Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 14. Святой апостол Андрей Первозванный (13 декабря) Христос. Николай Гумилев Он идет путем жемчужным По садам береговым, Люди заняты ненужным, Люди заняты земным. «Здравствуй, пастырь! Рыбарь, здравствуй! Вас зову я навсегда, Чтоб блюсти иную паству И иные невода. «Лучше ль рыбы или овцы Человеческой души? Вы, небесные торговцы, Не считайте барыши! Ведь не домик в Галилее Вам награда за труды – Светлый рай, что розовее Самой розовой звезды. Объяснение праздника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими, Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий». Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви – что значит учитель, – где живешь?» Говорит им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т. е. Петра, и говорит ему: «Мы нашли Мессию, что значит Христос» – и привел его к Иисусу. В другой раз Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: «Идите за Мной, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» – и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея ( Ин. 1:35-41 ; Мк. 1:16-18 ). Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире: дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, – сделался ничтоже имущим, стяжав самое дорогое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовал за Ним до конца жизни своей.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   16 (29) июля Преподобномученик Ардалион (Пономарев) Преподобномученик Ардалион родился 22 июля 1877 года в селе Романовском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье псаломщика Ипполита Пономарева и в крещении был на­речен Александром. В 1899 году он окончил Пермскую духовную семинарию и был рукоположен во священника к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда той же губернии и назначен законоучителем в земское начальное учили­ще. В 1900 году он был переведен в Сретенский храм Пышминского завода и определен преподавателем Закона Божия в Мини­стерское начальное училище, в Сарапульское земское училище в деревне Сарапулке и заведующим и законоучителем церковно­приходской школы. Летом 1905 года отец Александр вместе с духовенством Екатеринбурга участвовал в течение трех дней в богослужениях, совершавшихся протоиереем Иоанном Кронштадтским в храмах города. В 1910 году отец Александр был назначен заведующим Ека­теринбургской епархиальной псаломщицкой школой, а в 1912 году – шадринским уездным миссионером и членом Шадринского отделения Екатеринбургского епархиального учи­лищного совета. В 1914 году за миссионерские труды он был награжден грамотой Святейшего Синода, в 1915м – назначен законоучителем Шадринской учительской семинарии, в 1917м – директором семинарии. В 1918 году отец Александр был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви Ревдинского завода в Екатеринбургском уезде, а в 1920м – настоятелем Александро-Невской церкви в городе Екатеринбурге, построенной купцом П.В. Лузиным и потому местными жителями называвшейся Лузинской. В 1923 году отец Александр был назначен настоятелем Успен­ской церкви при Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге и в том же году возведен в сан протоиерея. Образование в это время было уже монополизировано государством и, соответственно, стало целиком атеистическим, и перед священником встала трудная задача – каким образом дать полноценное образование своим младшим детям. Составив программу для обучения детей, он об­щеобразовательные и вероучительные предметы преподавал сам, а уроки математики, химии и физики дети брали у частного пре­подавателя.

http://fond.ru/foto/1604/Ardalion/

С. Девятова Скачать epub pdf Схииеродиакон Антоний (Семенов) (1913–1994) Старец Антоний (в иночестве Алексий) прожил долгую жизнь, наполненную тяжкими страданиями и беззаветным служением Господу. В 1937 г. он был репрессирован, подвергся страшным истязаниям в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. Ему чудом удалось избежать расстрела. Он многие годы странствовал по России, после войны старец подвизался в Таганроге, Ростове-на-Дону, Гатчине, Ленинграде, в последние годы жизни – в подмосковном г. Жуковском, везде окормлял множество духовных чад. Схииеродиакон Антоний (в миру Александр Дмитриевич Семенов) родился 6/19 августа 1913 года в приволжском селе Елаур Сенгилеевской волости Сызраньского уезда Симбирской губернии, в благочестивой крестьянской семье. Его отец, Дмитрий Федорович Семенов, происходил из зажиточной чувашской семьи. Мать будущего отца Антония, Наталья Алексеевна, была родом из чувашского села Букоель. (В семье было семеро детей.)  Няня будущего подвижника была женщиной  набожной, она учила мальчика грамоте с пяти лет по духовным книгам. В семилетнем возрасте Александр  уже  читал «Часы» в церкви. В начале XX века отец и дедушка Саши по материнской линии ездили на пароходе в Саратов. В кафедральном соборе им посчастливилось встретиться со святым праведным Иоанном Кронштадтским , который благословил их бросить имение и спасаться бегством от грядущих революционных перемен. В 1918 году Семеновы продали свое имущество и поплыли вверх по Волге. В Чебоксарах Семеновы сошли с парохода на берег и далее ехали неделю на лошадях. Обосновались в десяти километрах от райцентра Шемурши, в окруженном лесами селе Какерли-Шигали, название которого с чувашского переводится как «Рыжий камень». В селе стояла красивая деревянная трехпрестольная церковь во имя Архангела Михаила. В храме шли продолжительные ежедневные службы по монастырскому чину, служил отец Григорий, выпускник Саратовской духовной семинарии. Отец Александра вскоре стал приходским старостой, по его настоянию с сентября 1919 года Саша перестал посещать школу, он  продолжил обучение у отца Григория. С ним он прошел программу пяти классов, а также основы православия. Родители хотели, чтобы Саша стал священником, и в 1925 году они отдали двенадцатилетнего сына в Седмиозерную Богородичную пустынь близ Казани. В этом монастыре находилась Духовная семинария и при ней училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Иоанновский женский монастырь основан в 1900 году выдающимся молитвенником и чудотворцем Земли Русской, протоиереем Кронштадтского собора святого апостола Андрея Первозванного отцом Иоанном Ильичом Сергиевым (нареченным народом Кронштадтским). В 1899 году на своей родине, в селе Сура на реке Пинеге в Архангельской губернии, Иоанн Кронштадтский основал Иоанно-Богословскую общину. Обитель была очень бедна, поэтому для ее поддержки отец Иоанн решил приобрести в столице участок земли и выстроить на нем подворье с храмом и часовней. Небольшой участок земли на берегу Карповки для постройки пожертвовал потомственный почётный гражданин С. Г. Раменский. Закладка подворья состоялась в мае 1900 года. Вскоре была выстроена деревянная часовня. В сентябре началось строительство каменной обители в византийском стиле по проекту Николая Никонова. Монастырский комплекс стал крупнейшим петербургским произведением архитектора. Строительство двинулось так живо, что к концу года обширное главное здание с двухэтажным храмом внутри было доведено до чердачных перекрытий. В следующем году над зданием поднялись округлые шлемовидные " древнерусские " купола на широких барабанах с полуциркульными романскими арками. Строительство большого пятиглавого храма продолжалось до 1902 года. Осенью 1902 года отец Иоанн обратился в Синод с просьбой о переименовании Сурского подворья в самостоятельный женский монастырь во имя Святого Иоанна Рыльского, которая была удовлетворена. В дальнейшем в комплекс вошли пятиэтажный жилой дом, лазарет, иконописная мастерская и хозяйственные постройки. Все строения решены Н. Н. Никоновым единым " блоком " , не поддающимся расчленению. Целостность композиции подчеркнута идентичным построением фасадов образующих ее зданий. В облике монастыря ясно ощущается воздействие византийских прототипов. Стены облицованы керамической плиткой в два тона. Кровля куполов ранее была покрыта блестящей поливой белого, зеленого и синего цветов.

http://sobory.ru/article/?object=00751

Санкт-Петербург. Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове. Проект создан под влиянием  церкви Христа Спасителя в Борках (1889-1894; арх. Р.Р. Марфельд, утрачена). По образцу Гутуевской церкви построены: По незначительно переработанным проектам построены: Карта и ближайшие объекты Санкт-Петербург. Церковь во имя Богоявления Господня на Гутуевском острове. Чудесное спасение Императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом вызвало в стране строительство множества храмов, посвященных этому событию. Решили отметить это чудо и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, населявшие Гутуевский остров и устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт. Вначале была задумана каменная часовня, но, поскольку приходская церковь стояла далеко, целесообразнее показалось выстроить большой деревянный храм. Гражданский инженер С.И. Андреев уже составил его проект, когда местный фабрикант И. А. Воронин пожертвовал 100 тыс. руб. на каменную постройку - деньги по тем временам немалые, оговорив размещение в ней семейной усыпальницы. Работу над проектом храма на 1400 человек поручили молодому архитектору Василию Косякову, который не только блестяще справился с задачей, но и выполнил ее чрезвычайно быстро - всего за месяц! Еще быстрее собрали пожертвования на постройку храма. Проект Гутуевской церкви явился ярким примером расцвета так называемого " русского стиля " храмовой архитектуры в конце XIX века. Многие считают Николая I духовным отцом этого направления, которое, опираясь на архитектурно-художественные традиции XVI - XVII веков, во второй половине прошлого века фактически было узаконено и государством, и церковью. В проекте В. Косякова были соблюдены все каноны планировки православного храма типа " корабль " : постройка вытянута с запада на восток и состоит последовательно из паперти, колокольни с притвором, трапезной, ядра храма, главного алтаря с примыкающей к апсиде с востока часовней и двумя симметрично расположенными с севера и юга приделами. Гражданский инженер В.А. Косяков и инженер Б. К. Правдзик, приняли за образец церковь, возводившуюся на ж/д станции Борки, неподалеку от Харькова, которая была заложена в 1889 году (автор проекта - академик архитектуры P.P. Марфельд). В 1897 году Богоявленский храм был вчерне готов. 29 апреля 1899 года митрополит Антоний вместе с отцом Иоанном Кронштадтским освятил главный придел, а 18 июля того же года был освящен левый придел преподобного Иоанна Постника в честь жертвователя, обещавшего также построить богадельню и приют. Правый придел храма был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00706

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил установление дня празднования памяти обретения мощей преподобного Арсения Коневского марта 2016 17 марта совершилось историческое событие для Выборгской епархии и всей Русской Православной Церкви. По благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла установлен день празднования обретения мощей преподобного Арсения Коневского 28 мая. Святой особо почитается как покровитель Выборгской епархии. Благословляется установить празднование обретения мощей преподобного Арсения Коневского 28 мая по новому стилю и внести эту дату в официальный календарь Русской Православной Церкви. В 1990 г. монастырь был возвращен Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. 28 мая 1991 г. на остров прибыл архимандрит Назарий (Лавриненко) (ныне епископ Кронштадтский) , назначенный митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), наместником монастыря. В 1991 г. под полом нижнего храма обретены мощи преп. Арсения - ныне главная святыня монастыря. Впоследствии для них была устроена резная рака. Сегодня священноархимандритом обители является епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , наместником - игумен Александр (Арва) . Продолжается комплекс работ по возрождению Коневского мужского монастыря. В главном монастырском храме, построенном во имя Рождества Пресвятой Богородицы, возрождается иконостас. Своим пожертвованием на иконописание и благоукрашение икон в храмовом иконостасе может принять участие каждый. Узнать больше и пожертвовать онлайн можно на сайте Коневского мужского монастыря . На фото - Икона преподобного Арсения Коневского с житием из собора Рождества Богородицы Коневского монастыря . О преподобном Арсении Коневском из агиографической литературы и преданий известно немного. Житие преподобного говорит, что он был уроженцем Великого Новгорода, искусным ремесленником и немало преуспел в ковке медных сосудов. В возрасте примерно 20 лет он ушел в новгородский Лисогорский монастырь, где в 1379 году принимает монашеский постриг.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

Скачать epub pdf Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году. Выходец из старинного дворянского рода – он был правнуком знаменитого адмирала В. Я. Чичагова (1726–1809), одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком П. В. Чичагова (1767–1849), морского министра России, видного участника Отечественной войны 1812 года (смотри список использованной литературы: 2, с. 13). Леонид Чичагов получил образование в Пажеском корпусе и Артиллерийской академии (2, с. 13). Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Л. М. Чичагов совершает при осаде Плевны чудеса храбрости, распорядительности. Сам генерал-лейтенант М. Д. Скобелев отмечает его имя в приказе по армии. Главнокомандующий армией Великий князь Николай Николаевич старший возлагает на него Георгиевский крест (1, с. 10) – знак военной храбрости и самоотверженности. Военную службу Леонид Михайлович сочетал с историко-литературной деятельностью. События, связанные с освобождением Болгарии, Л. М. Чичагов описал в книгах «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров». В 1879 году он женился на Наталье Николаевне Дохтуровой – внучатой племяннице Д. С. Дохтурова – героя Отечественной войны 1812 года. К этому времени относится его знакомство с протоиереем Иоанном Кронштадтским , канонизированным на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1990 года. В духовном послушании у святого праведного отца Иоанна он находился тридцать лет (2, с. 14) и свое отношение к духовному руководителю выразил в следующих словах: «В Бозе почивший, дорогой нам всем отец Иоанн Кронштадтский , великий праведник и всероссийский молитвенник, истинный друг всех страждущих и обремененных, всегда останется близким сердцу русского народа и чистейшим источником вдохновения для служителей и предстоятелей у престола Божия» (10, с. 207). Военная карьера не удовлетворяла Л. М. Чичагова. Он с детства отличался необыкновенной религиозностью, чему способствовало раннее сиротство. Он в детстве потерял родителей и, по его словам, «привык искать утешение в религии». «Я никогда не забывал, – говорил он, – молитвенно простирать руки к Богу в надежде на Его милосердие и всепрощение» (5, с. 128).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Скачать epub pdf Слово в день праздника преподобного Иоанна Рыльского Чудотворца (к тысячелетию со дня его успения) Будем свято хранить заветы прп. Иоанна Рыльского. Ныне св. Церковь празднует память прп. Иоанна Рыльского Чудотворца. Сей великий угодник Божий является одним из самых драгоценных духовных сокровищ Болгарии. Прп. Иоанн есть слава и красота Болгарской Церкви. Его свет благодатный льется далеко за пределы Болгарского государства. Он чтится, помимо Болгарской, всеми Православными Церквами, и в особенности Церковью Русскою. В России есть город Рыльск, который основан в честь прп. Иоанна Рыльского. По окончании освободительной войны церковные и гражданские власти Болгарии подарили Русской Церкви десницу своего великого Рыльского Чудотворца, которая до сих пор находится в России. Но особенно прп. Иоанн стал почитаться в русской земле с появлением у нас великого светильника Церкви о. Иоанна Кронштадтского , носившего его имя. Благодатная слава великого нашего пастыря в значительной мере обязана его небесному покровителю прп. Иоанну Рыльскому. О. Иоанн Кронштадтский очень любил его, подражал его равноангельской жизни и в знак своего глубокого благоговения к нему созидал в честь прп. Иоанна храмы и престолы в церквах. Нельзя не обратить внимания, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, на то поразительное сходство, которое наблюдается в жизни этих великих праведников. Так, св. Иоанна Рыльского весьма почитали и чтут не только чада Болгарской Церкви, но и инославные. Из его жизнеописания известно, какое дивное исцеление получил некогда от мощей прп. Иоанна Острогомский архиепископ. К этим св. мощам с верою прибегали в своих недугах даже магометяне и получали исцеление. До сих пор в музее Рыльской обители хранятся огромные свечи от пола до потолка – дар турецких султанов за чудесную помощь, оказанную им прп. Иоанном. То же самое наблюдалось и в жизни о. Иоанна Кронштадтского . Его свято чтили не только русские православные люди, но и инославные. К о. Иоанну обращались и татары, во множестве живущие в нашей России. Он возносил о них свои молитвы, и Господь ради этих чудодейственных молитв исцелял их.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Содержание Женатый «жених» Покаяние обновленца Отзыв патриарха «Настоящее христианское время» Как владыка Фаддей спрятал хлеб под подушку Божия Матерь заступилась Обретение мощей     От проповедей архиепископа Фаддея – кратких и живых – не уставали даже дети. Он не имел секретаря. Подчиненных никогда не ругал, но даже обновленцы ему каялись. Память 26 октября Будущий священномученик Фаддей (1872–1937) родился в многодетной семье потомственного священника. Его дедушка почитался людьми как молитвенник. Из девяти внуков ближе всех ему пришелся Ваня, которого он ласково называл «архиереем». Что, в конце концов, и сбылось. Учась в Духовной академии, однажды Иван спросил у отца: «Мне все говорят о монашестве, но в монашестве человек отделяется от людей, так как монах закрыт в стенах монастыря…» Отец-священник ответил: «Нет, он не отделен от людей, только он служит людям особенным образом». Ивану Успенскому посчастливилось побывать на литургии, которую служил святой Иоанн Кронштадтский . «За обедней о сне речи не было и от прочего был храним в молитве с о. Иоанном, которого образ не выходил из ума …», – писал он позже в своем дневнике. После окончания учебы Иван принял монашеский постриг. В 1908 году, в 36 лет, стал епископом. Женатый «жених» Помогал владыка Фаддей и добрым советом, и молитвой. Люди заметили, что если попросишь о чем владыку – помощь идет. Как то раз к владыке Фаддею пришла мать невесты накануне свадьбы – просить благословения. Она с гордостью поделилась, что ее дочери встретился богатый жених, который преподносил дорогие подарки. В ответ на просьбу матери архипастырь сказал: «Подождите немного. Подождите две недели». Женщина возмутилась, так как уже был приготовлен стол и приглашены гости. Но владыка попросил подождать. Мать семейства побоялись ослушаться архиепископа и отложила торжество на две недели. На четырнадцатый день приехала жена «жениха» с двумя детьми и забрала мужа домой. Много и других случаев чудесной помощи людям вспоминают очевидцы из жизни святого архиепископа Фаддея. Однажды, когда Волга вышла из берегов и угрожала затопить поля, жители этих мест обратились за помощью к архиепископу Фаддею.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Содержание Предисловие Истолкование Евангельского учения о Суде 1. Цель земной жизни – научиться любить Господа. О страхе 2. Мучения грешников – естественное состояние их собственной души 3. Страшный Суд – полное явление и приближение Творца к творению Своему 4. Причина страданий – следствие самопроизвольного отречения от Божественной любви 5. В чём состоит цель сошествия Христа во ад? 6. Что такое ад? 7. Что делает человека свободным и кто такие «сыны противления»? 8. Что называется хулой на Духа Святаго? 9. Что такое частный суд Божий? О существовании души после смерти 10. Прохождение мытарств как путь самопознания души 11. Что означают слова Спасителя об «обителях Отца»? 12. Учение Церкви о силе молитв за умерших 13. За кого запрещает молиться св. Церковь? 14. О последнем Суде и участи человека после Второго Пришествия Христова а) «Книга жизни» Апокалипсиса как предопределение, то есть предведение Божие б) Мучения грешников как свободное их противление истине в) Суд над каждым будет различен по мере познания им добра и истины г) Самоосуждение как единственно возможный над человеком вид Суда 15. Святые как судьи Вселенной 16. Притча о богатом и Лазаре 17. Когда исправление невозможно? 18. Что такое адский огонь (объяснение некоторых труднопонимаемых изречений св. Писания) 19. Что значит вечность адского огня? 20. Что означает гнев Божий? 21. О воскресении тел Заключение     Автор этой книги – священномученик Андрей, епископ Уфимский (1872–1937), известный миссионер и богослов. В юности произошла его встреча со св. прав. Иоанном Кронштадтским , которая и побудила его, несмотря на блестящие перспективы военной карьеры, принять решение о служении Богу. По окончании М.Д.А., он принимает постриг в мантию и рукоположение в сан иеромонаха. В 1907 году состоялась его хиротония во епископа. В 1918 г. он руководил духовенством 3-й армии адмирала А. В. Колчака. С 1920 года вплоть до мученической кончины Владыка неоднократно пребывал в заключении. С 1922 по 1933 годы по благословению св. Патриарха Тихона при участии епископа Андрея было тайно хиротонисано около 40 архиереев, большинство из которых приняли участие в организации Катакомбной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010