Здание этого храма специалисты относят к типичным образцам верхневолжской архитектурной школы и нередко сравнивают с аналогичными по времени ярославскими церквями. В декоративном оформлении фасадов использованы наличники с кокошниками килевидной формы, а также оригинальные полихромные изразцы, в изготовлении которых тогдашние мастера из Ярославля достигли высочайшего мастерства. Именно здесь в своё время были созданы оригинальные цветовые гаммы и замысловатые узоры для глазурованного кирпича, происхождение которых историки связывают с орнаментами богатых восточных ковров, привозимых торговцами по Волге из Азии. Изразцовое убранство Предтеченской церкви считается одним из красивейших среди угличских храмов. В этой церкви сохранились и уникальные росписи, созданные художественной артелью во главе с потомственным угличским иконописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным в 1845 году. В этот период храм активно перестраивали, в частности, преобразилась паперть, западная сторона которой ещё сохраняет фрагменты прежнего оригинального внутреннего декора. В 1930-х годах монастырь был закрыт, часть его зданий передана под жильё, храмы использовались в хозяйственных целях, позже стояли в запустении. Церкви бывшей обители отреставрированы к 1970-м годам. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи передан РПЦ в 1997 году. Последняя реставрация Иоанновского храма происходила в 2010-х годах. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 " ...В 1854 году на средства происходившего из Углича рыбинского купца Николая Фотиева Баскакова выполнены росписи в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря – летнем храме обители. По условию от 27 января стоимость стенного письма составляла 750 рублей. Храм небольшой и стоимость не самая значительная, но эту работу с полным основанием можно признать одной из лучших в творчестве Д.Г. Буренина. Вероятно, росписи были выполнены во всех помещениях храма, но в настоящее время целостно сохраняются только в основном объеме. При взгляде на стены и своды в первую очередь привлекают внимание сложные многофигурные композиции и насыщенные затейливые орнаменты в стиле рококо.

http://sobory.ru/article/?object=05719

“Записки” игумении Таисии Солоповой раскрывают перед нами внутреннюю жизнь женских монастырей второй половины XIX века. Из ее повествования видно, какое значение для правильного устроения монастырской жизни имела аскетическая традиция. “Записки” свидетельствуют о том, что в женских монастырях, как и в мужских, подвижничество черпало свои духовные силы либо в народном благочестии, либо в аскетической традиции. Все христианские подвижники, известные из истории церковной жизни России, духовно питались из этих двух источников 13 . Особый расцвет иноческого аскетизма наблюдался в Серафимо-Дивеевской обители Нижегородской епархии. Возможно это был отблеск духовного подвига преподобного Серафима Саровского, который явил собой вершину русского благочестия XIX века. В кругу подвижниц, сложившемся под влиянием преподобного Серафима Саровского, самой характерной чертой была совершенная преданность Богу. В своем духовном окормлении преподобный Серафим особое значение придавал молитве и духовной любви к ближнему. Из истории Серафимо-Дивеевского монастыря мы видим, что Преподобный, может быть, больше, чем другие старцы, занимавшиеся духовным окормлением женщин, требовал от своих духовных дочерей аскетического делания. Не исключено, что в монастыре для этого была уже уготована почва, что там существовала аскетическая традиция, которую он продолжил, ибо крепкое основание для аскетического делания заложено было еще основательницей и предстоятельницей общины, монахиней Александрой Мельгуновой, которую Преподобный знал лично. Образы юродивой во Христе Пелагеи Серебряковой (†1884) и других насельниц обители говорят о том, что и после преставления святого аскетическая традиция не угасла, а была продолжена 14 . “Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIIIu XIXbb.” знакомят нас со многими другими русскими подвижницами: игуменией Дорофеей из Знаменского монастыря под Тамбовом (том за январь); игуменией Антонией из Сретенского монастыря под Каширой Тульской епархии (там же); монахиней Дорофеей из Иоанновского монастыря в Москве (февраль); схимонахиней Авраамией из Сретенского монастыря под Каширой (февраль); схимонахиней Марфой из Арзамасского монастыря Нижегородской губернии; двумя затворницами, Марфой и Евдокией, из Харькова (март); схиигуменией Олимпиадой, настоятельницей Алексеевского монастыря в городе Арзамасе Нижегородской губернии (август); монахиней Елисаветой из Сретенского монастыря под Каширой (сентябрь); монахиней Иларией Кобелевой которая в возрасте 13 лет поступила послушницей в Курский Троицкий женский монастырь, через 19 лет суровой подвижнической жизни приняла постриг, провела в этом монастыре 70 лет и все время беспрерывно занималась благотворительной деятельностью.

http://pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v...

У истоков подвижничества русских женщин, их любви к ближнему и преданности Богу мы видим образ Иулиании Оссориной (или Оссоргиной; † 1605); своим личным благочестием она не особенно отличалась от других женщин, но удивительны были ее социально-благотворительные труды: она ухаживала за заразными больными, раздавала милостыню так, что сама вынуждена была голодать; от этого образа на нас веет духом, не характерным для нравов конца XVI в., но зато сближающим его с образами многих русских женщин XIX столетия . В кругу подвижниц, сложившемся под влиянием прп. Серафима Саровского, самой характерной чертой была совершенная преданность Богу. В своем духовном окормлении и руководстве прп. Серафим особое значение придавал молитве и духовной любви к ближнему — социально-благотворительную деятельность он не поощрял. Из истории Серафимо-Дивеевского монастыря мы видим, что прп. Серафим, может быть больше, чем другие старцы, занимавшиеся духовным окормлением женщин, требовал от своих духовных дочерей аскетического делания. Не исключено, что в монастыре для этого уже была уготована почва, что там существовала аскетическая традиция, которую он продолжил, ибо крепкое основание для аскетического делания заложено было еще основательницей и предстоятельницей общины, монахиней Александрой Мельгуновой († 1794), которую преподобный знал лично. Образы юродивой во Христе Пелагеи Серебряковой († 1884) и других насельниц этих женских обителей говорят о том, что и после преставления святого аскетическая традиция не угасла, а была продолжена . Со страниц «Жизнеописаний отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX в.» [ 1188] перед нами встают образы многих подвижниц: игуменьи Дорофеи из Знаменского монастыря под Тамбовом (том за январь); игуменьи Антонии из Сретенского монастыря под Каширой Тульской епархии (там же); монахини Дорофеи из Иоанновского монастыря в Москве (февраль); схимонахини Авраамии из Сретенского монастыря под Каширой (февраль); схимонахини Марфы из Арзамасского монастыря Нижегородской губернии; двух затворниц Марфы и Евдокии из Харькова (март); схиигуменьи Олимпиады, настоятельницы Алексеевского монастыря в городе Арзамасе Нижегородской губернии (август); монахини Елисаветы из Сретенского монастыря под Каширой (сентябрь). Или, например, монахиня Илария Кобелева (1810–1892), которая в 13 лет поступила послушницей в курский Троицкий женский монастырь, через 19 лет суровой подвижнической жизни приняла постриг, провела в этом монастыре 70 лет и все время, беспрерывно, занималась благотворительной деятельностью .

http://sedmitza.ru/lib/text/436669/

Скачать epub pdf Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.) Алмаатинская епархия 1993 Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске. Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь. Архангельская епархия Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия. Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске. Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе. Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный). Астраханская епархия 1994 Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани. Барнаульская епархия 1994 Димитриевский мужской мон. в г. Алейске. 1994 Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле. 1995 Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое. Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске. 1995 Женский мон. при церкви в честь Богоявления в г. Камень-на-Оби. 1994 Мужской мон. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Коробейниково. 1996 Свято-Иоанновский женский мон. в с. Кислуха. Скит в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в с. Ребриха. Белгородская епархия Женский мон. во имя свв. жен-мироносиц Марфы и Марии в с. Зимовеньки; при нем скит. Брестская епархия Мужской мон. при храме во имя св. Афанасия в с. Аркадия. Брянская епархия Мужской мон. в честь Свенской иконы Успения Пресвятой Богородицы в п. Супонево. Одринская женская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Площанская пустынь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, мужской мон. виленская епархия Женский мон. во имя св. равноап. Марии Магдалины в г. Вильнюсе. Мужской мон. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе. Винницкая епархия Женский мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Браилове. Мужской мон. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в г. Шаргороде. Витебская епархия Женский мон. в честь Успения Пресвятой Богородицы при Ильинском храме в г. Орше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Общее количество действующих монастырей по состоянию на 1954 год было 71, общий состав насельников 4 500 человек, из которых подавляющее большинство составляли немощные старцы и старицы. Ниже приводится таблица наибольших – по количеству монашествующихмонастырей, где также указана сумма дотаций каждому конкретному монастырю из средств Московской Патриархии. Наименование епархии Наименование монастырей Количество насельников. Сумма дотаций Патриархии на ремонт и содержание монастырей. Московская Троице-Сергиева Лавра 16 600 000 Киевская Киево-Печерская Успенская Лавра 450 000 Киевская Покровский женский монастырь 205 000 Киевская Флоровский женский монастырь 271 000 Киевская Лебединский женский монастырь 120 000 Одесская Михайловский женский монастырь. 100 000 Черниговская Троицкий женский монастырь 260 000 Винницкая Браиловский Свято-Троицкий женский монастырь Ленинградская Псково-Печерский мужской монастырь Львовская Почаевская Успенская Лавра 300 000 Волынская Воскресенско-Троицкий женский монастырь г. Корец. 100 000 Кишиневская Речульский женский монастырь Дотаций не оказывалось Кишиневская Таборский женский монастырь Дотаций не оказывалось Кишиневская Жировский женский монастырь Дотаций не оказывалось   Некоторые монастыри не получали дотаций от Патриархии, в основном это были номинальные монастыри – приходы, объединяющие 2-4 монахов (например, Балтский мужской монастырь Одесской области). Но среди монастырей, которым не оказывалась материальная поддержка, были и крупные монастыри, они жили за счет труда своих насельников и насельниц. Монастыри Молдавской СССР кроме того, что платили высокие налоги в государственную казну, еще содержали себя и многих паломников, посещавших обители. Все это давалось монашествующим очень непростым трудом. Не оставляет сомнений, что вся корреспонденция, посылки, бандероли, а также денежные переводы также учитывались властями. В ГАРФе имеются сведения из отделений почтовой связи, обслуживающих монастыри западной Украины и Молдавии, о количестве денежных переводов, о суммах и иные сведения. Например, большую часть архивного дела за 1955 год занимают сведения с грифом «секретно» о денежных переводах и посылках, направленные в адрес монастырей Ровенской области за 1953, 1954, 1955 гг., которые получены из районных контор связи Мизочской, Корецкой, Дубновской и Козинской. Далее эти сведения отправлялись в Исполнительный комитет Ровенской областного Совета депутатов трудящихся, а затем в Москву, в Совет по делам Русской Православной Церкви [viii] .

http://bogoslov.ru/article/1769530

4.Отзыв на магистерское сочинение П. И. Лепорского «История фессалоникийского экзархата во время его присоединения к константинопольскому патриархату»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1900–1901 учебный год. СПб., 1901. С. 256–261. 5. Отзыв о книге Б. Мелиоранского «Георгий Киприан и Иоанн Иерусалимлянин – два малоизвестных борца за православие в VII в.»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1900–1901 учебный год. СПб., 1901. С. 268–273. 1902 6. Конспект чтений по общей церковной истории в 1901–1902 гг. СПб.: Литография Богданова, 1902. 8 с. 1903 7. Отзыв на сочинение студента А. Алексеевск ого « Дидим Александрийский »//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1902–1903 учебный год. СПб., 1903. С. 336–337. 8. Отзыв о сочинении студента Д. Спиридонова «Религиозное движение в Византии в VII–IX веках»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1902– 1903 учебный год. СПб., 1903. С. 338–340. 9. Конспект чтений по общей церковной истории. СПб.: Литография Богданова, 1903. 15 с. 10. Лекции по Введению в общую церковную историю. СПб.: Литография Богданова, 1903. 139 с. 1904 11. Конспект чтений по общей церковной истории в 1903–1904 гт. СПб.: Литография Богданова, 1904. 8 с. 1905 12. Отзыв о сочинении доцента С.-Петербургской Духовной академии иеромонаха Михаила «Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви (от 313 до 565 г.)»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1903–1904 учебный год. СПб., 1905. С. 85–93. 1906 13. Записка экстраординарного профессора А. И. Бриллиантова о необходимости лучшей постановки языкознания в Академии//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1905–1906 учебный год. СПб., 1906. С. 100–106. 14. Отзыв о докторском сочинении профессора С.-Петербургской Духовной академии И. С. Пальмова «Чешские братья в своих конфессиях до начала сближения их с протестантами в конце первой четверти XVI столетия»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1904–1905 учебный год. СПб., 1906. С. 165–180.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Долго ли мощи св. Кирилла почивали в Никольской церкви – неизвестно, но когда церковь сгорела, то и он сделались жертвою пламени, так что после пожара собрано было от и их только несколько костей, которые и хранились в ящике, в алтаре нынешней каменной Троицкой церкви. Так как мощи праведного Кирилла, несмотря на долговременное пребывание их открытыми, никогда не были свидетельствованы высшею церковною властью и имя его осталось почему-то невнесенным в древние святцы, то по образовании из Вельского погоста города Вельска при настоятеле собора протоиерее Осокине перестали призывать Кирилла Вельского в церковных службах, а чтобы удовлетворить требованию народа, привыкшего к торжественному празднованию его памяти (9 июня), один из престолов кладбищенской церкви посвятили Кириллу Белозерскому, празднуемому в тот день церковью. Остатки мощей праведного Кирилла, сделавшиеся предметом любопытства, священник Иоанн Алексеевск ий скрыл в землю под одним памятником на престольных местах прежних сгоревших церквей. Но икона праведного Кирилла и доныне стоить в иконастасе теплого собора и народ глубоко уважает своего отечественного угодника и почитает его память. Кирилл Важеский под 9 июия упоминается в полном месяцеслове востока (част. II, указатель III, стр. 404), но нет его ни в историческом словаре, ни у Филарета Черниговского . 77 В рукописном житии пр. Дионисия о месте его рождения сказано: «от града Вологды поприщ четыредссять, гл. десятую стражу нощную, близ озера великого, глаголемого Кубенского, от восточную страну солнечного восхода». В сказании о Каменном монастырь Паисия Ярославова: «прииде некий юноша, именем Димитрий, от града нарицаемого Вологды и молит игумена Дионисия со слезами».... 78 У Муравьева (жития святых, под 1 числом июня) сказано: «пр. Дионисий находился некоторое время и в обители Белозерской в числе учеников св. Кирилла, которого священный лик сохранил на иконе своею кистью. Неизвестно однако, прежде или после пострижения обитал он в Кириллове и не вышел ли оттуда вместе с игуменом Кассианом, или с другими старцами, которые недовольны были нарушением устава Кириллова?» Ничего подобного нет в древниъ рукописных житиях пр. Дионисия, да и быть не могло. Не был пр. Дионисий в Белозерском монастыре до своего пострижения на Каменном потому, что он постригся в 1386–1387 году, а Кирилл начал строить монастырь свой в 1397 году. Не мог выйти из Кириллова пр. Дионисий и с игуменом Кассианом, потому что в 1437 году он скончался, а Кассиан в 1448 году начал еще игуменствовать в Кириллове и на Каменный прибыл гораздо после. Да и странно считать Дионисия учеником Кирилла и иноком его монастыря потому только, что первый написал образ последнего!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Удивителен Промысл Божий! Всю жизнь покойная сестра старалась как можно менее других беспокоить, как можно менее собственно для себя тратить. А по смерти пришлось поднять немалую тревогу в обеих столицах: в С.-Петербурге хлопотать о дозволении отпевать и перевезти тело ее, а в Москве пр. Леонид удостоил служить при гробе, стоявшем сутки в Алексеевск[ом] мон[астыре], панихиду и сам благословил ее в путь – в пустынь. И сколько при этом расходов! И еще замечательное, удивительное и поучительное знамение: родилась она в дер. Покровской, отпета в церкви Покровской игуменом из Моск[овского] Покровского монастыря и легла на вечный покой под святой иконою Покрова Пресвятой Богородицы, которою была благословлена в младенчестве 4-х лет. Очевидное покровительство Царицы Небесной! О скорби нашей семейной при этой утрате матери утешительницы нет слов. Плачет о ней вся обитель. Преемницею ее, кажется, будет их казначея м. Афанасия». Вторая настоятельница игумения Афанасия (Качалова) 563 Игумения Афанасия, в миру Наталия Григорьевна Качалова, – дочь дворянина Калужской губернии Козельского уезда, родилась в сельце Стрельне 12 января 1818 года. До семнадцати лет она отличалась живым, веселым характером, ничто в ее душевном устроении не предвещало каких-то внезапных перемен. Вдруг, без всякой внешней причины, она переменила беззаботную девическую жизнь на жизнь лишений и труда ради Спасителя: стала ревностно посещать храм Божий, дома постоянно читала Евангелие и Апостольские послания и в течение семи лет странствовала по святым местам, горячо молясь Всевышнему, да укажет Он ей путь ко спасению. Во время своего странствия юная подвижница вкушала пищу только один раз в день – вечером, чай пила два раза в неделю – в субботу и воскресенье и неуклонно исполняла всякий день утреннее и вечернее правило. По благословению своего духовного отца старца Антония (Путилова) Наталья Григорьевна всегда одевалась в мужское платье. От природы она была высокого роста, ее доброе спокойное лицо часто оживляла ангельская улыбка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

367 . Пилипчук Михаил Лаврентиевич – Хлебопашец – По избранию – Мирянин от Волынской епархии – 56 – Начальное училище – М. Красилов, Староконстантиновского у., Волынской епархии. 368 . Пилкин Александр Петрович – Товарищ Обер-Прокурора Правительствующего Сената – Член Предсоборного Совета – ? – Университет – Петроград. (Признан выбывшим из из состава Собора за неприбытием). 369 . Писарев Леонид Иванович – Профессор Казанской Духовной Академии, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – По избранию – Мирянин от Казанской епархии – 51 – Доктор церковной истории – Казань. 370 . Писарев Николай Николаевич – Протоиерей, экстраординарный профессор Казанской Духовной Академии – По избранию – От Казанской Духовной Академии – 41 – Магистр богословия – Казань. 371 . Писарев Павел Иванович – Агент правительственного страхования от огня – По избранию – Мирянин от Томской епархии – 46 – Земское училище – Мариинск, Томской епархии. 372 . Пионткевич Алексей Фомич – Председатель съезда мировых судей – По избранию – Мирянин от Волынской епархии – 46 – Университет – Овруч, Волынской епархии. 373 . Платон – Епископ Ревельский, с 20 янв. 1918 г. Управляющий Рижской епархией – По должности – ? – Кандидат богословия – ? 374 . Платон – Митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский, засим Митрополит Херсонский и Одесский, Первоприсутствующий в Святейшем Синоде, член Предсоборного Совета, Член Соборного Совета, председатель отдела о внешней и внутренней миссии, избран в члены Священного Синода – По должности и по участию в Предсоборном Совете – 51 – Магистр богословия – Тифлис. 375 . Пляскин Петр Иванович – Конторщик Алексеевского строительного участка Амурской железной дороги – По избранию – Мирянин от Благовещенской епархии – 42 – Нерчинско-заводское горное училище – Алексеевск, Амурской области. (Признан выбывшим из состава Собора). 376 . Погодин Александр Львович – Профессор Харьковского Университета – По избранию – Мирянин от Харьковской епархии – 45 – Доктор славянской филологии – Харьков. (Признан выбывшим из состава Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уничтожались также названия, присвоенные по личным именам представителей царствующего дома, например: Елизаветград, Елизаветполь, Екатеринбург, Екатеринодар, Николаевск, Новониколаевск, Алексеевск. Ликвидировались названия, связанные с фамилиями так называемой знати. В эту категорию попадали и помещики, а поскольку три четверти деревень России называлось по землевладельцам, полная ликвидация таких наименований оказывалась в принципе невыполнимой. Безоглядное же уничтожение названий, связанных с именами «помещиков и генералов», приводило к серьёзным историко-культурным потерям. Например, город Пржевальск, названный в память о великом русском путешественнике, исследователе Центральной Азии Н. М. Пржевальском, был переименован в Каракал, поскольку Пржевальскому за его научные заслуги было присвоено генеральское звание. Известно, каким гонениям подвергалась Церковь после установления советской власти, однако в 1926 г. ВЦИК специальным декретом предложил местным органам прекратить ходатайства о переименовании селений, имеющих названия по церковным праздникам или по именам святых, что было вызвано исключительной распространённостью этих названий в России. Иную позицию занимал Союз воинствующих безбожников. На конференции его Московской организации (1929 г.) было принято решение добиваться переименования городов и улиц, носящих религиозные названия. Непосредственными жертвами этого решения были переименованные в 1930 г. подмосковные города Сергиев (Загорск), Богородск (Ногинск), Воскресенск (Истра). Но в других областях России безбожники были не столь воинственны, благодаря чему уцелели названия многих городов, в том числе областных центров Архангельск и Благовещенск, а также ряда меньших городов: Белая Церковь, Богородск (Нижегородская обл.), Спасск-Дальний, Троицк и ряд других. Названия, которые появлялись взамен отменяемых, были очень разнообразны. Но с самого начала видное место принадлежало названиям идеологизированным, таким, например, как: Вождь Пролетариата, Коминтерн, Коммунар, Новый Быт, Новый Строй, Парижская Коммуна, Правда, Пролетарск, Свободный, Советский, Труд, Ударный и т. п. Часто выбор нового названия производился по контрасту со старым названием: Великокняжеская - Пролетарская, Генеральский - Красноармейский, Дворянский - Крестьянский, Потёмкинская - Пугачёвская и т. д.

http://pravoslavie.ru/75409.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010