Ты любишь сласти земные – это превратность 49 : надо любить тебе бесконечную сладость, источающую все сладости, то есть Христа Бога, Пречистую Владычицу Богородицу; любишь красивые лица – превратно: люби прекрасно Создавшего их и люби ради прекрасно Создавшего, свято, о Господе; любишь земной блеск – опять превратность: ты должен любить небесную славу, для которой ты создан и которая будет вечна; ты любишь красоту одежд земных – это превратность: люби одеяние небесной славы, в которое облечет тебя Христос, если будешь соблюдать здесь Его заповеди, люби ту одежду чистоты и правды, которую ты получил от Духа Святого после крещения. С корнем исторгай из сердца своего гордость и лицезрение, или лицеприятие, и, не взирая на лица – простые ли они или знатные, необразованные или ученые, богатые или бедные, одинаково уважай их, ибо у всех одна человеческая природа, одинаковая душа и все от одного хлеба причащаемся. Не взирай на цвет кожи, смуглый он или белый, на речь – простая ли и грубая или образованная, на одежду – грубая она или тонкая, безобразная или благообразная, – это всё внешность, ничтожно: на внутреннее смотри. Внешнее: лицо, одежда и прочее – прелесть, плоть, земля, тлен, грязь; внутреннее: душа, сердце – то человек, истина, дух нетленный и бессмертный, по образу Божию. Истинные, обновленные христиане радовались, когда видели, что внешний их человек тлеет (болит или грубеет от трудов и старости), ибо внутренний обновляется тогда по вся дни ( 2Кор. 4, 16 ]. Не нежь плоти сластями – горе от того внутреннему человеку: брезгать начнет всем грубым – грубым, некрасивым лицом, одеждою, пищею, питием, нехорошей квартирой, [жилище бедное, убогое презирать будет, неприятного запаха отвращаться будет]. Помни, какой ты растленный грешник, да смиряйся искренно пред всеми, долготерпи ко всем, не раздражайся ни на кого. Пресыщенный и сластолюбивый человек озлобляется на голодных, просящих у него милостыни, и хорошо одетый на носящих раздранные рубища. Такое ослепление сердца достойно великих слез! Всеблагий и прещедрый Создателю наш, всеблагим и богатым промыслом управляй всяческая, как мы жестоко оскорбляем Тебя злобами своими, безумием своим, неблагодарностью своею! Но помилуй нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Февраль 1869 г. 10 февраля 1869 г. 10 февраля 1869 г. Благодарю Господа, укрепившего мя непреткновенно, бодро и смело совершить два брака в соборе и от пакостей дьячка Шахматова предохранившего меня. Впрочем, я за грехи мои терплю пакости от этого дьячка, который сделался рабом сатаны. Благодарю Господа, яко даровал мне слезы умиления во время воскресной (Неделя мытаря и фарисея) утрени, и омыл меня от грехов моих, наипаче чревоугодия и пресыщения, слезами покаяния, и литургию даровал совершить со многою силою, якоже просих Господа. Милуя нищих, имей в виду вечную милость Божию к тебе самому и домашним твоим. Все мы по природе вне благодати, прокляты вследствие первородного греха Адама, все под Божиим гневом и обречены на смерть, как исчадия греха и диавола, как отпавшие от Бога – источника жизни, святости, силы, света; мы омрачены, нечисты, скверны, немощны, мертвы; только благодать Иисуса Христа, Сына Божия, перерождает нас в чад Божиих и дарует нам освящение, просвещение и силу к деланию добра; только она духовно перерождает и воспитывает нас. Без благодати Божией мы – погибшие существа, хотя бы мы имели прекрасные природные дарования, знатность, род, богатство, всевозможные познания и даже гражданские добродетели и доблести. 10 февраля. 10 февраля. Благодарю Тя, Господи многомилостиве, яко даровал еси мне слезы покаяния и умиления во время литургии соборной на кладбище – целую тучу слез, и омыл еси сею благодатною банею первее в приготовлении к причащению, а потом и самыми животворящими Тайнами, и исполнил мя еси мира, святыни Твоей, дерзновения, здравия, мудрости. Слава чудесам Твоего милосердия, Твоей премудрости и Твоего всемогущества, яко не побеждаешися нашими грехами, аще и суть яко песок морский, и паче числа песка морскаго. Но когда иссушишь в нас, Господи, источник греха? Когда иссохнет это блато греховное, смердящее в нас? Когда будет в нас сердце чисто, ново и дух нов? Доколе пристрастия мирские? Доколе небрежение о горнем звании и Отечестве? Доколе злоба? Доколе гордость, зависть? Леность, рассеянность? Кто оплачет достаточно свои грехи и человечества, наипаче – христиан, которые должны быть род избран, царское священие... людие обновления [ 1Пет. 2, 9 ], – и на деле вовсе не таковы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Февраль 1 февраля Благодарю Господа, сподобившего меня вчера совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься чудных Его животворящих Таин во благо душе и телу моему. Двести десять поминаний было, и тридцать четыре рубля доходу Господь послал. За всё благодарение Господу. Благодарю Господа, сподобившего меня сегодня (1 февраля) громогласно прославить Его и Пречистую Богородицу и святых Его; смелость несколько раз колебалась от прилогов вражиих – я смущался и опять восставал благодатию Божиею. Согрешил я пред Богом, пред законом Его и пред ближними, наипаче нищими, что кричал на них, что не вовремя подходят за милостыней; скорбь и теснота постигли меня: я ко Господу обратился с искренним покаянием, и Господь по троекратном исповедании помиловал меня. Слава Его долготерпению, Его милосердию и правде. 1 февраля Благодарю Господа за неизреченную милость ко мне грешному в бодром, громогласном, умилительном, непреткновенном служении литургии и в неосужденном причащении святых, пречистых, небесных, бессмертных и животворящих Таин. Опять я в Господе всё имею. Но зачем же еще я сержусь, ярюсь, кричу на нищих, во множестве подходящих ко мне в разных местах? Зачем не с кротостию, не с радостию, не с любовию встречаю их? Зачем сержусь на жену за неисправности или за траты денег против моего желания, за неугождение мне? Разве должна любовь отпадать? Зачем я не радуюсь иногда воспитанию у себя детей-сирот, за которых, как любезных и дорогих Господу, Он, Господь, конечно не оставит и меня и наградит меня? Зачем негодую, что, не спросясь меня, жена всё держит и держит их у нас в дому, во всяком преизбытке, во всякой неге? Если и за чашу воды Господь обещал воздать верующим [ Мф. 10, 42 ], то тем паче за множество благ, которые чрез меня Господь изливает на этих малюток! А посторонний человек в доме для меня – нож острый: я сильнее ярюсь. Помилуй, исправи, Господи! Прости, Господи, что я скоромное блюдо (молочной каши с коровьим маслом) ел сегодня в пятницу. Это была прихоть моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Февраль 6 февраля 1866 г. Господи! Благодарю Тя, яко обновил мя еси после греховного растления Божественными Твоими Тайнами; славлю Твою благость, Твое долготерпение, Твои щедроты, Твое безмерное могущество, ибо Ты можешь, если восхощешь, и из гноя сделать злато. Я горд – и пред кем же? Пред отцом 26 моим, который в свою очередь смирен. Я вознослив и надменен – он кроток, как овечка. Помилуй мя, Господи! Научи меня кротости и смирению. Мы многие одно тело ( 1Кор. 10, 17 ): возлюбим друг друга, возлюбим родителей своих, присных, знакомых, врагов, друзей – всех. Сам ем с жадностию сласти, и много, – если другой у меня позволяет себе это, даже отец или жена, внутренно негодую на это, печалюсь, малодушествую, унываю, полагая в сластях жизнь свою, отступая сердцем от Господа и ближнего. А не сновидение ли ночное все сласти земные? Ей, так. Един источник жизни нашей – Иисус Христос со Отцем и Духом Святым, един Промыслитель и Попечитель наш. На Него единого всё упование возложим, Его единого возлюбим и друг друга в Нем. Всё останется, когда умрем. Будем довольны тем, что Бог дал ныне. Пренебрежем всем земным как сором: всеми сластями, деньгами, драгоценностями и [прочим]. Доколе беснование пищею и питием, доколе лакомство, доколе жадность, пресыщение, жалость другому, скорбь о потреблении, трате? Доколе пристрастие к сору? Либо Бога, либо сласти любить, то есть одно что-либо, – оба вместе нельзя: сердце едино и просто. Дух привязанности к земным сластям, жадности к ним есть дух диавола. Без числа испытано. Общий недуг наш – пристрастие к земным благам. Когда враг раздувать будет в сердце негодование и озлобление на поющего в церкви прихожанина, скажи ему: в псалме сказано: Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте [ Пс. 46, 7 ]. Пусть поют все, кто хочет. Ты , о диаволе, по гордости и злобе своей не можешь петь Господу и хочешь, чтоб и другие не пели, – не будет этого. Поим Господеви, славно бо прославися [ Исх. 15, 1 ]. Пение прихожанина – один пустой нелепый предлог бесовский к ненависти против ближнего и к нашему томлению, как пища и питье, особенно сласти, у него служат таким же предлогом к тому, чтобы ненавидели и презирали ближнего. Человекам мирским не угождай, а служащим Богу, поющим Его угождай. Блинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Час гнева – час безумия: Святитель Игнатий (Брянчанинов) о воспитании детей Святитель Игнатий (Брянчанинов) Ни для кого не секрет, что в наше время остро стоит проблема воспитания в самом широком смысле. А неверное воспитание – это, в числе прочего, и неверное направление детей. И это направление приносит зачастую весьма уродливые плоды. Школа же все дальше дистанцируется от задач воспитания подростков, возлагая его целиком и полностью на родителей. Однажды я наблюдал такую картину. На школьном дворе во время субботника ученики 6–7-х классов убирали листву. Точнее, должны были убирать. На самом деле этим занималась их учительница с немногими девочками. А ребята в нескольких метрах от них стояли кучкой и, не скрывая этого, курили. Учительница при этом делала вид, что ничего не замечает. Современная школьная система образования постепенно теряет свою педагогическую составляющую и, как правило, преследует цель дать лишь определенный объем информации, не заботясь о ее приложении в жизни. Но педагог (греч. paidagogos – «ведущий ребенка») – это, прежде всего, воспитатель. Совсем позабыт и исконный смысл слова «образование». А ведь дать образование человеку вовсе не означает напичкать его массой ненужной ему информации. О такой педагогической ошибке писал еще в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов): «Излишество познаний отнимает у них качество. Ум человеческий, если представлено ему будет обширное поприще деятельности в длину и ширину или на поверхности, никак не может действовать в глубину. Или ум, приобретая во множестве познания, не может приобретать познаний основательных» . Дать образование – значит вместе с передачей знания сформировать нравственный стержень, дать правильное образование сердцу человека и, таким образом, направить человека благоразумно идти по жизни. «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце: на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского» (праведный Иоанн Кронштадтский). С этой точки зрения, задачи образования сродни воспитанию. Педагог, учитель, воспитатель, родитель – все это служения творческие, призванные дать человеку вместе с определенным объемом знаний и правильное направление, обучая его применению знаний с пользой для своей семьи и общества.

http://pravoslavie.ru/put/30237.htm

Часть 1 – Ванечка, что ты в ручке держишь? Что это у тебя? – Ка-фе-тка... – Конфетка? Мама осторожно разогнула нежные, тонкие пальчики малыша. На ладошке лежала тёмно-вишнёвая прозрачная горошина... Женщина, быстро окинув взглядом кухню, заметила на полу помятую коробочку из-под лекарства. Тихо, мягко, чтобы не испугать ребёнка, она спросила: – Ванечка, а где остальные конфетки? – Съел... Мальчик поднял глаза на маму и хотел уже было улыбнуться, но... Почему же мамочка такая белая, а глаза такие, будто она увидела что-то очень страшное? И Ваня, уткнувшись лицом в мамину юбку, заплакал. Внезапно ножки его ослабели, перед глазами замелькали какие-то светящиеся точки, дыхание перехватило, а сердечко будто сжала чья-то невидимая рука... – Мамочка, мамочка! – закричал он и медленно, как во сне, опустился на пол... Когда приехала " скорая " , Ваня уже не плакал. Он лежал бледный и широко раскрытыми глазами, отрешенно смотрел куда-то, как казалось маме, в даль... Промывание желудка не помогло: видимо, препарат уже впитался. – В больницу! Срочно! – распорядился доктор. По дороге малыш потерял сознание. В приёмном покое дежурный врач объяснил: то количество сердечных таблеток, которое съел Ваня, является для него смертельной дозой, а потому... Словом, он не может обещать, что ребёнок останется жить. – Мальчика отправили в реанимацию [ 1 ]. Врачи сделают всё возможное. Часам к шести вечера что-то, быть может, прояснится. А пока вы сыну помочь ничем не сможете. Идите домой,– и врач, резко повернувшись, ушёл. " Как " ничем " ? Как " домой " ? Почему не могут обещать? А кто может помочь? Господи! Куда идти?! Сыночек мой! Маленький мой!.. Единственный мой! " ... Она не знала, что делать... Она не знала, куда идти... Она не знала, к кому идти... Не подозревала она и того, что Промыслом Божиим она окажется там, где ей смогут помочь... Медленно, бесконечно тянулись часы... А мать всё бродила по сумрачному ноябрьскому городу. Мокрый, холодный снег бил в лицо. Мысли, одна горше другой, разрывали голову... Неужели его маленькое, хрупкое тельце будет лежать в этой ставшей чужой, промёрзшей насквозь земле?..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Часть III. Пастырская личность § 1. Две основных предпосылки пастырского служения В недавно изданной моей книге «Пастырское богословие» (Мюнхен 1962. Выпуск первый.) было выяснено, что сущность пастырского служения есть душепопечение в смысле попечения души пастыря о наличии и успешности внутренней (и с этим неразрывно связанной внешней) борьбы со грехом душ пасомых. Там же было установлено, что всякое попечение души отдельного христианина о наличии и успешности внутренней борьбы со грехом в душах своих собратьев христиан может рождаться и возрастать только на почве интенсивной внутренней борьбы со грехом в самой душе такого христианина, причем степень интенсивности этого попечения возрастает в зависимости от степени интенсивности его внутренней борьбы со грехом в себе. Пастырское душепопечение есть самое интенсивное (как установлено там же) и потому оно возможно только на почве самой интенсивной борьбы со грехом в его собственной душе. Таким образом, самая первая предпосылка пастырского служения есть самая интенсивная борьба со грехом в душе пастыря. Это самым ярким образом проявилось на примере в жизни и деятельности самого выдающегося пастыря Русской Церкви, – отца Иоанна Кронштадтского , о чем свидетельствует его Дневник «Моя жизнь во Христе» и его собственные признания в двух беседах с со-пастырями. Здесь он засвидетельствовал следующее. «О, как должен священник удаляться от плотских наслаждений, да не соделается плотью, в которой не пребывает Дух Божий. Какая от нас требуется вера… какое внимание к себе непрерывное, какая чистота сердца… должны быть день и ночь на страже, и себя и своих паств. Я строго слежу за собой, за своим внутренним деланием… ем я и пью я умеренно, и живу воздержанно… я стал стараться сколько возможно глубже познать самого себя, т. е., свою душу, свою природу, свои немощи и недостатки. Я поставляю себе за правило записывать… ту внутреннюю борьбу, которую я веду сам с собой… всегда следя за собой и все более и более познавая себя…, а также научаясь смотреть и на других людей с любовью сочувственно, с готовностью всегда во всем помочь им…, чтобы подавить в себе все нечистое, худое и быть всегда готовым обращаться к Богу, я стараюсь всегда усиленно следить за своим сердцем и подавлять все нечистые желания сейчас же, как только замечу их. Дело непрестанной внутренней борьбы с собой вначале крайне трудно. Молитва должна быть постоянным нашим спутником. И я всегда поддерживаю в себе постоянное молитвенное настроение. Молитва, – это жизнь моей души, без молитвы я не могу быть… могу очень быстро сосредоточиваться в молитве. Жизнь моя, – это долгая, упорная и непрестанная борьба с самим собой и каждый из вас (пастырей) может достигнуть таких результатов, если постоянно будет следить за собой с целью борьбы со своим ветхим человеком и с духами злобы».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Январь 1869 г. 7 января. 7 января. Благодарю Господа, удивившего на мне милость и силу Свою во время литургии по молитве моей и сокрушившего во мне всю силу вражию и даровавшего мне в очищение грехов, в освящение, в мир и сладость причаститься Божественного брашна. Благодарю Господа, спасшего меня несколько раз от озлобления моего, от блудного жала и от корыстного жала (двои крестины, соборование Голубева с В. М. Ярославцевым). Славно прославися во мне Христос Бог мой. Божественное Тело и Кровь обновляет меня, оживотворяет, очищает, освящает, умиротворяет, услаждает, укрепляет душу и тело. Совершение Божественного Крещения – также. Благодать работать Господу. Значит, это диавол производит в нас всегда страшные козни, чтобы не допускать нас достойно служить Господу. Почему Иисус Христос и Пресвятая Богородица пишутся по правую и по левую сторону Царских врат? Припомни слова Господа: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется [ Ин. 10, 9 ]. То же и о Владычице разумей. Почему священнослужители отворяют и затворяют Царские двери? Потому что они дверники Царства Небесного и им дана от Господа власть отворять и затворять людям Царство Небесное. Диавол своим всепагубным, адским дыханием омрачает сердечные очи, утесняет душу, как бы сковывает ее, непрестанно обольщает грехами различными: гордостию, тщеславием, злобою, завистию, скупостию, любостяжанием, чревоугодием и жадностию, наводит уныние, страх, сомнение. Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети: побеждающий бо от зде возносятся 48 . Вы, страдающие от пресыщения и пиянства, картежной игры и курения табаку, отдайте то, что излишне для вас – рубли и копейки, которые вы употребляете на свои излишества, нищим, да здравы будете душевно и телесно. Искупите грехи ваши милостынею. Еще ли я с жадностию бросаюсь на этот сор, еще ли я обременяю себя пищею и питием, еще ли жажду денег, одежд тленных? еще ли палат широких? О, жизнь нетленная, небесная! Когда я возжелаю тебя всем сердцем и возненавижу жизнь тленную, перестав любить тление? Когда испраздню похоть плоти и похоть очей и гордость житейскую?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Январь 1 января 1873 года Благодарю Господа, отъявшего беззакония моя и грехи мои очистившего и всего меня оживившего чрез причащение Божественных и животворящих Его Таин во время поздней в думской церкви литургии. Благодарю Господа, многократно помиловавшего душу мою, каявшуюся в содеянных внутренно грехах, отъявшего смятение и тесноту и даровавшего мир животворный и сладостный. Благодарю Господа и ныне поздним вечером, когда Он даровал мне слезы умиления и покаяния в напасти моей – глухоте и оживил душу мою прежде дарования слуха. Буду ожидать Его милости в отверзении у меня слуховых органов. 2 января Благодарю Господа, умирившего, свободившего и возвеселившего меня в причащении Божественных и животворящих Его Таин – Пречистого Тела и Крови. Благодарю Господа, спасшего меня от насилия бесчестия, гибельности страстей моих, когда я взываю к Нему сердечно. Так, сегодня спасен я от злого уныния и зависти сестре Анне К., покоящейся у меня без труда со своими птенцами и прислугой. За это я осудил сам себя. Силен был прилив зла к сердцу – потоп. 3 января Благодарю Господа, утешившего меня, непотребного, приобщением святых, животворящих Таин Своих. Параскева Ивановна, сестра печника Ковригина, дала мне вчера урок, сказав, что всякое доброе дело, если делается без любви, во вражде, не приемлется Богом, а я, окаянный, так делал нередко, например, по отношению к жениной сестре Анне К. и к некоторым нищим. Правое дело делается правильно. Да и отец Вас. Чернявский как-то на обеде сказал мне пред всеми, что милостыня моя вся гроша не стоит. И правда, иная милостыня такова, ибо подаю с смущением, молвою, горячностию, неохотно, презрительно. Исправи, Боже милосердия и щедрот! 4 января Господи Человеколюбче! Благодарю Тебя за утешение, свободу, пространство душевное, ниспосланные мне Тобою в причащении пречистых, животворящих и страшных Твоих Таинств. Последняя сорокоустная обедня за упокой Петра Григорьевича Сидорова. Господи! Что делать мне? Вот, всякий раз, когда я приду домой, мне приходит на ум и тяжело ложится на сердце ежедневное бездействие, каждодневная лень моей нахлебницы, Анны К., и возмущаюсь я духом, и мира нет у меня и любви в сердце. Рассуди, Господи, между мною и между сестрою сею. Или [предаждь] мне ее совершенно в волю Твою, во вразумление и наказание Твое! Ибо вот я не могу [видеть] спокойно праздности. Или я вижу сучец во оце сестры, бревна во оце своем не видя? Или это есть пакость диавола, ищущего внести вражду в дом наш чрез мое нетерпение? Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Даждь мне всё терпящую любовь, всё покрывающую, долготерпящую. И мне Ты, Господи, ежедневно долготерпиши! И я в лености житие мое иждих и иждиваю. Господи! Благоустрой жизнь нашу. Научи нас творить величайшее жизненное дело – дело любви взаимной, долготерпения, милосердия, беззавистности, доброжелательства, смирения, нестяжания. 4 января

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Январь 21 января 1866 г. Сегодня был у Ильи Петровича, беседовал с ним благодатно. Молился иконе Владычицы, и услышала меня Пречистая, Всеблагая! А вечером вот согрешил – ударил девочку бедную по щеке за неотвязность, хотя сам у Господа прошу ежедневно милости неотвязно, и Он не только не гневается, а еще одобряет и любит меня за это. Невер! Помоги мне, Господи, отселе ни на кого и ни из-за чего не раздражаться! О, окаянный я! Других учу не раздражаться, а сам раздражаюсь! Других учу всё за сор ставить: деньги, сласти и пр., а сам высоко ценю их и из-за них ближнего оскорбляю, бью или мыслю о ближнем зло, внутренно враждую против него, думаю и то и другое, что он в праздности живет, пустыми делами занимается и пр., хотя сам хуже всех и первый не стою даже куска хлеба! Пред низшими и нищими мы часто презорливы и дерзки, а пред высшими и богатыми и знатными раболепны, подобострастны, мягки. Зачем мы следуем правилам, привычкам, обычаям мира прелюбодейного и грешного? Боже мой! В мире бывает всё противно Евангелию, всё противно правде Твоей. За что бедные и незнатные, достойные особенного сожаления, презираются? За что богатые, часто недостойные почтения, почитаются? К чему это кумирослужение во христианстве, где нет ни Еллина, ни Иудея... раба, свободного, но все и во всем Христос [ Кол. 3, 11 ]? Внушить ученикам, как люди бедственно погибают без веры и благочестия. Чебункин – офицер, из Штурманского училища вышедший. Я учу вас вере и добрым делам. Научил ли? Сделаем опыт, испытание. Так испытывают вещи, [...] и разные инструменты – карандаш, перо и пр. Хотя мы и грешны, а все говорим Отцу Небесному: Отче наш, и Он нас нарицает также детьми, потому и ты не сомневайся называть детьми учеников своих и прихожан, хотя они и согрешают против тебя: ведь и у них, как и у тебя, есть подстрекатель ко злу – диавол. Не бойся зла их. Неумолимая нужда заставляет нищих быть нахальными в прошении милостыни. Ни рыбы, особенно сырой, ни мяса не ешь, а яйца и молоко. Хорошо кушать пироги со свежей капустой (и рыбой) и с сухой малиной. Клюквенный морс с чаем и черным хлебом хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010