего света, таким образом, в церкви не предусматривалось, зато отопление ее многого не стоило. В 1704 году завершилось строительство большого храма во имя Иоанна Богослова, который и стал на долгие два столетия семейным святилищем Полянских. В освободившейся Михайло-Архангельской церкви Макар Артемьевич разместил мужскую богадельню, предварительно увеличив строение трапезной и спальным помещением. «При оной теплой церкви,- писал в 1803 году А. И. Полянский в одном из своих прошений, - в имеющейся большой трапезе, разделенной каменной же стеной на два покоя… в которые назад близ ста лет предками моими… устроена ими бысть одному покою – обыкновенной церковной трапезе, другому же покою для больничной богадельни… на десять человек мужеска пола».

http://sobory.ru/article/?object=04079

На богослужении присутствовали губернатор Брянской области Н.В. Денин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители Белоруссии и Украины, а также светских властей Брянской области. По окончании богослужения Его Святейшество посетил соборный храм в честь Воскресения Христова, строящийся Свято-Троицкий кафедральный собор в Брянске и Брянское епархиальное управление. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл вернулся в российскую столицу. 20 июля 2011 года начался визит Святейшего  Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Мордовию. В аэропорту города Саранска Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Рузаевский Илия, глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Л.В. Гильченко, руководители региональных государственных структур, духовенство Саранской епархии. Из аэропорта Его Святейшество направился в Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь города Саранска, где состоялась церемония открытия Паломнического центра. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественный акт, посвященный 20-летию образования Саранской епархии, а вечером, в канун праздника явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, совершил всенощное бдение в кафедральном соборе города Саранска во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. 21 июля Святейший Владыка в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла, епископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы, епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Нарвского и Причудского Лазаря, епископа Краснослободского и Темниковского Климента, епископа Рузаевского Илии, епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского Варнавы, епископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая, духовенства Саранской епархии возглавил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери города Саранска и Божественную литургию в нем.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1586153...

По возвращении в Пензу, я был рукоположен сначала в диакона, а затем в священника и назначен ректором Пензенского православного духовного училища. К сожалению, недолго пришлось нести послушание под мудрым руководством владыки Серафима, которого Господь призвал в Свои небесные обители в 2000-м году. С этого момента началось мое соработничество с владыкой Варсонофием , бывшем тогда временно управляющим Пензенской епархией . Именно он открыл Пензенское духовное училище, исполнив давнее желание безвременно скончавшегося владыки Серафима. Имея сильное желание не только целиком и полностью посвятить себя служению Церкви, но и испытать тесный путь аскезы, отбросив мирские попечения, 24 августа 2003 года я принял монашеский постриг с именем Климент в честь священномученика Анкирского. Помимо заботы о духовном училище, на меня было возложено послушание настоятеля воинского храма св. Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы. Впоследствии я был назначен настоятелем Вознесенского кафедрального Собора города Кузнецка, а также помощником управляющего Пензенской епархией по делам благочиний. Тщательно исполняя возложенные на меня послушания в Пензенской епархии, я всегда сохранял в моем сердце надежду когда-нибудь послужить своей малой родине Мордовии. Поэтому я с горячим сердцем откликнулся на возникшую потребность в помощи владыке Варсонофию, вверившему мне в управление Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь г. Саранска. С великим благодарением Богу и Его святому угоднику Иоанну Богослову воспринял я новое послушание, потому что Господь исполнил сокровенное желание души моей потрудиться в родной Мордовии. И вот теперь я призван Вашим Святейшеством и всем освященным Собором к епископскому служению. С чем можно сравнить дар Святого Духа, изобильно изливающийся со времен апостольских на избранных служить архипастырями и учителями народа Божиего блюсти единство Тела Христова, Святой Матери-Церкви? Святитель Киприан Карфагенский говорит: «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере». Поставленный на такую свещницу церковного служения, по слову святителя Иоанна Златоуста, епископ должен «… содержать Церковь в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы ничто не повредило доброты и благолепия этой Церкви…», не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного (Ефес. 5, 27). Епископ должен представлять это Тело достойным блаженной Его Главе Христу по мере сил человеческих. Именно за Церковь, собирающую расточенные чада Божия, Господь наш Иисус Христос пролил Свою драгоценную кровь. И это сокровище Он вверил апостолам и их преемникам епископам.

http://patriarchia.ru/db/text/951724.htm...

В 1927 году был вскрыт склеп Макара Полянского, еще раньше тяжкие увечья были нанесены «замку» и хозяйственным постройкам. Потом пришел черед погоста. В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат... В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали. С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская. Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением. Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель: по благословению патриарха Алексия Второго и по решению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь. Таким образом, мужское иночество в городе воскресло. Наместником монастыря стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Часовни: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес : респ. Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная. До Саранска поездом, самолетом или автобусом. Далее автобусом 36, а также автобусом 7 и маршрутным такси 15 до остановки " пос. Луховка " , далее пешком или на такси. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ближняя_пустын...

Свечинский район. Круглыжи. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Даровской район. Даровской. Троицы Живоначальной (старая), церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Кирово-Чепецкий район. Бурмакино. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Тужинский район. Пачи. Всех Святых, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Нолинский район. Татаурово. Богоявления Господня, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Курганская область Шатровский район. Камышевка. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Юргамышский район. Чинеево. Власия, церковь Шатровский район. Шатрово. Модеста, архиепископа Иерусалимского, церковь Московская область Подольский городской округ. Покров. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Новгородская область Боровичский район. Боровичи. Модеста, патриарха Иерусалимского, часовня Прочие страны Израиль. Иерусалим - Новый город. Монастырь св. Модеста. Церковь св. Модеста Республика Коми Сыктывдинский район. Сёйты. Модеста, патриарха Иерусалимского, Казанской иконы Божией Матери и Трёх святителей, часовня Республика Мордовия Саранск, город. Макаровка. Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь. Дальняя пустынь. Церковь Модеста, Патриарха Иерусалимского Республика Удмуртия Ижевск, город. Ижевск. Александра Невского, собор (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Свердловская область Артёмовский район (Артёмовский ГО). Бичур. Модеста, Патриарха Иерусалимского, церковь Богдановичский район (ГО Богданович). Грязновское. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Тверская область Конаковский район. Фёдоровское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского) Рамешковский район. Кузнецово. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Модеста, архиепископа Иерусалимского)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=579

Саранск Святыни Мордовии [ править править код ] Монастыри Мордовии [ править править код ] Все монастыри республики Мордовии Иоанно-Богословский мужской монастырь [ править править код ] Иоанно-Богословский мужской монастырь Расположен в 5 км от Саранска в пригородном селе Макаровка и известен как Макаровский погост. В начале XVIII века в имении богатейших местных помещиков Полянских начал создаваться культовый комплекс. В 1702 году была построена церковь во имя Михаила Архангела, в 1704 году во имя Иоанна Богослова, а в 1720-30-е годы надвратная колокольня. Во второй половине XVIII века усадьба расширяется: строятся мужская и женская богадельни, барский дом, флигели, управа, скотный двор, риги и мосты. Расширяются и благоустраиваются парк и пруды. В 1800-е годы была возведена церковь в честь Знамения Божьей Матери. В первой половине XX века ансамбль был частично разрушен и полностью восстановлен в 1970-е годы. В 1987 году Иоанно-Богословская церковь и колокольня были переданы сельскому приходу, а в 1994 году в Макаровском погосте был учрежден Иоанно-Богословский мужской монастырь. В основу его духовной и хозяйственной деятельности положен устав Троице-Сергиевой лавры. Служба ведется в Иоанно-Богословской (летней) и Архангельской (зимней) церквах. Усадебный дом Полянских используется как келейный корпус. Рядом с монастырем имеются два чтимых источника. Адрес: 431253, Республика Мордовия, г.Саранск, Нагорная ул., 35. Подробнее... Пайгармский параскево-вознесенский женский монастырь [ править править код ] Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы Монастырь был основан в 1864 году, он располагается в живописной холмистой местности в 35 км от Саранска и в 5 км от Рузаевки. Основные здания монастыря – церкви, келии, архиерейские покои, жилые здания, трапезная, больница, гостиницы строились на рубеже XIX-XX веков в неорусском стиле. Монументальный пятиглавый Успенский собор (1890) поражает спокойным величием и нарядностью белокаменных фасадов. Его просторные светлые интерьеры сохранили первоначальные росписи. Зимняя Вознесенская церковь (1893) близка по духу архитектуре собора, но по размерам она скромнее.

http://azbyka.ru/palomnik/Мордовия

В настоящее время в Саранской епархии общее количество приходов и монастырей-240, из них приходов: городских-20, сельских-220. Все приходы епархии разделены на 14 благочиннических округов. На территории епархии действуют, восстанавливаются либо строятся 13 монастырей, в том числе мужских -7, женских -6. Помимо указанных приходских церквей, в монастырях действуют еще 17 церквей. Событиями особого рода стало прославление в сане местночтимых святых старцев Феодора Санаксарского (июль 1999 г.) и Филарета Ичалковского (август 1999 г.) и прославление 11 мучеников Мордовии на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. Монастыри [ править править код ] Макаровский Иоанно-Богословский монастырь [ править править код ] Действующий мужской монастырь Русской Православной церкви. Расположен в селе Макаровка, входящем в состав поселковой администрации Луховка, в свою очередь входящей в состав городского округа Саранск. Монастырь находится на территории Макаровского погоста, существовавшего с начала XVIII века. Собственно монастырь был основан в 1994 году, в нём находится резиденция митрополита Саранского и Мордовского. Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель. Адрес : 430910, Республика Мордовия, городской округ Саранск, сел. Макаровка, ул. Нагорная 35. E-mail : makarovsky-monastery@yandex.ru ; Сайт : makarovsky-monastery.ru Наместник : игумен Мелетий (Кисняшкин). Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Саранска Кафедральный собор святого Феодора Ушакова (Саранск) [ править править код ] 8 мая 2002 года был совершен молебен и освящено место под строительство собора. Строительство велось на средства, выделяемые Правительством Мордовии и на пожертвования многочисленных благотворителей. Одна из главных святынь собора – ковчег с частицами мощей святого праведного воина Феодора Ушакова (1745 – 1817), адмирала Российского флота, канонизированного в августе 2001 года. Чин канонизации возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В октябре 2004 года, определением Архиерейского Собора РПЦ, святой Феодор Ушаков был причислен к лику общецерковных святых. Кроме того, в соборе хранятся и почитаются частицы мощей многих иных святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Саранск

В таком виде Макаровский погост пришел к XX веку. После отъезда А. Ф. Полянской за границу погост окончательно перешел в ведение прихода, а после продажи имения подполковнику Григорию Петровичу Теплякову весь Иоанно-Богословский ансамбль был выключен из границ усадьбы. Но тогда наступили трудные времена для богаделен: крестьянская община оказалась неспособной содержать приют для престарелых на прежнем уровне, а Тепляков с самого начала выказал мало заинтересованности в благотворительности. Ближе к революции богоугодное заведение уже едва теплилось, а затем и совсем истончилось и сошло на нет, ибо у новой власти до призрения обиженных судьбой руки не доходили, вся страна ходила в обиженных. Существовать за счет благотворителей богадельни тоже не могли за отсутствием таковых: богатые люди частью разбежались, частью сгорели в горниле классовой борьбы. В 1927 году был вскрыт склеп Макара Полянского, еще раньше тяжкие увечья были нанесены «замку» и хозяйственным постройкам. Потом пришел черед погоста. В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат… В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали. С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская. Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением. Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель: по благословению патриарха Алексия Второго и по решению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь. Таким образом, мужское иночество в городе воскресло. Наместником монастыря стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир).

http://sobory.ru/article/?object=04079

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010