Воспоминания о владыке Наталья Рейнгардт Два святителя Воспоминания о митрополите Александре (Немоловском)  и архиепископе Василии (Кривошеине) Мне посчастливилось быть близким свидетелем деятельности двух выдающихся иерархов, возглавлявших Брюссельско-Бельгийскую епархию Русской Православной Церкви: владыки митрополита Александра (Нсмоловского) и владыки архиепископа Василия (Кривошеийа). Две весьма разные личности, они имели, однако, связующие черты: непоколебимую верность русской Матери-Церкви, храбрость в исповедании своих убеждений, любовь к настоящей церковной службе и... большое чувство юмора. По характеру же они сильно отличались друг от друга. Владыка Александр Я была первой крестницей владыки, когда он приехал на смену скончавшемуся о. Петру Извольскому 266 , настоятелю храма свт. Николая Чудотворца в Брюсселе. Я, конечно, этого не помню, но, упоминая об этом, хочу указать, что с самого раннего возраста я была связана с владыкой. Вот что я написала о нем в моих воспоминаниях: «Неотъемлемой частью церкви для нас являлся её глава – архиепископ Александр (Немоловский) 267 . Очень выдающийся человек. Ещё до революции он был послан миссионером в Америку и оттуда уже попал к нам в Брюссель. Наш приход состоял тогда в ведении Парижской митрополии, во главе которой находился владыка Евлогий 268 , а сам Париж подчинялся временно Патриарху Вселенскому 269 , так как связь с Россией была утрачена. Карловацкий раскол, на котором я здесь не буду останавливаться, делил Церкви. Владыка Александр, со всей страстностью своей натуры, оставался верен своему духовному начальству и горестно переживал отход многих своих прихожан. Владыка был человек гордый и властный. «Мы, архиереи – князья Церкви», – говорил он. Но гордость эта была не личной, а касалась сана. Он пошел в монахи после того, как собственными глазами видел чудо, совершенное св. Иоанном Кронштадтским , и сам святой предсказал ему жизнь, полную скорбей. Вера владыки была, в самом прямом смысле слова, из тех, что переставляют горы. На наших глазах он подымал «от одра болезни» безнадежных. Молился так страстно за своих прихожан, что, по словам Марьи Митрофановны Жуковой (нашей тогдашней старостихи) 270 «не давал людям умереть спокойно». Всегда постился, жил чаем и, кажется, только на первый день Пасхи съедал одно яйцо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Гермоген наших дней» В Санкт-Петербурге состоялся вечер памяти митрополита Иоанна (Снычева) 03.11.2015 1296 Время на чтение 9 минут 2 ноября исполнилось 20 лет со дня блаженной кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Как сообщалось , памяти владыки Иоанна был посвящен вечер в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Концертный зал едва вместил желающих почтить память приснопоминаемого владыки - люди стояли в проходах между рядами и вдоль стен, а тех, кто хотел поделиться своими воспоминаниями о встречах с митрополитом Иоанном было так много, что выступающие говорили не более 8 минут, и все же за те 3 часа, что длилась встреча, не все успели подняться на сцену и рассказать о том, какой след в их судьбе оставил великий пастырь. В начале вечера наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий высказал уверенность, что владыка Иоанн духовно присутствует в зале и испросил у него благословения на открытие встречи. Действительно, незримое присутствие приснопоминаемого пастыря ощущалось все реальнее по мере того, как звучали воспоминания духовных его чад, все ярче и рельефней обрисовывались грани духовного облика этого великого святителя: защитника Православной Церкви, ученого, милосердного пастыря - « Гермогена наших дней » - как назвал митрополита Иоанна в своем приветствии собранию известный российский актер Александр Яковлевич Михайлов, хорошо знавший владыку. Пастырское слово митрополита Иоанна, запечатленное видеокамерой, прозвучало так же актуально, как 20 лет назад: « Чтобы возвратить наше Отечество к его светлому, высокому состоянию, необходимо, чтобы мы пережили то состояние, что пережил Блудный сын - раскаяние в грехах, решимость на покаяние и отвержение греха. Может ли Россия возродиться в своем могучем величии? Кажется, невероятным, но то, что невозможно людям, возможно Богу! » Эти слова владыки стали рефреном вечера, их с надеждой и верой повторяли выступавшие - священники и миряне, эти слова как нельзя лучше подходили к самому приснопоминаемому архипастырю.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/03/ge...

Закрыть itemscope itemtype="" > Знамение времени «Полунощники». Повесть Н. Лескова 16.06.2022 2334 Время на чтение 8 минут В связи с недавним 190-летием известного русского писателя Николая Семеновича Лескова (1831 - 1895) публикуем статью о нем 1892 года (впервые опубликована: Богословский Вестник. – 1892.– Т. 1.– С. 415–419) одного из выдающихся русских архипастырей, митрополита Антония (Храповицкого) (1863–1936) в бытность его еще архимандритом, ректором Московской духовной академии. Ко времени написания статьи уже сформировались его богословские взгляды, он был достаточно тесно знаком со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Н.С. Лесков завершил написание своей повести «Полунощники» осенью 1890 г., которая была напечатана в последних двух книгах либерального «Вестника Европы» за 1891 г. Это был пасквиль на св. прав. о. Иоанна Кронштадтского. О духе этого произведения можно судить по его кощунственной лексике. Глумление Н. С. Лескова над дарами о. Иоанна, видно и в письмах писателя к Л. Н. Толстому. «Полунощники» многократно переиздавались. Так, уже через год после журнальной публикации они были включены в одиннадцатый том Собрания сочинений Н.С. Лескова. В последнем «советском» (М., 1989) двенадцатитомном Собрании сочинений Н.  С.   Лескова (т. X I ), эта повесть вышла тиражом 1 700 000 экземпляров.   Ложное изображение Всероссийского пастыря в повести Н.С. Лескова «Полунощники» и послужило одной из причин появления критической статьи  в богословском журнале. Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том III . – СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911. – С. 388–392). Курсив в тексте – авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Постраничные ссылки заменены концевыми. +   +   + Небольшой рассказ известного беллетриста, уместившийся в двух осенних номерах «Вестника Европы», раздался звонким заушением Православной Церкви. Смысл рассказа заключается в сравнении современных религиозных идеалов – православных и толстовских. Выводятся представители того и другого религиозного склада и раскрывается безусловное якобы превосходство последних, даже не превосходство, а полная противоположность! Представители православия (от лучших пастырей и академических профессоров до простолюдинов) это сыны тьмы, по Лескову, а последователи толстовского учения – сыны света, исполненные любви и самоотвержения, ученики евангелия (разумеется в толстовской переделке). Значение повести заключается в том, что автор сопоставляет оба мировоззрения не с научно-теоретической стороны, но в их жизненном воплощении, и притом в лицах, не вымышленных, но действительных: его рассказ вращается около известнейшего деятеля Православной Церкви, на которого с благоговейною любовью взирает весь русский народ и верующая часть общества.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест Серафима 11.12.2019 655 Время на чтение 9 минут Источник: Портал Культура Аристократ, доблестный офицер, светило народной медицины, прекрасный историк и публицист, выдающийся богослов и пастырь, а еще замечательный иконописец, композитор, администратор, хозяйственник — трудно представить, чтобы столько свойств-дарований соединились в одной личности. Пришедшие 30 ноября 1937-го арестовывать его сотрудники НКВД о подобных вещах не задумывались. Они видели перед собой тяжело больного старика, проблемой для них стало лишь то, что он не мог идти сам. Вместо «воронка» вызвали «скорую помощь», потащили на носилках... 11 декабря наша церковь отмечает память священномученика Серафима (Чичагова), митрополита. Чичаговы, среди которых были генералы, два адмирала и другие знатные, уважаемые особы, честь своего рода несли высоко. Казалось, что и жизненный путь сына артиллерийского генерал-майора, получившего по рождении имя Леонид, определится его происхождением. До поры до времени так и было: элитный Пажеский корпус, звание камер-пажа Высочайшего двора, примерная служба в лейб-гвардии, офицерский мундир Гвардейской конно-артиллерийской бригады, скорая возможность отличиться на войне, да еще какой — освободительной, по сути священной... В 1877 году весь русский народ на волне высочайшего подъема, с колокольным звоном, молебнами и бравурными маршами провожал свою армию, выступившую спасать братьев-болгар. В сражениях молодой гвардеец показал себя достойно. Дрался под Плевной, Горным Дубняком, Телишем, переходил по заснеженным кручам через Балканы, участвовал в прорыве последних рубежей турецкой обороны под Филиппополем (нынешний Пловдив). Как итог — три боевых ордена, наградная сабля от императора. В жесточайших боях подпоручик Чичагов не получил ни единой раны, хотя вокруг лились моря крови, корчились от нестерпимых мук, падали замертво такие же офицеры и простые солдаты. Сопереживая им всей душой, он часто размышлял об истинных смыслах жизни, страданий, подвига. Сразу же после войны судьба свела его с праведным Иоанном Кронштадтским. Тот не только сумел ответить на тревожившие молодого человека вопросы, но во многом оказался близок ему. Леонид Чичагов тянулся к этому священнику, как к чистому, способному утолить душевную жажду роднику. На три десятка лет о. Иоанн станет его духовником и наставником.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/11/krest_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 2 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 24.09.2010 450 Время на чтение 20 минут Часть 1 С 1978 года архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний ( Медведев ) являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ, участвовал в подготовке Архиерейских соборов. Еще будучи игуменом и архимандритом, он подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями - приложение к Троицкому календарю. Прекрасный знаток церковного Устава и богослужения, владыка Антоний по поручению Архиерейского Синода составлял богослужебные тексты службам преподобному Герману Аляскинскому и праведному Иоанну Кронштадтскому (вместе со святителем Иоанном Шанхайским), молитвы всем святым, в земле Российской просиявшим, и блаженной Ксении Петербургской. Архиепископ Антоний составил и службу святым новомученикам и исповедникам Российским. В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века - Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Владыка Антоний возглавил открытие останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы святителю Иоанну. Архиепископ Антоний входил во все подробности самой службы прославления святителя Иоанна. К примеру, на прославлении в Сан-Франциско, на малом входе за Божественной литургией, мощи святителя Иоанна были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте. Эту часть службы владыка Антоний заимствовал из описания прославления святителя Тихона Задонского, состоявшегося 13 августа 1861 года: мощи святителя Тихона тогда были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте; четыре архиерея, в том числе и святитель Феофан (будущий Затворник), стали по обеим сторонам святых мощей как сослужащие. В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадивший себя ради Церкви и паствы, владыка обратил внимание на свои недуги только тогда, когда стал передвигаться и читать с большим трудом. Архиерейский Синод с 1 января 2000 года дал отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла (Дмитриева). Почему владыка Антоний не попросил Синод освободить его от управления епархией, а просил лишь дать отпуск до Собора? Думается, что, поскольку владыка Антоний был истинный монах, он воспринимал свое служение на Западно-Американской кафедре как монашеское послушание. Это послушание дал ему Архиерейский Собор, и только Архиерейский Собор (а не Синод) мог его от этого послушания освободить. Вот почему, в частности, архиепископ Антоний так дожидался Архиерейского Собора, который должен был состояться в октябре 2000 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Произошло настоящее чудо Елена Бабич об исцелении Лидии Федосеевой-Шукшиной по молитвам к Иоанну Кронштадтскому и о других чудесных событиях 06.01.2017 3372 Время на чтение 4 минуты Политик и общественный деятель, руководитель движения «Петербург - духовная столица» Елена Бабич выкупила у художника Юрия Ступицы портрет святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. «Недолго думая, объявила сбор средств на портрет, и нужная сумма появилась очень быстро, хотя все сдавали, кто, сколько мог, - рассказала жительница Кронштадта на своей странице в ВКонтакте. - На освящении часовни Параскевы Ковригиной портрет подарили приходу храма в честь иконы Владимирской Божией Матери, а настоятель затем этот портрет преподнес Патриарху. Такая вот счастливая история у портрета». Некоторое время спустя народная артистка России Лидия Федосева-Шукшина передала ей уже прижизненный портрет о.Иоанна, который впоследствии также передали в дар храму Владимирской иконы Божией Матери. Более подробно о чудесном приобретении портретов Всероссийского батюшки Елена Бабич рассказала в интервью «Русской народной линии»: Я родилась в Кронштадте, поэтому со дня своего появления на свет чувствовала глубокую связь с о.Иоанном Кронштадтским. В детстве моя бабушка часто водила меня на могилу старицы Параскевы Ковригиной. Встав уже взрослой, я еще более почувствовала неразрывную связь с дорогим батюшкой. Я одна из самых первых в Кронштадте предложила заниматься восстановлением его наследия, в чем весьма преуспела. Однажды я зашла в мастерскую кронштадтского художника Юрия Ступицы, где пред моим взором предстал на мольберте прекрасный портрет о.Иоанна Кронштадтского. Я поинтересовалась: «Юра, ты написал замечательный портрет! Кто заказчик?». И он мне поведал грустную историю, что этот портрет ему заказали, но так и не выкупили. Он наотрез отказался говорить, кто был инициатором его написания. Недавно я вновь подступила к нему с вопросом: «Юра, кто же был заказчиком?». И снова он ушел от ответа, сказав: «Я уже не помню». Увидев портрет, я поняла, что не могу не выкупить его. Неправильно будет, если он останется в коллекции художника и будет стоять среди других полотен: пейзажей, натюрмортов и других работ, которые художник написал для души или выставок. Я решила, что этот портрет должен стать достоянием людей и предложила всем миром собрать по копеечке и выкупить у художника портрет. Требовалась немалая сумма, хотя, признаюсь, я могла поднатужиться и выкупить его самостоятельно, но решила, что будет правильней, если люди объединятся и приобретут образ дорогого батюшки.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/06/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой Серафим – хозяин нашего прихода, и это проявляется во всем» 30.07.2021 648 Время на чтение 12 минут Источник: Православие.Ru Протоиерею Серафиму Гану – представителю известной династии в Русской Зарубежной Церкви – наверное, повезло. Уже 16 лет он служит в американском городе Си-Клифф близ Нью-Йорка, на приходе, который носит имя его небесного покровителя – преподобного Серафима Саровского. Хотя, возможно, это скорее большая ответственность, чем просто везение. Сам же батюшка такой поворот в своей судьбе называет благословением. Предлагаем вниманию читателей портала беседу с отцом Серафимом об истории прихода, о его нынешней жизни и о помощи преподобного Серафима. Храм преподобного Серафима Саровского (Си Клифф) Фото: pravoslavie.ru Помощь преподобного всегда сопутствовала нашей семье – Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как вы ощущаете присутствие своего святого в собственной жизни и в жизни вверенного вам прихода? – Я думаю, все важнейшие события в нашей семье всегда проходили вокруг преподобного Серафима. Его помощь нам сопутствовала всегда. Когда мне было лет 13, моя бабушка Софья Константиновна рассказывала мне, как наш предок – владыка Ювеналий (Килин), архиепископ Цицикарский – совершенно неожиданно оказался участником обретения мощей преподобного Серафима и их омовения перед прославлением в 1903-м году. В то время он был иеромонахом Пермского Белогорского монастыря и сопровождал своего игумена – отца Варлаама (который, как и многие насельники обители, был расстрелян в 1918-м году) в паломнической поездке. Они побывали в Оптиной пустыни, в Кронштадте служили с отцом Иоанном Кронштадтским. Все важнейшие события в нашей семье всегда проходили вокруг преподобного Серафима У них появилась возможность попасть на торжества по прославлению преподобного Серафима в Сарове. Будущего владыку Ювеналия попросили принять участие в перенесении мощей в собор. В алтаре совершалось омовение и облачение мощей, в преддверии перенесения. На меня произвел большое впечатление рассказ бабушки о том, что как только они открыли крышку гроба, то весь собор наполнился благоуханием.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/30/svyato...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Сначала венецианцы, потом - христиане " 25.02.2011 538 Время на чтение 14 минут Парадоксы города мостов и каналов Что мы знаем о Венеции? Знаменитые на весь мир гондолы, каналы, венецианские маски, фестиваль... А ведь сегодня это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви. Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший в Италии форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка». О Венеции, ее святынях, ее истории и о Православии в «городе мостов и каналов» рассказывает настоятель единственного на сегодняшний день русского православного прихода в Венеции - иерей Алексий Ястребов. Буквально первые мои шаги по венецианской земле стали для меня откровением. Я приехал зимой, вечером, и сразу отправился знакомиться с клиром Греческой Церкви. А мои прихожане в тот же вечер предложили поклониться местным святыням. Первое, что я увидел, - мощи святого праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, и мощи святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского, к которому я еще с семинарских лет относился с особым благоговением: он и подвижник, и богослов, и талантливейший администратор, и писатель, и борец с арианской ересью - легендарная и очень сильная личность. Православный вариант «Как закалялась сталь» - это про него. И тут я вижу перед собой его мощи... Впоследствии я наблюдал реакцию разных людей на святыни Венеции: это и удивление, и благоговение, и восторг. Никогда не забуду, например, духовный восторг отца Геннадия Беловолова, настоятеля Леушинского подворья в Питере, и его спутников перед византийским образом Богородицы «Никопея», прообразом чтимой у них и во всей нашей Церкви иконы «Аз есмь с Вами и никтоже на вы» (связанной с великими подвижниками - прав. Иоанном Кронштадтским и преп. Серафимом Вырицким). Для Италии обилие святых мощей - дело неудивительное. Их дарили друг другу знатные лица, их привозили с оккупированных турками территорий, спасая от осквернения, их даже воровали - часто не гнушаясь никакими методами: пытками, подкупом... В Средние века считалось, что чем больше в городе мощей святых и мучеников, тем больше у его жителей небесных покровителей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть В Казани прошла встреча трезвенников в память о святом праведном Иоанне Кронштадтском 23:39 19.11.2023 102 Фото: Предоставлены организаторами 19 ноября 2023 г. в храме свт. Варсонофия в г. Казани состоялась встреча в память о святом праведном Иоанне Кронштадтском, которая была организована отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Казанской епархии под руководством председателя отдела, настоятеля храма иеромонаха Вячеслава (Шапорова). На встрече с прихожанами присутствовали известный казанский краевед-историк, доцент Казанской духовной семинарии, член Союза писателей России Анатолий Елдашев и руководитель Казанского епархиального общества «ТРЕЗВЕНИЕ» во имя св. пр. Иоанна Кронштадтского Владислав Юферов, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Анатолий Елдашев рассказал о пребывании св. пр. Иоанна Кронштадтского в Казани, как он посещал город, с кем встречался, где останавливался, как общался с жителями Казанского края. Также Елдашев рассказал интересные исторические факты о святителе Варсонофии, про старинный храм, в котором проходит эта встреча, также об исторических исследованиях и своих книгах про Казанскую икону Божией Матери, про старинный собор в честь явления этой Иконы во граде Казани, про Казанский Кремль и показал присутствующим подлинники редких исторических фотографий. Владислав Юферов рассказал о посещении праведным Иоанном Кронштадтским сибирского города Омска, где он присутствовал на закладке Ачаирского монастыря на берегу Иртыша и посещал храмы Омска. Юферов несколько раз посещал с молитвами Омский Воскресенский военный собор, в котором в разные годы молились св.пр. Иоанн Кронштадтский, будущий святой царь Николай 2, также Федор Достоевский, который отбывал там 5 лет каторгу, где зародились его известные произведения. Владислав Юферов также поделился, что в Казанском епархиальном обществе «ТРЕЗВЕНИЕ» хранится реликвия – старинная книга, изданная более 100 лет назад, в которой при жизни отца Иоанна были опубликованы проповеди величайшего праведного пастыря «НОВЫЕ ГРОЗНЫЕ СЛОВА отца Иоанна (Кронштадтского)». В этой книге есть и его обращение – «Слово девятое» - «Пробудитесь, пьяницы!», которое актуально и сейчас.

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/19/...

Знать святого в дни его земного пребывания и чудо, и тайна… Жизнь владыки Петра — епископа Кливлендского, управляющего Чикагской и Средне-Американской епархией — тесно связана со святителем Иоанном Шанхайским. В юности будущий владыка Петр прислуживал ему и сопровождал в архипастырских поездках. Владыка Петр родился в 1948 году в Сан-Франциско, учился в Кирилло-Мефодиевской русской церковной гимназии — и его владение русским языком безупречно. Интервью для «Вестника Архангельской митрополии» гость дал, приехав на торжества в честь святого Иоанна Кронштадтского. — Владыка Петр, что связывает вас с Россией? — Я русского происхождения. Отец родился на Дону, учился в кадетском корпусе в Омске, вырос в Сибири, мать родилась на Волге. Корпус во главе с Колчаком отступал, дошел до Владивостока, затем папа очутился в Китае. Семья мамы тоже попала в эту страну. Родители встретились в Шанхае, там и венчались. Отец работал в американской фирме. Потом они отправились в Америку, где и родился я, самый младший в семье, у меня еще три брата. Родители поселились в Сан-Франциско. Там была довольно большая русская колония, а при кафедральном соборе работала гимназия. Программа — согласно классическим программам дореволюционной России. Мы изучали все, кроме математических предметов, которые проходили в обычной школе: русский язык, литературу, историю, географию, пение. Программа очень насыщенная, прекрасные преподаватели, еще «дореволюционные», например, историю вела Инна Петровна Скуригина, которая преподавала в Полтавском кадетском корпусе. Так что я вырос в Америке, но в русской семье, в русской среде, по укладу — в дореволюционной России… — А чем люди того поколения, эмигрировавшие по вынужденным причинам, отличаются от наших современников? — То были люди культуры, идейные. Они покинули Россию не потому, что хотели, а потому что вынуждены были это сделать. Но они жили Россией и нам — детям, молодым людям — старались передать любовь к ней. Знаете, старшие никогда не прививали нам ненависть, непримиримость к коммунизму – да, но к России только любовь.

http://pravoslavie.ru/88520.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010