Способность отличать добро от зла Проповедь в неделю 4-ю Великого поста в Богородице-Рождественском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии — во епископа и во иерея. Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое — о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, — пришел к Спасителю с просьбой об исцелении. Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было. Он был на Фаворе вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, а все остальные оставались внизу. И вот к ним подошел некий житель Галилеи с просьбой исцелить своего сына, который страдал тяжкой болезнью. Дух злобы бросал его, он бился о камни и телом, и головой, он терял сознание, он кричал, он действительно бесновался, он был, выражаясь нашим современным языком, человеком, неспособным к жизни в социуме, к общению с другими. Конечно, сердце отца обливалось кровью, и он обратился к ученикам — к тем самым, кому Господь, направляя на проповедь, дал власть изгонять бесов (см. Мф. 10:8). Но ученики не смогли изгнать беса, и тогда, как к последней надежде, отец обращается к Господу и Спасителю, когда Тот сошел с Фавора, и говорит Ему: «Ученики Твои не смогли сделать этого — прошу Тебя, исцели сына моего». И Господь выдвигает только одно условие — поверить, что Он может это сделать. Когда несчастный отец говорит: «Верю, Господи, помоги моему неверию», — значит, это неверие в какой-то степени еще оставалось в тайниках души. Наверное, трудно было представить отцу, что его сын исцелится во мгновение ока. Но он просит Господа, чтобы Тот помог ему преодолеть неверие, и тогда Господь исцеляет несчастного.

http://pravoslavie.ru/60824.html

1 Ростовщичество; взимание процентовс данных взаймы денег. 2 Латинский перевод: «О рассеянностивнимания или неуместной озабоченности». 3 Свт. Модест, патриарх Иерусалимский в 614—628, 633—634). Сменил патриарха свт. Захарию, уведенного в плен персами после взятия Иерусалима в 614 году. 4 Около 4 км от Иерусалима; предположительно монастырь св. Илии (Mar-Elias), чьи монахи очевидно укрылись в Иерусалиме. И так как этот монастырь был окружен стеной, то он давал больше безопасности для обитателей, чем открытая Лавра св. Саввы ( Patrich Joseph . Sabas, Leader of Palestinian monasticism. P. 327). 5 То есть из стесненного положения привел к ослаблению скорби. 6 То есть Лобное место; по древнему преданию, именно под тем местом, над которым стоял Крест Христов, была могила Адама и его череп. 7 То есть храм Воскресения Христова. 8 То есть церковь Вознесения Христова на Елеонской горе. 9 Значительная часть средств на восстановление была выделена свт. Иоанном Милостивым, патриархом Александрийским. 10 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 9. 11 В греческом тексте «Послания к ефесянам» св. Игнатия стоит «святоносцы» ( ). В издании Миня словом «понижается» смысл: «усердным посетителем святых мест». 12 То есть еще на земле достигает Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33), то есть святости и жизни в Боге. 13 У Антиоха Монаха стоит вместо к (проявление) в «Ареопагитиках». 14 Ср.: Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 1, 4. 15 Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 2, 1. 16 См.: Там же. 2, 2. 17 Ср.: Там же. 2, 3. 18 Приточник — царь Соломон, автор Книги притч. 19 Ср.: Свт. Григорий Богослов. Письмо 150, 2; Слово 43, 60; Мысли, писанные двустишиями; ср.: Диоген Лаэртский. О жизни философов. I, 93. 20 Ср.: «Жид радуется о своей субботе и о празднике, и монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 14, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

День православной книги отметили на приходах апреля 2023 Прихожанка Валентина Балабанова выступила с сообщением " Ярослав мудрый - собиратель церковных книг " . Она рассказала, что первая библиотека на Руси находилась в Софийском соборе Киева. Двадцать человек переводили книги на русский язык с греческого, латинского, болгарского. В основном это были церковные книги, но было небольшое число светских, около 2 процентов. При Ярославе Мудром составлен первый русский летописный свод - " Повесть временных лет " , создано " Сказание о Борисе и Глебе " Иакова Черноризца. Рассказала докладчица и о других древнерусских памятниках - в частности, о " Поучениях Владимира Мономаха " , а также о том, какие материалы использовались людьми для письма до появления бумаги. Прихожанка Марина Ержемская посвятила свое сообщение книгопечатанию. Она рассказала, что первые русские книги печатались в Венеции, о первопечатнике Франциске Скорине, который печатал книги в Праге и Вильно. Рассказала она и о легендарной библиотеке Иоанна Грозного, относительно которой ученые так и не пришли к единому мнению, существовала она или нет. Разумеется, речь не могла не зайти о русском первопечатнике диаконе Иоанне Феодорове и его ученике Петре Мстиславце. Завершила докладчица свое сообщение рассказом о книжной справе XVII века, приведшей к церковному расколу. Протоиерей Вячеслав Помаскин выступил с сообщением об преподобном Иоанне Лествичнике и его книге " Лествица " . Книга написана игуменом Синайского монастыря Иоанном в середине VI века по просьбе игумена Раифского монастыря. Центральный образ книги - лествица (лестница) восхождения к Богу - заимствован из Библии, где описано видение лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). День православной книги отметили 25 марта в храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах . Протоиерей Игорь Илюшин выступил с докладом о традиционных семейных ценностях и важном древнерусском документе - книге " Домострой " . Эта книга была сформирована к XVI веку, когда Русь стали называть Святой и Русская Церковь учредила патриаршество, отвергнув унию. С первых глав книги человек призывается к благочестию, исполнению заповедей Божиих, регулярному участию в Таинствах Церкви, молитве, миру в семье.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

И почему прихожане требуют невозможного «Священник должен был стать моим родственником, матерью и отцом, идеальными, которые не имеют слабостей и свойств обычных людей, не раздражаются, не сердятся, полностью разделяют твои взгляды». «Правмир» публикует выступление Майи Кучерской на семинаре «Чего мы ждем от священника?», который провел фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, святой — Сегодняшняя дискуссия называется «Чего мы хотим от священника?». Название включает в себя местоимение «мы». Я не могу говорить от имени загадочных «мы». Так что буду опираться в основном на свой личный опыт, ну и, может быть, некоторых своих друзей и знакомых, и говорить в основном о том, чего хотела от священника я. На протяжении тех лет, что соотношу себя с христианством.   Я принадлежу к поколению тех, кто обратился в конце 80-х годов. Сначала наше знание о том, что такое духовный отец, было исключительно книжным. Священники не окружали нас в обычной жизни, ни в детстве, ни в юности. Были школьные учителя, университетские преподаватели, были другие старшие взрослые, были родные, но священников не было.  О том, что бывает и другая форма отношений, я узнала из книг — благодаря чтению аввы Дорофея, «Добротолюбия», Иоанна Лествичника, житий святых. В этих книгах описываются люди с древней закваской веры, любви, люди святые.  Вполне естественно, что, не имея опыта общения с реальными священниками, мы легко отождествили тех, кого увидели в церкви, с теми, о ком читали в этих замечательных книгах. Этот феномен хорошо известен. Священник для нас тогда был почти аввой Дорофеем, Иоанном Лествичником, святым. Мать и отец И чего же мы, чего я от них хотела?  Во-первых, я хотела, чтобы священник был мне матерью. Конечно, у меня есть прекрасная мама, почти святая женщина, о ней самой стоит писать книги. Но в юные годы я этого совершенно не понимала. И мне хотелось, чтобы именно священник стал для меня идеальной матерью. Чтобы принимал меня такой, какая я есть: сложную, со своими недостатками, чтобы любил меня безусловной любовью. Чтобы жалел меня, гладил по голове и дарил конфетки. 

http://pravmir.ru/mat-i-otecz-uchitel-i-...

Патриарх Кирилл: Отличать добро от зла Всякий раз, когда мы, поддаваясь искушениям, сознательно совершаем грех, мы становимся в какой-то степени бесноватыми. Часть нашей воли, нашего разума и наших чувств оккупируются злой силой настолько, что даже наши религиозные убеждения, наша вера, наша знание Священного Писания не удерживают нас от совершения греха — грех господствует над нами. 15 апреля, 2013 Всякий раз, когда мы, поддаваясь искушениям, сознательно совершаем грех, мы становимся в какой-то степени бесноватыми. Часть нашей воли, нашего разума и наших чувств оккупируются злой силой настолько, что даже наши религиозные убеждения, наша вера, наша знание Священного Писания не удерживают нас от совершения греха — грех господствует над нами. Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника  в Богородице-Рождественском монастыре в Москве. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии — во епископа и во иерея. Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое — о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, — пришел к Спасителю с просьбой об исцелении. Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было. Он был на Фаворе вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, а все остальные оставались внизу.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-otlich...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 67. О преподобном Иоанне Лествичнике. В 4ю Неделю Великого поста Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо. «Лествица», ст.28:26 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Исполнение заповедей Божиих заповедано нам в бессмертных духовных творениях святых отцов. Некоторые их них, всей жизнью своей истинно угодившие Богу, особенно отмечены благодатию Его и воспеваемы Церковью Христовой. В этот день Святая Церковь прославляет великого подвижника VI века, преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, незабвенного игумена Синайской горы. Мы особо молитвенно почитаем его не только за святую, непорочную и праведную жизнь, не только за то, что он, как поется в одной из стихир, был «блажен, нечестивых всех советования низвращая». Особенно мы прославляем его за духовное богоносное наследие, оставленное в бессмертных творениях, открывающих путь восхождения в Небесное Отечество. Сегодня, почитая святого Иоанна, «на земли Ангела и на небесех человека Божия» , благоукрашение мира духовного, «наслаждение благих», мы воздаем должную хвалу и поучаемся богодухновенной премудрости его, «источающей всеизобильную благодать Божию» . «Лествица, возводящая на небо» – так именуется знаменитое душеспасительное руководство, написанное великим подвижником благочестия игуменом Синайской обители преподобным Иоанном. История этого вдохновенного труда такова. Святой Иоанн Раифский, желая получить истинное руководство в духовной жизни для себя и для братии вверенной ему обители, высоко ценя мудрость преподобного Иоанна, его беспрекословное о Господе послушание, украшенное и всеми добродетелями, обратился с просьбой о создании книги, подобной богописанным скрижалям, «в назидание новых израильтян, то есть людей, новоисшедших из мысленного Египта и из моря житейского».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

САМОУКОРЕНИЕ Отпустите эту девицу, должную Вам двумястами динарий, с миром, без всяких упреков, помня, что мы все должны тьмами талантов Господу, Который тогда оставит нам долг наш, когда мы оставим должникам нашим. Если же хотите пожать обильный плод духовный, то унизьте себя перед ближним в сердце Вашем и скажите сами себе: «В том, что это дело не устроилось, я виновата, по недостатку духовного разума и терпения, которыми стяжается ближний». Помолитесь обо мне, чтобы Господь даровал мне обвинить себя как главную причину этого беспокойства. Я винюсь и прошу Вас простить меня ради Господа, ради Которого Вы расположились внимать моему грешному слову, произносимому о Господе. 90 . Не обвиняйте в немощах Ваших никого, ни даже обстоятельства и развлечения, в которые Вы поставлены. Обвиняйте единственно себя. Царь Давид, святой Пророк и Боговидец Моисей, святой Пророк Даниил угодили Богу среди множества разнородных занятий, среди всевозможного развлечения. Преподобные общежития египетского, описанного святым Иоанном Лествичником , говорили ему: «среди молв стяжи безмолвную мысль, что преславно». Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение, потому что сила произволения и в немощных производит великое. В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог Вас оправдает и помилует. Когда Феофил, патриарх Александрийский, прибыл в Нитрийскую гору, то спросил у игумена горы, под руководством которого спасались до десяти тысяч монахов: «Что, Отец, нашел ты особенно важного на пути монашеском?» – «Укорять и осуждать себя непрестанно», – отвечал святой и смиренный игумен. – «Да, – сказал патриарх, – другого средства к спасению нет». – И Вы стяжите это легкое делание, могущее ввести в душу Вашу смирение, а вместе с ним утешение и мир святой от Господа, в Котором почивает от сердечных трудов своих всякий обремененный ими. Мира, духовного утешения и спасения Вам желаю. 91 . Если Вы видите в себе, что Вы только слышатель Слова Божия, а не творец, то мыслями Вашими встаньте перед этим Словом Божиим, имеющим судить нас в последний день, как осужденная, и постарайтесь стяжать дух сокрушен и сердце сокрушенно, а когда можно, то и поплачьте при таком размышлении – и Господь помилует Вас. Не вдавайтесь в безнадежие, но при безнадежии на себя тем тверже уповайте на Бога. 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf О нерадении 54 Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что у подвизающихся брань бывает по трем причинам: от нерадения, гордости или зависти бесовской. Первые – окаянны, вторые – треокаянны, третьи – треблаженны. Примечательно, что те, у кого брань бывает по причине нерадения, названы Иоанном Лествичником окаянными. Многие недооценивают той опасности, которую несет в себе нерадение, и считают эту страсть пустяком. Конечно, брань от нерадения преодолеть легче, чем брань по причине гордости, но и она тем не менее может иметь серьезные последствия. Бывает, что человек имеет ревность к какой-нибудь одной добродетели, скажем к Иисусовой молитве. Однако при этом он не испытывает желания исполнять другие добродетели, которые, может быть, не имеют для духовной жизни первостепенной важности, однако дополняют Иисусову молитву, как бы окрыляют ее, делают ее жизнеспособной и действенной. Но когда человек что-то в своем духовном подвиге старается делать полностью, а что-то – лишь отчасти, он может подвергнуться тяжким искушениям или даже падениям. Например, имея усердие к молитве Иисусовой, он в то же время совсем нерадит о воздержании в пище. Я не говорю о том, что он обязан поститься так же строго, как египетские пустынники, но, безусловно, ревность к разумному посту должна быть. (Оговорюсь, что все следует делать с благословения.) Правда, благословение тоже можно получать по-разному: порой человек, постепенно поддаваясь действию страсти, начинает хитрить, лукавить и получает то благословение, которое ему выгодно и которое разрешает ему удовлетворять свои страсти, например чревоугодие, многоспание или пустословие. В любом монастыре подобных примеров сколько угодно. Казалось бы, это пустяки, но они могут оказать на жизнь человека очень серьезное влияние. Нас удивляет, что Иуда Искариотский отрекся от Христа, совершил грех предательства и богоубийства из-за тридцати сребреников – такой, казалось бы, ничтожной суммы. Но дело не в количестве денег, а в силе страсти. В Иуде страсть сребролюбия была столь сильна, что ему нужно было ее удовлетворить во что бы то ни стало; она заставила его довольствоваться даже такой малой суммой. И эта могущественная, так сказать, запущенная в нем страсть привела этого человека к страшному исходу. Спаситель шел тем путем, каким должен был идти, а Иуда стал бессознательным орудием исполнения Промысла Божия в деле спасения человеческого рода. Господь сказал о нем: Лучше было бы этому человеку не родиться ( Мф. 26, 24 ). Здесь речь идет о сребролюбии, но к таким же гибельным последствиям может привести и любая другая страсть. Бывает, что внешние проявления какой-либо страсти настолько незначительны, что совершаемые проступки кажутся ничтожными, а страсть, тем не менее, уже овладела всем существом человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Фреска 1312 года (отреставрирована в 1819 году): монахи со св.Иоанном Лествичником. Монасытрь Ватопед, Афон. 21 сентября 2013 г. О духовной и канонической ответственности рясофорных иноков Вопрос о рясофорном иночестве волнует очень многих, поскольку напрямую касается не только канонического статуса рясофорных иноков, но так же их внутреннего самосознания и понимания своей идентичности. О том, какое место занимает степень рясофора в монашеской традиции, об акривии и икономии применительно к монашескому  и рясофорному постригам доклад иеромонаха Диодора (Ларионова), подготовленный к предстоящей  богословской научно-практической конференции " Монастыри и монашество: традиции и современность " . Не имея возможности в настоящий момент составить полноценное исследование по проблеме рясофорного иночества и его канонического статуса, предлагаю некоторые замечания о духовной и канонической ответственности рясофорных иноков. На мой взгляд, данные замечания уместны в рамках начавшегося обсуждения духовных и канонических проблем, связанных с монашеским статусом, поэтому и вопрос о рясофоре заслуживает внимания как частный случай, поскольку речь, по сути дела, сводится к рассмотрению пункта IV.b проекта «Положения о монастырях и монашестве», в котором сказано: «Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена». В дискуссии по этому вопросу были предложены различные точки зрения: с одной стороны, многократно высказывалось пожелание различать «рясофорное послушничество» и «рясофорное иночество», со ссылкой на традицию, согласно которой рясофорное иночество есть первая ступень «единого монашеского пострига» (и здесь под рясофорным иночеством понимается приобретение канонического монашеского статуса), с другой стороны, отмечалось, что рясофорное иночество, то есть постриг по «Последованию одеяния рясы и камилавки», в который вкладывается смысл первой ступени монашества, — явление довольно новое, которое не предусматривалось канонами, а потому облачение в рясофор и не влечёт никакой канонической ответственности.

http://e-vestnik.ru/church/otvetstvennos...

13 апреля, 53 г. Глубокочтимый и дорогой Владыко! Получил милое Ваше Пасхальное приветствие, очень нас тронувшее; сердечное спасибо за неизменную Вашу о нас заботу! Очень тронуло меня и повторное усилие Ваше дать мне достойную творческую тему. Предложенная Вами сейчас – интересна чрезвычайно и сразу-же вызывает отклик в душе. Недостаток ее, однако, на мой взгляд, в том, что она, если можно так выразиться, слишком «профессиональна», слишком «спор славян между собою», а потому для читателя не-поэта – неинтересна. Не исключено, что в дальнейшем я в той или иной степени этой темой воспользуюсь; пока же что, посылаю, в порядке простого обмена мнениями, мои рифмованные суждения по этому вопросу, то, что на первых же порах пришло на ум. Поломал я голову над тем, устами какого из двух поэтов Вы сами, Владыко, глаголите! Логика говорит за то, как будто, что устами первого, а сердце – что устами второго. А не вернее ли будет сказать, что устами того и другого вместе?? Первый поэт, вообще, более напоминает мне не поэта, а священнослужителя, поскольку в словах его чувствуется, – ну как-бы сказать? – некая догматическая суровость, что-ли. Правильнее было-бы поэтому озаглавить прекрасное произведение Ваше не «Разговор двух поэтов», а «Разговор священнослужителя с поэтом», а еще вернее: «Разговор епископа сан-францисского (первый поэт) со Владыкой Иоанном (второй поэт)!! Есть у меня к Вам, Владыко, такой вопрос: объясните, пожалуйста, коротко мне, невежде, что такое собственно есть «Добротолюбие» (я имею ввиду книгу, в которую, если не ошибаюсь, входят писания различных отцов и учителей Церкви)? Издавалась ли эта книга в Америке и, в таком случае, не можете ли Вы меня ею снабдить, за что был-бы глубоко признателен? А писания святых Исаака и Ефрема Сирийцев, Григория Паламы , Иоанна Лествичника – доступны ли они? А что такое «Рассказы странника о молитве Иисусовой»? Я слышал, что эта книга была переиздана за-границей и переведена также на немецкий язык. И еще один вопрос: известен ли Вам протоиерей Николай Смирнов, проживающий в Аргентине? 6 На почве случайного знакомства его с моими книгами между нами завязалась переписка. Он, помимо всего, еще и фенолог. Работает над трудом о «строении Вселенной». На меня он производит впечатление человека значительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010