Скачать epub pdf Рамки этой статьи ограничены. Здесь в нашу задачу не входит детальное обсуждение истории диаконата Восточной Православной Церкви. Мы обратимся к современной ситуации и связанным с ней проблемам. С другой стороны, эта ситуация может быть вполне понята и оценена только в исторической перспективе. В течение истории диаконат очевидным образом неоднократно менял свою форму и назначение; отсюда православный богослов в своем исследовании руководствуется традицией, особенно в спорных вопросах. С ранних пор диаконат признавался неотъемлемой частью тройственной структуры апостольского служения, хотя бы только и на третьем месте. Как ни странно, вопрос о действительном происхождении диаконства, как не вполне прояснённый, остаётся открытым. Общепринято считать, что диаконат начинается с описанного в шестой главе Деяний избрания апостолами Семи, однако само название «диаконы» в тексте не появляется. Это была интерпретация, принятая на Западе со времён св. Иринея. В современную эпоху, однако, эта интерпретация была оспорена. Православный богослов в этом вопросе неминуемо должен принять в расчёт древнюю экзегетическую традицию, авторитетным сторонником и выразителем которой являлся св. Иоанн Златоуст . Говоря в своих «Беседах на Деяния апостолов» об избрании Семи, Златоуст строго и категорично отрицает, что Семеро были «рукоположены» как диаконы, по той простой причине, что в то время не существовало различия между иерархическими степенями: не было ни епископов, ни священников, ни диаконов. Согласно Златоусту, Семеро были избраны по определённому поводу, для выполнения только одной задачи, а именно – «служения столам» (Acta Apostolorum, hom. XIV, MG LX, c.116). Можно возразить, что эта интерпретация лишь отражает ситуацию времён Златоуста, когда диаконство стало институтом богослужебным, особенно на Востоке. Однако Златоуст никоим образом не был склонен преуменьшать важность благотворительной диаконии в Церкви; и действительно, этого рода ответственность Церкви перед обществом была одной из его главнейших забот. Просто он утверждал, что изначально диаконат был установлен в Церкви для иных целей и задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ф. Рахманинов Проскомидия После облачения, как священник, так и диакон умывают руки свои сопровождая омовение чтением 6–12 стихов из 25 псалма: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой Господи» и т.д. (т.е. Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погубил души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа «(служеб. 5 обор. и 6 стр.; священные книги Ветхого Завета в русс. пер. стр. 873 и 874). После того отходят в «Предложение», к жертвеннику», делают перед ним три поклона, при чем каждый читает тропарь великого пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» – (служеб. стр. 6). После сего священник начинает совершать «проскомидию». Диакон. Благослови, владыко. Священник. Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков. Д. Аминь. Священник приступает к жертвеннику, берет левою рукою одну из просфор, а правою – св. копье, и благословляя им трижды верх печати, находящейся на просфоре, говорит: Св. В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (трижды). Д. Аминь. Потом, водружая копье в «правую» сторону печати, произносит, режа: Св. Яко овча на заколение ведеся. Д. Господу помолимся. Водружая св. копье в «левую» сторону печати, говорит: Св. И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Д. Господу помолимся. Водружая св. копье в «верхнюю» сторону печати, говорит: Св. Во смирении Его суд Его взятся. Д. Господу помолимся. Водружая копье в нижнюю сторону печати, говорит: Св. Род же Его кто исповесть? Д. Господу помолимся. После того священник подрезает просфору снизу, а диакон говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

протоиерей Иоанн Вознесенский (05.09.1838–18.12.1910) протоиерей Иоанн Вознесенский Педагог, исследователь русского церковного пения. Биография Родился в с. Вознесенском Макарьевского уезда Костромской губернии в семье дьячка. Имел хороший голос и с детства пел на клиросе, позже - в церковных хорах тех учебных заведений, где получал образование. Окончил Макарьевское ДУ (1854), Костромскую ДС (1860), МДА (1864). Вероятно, в 1862 г. был рукоположен во диакона. С осени 1864 до осени 1883 г. преподаватель греч. языка и церковного пения в Костромской ДС, где имел также множество обязанностей по организации воспитательной и хозяйственной работы. Несколько лет работал над составлением каталога фундаментальной б-ки Костромской ДС (5300 названий, неск. тыс. томов), завершив его осенью 1883 г. (НБУВ ИР. Ф. 3. 12639). Во время летнего отдыха Вознесенский записывал клиросные напевы, а также песни и псальмы Костромской земли (более 1000), сборник которых впоследствии передал Костромскому археологическому комитету (Там же. 12670). В 1878 г. написал программу по церковному пению для семинарии (до этого времени подобных программ, учебников и нотных пособий не существовало); составил нотный учебный сборник на основе церковных напевов Костромской епархии. Сопоставляя эти напевы с изданиями Придворной певческой капеллы, В. отметил в последних потерю «церковной мелодии в пользу гармонии» (Там же. 12639). «Разрабатывал на гласы» (т. е., очевидно, гармонизовал) записанные им напевы (Там же. 12637), в 1881 г. составил 150 листов нотного текста. В это время В. задумал работы по истории и теории церковного пения, которые могли бы служить учебными пособиями. Его начинания были поддержаны С. И. Миропольским, ревизовавшим Костромскую ДС весной 1883 г. и занимавшимся составлением учебных программ. Впоследствии Миропольский вел переписку с В. по вопросам преподавания церковного пения, присылая ему программы на отзыв (Апр. 1884 г.//Там же. 12651). С 20 дек. 1883 по дек. 1893 г. В. был инспектором Рижской ДС, преподавал Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

1.Сказавши о епископах и начертав их образ, и показав, что они должны иметь и чего избегать, (апостол) опускает чин пресвитеров и переходит к диаконам. Почему так? Потому, что невелико расстояние между пресвитерами и епископами. И первые получили тоже дар учительства и также суть предстоятели Церкви, – поэтому то же самое, что он сказал о епископах, применимо и к пресвитерам. Первые одним только (правом совершать) рукоположение выше последних, и в этом одном заключается их видимое преимущество перед пресвитерами. «Диаконы также». То есть, и им должно иметь то же самое. Что же это именно? Быть непорочными, целомудрен­ными, гостеприимными, кроткими, не сварливыми, не сребролюб­цами. А что он сказал: «также», желая видеть их такими, на это он указывает, когда говорит дальше: «честны, не двоязычны» то есть непронырливым и нехитрым. Действительно, ничто столько не делает человека бесчестным, как проныр­ство, и ничто столько не приносит вреда в Церкви, как хи­трость. «Не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести». Этим вот он показывает, что такое значит – быть непорочным. Смотри, впрочем, что и здесь он говорит: не из новообращенных. Выражение: «и таких надобно прежде испытывать», то же значит, что сказанное им об епископах; таким образом он показывает (внутреннюю) связь, потому что тут нет ничего среднего. Поэтому употребил он и там выражение: не новообращенных. Не безрассудно ли, в самом деле, в частном доме вновь купленному рабу не прежде по­ручать какую-либо домашнюю работу, чем он, вследствие долговременного испытания, представит доказательства своего расположения, а в Церкви Божией извне вошедшего тотчас поста­влять в числе знатнейших? Женам, т. е. диакониссам, " должны быть честны, не клеветницы 6 , трезвы, верны во всем.» ( 1Тим.3:11 ). Некоторые полагают, что это сказано просто о женщи­нах; но это несправедливо. Что, в самом деле, он мог иметь в виду, вставляя в средину своей речи несколько слов о женщинах? Говорит он здесь о таких женщинах, которые облечены званием диаконисс. «Диакон должен быть муж одной жены» ( 1Тим.3:12 ). Это прилично было сказать и о женщинах диакониссах, так как это (звание) весьма нужно, полезно и до­стойно уважения в Церкви. " Диакон, – говорит он, – должен быть муж одной жены». Видишь ли, что и от диаконов он требует той же самой добродетели? Хотя они по сану и не равны епископу, однако должны быть так же непорочны, так же чисты. «Хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» ( 1Тим.3:12–13 ). Везде он говорит об управлении детьми, чтобы прочие не имели повода к соблазну. «Ибо хорошо служившие, – говорит, – приготовляют себе высшую степень, то есть совершенство и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса». Он как бы так говорит: те, которые показали себя трезвен­ными в низших (степенях), скоро достигнуть и остальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

игум. Иоанн (Рубин) Псевдохристианство: основные черты Евдокимов Александр Юрьевич Диакон Вячеслав Стёпкин Евдокимов Александр Юрьевич Преподаватель Николо-Угрешской православной духовной семинарии, профессор кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета, доктор технических наук, кандидат культурологии, доцент Перед началом обсуждения конкретных вопросов, связанных с неопятидесятничеством, необходимо попытаться осмыслить общие черты, свойственные псевдохристианству в целом. Псевдохристианство имеет корни непосредственно в протестантизме, суть которого, в частности, – свободное толкование Священного Писания в духе либерализма. Последствия такого подхода в духовном и историческом планах поистине катастрофичны – от дальнейшего дробления христианских конфессий на секты до глобального экологического кризиса, проявившегося во второй половине ХХ в. Возможность собственной трактовки Писания выглядит весьма разумно и, главное, заманчиво. Для «точных» наук такой подход совершенно недопустим, но когда рассматриваются высшие духовные и этические ценности, парадоксальным образом это становится для некоторых вполне разумным подходом. На практике уже в XIX в. это привело к возникновению духовной пустоты и духовному кризису протестантизма (фактическому тупику, что отмечено как русскими, так и западными богословами), выход из которого стали искать в разного рода экуменических направлениях. Как следствие, протестантизм закономерно дает многочисленные «побеги» в виде отдельных направлений и сект как околохристианского, так и откровенно псевдохристианского характера. Происходит нарастание хаоса в духовной, а затем и в материальной сферах. Мы, православные христиане, верим в абсолютность Истины, которая есть Христос. Когда же предлагается плюрализм мнений, это перестает быть христианством по сути. Уместно вспомнить слова Будды о том, что истин столько же, сколько опавших листьев – это сказано в VI в. до Р.Х., и ничего принципиально нового в этом плане быть не может. Эти кажущиеся «свобода» и «справедливость» опровергаются одним вопросом невинного ребенка – «А как на самом деле?», – ответить на который с плюралистических позиций в принципе невозможно. Вспомним и слова Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф. 12, 30 ; Лк. 11, 23 ). В конечном счете истиной для человека становится то, что он сам считает таковой. Это открывает большие возможности идти по широкой дороге, ведущей в известное всем христианам место.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

прот. Иоанн Соловьев 12 января, около 5 часов утра, скончался на 77 году жизни после непродолжительной, но тяжкой болезни (воспаления лёгких) законоучитель Университета св. Владимира, заслуженный ординарный профессор, доктор богословия, протоиерей Назарий Антонович Фаворов. В лице почившего киевское духовенство лишилось старейшего и достойнейшего своего представителя, Университет – любимого и глубокоуважаемого законоучителя, Киевская Академия – своего почётного члена. Продолжительное, свыше 50-летнее, служение о. Фаворова принадлежит всецело киевским учебным заведениям, хранящим о нём самые лучшие воспоминания. Назарий Антонович родился в 1820 году в селе Ламино Рязанской губернии Сапожковского уезда. Отец его был сельским диаконом и, хотя не имел большого состояния, но прилагал все свое старание к тому, чтобы дать своим детям 2 приличное воспитание сначала у себя дома, а потом в духовных школах. Семи лет от роду отрок Назарий был отвезен своим отцом в Сапожковское духовное училище. С самого поступления в школу он отличался прилежанием, скромностью и очень хорошими успехами, почему и предназначен был к переходу в следующий класс. Но так как он был очень юн и мал ростом, то местный преосвященный, присутствовавший на переводных экзаменах, порешил было оставить Назария Антоновича, несмотря на его бойкий и умный ответ, на повторительный курс в том же классе. Услышав об этом приговоре, мальчик залился горькими слезами, и поддержанный начальством и учителями, достиг того, что его перевели в следующий класс. Из духовного училища Назарий Антонович поступил в Рязанскую Духовную семинарию, где обучался (с 1835 –1841 г.г.) наукам богословским, философским, словесным и историческим, преподававшимся в то время на латинском языке, а также языкам – еврейскому, греческому, латинскому и французскому. Окончив с полным успехом курс семинарского учения (первым студентом), Назарий Антонович за казенный счёт был отправлен для дальнейшего образования в Киевскую духовную Академию. В то время в Академии было много даровитых и талантливых наставников, содействовавших развитию студентов и, между прочим, Назария Антоновича.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение II: структура Римской Курии Curia Romana – Римская Курия ( по «Папскому Ежегоднику» – Annuario Pontificio 1994 ) Segreteria di stato – secretaria status seu papalis – Государственный, или Папский, Секретариат Secione per gli Affari Generali – Отдел общих вопросов Secione per i Rapporti con gli Stati – Отдел сношений с государствами Congegazioni – Congregationes – Конгрегации 1. Congregazione per la Dottrina della Fede – Congregatio pro Doctrina Fidei – Конгрегация вероучения Pontificia Commissione Biblica – Pontificia Commissio Biblica – Папская библейская комиссия Commissione Teologica Internationale – Commissio Theologica Internationalis – Международная богословская комиссия 2. Congregazione per le Chiese Orientale – Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus – Конгрегация по делам Восточных Церквей Commissione speciale per la liturgia – Особая комиссия по литургии Commissione speciale per gli studi sullOriente Cristiano – Особая комиссия по изучению христианского Востока Commissione speciale per a formazione del clero e dei е dei religiosi – Особая комиссия по образованию и воспитанию духовенства и монашествующих Catholic Near East Welfare Assotion – Consociatio Catholica pro Medio Oriente – Католическая ассоциация помощи Ближнему Востоку Pontificia Missione per la Palestina – Pontificia Missio pro Palestina – Папская миссия помощи Палестине Riunione Opere Aiuto Chiese Orientali – Объединение организаций помощи Восточным Церквам 3. Congregazione per il Culto Divino e la Disciplina dei Sacramenti – Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum – Конгрегация богослужения и таинств Commissione speciale per la trattazione delle cause di nullita della sacra ordinazione – Особая комиссия по рассмотрению дел о недействительности рукоположения Commissione speciale per le dispense dagli obblighi dei diaconato e del presbiterato – Особая комиссия по диспенсациям от обязанностей диаконата и священства Commissione speciale per la trattazione delle cause di dispensa dai matrimonio rato e non consummato – Особая комиссия по рассмотрению дел о диспенсации от заключённого, но не завершённого брака

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1. Свойства более или менее общие всем нотно-линейным юго-западным ирмологам Для установления наиболее правильных суждений о церковном пении Православной Греко-Российской Церкви надежнее всего обратиться не к переводам, переложениям и сокращениям церковных напевов, существующим в наше время в клиросной практике, хотя и они имеют свои достоинства, но к его первоисточникам, заключающимся в певческих памятниках русской древности. К таким памятникам, между прочим, относятся нотно-линейные ирмологи Юго-Западной Руси XVII и начала XVIII века. Из них только, а не из позднейшего предания, мы можем получить наиболее полное и верное понятие о распевах так называемых киевском и болгарском, заимствованных с половины XVII века Великой Россиею из певческой практики Юго-Западной Руси, точно так же, как понятие о столповом пении – главным образом из безлинейных рукописей, писанных до патриарха Никона , а понятие о греческом распеве – из певческих книг диакона Мелетия и нотных записей его современников. В основание настоящего обзора церковного пения Юго-Западной Руси полагаются следующие шесть нотно-линейных ирмологов юго-западного происхождения: 1) Рукописный Ирмологий 1652 г., принадлежащий Невскому Церковно-Археологическому Музею, без миниатюр, с немногими рисованными заставками и заглавными буквами, писанный весьма четко киноварью и чернилами, без начала до 6-й песни ирмосов I гласа, а равно без предисловия и послесловия. 2) Западнорусский лицевой Ирмологий XVII века, поступивший в тот же Музей из Владимира Волынского, без начальных и конечных листов, с многочисленными миниатюрами, частью уже вырезанными из рукописи. Ирмолог этот, судя по правописанию, устарелым словам и ошибкам в тексте, древнее Ирмолога 1652г., но в поемых статьях с ним одинаков. 1 3) Рукописный «Ирмолог, с которого», как гласит подпись, сделанная на нем позднейшей рукой, «во Львове 1700 года напечатано», без миниатюр. Ирмолог этот, естественно, тождествен с Ирмологом, с него напечатанным. 2 4) Львовский печатный Ирмолог 1700 г., с 15-ю гравированными миниатюрами. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Боэций (ок. 480-524) Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того что они существуют, не будучи благами субстанциальными К Иоанну диакону Ты просишь меня рассмотреть подробнее и еще раз разъяснить темный вопрос из наших Гебдомад 39 , касающийся того, каким образом субстанции могут быть благими постольку, поскольку они существуют, не будучи благами субстанциальными (substantialia bona) 40 . Это следует сделать уже хотя бы потому, говоришь ты, что не все знакомы с подобным методом рассуждения. Ты прав: я сам был свидетелем тому, с каким живым интересом следил ты тогда за моими словами. Что касается Гебдомад, то наедине с тобою я часто размышляю над ними, однако предпочитаю хранить их в памяти, нежели сообщать кому-нибудь из нынешних легкомысленных ветреников, не признающих ничего, над чем нельзя было бы посмеяться. Так что ты не возмущайся темнотой и краткостью моих рассуждений: верные стражи тайны, они приносят свою пользу – понять сказанное могут только достойные. Итак, как делают обычно в математике, да и в других науках, я предлагаю вначале разграничения (termini) и правила, которыми буду руководствоваться во всем дальнейшем рассуждении. 1 . Общее понятие ума (communis amini conceptio) есть высказывание, с которым каждый, выслушав его, соглашается. Они бывают двух видов. Одни общи для всех вообще людей. Например, если ты предложишь такое высказывание: «Если от двух равных [величин] отнять равные, то остатки тоже будут равны», – ни один человек, понявший это, не станет возражать. Другие [общеприняты] только среди ученых, хотя и они основываются на [общих понятиях] первого вида, например: «Все бестелесное не находится в каком бы то ни было месте», – и другие подобные высказывания, с которыми согласится не толпа, а только ученые. 2 . Разные [вещи] – бытие (esse) и то, что есть 41 ; само бытие еще не есть; напротив, то, что есть, есть и существует (consistit) 42 , приняв форму бытия (forma essendi). 3 . То, что есть, может быть причастно чему-то; но само бытие никоим образом не может быть чему бы то ни было причастно: ибо причастность происходит тогда, когда что-то уже есть; а быть что-то начинает только тогда, когда примет бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anit...

Боэций (ок. 480-524) Могут ли «Отец», «Сын» и «Святой Дух» сказываться о божестве субстанциально 36 К Иоанну диакону 37 Исследуем, как могут сказываться о божестве «Отец» и «Сын» и «Святой Дух»: субстанциально или как-нибудь иначе? А способ исследования, я думаю, мы должны взять оттуда, откуда, как известно, является нам очевидное начало всех вещей, то есть из самых оснований католической веры. Тогда, если я спросил бы, является ли субстанцией тот, кто называется Отцом, то ответ был бы: да, он есть субстанция. И если бы я спросил, субстанция ли Сын, ответ был бы тем же. И никто не усомнился бы, что и Святой Дух также есть субстанция. Но, с другой стороны, когда я свожу вместо Отца, Сына и Святого Духа, оказывается, что есть [только] одна субстанция, а не несколько (plures). В таком случае, единая субстанция этих Трех не может ни отделяться, ни разделяться, и она не есть как бы некое единое, образованное соединение [своих] частей, но есть просто единая. Поэтому, что бы ни высказывалось о божественной субстанции, все это должно быть общим для Трех, и это будет своего рода признаком того, что могло бы сказываться о субстанции божества, а именно: что бы о ней ни сказывалось этим способом, все это будет сказываться и по отдельности об отдельных сведенных в одно Трех. Таким образом, если мы говорим: «Отец – Бог, Сын – Бог, Святой Дух – Бог», то Отец, Сын и Святой Дух – это один Бог. Поэтому, если их единое божество (deitas) Есть единая субстанция, то имя «Бог» может сказываться о божественности (divinitas) субстанциально. По той же причине Отец есть истина, Сын – истина, Святой Дух – истина; но Отец, Сын и Святой Дух – не три истины, а одна 38 . Значит, если единая в них субстанция есть и единая истина, то необходимо, чтобы «истина» сказывалась [о них] субстанциально. Очевидно, что субстанциально говорится и о «благости», и «неизменяемости», и о «справедливости» и «всемогуществе», да и обо всем остальном, что мы высказываем настолько же об отдельных [из них], и, однако, не может связываться в отношении всех, сказывается не субстанциально, а иным образом, – действительно ли это так, будет сейчас мною исследовано. Ведь тот, кто есть «Отец», не передает это наименование ни Сыну, ни Святому Духу. Из чего следует, что приданное ему имя не является субстанциальным, ибо если бы оно было субстанциальным как «Бог», или как «истина», «справедливость», да и как сама «субстанция», оно сказывалось бы и об остальных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010